Научная статья на тему 'Исследование структурных компонентов нравственно-психологического климата студенческого коллектива'

Исследование структурных компонентов нравственно-психологического климата студенческого коллектива Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
323
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE / MORAL / MORALITY / MORAL CONSCIOUSNESS / MORAL ACTIVITY / MORAL COMMUNICATION / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова C. C.

Основу представленной статьи составили результаты исследования, направленные на изучение нравственно-психологического климата студенческого коллектива. Автором предпринята попытка конкретизации понятия «нравственно-психологический климат» (НПК) студенческого коллектива. Изучение НПК позволило выделить ряд его структурных компонентов: нравственное сознание, нравственная деятельность, нравственное общение; основные критерии оценки: нравственные ценности членов студенческого коллектива, нравственные ценности руководителей коллектива, ценностно-ориентационное единство руководителей и членов студенческого коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнова C. C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«MORAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE» OF STUDENTS GROUP. STRUCTURAL COMPONENTS OF CONCEPT

The article is based on the research of the psychological climate of the students group. Since there are different approaches to the notion psychological climate nowadays, we tried to give a more precise definition of the moral and psychological climate (MPC). The main criteria for evaluating MPC are: values of the students group, values of the head(s) of the group, the degree to which the values of the students and the heads correspond.

Текст научной работы на тему «Исследование структурных компонентов нравственно-психологического климата студенческого коллектива»

УДК 378

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

© 2009 С.С.Смирнова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 25.02.2009

Основу представленной статьи составили результаты исследования, направленные на изучение нравственно-психологического климата студенческого коллектива. Автором предпринята попытка конкретизации понятия «нравственно-психологический климат» (НПК) студенческого коллектива. Изучение НПК позволило выделить ряд его структурных компонентов: нравственное сознание, нравственная деятельность, нравственное общение; основные критерии оценки: нравственные ценности членов студенческого коллектива, нравственные ценности руководителей коллектива, ценностно-ориентационное единство руководителей и членов студенческого коллектива.

Ключевые слова: нравственно-психологический климат, мораль, нравственность, нравственное сознание, нравственная деятельность, нравственное общение, нравственные ценности.

Общественно-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия и нашедшие отражение в духовной жизни общества, всё более остро ставят перед образованием проблему формирования нравственного отношения личности к себе, обществу и ко всему происходящему в мире. Не вызывает сомнения тот факт, что студенческий коллектив является одним из основных факторов, влияющих на формирование личности студента, его ценностные ориентации, убеждения и поведение. Из этого складывается одна из основных целей изучения нравственно-психологического климата (НПК) - гармоничное развитие и формирование нравственной составляющей личности студента, способного адаптироваться к глобальным изменениям, происходящим в современном обществе. Реализация обозначенной цели позволит не только регулировать НПК, но и будет способствовать решению многих задач связанных как с управлением коллектива, так и с оптимизацией всего учебного процесса.

Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме психологического климата позволяет заключить, что суть проблемы описывается исследователями через множество понятий: «психологическая атмосфера», «морально-психологический климат», «нравственно-психологический климат», «социально-психологический климат», «микроклимат коллектива», «психологический настрой», «эмоциональный климат» и другие. При этом одни ученые склонны объединять вышеприведенные понятия, считая, что они скорее метафорические, чем строго научные, хотя и не

исключают значительную вариативность в конкретных определениях (И.П.Волков, Б.Д.Парыгин, В.Е.Семенов, Е.С.Свенцицкий и др.). Другие разделяют эти понятия или выделяют относительно самостоятельные «зоны климата», хотя единства в их взглядах так же нет (К.К.Платонов, Н.С.Мансуров, А.Г.Ковалев, А.Н.Лутошкин, И.Е.Шварц и др.). Третьи (Н.П.Аникеева) вообще считают, что «важнее иметь единство взглядов на сущность явления, чем спорить о его названии»1. Очевидно, что как под НПК (нравственно-психологическим климатом), так и под множеством близких определений чаще всего понимается «эмоционально-психо-логический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами», а также его отдельные составляющие: социальная, моральная, нравственная, правовая и другие. С целью конкретизации понятия «нравственно-психологический климат» мы считаем необходимым обратиться к положению этики об изучении морали, как способу духовно-практического освоения мира человеком. Рассматривая происхождение понятий «мораль» и «нравственность», заметим, что на сегодняшний день сложились несколько подходов к пониманию этих терминов, основные из которых мы рассмотрим.

Один из подходов связан с объединением в лексике данных понятий. Об этом свидетельствует множество определений, в основе которых лежит понимание морали как лат. moralis - нравственный

1 Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1983. - С.5.

Смирнова Светлана Сергеевна, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и методики художественного образования факультета художественного образования. E-mail: smirnovasvs@yandex.ru

«как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу»2.

Приведем примеры схожих суждений. «Под моралью понимаются обычно нормы человеческого поведения и те положительные и отрицательные оценки этих норм поведения... эти оценки находят свое отражение в нравственных правилах, моральных запретах»3. О.Г.Дробницкий выделяет в морали два способа ее существования - моральное сознание и моральная практика. «в самом общем виде эта установка позволяет представить мораль как единство двух сторон - нравственная деятельность и нравственного сознания»4.

Другой подход указывает на то, что исследователи разводят данные понятия, вкладывая в них разные смыслы. И.Г.Широкова определяет мораль как «субъективные оценки деятельности индивидов, нормы обыденного поведения людей», а нравственность как «объективные оценки поступков людей; высокие принципы»5.

А.А.Гуссейнов и И.С.Кон отмечают, что «мораль - это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля. Нравственность же - сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами»6.

На сегодняшний день по проблеме определения вышеназванных понятий единства во взглядах среди исследователей нет, и обсуждение данных вопросов чаще носит дискуссионный характер. Это объясняется как чрезвычайной сложностью и многогранностью понятий, так и различными методологическими позициями исследователей.

Очерченные выше подходы к понятию НПК позволяют нам заключить, что нравственно-психологический климат студенческого коллектива является динамичным образованием и представляет относительно самостоятельную структурную составляющую психологического климата студенческого коллектива, включающую в себя совокупность нравственных и моральных ценностей, представлений, норм поведения, позиций, установок, оценок, убеждений, традиций, которые отражаются в реальном поведении студентов. Анализ структуры нравственно-психологического климата коллектива, представленной в исследова-

2 Словарь русского языка: В 4 тт. - Т.2. - М.: 1968. -С.408.

3 Духовный И.М. Очерки о педагогике. - М.: 1951. - С.31.

4 Дробницкий О.Г. Понятие морали. - М.: Наука, 1979. -С.62.

5 Широкова И.Г. Этика (конспект лекций в схемах). - М.: «Изд-во ПРИОР», 2002. - С.4.

6 Словарь по этике / Под ред. А.А.Гуссейнова и И.С.Кона.

- М.: 1989. - С.224.

ниях отечественных исследователей позволил нам выделить следующие его компоненты: нравственное сознание, нравственная деятельность, нравственное общение. Основу нравственного сознания составляют нравственные нормы; нравственные знания, убеждения, позиции, чувства; нравственные идеалы.

Нравственные нормы представляют собой определенный стандарт, на основе которого дается оценка того или иного явления. Нравственные нормы являются доминирующими при формировании нравственно-психологического климата -это правила, в соответствии с которыми организуется нравственная жизнь коллектива. Существование и действие этих правил проявляется в большинстве случаев в том, что члены коллектива либо принимают эти правила, либо не принимают. Нравственные знания, убеждения, позиции и чувства студентов, которые не только реализуются в нравственном поведении, но и являются основными его мотивами. Нравственные идеалы являются отражением нравственных целей в развитии личности студента. Нравственная деятельность отражает поступки студентов и формируется на базе нравственных образцов, принципов, идеалов через различные формы воспитания, общения и обучения.

Нравственное общение - это один из способов присвоения и усвоения нравственных ценностей. Только через нравственное общение «личность постигает смысл нравственной жизни, свою нравственную ценность и свое нравственное значение»'.

Такой подход позволил выделить основные критерии оценки нравственно-психологического климата студенческого коллектива, к которым мы отнесли: 1) нравственные ценности студенческого коллектива; 2) нравственные ценности руководителя коллектива, работающего со студентами; 3) ценностно-ориентационное единство, определяющее единство коллектива по нравственным ценностям.

Определяя методику изучения нравственных ценностей, мы исходим из того, что «нравственные ценности - это одна из форм проявления моральных отношений в обществе. Под нравственной ценностью понимается как нравственное значение, достоинство личности и ее поступков, так и ценностные представления в области морального сознания»8.

7 Широкова И.Г. Этика (конспект лекций в схемах). - М.: «Изд-во ПРИОР», 2002. - С. 18.

8 Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя: Учебное пособие по спецкурсу. - Самара: Изд-во СГПИ, 1992. - С.20.

На данном этапе исследования были поставлены две задачи: 1) выявить, каким ценностям отдают предпочтение члены студенческого и педагогического коллективов; 2) провести сравнительный анализ ценностей педагогического и студенческого коллективов, и руководителя последнего. В проведенном исследовании приняли участие руководитель студенческого коллектива оркестра народных инструментов, педагоги кафедры музыкальных инструментов (10 человек), студенты 1 - 5 курсов отделения «Музыка» ИХО СГПУ - члены коллектива «Оркестра русских народных инструментов» (46 человек).

Для изучения ценностей мы использовали методику Ш.Шварца. Указанная методика состоит из двух частей. В первую часть «Обзор ценностей» входят два списка ценностей (57) и позволяют изучить нормативные идеалы, формирующиеся на основе убеждений. В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в существительных. Второй список содержит инструментальные ценности, выраженные в прилагательных. Вторая часть «Профиль личности» содержит список из 40 описаний человека и предоставляет возможность изучить ценности на уровне поведения личности. Предполагаемая разница в показателях объясняется тем, что «ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведение вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения традиций и т.д.»9. Полученные данные были изучены и обработаны с помощью математико-статистических методов исследования. Математическая обработка позволила определить среднее значение каждой ценности и установить их ранговое соотношение. Сравнительный анализ результатов по показателям наибольшей и наименьшей степени значимости свидетельствует о большом количестве совпадений показателей ценностей педагогического и студенческого коллективов. Полученные результаты представлены в таб. 1, 2.

В результате анализа полученных данных можно утверждать, что на уровне убеждений (нормативных идеалов) самыми значимыми ценностями, как для руководителя коллектива, педагогов, так и студентов являются безопасность и доброта. Наименьшей значимостью обладают такие ценности как власть и гедонизм. На уровне индивидуальных приоритетов единство выборов в студенческом и педагогическом коллективах прослеживается среди следующих ценностей: универсализм, самостоятельность, а также власть, гедонизм. Дадим

9 Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - С.35.

сравнительную характеристику ценностей руководителя коллектива оркестра, педагогического коллектива с ценностями студентов первого и пятого курсов, и ответим на вопрос, влияют ли ценности преподавателей на ценности студентов-выпускников и каковы различия между ценностями студентов первого и пятого курсов? Изучение результатов исследования свидетельствует о полном совпадении показателей ценностей педагогического коллектива с ценностями пятого курса на уровне нормативных идеалов. Это проявилось в полном сходстве выборов ценностей как по рангам высокой степени значимости (безопасность, доброта), низкой степени значимости (стимуляция, гедонизм, власть), а также по таким показателям как конформность, традици.

Сравнивая показатели выборов ценностей студентов первого курса с ценностями педагогического коллектива, мы не увидели большого их совпадения, что можно объяснить не продолжительной совместной работой коллективов. Совпадения составляют лишь такие ценности как безопасность (высокая степень значимости) и власть (низкая степень значимости). Объясняется это, на наш взгляд, общей, не стабильной ситуацией в мире и также тем, что такая ценность как власть у студентов первого курса еще не является приоритетной. Результаты по изучению показателей на уровне нормативных идеалов позволяют заключить, что бесспорно процесс формирования ценностей студенческого коллектива проходит под влиянием ценностей руководителя и педагогического коллектива. Что касается влияния ценностей педагогического коллектива на ценности студенческого коллектива на уровне индивидуальных приоритетов, то перед нами предстала другая картина. Совпадения в выборах ценностей педагогического коллектива и пятого курса студентов прослеживается лишь по следующим показателям: самостоятельность, универсализм (высокая степень значимости) и власть, гедонизм (низкая степень значимости). Сравнение ценностей на уровне индивидуальных приоритетов педагогического коллектива и ценностей студентов первого курса тоже имеют ряд общих показателей: самостоятельность (высокая степень значимости) и гедонизм, власть (низкая степень значимости). Также одинаковый ранг получил показатель конформность. Дальнейший анализ ценностей руководителя и студентов пятого, первого курсов с целью выявления степени влияния ценностей руководителя, на ценности студенческого коллектива позволил сделать следующие выводы: На уровне нормативных идеалов совпадают следующие ценности высокой степени значимости - безопасность, доброта; и низкой степени значимости - власть, гедонизм. С ценностями первого курса совпадают только показатели

безопасности (высокая ст. значимости) и власти (низкая ст. значимости). Эти данные подтверждают наличие влияния ценностей руководителя коллектива на ценности студенческого коллектива на уровне нормативных идеалов.

Анализ показателей на уровне индивидуальных приоритетов позволяет утверждать, что большинство совпадений в выборах ценностей руководителя коллектива схожи с ценностями студентов и первого и пятого курсов: самостоятельность, гедонизм, власть. Результаты показателей значимости ценностей на уровне индивидуальных приоритетов и показатели значимости ценностей на уровне нормативных идеалов, свидетельствуют о большой степени выраженности последних. И на наш взгляд на это есть объективные причины. Влияние ценностей руководителя и педагогического коллектива на ценности студентов процесс сложный, многогранный и требующий довольно продолжительного времени. Высокая степень совпадения показателей ценностей на уровне нормативных идеалов говорит уже о сформировавшихся ценно-

стях студентов под влиянием ценностей педагогического коллектива. В то время как показатели на уровне индивидуальных приоритетов свидетельствуют о начавшемся процессе усвоения ценностей как норм и влиянием усвоенных студентами норм на их поведение. Этим и объясняются, на наш взгляд, более низкая степень совпадения показателей ценностей на уровне индивидуальных приоритетов. Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что влияние ценностей руководства и педагогического коллектива на ценности студенческого коллектива носит очевидный характер, что делает возможность руководителю коллектива и педагогическому составу влиять на процесс формирования ценностей студентов, решая многие вопросы образования студентов. Рассматривая результаты исследования на предмет выявления ценностно-ориентационного единства членов коллектива, на разных курсах по типам ценностей, отметим, что в большинстве показателей результаты схожи, а если и отличаются, то весьма незначительно (таб. 3,

4).

Таб.1. Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов

Типы ценностей 1 к. Ранг 5 к. Ранг Студ.колл. Ранг Пед.колл. Ранг Рук Ранг

Конформность 3,56 4 4,6 5 4,47 6 4,27 5 3,57 8

Традиции 2,93 7 4,55 6 4,07 8 4,10 6 4,8 3

Доброта 3,56 4 5,05 2 4,9 2 4,82 2 5,2 2

Универсализм 3,51 5 4,25 7 4,27 7 4,66 4 4,62 5

Самостоятельность 3,42 6 4,82 4 4,55 4 4,68 3 4,2 7

Стимуляция 3,58 3 3,88 9 4,48 5 3,97 7 4,33 6

Гедонизм 3,58 3 2,57 10 3,06 9 2,93 9 -0,33 10

Достижения 4,39 2 4,85 3 4,59 3 4,27 5 4,75 4

Власть 2,5 8 3,97 8 2,97 10 3,35 8 3,5 9

Безопасность 4,78 1 5,11 1 4,96 1 5,16 1 5,6 1

Таб. 2. Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов

Типы ценностей 1 к. Ранг 5 к. Ранг Студ.колл. Ранг Пед.колл. Ранг Рук. Ранг

Конформность 1,86 4 2,28 6 2,07 5 2,47 4 2,25 4

Традиции 1,61 5 1,62 8 1,413 8 1,75 6 3,75 1

Доброта 1,39 9 2,62 2 2,25 2 2,3 5 2 5

Универсализм 1,56 7 2,41 3 2,16 3 2,55 3 2 5

Самостоятельность 2,22 2 2,72 1 2,32 1 2,75 1 2,75 2

Стимуляция 1,59 6 1,75 7 1,99 7 1,27 8 0,33 7

Гедонизм 1,12 10 1,08 10 1,36 10 0,4 10 -1 9

Достижения 2,58 1 2,34 5 2,14 4 1,52 7 1 6

Власть 1,43 8 1,16 9 1,410 9 0,53 9 -0,33 8

Безопасность 1,87 3 2,37 4 2,04 6 2,6 2 2,6 3

Таб. 3. Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов студенческого коллектива

Типы 1 к. Ранг 2 к. Ранг 3 к. Ранг 4 к. Ранг 5 к. Ранг Весь Ранг

ценностей оркестр

Конформность 3,56 4 4,57 4 4,73 3 4,23 7 4,6 5 4,47 6

Традиции 2,93 7 3,84 8 4,27 6 3,88 8 4,55 6 4,07 8

Доброта 3,56 4 4,6 3 5,63 1 4,7 4 5,05 2 4,9 2

Универсализм 3,51 5 3,64 9 4,65 4 4,52 6 4,25 7 4,27 7

Самостоят-сть 3,42 6 4,33 5 4,06 7 4,8 3 4,82 4 4,55 4

Стимуляция 3,58 3 4,07 7 4,36 5 4,54 5 3,88 9 4,48 5

Гедонизм 3,58 3 4,25 6 3,73 8 3,25 9 2,57 10 3,06 9

Достижения 4,39 2 4,91 2 4,27 6 4,88 2 4,85 3 4,59 3

Власть 2,5 8 3,39 10 2,62 9 2,9 10 3,97 8 2,97 10

Безопасность 4,78 1 5,03 1 4,95 2 5,13 1 5,11 1 4,96 1

Таб. 4. Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов

студенческого коллектива

Типы ценност. 1 к. Ранг 2 к. Ранг 3 к. Ранг 4 к. Ранг 5 к. Ранг Весь орк. Ранг

Конформность 1,86 4 2,11 8 2,39 2 1,98 5 2,28 6 2,07 5

Традиции 1,61 5 1,04 10 1,57 7 1,3 9 1,62 8 1,413 8

Доброта 1,39 9 2,5 2 2,5 1 2,2 3 2,62 2 2,25 2

Универсализм 1,56 7 1,97 9 2,38 3 2,37 2 2,41 3 2,16 3

Самостоят-сть 2,22 2 2,55 1 2,07 4 2,53 1 2,72 1 2,32 1

Стимуляция 1,59 6 2,46 3 1,03 8 1,73 6 1,75 7 1,99 7

Гедонизм 1,12 10 2,19 5 0,94 9 1,37 8 1,08 10 1,36 10

Достижения 2,58 1 2,39 4 1,86 6 1,6 7 2,34 5 2,14 4

Власть 1,43 8 2,18 6 0,55 10 0,97 10 1,16 9 1,410 9

Безопасность 1,87 3 2,13 7 1,89 5 2 4 2,37 4 2,04 6

Подводя итог, отметим, что нравственно-психологический климат студенческого коллектива - это динамичное образование, относительно самостоятельная составляющая благоприятного психологического климата студенческого коллектива, в структуру которого входят: нравственное

сознание, нравственное общение и нравственная деятельность членов студенческого коллектива, а основными критериями являются ценности студентов и руководителей коллектива и ценностно-ориентационное единство коллектива.

«MORAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE» OF STUDENTS GROUP. STRUCTURAL COMPONENTS OF CONCEPT

© 2009 S.S.Smirnova°

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article is based on the research of the 'psychological climate' of the students group. Since there are different approaches to the notion 'psychological climate' nowadays, we tried to give a more precise definition of the 'moral and psychological climate' (MPC). The main criteria for evaluating MPC are: values of the students group, values of the head(s) of the group, the degree to which the values of the students and the heads correspond.

Key words: moral and psychological climate, moral, morality, moral consciousness, moral activity, moral communication, moral values.

° Smirnova Svetlana Sergeevna, Senior teacher of Pedagogics, Psychology and technique of art formation department of Institute of art education. E-mail: smirnovasvs@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.