Научная статья на тему 'Трудовая подготовка учащихся школы VIII вида'

Трудовая подготовка учащихся школы VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3989
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / LABOUR PREPARATION / THE INFORMATIVE ACTIVITY / CORRECTIONAL AND DEVELOPING WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савин В. В.

В статье рассматривается трудовая подготовка в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которая имеет не только профессиональную направленность, но и является мощным средством коррекции недостатков умственного развития, развития положительных качеств личности, нравственного воспитания учащихся.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article labour preparation at special (correctional) school of VIII kind which has not only a professional orientation is considered, but also is a powerful tool of correction of lacks of intellectual development, Developments of merits of the person, moral education of pupils.

Текст научной работы на тему «Трудовая подготовка учащихся школы VIII вида»

ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА САВИН В.В.

В статье рассматривается трудовая подготовка в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которая имеет не только профессиональную направленность, но и является мощным средством коррекции недостатков умственного развития, развития положительных качеств личности, нравственного воспитания учащихся.

Как показывает практика современной психодиагностики у детей олигофренов имеется целый ряд изменений нейродинамики: снижение силы основных нервных процессов, нарушение их подвижности, патологическая иррадиация возбудительного и тормозного процессов, нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

На первый план выступают неблагоприятные стереотипы поведения, однако, бывают и удачные, найденные самим ребенком компенсаторные механизмы. Так, например, резко выраженная замедленность действий и ответов на уроках труда не всегда является показателем действительно замедленно протекающих психических процессов. Иногда это компенсаторная медлительность ребенка, проговаривающего «про себя» и перепроверяющего правильность всего хода своих рассуждений и действий, прежде чем произнести вслух. Такого же происхождения может быть часто раздражающая взрослых привычка многократно переспрашивать одно и то же.

Эти нарушения влекут за собой трудности в образовании новых сложных условнорефлекторных связей, поэтому необходимо большое количество повторений учебных заданий во время трудового обучения. Но многие олигофренопедагоги, характеризуя умственно отсталых детей, отмечают их инертность, вялость, рассеянность, легкую отвлекаемость, что свидетельствует об их низкой работоспособности.

С.Я. Рубинштейн, обобщая психологическую характеристику учащихся вспомогательной школы, отмечала особенно низкую работоспособность у детей, перенесших травму головного мозга у учащихся, страдающих ревматическим поражением нервной системы и другими заболеваниями головного мозга, особенно в период обострения болезни. Как типичное явление для умственно отсталых детей К.М. Турчинская отмечала пониженную работоспособность, которая проявляется в быстрой утомляемости и недостаточной выносливости к физическим нагрузкам на уроках профессионально-трудовой подготовки.

Трудовая подготовка представляет собой систему, звенья которой тесно связаны, дополняют и взаимообуславливают друг друга.

Это обучение доступным трудовым приемам; развитие самостоятельности; формирование организационных умений, воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к профессии); привитие интереса к трудовой деятельности; исправлению недостатков мелкой моторики, а также эстетическому воспитанию.

Трудовая подготовка - это целенаправленная педагогическая система, включающая формирование общетрудовых умений таких как: ориентировка в задании, планирование, само-

In article labour preparation at special (correctional) school of VIII kind which has not only a professional orientation is considered, but also is a powerful tool of correction of lacks of intellectual development,

Developments of merits of the person, moral education of pupils.

контроль, овладение которыми на уроках труда для учащихся коррекционной школы представляет большую трудность.

Уроки труда в школе VIII вида создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих аномальным детям в трудовой и познавательной деятельности, успешность которых во многом определяется глубиной педагогических и дефектологических знаний преподавателя.

Учителю трудового обучения для эффективной организации учебного процесса и осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо всесторонне изучить каждого учащегося. Для этого он знакомится с медицинской картой, которая позволяет определить структуру дефекта, сопутствующие соматические заболевания и психофизиологические особенности ученика, без учета которых трудно рассчитывать на положительный результат коррекционного воздействия. Вся собранная информация заносится в специально разработанные карты.

Следующим шагом учителя является обращение к школьному психологу, который по его просьбе составляет психолого-педагогическую характеристику класса, в которой должны быть отражены особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся, а также типичные особенности, присущие определенной группе (возрасту) учащихся. Проделанная работа дает возможность учителю трудового обучения разработать программу обучения со всем классом и определить направление развития каждого ученика в отдельности.

В индивидуальную карту, составленную на каждого учащегося, в процессе обучения вводятся дополнительные сведения, такие как: понимание инструкции, динамика развития трудовых умений и навыков, степень самостоятельности, начало и конец работы над изделием, качество выполнения, изменения в поведении. Накопленные материалы позволяют учителю выявить потенциальные силы учащихся и планировать работу с учетом индивидуальных возрастных возможностей учащихся. Подобная методика позволяет создать для каждого учащегося такие условия, которые способствовали бы развитию интереса к работе, изучаемой специальности, возможностям для дальнейшего обучения в колледже.

Особое значение при трудовом обучении имеет метод наглядности, который помогает учащимся выполнять задания пошаговыми операциями. Для этого используются готовые образцы изделия и различные карты - предметно-технологические, операционные, графические, комбинированные. Подобный метод дает возможность учащимся видеть изделие на различных стадиях его изготовле-

ния.

Технологические карты помогают освоить последовательность изготовления изделий, развивает у них самоконтроль, планирование; способствуют более интенсивному психическому развитию и делают доступным сравнительно сложный учебный материал, справившись с которым они увидят результат своего труда.

Кроме того, при подготовке к усвоению новых знаний большое место в коррекционной работе на уроках трудового обучения отводится беседе. Используя этот метод обучения, с помощью вопросов можно выяснить насколько прочно ученики овладели учебным материалом, и какая тема вызвала наибольший интерес. Беседа имеет особое значение в преддверии экскурсий на базовое предприятие производственной практики и учреждение профессионального образования

Умственно отсталые учащиеся не всегда могут достаточно полно и правильно рассказать о своих действиях, правильно назвать операцию, выполнением которой заняты в данный момент, а также не всегда могут организовать свою деятельность в соответствии с речевыми инструкциями (устными или письменными).

Развитие речи учащихся является важной частью коррекционной работы, осуществляемой на уроках трудового обучения. Одна из основных функций речи - общение. В процессе общения усваивается опыт, накопленный в различных сферах деятельности, в частности в производительном труде. Речь становится главным средством и формой мышления.

Между тем именно степенью согласованности между практической и речевой деятельностью определяется уровень организации труда, а также уровень самостоятельности ученика, который проявляется как единство в развитии мышления, речи, практики. Работы по развитию речи включают следующие моменты: словарная работа; опросы учащихся; беседы; словесный анализ средств наглядности; установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельностью учащихся.

Уроки трудового обучения реализуются в организации учебно-воспитательной работы на основе постоянной тесной связи школы с учреждениями профессионального образования с окружающей действительностью, с жизнью предприятий, организаций, предполагает опору в обучении на жизненный опыт детей и подготовку к дальнейшему получению профессии и самостоятельной жизни в обществе. Доказано, что трудовое обучение неразрывно связано с воспитанием. Плохая организация трудового обучения в специальной (коррекционной) школе неизбежно формирует у учащихся отрицательные черты личности и поэтому воспитательная работа в процессе трудового обучения направлена на решение следующих задач:

1. Сформировать нравственные понятия и убеждения.

2. Воспитать у учащихся внутреннюю потребность трудиться с полной отдачей сил на пользу общества.

3. Сформировать положительные качества личности: честность, принципиальность, целеустремленность, организованность, скромность, отзывчивость.

4. Преодолеть отрицательные черты в характере и поведении учащихся.

5. Подготовить учащихся выпускных классов к дальнейшему обучению в колледже и получению профессии.

В условиях специальной (коррекционной) школы задачи воспитания входят в число наиболее трудных. Нарушение эмоционально-волевой сферы и способности к отвлеченному мышлению ухудшают формирование относительно сложных социальных понятий и осознанного поведения умственно отсталых учащихся; этого нельзя не учитывать в определении содержания воспитательной работы в процессе трудовой подготовки.

Наибольший эффект в усвоении правил поведения и работы на уроках труда дает метод приучения. Реализуя этот метод, педагог напоминает учащимся о необходимости выполнять то или иное действие или о том, как его нужно выполнить. Необходимо иметь в виду, что любые напоминания даются спокойно, тактично, не вызывая у учащихся отрицательных эмоций. Частые напоминания по одному и тому же поводу действуют на многих учащихся отрицательно (вызывают чувство неудовлетворения, негативные поступки). Поэтому напоминания по содержанию того или иного правила при выполнении трудовых операций могут быть связаны с деятельностью не одного школьника, а всех учащихся группы.

Успешность использования метода приучения во многом зависит от состояния контроля за соблюдением установленного порядка и требований к поведению учащихся. Контроль, осуществляемый учителем и ответственными учащимися, во всех случаях должен быть благожелательным. Он не должен сводиться к одним замечаниям и внушениям по поводу нарушений. На уроках трудовой подготовки учитель обращает внимание и на правильное и добросовестное выполнение правил поведения.

Метод приучения используется не только в нравственном, но и в эстетическом воспитании и дает возможность формировать у школьников умение видеть красоту в окружающих предметах, явлениях и отношениях людей. Как показывает опыт экспериментальной работы проводимой в школе, в процессе трудового обучения учащиеся умеют содержать в порядке свое рабочее место, они становятся аккуратными, отзывчивыми, вежливыми и внимательными.

В целях предупреждения умственного переутомления педагогический процесс на уроках трудового обучения должен строиться с учетом таких особенностей высшей нервной деятельности учащихся младшего возраста как недостаточная сила активного коркового торможения, склонность нервных процессов к генерализации и развитию запредельного торможения при действии однообразных раздражителей. Это диктует необходимость планировать урок таким образом, чтобы он состоял из сравнительно коротких по времени этапов (до 10 минут) с разным характером деятельности учащегося.

В старших классах важную роль играет на уроках трудового обучения правильное отношение педагога к подростку, построенное с учетом особенностей психологии юношеского возраста (болезненное самолюбие, скептицизм к авторитетам, к окружающим взрослым, недостаточная критичность к себе, сочетание ранимости и сентиментальности с холодностью, обострение восприятия несправедливости и др.).

Игнорирование психологических особенностей ребенка, недостаток педагогического такта по отношению к обучающемуся, ущемление еще незрелого, но обостренного чувства собственного достоинства подростка непродуманным действиям или обидным замечаниям могут не только нарушить контакт между педагогом и учащимся, но и привести к прогулам, нарушения дисциплины, отказу от посещения уроков, что иногда вызывает педагогическую и социальную запущенность подростка.

Одним из важных направлений в трудовом обучении является создание комфортного микроклимата на уроках. Учителю трудового обучения необходимо знать основы психогигиены воспитания в организованном детском коллективе, учитывать складывающиеся группировки учащихся, взаимоотношения внутри них и между ними. Целесообразно учитывать мнение учащихся друг о друге, наличие лидеров в классе и другие социально-психологические моменты, которые имеют важное значение для создания благоприятной психологической атмосферы и снимает возможное эмоциональное перенапряжение.

Таким образом, трудовая подготовка в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет не только профессиональную направленность (привитие интереса к трудовой деятельности,

обучение доступным приёмам труда), но и является мощным средством коррекции недостатков умственного развития, развития положительных качеств личности (трудолюбия, уважения к профессии, настойчивости), нравственного воспитания учащихся. Она ориентирована, прежде всего, на овладение ими определенной специальностью, на дальнейшее обучение в колледже, успешное включение в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность. «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд даже самый грубый выдвигается до творчества» (М. Горький).

Ключевые слова: трудовая подготовка, познавательная деятельность, коррекционноразвивающая работа.

Keywords: labour preparation, the informative activity, correctional and developing work

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.