Научная статья на тему 'Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных подходов'

Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных подходов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7949
835
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НОРМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАДИЦИИ / ДУХОВНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРА / ПОТРЕБНОСТИ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суетина Наталья Михайловна

Рассматривается сущность ценностей и ценностных ориентаций личности. Теоретико-методологический анализ ценности включает три взаимосвязанных аспекта ее рассмотрения: историко-антропологический, социолого-культурологический и философско-культурологический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных подходов»

УДК 316.752 ББК 60.028.13 С 89

Н.М.Суетина

Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных

подходов

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается сущность ценностей и ценностных ориентаций личности. Теоретико-методологический анализ ценности включает три взаимосвязанных аспекта ее рассмотрения: историко-антропологический, социолого-культурологический и

философско-культурологический.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, нормы, социальные отношения, традиции, духовность, сознание, культура, потребности, структура личности.

Проблемы, связанные с изучением ценностей человека, относятся к числу важнейших для любой из наук, изучающих общество. Важнейших, прежде всего в силу того, что именно ценности являются интегративной основой существования как отдельно взятого индивида, так и всего общества в целом. Развитие обществознания показывает, что аксиологическая проблематика стала предметом наук, так или иначе обращающихся к анализу специфики человека и человеческой деятельности, - философии, социологии, антропологии и других наук. Ценностное сознание формируется на основе человеческого опыта оценки конкретных событий, явлений и процессов. Ценности, выработанные той или иной культурой, усваиваются непосредственно в процессе социализации. Посредством ее формируются представления о мире, происходит приобщение к духу культуры, идее той или иной эпохи, народа.

Проблема ценностей выдвинулась на авансцену в 60-80 годы XIX века под названием аксиология как учение о ценностях, как теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков [3,15]. Становление теории ценностей не связано с каким-то одним направлением, одной школой, что свидетельствует о ее общечеловеческой значимости. Именно по этой причине мы предлагаем рассмотреть лишь три наиболее определившихся подхода к изучению проблематики ценностей и ценностных ориентаций: историкоантропологический, социолого-культурологический и философско-культурологический.

Историко-антропологический аспект рассмотрения ценностей подразумевает наличие ценностей и ценностных ориентаций, которые отличают непосредственно человека от животного. Как существо биологическое, человек обладает духовными свойствами. Духовное - это основа человеческой индивидуальности. В отличие от животного мира, человек существует в пространстве и времени сознательно. В своем роде пространство и время как бы формируют структуру человека. Время и пространство, которые нами ощущаются, превращают индивидов в существа обусловленные и исторические. «Быть историческим существом -«значит видеть себя звеном одной цепи, возникающей в настоящем,

связанным с прошлым и подготавливающим будущее» [5,192]. Человек, каким мы видим его сегодня - это результат постоянного развития и прогресса. Поэтому человеку приходится воспринимать это явление как один из основных законов нашего времени и пытаться связать его, насколько возможно, с человеческими ценностями, которые послужили стимулом для развития старых культурных, национальных и религиозных традиций. Ценности обеспечивают человека жизненными ориентирами и целями жизнедеятельности. В конечном счете, ценности придают человеческой жизни определенный смысл.

Мыслители античности говорили о двух основных ценностях, на которые должно ориентироваться человеческое поведение. Первой ценностью является спасение души и достижение возможности созерцать Бога как высшее благо. А вторая важная ценность - это благо других людей. Наличие этой ценности «делает человека социальным существом - в ней этическое основание общественного бытия» [4,138].

Э.Фромм, изучая человеческое бытие, отмечал, что физиологические потребности не являются основной и единственной частью натуры. Второй важной составляющей человеческого бытия является духовность, а именно потребности индивида в связи с окружающим миром, потребности избежать одиночества. Автор утверждает, что моральное одиночество человека выражается, прежде всего, в отсутствии связанности с ценностями, символами, правилами поведения и устоями своего времени. [6,53].

Социолого-культурологический (социокультурный) подход характеризуется тем, что ценностное содержание культуры рассматривается как феномен духовной жизни. Основное требование социокультурного аспекта - это соотнесение ценностей с общественным субъектом на трех уровнях: личностном, групповом и общесоциальном. В рамках данного аспекта изучается противоречие между культурой и социальными отношениями. Это объясняется тем, что явление получает в культуре ценностную нагрузку не само по себе, а во взаимосвязи с другими общественными явлениями, в рамках определенной картины мира. У каждой социальной группы и индивида складывается собственное представление об окружающей действительности, сквозь призму которой и воспринимается реальный мир. Ценности в данном случае представляют две противоположные стороны. Во-первых, они оказываются необходимым условием формирования картины мира, а во-вторых, конечным результатом этого формирования. В рамках социолого-культурологического подхода предлагается рассматривать ценности в двух аспектах. В узком смысле слова в картине мира ценности представлены ценностными ориентациями, ценностями-нормами и ценностями-идеалами. В широком смысле ценности пронизывают все «этажи» (подсознание, сознание и сверхсознание) и сферы индивидуальной картины мира (образы — наглядные представления о мире и месте человека в нем). В широком смысле ценности являются «стержнем»

картины мира личности (включая мировосприятие, мироощущение и мировоззрение), определяют ее характер и последующее развитие.

Социокультурный аспект предполагает рассмотрение ценностей и ценностных ориентаций как моральных, этических, эстетических, идеологических, политических оснований оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Такой подход к проблеме ценностей и ценностных ориентаций предполагает изучение и исследование их как основных компонентов социума, которые выступают регуляторами, выполняющими нормативные функции по отношению к индивиду. Социолого-культурологический подход характеризуется тем, что ценностные ориентации и ценности рассматриваются как связующее звено между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. В рамках данного аспекта изучается степень осознанности индивидом общественных ценностей, а также сила их воздействия на поведение людей. Ценностные определения являются одним из аспектов социологического изучения общественных явлений. Сущность социолого-культурологического подхода заключается в раскрытии социальной потребности, в выяснении закономерностей развития и социальной функции общественного явления, его роли и места в жизни общества. Таким образом, социолого-культурологический подход рассматривает ценности как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. Несмотря на существование различных точек зрения на сущность ценностей, основой анализа может быть способность субъекта придавать смысл различным аспектам своей деятельности.

М.Вебер рассматривал ценности как установку той или иной исторической эпохи. В рамках реалистического объяснения сознания людей, он подчеркивал социально-историческую природу ценностей. М.Вебер считал, что ценности являются важнейшим элементом общественного сознания в рамках исследования такого феномена, как культура. В ценностях, по его мнению, выражается в концентрированном виде смысл культуры. По М.Веберу, все социальные сущности являются результатом социальных действий. Объяснить социальные сущности - «значит проследить человеческие действия до самых корней, а это, в свою очередь, означает, что объяснить (понять) можно лишь тогда, когда будет выделен (установлен) смысл, психологические мотивы действий, равно как и культурные ценности, нормы и правила, придающие человеческим действиям определенную форму» [1,295]. Таким образом, ценности - это одно из оснований, мотивов социального действия, которые к тому же основаны на вере.

Неразрывно связаны между собой философско-культурологический и социолого-культурологический подходы к изучению ценностей и духовной деятельности. Главное же следствие, состоит в том, что для философии ценность - это одна из основных универсалий, составляющих глубинный слой структуры личности. Она характеризует сущность человека как субъекта деятельности, его отношение к другим людям и обществу в целом, то есть по своей сути является определенными универсалиями культуры. Однако в данном контексте ценности заключают в себе глубинный смысл

данной культуры. В философии ценность противопоставляется бытию и реальности. Она направлена в будущее и имеет значение в большей мере для достижения какой-либо цели, то есть ценность как бы отделяется от действительности.

Философско-культурологический подход имеет два направления. Первое направление рассматривает ценности с точки зрения их субъектно-объектного характера. Второй аспект рассматривает ценности в их межсубъектных отношениях. В философии ценностные ориентации определяются как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, всего человечества в целом, которые существуют в виде общественного идеала. Ценностные ориентации преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации ее поведения. Они служат важным фактором поведения отдельного человека и социальной регуляции взаимоотношений между людьми. Особое внимание уделяется взаимодействию субъекта и объекта ценностного отношения. Это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека. Часть философов придерживается определения ценностей как материальных и духовных объектов или их свойств, способных удовлетворять материальные и духовные потребности субъекта (общества, класса, личности). С этой точки зрения ценность появляется в процессе общения человека с окружающим миром, в котором предметы или явления удовлетворяют материальные и духовные потребности человека.

Классик западной аксиологической мысли Р.Перри в своих работах называл ценностями все то, что служит реализации потребностей и интересов. Любой объект интереса представляется ценностным фактом. Таким образом, ценность определяется интересом, который сам детерминирован ожиданием результата. В свою очередь ожидание результата - это субъективное обоснование ценности. [7,72].

Большой вклад в изучение ценностей в рамках марксистского подхода внес В.П.Тугаринов. Его считают основоположником советской философской теории ценностей. «Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала. [2,46].

Ценности по своей природе идеальны, то есть им бессмысленно приписывать пространственно-временные качества, однако они немыслимы без их отношения к миру, к действительности, к бытию. Данное отношение ценности к бытию выражается в долженствовании. Положительная ценность — это ценность, которая должна быть. Отрицательная ценность — это ценность, которая должна быть устранена. Эта направленность на бытие является неотъемлемой чертой ценности. Ценности - это идеальные определенности, реализация которых служит разумному устройству действительности.

При смене системы ценностей и ценностных ориентаций возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового, традиционного и инициируемого. Ценностное противоречие переживается и осознается как трудность выбора и принятия решения. Оно разрешается в процессе ценностно-ориентировочной деятельности, ощущения удовлетворенности собой и ситуацией, сопоставления ценности целей и средств их достижения в новом опыте деятельности.

Характеристика мира ценностей дает нам окончательный ответ на проблему назначения человека. Преимущество духовной жизни перед другими способами бытия выражается в том, что только оно открывает путь

человечеству к ценностям, а значит, позволяет жить жизнью, обладающей ценностью. Основная цель человека, его назначение - жить духовной жизнью: приумножать, охранять, наслаждаться ценностями. Данную цель выбирает сам индивид и в этом смысле она определена. Только такая жизнь обладает ценностью и смыслом и соответствует заложенным в человеке духовным началам. Ценностное сознание представляет собой основу миропонимания каждого индивида и определяет его отношение к окружающему миру.

Примечания:

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.804 с.

2. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1998. 271 с.

3. Шадже А.Ю. Социокультурные ценности как фактор стабильности на

Кавказе // Кавказский регион: пути стабилизации. Ростов н/Д, 2004. 137 с.

4. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки

ценностного выбора. М., 1999. 196 с.

5. Это человек: антология / сост. П.С. Гуревич. М., 1995. 228 с.

6. Fromm E. Escape from Freedom. N. Y., 1994.

7. Perry R.B. Realms of Value. A Critique of Human Civilization. Harward, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.