Научная статья на тему 'Ценность и значение поощрительных норм в механизме правового регулирования'

Ценность и значение поощрительных норм в механизме правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
583
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПООЩРЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ НОРМ / ЗНАЧЕНИЕ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ НОРМ / ENCOURAGEMENT / THE VALUE OF THE INCENTIVE NORMS / THE IMPORTANCE OF INCENTIVE NORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабаева Ольга Александровна

Рассматриваются ценность и значение поощрительных норм в механизме правового регулирования. Автор приходит к выводу, что поощрительные нормы являются ценностью для государства, общества и отдельного человека. Отмечается, что значение поощрительных норм в механизме правового регулирования определяется взаимодействием правотворческого и правоприменительного процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Value and Importance of Incentive Norms in the Mechanism of Legal Regulation

In work considers the value and importance of incentive norms in the mechanism of legal regulation. The author comes to the conclusion that the encouragement of the standards is value for the state, society and the individual. The author notes that the value of the incentive norms in the mechanism of legal regulation is determined by the interaction of legislative and law enforcement processes.

Текст научной работы на тему «Ценность и значение поощрительных норм в механизме правового регулирования»

УДК 340.1

ЦЕННОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ НОРМ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ1

© Шабаева О. А., 2012

Рассматриваются ценность и значение поощрительных норм в механизме правового регулирования. Автор приходит к выводу, что поощрительные нормы являются ценностью для государства, общества и отдельного человека. Отмечается, что значение поощрительных норм в механизме правового регулирования определяется взаимодействием правотворческого и правоприменительного процессов.

Ключевые слова: поощрение; ценность поощрительных норм; значение поощрительных норм.

Современное развитие российского общества в значительной мере определяется ценностными ориентирами. Такие ориентиры могут быть заложены, в том числе, в поощрительных нормах права. Следует отметить, что в последние годы проблема ценностей тех или иных явлений и процессов привлекает внимание многих ученых [1].

Значимым является философский подход к пониманию ценности. В философии под ценностью понимают, во-первых, явление, которое характеризует «предельные», безусловные основания человеческого бытия, а, во-вторых, значение определенных предметов, процессов для человека, социальных групп, общества в целом [2]. В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития [3].

Рассматривая вопрос аксиологических приоритетов норм правового поощрения, Н. А. Гущина считает, что ценностный статус поощрительных норм права аккумулирует в себе две взаимосвязанные проблемы: во-первых, ценности содержания поощрительных норм права; во-вторых, ценности самих норм как официальных актов, которым присуща специфическая обеспеченность контролем со стороны государства [4]. Данный подход не раскрывает весь аспект ценностей поощрительных норм права.

Значение рассмотрения вопроса ценности поощрительных норм определяется тем, что это позволяет исследовать динамику воздействия норм права на общественные отношения, более глубоко раскрыть механизм правового регулирования. Поощрительные нормы являются продуктом общественного развития, его материальных, духовных и иных потребностей и интересов, выступают как результаты объективации определенной социальной деятельности, оказывая на данный процесс активное обратное воздействие.

Поощрительные нормы являются ценностью в первую очередь для государства. Государству поощрительные нормы полезны и необходимы как регулятор общественных отношений, как инструмент, с помощью которого государство претворяет свою волю в жизнь и добивается в обществе того порядка, который необходим государству.

Уже Ч. Беккариа рассматривал награждение добродетельных поступков в качестве одного из важнейших средств предупреждения преступлений [5]. Косвенно ограничивая совершение противоправных деяний, поощрительные нормы ориентируют на активные действия, полезные для государства и общества. В свою очередь государство должно учитывать, что для этого необходимо создание и поддержание «соревновательно-творческого климата». Стимулирование позитивного отклоняющегося поведения, как верно пишет Я. И. Гилинский, позволяет наряду с общей задачей формирования всесторонне развитой творческой личности

1 Работа выполнена при поддержке Иркутского государственного университета, индивидуальный исследовательский грант № 113-11-000.

решать и более частную задачу нейтрализации негативного отклонения путем направления присущей человеку активности в русло социально полезной деятельности [6].

Ценность поощрительных норм проявляется и в том, что государство использует их для решения важных задач, в том числе: миграционные и демографические проблемы общего и локального характера; стимулирование правомерного посткриминально-го поведения; проблемы пенитенциарной системы; обеспечение реализации многих юридических норм [7].

Поощрительные нормы оказывают положительное влияние на повышение рождаемости. Так, согласно Федеральному закону РФ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» женщинам и мужчинам при определенных в законодательстве условиях предоставляется денежное поощрение [8]. Следует отметить ряд регионов, поддержавших программу по дополнительной выплате регионального материнского капитала.

Поощрительные нормы стимулируют правомерное посткриминальное поведение, оказывают влияние на воспитание и исправление осужденных. В уголовном законодательстве широко используются стимулирующие поощрительные средства, направленные на развитие мер по поддержанию общественно полезных форм поведения и предотвращения антиобщественных, противоправных. Правовое поощрение здесь может выступать в виде освобождения от обязанностей нести наказание либо смягчения меры наказания и др.

В сфере уголовно-исполнительного права государство в лице законодателя использует правовое поощрительное стимулирование для решения задач пенитенциарной системы в целях исправления субъекта, нарушившего юридические запреты, и подготовки его к законопослушной жизни. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ меры уголовно-правового характера сочетаются со стимулирующими правовыми поощрениями.

Важно отметить и то, что поощрительные нормы выступают в качестве средства обеспечения реализации многих юридических норм, оказывая регулятивное воздействие на сознание и поступки людей. Им присущи специальные юридические рычаги социального контроля, исключающие принуждение. В связи с этим одной из цен-

тральных задач законодателя является поиск оптимальных вариантов сочетания форм воздействия поощрительных норм с регулятивными возможностями других видов юридических норм. Свои ценностные правовые свойства поощрительные нормы проявляют в процессе взаимодействия с ними, оказывая воздействие на форму их бытия и реализацию.

Обладая значительной ценностью для государства, поощрительные нормы имеют вместе с тем определенную ценность и для общества. Несмотря на то, что поощрительные нормы в большинстве своем являются выражением государственной воли, эта воля вынуждена считаться с интересами общества.

Поощрительные нормы ориентируют участников общественных отношений на активную политическую и трудовую деятельность, соответствующую самым высоким идеалам общественного прогресса. Иными словами, государственное поощрение выражает признание заслуг человека или организации, отражает степень полезности их деятельности в обществе [9]. Важно и то, что реализация поощрительных норм прав независимо от сферы использования и применения способствует смягчению многих социальных конфликтов, либерализации политико-правового режима в обществе.

Поощрительные нормы выступают и как фактор мотивации правомерного поведения, поскольку они побуждают к «сверхисполнению» обязанностей и к совершению социально ценных творческих действий, превосходящих обычные требования, что, в свою очередь, развивает трудовую и общественно-политическую активность. Поощрительные нормы как положительный катализатор развития общественных отношений создают «благоприятный климат» в обществе.

Поощрение, «содержащееся» в поощрительной норме, создает у человека положительный психологический настрой и, вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей на проявление инициативы, творчества. Тем самым поощрение способствует формированию правосознания и высокой правовой культуры граждан, а также нравственных качеств личности, что является непременным условием формирования гражданского общества.

Поощрительные нормы обладают определенной ценностью и для каждого конкрет-

ного человека. Верно отметил американский философ и психолог У. Джеймс, что глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству [10].

Поощрительные нормы устанавливают такой всеобщий вариант поведения, который в наибольшей степени сочетает частный и общий интерес в достижении позитивного результата, побуждая человека действовать активно, самостоятельно, не дожидаясь приказа со стороны государства. Регулирование общественных отношений такими нормами осуществляется посредством создания позитивных стимулов для общественно полезной деятельности [11]. Поощрительные нормы допускают широкие пределы самоопределения человека в его действиях и поступках, возможности выбора варианта поведения, предоставленного нормой права.

Интересно то, что регулирующая роль поощрительных норм права во многом определяется тем, в какой степени данные нормы стали частицей внутреннего сознания человека. В этом плане большое значение имеют ценностно-ориентирующие функции поощрительных правовых норм. В процессе постоянного согласования индивидуальных волевых действий с ценностями общества формируется интегративная система индивидуальных ценностей. Подключение индивидуального сознания субъекта к общественному является одним из основных факторов повышения эффективности правового регулирования.

Поощрительные нормы, регулируя общественные отношения, наделяют их участников определенными юридическими правами и обязанностями. Следует отметить, что эта ценность не исключительная, а присущая всем нормам права. Между тем поощрение связано с существующей у подавляющего большинства людей потребностью в оценке их дел, в признании их заслуг и просто во внимательном отношении к тому, чем они занимаются.

Поощрительные нормы формируют свободную личность. Посредством их действия осуществляется перевод свободы в социальную правовую активность. Не утрачивают своей актуальности выводы Р. Иеринга о том, что вознаграждение стоит выше принуждения, так как оно апеллирует к свободе субъекта и ждет результата, зависящего исключительно от его свободного решения

[12]. Свобода личности, ее инициатива — основной итог и главный критерий достижения человеческой цивилизации. Таким образом, поощрительные нормы являются ценностью для государства, общества и человека.

В контексте оценки действия поощрительных норм важно проанализировать не только их ценности, но и значение в механизме правового регулирования. Термин «значение» интерпретируется как важность, значительность, роль кого-либо или чего-либо [13]. Значение — это степень реализации ценности поощрительных норм, удовлетворения интересов людей и, в конечном счете, упорядочения общественных отношений. Значение — своего рода «производительность труда» ценности поощрительных норм, их продуктивность.

Рассмотрение вопроса значения поощрительных норм права в механизме правового регулирования позволит более углубленно изучить действие данных норм, выполняющих существенную роль в формировании сознательного, активного, особо полезного правомерного поведения.

Адекватность поощрительных норм права интересам, мотивам и установкам субъекта означает, что при установлении в правовых актах данных юридических средств важно учитывать зависимость восприятия информации от особенностей личности: социально-демографических (пол, возраст, социальное положение и т. п.), нравственно-психологических (отношение к обществу, к праву в целом, волевые качества и т. д.) и др. Суть и основная проблема применения поощрения в праве состоит в том, чтобы добиться максимального соответствия предлагаемого поощрения соответствующим мотивам, целям, установкам субъектов.

Правильная организация правового поощрения требует гибкости в использовании данных юридических инструментов. Правотворческий орган должен постоянно модифицировать их систему с учетом изменения различных факторов (экономических, политических, социальных). В этой связи законодателю очень важно учитывать и временной износ данных юридических инструментов. Например, материальное поощрение, если оно остается на одном и том же уровне, со временем теряет свою стимулирующую нагрузку.

Поощрительные нормы, выступая выражением юридической информации, должны

достаточно полно и точно отражать суть управляющего воздействия. Именно поэтому одним из немаловажных условий повышения их эффективности является создание конкретной и четкой, понятной и доступной каждому гражданину системы поощрения в праве, нацеленной на решение наиболее актуальных задач личности и общества. Проведение анонимного анкетирования государственных служащих подтвердило актуальность и необходимость детальной регламентации порядка поощрения. Так, 65 % от общего числа государственных служащих высказались положительно по данному вопросу, 17 % — отрицательно, 18 % — затруднились ответить (см. табл.). Детальный порядок регламентации порядка поощрения должен быть предусмотрен в нормативных правовых актах, регламентирующих предоставление поощрения путем введения изменений.

В силу того, что правовое поощрение может осуществляться как на нормативном, так и на правоприменительном уровне, значение данных поощрений в механизме правового регулирования зависит не только от качества их правотворческого оформления, но и от особенностей деятельности самого правоприменительного субъекта права, степени профессиональной подготовки лиц, применяющих те или иные юридические средства.

Значение поощрительных норм в механизме правового регулирования определяется взаимодействием правотворческого и правоприменительного процессов. В этой связи важно отметить, что существуют препятствия и в сфере правоприменения, которые преодолеваются как на уровне самого правоприменительного процесса, так и с помощью процесса правотворческого.

В этой связи для того чтобы в максимальной мере нейтрализовать возможности «произвола» правоприменителя, законодатель должен устанавливать в отношении правоприменительных органов жесткие процедуры применения поощрения, обязан обеспечивать эффективность индивидуально-правового регулирования процессуальными нормами. В том числе решением данной задачи служит установление юридической ответственности правоприменителя за необоснованное или несвоевременное поощрение подчиненных. Ведь от этого во многом зависит реализация поощрительных норм права. Так, анализ проведенного анкетирования по-

зволил выявить необходимость официального закрепления норм, устанавливающих юридическую ответственность должностных лиц за необоснованное или несвоевременное поощрение подчиненных. Большинство опрошенных (69 %) высказали положительное мнение по введению юридической ответственности должностных лиц, 13 % — высказались отрицательно, 18 % — не знают ответа на данных вопрос (см. табл.).

Взаимодействие правотворческого и правоприменительного процессов наиболее ярко проявляется в механизме правового регулирования, который под этим углом зрения можно понимать в качестве системы правовых средств, направленных на преодоление препятствий на пути удовлетворения интересов субъектов права. Это представляется одним из важнейших аспектов представленного взаимодействия.

Механизм правового регулирования в таком случае — это такая взаимоувязанная одной целью совокупность правовых средств, которая на каждой стадии по-своему создает благоприятные условия для движения интересов и с помощью соответствующих юридических инструментов пытается преодолевать стоящие на этом пути препятствия, избегая при этом значительных затрат. Все элементы механизма правового регулирования в таком случае должны взаимога-рантировать друг друга. Между тем особое значение имеют стадии, которые связаны с правоприменением, и которые в нужный момент, подключаясь к регулированию нормативному, содействуют своими силами процессу удовлетворения интересов.

Кроме подобного взаимодействия важно, чтобы поощрительные нормы оптимально сочетались с внеправовыми поощрениями: экономическими, нравственными и т. п. Это необходимо, поскольку юридические инструменты во многом зависят от данных вне-правовых факторов и способны только тогда эффективно действовать, когда их поддерживают и дополняют последние. Важно отметить, что есть целый ряд общественных отношений, на которые следует воздействовать не прямо юридически, а опосредованно — через экономику, культуру, через улучшение социальных условий. Только в этом случае можно добиться ожидаемого эффекта. Так, ответы на вопрос «Выберите из перечисленных ниже форм поощрений два наиболее предпочтительных для Вас», полученные в ходе анонимного анкетирова-

ния, выявили предпочтения государственных служащих. Наиболее предпочтительными формами поощрения для государственных служащих являются денежное поощрение (премия) — 39 % от общего числа опрошенных; на втором месте — повышение по службе — 34 % от общего числа опрошенных; на третьем месте — присвоение государственной награды — 10,5 % от общего числа опрошенных.

Таким образом, глубокое и всестороннее познание значения поощрительных норм в механизме правового регулирования даст возможность не только своевременно вносить коррективы в регулирующие нормативные правовые акты или иные формы права, но и определять тенденции ее развития, что будет являться хорошей основой для оптимизации поощрительных норм.

Значение нормативного регулирования посредством поощрительных норм обуславливает свободу поведения участников общественных отношений. Действие поощрительных норм исполняет роль стабилизирующего фактора, особо полезного для общества. В них потенциально заложены способности достижения устойчивости и порядка в системе общественных отношений. Значение поощрительных норм может проявиться, когда меры поощрения реально применяются. Так, результаты обработки анкет продемонстрировали, какие меры поощрения применялись в отношении государственных служащих в течение последних 5 лет работы (в случае, если срок работы менее 5 лет — за соответствующий период). Так, 61 % от общего числа опрошенных отметили, что были поощрены премией, в отношении 39 % от общего числа опрошенных была объявлена благодарность, 30 % от общего числа опрошенных были награждены почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения, лишь к 28 % от общего числа опрошенных была применена мера поощрения в виде повышения по службе. Примечательно, что 10% от общего числа опрошенных (из них 3 % от общего числа опрошенных, имеющих общий трудовой стаж до 3 лет) указали на то, что к ним в течение последних пяти лет меры поощрения не применялись вовсе.

Интересные выводы предстают, если сопоставить применяемые меры поощрения с возрастной категорией и общим трудовым стажем государственных служащих. В от-

ношении государственных служащих в возрастных категориях 31—40 лет и 41—50 лет применяется большинство мер поощрения, что является весьма справедливым. Такая же ситуация проявляется при соотношении применяемых мер поощрения с общим трудовым стажем государственных служащих (см. табл.).

В целях создания условий для эффективного действия поощрительных норм права в механизме правового регулирования необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, поощрительная норма будет иметь значение, если будет результат, который она призвана достичь, используя поощрительные меры.

Во-вторых, мера поощрения должна соответствовать характеру достигаемого ею результата.

В-третьих, необходимо четко формулировать основания для правового поощрения и указывать сроки его осуществления правоприменительными органами.

В-четвертых, учитывать требования законодательной техники: доступность формы изложения, четкий и ясный стиль, краткость содержания гипотезы, диспозиции и санкции поощрительных норм.

В-пятых, официально закрепить нормы, устанавливающие юридическую ответственность должностных лиц за необоснованное или несвоевременное поощрение подчиненных.

В-шестых, устранить бланкетный способ изложения позитивных санкций в статьях закона, когда в законе фиксируются модели заслуженного поведения, а конкретные меры (виды) поощрения закрепляются в иных нормативных актах.

В-седьмых, предусмотреть в законодательстве возможность отмены поощрения в случае незаконного и незаслуженного его назначения.

Проведение указанных рекомендаций в практику поощрительного законодательства существенно повысит его значение в механизме правового регулирования. Это позволит активизировать использование поощрительных норм права как определенной реакции на актуальные потребности и проблемы, существующие в данный момент в современном обществе. И

Таблица

Результаты анкетирования государственных служащих по теоретическим и практическим вопросам поощрения

Вопросы Абсолютные показатели (ед.) Показатели в процентах (%)

1. Ваша возрастная категория:

А)21-30 24 24

Б) 31^0 45 45

В)41-50 23 23

Г)51-60 5 5

Д)61-75 3 3

2. Ваш общий трудовой стаж составляет:

А) до 3 лет 7 7

Б) 3-5 лет 9 9

В) 6-10 лет 24 24

Г) 11-20 лет 39 39

Д) свыше 20 лет 21 21

3. Вы являетесь государственным служащим органов:

А) сотрудник МВД 49 49

Б) государственный гражданский служащий таможенного органа 20 20

В) государственный гражданский служащий налогового органа 31 31

Г) иной служащий органов государственной власти 0 0

4. Какие, по Вашему мнению, цели поощрительных норм права являются основными (пронумеруйте ответы с 1 до 5 по степени важности, от более важных к менее важным):

Степень важности 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

А) средство воспитания и укрепления дисциплины 8 6 17 33 36 8 6 17 33 36

Б) средство стимулирования добросовестного осуществления должностных обязанностей 42 37 13 5 3 42 37 13 5 3

В) средство обеспечения поощрения заслуженного поведения 6 22 25 20 26 6 22 25 20 26

Г)средство стимулирования качественного исполнения должностных обязанностей 42 32 20 7 0 42 32 20 7 0

Д) средство воспитания инициативы государственных служащих 2 3 25 35 35 2 3 25 35 35

5. Каким принципам, по Вашему мнению, должны соответствовать поощрения служащих (выберите не более двух):

А)гласность 13 6,5

Б)справедливость 84 42

В)оперативность 20 10

Г)законность 44 22

Д) формализованность 2 1

Е) персонифицированность 5 2,5

Ж) разнообразие 8 4

3) добровольность 1 0,5

И) компетентность 13 6,5

К) сочетание федерального и регионального законодательства 10 5

6. Как Вы считаете, необходимо ли официальное закрепление норм, устанавливающих юридическую ответственность должностных лиц за необоснованное/несвоевременное поощрение подчиненных?

А) да 69 69

Б) нет 13 13

В) не знаю 18 18

7. Нужна ли, на Ваш взгляд, детальная регламентация порядка поощрения государственных служащих?

А) да 65 65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б) нет 17 17

В) затрудняюсь ответить 18 18

8. Выберите из перечисленных ниже ( юрм поощрений два наиболее предпочтительных для Вас:

Возрастная категория А Б В Г Д А Б В Г д

А) публичное признание заслуг (на совещании, собрании) 4 1 3 0 0 0 2 2 3,3 0 0 0

Б) повышение по службе 68 24 29 13 0 2 34 50 32,3 28 0 33,3

В) фотография и благодарность на доске почета 2 0 1 1 0 0 1 0 1,1 2,1 0 0

Г) денежное поощрение (премия) 78 19 37 16 4 2 39 39,6 41.1 37,8 40 33,3

Д) ценный подарок 18 2 10 3 2 1 9 4,2 11.1 5,5 20 16,7

Е) награждение грамотой 9 2 3 3 1 0 4,5 4,2 3,3 5,5 10 0

Ж) присвоение государственной награды 21 0 7 10 3 1 10,5 0 7,8 21,1 30 16,7

Продолжение табл.

Вопросы Абсолютные показатели (ед.) Показатели в процентах (%)

8.1. Соотношение предпочтительных юрм поощрения между государственными служащими органов:

Вид органа А Б В г А Б В Г

А) публичное признание заслуг (на совещании, собрании) 2 2 0 0 2,1 5 0 0

Б) повышение по службе 35 4 29 0 35,7 10 46,8 0

В) фотография и благодарность на доске почета 2 0 0 0 2,1 0 0 0

Г) денежное поощрение (премия) 31 17 30 0 31,6 42,5 48,4 0

Д) ценный подарок 12 6 0 0 12,2 15 0 0

Е) награждение грамотой 7 2 0 0 7,1 5 0 0

Ж) присвоение государственной награды 9 9 3 0 9,2 22,5 4,8 0

9. Как бы Вы оценили степень эффективности поощрения, применяемого в Вашей организации?

Вид органа А Б В г А Б В г

А)«1» 7 5 2 0 0 7 10,2 10 0 0

Б) «2» 20 13 5 2 0 20 26,5 25 6.4 0

В) «3» 43 22 9 12 0 43 44,9 45 38,7 0

Г) «4» 22 6 2 14 0 22 12,2 10 45,2 0

Д) «5» 8 3 2 3 0 8 6,2 10 9,7 0

10. Какие меры поощрения могут применяться в отношении Вас при осуществлении должностных обязанностей (отметить имеющиеся):

Вид органа А Б В г А Б В г

А) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения 62 31 16 15 0 62 63,3 80 48,4 0

Б) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения НЛП с вручением ценного подарка 57 17 20 20 0 57 34,7 100 64,5 0

В) предоставление материальной помощи 41 7 12 22 0 41 14,3 60 7,1 0

Г) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лег 25 11 9 5 0 25 22,4 45 16,1 0

Д) поощрение Правительства РФ 8 4 3 1 0 8 8,2 15 3,2 0

Е) повышение по службе 40 15 8 17 0 40 30,6 40 54,8 0

Ж) присвоение почетных званий Российской Федерации 10 4 4 2 0 10 8,2 20 6,4 0

3) награждение знаками отличия Российской Федерации 18 12 6 0 0 18 24,5 30 0 0

И) награждение орденами и медалями Российской Федерации 16 8 8 0 0 16 16,3 40 0 0

К) поощрение Президента РФ 8 4 4 0 0 8 8,2 20 0 0

Л) сокращенный рабочий день 7 4 0 3 0 7 8,2 0 9,6 0

11. Какие меры поощрения применялись в отношении Вас в течение последних 5 лет работы (в случае, если срок работы менее 5 лет - за соответствующий период)?

Возрастная категория А Б в г д А Б В Г д

А) объявление благодарности 39 7 20 10 2 0 39 29,1 44,4 43,3 40 0

Б) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения 30 5 13 10 1 1 30 20,8 28,8 43,4 20 33,3

В) награждение почетной грамотой государственного органа с вручением ценного подарка 3 0 2 1 0 0 3 0 4,4 4,3 0 0

Г) присвоение государственной награды 5 0 1 3 1 0 5 0 2,2 13 20 0

Д) награждение знаками отличия Российской Федерации 5 0 3 2 0 0 5 0 6,6 8,7 0 0

Е) предоставление единовременного поощрения (премии) 61 12 31 14 2 2 61 50 68,8 60,8 40 66,6

Ж) повышение по службе 28 6 11 9 1 1 28 25 24,4 39,1 20 33,3

3) не применялись 10 6 2 1 0 1 10 25 4.4 4,3 0 33,3

И) не помню 1 0 0 1 0 0 1 0 0 4,3 0 0

Окончание табл.

Вопросы Абсолютные показатели (ед.) Показатели в процентах (%)

11.1. Соотношение применяемых мер поощрения в течение последних 5 лет работы с общим трудовым стажем государственных служащих

Общий трудовой стаж А Б В г д А Б В Г д

А) объявление благодарности 1 4 9 15 10 14,2 44,4 37,5 38,5 47,6

Б) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения 1 1 7 12 9 14,2 11,1 29,1 30,7 42,8

В) награждение почетной грамотой государственного органа с вручением ценного подарка 0 1 1 0 1 0 11,1 4,1 0 4,7

Г) присвоение государственной награды 0 0 0 2 3 0 0 0 5,1 14,2

Д) награждение знаками отличия Российской Федерации 0 0 1 3 1 0 0 4,1 7,7 4,7

Е) предоставление единовременного поощрения (премии) 3 3 17 29 9 42,8 33,3 50,1 74,3 42,8

Ж) повышение по службе 0 3 11 9 5 0 33,3 45,8 23 23,8

3) не применялись 3 3 0 2 2 42,8 33,3 0 5,1 9,5

И) не помню 0 0 0 0 1 0 0 0 0 4,7

11.2. Соотношение применяемых мер поощрения в течение последних 5 лет работы между государственными служащими органов:

Вид органа А Б В Г А Б В Г

А) объявление благодарности 13 16 10 0 26,5 80 32,2 0

Б) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения 6 11 13 0 12,2 55 11,9 0

В) награждение почетной грамотой государственного органа с вручением ценного подарка 3 0 0 0 6,1 0 0 0

Г) присвоение государственной награды 0 5 0 0 0 25 0 0

Д) награждение знаками отличия Российской Федерации 4 1 0 0 8,2 5 0 0

Е) предоставление единовременного поощрения 33 12 16 0 67,3 60 51,6 0

Ж) повышение по службе 17 1 10 0 34,7 5 32,2 0

3) не применялись 4 0 6 0 8,2 0 19,3 0

И) не помню 1 0 0 0 2 0 0 0

1. Алексеев С. С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность : резюме с претензией. М., 2001. 162 с.; Жуков В. Н. Право как ценность // Государство и право. 2010. № 1. С. 21—34.

2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. М., 2004. С. 423.

3. Теория государства и права : учебник / под ред. А. Г. Хабибуллина, В. В. Лазарева. Изд. 3-е, пе-рераб. и доп. М., 2009. С. 276.

4. Гущина Н. А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. СПб., 2003. С. 122-123.

5. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 405-406.

6. Гилинский Я. И. Отклоняющееся поведение — объект правового воздействия // Человек и общество. Социальные проблемы права : учен. зап. Л., 1973. Вып. 12. С. 163.

7. О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях : закон РФ от 19 февр. 1993 г. № 4520-1 // Рос. газ. 1993. № 73.

8. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 256-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 19.

9. См.: Кирильчик Е. В. К вопросу о поощрении и ответственности государственных служащих // Сиб.

юрид. вестн. 1999. № 2. С. 20—23; Петров Г. М. Поощрение в государственном управлении (правовые аспекты) : учеб. пособие. Ярославль, 1993. 80 с.

10. Мир мудрых мыслей / сост. Л. Л. Ермолинский, Т. Ф. Ермолинская. Иркутск, 1995. С. 28.

11. Гущина Н. А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. С. 59.

12. Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881. С. 76.

13. Ожегов С. И. Словарь русского языка : ок. 53 000 слов. Изд. 4-е, исп. и доп. М., 1960. С. 228.

The Value and Importance of Incentive Norms in the Mechanism of Legal Regulation © Shabaeva O., 2012

In work considers the value and importance of incentive norms in the mechanism of legal regulation. The author comes to the conclusion that the encouragement of the standards is value for the state, society and the individual. The author notes that the value of the incentive norms in the mechanism of legal regulation is determined by the interaction of legislative and law enforcement processes.

Key words: encouragement; the value of the incentive norms; the importance of incentive norms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.