Научная статья на тему 'Парадигмы православной религиозности современного российского общества (на материалах Орловской области)'

Парадигмы православной религиозности современного российского общества (на материалах Орловской области) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парадигмы православной религиозности современного российского общества (на материалах Орловской области)»

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

© 2005 г. Г.П. Жосан

ПАРАДИГМЫ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

(на материалах Орловской области)

Положение Русской православной церкви (РПЦ) как субъекта политической системы в постсоветский период России не имеет аналогов в тысячелетней истории Церкви. Новые реалии нуждаются в осмыслении и разработке механизмов гармоничного взаимодействия религиозных организаций с различными структурами общества для построения адекватной политики государственно-церковных отношений.

Целью данной работы является выявление мировоззренческих ориен-таций населения в современном российском обществе и характера религиозности православных верующих. В реализации поставленной цели использовались материалы социологических исследований, проведённых автором на Орловщине в 1999-2000 гг. и в 2002 г.

Результаты опроса показали, что на Орловщине для населения в религиозном комплексе Русского православия наиболее значимым является обряд крещения - 91,9 % респондентов были крещены родителями, либо сами прошли обряд крещения. Вместе с тем около половины прошедших обряд крещения не относят себя к православным верующим. Так, православными верующими себя считают 44,1 %, атеистами - 4,1 %, безразлично относятся к религии 34,7 %, к другим себя отнесли 17,1 %.

По возрастным группам считают себя православными верующими до 18 лет - 48,9 %, 18-20 лет - 52,2, 21-30 лет 38,9, 31-40 лет - 15,4, 4150 лет - 62,5 %. Наибольший процент респондентов, относящих себя к православным верующим, в возрастной группе 41-50 лет, наименьший - в группе 31-40 лет. Православные СМИ объясняют этот феномен тем, что Церковь ещё не освободилась в глазах современной молодёжи, сформированной в среде атеистического менталитета, от образа архаичной, догматичной (в плохом смысле слова), несовместимой с уровнем научных знаний и современной культуры системы, временно оживлённой благодаря политической конъюнктуре [1].

Вместе с тем проведённый на Орловщине сплошной анкетный опрос населения в 1964-1965 гг., одной из задач которого было выявление религиозности населения, показал, что среди опрошенного взрослого населе-

* Всего было опрошено 407 человек. При выборе объектов социологического исследования принимались во внимание возраст (17-50 лет), образование (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее), место жительства (город, районный центр, посёлок городского типа, село). Основной формой исследования был выбран опрос.

ния сельской местности ещё в советские времена считали себя верующими 40,45 %, т.е. тоже около половины респондентов. В школах, где уделялось внимание атеистическому воспитанию, 81,48 % учащихся отрицательно ответили на вопрос о вере в Бога, около 16,5 % ответили уклончиво. Уменьшение религиозного влияния родителей на учащихся старших классов и усиление влияния общества массового атеизма не могло не сказаться на мировоззренческих позициях школьников.

По мере взросления религиозность среди школьников имела тенденцию к снижению среди учащихся 9-11-х классов и составляла всего 6,3 %. Религиозные взгляды старшего поколения, преломляясь в сознании детей, оказывали определённое влияние на формирование мировоззренческой установки личности. Оценка учащимися школ социальной роли религии не всегда зависела от веры или неверия в Бога. Исследования религиозно -сти на Орловщине показали, что в середине 60-х гг. среди респондентов было значительное число людей, не верящих в Бога, но считающих религию полезным общественным явлением, а Церковь - необходимым общественным институтом [2]. Такое отношение к религии и церкви сложилось под влиянием религиозной семьи и секулярного социалистического общества. В начале 90-х гг. под влиянием общественно-политических факторов, идеологической переориентации российского общества сложившаяся мировоззренческая установка проявилась во всплеске религиозности населения стран СНГ и России, о чём свидетельствует высокий процент отнесших себя к православным верующим в возрастной группе 41-50 лет.

Около половины всех опрошенных и православных верующих в 19992000 гг. и в 2002 г. основное предназначение Церкви видят в занятии религиозными делами. Значительное количество респондентов, признавая высокий нравственный потенциал, заложенный в христианском вероучении, считает, что сфера деятельности Церкви - воспитание людей (31,5 % среди всех опрошенных и 33,3 % среди православных верующих). В сфере политики, с точки зрения респондентов, Церковь должна заниматься больше внутригосударственными проблемами (9,4 % среди всех опрошенных, 12,5 % среди православных верующих), чем внешнеполитическими. За распространение влияния РПЦ за пределами России высказалось 6,9 % православных верующих, 5,0 % среди всех опрошенных, и все отнёсшие себя к атеистам. Не верят, что Церковь может существенно влиять на современное общество 7,7 % из всех опрошенных и 5,6 % отнёсших себя к православным верующим. Как видно, существенной разницы в воззрениях о предназначении Церкви в ответах всех респондентов и православных верующих нет, т.е. общество по-прежнему не воспринимает РПЦ как структуру, способную оказать существенное влияние на политику государства.

В постсоветский период у значительной части населения православная самоидентификация преимущественно связана с определёнными социально-политическими факторами, являющимися следствием проводимых в стране реформ и тесно увязана с позицией Церкви в этих условиях.

Всплеск роста православной религиозности среди населения не обусловлен только процессом возвращения народа к своим истокам, соотнесения себя с определённым типом цивилизации и исторически сложившимся образом жизни и культуры, хотя, как показывают исследования, эти факторы также играют существенную роль. Определяющую же роль все-таки сыграл политический фактор: развал страны, обнищание основной массы населения, потеря мировоззренческих ориентаций, межнациональные конфликты, антирусские настроения во многих административных субъектах бывшего СССР и Российской Федерации.

Русская православная церковь на всех уровнях заявляла о своей озабоченности в связи с создавшейся в мире и стране ситуацией после развала СССР и мировой системы социализма. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своём докладе на Всемирной миссионерской конференции в Сальвадоре говорил, что «мы с ужасом наблюдаем за тем хаосом, в который ввергнута Европа, за братоубийственными войнами на территории бывшей Югославии, в Чечне, в республиках бывшего Советского Союза.... многие голодают, тысячи беженцев скитаются по городам и весям некогда могущественной страны. у многих усиливается чувство собственной беззащитности и бессилия перед лицом зла, которое так неожиданно и с такой силой обрушилось на них» [3].

Гражданская позиция, провозглашаемая Русской православной церковью, была близка населению России и стала определяющей в выборе их конфессиональной самоидентификации. Налицо субъективное отношение людей к религии в тесной связи с объективными условиями их существования и, прежде всего, социальными ориентациями и установками. Подтверждением такой точки зрения служит проявление православными верующими слабого интереса и соответственно слабое знание элементарной православной догматики. Православие в России стало как бы особой формой религиозного национализма, для которого характерно, с одной стороны, возросшее число людей, относящих себя к православию либо считающих для себя православие привлекательным, с другой стороны - низкое знание религиозной веры.

Научное исследование религиозности в современной России невозможно без выявления уровня религиозной мотивации личности, т.е. насколько религиозная вера и убеждения являются приоритетными в реальном поведении и насколько убеждён верующий в истинности религиозных догматов. Фактически бесспорные догматы Церкви относятся лишь к очень ограниченному числу определений: учение о Святой Троице (символ веры) и учение о Богочеловеке (определение семи Вселенских Соборов) [4].

На вопрос «Если Вы верующий, то задумывались ли Вы когда-нибудь над образом Бога?» ответы среди православных верующих Орловщины распределились следующим образом: Бог-дух - 11,9 %, Бог-дух и человек - 32,9, Бог неведомая сила - 31,3, пантеистическое представление о Боге как о Вселенной - 11,9, не имеют представления - 13,4, придержи -

ваются другого мнения - 7,5 %. Как видно из полученных ответов, близкое соответствие представлений о Боге с православной догматикой только у 44,8 % православных верующих.

О другом основополагающем догмате православия, касающемся бессмертия души, среди православных верующих также нет ясного представления. Верят в существование загробной жизни лишь 45,6 %, близка идея о переселении души в другие жизни человека у 23,7 % , затруднились ответить, есть ли загробная жизнь, 23,3 %, не верят вообще в потустороннюю жизнь и считают, что душа умирает вместе с человеком 4,4 %, имеют другое мнение по этому вопросу 3,0 %. Ответы респондентов являются свидетельством того, что собственно религиозный комплекс не интересует значительную часть из всех опрошенных и даже около половины назвавших себя православными верующими. Относя себя к православию, основная масса верующих не ищет вечного спасения в религии, скорее прослеживается стремление людей в условиях общественной нестабильности, ухудшения экономического положения большей части населения обратиться к исторически сложившемуся на Руси, имеющему тысячелетнюю историю, проверенному временем - православию. Результаты исследования на Орловщине показали, что на фоне незнания или слабого знания догматики православными верующими имеет место большая приверженность к православию населения области. Из всех опрошенных считают для себя привлекательной религией православие 73,2 %. Другие конфессии не пользуются большой популярностью. Отдали предпочтение католицизму 3,2 %, баптизму 1,9, адвентизму 0,6, исламу 1,9, буддизму 6,4, сатанизму 2,6, другим религиям 10,2 %.

Православные праздники отмечаются большинством населения Ор-ловщины: пасху празднуют 82 % из всех опрошенных, рождество - 82,6, троицу - 48,8, вознесение - 18,0, другие праздники - 8,1 %. Обращает на себя внимание и тот факт, что не празднуют пасху и рождество, отмечаемые на уровне государственных праздников, почти каждый пятый житель Орловщины, где в основном проживают русские. Только около трети из всех опрошенных и немногим больше половины православных верующих знают их смысл, значительная же часть из всех опрошенных и православных верующих имеют лишь представление. В 1964-1965 гг. в среднем 76,84 % учащихся сельских школ и 14,35 % учащихся города Орла отмечали религиозные праздники [2, с. 118]. Популярность религиозных праздников среди сельского населения мало отличается от постсоветского периода, но в советские времена имело место значительное расхождение в степени популярности религиозных праздников среди городского и сельского населения области.

Опросы общественного мнения, проведенные на Орловщине, позволяют сделать вывод, что отнесшие себя к православным верующим по существу являются этническими православными, а их конфессиональные установки сформировались под воздействием семейных традиций. У 97,0 % респондентов близкие родственники относят себя к православию.

Это несколько больше, чем отмечали исследователи религиозности на Орловщине в 1964-1965 гг. Тогда на одного опрошенного учащегося сельских школ области приходилось 0,72 % числа верующих родственников, в городских в два раза меньше - 0,35 % [2, с. 118-119]. В 19981999 гг. и в 2002 г. наблюдается повышенная религиозность среди родственников городских респондентов - 83,9 и низкая - 16,1 % среди сельских. Полученные данные позволяют сделать вывод, что так называемое «религиозное возрождение» в постсоветский период коснулось в основном городского населения, в селе, наоборот, по сравнению советским периодом наблюдается значительное уменьшение респондентов, чьи родственники считают себя верующими.

На вопрос: «Если у человека сложилась трагическая ситуация, то ему поможет...», варианты ответов респондентов, отнесших себя к православию, распределились следующим образом: мобилизация собственной воли - 62,0 %, религия - 20,2, алкоголь - 1,3, наркотики - 3,8, другое мнение - 12,7 %. Следовательно, за помощью к Богу обратятся лишь один из пяти верующих. По существу у 80 % респондентов игнорируется компенсаторная функция религии, которая отличается от обычного утешения выходом за пределы реальности, апелляцией к всемогуществу Бога.

По степени участия верующих и неверующих в религиозных обрядах особых различий нет, т. е. православная обрядность частью общества стала восприниматься как традиционная, исключение составляет обряд погребения, в котором участвовало православных верующих на 9,6 % больше. Среди православных верующих принимали участие в обряде крещения 11,4%, венчания 13,6, погребения 22,7 %.

В регулярности посещения церкви православные верующие также находятся почти на уровне общества в целом. Почти 16 % верующих вообще не посещают церковь, а около 30 % посещают только на главные религиозные праздники, в основном на пасху и рождество. Сослались, что не посещают церковь из-за её удалённости от населённого пункта, всего лишь 1,4 % православных верующих. С другой стороны, судя по ответам респондентов, на Орловщине около 40 % населения периодически посещают православные храмы, а 7 % православных верующих и 5,7 % из всех опрошенных ответили, что если раньше не посещали церковь, то теперь посещают. Анализ полученных ответов свидетельствует, что авторитет Православной церкви среди населения довольно высок, но не стабилен. Московская патриархия понимает, что если религиозные потребности существуют у немногих, то для сохранения своего влияния РПЦ должна удовлетворять и нерелигиозные потребности людей. Богослужения становятся лишь одним, и не самым главным, элементом церковной жизни.

Торжественно отмечаемые Русской православной церковью религиозные празднества и участие священнослужителей в гражданских юбилеях, выступления на телевидении и в других СМИ свидетельствуют о стремлении РПЦ привлечь внимание населения к Русскому православию, пока-

зать открытость Церкви для всего общества. В постсоветский период РПЦ на словах отрицает, на деле претендует на роль национальной идеологии. В начале 90-х РПЦ декларировала, что ни казарменный социализм, ни дикий капитализм не пригодны для России и стоит забыть обо всех «из-мах». Многие авторитетные священнослужители заявляли, что необходимо прекратить насиловать страну в угоду непомерным аппетитам новоявленных собственников [5].

Говоря о нынешнем всеобщем «религиозном одичании» в обществе, которое существенно ограничивает возможности церковного влияния, по данным официального издания РПЦ журнала «Миссионерское обозрение», 42 % россиян практически не ходят в церковь, регулярно посещают храмы 6 %, нерегулярно (реже 1 раза в месяц) - 15, изредка (несколько раз в году) - 19, а 12 % еще реже, причащаются раз в месяц - 4 %, один-два раза в году 8 % и столько же причащаются не каждый год, соблюдают все многодневные посты и среду и пятницу 1 %, Великий пост - 8 % [6]. Православные авторитеты вместе с тем дают понять, что никакой религиозно-нравственной и идеологически-мировоззренческой альтернативы у современной России нет. И предлагают свой вариант русской идеологии, в основе которой заложен ряд основополагающих принципов: опора на многовековые корни российского патриотизма, поддержка и укрепление государства как гаранта соблюдения национального согласия и сохранения традиционных ценностей русской жизни, признание самобытности российского пути государственного строительства, отказ от неоправданного заимствования западного, чуждого для России опыта, правдивая информированность граждан о реальной картине современного положения России, отказ от неоправданной беспечности в деле поддержания национальной безопасности [6, с. 109-110].

По мнению Московской патриархии, противостоять негативным явлениям в обществе может введение в учебных заведениях православного богословия. В то же время среди студенческой молодежи Орловщины хотели бы прослушать в вузе факультатив по православному богословию только 14,9 % из всех опрошенных и немногим больше - 16,9 % православных верующих. На фоне низкого интереса к православному богословию студенты проявляют интерес к религиям мира в целом. Хотели бы прослушать спецкурс по этой тематике 40,3 % из всех опрошенных и 34,1 % православных верующих.

Патриарх, считая не допустимым введение в учебный процесс различных курсов, религия в которых толкуется только как социальный феномен, отрицаются чудеса, отсутствует представление о сакральном [7], по сути, заявляет о претензиях РПЦ на мировоззренческую монополию в российском обществе. По словам Алексия II: «До сих пор окончательно не преодолено наследие времен тоталитарного атеизма, когда вера была почти отторгнута от сферы общественно значимых деяний. Появляются и новые богоборцы, которые хотели бы заключить Церковь в пределы хра-

мовой ограды, сделать религию лишь «частным делом», а материализм и секулярный гуманизм объявить единственно верными учениями, якобы придающими государству мировоззренческий нейтралитет» [7, с. 50].

Знаменательным событием в жизни РПЦ стало принятие Основ социальной концепции Русской православной церкви, первого труда такого рода в истории всех поместных Православных церквей. Алексий II подчеркнул, что Основы социальной концепции РПЦ дали богословскую оценку наиболее важным проблемам современности. Однако среди клириков РПЦ имеет место и другое мнение, что Основы социальной концепции для богословского трактата оказались недостаточно концептуальными, в то время как миссия Церкви сегодня предполагает богословское переосмысление антропологических, историософских и культурных проблем современности, которое диктуется временем, так как мир на рубеже третьего тысячелетия, в условиях которого «странствует» Церковь, всё в большей степени становится постхристианским, т. е. перестаёт ориентироваться на христианские ценности даже в таком рудиментарном виде, в котором они присутствовали до недавнего времени в секулярной европейской цивилизации [8].

Анализ религиозности респондентов позволяет сделать вывод, что в постсоветский период происходит повышение авторитета РПЦ как общественного института на фоне отсутствия роста православной христианизации России, о чем можно судить по цифрам о посещаемости церковных служб верующими, слабом знании православной догматики и игнорировании ими компенсаторной функции религии в случае трагической ситуации.

О повышении авторитета РПЦ свидетельствует тот факт, что 73,2 % из всех опрошенных на Орловщине считают для себя привлекательной религией православие. Привлекательность православия связана с необходимо -стью преодоления нравственного кризиса, охватившего все общество.

Литература

1. Кондратьев Ф.В. Современные социально-психологические факторы восприятия духовности российскими гражданами // Миссионерское обозрение. 2001. № 1. С. 7.

2. Учен. зап. Орловского гос. пед. ин-та. Т. 34. Орел, 1968. С. 119-125.

3. Миссионерское обозрение. 1998. № 8. С. 3.

4. Булгаков С., протоиерей. Догмат и догматика // Живое предание. Православие в современности. М., 1997. С. 8.

5. Митрополит Иоанн. Творением добра и правды // Одоление смуты. СПб., 1995. С. 111.

6. Миссионерское обозрение. 2002. № 9. С. 3.

7. Журнал Московской Патриархии. 2000. № 9. С. 37.

8. Гостев А., священник. Церковный взгляд на общественное оздоровление // Новый мир. 2001. № 4. С. 142-143.

Орловский государственный аграрный университет 3 ноября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.