Научная статья на тему 'Трудовая социализация молодежи в современных условиях занятости'

Трудовая социализация молодежи в современных условиях занятости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
297
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / МОЛОДЕЖЬ / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / UNCERTAINTY / LABOUR MARKET / YOUTH / EMPLOYMENT / TRADE SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пакина Т. А.

В условиях современного рынка труда молодежь занимает особое положение: с одной стороны, вследствие отсутствия опыта и практических навыков работы молодые люди имеют меньше возможностей, особенно при первичном трудоустройстве; с другой стороны, современная молодежь более мобильна, технически подготовлена и способна гибко реагировать на конъюнктурные изменения рынка, что является одним из основных преимуществ при трудоустройстве. В статье поднимаются вопросы социального самочувствия, непосредственно связанного с эффективной трудовой социализацией современных молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE IN MODERN EMPLOYMENT CONDITIONS

The article deals with the problems of labor socialization of modern young people. Modern economic conditions provide the young with both benefits and disadvantages. On the one hand, young people are vulnerable to the risk of unemployment as a result of lack of work experience and practice. On the other hand, modern youth are more mobile, technically equipped and responsive to the labour market dynamic. These factors can provide them with substantial advantages at job placement.

Текст научной работы на тему «Трудовая социализация молодежи в современных условиях занятости»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 2 (26), с. 39-46 39

УДК 316.334.22

ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЗАНЯТОСТИ1

© 2012 г. Т.А. Пакина

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

ta_pakina@mail.ru

Поступила в редакцию 18.03.2012

В условиях современного рынка труда молодежь занимает особое положение: с одной стороны, вследствие отсутствия опыта и практических навыков работы молодые люди имеют меньше возможностей, особенно при первичном трудоустройстве; с другой стороны, современная молодежь более мобильна, технически подготовлена и способна гибко реагировать на конъюнктурные изменения рынка, что является одним из основных преимуществ при трудоустройстве. В статье поднимаются вопросы социального самочувствия, непосредственно связанного с эффективной трудовой социализацией современных молодых людей.

Ключевые слова: неопределенность, рынок труда, молодежь, занятость, трудовая социализация.

В отечественной социологии значительное внимание уделяется молодежным проблемам, в том числе проблеме профессионального поиска и трудовой социализации молодых специалистов в современных рыночных условиях.

Практически половина безработных в мире - молодые люди. В современной ситуации диссонанса образовательной системы и экономической потребности в специалистах даже престижное и качественное образование не может служить гарантом эффективного трудоустройства. Все более распространенное в молодежной среде высшее профессиональное образование утрачивает функции канала восходящей мобильности и гаранта эффективной трудовой социализации. Кроме того, современный российский рынок труда характеризуется растущим разрывом между высокими трудовыми притязаниями молодых людей и возможностями их удовлетворения, что особенно характерно для выпускников вузов. Для современного общества характерно резкое имущественное расслоение, социальное неравенство, неодинаковое положение различных групп молодежи в системе общественных отношений, порождающее различия в реальных возможностях и альтернативах удовлетворения потребностей. В современной ситуации социально-экономической неопределенности возникает риск «социального исключения» молодежи из целого ряда сфер: образования, трудоустройства, экономического обеспечения семьи и других.

Социализация новых поколений проходит в условиях неопределенности межкультурного столкновения, когда молодой человек осуществляет выбор ценностей и стилей жизни из множества существующих вариантов. Внешняя нестабильность общества накладывается на специфику молодежи как становящейся социальной группы с неустойчивым, еще только формирующимся сознанием. Для современной ситуации характерны, с одной стороны, девальвация традиционных ценностей и поиск альтернативных, новых норм, моделей социального поведения и стилей жизни, потеря четких и понятных социально приемлемых ориентиров в выборе; с другой - потенциал новых возможностей самореализации, бифуркация, множественность путей выбора для личности и общества в целом [1].

Трудовая социализация индивида в большинстве работ рассматривается как процесс вхождения его в мир профессиональных и экономических социальных связей, а интеграция личности в различные типы социальных общностей через ценности и нормы, на основе которых формируются социально значимые черты личности, - как процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Ее целью видится формирование социально активной личности, действия которой регулируются социальными нормами и общественными интересами. В процессе трудовой социализации человек обретает собственную социальную сущность,

становится полноправным субъектом социальных отношений.

Молодежный рынок труда зависит от темпов экономического роста и развития сферы занятости, поэтому значимым фактором здесь выступает современная ситуация социальноэкономической неопределенности. На новой, кризисной и посткризисной, стадии развития российского социума особую актуальность приобретает анализ ситуации, сложившейся в сфере труда и занятости, затронувшей вчерашних выпускников - молодых дипломированных специалистов. Ниже мы проанализируем некоторые аспекты профессионального самочувствия и адаптации молодых людей в современном социуме, рассмотрим некоторые вопросы становления молодежи в неопределен-ностном обществе - в современном мировом социальном пространстве, глобально и локально сложном и непредсказуемом; в российском социуме, характеризующемся недавним сломом и постепенной сменой политико-экономической традиции; в состоянии личностного поиска и профессиональной социализации, характерной в большей мере именно для данной возрастной группы (обозначим ее в рамках работы как 20-29 лет).

Целью нашего исследования является обнаружение влияния факторов неопределенности как субъективного состояния (связанных с риском, внутриличностным, психологическим ощущением нестабильности, неустойчивости социально-экономического состояния респондентов, на современную молодежь как целевую группу исследования.

Новизна исследования заключается в попытке социологического эмпирического описания социально-экономической неопределенности. Сформулируем ряд гипотез: 1) молодежь в большей мере подвержена влиянию факторов общественной неопределенности, чем население среднего и старшего возраста; 2) поколению конца 80-начала 90-х гг. XX в., выросшему в нестабильном, мобильном современном российском обществе перманентных изменений, проще адаптироваться к неопределенностным факторам, и они для нее являются менее пугающими, субъективно значимыми и в целом менее негативными, чем для других возрастных групп.

Работа выполнена на основе социологического анализа баз данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) [2]. Это ежегодное панельное исследование, основанное на квотной репрезентативной выборке по населению России.

Выборка 18-й волны (исследование, проведенное в октябре-ноябре 2009 года) включает 9578 респондентов со всей России. Анализ результатов данного мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) позволяет получить целостную и достаточно полную картину социально-экономического состояния современного российского общества на основе всероссийской репрезентативной выборки. Материал мониторинга служит надежным инструментом анализа положения современного российского социума, позволяет выявить и проиллюстрировать новые тенденции, характерные для постсоветской социально-экономической ситуации [3; 4].

Во-первых, нам представляется целесообразным рассмотрение общей ситуации, сложившейся на российском рынке труда конца 2009 - начала 2010 года. Для удобства анализа нами были выделены группы респондентов по возрасту с шагом в 10 лет. Общая половозрастная структура анализируемой в работе выборочной совокупности следующая: мужчины

составляют 42.3% от выборки в целом, женщины - 57.7%. Молодежь 20-29 лет - наша целевая группа - составляет 1396 человек, или 14.6 % от выборочной совокупности, из них 42.3% мужчин (это 6.9% от общей выборки) и 57.7% женщин (7.7 % от выборки). Это молодые люди, в основном только что начавшие свою трудовую деятельность или уже имеющие некоторый опыт трудовой адаптации. В современной системе образования, когда студенты могут учиться по программам бакалавриата, специа-литета или магистратуры и зачастую получают несколько параллельных или последовательных квалификаций, специальное обучение занимает от 4 до 6 и более лет. Кроме того, в ситуации широкого распространения поствузовского образования и нередкой практики получения дополнительного образования период обучения отдельных респондентов растягивается на 8-10 и более лет. Поэтому мы считаем целесообразным определить границы нашей целевой группы диапазоном от 20 до 29 лет в связи с тем, что именно для этого возраста характерно завершение образования и начало трудовой социализации, активное освоение основных трудовых навыков, знаний и норм, их практическое применение и совершенствование. Данный возрастной период характеризуется личностным и профессиональным поиском, нередко сопровождающимся многократной сменой места работы или профессии.

На основе анализа таблицы сопряженности проиллюстрируем занятость в выделенных возрастных группах (таблица 1). Асимптотическая

значимость по Хи-квадрату Пирсона стремится к нулю ^<0.01), значение коэффициента (Гамма 0.249) показывает нам наличие умеренной связи между возрастом и основным занятием респондентов в настоящее время. В возрастной группе 20-29 лет около 64% респондентов трудоустроены (что на 10-15% меньше, чем по возрастным группам наиболее экономически активного населения - 30-39 и 40-49 лет). Порядка 4.3% респондентов находятся в различных видах отпусков, и чуть более 30% не имеют работы (по данному показателю они приближаются к старшей возрастной группе 50-59 лет, в которую входят и молодые пенсионеры). Из этих не имеющих работы молодых людей 10.5% являются студентами техникумов или вузов, 5.6% - домохозяйки, и около 15.5% респондентов не имеют работы по другим причинам, причем из них более двух третьих составляют мужчины.

Далее рассмотрим модели поиска работы респондентами различных групп. Таблица 2 отражает способы поиска основной работы респондентами в нашей выборке в целом, выделенная группа демонстрирует, какие методы поиска работы характерны именно для молодых людей (20-29 лет).

Сравнив данные, отметим, что молодые люди в трудоустройстве чаще остальных полага-

ются на помощь родственников (11.9% в целом по выборке и 16.7% в группе 20-29 лет) и знакомых (43.1% и 45.6% соответственно), а также находят работу посредством подачи и поиска интернет-объявлений. Можно заключить, что 62% молодых респондентов при первом опыте устройства на работу помогают родители, родственники, друзья или знакомые. Закономерно, что часть респондентов из общей выборки (4.3%) нашли основную работу по распределению (вероятно, это респонденты из старших возрастных групп, которые трудоустраивались еще в советский период, когда существовало распределение по окончании учебы в соответствии с госзаказом). В молодежной выборке таких всего 2.3%, и сюда входят молодые люди, которые учатся по целевому договору или по направлению от предприятий и организаций. Характерным для выделенной группы является и поиск работы посредством интернет-ресурсов: 6.1% по сравнению с 3.5% в целом по выборке. Молодые респонденты реже, чем представители других поколений, создают свое предприятие (1.8% и 4.7% соответственно), а также значительно реже (16.7% и 21.4% соответственно) обращаются непосредственно в отдел кадров предприятия или трудоустраиваются по приглашению руководства и сотрудников данного предприятия (9% и 5.6% соответствен-

Таблица 1

Зависимость рода занятий респондента от возраста, в %

Таблица сопряженности: какой ответ лучше всего описывает Ваше основное занятие в настоящее время?

Род занятий/возраст респондента 19 лет и младше 20-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и старше

Ученик средней школы, ПТУ 48.0 0.1 - - - -

Студент дневного вуза, техникума 36.6 10.5 0.2 - - -

Не работаете по состоянию здоровья, инвалид 0.4 0.9 1.4 2.7 3.0 0.9

Пенсионер и не работаете - 0.1 0.9 1.7 20.4 83.4

Находитесь в декретном отпуске - 1.6 0.9 0.1 - -

Находитесь в официальном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет 0.1 2.7 2.3 0.4 - -

Домашняя хозяйка, ухаживаете за другими членами семьи 1.1 5.6 4.8 2.8 1.2 -

Временно не работаете по другим причинам и ищете работу 3.1 8.7 6.6 6.0 2.8 -

Временно не работаете по другим причинам и не хотите работать 3.5 6.6 7.3 6.8 6.4 0.1

Предприниматель - 1.2 2.8 3.1 2.0 0.3

Работаете на предприятии, в организации, учреждении 5.5 54.8 64.6 70.0 59.7 13.9

Работаете не на предприятии, в организации, учреждении 1.6 7.0 8.2 6.0 4.4 1.2

Итого 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0

Таблица 2

Модели поиска работы респондентами, в %

Как вы нашли работу: распределение по возрасту

Способы поиска работы респондентами/ Возраст респондента Группы по возрасту, в %

20-29 лет В целом по выборочной совокупности

Как вы нашли свою основную работу? По распределению 2.3 4.3

Через родственников 16.7 11.9

Через знакомых и друзей 45.6 43.1

Пришли непосредственно в отдел кадров предприятия или организации 16.7 21.4

По приглашению руководства или сотрудников предприятия или организации 9.0 5.6

Сами создали предприятие, собственное дело 1.8 4.7

Через интернет-ресурсы 3.5 6.1

Другое 4.4 2.9

Итого 100.0 100.0

Таблица 3

Анализ заработной платы по Т-критерию, вся выборка

Статистики для одновыборочного ^критерия

N Среднее Стандартное отклонение Стандартная ошибка среднего

Зарплата по всем работам и подработкам 4402 12766,7865 11200,09184 168,80938

Одновыборочный ^критерий

Проверяемое значение = 18084

t степень связи Значимость (двух- сторонняя) Разность средних 95% доверительный интервал разности средних

Нижняя граница Верхняя граница

Зарплата по всем работам и подработкам -31,498 4401 ,000 -5317,21353 -5648,1648 -4986,2622

но), что объясняется значительно меньшим опытом работы и менее развитыми профессиональными связями и контактами молодых людей по сравнению со старшими поколениями респондентов.

Рассмотрим также вопрос о заработной плате обозначенных групп респондентов. Опрос, результаты которого используются в данной статье, проводился в октябре-ноябре 2009 года, когда средняя заработная плата по России, согласно официальным источникам (источник -сайт Госкомстата: www.gks.ru), была равна 18084 рублям [5]. Выборка РМЭЗ является репрезентативной, следовательно, средняя заработная плата по выборке должна соответствовать официальной средней зарплате по стране. Исследовательская гипотеза в данном случае состоит в том, что показатели средней официальной заработной платы завышены. Сравним интегральную заработную плату, вычисленную

по выборке РМЭЗ (включающую в себя зарплату по основной и второй работам, а также случайные и разовые подработки за последний месяц) с контрольным значением - средней зарплатой по России (по данным Госкомстата) -18084 руб.

Выполним сравнение средних по одновыборочному Т-критерию (результаты сравнения представлены в табл. 3, 4).

В таблице 3 наблюдаем высокие показатели двусторонней значимости (р<0.01), верхняя и нижняя границы разности средних значений лежат в отрицательной плоскости (от -5648 до -4986), следовательно, средняя зарплата примерно на 5648-4986 рублей меньше официально декларируемой. Сравнивая полученное среднее (12766 руб.) с эталонным значением (18084 руб.), видим, что реальная средняя зарплата по выборке меньше официальной приблизительно на 31.5%.

Таблица 4

Анализ заработной платы респондентов 20-29 лет по Т-критерию

Статистики для одновыборочного ^критерия

N Среднее Стандартное отклонение Стандартная ошибка среднего

Зарплата по всем работам/подработкам 935 12586,1230 11898,85258 389,13409

Одновыборочный ^критерий

Проверяемое значение = 18084

t степень Значимость (двух- сторонняя) Разность 95% доверительный интервал разности средних

связи средних Нижняя граница Верхняя граница

Зарплата по всем работам и подработкам -14,128 934 ,000 -5497,87701 -6261,5554 -4734,1986

Ту же операцию применим для целевой группы респондентов 20-29 лет. Анализ средних по одновыборочному Т-критерию (Таблица 4) не показывает нам значимых различий между средней заработной платой респондентов в целом по выборке и в молодежной группе. Если средняя зарплата по выборке составляет 12767 рублей, то респонденты, относящиеся к молодежной группе, зарабатывают в среднем 12586 рублей. Нижняя граница средних немного (почти 600 руб.) ниже, чем в целом по выборочной совокупности, что может свидетельствовать о незначительно более низком среднем уровне начальной заработной платы молодых людей по сравнению с общей средней зарплатой по России или о значительно большем разбросе в оплате труда молодых специалистов, что легко демонстрирует частотный анализ.

Распределение групп респондентов по заработной плате в зависимости от пола и возраста отражено в таблице 5. Вопреки первоначальной гипотезе о том, что молодые респонденты имеют более низкий размер заработной платы по сравнению с представителями старших возрастных групп, видим наибольшую представленность молодых респондентов в группах с доходами выше среднего уровня по стране: начиная с уровня заработной платы от 15000 до 30000 рублей, а также в группе с наибольшим доходом (свыше 40000 рублей) доминируют молодые респонденты. Данные, отраженные в Таблице 5, позволяют нам сделать вывод о том, что молодые люди материально более успешны на рынке труда, чем лица более старшего возраста.

Кроме того, наблюдаем значимые различия в размерах заработной платы у молодых мужчин

и женщин: мужчины доминируют в группах с заработной платой от 15000 до 25000 рублей, женщины - в группах с зарплатой до 15000 и свыше 30000 рублей.

Таблица 6 содержит распределение групп респондентов по уровню образования: в целевой группе 20-29 лет 61.6% молодых людей имеет среднее образование или ПТУ/ФЗУ без среднего образования; 34.1% - средне-техническое и университетское образование, 4.2% респондентов имеют ученую степень. Ожидаемый более высокий, чем в целом по выборке, уровень образования по выборке РМЭЗ оказался чуть ниже, чем у респондентов более старшего возраста (что связано с тем, что 10.5% молодых респондентов продолжают обучение в качестве студентов дневных учебных заведений).

С уровнем образования тесно коррелируют и притязания на определенный уровень оплаты труда. Проведенный однофакторный дисперсионный анализ позволяет подтвердить исследовательскую гипотезу: уровень образования респондентов влияет на ожидаемый уровень зарплаты (люди с высшим образованием рассчитывают на значительно большую стартовую зарплату, чем остальные группы респондентов).

Получаем следующие значения коэффициентов: значимость стремится к нулю (р<0.01), средний квадрат между группами и внутри групп не равен, следовательно, исследовательская гипотеза о наличии сильной прямой связи между повышением уровня образования и пропорциональным ростом дохода подтверждается.

Критерий однородности дисперсий и робастные тесты Уэлча и Брауна-Форсайта показывают значимость менее 0.001. По описа-

Таблица 5

Размер заработной платы респондентов в зависимости от пола и возраста, в %

Возраст и пол респондента Зарплата респондента

до 5000 5000- 10000 10000- 15000 15000- 20000 20000- 25000 25000- 30000 30000- 35000 35000- 40000 свыше 40000 Всего

Возраст респондента 20-29 лет М - 10 10 30 30 10 - - 10 100

Ж - 17 25 17 - 25 - - 17 100

30-39 лет М - - 28 11 6 22 11 - 22 100

Ж 9 14 36 14 5 9 9 5 - 100

40-49 лет М - 22 - 22 - - 22 11 22 100

Ж 8 39 24 18 - - - 5 5 100

50-59 лет М 13 - 75 13 - - - - - 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ж 3 21 28 21 7 14 - - 7 100

60 лет и старше М - 25 25 - - - 25 - 25 100

Ж - 20 40 - 20 - - - 20 100

Таблица 6

Распределение респондентов по уровню образования, в %

Какой у Вас самый высокий уровень образования, по которому Вы получили аттестат, свидетельство, диплом? Возраст респондента

19 лет и младше 20-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и старше

начальная или неполная средняя школа 33.8 9.3 6.1 3.3 4.8 42.7

полная средняя школа 18.1 27.8 14.1 12.2 15.2 12.7

профессиональные курсы шоферов, бухгалтеров, машинисток и т.д. 2.1 11.3 14.1 17.2 21.3 34.0

ПТУ, ФЗУ, ФЗО без среднего образования 1.5 13.2 15.1 18.4 23.3 28.5

ПТУ со средним образованием, техническое училище 1.6 19.9 21.1 27.1 21.3 9.0

техникум, медицинское, музыкальное, художественное, педагогическое училище 1.1 14.7 15.1 18.9 23.5 26.6

институт, университет, академия, включая магистратуру - 19.4 21.1 18.2 17.5 23.8

аспирантура, ординатура - - 20.0 12.0 28.0 40.0

ученая степень - 4.2 8.3 4.2 12.5 70.8

тельным статистикам наблюдаем планомерный рост средних по зарплатным ожиданиям и резкий скачок в связи с получением высшего образования, а также разброс минимальных и максимальных размеров ожидаемой заработной платы для людей с различным уровнем образования. По высшему образованию значимость высока на всем протяжении анализа, и, значит, в группе респондентов с высшим образованием зависимость между уровнем образования и ожидаемым размером заработной платы наиболее сильная по отношению к другим группам. У лиц, получивших диплом об окончании вуза, ожидаемый уровень оплаты труда

в среднем на 7000 рублей выше, чем у с респондентов со средне-специальным образованием, и на 9000 рублей выше, чем у респондентов, имеющих только законченное полное среднее образование (табл. 7).

И, наконец, посмотрим на удовлетворенность трудом нашей целевой аудитории. В Таблице 8 отражено распределение отобранных групп респондентов по степени удовлетворенности или неудовлетворенности своей работой в целом. Доля молодых людей, полностью и в целом удовлетворенных своим профессиональным положением, достаточно велика и составляет 62%; в степени удовлетворенности работой представители

Таблица 7

Зависимость ожидаемого уровня заработной платы от образования респондента

Какую минимальную зарплату Вам должны платить на новой работе, чтобы Вы согласились на нее? (в рублях)

Уровень законченного образования респондента Уровень ожидаемой заработной платы, в рублях

№ Среднее Стандартное отклонение Стандарт- ная ошибка 95% доверительный интервал для среднего

Нижняя граница Верхняя граница

Окончил 0-6 классов 11 11909.09 9554.628 2880.829 5490.205 18327.98

Незаконченное среднее образование (7-8 классов) 80 13637.5 10254.35 1146.471 11355.51 15919.49

Незаконченное среднее образование (7-8 классов плюс что-то еще) 198 15540.4 11224.67 797.7028 13967.27 17113.54

Законченное среднее образование 608 15806.74 11403.02 462.4536 14898.54 16714.95

Среднее специальное образование 519 17959.54 12343.98 541.8406 16895.06 19024.01

Законченное высшее образование и выше 335 24685.07 17019.54 929.8768 22855.92 26514.23

Итого 1751 17989.72 13302.43 317.8982 17366.22 18613.22

Таблица 8

Удовлетворенность респондентов работой в целом, в %

Удовлетворенность работой Возраст респондента

20-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и старше Всего

Полностью удовлетворены 13.6 13.6 12.9 14.1 17.9 13.9

Скорее удовлетворены 47.6 50.4 49.4 49.4 57.6 49.9

И да, и нет 24.0 20.2 22.2 20.6 14.5 21.2

Скорее не удовлетворены 11.8 11.8 12.0 12.3 7.9 11.7

Совсем не удовлетворены 3.0 4.0 3.5 3.6 2.1 3.4

Всего 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0

данной возрастной группы не уступают наиболее экономически и социально активным группам населения 30-39 и 40-59 лет, как правило имеющим значительно больший стаж и опыт работы, а зачастую и связанный с профессионализмом более высокий социальный статус и доход. Скорее неудовлетворенных занятостью молодых респондентов всего 14.8%, еще 24% молодых людей вполне довольны своей работой в целом. Достаточно высокие показатели удовлетворенности работой в целом свидетельствуют об успешной трудовой социализации и оптимальной адаптации молодых людей к трудовому процессу.

Данные, полученные на базе анализа всероссийского мониторинга, подтверждаются результатами исследования молодежного трудоустройства в Нижегородском регионе, проводимого нами на протяжении последних 5 лет [6]. Пред-

варительный анализ данных, полученных при работе с едиными всероссийскими базами социально-экономического мониторинга, позволяет утверждать, что процесс трудовой социализации молодежи подвержен влиянию социальноэкономических факторов, неопределенности современного российского социума. При этом, несмотря на сложности и дополнительную нагрузку на молодежь со стороны кризисного трансформационного общества, процесс трудовой социализации имеет положительную динамику. Гипотеза о большей социально-экономической уязвимости молодежи под влиянием факторов неопределенности не нашла подтверждения. Исходя из проведенного сравнительного анализа некоторых трудовых характеристик молодежной группы с общими средними по выборке, можно сделать вывод, что молодежь демонстрирует до-

статочно высокий уровень адаптации к современной рыночной экономике. Это активная и амбициозная социальная группа людей, умеющих ставить цели и достигать высоких профессиональных результатов. Некоторый недостаток опыта и навыков работы не мешает молодым людям в поиске своей социально-экономической ниши в современном рыночном обществе, в самоутверждении в сложном пространстве свободы выбора и перманентной социально-экономической неопределенности.

Примечание

1. Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках федерально-целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 г.» (проект

№ 2010-1.3.2-303-016-028).

Список литературы

1. Афанасьева В.В. Онтология научной неопределенности. [Электронный ресурс]. - иКЬ: ЬИр://^'^^. proza.ru/2009/05/03/418 (дата обращения 10.12.2009).

2. «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)», проводимый Национальным исследовательским университетом - Высшей школой экономики и ЗАО «Де-москоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. - ЦКЬ: http://www.hse.ru/rlms, http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms (дата обращения 10.12.2009).

3. Социальные проблемы трудовой занятости в регионах Российской Федерации. М.: Институт социологии РАН, 2009. 99 с.

4. Динамика социально-экономического положения населения современной России и проблемы адаптации к измененным условиям труда и занятости (по материалам «Российского мониторинга экономического положения и здоровья и здоровья населения 1992-2008 гг.»). М.: Институт социологии РАН, 2009. № 4. 96 с.

5. Сайт Госкомстата. - ЦКЬ: www.gks.ru (дата обращения 10.12.2009).

6. Немова О.А., Пакина Т.А. Проблемы социализации молодежи в условиях социально-экономической неопределенности // Вестник государственного университета управления. 2010. № 16. С. 30-32.

7. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета БРББ: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. 281 с.

TRADE SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE IN MODERN EMPLOYMENT CONDITIONS

T.A. Pakina

The article deals with the problems of labor socialization of modem young people. Modem economic conditions provide the young with both benefits and disadvantages. On the one hand, young people are vulnerable to the risk of unemployment as a result of lack of work experience and practice. On the other hand, modern youth are more mobile, technically equipped and responsive to the labour market dynamic. These factors can provide them with substantial advantages at job placement.

Keywords: uncertainty, labour market, youth, employment, trade socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.