Научная статья на тему 'Ценности педагогического и студенческого коллективов: сравнительный анализ (на примере коллектива оркестра народных инструментов)'

Ценности педагогического и студенческого коллективов: сравнительный анализ (на примере коллектива оркестра народных инструментов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / НОРМАТИВНЫЕ ИДЕАЛЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / VALUES / IDEALS / INDIVIDUAL PRIORITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Светлана Сергеевна

Основу представленной статьи составил сравнительный анализ ценностей педагогического и студенческого коллективов. В исследовании приняли участие руководитель коллектива оркестра народных инструментов, педагоги кафедры музыкальных инструментов и члены учебного коллектива оркестра народных инструментов. Для изучения ценностей использовались методика Ш. Шварца, позволившая представить ценности педагогического и студенческого коллективов в двух направлениях: на уровне нормативных идеалов, формирующихся на основе убеждений, и на уровне индивидуальных приоритетов личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values in teacher and student groups: comparative analysis (based on the example of the national instruments orchestra)

The article is dedicated to the comparative analysis of values in teacher and student groups. The head of the Russian folk orchestra, the staff of the Musical Instruments Department and the members of the Russian folk orchestra took part in the research. The values of the teacher and student groups are presented, according to the methodology of S. Schwartz, on two levels: on the level of fundamental values, formed on the base of one's convictions, and on the level of individual values.

Текст научной работы на тему «Ценности педагогического и студенческого коллективов: сравнительный анализ (на примере коллектива оркестра народных инструментов)»

С. С. Смирнова

ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВОВ:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (на примере коллектива оркестра народных инструментов)

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии художественного образования Самарского государственного педагогического университета.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А. И. Смоляр

Основу представленной статьи составил сравнительный анализ ценностей педагогического и студенческого коллективов. В исследовании приняли участие руководитель коллектива оркестра народных инструментов, педагоги кафедры музыкальных инструментов и члены учебного коллектива оркестра народных инструментов. Для изучения ценностей использовались методика Ш. Шварца, позволившая представить ценности педагогического и студенческого коллективов в двух направлениях: на уровне нормативных идеалов, формирующихся на основе убеждений, и на уровне индивидуальных приоритетов личности.

Ключевые слова: ценность, нормативные идеалы, индивидуальные приоритеты.

S. Smirnova

VALUES IN TEACHER AND STUDENT GROUPS:

COMPARATIVE ANALYSIS (based on the example of the national instruments orchestra)

The article is dedicated to the comparative analysis of values in teacher and student groups. The head ofthe Russian folk orchestra, the staffof the Musical Instruments Department and the members of the Russian folk orchestra took part in the research. The values ofthe teacher and student groups are presented, according to the methodology of S. Schwartz, on two levels: on the level of fundamental values, formed on the base of one’s convictions, and on the level of individual values.

Key words: values, ideals, individual priorities.

Понятие «ценность» является одним из ключевых в современной науке. Оно используется в психологии, социологии, философии, педагогике и обозначает «объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе нравственные идеалы и выступающие в качестве эталонов должного» [4, с. 12].

В России начало изучения «ценностей» как центрального понятия в аксиологии было положено в 60-х гг. XX в. (А. Г. Здравомыслов,

В. Н. Мясищев, В. П. Тугаринов, В. Н. Сага-товский). В последние десятилетия над данной проблемой работают: И. С. Нарский, О. Г.

Дробницкий, Г. П. Выжлецов, В. И. Бойко,

М. С. Каган, Н. С. Розов, В. Г. Алексеева, Г. И.

Щукина, В. А. Ядов, И. В. Дубровина, В. П.

Бездухов и др.

Несмотря на то что в научной литературе проблема изучения ценностей широко представлена в различных исследованиях, анализ трактовки понятия «ценность» и в настоящее время носит дискуссионный характер.

Одним из подходов к определению данного понятия является понимание ценностей как «общественных идеалов в качестве эталона должного в различных сферах общественной жизни. Преломляясь через призму индивидуальной деятельности, они входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации ее поведения» [5, с. 441].

Но параллельно в научной литературе существует и множество других различных точек зрения относительно определения данной ка-

тегории. В своем исследовании В. П. Бездухов и А. В. Бездухов приводят девятнадцать отличных определений ценности, подчеркивая, что «основные разночтения сводятся к следующему: признается ли ценность значимостью или значением; относятся ли ценности к сфере сущего или должного; считаются ли ценности свойством объекта или это отношение субъекта к объекту; какую систему отношений фиксируют через категорию “ценность”: субъектно-объектную или субъектно-субъектную» [1, с. 97-99].

Процесс формирования системы ценностей студентов вуза сложен и многогранен. В рамках учебного процесса в вузе непрерывно происходит влияние ценностей педагогического коллектива на ценности коллектива студентов. При этом ценности студентов формируются не только под влиянием социальной реальности, но и под влиянием и путем дальнейшего присвоения ценностей педагогического коллектива.

Подход к исследованию данного процесса отечественными исследователями представлен двумя уровнями:

1) социальный (межличностный) уровень, когда «на уровне межличностных отношений ценности объективируются, происходит отбор, оценивание»;

2) психологический (внутриличностный) уровень, «когда присвоенные ценности превращаются в ценностные представления, ориентации, направленность» [4, с. 14-15].

Специфика систем ценностей периода обучения студентов в вузе широко представлена в работах следующих исследователей: В. Ф. Ану-рина, Л. Ф. Лисс, Э. А. Барановой, А. В. Шарикова, О. М. Дудиной и др. Особое место в научной литературе занимают исследования о влиянии на формирование личности «образовательной среды». (В. В. Давыдова, Д. Б. Эль-конина, А. А. Леонтьев, И. С. Якиманская). Исследователями отмечается, что одной из основных задач личностно ориентированного обучения на сегодняшний день является раскрытие ценностей учеников и формирование на этой основе общественно-значимых ценностей. На важную роль учебной или образова-

тельной деятельности в формировании системы ценностей также указывал М. С. Каган, отмечая, что «в нашей педагогике существует определение воспитания как формирование потребностей... точнее сказать формирование иерархической системы ценностей личности, отвечающее и требованию общества, и достигнутому человечеством уровню культуры, и индивидуальным особенностям входящего в жизнь человека» [2, с. 155].

Анализ научной литературы показал, что проблема развития и формирования системы ценностей является актуальной в последние годы и широко изучаемой в различных направлениях. Между тем в педагогике крайне недостает исследований, в которых была бы выявлена и обоснована зависимость ценностей студенческого коллектива вуза от ценностей руководителя и педагогического коллектива.

С целью изучения ценностей педагогического и студенческого коллективов было проведено экспериментальное исследование, его основные задачи заключались в том, чтобы выявить, каким ценностям отдают предпочтение члены студенческого и педагогического коллективов; провести сравнительный анализ ценностей преподавателей и студентов.

В исследовании приняли участие руководитель коллектива студенческого оркестра народных инструментов, педагоги кафедры музыкальных инструментов (10 человек) и студенты 1-5-го курсов отделения «Музыка» ИХО СГПУ — члены учебного коллектива оркестра русских народных инструментов (46 человек).

Для изучения ценностей, значимых для педагогического и студенческого коллективов, мы использовали методику Ш. Шварца [3]. Особенностью методики Ш. Шварца является понимание и подход к основам различий между ценностями как к типам мотивационных целей, которые они выражают. В результате анализа ценностей, выявленных Ш. Шварцем и предшествующими исследователями, сформировались десять мотивационно отличающихся типов. Приведем краткое определение мотивационных типов ценностей (МТЦ) соответственно их центральной цели: «Конформ-

ность - сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям. Традиции — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи. Доброта — сохранение и повышение благополучия близких людей. Универсализм — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы. Самостоятельность — самостоятельность мысли и действий. Стимуляция — волнение и новизна. Гедонизм — наслаждение или чувственное удовольствие. Достижение — личный успех в соответствии с социальными стандартами. Власть — социальный статус, доминирование над людьми. Безопасность — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя» [3, с. 27].

Указанная методика состоит из двух частей.

В первую часть «Обзор ценностей» входят два списка слов (всего 57), позволяющие изучить нормативные идеалы, формирующиеся на основе убеждений. В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные существительными. Второй список содержит инструментальные ценности, выраженные прилагательными. Вторая часть «Профиль личности» содержит список из 40 описаний человека и предоставляет возможность изучить ценности на уровне индивидуальных приоритетов личности. Предполагаемая разница в показателях объясняется тем, что «ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения традиций и т. д.» [3, с. 35].

Математико-статистическая обработка полученных данных позволила определить среднее значение каждой ценности и установить их ранговое соотношение. Ранги от 1 до 3, присвоенные соответствующим ценностям, рассматриваются как показатель высокой степени значимости. Ранги от 7 до 10 свидетельствуют о низкой степени значимости для членов коллектива.

Сравнительный анализ результатов по показателям наибольшей и наименьшей степени значимости свидетельствует о большом ко-

личестве совпадений показателей МТЦ педагогического и студенческого коллективов.

В результате анализа полученных данных можно утверждать, что на уровне убеждений (нормативных идеалов) самыми значимыми как для руководителя коллектива, педагогов, так и студентов являются следующие типы ценностей: безопасность и доброта. Наименьшей значимостью обладают власть и гедонизм. На уровне индивидуальных приоритетов единство выборов в студенческом и педагогическом коллективах прослеживается среди таких типов ценностей, как универсализм, самостоятельность, а также власть, гедонизм.

Дадим сравнительную характеристику типов ценностей руководителя коллектива оркестра, педагогического коллектива, студентов первого, пятого курсов и ответим на вопрос: влияют ли ценности преподавателей на ценности студентов-выпускников и каковы различия между ценностями студентов первого и пятого курсов?

Изучение результатов исследования свидетельствует о полном совпадении показателей МТЦ педагогического коллектива с МТЦ пятого курса на уровне нормативных идеалов. Это проявилось в полном сходстве выборов МТЦ как по рангам высокой степени значимости (безопасность, доброта), низкой степени значимости (стимуляция, гедонизм, власть), а также по таким показателям, как конформность, традиции.

Сравнивая показатели выборов МТЦ студентов первого курса с МТЦ педагогического коллектива, мы не увидели большого их совпадения, что можно объяснить непродолжительной совместной работой коллективов. Совпадения составляют лишь такие МТЦ, как безопасность (высокая степень значимости) и власть (низкая степень значимости). Объясняется это, на наш взгляд, общей нестабильной ситуацией в мире, а также тем, что такая ценность, как власть, у студентов первого курса еще не является приоритетной. Результаты по изучению показателей на уровне нормативных идеалов позволяют заключить, что бесспорно процесс формирования ценностей студенческого коллектива проходит под влиянием цен-

ностей руководителя и педагогического коллектива. Что касается влияния ценностей педагогического коллектива на ценности студенческого коллектива на уровне индивидуальных приоритетов, то перед нами предстала другая картина. Совпадения в выборах МТЦ педагогического коллектива и пятого курса студентов прослеживается лишь по следующим показателям: самостоятельность, универсализм (высокая степень значимости) и власть, гедонизм (низкая степень значимости).

Сравнение МТЦ на уровне индивидуальных приоритетов педагогического коллектива и ценностей студентов первого курса тоже имеют ряд общих показателей: самостоятельность (высокая степень значимости) и гедонизм, власть (низкая степень значимости). Одинаковый ранг получил показатель конформность.

Дальнейший анализ МТЦ руководителя и студентов пятого, первого курсов с целью выявления степени влияния ценностей руководителя, на ценности студенческого коллектива позволил заключить, что на уровне нормативных идеалов совпадают следующие МТЦ высокой степени значимости: безопасность, доброта; и низкой степени значимости: власть, гедонизм. С ценностями первого курса совпадают только показатели безопасности (высокая степень значимости) и власти (низкая степень значимости).

Анализ показателей на уровне индивидуальных приоритетов позволяет утверждать, что выбор МТЦ руководителя коллектива совпа-

дают с выбором МТЦ студентов первого и пятого курсов: самостоятельность, гедонизм, власть.

Результаты показателей значимости ценностей на уровне индивидуальных приоритетов и на уровне нормативных идеалов свидетельствуют о большой степени выраженности последних. На наш взгляд, на это есть объективные причины. Влияние ценностей руководителя и педагогического коллектива на ценности студентов процесс сложный, многогранный и требующий довольно продолжительного времени. Высокая степень совпадения показателей ценностей на уровне нормативных идеалов говорит уже о сформировавшихся ценностях студентов под влиянием ценностей педагогического коллектива. В то время как показатели на уровне индивидуальных приоритетов свидетельствуют о начавшемся процессе усвоения ценностей как норм и влиянием усвоенных студентами норм на их поведение. Этим и объясняются, на наш взгляд, более низкая степень совпадения показателей ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.

Все сказанное выше свидетельствует о значительном влиянии ценностей руководства и педагогического коллектива на ценности студенческого коллектива, что дает возможность руководителю коллектива и педагогическому составу влиять на процесс формирования ценностей студентов, решая многие вопросы образования студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бездухов В. П., Бездухов А. В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента — будущего учителя. Самара, 2000.

2. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

3. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.

4. Мелекесов Г. А. Теория ценностей — методологическая основа аксиологизации образования // Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образования на современном этапе: материалы Самарской региональной научно-практической конференции ученых и пегагогов-практиков. Самара: Изд-во Самарской государственной экономической академии. 2002.

5. Психология: словарь. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.