Научная статья на тему 'Ценностная составляющая результативности духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи Смоленской области (итоги социологического исследования)'

Ценностная составляющая результативности духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи Смоленской области (итоги социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
414
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / AXIOLOGY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PATRIOTISM / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Довгий Татьяна Петровна

Православная культурная традиция является ключевым средством духовно-нравственного воспитания смоленской молодежи в условиях современных социальных трансформаций. В статье представлены результаты мониторинга усвоения учащейся молодежью традиционных нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological Component of Productivity of Spiritual and Moral Education of Young People in Smolensk Region (Results of Sociological Research)

The Orthodox cultural tradition is the main means of spiritual and cultural education of young people in Russia under conditions of modern social transformation. The results of monitoring of young people's learning of traditional moral values are presented.

Текст научной работы на тему «Ценностная составляющая результативности духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи Смоленской области (итоги социологического исследования)»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2011. Вып. 3 (22). С. 44-51

Ценностная составляющая результативности

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ

молодежи Смоленской области (итоги социологического исследования)1

Т. П. Довгий

Православная культурная традиция является ключевым средством духовно-нравственного воспитания смоленской молодежи в условиях современных социальных трансформаций. В статье представлены результаты мониторинга усвоения учащейся молодежью традиционных нравственных ценностей.

Глобализация ставит актуальный для наших современников вопрос: при каком условии могут сочетаться секулярные стандарты либерального мира и традиционные начала православного образа жизни? Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает на этот вопрос так: «Во-первых, религиозному образу жизни должно быть гарантировано право существования в современном мире. Во-вторых, государство, положив либеральную идею в основу государственнообщественной модели развития страны, должно противопоставить ей утверждение в сфере воспитания, образования и межличностных отношений традиционных для России ценностей — нашего с вами православного образа жизни... Безрелигиозное общество обречено»2.

С целью выявления ценностных ориентаций студенческой молодежи Смоленской области автором статьи было проведено социологическое исследование в пяти вузах и трех колледжах области. Исследование проводилось совместно с Департаментом Смоленской области по образованию и науке, Смоленской епархией и Смоленским филиалом Московского института инженеров транспорта. В качестве респондентов в мониторинге приняли участие 580 студентов, в том числе 319 человек, обучающихся по техническим специальностям, и 261 человек — по гуманитарным и медицинским. Среди них граждане разных регионов, национальностей, вероисповеданий и те, кто не исповедует никакой религии. Возраст респондентов — 19-22 года.

1 Статья выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации (Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 2010 г. № 182-рп «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства»).

2 «Неизвестный» Патриарх Кирилл: Сб. М., 2009. С. 78.

Исследование проводилось в рамках проекта «Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе достижений отечественной культуры», поддержанного грантом Президента Российской Федерации (Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 2010 г. № 182-рп «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства»). Проект был реализован при поддержке епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта, председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата епископа Зарайского Меркурия и директора Смоленского филиала Московского института инженеров транспорта канд. полит. наук Натальи Николаевны Денисенковой.

Обработка результатов мониторинга позволила раскрыть динамику процесса усвоения учащейся молодежью традиционной православной культуры, ее духовных образов и смыслов. В ходе исследования была подтверждена эффективность существующей модели взаимодействия органов государственной власти региона и Смоленской епархии Русской Православной Церкви.

Показателен факт, что 324 человека (56%) считают, что Русская Православная Церковь как в прошлом, так и в настоящем играет достаточно большую роль в истории Российского государства, а 14% опрошенных считают эту роль решающей. Высокую оценку значения Церкви в жизни Российского государства дали 403 человека — 70% опрошенных студентов, 28 % считают роль Церкви малосущественной, 2% — никакой.

Ответы на вопрос «Какова роль Русской православной церкви в истории Российского государства?» распределились следующим образом (рис. 1).

□ никакой □ малосущественная ■ достаточно

большая

□ решающая ане знаю

Рис. 1. Ответы на вопрос «Какова роль Русской православной церкви в истории Российского государства?»

Опрошенная молодежь признает существенным влияние Церкви на формирование гражданских, общественных и семейных ценностей. 474 человека (82%) считают, что православная культура достаточно развита и распространена в социальной и культурной жизни Смоленской области. Респондентами было отмечено ее положительное влияние на воспитание патриотизма, ответственности перед семьей, обществом и государством. 7% опрошенных считают, что право-

славные религиозные ценности на позитивную (ответственную) социальную позицию человека не влияют.

Большинство опрошенных студентов обладают определенным багажом знаний по православной культуре, полученных ими со школьной скамьи. Они не утратили интереса к ее дальнейшему изучению в форме факультативов и элективных курсов на более высоком содержательном уровне. Опрос показал, что у 63 % студентов имеется определенный интерес, а 16 % — большой интерес к изучению культурной традиции.

Ответы на вопрос «Вызывает ли у Вас интерес содержание курса по православной культуре или иным духовно-нравственным образовательным программам?» распределились следующим образом (рис. 2).

интерес 63%

Рис. 2. Ответы на вопрос «Вызывает ли у Вас интерес содержание курса по православной культуре или иным духовно-нравственным образовательным программам?»

В своем большинстве студенчество поддерживает политику государства, направленную на сочетание модернизации общества с сохранением традиционных начал в культуре и духовной жизни народа. О необходимости преподавания истории и культуры Православия и других традиционных религий России заявили 61 % респондентов, противоположный ответ дали только 20%.

Мнения по вопросу «Необходимо ли преподавать в образовательных учреждениях православную культуру, историю Русской Православной Церкви, историю религий России?» распределились следующим образом (рис. 3).

не знаю

19%

Рис. 3. Ответы на вопрос «Необходимо ли преподавать в образовательных учреждениях православную культуру, историю Русской Православной Церкви,

историю религий России?»

При этом 63% студентов убеждены, что дети должны узнавать о религиозной культуре народа, к которому они принадлежат, в первую очередь в семье. 31% студентов считают, что знакомство с религиозной культурой должно происходить в образовательном учреждении, 34% — что из художественной литературы. Примечательно, что 27% студентов ожидают предоставления сведений о религиозной культуре от самих религиозных организаций, у родителей школьников этот показатель был 8%. Это обстоятельство подчеркивает чрезвычайную актуальность активизации миссионерской работы духовенства в учебных заведениях, армии, в социальных учреждениях. Лишь 15% студентов считают, что СМИ могут вести духовно-просветительскую деятельность, называя главным препятствием этому коммерциализацию СМИ. Замыкает круг возможных вариантов знакомства с религиозной культурой компания друзей, такой ответ дали 4% респондентов.

Студенчество региона воспринимает православную веру и другие традиционные религии России как свою витальную ценность. На вопрос «Может ли православная культура влиять на воспитание у молодежи патриотизма и ответственности перед семьей, обществом и государством?» 82% респондентов ответили положительно (рис. 4).

7%

□да □ нет ■ не знаю

Рис. 4. Ответы на вопрос «Может ли православная культура влиять на воспитание у молодежи патриотизма и ответственности перед семьей, обществом и государством?»

Вопросы и проблемы, которые студенты желают разрешить с помощью духовного образования, традиционно относятся к главным вопросам человеческого бытия. Среди них такие вопросы, как отношения между людьми, отношения в семье — 18%, смысл жизни — 16%, что есть зло и добро — 11%, есть ли Бог — 8%, как и зачем Бог создал человека — 5%, развитие православной культуры и сохранение ее памятников — 11%, будущее человека и человечества — 4%, воспитание детей — 2%.

Студенты Смоленского филиала Московского института инженеров транспорта, в котором на протяжении многих лет преподается курс «Духовная культура России», так обосновали необходимость преподавания основ православной культуры:

• чтобы знать свою историю, свои корни, религию — 42%;

• это часть истории нашего государства — 14%;

• для общего развития — 14%;

• оно научит правильно жить, поможет в сложных жизненных ситуациях, воспитывает патриотизм, сделает людей добрее и чище, учит не совершать плохие поступки, формирует мировоззрение — в совокупности 12%.

Объективность мониторинга подтверждается наличием отрицательных ответов: «не всем это интересно», «одним интересно, другим нет», «только по желанию студентов», «нельзя навязывать» — так ответили 2% студентов.

Молодежь считает, что нравственные ценности, сформулированные в христианских заповедях, моральные и поведенческие императивы, содержащиеся в Священном Писании, могут повлиять на сокращение негативных социальных проявлений в молодежной среде. Большинство студентов (69%) считают, что некоторым людям при их твердом желании православная культура и этика может помочь изменить асоциальный образ жизни, 18% студентов считают, что православные ценности помогут большинству «запутавшихся», 13% считают, что не поможет ничего, кроме собственной воли.

Ответы на вопрос «Поможет ли изучение основ православной культуры повлиять на сокращение негативных социальных проявлений в молодежной среде?» распределились следующим образом (рис. 5)

поможет нет

поможет

69%

Рис. 5. Ответы на вопрос «Поможет ли изучение основ православной культуры повлиять на сокращение негативных социальных проявлений в молодежной среде?»

Вполне прогнозируемой оказалась картина присутствия элементов православной традиции в обыденной жизни. Опрос студентов показал, что сельское и городское население Смоленщины сохранило традиции семейного празднования основных христианских праздников. Семейный уклад, безусловно, повлиял на то, что 485 студентов (84%), в том числе приехавших из других регионов России, отмечают православные праздники. Студенты празднуют или отмечают Рождество Христово (81%), Пасху (92%), Радоницу (36%), Крещение (31%), Троицу (17%). Менее 10% студентов упомянули празднование Благовещения, Успения, Покрова Пресвятой Богородицы, Преображения и Вознесения Господня, Вербного воскресенья. Ответили, что не празднуют, 95 человек, т. е. 16% (см. рис. 6).

Рис. 6. Ответы на вопрос «Празднуете ли Вы православные праздники?»

Студенты имеют достаточные знания о православных святынях России. С родителями, друзьями, паломническими или экскурсионными группами молодые люди посещали святые места. Так, 63% студентов называют три и более святых мест и монастырей, причем многие из них они посетили. 36% называют Троице-Сергиеву лавру и Киево-Печерскую лавру, 40% — Храм Христа Спасителя, 15% — Псково-Печерскую лавру, 8% — Герасимо-Болдинский монастырь, 4% — Валаамский и Соловецкий монастыри, 2% — Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке.

На результатах опроса в значительной степени сказался этнический состав региона. Абсолютным большинством респондентов являются славяне, которые по состоянию на 2002 г. составляли 98,2% населения региона. Иногородние студенты прибывают из соседних регионов Центрального федерального округа и пограничных областей Белоруссии (Витебская, Могилевская и Гомельская).

Понятия духовности и нравственности, значимость духовной жизни для современного человека и для себя лично студенты раскрыли через внутреннее состояние личности. Духовность, по мнению опрошенных, выражается в состоянии души (23%), нравственных устоях, моральных принципах (23%), вере в Бога (17%), чистоте души (12%), самосовершенствовании (9%), познании самого себя (5%). Такие ответы, как «уважение человеческого достоинства», «любовь к людям и Родине», дали менее чем 1% юношей и девушек.

Это свидетельствует о том, что нехватка любви к ближнему, просвещенного патриотизма остается острейшей проблемой воспитания человека и гражданина в современной России. В среде «успешных» людей расхожей становится мысль: «Родина там, где налоги ниже». Это связано в основном с принудительным внедрением либеральных ценностей в жизнь российского общества и всех его институтов, особенно образования и культуры, что, в свою очередь, есть следствие глобализации, повлекшей за собой насильственную вестернизацию. Названная тенденция раскрыта А. Дж. Тойнби в цивилизационной концепции глобального «Вызова-Ответа»3, С. Хантингтоном в книге «Столкновение цивилизаций»4. В конце XIX в. К. Н. Леонтьев писал о стадиях развития культуры от «цветущей

3 Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1996.

4 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. С. 33—49.

сложности к вторичному упрощению» и утрате духовных ценностей5. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл связывает преодоление диктатуры глобализма с распространением православных ценностей в современном обществе в работе «Норма веры как норма жизни»6.

Возможной проблемой значительной части молодежи является то, что понятия «патриотизм», «нравственность» не обладают для них конкретным содержанием. Поэтому они не связывают эти понятия со своей социальной (семейной, политической, профессиональной и т. д.) жизнью. В таком случае это проблема не только образования. Возможно, это разрыв в сознании конкретного человека между внешней жизнью в потребительском обществе и внутренним требованием нравственности (совести). Тогда то, что он считает в реальной жизни нравственной нормой, таковой не является. В сознании происходит стирание грани между добром и злом, нравственным и безнравственным, добродетельным и грешным. Постепенно происходит подмена этих понятий, они становятся релятивными, безличными, внешними, «симулятивными», не приводящими к духовному и нравственному преображению личности.

Во многом это является следствием массового сознания эпохи постмодернизма. Ж. Бодрийяр считает, что эра постмодернизма знаменуется полной взаимозаменяемостью и подменяемостью противоречивых понятий и терминов: «красивого и уродливого в моде, правого и левого в политике, истинного и ложного в масс-медиа, полезного и бесполезного на уровне объектов, природы и культуры на любом смысловом уровне»7.

Особое внимание в социологическом исследовании было уделено выявлению гражданской позиции студентов. Доля студентов, которые позиционируют себя как «безразличные» и «не участвующие» в общих социальных, духовных и политических процессах в России, составляет по разным учебным заведениям от 14% до 36% опрошенных. Так, 36% студентов не знали и не интересовались программной статьей Президента Российской Федерации Д. А. Медведева «Россия — вперед!», в которой на обсуждение общественности были вынесены ведущие идеи и направления модернизации России до 2020 г. Ответ «слышали или читали статью» дали 42% респондентов (56% студентов коллежей и техникумов, 32% студентов вузов). Разница в данном показателе в определенной степени связана с тем, что в колледжах сохраняется система внеаудиторной воспитательной работы, в рамках которой студентов знакомили с данной статьей.

Вместе с тем, большая часть студенчества имеет позитивное мнение о путях развития страны. Ответы на вопрос «Каковы ваши предложения по модернизации России» распределились следующим образом:

на первом месте — борьба с коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и алкоголизмом (16%);

5 См.: Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Русские философы: Антология. Вып. 1. М., 1993.

6 «Неизвестный» Патриарх Кирилл.

7 Бодрийяр Ж. О совращении // Ad тащтет. М., 1993. С. 330.

на втором месте — социально-экономическое развитие страны, рост промышленности и сельского хозяйства (15%);

на третьем месте — духовное возрождение общества (11%);

на четвертом месте — упрочение нравственности и норм морали (6%).

Результаты исследования являются социологическим материалом, на основании которого можно разрабатывать программы гражданского патриотического и духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Усвоение православных ценностей подрастающим поколением может стать ведущим направлением профилактики формирования «общества потребления» в России.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утверждает, что для будущего России неприемлема концепция формирования человеческого сообщества как «плавильного котла» цивилизаций и культур, что является главной идеей глобализации. При этом неприемлема и другая крайность — религиозного и культурного фундаментализма, когда единственный способ спастись — это наглухо закрыть двери своего дома. Срединный путь сформулирован «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Духовной и культурной экспансии, чреватой тотальной унификацией, необходимо противопоставить совместные усилия Церкви, государственных структур, гражданского общества, международных организаций ради утверждения в мире подлинно равноправного взаимообразного культурного и информационного обмена, соединенного с защитою самобытности наций и других человеческих сообществ»8.

Ключевые слова: аксиология, духовно-нравственное воспитание, патриотизм, глобализация.

Axiological Component of Productivity of Spiritual and Moral Education of Young People

in Smolensk Region (Results of Sociological Research)

Tatiana P. Dovgiy

The Orthodox cultural tradition is the main means of spiritual and cultural education of young people in Russia under conditions of modern social transformation. The results of monitoring of young people’s learning of traditional moral values are presented.

Keywords: axiology, spiritual and moral education, patriotism, globalization.

8 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. 2000. № 8. С. 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.