Научная статья на тему 'Трудности в обучении иностранному языку в неязыковом вузе и пути их преодоления'

Трудности в обучении иностранному языку в неязыковом вузе и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / САМООЦЕНКА / САМОКОНТРОЛЬ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATION / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY / SELF-ESTIMATION / SELF-CONTROL / EFFECTIVE METHODS / ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арямнова Марина Анатольевна, Гришина Галина Викторовна

В статье рассматриваются основные проблемы в преподавании иностранного языка в техническом вузе. Авторами освещаются эффективные формы и методы обучения для достижения высоких результатов и повышения качества высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арямнова Марина Анатольевна, Гришина Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The difficulties in teach-ing the foreign languages in technical universities and the ways of their overcoming

The article considers the main problems in teaching the foreign language for non-linguistic students at University. To achieve good results and to increase the quality of higher education, effective ways and methods of teaching are covered.

Текст научной работы на тему «Трудности в обучении иностранному языку в неязыковом вузе и пути их преодоления»

Педагогика

УДК 37.022

М.А. Арямнова, Г.В. Гришина

Трудности в обучении иностранному языку в неязыковом вузе и пути их преодоления

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы в преподавании иностранного языка в техническом вузе. Авторами освещаются эффективные формы и методы обучения для достижения высоких результатов и повышения качества высшего профессионального образования.

| Ключевые слова: мотивация, самообразовательная деятельность, самооценка, самоконтроль, эффективные методы.

М.А. Aryamnova, G.V. Grishina

The difficulties in teaching the foreign languages in technical universities and the ways of their overcoming

Abstract

The article considers the main problems in teaching the foreign language for non-linguistic students at University. To achieve good results and to increase the quality of higher education, effective ways and methods of teaching are covered.

| Keywords: motivation, self-educational activity, self-estimation, self-control, effective methods.

Трудности, с которыми сталкивается преподаватель при обучении иностранному языку в техническом вузе, многообразны. В числе первых -низкий уровень подготовки бывших выпускников школ. В связи с этим преподаватель высшей школы вынужден вместо изучения предмета на более высоком уровне сложности повторять курс обучения средней школы, не успевая дойти до вершин обучения соответствующих высшей школе. Другой негативный фактор - это мало количество часов аудиторных занятий по иностранному языку - всего 2 часа в неделю. За такой ограниченный период времени невозможно добиться значительного прогресса в этой области знаний. Низкий уровень мотивации к изучению иностранного языка является другим отрицательным фактором. При этом студенты с хорошей базовой подготовкой, вынужденные также заниматься повторением пройденного в школе, могут потерять интерес к обучению, не встречая необходимости решать задачи, соответствующие их уровню.

Трудность заключается также и в том, как вовлечь всех обучающихся в процесс изучения языка не только при достижении задачи - получение хорошей оценки на экзамене, но и решение долгосрочных задач -формирование специалиста, владеющего не только профессиональными навыками, но и имеющего широкий кругозор, способного свободно общаться на иностранном языке.

Скептический настрой учащихся, связанный с отсутствием возможности применения иностранного языка в будущей профессии также не способствует продуктивному обучению.

Все вышеуказанные факторы приводят к тому, что в процессе обучения студентов технического вуза иностранному языку перед преподавателем стоит задача поиска эффективных способов обучения и передовых методик преподавания с тем, чтобы студенты осознали необходимость изучения дисциплины, были мотивированы для получения хороших знаний по иностранному языку.

32 Интерактивная наука | 2 • 2016

Pedagogy

«Мотивация - это ключ к успешному обучению», -подчеркивает британский методист Норман Уитни. Он выделяет три условия повышения мотивации:

1) возможность учащимся в процессе изучения иностранного языка общаться и выражать себя;

2) многообразие тем, действительно представляющих интерес для данной возрастной группы;

3) постоянное ощущение учащимся своих достижений и прогресса в овладении языком.

При этом последнее условие Н. Уитни считает особенно важным. Если нет потребности в языке как в средстве обучения студентов вне стен вуза, то стоит их искусственно мотивировать. Речь идет о повышении заинтересованности студентов посредством изучения истории стран изучаемого языка, их традиций и обычаев, государственного устройства и т. д.

Другими словами, активно использовать информацию страноведческого характера. В этом поможет проведение праздников, конкурсов и викторин на английском языке. Студенты охотно принимают в них участие.

Мотивация и позитивный настрой должны присутствовать на занятиях.

Согласно Федеральной программе развития образования одним из ожидаемых результатов данной программы является повышения качества высшего профессионального образования и уровня подготовки специалистов, имеющих высшее образование, повышение конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда, развитие у студентов навыка самообразования. В условиях ограниченного количества часов, отведенных на обучение иностранному языку, роль самостоятельной работы студентов в изучении данной дисциплины возрастает.

В решении этой задачи может помочь так называемый проектный метод. Темы проектов выбираются с учетом тематического плана; на подготовительном этапе студент овладевают необходимыми навыками лексического и грамматического материала по данной теме в чтении, говорении, письме и аудировании.

С целью развития у студентов потребности в самообразовательной деятельности и умения работать в команде, студенты выполняют упражнения, направленные на развитие умений самостоятельной работы с текстом: это упражнения на выделение в тексте элементов, несущих ключевую информацию; упражнения на прогнозирование содержания читаемой информации; упражнения на определение познавательной ценности прочитанного. После обсуждения и определения темы проекта, студенты формируют и распределяют задания между собой, и решают их вне аудиторных занятий самостоятельно.

В ходе разработки проекта преподаватель консультирует студентов по возникшим вопросам, но не выполняет за них работу. В этом случае студенты становятся активными участниками учебного процесса. Совместная проектная деятельность студентов учит студентов работать в команде и развивает навыки и потребность самостоятельного поиска информации, необходимой для получения новых знаний.

Важно подчеркнуть, что учение студента - это не самообразование индивида по собственному разумению, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая должна стать доминантной.

Самостоятельная работа должна быть направлена на достижение высокого уровня языковой компетенции не только в период обучения в вузе, но и после его окончания.

Другое дело самостоятельная деятельность. Она выступает средством развития инициативности студентов. Наличие самообразовательной

компетентности специалиста указывает на социальную и профессиональную зрелость личности. Одним из условий самоорганизации самообразовательной деятельности является формирование способности к самоконтролю, который понимается как часть самосознания, оценка человеком значимых методов и установок; свойство человека, ставшего его чертой характера в результате самовоспитания и воспитания, способность на внутреннюю самооценку своих возможностей, результатов учебной деятельности.

Литература

1. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языком: хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. - М.: Русский язык, 1991. - 360 с.

2. Литовченко В.И. Самообразовательная деятельность и самоконтроль как способ развития инициативности студентов: Материалы VIII Международной очной научно-практической конференции / В.И. Литовченко. -Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет, 2014. - 154 с.

3. Старовойтова А.С. Современные тенденции в преподавании иностранных языков: Материалы VII Международной очной научно-практической конференции / А.С. Старовойтова. - Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет, 2013. - 150 с.

Interactive science | 2 • 2016 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.