Научная статья на тему 'Требования социума к конкурентоспособному специалисту и его профессиональные альтернативы'

Требования социума к конкурентоспособному специалисту и его профессиональные альтернативы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЁ КАЧЕСТВА / COMPETITIVE SPECIALIST / PROFESSIONAL ALTERNATIVES / HIGHER VOCATIONAL TRAINING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND ITS QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балыхин Михаил Григорьевич

В статье рассматривается и анализируется совокупность требований к современному конкурентоспособному специалисту, позволяющих реализовать его профессионально-творческий потенциал, знания, навыки, умения, способности, ценности, обеспечить конвертируемость и надёжность его профессиональной подготовки внутри государства и за его пределами. Конкурентоспособность специалиста это своего рода показатель качества вузовской профессиональной подготовки и возможности реализации профессиональных и личностных качеств выпускника вуза в интересах общества и производства и в собственных интересах. Чётко и ясно решать проблему профессиональной компетенции и конкурентоспособности как проблему национальной кадровой политики нельзя, не согласовав её с глобальными задачами образования, с проблемами качества высшего образования. Автор приходит к выводу, что перестройка экономико-политических отношений в России не могла не сказаться на системе высшего образования, которая работает в двух «режимах» функционирования и развития и на которую оказывают влияние две глобальные тенденции в образовании прагматическая (узконаправленная) и фундаментальная (широкопрофильная). Проблема обеспечения качественной профессиональной подготовки специалистов диктует вузам обязательность согласования структуры и содержания обучения специалистов с требованиями общемировых стандартов и процедурами обеспечения качества высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Society Requirements to the Competitive Expert and its Professional Alternatives

This article discusses and analyzes a set of requirements for a modern competitive expert, allowing him/her to implement professional creativity, knowledge, skills, abilities, values to ensure convertibility and reliability of his/her vocational training within and beyond the state. The experts competitiveness is some kind a quality indicator of high school vocational training and possibility of realization of professional and personal graduates qualities for the benefit of the society and manufacture and in his/her own interests. It is impossible to solve the problem of professional competence and competitiveness as a national personnel selection problem clearly, without having coordinated it with global problems of education, with problems of quality of higher education. Reorganization of economic-political relations in Russia has affected the system of higher education which works in two «modes»: functioning and development, and which is influenced by two global tendencies: pragmatic tendency (narrow-directed) and fundamental (wide-profile). The problem of maintenance of qualitative vocational specialist training dictates obligation of structure coordination and maintenance of specialist training at higher schools according to requirements of universal standards and procedures of maintenance of quality of the higher vocational training

Текст научной работы на тему «Требования социума к конкурентоспособному специалисту и его профессиональные альтернативы»

УДК 378.001.

ББК 74.04

Михаил Григорьевич Балыхин,

кандидат экономических наук, Московский государственный университет технологий и дизайна (Москва, Россия), e-mail: balykhinatm@mail.ru

Требования социума к конкурентоспособному специалисту и его профессиональные альтернативы

В статье рассматривается и анализируется совокупность требований к современному конкурентоспособному специалисту, позволяющих реализовать его профессиональнотворческий потенциал, знания, навыки, умения, способности, ценности, обеспечить конвертируемость и надёжность его профессиональной подготовки внутри государства и за его пределами. Конкурентоспособность специалиста - это своего рода показатель качества вузовской профессиональной подготовки и возможности реализации профессиональных и личностных качеств выпускника вуза в интересах общества и производства и в собственных интересах. Чётко и ясно решать проблему профессиональной компетенции и конкурентоспособности как проблему национальной кадровой политики нельзя, не согласовав её с глобальными задачами образования, с проблемами качества высшего образования. Автор приходит к выводу, что перестройка экономико-политических отношений в России не могла не сказаться на системе высшего образования, которая работает в двух «режимах» - функционирования и развития -и на которую оказывают влияние две глобальные тенденции в образовании - прагматическая (узконаправленная) и фундаментальная (широкопрофильная). Проблема обеспечения качественной профессиональной подготовки специалистов диктует вузам обязательность согласования структуры и содержания обучения специалистов с требованиями общемировых стандартов и процедурами обеспечения качества высшего профессионального образования.

Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, профессиональные альтернативы, высшее профессиональное образование, образовательная среда и её качества.

Michail Grigoriyevich Balyhin,

Candidate of Economics, Moscow State University of Technologies and Design (Moscow, Russia), e-mail: balykhinatm@mail.ru

Society Requirements to the Competitive Expert and its Professional Alternatives

This article discusses and analyzes a set of requirements for a modern competitive expert, allowing him/her to implement professional creativity, knowledge, skills, abilities, values to ensure convertibility and reliability of his/her vocational training within and beyond the state. The expert's competitiveness is some kind a quality indicator of high school vocational training and possibility of realization of professional and personal graduate's qualities for the benefit of the society and manufacture and in his/her own interests. It is impossible to solve the problem of professional competence and competitiveness as a national personnel selection problem clearly, without having coordinated it with global problems of education, with problems of quality of higher education. Reorganization of economic-political relations in Russia has affected the system of higher education which works in two «modes»: functioning and development, and which is influenced by two global tendencies: pragmatic tendency (narrow-directed) and fundamental (wide-profile). The problem of maintenance of qualitative vocational specialist training dictates obligation of structure coordination and maintenance of specialist training at higher schools according to requirements of universal standards and procedures of maintenance of quality of the higher vocational training.

Keywords: competitive specialist, professional alternatives, higher vocational training, educational environment and its qualities.

Для формирования мирового образовательного пространства необходимо выработать единые стратегии в оценке качества образовательных услуг, предлагаемых высшей

профессиональной школой и формирующих профессиональную компетенцию специалистов в различных областях знаний и практической деятельности.

240

© М Г. Балыхин, 2012

Под высшим профессиональным образованием понимается организованная, имеющая определённую последовательность (с выраженными или подразумевающимися целями) и обладающая преемственностью коммуникация (это означает, что процесс профессионального обучения характеризуется элементами длительности и непрерывности), преследующая как цель обучения и формирования профессиональной компетенции специалистов, так и цель подготовки специалистов к их последующему взаимодействию.

Чтобы организовать процесс, ориентированный на развитие профессиональной компетенции, необходимо оценить качества образовательной среды, формируемых внутри неё знаний, навыков и умений, а также возможный результат такого обучения, соотносимый с моделью будущего (конкурентоспособного) специалиста в определённой области профессиональной деятельности.

Образовательная среда представляет собой совокупность внешних условий, в которых протекает повседневная жизнедеятельность индивида, рассматриваемая под углом зрения имеющихся в ней возможностей для его развития как личности. Образовательная среда, с одной стороны, включает комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности, с другой -совокупность социальных, экономических, культурных и иных обстоятельств, в которых совершается учебная деятельность [7, с. 152].

В мире наблюдается тенденция к глобализации профессий, и проблема обеспечения качественной профессиональной подготовки специалистов диктует вузам обязательность согласования структуры и содержания обучения специалистов с требованиями общемировых стандартов и процедурами обеспечения качества высшего профессионального образования.

Сегодня не менее важно, чтобы наряду с академическими успехами, специалисты обладали целым рядом качеств - профессиональных и социально-культурных: имели хорошо, устойчиво сформированные навыки устной и письменной коммуникации; владели навыками работы с информационными технологиями, понимали основы математики и естественных наук, критически мыслили; ощущали потребность в непрерывном образовании; умели работать в коллективе, в группах; были творческими и инициативными, способными к постоянной работе, требующей значительных усилий; получали удовлетво-

рение от работы в условии здоровой конкуренции; демонстрировали свою культурную восприимчивость; были ориентированы на результаты деятельности и не боялись принимать самостоятельные решения.

Для современного общества нужны всесторонне развитые люди, профессионалы, не нуждающиеся в постоянном руководстве, способные действовать в условиях неопреде-лённости, вести самостоятельный поиск решения сложных проблем.

Для формирования квалифицированного специалиста требуются особые условия. Эти условия мы называем качествами образовательной среды (формальной, неформальной, внеформальной). Качество высшего профессионального образования - это интегральная характеристика процесса подготовки будущего специалиста и результатов этой подготовки; характеристика, выражающая меру их (результатов) соответствия распространённым в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить. В свою очередь, под профессиональным выбором понимается деятельность личности по принятию или непринятию одной из возможных альтернатив будущего профессионального развития как одного из результатов процесса профессионального самоопределения. В профессиональном выборе условно выделяются два этапа: этап предварительного выбора и этап практического принятия решения о выборе профессии.

Этап предварительного выбора профессии охватывает весь подростковый период и часть юношеского возраста. На этом этапе разные виды деятельности «сортируются» подростком и оцениваются вначале с точки зрения собственных интересов («люблю», «нравится»), затем с точки зрения способностей («у меня хорошие отметки по математике», «есть успехи в русском языке, не заняться ли его более глубоким изучением») и с точки зрения системы ценностей субъекта выбора («хочу воплотить свою мечту»).

Интерес к определённому виду деятельности стимулирует учащегося больше заниматься этим видом деятельности: следовательно, развиваются его способности: последние же, повышая успешность учёбы и принося признание окружающих, подкрепляют интерес и мотивацию [3, с. 12].

Профессиональные альтернативы сравниваются как по параметрам соответствия собственным способностям, возможностям

и профессиональным требованиям, так и по параметрам соответствия содержания конкретной профессии профессиональным идеалам личности. Готовность к профессиональному выбору рассматривается как внутренняя убеждённость личности и осознанность ею правильности выбора. Выделяются следующие компоненты готовности к выбору профессии:

- мотивационно-ценностный компонент -формирование мотива выбора, мотивов ценностей;

- личностный компонент - развитие комплекса качеств, адекватная самооценка личностью качеств, важных для профессии, формирование индивидуального стиля решения;

- волевой компонент - стремление учащегося к самовоспитанию, саморазвитию в себе профессионально важных качеств и способностей;

- операционный компонент - знание о мире профессий, знание профессиональных требований интересующей профессии, знание о развитии собственных способностей, навыков и умений и их соответствии требованиям профессии [см.: 5].

Конкурентоспособность специалиста -это своего рода показатель качества вузовской профессиональной подготовки и возможности реализации профессиональных и личностных качеств выпускника вуза в интересах общества и производства и в собственных интересах. Понятие «конкурентоспособность» долгие годы бытовало в сфере производства, экономики, коммерции как показатель качества продукции, уровня развития промышленности, общества.

Оно до сих пор используется в следующих «неблагоприятных» контекстах. Конкурентоспособность российской экономики примерно в 100 раз ниже конкурентоспособности Японии и США; «Россия обладает 28 % мировых запасов минеральных ресурсов, 12 % учёных, однако на «выходе» мы имеем 0,3 % мирового производства наукоёмкой продукции; российская производительность труда в 10 раз ниже, чем в ведущих странах, а наша доля в мировой торговле едва превышает 1 %. Следуя логической цепочке, такая конкурентоспособность страны объясняется низкой конкурентоспособностью субстанции первичного звена развития страны - системы образования...» [6, с. 18].

В настоящее время понятие «конкурентоспособность», которое стало обиходным в исследованиях задач высшего образования

за рубежом, входит в российскую деловую и учебно-научную литературу по проблемам образования.

Будучи далёкими от мысли приравнивать качества образования и качества товара, вспомним тем не менее, что закон конкуренции - объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной продукции. Не вызывает сомнений то, что работа по подготовке кадров будущих специалистов должна быть не просто «качественной, как всегда» (т. е. сохраняющей существующий уровень подготовки, деятельности научно-педагогических кадров высших школ; поддерживающей рейтинг наработанных методик и профессиональных связей), но и развивающейся, инновационной.

Есть слабые места в подготовке российских специалистов, которые, впрочем, актуальны для других стран мирового сообщества. Так, зарубежную научно-педагогическую общественность волнует слабая подготовка гуманитариев, недостаточно продуктивное владение иностранными языками, неполная подготовленность к самостоятельной работе, слабая правовая, экономико-управленческая подготовка будущих специалистов.

В целом характер образования, который по преимуществу научно-ориентирован, должен от одной образовательной ступени к другой становиться всё более профессиональноориентированным. Понятно, что чётко и ясно решать проблему профессиональной компетенции и конкурентоспособности как проблему национальной кадровой политики нельзя, не согласовав её с глобальными задачами образования, с проблемами качества высшего образования. Вместе с тем это проблема, над решением которой работают исследователи многих национальных профессиональнообразовательных систем.

Перестройка экономико-политических отношений в России не могла не сказаться на системе высшего образования, которая работает в двух «режимах» - функционирования и развития - и на которую оказывают влияние две глобальные тенденции в образовании -прагматическая (узконаправленная) и фундаментальная (широкопрофильная). Кроме того, учебный процесс в высшей школе - это сложная система взаимодействия и движения «информационных потоков», которые создаются научными и научно-практическими областями знаний.

Если система работает только в режиме функционирования, но не развития (и кон-

троллинга), если не учитывает состояние, закономерности и тенденции в научном знании и способы их передачи учащимся, если не выявляет формы своего обновления и обогащения, пути использования образовательного опыта - отечественного и зарубежного, - то такая система «обречена» на «выживание», на выпуск специалистов низкой конкурентоспособности.

Конечно, пути к позитивным переменам всегда находятся. Дело тут не только в улучшении состояния российской экономики. Перемены сразу же дадут о себе знать, если будут сбалансированы в полной мере все стороны подготовки специалистов, если будут созданы, к примеру, центры и национальные регистры сертификации специалистов. Работа центров могла бы выявлять более квалифицированных, элитных из них, спрос на которых всегда существенно выше. Вместе с тем, сформировать таких специалистов, руководствуясь только требованиями соответствующих государственных стандартов высшего профессионального образования, невозможно.

Высказываются мнения о необходимости создания модели конкурентоспособного выпускника российского вуза. Более того, уже предложена такая, несколько обобщённая модель начинающего (молодого) специалиста, в которой в качестве базовых элементов представлен ряд профессиональных и личных качеств.

Под моделью в данном случае следует понимать мысленно представляемую и / или материально реализованную систему, которая отображает, воспроизводит социальный объект исследования и способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об объекте. Одно из основных требований, предъявляемых к модели, требование адекватности, т. е. соответствие модели реальной действительности по основным, существенным признакам. Количество моделей столь же велико, как и велико разнообразие объектов реальной действительности, например, можно составить модель должности, модель принятия решения и т. д. Модель выпускника-специалиста - это характеристика существенных личных и профессиональных качеств, знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения типовых профессиональных задач после окончания вуза.

Для конкурентоспособного молодого специалиста важны профессиональные качества, формируемые на основе профессио-

нального мышления (позволяющего проникать в суть научно-педагогическтих явлений и принимать оптимальные, в том числе нестандартные решения стратегических и тактических вопросов), эмоционально-волевые проявления (эмоции, чувства, высокоразвитое нравственное сознание, профессиональная чувствительность, волевые акты, способы их выражения и достижения, характерные для данной деятельности и конкретного сообщества), способы деятельности и поведения (педагогическая и методическая культура, умения, навыки, приёмы, стиль поведения, оптимальные и значимые для реализации личностных и общественных ценностей в данном обществе и в данное время), ценности и ценностные ориентации, принятые, доминирующие и зарождающиеся на определённом историческом этапе традиции, нормы, связанные с историческими способами жизнедеятельности человека, семьи, сообщества, государства (отношение к труду, людям, самому себе и др.), глубокие и разносторонние знания (факты, закономерности, законы в общегуманитарной, естественнонаучной и профессиональной областях, обеспечивающие принятие оптимальных решений), опыт решения общечеловеческих и профессиональных проблем (отечественный и зарубежный, современный и исторический).

И личностные качества: психологические (эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональность, аутентичность, открытость - по отношению к другим и к новому; терпимость, развитость интуиции, восприимчивость, оптимизм как философия жизни), мыслительные (аналитичность, рефлексивность, быстрота реакции, креативность, наблюдательность, критичность мышления, цельность мышления), поведенческие (коммуникативность, инициативность, предприимчивость, способность к импровизации, способность к релаксации, способность руководить и подчиняться, ответственность) [см.: 4].

Вместе с тем было бы ошибочно полагать, что в каждой конкретной профессии существует один-единственный стандартный образец специалиста, соответствующего требованиям данной профессии, или что к этому стандарту следует «подгонять» каждого учащегося вуза: внутренние условия формирования личности, её психические качества нестандартны. Поэтому, очевидно, помимо модели выпускника, нужно иметь широкую обзорную ориентировку в том, как развивается человек в мире конкретной и смежных про-

фессий, нужно более глубоко постигать профессиональные, педагогические, социальные и другие требования человека и общества к профессии, как и психологические требования конкретной профессии к человеку.

Модель конкурентоспособного специалиста не может создаваться и изучаться вне системы, включающей модель подготовки специалиста и модель деятельности специалиста. При этом под моделью подготовки специалиста понимается реализация целей и задач высшего профессионального образования. Модель же деятельности специалиста предполагает анализ сферы конкретной профессиональной деятельности (цель, предмет, средства, способы деятельности), анализ профессиональных функций, анализ наиболее часто встречающихся затруднений и ошибок в профессиональной деятельности, анализ прогноза развития сферы деятельности (перспективы отрасли в целом и возникновение, а также развитие новых технологий, средств и объектов деятельности).

В любой современной профессии обнаруживается несколько профессиональных сфер, в которых проявляются во взаимодействии те или иные профессионально-личностные свойства и компетенции специалиста. Так, успешность научно-исследовательской деятельности зависит и от уровня сформированное™ научно-исследовательской компетенции, а именно:

• от индивидуально-творческого мышления и инициативности;

• от теоретических склонностей;

• от наличия мотивации и целевой основы научно-исследовательской деятельности;

• от организованности мышления, умения использовать эвристический потенциал научного знания в конкретных обстоятельствах;

• от умения генерализовать новые идеи, от открытости опыту;

• от большой степени активизации познавательных способностей: это касается правильного выбора направления исследования, уяснения цели, умения предусмотреть полезность исследования для совершенствования профессиональной - научной и производственной - сферы;

• от умения увязывать все уровни исследования: фундаментальный, прикладной, экспериментальный.

Успешность профессионально-

педагогической деятельности зависит от дидактических, академических, перцептивных, экспрессивных умений, знаний, способ-

ностей (т. е. от взаимосвязанной совокупности общепрофессиональной, собственно-профессиональной, общегуманитарной, социально-коммуникативной компетенции), а именно:

• от умения применять фундаментальные идеи, концепции, закономерности педагогических явлений в конкретных условиях педагогического взаимодействия; от глубокого знания предмета, умения привлечь учащихся своими знаниями и профессиональным совершенством; от высокого уровня общей культуры и эрудиции;

• от умения поддерживать свой «информационный тонус»;

• от умения управлять познавательной деятельностью учащихся, умения пробуждать в учащихся самостоятельные мыслительные и познавательные интересы;

• от тонкой наблюдательности, позволяющей понимать личность учащегося; способности проникать во внутренний мир учащегося, адекватно воспринимая и понимая его психологию;

• от умения устанавливать доброжелательные взаимоотношения с учащимися на основе их индивидуального опыта и возрастных способностей;

• от способности ясно и чётко выражать свои мысли, знания, убеждения; демонстрировать свои умения (профессиональное мастерство) с помощью речи, кинесики и т. д.;

• от наличия педагогического такта: умения находить наиболее эффективные способы воздействия на учащихся, соблюдать педагогически целесообразную меру, учитывая конкретную педагогическую задачу, особенности личности учащегося, особенности ситуации;

• от способности создавать коллектив учащихся, сплачивать его для решения образовательных задач, правильно планировать, контролировать и корректировать собственную работу;

• от способности предвидеть результаты собственной деятельности, от умения проектировать профессионально-педагогическую деятельность - свою и учащегося, умения предвидеть его реакцию в различных учебнонаучных и учебно-производственных ситуациях;

• от способности, выражающейся в целеустремленности, трудолюбии, настойчивости, от умения владеть собой; от способности распределять внимание одновременно между несколькими видами деятельности.

организационно-конструкторский тип деятельности включает умения и способности, связанные с искусством направлять усилия учащихся к нужным для учебного коллектива целям. Этот тип деятельности характеризуется следующими умениями: анализировать выполнение учебных планов и программ, продумывать и планировать все стороны образовательной деятельности; организовывать академическую, методическую, воспитательную работу, определять рациональные и эффективные приёмы в деятельности коллег; использовать инновации в содержании образования и в педагогических технологиях; постоянно повышать собственную квалификацию и заинтересованность в высоком профессионализме трудового коллектива; выявлять скрытые профессиональнопроизводственные резервы, а также несовершенства и недостатки образовательного процесса; конструировать научно-исследовательскую деятельность коллектива.

Проективно-деловой тип деятельности связан с оценкой, анализом, проектированием, внедрением традиций и достижений высшего профессионального образования в конкретную профессиональную область. Эта деятельность предусматривает не только учёт интересов будущего специалиста, учебного заведения, но и государственных интересов. Она (деятельность) складывается из следующих ориентаций, умений,способностей:

• нахождение оптимального соотношения между образовательными возможностями высшего учебного заведения и потенциальными потребностями общества, государства;

• своевременный анализ эволюции профессионального «рынка», информирование об этом коллектива и внедрение в процесс целесообразных инноваций;

• глубокий структурный, содержательный и функциональный анализ конкретной профессионально-научной и производственной сферы, а также возможностей её модификации и расширения (с описанием оптимальных решений, с точным расчётом затрат);

• организация комплекса прогнозных исследований ситуации в зарубежном высшем образовании и ситуации на рынке труда для выработки профессиональнообразовательной перспективы;

• постоянная забота об имидже профессии и формирование интереса к ней через научные публикации, научные форумы, через структуры связи с общественностью и другие каналы.

Таким образом, для реализации своего профессионально-творческого потенциала у конкурентоспособного специалиста должны быть сформированы знания, навыки, умения, способности, ценности, позволяющие обеспечить конвертируемость и надёжность его профессиональной подготовки внутри государства и за его пределами, а именно он должен:

• обладать концептуальными знаниями, т. е. знать то, что составляет основу профессиональной практики (это могут быть теоретические основы и основы профессиональных знаний);

• иметь специальную подготовку, которая позволяла бы выполнять основные задания, связанные с профессиональной практикой, деятельностью;

• обладать способностью к обобщению, что позволяло бы выпускнику объединять теорию с практикой и знать, какие теоретические положения применимы к решению конкретных задач и проблем;

• владеть контекстуальными знаниями, позволяющими различать и учитывать особенности социальной, экономической, культурной и экологической среды профессиональной деятельности;

• обладать адаптивными способностями, т. е. умением предвидеть изменения в обществе, в технологии и адаптироваться к ним;

• обладать навыками межличностного общения - уметь общаться в устной и письменной форме;

• профессионально определиться, определить свою профессиональную роль;

• знать профессиональную этику и уметь принимать этические принципы и нормы профессионального поведения в практической деятельности;

• уметь доказать свою нужность на рынке труда, т. е. не только отвечать основным требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности (иногда для этого нужно пройти процедуру лицензирования или сертификации - процедуру допуска), но и уметь доказать свою конкурентоспособность как претендента на должность;

• обладать стремлением к повышению научного уровня и быть готовым к участию в исследованиях или других видах научноисследовательской деятельности;

• обладать мотивацией к непрерывному образованию - заниматься активными поисками возможностей повышения уровня профессиональных знаний.

Список литературы

1. Балыхин М. Г. Инновационные доминанты высшего образования и науки России в условиях воздействия внешних и внутренних вызовов // Вестник ЮЗФУ,

2011. № 3. С. 15-21.

2. Балыхина Т. М. Инновационный человек и его формирование в системе са-монаправляемого обучения // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования». М. :

РУДН, 2011. № 2. С. 12-18.

3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения.

М., 1979. Т. II. С. 118-366.

4. Борисова Н. В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. Набережные Челны, 1996. 128 с.

5. Кон И. С. Психология старшеклассника. М. : Просвещение, 1980. 192 с.

6. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент : учебник. Изд. 7-е, испр. и доп. М. : Дело, 2005. 448 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М. : АПО, 1998. 488 с.

Spisok literatury

1. Balyhin M. G. Innovacionnye dominanty vysshego obrazovanija i nauki Rossii v uslovijah vozdejstvija vneshnih i vnutrennih vyzovov // Vestnik JuZFU, 2011. № 3.

S. 15-21.

2. Balyhina T. M. Innovacionnyj chelovek i ego formirovanie v sisteme samonapravljaemo-go obuchenija // Vestnik RUDN. Serija «Voprosy obrazovanija».

M. : RUDN, 2011. № 2. S. 12-18.

3. Blonskij P. P. Izbrannye pedagogicheskie i psihologicheskie sochinenija. M.,

1979. T II. S. 118-366.

4. Borisova N. V. Konkurentosposobnost' buduwego specialista kak pokazatel' kachestva i gumanisticheskoj napravlennosti vuzovskoj podgotovki. Naberezhnye Chelny, 1996. 128 s.

5. Kon I. S. Psihologija starsheklassnika. M. : Prosvewenie, 1980. 192 s.

6. Fathutdinov R. A. Strategicheskij menedzhment : uchebnik. Izd. 7-e, ispr. i dop.

M. : Delo, 2005. 448 s.

7. Jenciklopedija professional'nogo obrazovanija : v 3 tt. / pod red. S.Ja.Batysheva.

M. : APO, 1998. 488 s.

Статья поступила в редакцию 29 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.