Научная статья на тему 'Трудовая миграция в Германию (1990-2000 гг. )'

Трудовая миграция в Германию (1990-2000 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
694
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТЕГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ / ГЕРМАНИЯ / LABOUR MIGRATION / MIGRANTS / MIGRATION PROCESSES / INTEGRATION OF LABOR MIGRANTS / GERMANY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдулрахман Фарук Мусса

В статье рассматриваются актуальные проблемы миграционных процессов в Германии, появление и развитие проблемы трудовой миграции в германском обществе. Анализируется повышенная трудовая миграционная активность в Германии. Прослеживается создание системы институциональных регуляторов и специальных миграционных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR MIGRATION TO GERMANY (1990-2000 YEARS)

In the article there are considered the actual problems of migration processes in Germany, the occurrence and the development of the problem of migration in the German society. The increasing labour migration activity in Germany is analyzed. The creation of a system of institutional controls and the special migration programs is observed.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция в Германию (1990-2000 гг. )»

УДК 325.2

Абдулрахман Фарук Мусса

Abdulrahman Farooq Mousa

аспирант кафедры новой и новейшей истории Южного Федерального университета farouk2010@mail.ru

post-graduate student of the chair of new and newest history, South Federal University farouk2010@mail.ru

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В ГЕРМАНИЮ (1990-2000 ГГ.)

LABOUR MIGRATION TO GERMANY (1990-2000 YEARS)

Аннотация:

The summary:

В статье рассматриваются актуальные проблемы миграционных процессов в Германии, появление и развитие проблемы трудовой миграции в германском обществе. Анализируется повышенная трудовая миграционная активность в Германии. Прослеживается создание системы институциональных регуляторов и специальных миграционных программ.

In the article there are considered the actual problems of migration processes in Germany, the occurrence and the development of the problem of migration in the German society. The increasing labour migration activity in Germany is analyzed. The creation of a system of institutional controls and the special migration programs is observed.

Ключевые слова:

трудовая миграция, мигранты, миграционные процессы, интеграция трудовых мигрантов, Германия.

Keywords:

labour migration, migrants, migration processes, integration of labor migrants, Germany.

В XX - начале XXI в. миграционные процессы на европейском пространстве претерпели существенные изменения. Активизировались новые для западноевропейских стран массовые перемещения людей, мотивированные в первую очередь экономическими причинами. Определенную роль в принятии решения о переезде сыграл распад Советского Союза, крушение биполярной системы и последовавшее проведение в постсоветских государствах и развивающихся странах социально-экономических и политических реформ. Кроме того, во многих государствах к экономическим проблемам добавились и политические: например, приход к власти ортодоксальных исламистов в ряде государств Азии привел к оттоку большой части населения. Изменения в структуре государственного устройства постсоветских и развивающихся, образование суверенных государств из бывших союзных республик так трансформировали постсоветское пространство, что Европа стала пространством, принимающим рабочую силу.

Для Европы процессы внешней трудовой миграции населения имеют противоречивое значение. Ее позитивные функции заключаются в экономической интеграции стран Европы, участвующих в обмене трудовыми мигрантами, в развитии отдельных секторов экономики -строительства, торговли, сельского хозяйства, увеличении доходов банков в виде процентных ставок от перевода денег в страну отъезда трудовых мигрантов, в повышении конкурентоспособности производимых в стране товаров вследствие уменьшения издержек производства. Вместе с тем очевидны и негативные последствия: рост теневой экономики, демпинг на рынке труда, заработной платы, услуг и потребительских товаров, утечка денежных средств, угнетающее воздействие на возможности роста производительности труда, рост экономических правонарушений, трансформация этнического состава населения, формирование этнических анклавов, рост межнациональной напряженности.

Германия является третьим после Франции и Великобритании регионом в Европе по масштабам миграционных перемещений. Кроме того, здесь наблюдается высокая деловая активность. Как следствие страна притягивает значительную массу трудовых мигрантов не только из других регионов Европы, но и из-за рубежа.

Влияние трудовой миграции на региональные принимающие общества вызывает противоречия, которые связаны с тем, что вместе с позитивными эффектами возникают и становятся существенными новые социальные проблемы. Их решение в значительной степени зависит от конкретных политических и административных действий в области регулирования и управления процессами трудовой миграции.

Адаптация и интеграция трудовых мигрантов в принимающее общество зачастую имеет проблемный характер и сопровождается возникновением социальных противоречий и напряженностей, источником которых становятся институциональные рассогласования. При рассмотрении трудовой миграции как институализированного явления очень важно обратить внимание

на регуляторы, существующие в виде неформальных правил в принимающем обществе, с одной стороны, и те, что привносятся в него мигрантами как носителями отличной по своим нормам и ценностям культуры - с другой.

В рассматриваемый период в Германии была создана обширная система формальных институциональных регуляторов в виде нормативно-правовых актов различного уровня, а также специальных миграционных программ. Вместе с тем проблемным положением для трудовых отношений в Германии в целом и отношений с трудовыми мигрантами в частности являлась значительная доля неформальных регуляторов, на почве которых произрастала теневая экономика и незаконная (нелегальная) миграция. Сохранение и, в определенной степени, развитие этого положения поддерживалось наличием взаимных интересов работодателей и наемных работников.

Специфика влияния процессов внешней трудовой миграции на изменения в региональном социальном пространстве Германии, особенности институциональной организации регулирования и управления трудовой миграцией в общегерманской и региональной практике остаются недостаточно изученными с позиций исторической науки и в соответствии с этим имеют особую теоретическую и практическую значимость и актуальность.

Социально-экономические изменения, произошедшие на постсоветском пространстве и в развивающихся странах в 1980-1990-е гг., привели к возрастанию общественного интереса к проблематике внешней трудовой миграции в современной Германии и как следствие различие в подходах к определению и оценке этого феномена.

Рассматривая трудовую миграцию как процесс, в ходе которого осуществляются кратковременные или долговременные перемещения населения (независимо от способа пересечения границы и от возможностей трудоустройства) между трудовыми объектами (то есть странами-донорами и реципиентами) и сферами занятости, связанные с поиском выгодных условий для приложения своего труда, а трудовых мигрантов - как людей, перемещающихся из одного города, страны, региона, населенного пункта в другой на постоянной или временной основе, на законных или незаконных основаниях, с целью трудоустройства, мы сталкиваемся с необходимостью раскрытия механизмов этого процесса.

Большое значение для понимания внутренних механизмов внешней трудовой миграции, ее мотивов и стимулов приобретает изучение факторов и причин, которые благодаря особому сочетанию и взаимодействию заставляют население совершать территориальные перемещения. Анализ различных подходов и мнений показал, что в настоящее время происходят изменения не только в содержании большинства факторов, но и появление новых. Все это является свидетельством того, что факторы трудовой миграции находятся в постоянном движении, возникают, трансформируются, могут исчезать и появляться снова, но уже в новом виде.

На их возникновение и развитие влияют многие обстоятельства: особенности условий, которые окружают личность, уровень развития территории въезда и выезда, половозрастные и национальные характеристики перемещающихся. В значительной мере они оказываются связанными с социально-экономическими условиями той или иной страны.

Как показывает анализ, основными детерминантами внешней трудовой миграции сегодня выступают неравномерность экономического развития, неравенство доходов и возможностей в разных странах, дисбаланс на рынках труда разных стран (избыток рабочей силы в одних и ее недостаток в других), «дешевизна рабочей силы» трудовых мигрантов, что позволяет извлекать максимальные прибыли от ее использования. Иначе говоря, основной движущей силой современной миграции является разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах, растущая экономическая поляризация мира.

Таким образом, процессы трудовой миграции населения реализуются посредством воздействий целого комплекса факторов на каждого отдельного индивидуума. Складываясь из множества индивидуальных актов, процесс трудовой миграции представляет собой осознанную реализацию потребностей людей в улучшении их жизненных условий, в достижении более предпочтительного стандарта жизни на новом территориальном пространстве.

Обобщая имеющиеся теоретические представления, мы можем сделать вывод о том, что миграции населения, выступая неотъемлемым элементом любого общества, выполняют целый ряд специфических (присущих и обеспеченных только данным феноменом) и неспецифических (выполняемых и другими социальными структурами и процессами) функций. Функциональное воздействие миграций может носить как позитивный характер, способствуя общественной динамике, так и негативный.

К важнейшим функциям миграционных процессов относится более полное удовлетворение индивидуальных и социально-групповых потребностей. Целевая функция внешней трудо-

вой миграции на индивидуальном и групповом уровнях проявляется в создании условий для улучшения материального положения мигрантов, повышении социального статуса.

Трудовая миграция как сложное многогранное явление может быть классифицирована на основании различных критериев, которые учитывают не только характер, состояние, формы данного процесса, но и в определенной степени его последствия. Как показывает анализ, виды трудовой миграции очень разнообразны, каждому из них присущи определенные отличительные черты.

На основании такого критерия, как пространственная характеристика трудовую миграцию можно разделить на внешнюю и внутреннюю, которые в свою очередь делятся на межконтинентальную и внутриконтинентальную, эмиграцию, иммиграцию, реэмиграцию и транзитную трудовую миграцию.

По времени пребывания можно выделить два основных типа трудовых миграций: постоянные (безвозвратные) и временные (возвратные). Временные, в свою очередь, подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные миграционные перемещения могут быть регулярными и нерегулярными. К регулярным перемещениям относятся ежедневные (маятниковые) и приграничные миграции. К подвидам нерегулярных миграционных перемещений относятся сезонные (внутренние) и челночные.

На основе свободы принятия решений трудовая миграция подразделяется на добровольную, вынужденную и принудительную. По сферам занятости трудовая миграция делится на отраслевую и территориальную. По признаку профессиональной занятости различают непрофессиональную и профессиональную. По признаку законности и легитимности выделяют легальные и нелегальные трудовые миграции.

Проанализировав все многообразие подходов к классификации миграционных перемещений и, в частности, внешней трудовой миграции, следует подчеркнуть, что каждый из видов подвержен определенной эластичности: одни виды и формы могут переходить в другие, находясь под влиянием внешних обстоятельств (например, политических перемен в странах выезда) и внутренних мотивов. Лица, находящиеся нелегально в стране, могут узаконить свой статус в результате государственной компании по легализации (миграционной амнистии). Законно прибывшие трудовые мигранты могут перейти в положение незаконных, если они останутся в стране въезда сверх установленного срока. Эмигранты, выехавшие в другую страну на постоянное место жительства, могут вернуться на родину, не преуспев в стране въезда.

Практически все из выделенных видов внешней трудовой миграции получили распространение в Германии. Однако особый интерес для анализа представляет внешняя трудовая миграция, то есть те перемещения, при которых пересекаются государственные границы, которая включает два направления - эмиграционные потоки, в нашем случае это выезд граждан Германии, следующих за пределы страны в целях осуществления трудовой деятельности за границей, и иммиграционные - въезд иностранных граждан на территорию Германию с целью осуществления трудовой или коммерческой деятельности.

Институциональными особенностями внешней трудовой миграции в современной Германии является специфическое сочетание формальных и неформальных регуляторов, посредством которых создается и упорядочивается поле отношений «местное сообщество - мигранты»: отношения между местными жителями и иностранными рабочими, трудовыми мигрантами и властью, трудовыми мигрантами и работодателями, трудовыми мигрантами и работниками социальной сферы. Специфика немецких социальных практик в этой области заключается в постепенном смещении регулятивных акцентов из неформальной плоскости (работа без договора, выплаты зарплаты в обход налогам) в формальную.

Внешнюю трудовую миграцию в Германии в 1990-е - начале 2000-х гг. можно разделить на три этапа: первый - начало 1990-х гг. - 1995 г. характеризуется увеличением масштабов внешней трудовой миграции прежде всего из постсоветских стран - России, Украины, Молдовы, Болгарии, Югославии и развивающихся стран - Ирака, Ирана, Сирии, Египта и др. Второй -1996-2000 гг. характеризуется сокращением легально используемой иностранной рабочей силы при общем росте масштабов внешней трудовой миграции. Третий - 2001 г. - по настоящее время отличает увеличение числа официально зарегистрированных внешних трудовых мигрантов, сокращаются масштабы нелегальной миграции, что связано с вступлением в силу новых законов в сфере регулирования трудовой миграции.

Германия, являясь регионом повышенной миграционной активности, наряду с общеевропейскими закономерностями миграционных процессов имеет свои региональные особенности, которые проявляются в распределении мигрантов по отраслям экономики, в географии стран-поставщиков трудовых мигрантов в страну, в специфике взаимодействия мигрантов и принимающего общества. Массовый приток мигрантов в Германию отразился на специфике их взаи-

модействия с местным населением, которое зачастую видело в мигрантах угрозу своему экономическому благосостоянию, а в перспективе - и демографическому балансу в регионе. Полиэтничный состав мигрантов также провоцировал обострение межэтнических отношений.

Особенности институциональных регуляторов внешней трудовой миграции в Германии проявляются в социально-демографическом составе иностранных рабочих, возможности трудоустройства и уровне заработной платы, характере взаимоотношений с местным окружением, особенностях переезда и проживания иностранных рабочих. Однако в Германии сегодня происходит постепенная замена неформальных институтов внешней трудовой миграции на формальные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.