УДК 376.42
ББК Ч455.024.0 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК 13.00.03
Т. В. Шевырева, Е. Н. Соломина
Москва, Россия НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛАХ VIII ВИДА
Аннотация. Рассматривается формирование компетенций у школьников с нарушениями интеллекта. Работа с учебными ресурсами — составная часть этого процесса. Она строится на основе компетентностно ориентированного обучения и реализации дифференцированного подхода к учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Ключевые слова: компетенции, инновационные методы, дети с нарушениями интеллектуального развития, образовательные технологии, учебные ресурсы.
Сведения об авторе: Шевырева Татьяна Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра олигофренопедагогики дефектологического факультета.
Место работы: Московский педагогический государственный университет.
Сведения об авторе: Соломина Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра олигофренопедагогики дефектологического факультета.
Место работы: Московский педагогический государственный университет.
Контактная информация: 119331
E-mail: [email protected].
В России в общем и специальном (коррекционном) образовании происходят значительные измене-
T. V. Shevyreva,
E. N. Solomina
Moscow, Russia
SCIENTIFIC METHODOLOGICAL SUPPORT OF IMPLEMENTATION OF COMPETENCE ORIENTED
EDUCATION IN SPECIAL (CORRECTION) SCHOOLS OF VIII TYPE
Abstract. Development of competences of pupils with intellect disorders is discussed. Work with academic resources is a constituent element of this process. It is based on competence oriented education and implementation of differentiating approach to pupils of special (correctional) school of the VIII
type.
Key words: competences, innovative methods, children with intellect disorders, educational technologies, academic resources.
About the author: Shevyreva Tatiana Vyacheslavovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Chair of Oligophrenopedagogy, Faculty of De-fectology.
Place of employment:, Moscow Pedagogical State University.
About the author: Solomina Elena Nikolayevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Chair of Oligophrenopedagogy, Faculty of Defec-tology.
Place of employment:, Moscow Pedagogical State University. г. Москва, пр-т Вернадского, д. 88.
ния, связанные с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, продуктивной
адаптации в нем. В специальной (коррекционной) школе VIII вида ведутся поиски инновационных педагогических технологий для работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития, в том числе на основе компетентностно ориентированного подхода. Формирование естествоведческих компетенций у учащихся данной категории представляется наиболее актуальным, так как это закладывает у них основы миропонимания. Естествоведческие компетенции школьников рассматриваются как определенный уровень формирования интегральных способностей учащихся вступать во взаимодействие с окружающим миром, природой, социумом. Современная специальная (коррекционная) школа так же, как и общеобразовательная, должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное образования. Компетентностный
подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Компетенции — это результат образовательных технологий, методов, организационных форм и образовательных средств. Поэтому на современном этапе развития специального образования возникает необходимость в поиске новых путей формирования учебных ресурсов. Среди них:
• вариативность подходов к обучению как одно из условий максимальной коррекции и развития
психологических процессов и личности каждого учащегося образовательных учреждений VIII вида;
• создание единых комплексов школьных учебников, охватывающих весь период обучения предмету;
• формирование учебно-методических комплексов (УМК), состоящих из разных учебных пособий (учебник, тетрадь на печатной основе и др.).
Главным принципом в процессе построения учебно-методического комплекса (УМК) выступает принцип комплексности как основополагающий при построении структуры учебных пособий и отборе содержания изучаемой дисциплины. Реализация данного принципа предполагает три уровня.
Первый уровень — структурно-содержательный, все элементы УМК дополняют и расширяют содержательные возможности друг друга, образуя вокруг «ядра» учебного предмета периферийные слои по углублению знаний и умений умственно отсталых школьников, развитию их познавательных интересов и общей культуры.
Следующий уровень — функционально-деятельностный, предполагающий организацию деятельности умственно отсталого школьника с разными элементами УМК (учебником, рабочей тетрадью, таблицами и т. д.) В этом случае каждый элемент УМК дополняет функциональные возможности другого, что в свою очередь способствует расширению видов деятельности учащихся школ VIII вида, исходя из особенностей их интеллектуаль-
ного развития. Данный уровень предполагает наличие предметнометодических механизмов, способствующих практическому применению получаемых знаний и умений, создание условий для предметных компетенций.
Третий уровень реализации принципа комплексности — это его коммуникативность, которая понимается как прямое диалоговое взаимодействие обучающихся с элементами УМК в ходе учебных занятий и в процессе самостоятельной работы.
Исследования позволяют говорить о школьном учебнике нового типа, являющемся носителем базовых функций, которые превращают просто книгу в книгу учебную. В этой учебной книге все ее функции реализуются одновременно. Издательство «Просвещение» выпустило в свет учебник «Биология. Человек» для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, входящий в федеральный перечень литературы для школ. Вместе с изданной тетрадью на печатной основе он образует учебный комплекс, отражающий цели современного естественнонаучного образования умственно отсталых учащихся [1, 2, 3]. Характерными чертами данного учебника является построение его с учетом компетентностно ориентированного обучения и реализации дифференцированного подхода.
Важнейшей функцией любой учебной книги является информационная. Отбор и систематизация учебного материала проводились с
учетом содержательно-логического и психологического критерия. Организм человека рассматривается по системам, а внутри каждой системы соблюдается баланс анатомической, физиологической и санитарно-гигиенической информации. Авторы учитывали, что формирование анатомических и физиологических понятий, входящих в содержание курса 9 класса, который завершает естественнонаучное образование умственно отсталых учащихся, начинается еще в специальных дошкольных образовательных учреждениях. Так, в программе Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжано-вой «Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта» значимое место отводится созданию первоначальных представление о человеке, о строении его тела, об основных функциях его организма, о здоровом образе жизни [4].
В младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» /«Живой мир» продолжается формирование естествоведческих (биологических) представлений. Ученики 1—4 классов знакомятся с частями тела человека, их значением в организме, у них закладываются элементарные санитарногигиенические навыки по уходу за своим телом [5, 6]. В 5 классе круг морфофизиологических и санитарно-гигиенических знаний расширяется. Так, в программе курса «Природоведение» разных авто-
ров (В. В. Воронкова, Л. Кмытюк, Т. В. Шевырёва, Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина) предусмотрен специальный раздел «Охрана здоровья человека» [7, 8]. В процессе его изучения у школьников уточняются и обобщаются знания об организме человека, системах органов, значительное внимание уделяется знакомству с нормами здорового образа жизни.
Систематическое изучение курса «Естествознание» начинается с 6 класса, изучением неживой природы. Умственно отсталых учащихся знакомят с основными абиотическими факторами жизни. Далее в 7-8 классах при изучении курсов «Растения, грибы, бактерии» и «Животные» у школьников формируются такие физиологические и анатомические понятия, как питание, дыхание, размножение, кровообращение, череп, позвоночник, отделы позвоночника, скелет, органы дыхания, органы пищеварения и т. п. Таким образом, к 9 классу у учащихся с нарушениями интеллекта имеется определенный запас морфологических, анатомофизиологических и санитарно-гигиенических знаний, что позволяет вводить более сложный, по сравнению с младшими классами, анатомический материал и использовать в текстах учебника специальные термины (минеральные вещества, тонкий кишечник, толстый кишечник, бронхи, мочевой пузырь, мочеточник, гортань и т. д.) [7].
Курс «Человек» является завершающей частью естествоведческого (биологического) цикла. На
уроках естествознания девятиклассники получают сведения об организме человека, об органах и их функциях, а также жизненно значимую информацию о профилактике различных заболеваний, о причинах некоторых нарушений здоровья, здоровом образе жизни, узнают о специализации врачей, к которым можно обратиться в случае заболевания. В учебнике «Человек» информация практического характера представлена как в учебных статьях, так и в рубриках «Доктор предупреждает» и « Доктор советует». Практико-ориенти-рованный учебный материал был подобран с учетом психологических и познавательных особенностей данной группы учащихся, а также того, что образование большинства из них заканчивается после 9 класса, учебник является единственным печатным научным источником подобной информации [9, 10, 11]. Ее усвоение важно для подготовки учащихся к самостоятельной жизни в социуме.
В учебнике можно выделить текст и внетекстовые компоненты. В текстах раскрываются основные теоретические анатомо-физиологи-ческие и санитарно-гигиенические сведения: описание внешнего вида и строения органов и систем, их функций и взаимодействий, элементарные меры профилактики заболеваний и т. п.. Содержание текстов ориентировано на преемственность знаний и базируется на внут-рипредметных связях, поэтому доступно по содержанию. Термины, обозначающие новые биологиче-
ские понятия выделены шрифтом и обозначены «звездочкой» (*). Их значение разъясняется как в тексте статьи, так и в словаре в конце учебника. Разъяснение нового слова непосредственно в тексте статьи будет способствовать прочному усвоению понятия, так как его определение дополняется описаниями, сравнениями и опирается на соответствующий иллюстративный ряд. Работа со словарем поможет школьнику обобщить изученный материал и запомнить в виде конкретного понятия, а также актуализировать ранее изученное. Большинство текстов, содержит не только фактические сведения, но и информацию, способствующую наиболее полному раскрытию программного материала, поэтому основные анатомо-физиологические и санитарно-гигиенические сведения, которые должны усвоить школьники с нарушениями интеллектуального развития, повторяются в конце каждой статьи.
В учебнике кроме основного текста созданы рубрики «Доктор рассказывает», «Доктор советует», «Доктор предупреждает». В данных рубриках предлагается информация, которая дополняет материал статьи («Доктор рассказывает»), способствует формированию элементарных санитарно-гигиениче-
ских и здоровьесберегающих навыков («Доктор советует»), направлена на предупреждение появления вредных привычек («Доктор предупреждает»).
Рабочая тетрадь для 9 класса, традиционно для школ VIII вида,
включает набор заданий, составленных в соответствии с программой по курсу «Естествознание». Задания составлены таким образом, что позволяют не только закреплять новую информацию, но и расширяют представления умственно отсталых учащихся, способствуют формированию системы понятий по предмету. Этому, в первую очередь, способствуют специально разработанные схемы, охватывающие всё понятийное поле по каждой системе организма человека (сердечно-сосудистой, дыхатель-
ной, пищеварительной и т. д.).
Следующей функцией УМК является организация учебно-познавательной деятельности умственно отсталых учащихся в процессе обучения как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Учебник является основным средством обучения не только для учащихся, но и для учителя. Педагог, готовясь к уроку, ориентируется на содержание статьи учебника, перерабатывает и преломляет представленный материал под конкретную группу учащихся (Т. И. По-роцкая, А. В. Усвайская, Т. Н. Фёдорова и др.).
С 7 класса, то есть с начала изучения живой природы в курсе «Естествознание», начинается формирование тщательно отобранных сложных, но жизненно необходимых биологических понятий (К. П. Ягодовский, Л. А. Исаенко, В. А. Постовская, Е. А. Ковалева,
А. В. Усвайская, Е. Д. Худенко, Т. В. Шевырева и др.). Проследим, как расширяется содержание ос-
новных физиологических понятий, таких как «питание», «дыхание», «рост и развитие организмов» в процессе изучения живой природы. В 7 классе — питание и дыхание растительных организмов, в 8 классе — питание и дыхание животных. Курс «Животные» заканчивается углубленным изучением млекопитающих (36 параграфов), строение и функционирование организмов которых сходно с человеческим, поэтому данный раздел можно рассматривать как прямую подготовку к изучению курса «Человек». В 9 классе происходит завершение формирования и развития этих понятий на примере изучения организма человека, следовательно, содержание текстов ориентировано на преемственность знаний и базируется на внутрипредметной связи. Таким образом, реализуется основанное профессором К. П. Ягодовским направление в методике преподавания естествознания в школе VIII вида — формирование естествоведческих понятий как психолого-педагогичес-кое руководство познавательной деятельностью умственно отсталых учащихся.
Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся с нарушениями интеллекта осуществляет аппарат ориентировки учебника с помощью прямых указаний на назначение каждого компонента учебника. Ориентироваться в тексте учебника школьникам помогает деление его на логические фрагменты (абзацы), обозначение важнейших понятий и новых терминов другим шрифтом, выделение клю-
чевых слов и выводов в конце статьи. В учебнике управляющую функцию берут на себя шрифт, цвет, разнообразные значки и др. Так, гарнитурой «Schoolbook» набран основной текст, более мелким шрифтом — дополнительный, полужирным шрифтом в тексте выделены ключевые понятия, курсивом со «звездочкой» (*) — новые слова, «цветная рамка» — выводы, то есть материал, который надо запомнить, графическое изображение «ключа» — новые слова (понятия), графическое изображение «вопроса» — вопросы, на которые необходимо ответить после прочтения статьи, синим треугольником — вопросы повышенного уровня сложности, стилизованные изображения «доктора» — дополнительный материал.
Различные компоненты УМК предусматривают управление процессом повторения и актуализации учебного материала. Мы считаем, что эффективным является повторение, при котором учебный текст представлен таким образом, что ранее усвоенные знания включаются в текущий процесс изучения. При этом новые знания перестраивают и обогащают прошлый опыт учащихся как на уровне понятий, так и на уровне используемых алгоритмов действий. Помимо текущего повторения предусматривается итоговое, каждый раздел учебника завершается рубриками «Повторение» и «Вопросы для повторения», задачей которых является систематизация, повторение и закрепление ранее изученного материала.
УМК создает условия для формирования умений сравнивать, классифицировать, доказывать;
включает средства управления процессом самообучения. В тексте параграфа предлагается разъяснение программного материала, а в дополнении основной статьи учебника, позволяющем углублять и закреплять знания программного материала, обогащать и расширять представления учеников, даны рубрики «Доктор рассказывает», «Доктор советует». Проверка знаний и умений, приобретенных на занятиях, может осуществляться при выполнении заданий, предлагаемых как после статьи учебника, так и представленных в тетради на печатной основе.
Управление учебно-познавательной деятельностью включает и использование средств стимулирования умственно отсталых учащихся к самостоятельной работе («посмотри в словаре», «составь меню», «выполни опыт»). Учебные тексты и задания предполагают разную степень включенности школьников с интеллектуальными нарушениями в самостоятельную деятельность. Известно, что успешность этого вида учебной работы напрямую зависит от посильности задания и сформиро-ванности алгоритма его выполнения (Л. А. Румянцева, В. С. Ликий). С учетом этого положения, опыты и практические работы, которые
должны выполнять ученики в соответствии с требованиями программы, сопровождаются поэтапной (пошаговой) инструкцией. Задания, предложенные в УМК, несут различную
дидактическую нагрузку: на этапе закрепления знаний выполняются под руководством учителя, на последующих уроках могут выполняться самостоятельно с целью проверки и актуализации знаний.
Управляющая функция учебника определяется также разнообразным методическим аппаратом: вопросы и задания размещены до и после текста учебника. Перед статьей помещены задания и вопросы, которые позволяют подготовить учащихся к активному восприятию материала. В конце статьи предлагаются вопросы, направленные на выявление знаний, а также задания, способствующие закреплению изученного и формированию разнообразных предметных умений.
В учебнике, кроме вопросов, на которые можно найти в тексте прямой ответ, предлагаются вопросы, которые требуют анализа прочитанного материала и составления правильного ответа. Это вопросы на сравнение, выделения главного и второстепенного, объяснения причин и взаимосвязи биологических (физиологических) процессов, приведение доказательств, использования знаний в различных учебных ситуаций.
В учебнике и тетради для создания более отчетливого образа, излагаемый материал подкрепляется соответствующими иллюстрациями описываемого предмета или процесса схемами, схематическими рисунками, позволяющими лучше усвоить и запомнить учебную информацию. К каждой статье предлагается в среднем 2—3 иллюстрации. Рисун-
ки сопровождаются лаконичными подписями, которые облегчают восприятие информации.
Реализация воспитывающей функции учебника рассматривается в контексте приоритета воспитания перед обучением: формирование
мировоззрения учащихся и жизненных компетенций (ценностносмысловой, социально-трудовой,
коммуникативной, учебно-познавательной и информационной, социально-личностной).
Большинство учебных текстов является ценностно ориентированными и личностно значимыми для умственно отсталого ученика. В текстовом материале учебника представлен дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и других задач. Таким образом, содержание текстов направлено на эмоционально-эстетическое,
нравственное, экологическое, экономическое и правовое развитию учащихся, расширение опыта ориентировки их в бытовых ситуациях.
Наличие в тексте мировоззренческих знаний позволяет оказывать влияние на воспитание личности умственно отсталых учеников. Любой объект характеризуется в учебнике не только со стороны его объективных свойств, но и по отношению к человеку, его нормам, идеалам и целям. Таким образом, средствами учебного текста возможно передать учащимся обобщенные способы познания окружающей действительности и обес-
печить формирование в сознании школьников современной естественнонаучной картины мира.
В учебниках по курсу «Естествознание» примерами этого являются тексты, которые дают возможность узнать о нормах здорового образа жизни, правилах поведения в той или иной ситуации, познакомиться с жизнью и работой ученых, с историей некоторых научных открытий и современными достижениями базовой науки, увидеть роль естествознания в общечеловеческой культуре.
Для того чтобы учебник выполнял свою воспитательную функцию, он должен быть интересен ученику. При этом изложение учебного материала по содержанию остается строго научным, в тоже время он по форме как бы «беседует» со школьником на доступном живом языке. При подготовке УМК для умственно отсталых учащихся 9 класса для этого использовались образные сравнения, яркие аналогии, опора на личный опыт учащихся. Содержание учебного текста не было ограничено узкопредметным сведениями по основам данной научной области, его границы были расширены за счет включения рубрик «Доктор советует» и «Доктор предупреждает».
Особую роль при реализации воспитательной функции учебника играет гуманизация его содержания и форм предъявления учебной информации («очеловечивание» материала»). Этому способствует введение рубрик «Доктор», в которых изложение материала ведется от
лица доктора, включение в аппарат организации усвоения знаний различных проблемных ситуаций, при решении которых необходимо помочь школьникам — ровесникам девятиклассников.
Учебник должен содействовать развитию психических функций школьников: интеллектуальной и мотивационной сфер, личностных качеств, то есть готовить выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида к активной, продуктивной самостоятельной жизни в социуме.
Содержание материала, представленного в УМК (учебнике и тетради на печатной основе) способствует развитию и коррекции высших психических функций учащихся с нарушениями интеллекта. В процессе изучения материала школьники учатся видеть и устанавливать причинно-следственные связи и зависимости (увеличение объема грудной клетки при вдохе, зависимость частоты сердечных сокращений от физической нагрузки, неправильный (нездоровый) образ жизни как причина заболевания внутренних органов). Работа с учебником позволяет корригировать внимание (работа с иллюстрациями, словарем, дополнительным материалом), обогащать словарь, развивать речь (текст статьи — образец рассказа для ученика, вопросы, требующие приведения доказательств, сравнения, описания), у учеников закладываются элементарные практические санитарно-гигиенические навыки, формируется умение использовать ра-
нее полученные сведения в новых учебных ситуациях.
Вопросы и задания в учебнике и тетради ставились таким образом, чтобы учащийся их решал, имитируя в упрощенном виде работу того или иного специалиста. Были включены специальные проблемные вопросы, прямые ответы на которые в тексте отсутствовали.
Построение и содержание учебника и тетради на печатной основе учитывает основные этапы формирования научных понятий, а также психологические и возрастные закономерности развития детей с нарушениями интеллекта, что способствует созданию условий для интеллектуального и личностного роста учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Таким образом, на уроках при работе с различными компонентами УМК, будут не только решаться образовательные задачи курса естествознания, но и реализовываться коррекционно-образовательный компонент обучения.
Учебник является средством передачи информации ученику, который в процессе обучения взаимодействует с учебной книгой, тем самым выполняется коммуникативная функция. Обычно это взаимодействие, коммуникация, представлено традиционно в свернутом виде. Включение в тексты вопросов, поднимающих жизненно важные проблемы, затрагивающие повседневную жизнь школьников, привлечет внимание учащихся к различным аспектам учебных знаний. Этому могут служить и ри-
торические вопросы, которые усиливают эффект общения ученика с текстом как увлекательным «собеседником». В учебнике «Естествознание. Человек» включению учащихся в процесс опосредованного общения с текстом помогает рубрика «Доктор», который то рассказывает, то предупреждает, то советует. Это по замыслу авторов, формирует у умственно отсталых учащихся модель поведения: о здоровье говорить, спрашивать и советоваться можно, нужно и полезно именно с врачом. Рубрики для дополнительного чтения, с учетом психолингвистических разработок, включают слово «доктор» таким образом, что умственно отсталые и на подсознательном уровне усваивают приоритет врачебной помощи над самолечением.
Известно, что для учащихся с нарушениями интеллекта диалоговая форма общения наиболее эффективна, так как диалог выступает в качестве психологического фактора, с помощью которого можно помочь ему поверить в свои силы, снять страх перед самостоятельным овладением материала. Широкое использование, с учетом возраста и особенностей учащихся, иллюстративного материала, сравнений,
примеров, ярких графических приемов оформления усиливает экспрессивный характер учебника и тетради на печатной основе, способствует побуждению к речевой коммуникации, а также к самостоятельному высказыванию. Этому же способствует занимательность и увлекательность изложения, кото-
рые повышают активное взаимодействие ученика с учебником.
Индивидуализация и дифференциация обучения реализуются с помощью различных форм подачи содержания учебного материала так, чтобы каждый учащийся был ориентирован на наиболее подходящий для него способ учебной деятельности.
Реализация разноуровневой доступности учебника осуществляется через отбор содержания текстов и их структурирование. В учебнике тексты распределены на уровни: минимальный, основной и углубленный. Основной текст — статья учебника, в которой изложен программный материал, рассчитанный на большую часть учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида (школьников с легкой степенью нарушения интеллекта). Минимальный — представленный в цветной рамке — предназначен как для учащихся с легкой степенью умственной отсталости в качестве лаконично представленной необходимой информации (выводов), так и для школьников с умеренной умственной отсталостью как основной учебный материал, которым они должны овладеть. Минимальный текст не содержит большого количества биологических сведений, названий и терминов и написан простым, доступным языком. Углубленный текст представлен в рубриках «Доктор рассказывает» и содержит дополнительный материал по курсу «Человек».
Вопросы и задания в учебнике и тетради также рассчитаны на
учащихся с разной познавательной активностью, неодинаковыми возможностями освоения программного материала, различной степенью самостоятельности в выполнении учебных поручений. Они предусматривают:
• использование разных форм самоконтроля (тетрадь: реши ребус, проверь правильность выполнения задания, вписав ответ),
• включение различных способов разрешения проблемной ситуации,
• использование контрольных вопросов и заданий в разных вариантах и с разными формами контроля,
• использование разноуровневых заданий с дифференциацией по степени сложности,
• использование занимательного материала.
Учитель на уроке может предложить школьникам задания с учетом особенностей усвоения учебного материала (с опорой на текст, иллюстрацию, требующие самостоятельное воспроизведение знаний, решение проблемной ситуации), степени самостоятельности, решаемой дидактической задачи (формирование навыка самоконтроля, проверки знаний, закрепление материала, актуализации знаний).
Таким образом, УМК по курсу «Естествознание. Человек» для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида будет способствовать формированию естественнонаучных компетентности, которая характеризуется способностью эффективно решать задачи, возникающие при взаимодействии
человека с окружающей средой, включая социум.
Литература
1. Соломина, Е. Н. Человек. 9 кл. : учеб. для специальной (коррекционной) школы 8 вида / Е. Н. Соломина, Т. В. Шевырева. — М. : Просвещение, 2010.
2. Соломина, Е. Н. Человек. 9 кл. : тетрадь для специальной (коррекционной) школы 8 вида / Е. Н. Соломина, Т. В. Шевырева. — М : Просвещение, 2010.
3. Шевырёва, Т. В. Новый учеб.-метод. компл. «Природоведение. Биология. 5—9 классы» для специальных (коррекционных) школ / Т. В. Шевырева // Биология. Все для учителя! — 2011. — № 11 (11).
4. Стребелева, Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта / Е. А. Стребелева, Е. А. Ек-жанова. — М. : Просвещение, 2009.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида : 1—4 кл. / под ред. В. В. Воронковой. — М. : Владос, 2010.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида : 1—4 кл. / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Просвещение, 2010.
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида : 5—9 кл. / под ред.
В. В. Воронковой. — М. : Владос, 2010.
8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида : 5—9 кл. / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Просвещение, 2010.
9. Антропов, А. П. Науч.-метод. принципы построения нового учебника математики / А. П. Антропов, А. Ю. Хо-
дот, Т. Г. Ходот // Дефектология. — 2006. — № 4.
10. Лифанова, Т. М. Современный подход к использованию учебников нового поколения в процессе преподавания географии в специальной (коррекционной) школе 8 вида / Т. М. Ли-фанова, Е. Н. Соломина // Коррекционная педагогика. — 2004. — № 4.
11. Фёдорова, Т. Н. Использование учебника на уроках во вспомогательной школе / Т. Н. Федорова // Коррекционно-развивающая работа в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта / под ред. Б. П. Пузанова ; МИГУ им. Ленина. — М., 1993.