Научная статья на тему 'К вопросу о качестве образования в высшей школе'

К вопросу о качестве образования в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / QUALITY OF EDUCATION / COMPETITION / COMPETENCE / TYPES OF VOCATIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваненко Марина Анатольевна

Анализируются понятия «качество образования» и «конкурентоспособность», раскрываются принципы качественного образования в вузе, рассматриваются критерии конкурентоспособности специалиста, характеризуются виды профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of Quality of Education in Higher School

The concepts of “quality of education” and “ability to compete” are analyzed, the principleos of high quality education in higher school are reveled, criteria for evaluating ability to compete of a specialist are discussed, types of vocational competence are characterized.

Текст научной работы на тему «К вопросу о качестве образования в высшей школе»

УДК 378.016

ББК Ч446.3 ГСНТИ 14.01.75 Код ВАК 13.00.01

Иваненко Марина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 408; e-mail: kafedra_sp@mail.ru.

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество образования; конкурентоспособность; компетентность; виды профессиональной компетентности.

АННОТАЦИЯ. Анализируются понятия «качество образования» и «конкурентоспособность», раскрываются принципы качественного образования в вузе, рассматриваются критерии конкурентоспособности специалиста, характеризуются виды профессиональной компетентности.

Ivanenko Marina Anatolievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Social Pedagogy, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

TO THE PROBLEM OF QUALITY OF EDUCATION IN HIGHER SCHOOL

KEY WORDS: quality of education; competition; competence; types of vocational competence.

ABSTRACT. The concepts of “quality of education” and “ability to compete” are analyzed, the principíeos of high quality education in higher school are reveled, criteria for evaluating ability to compete of a specialist are discussed, types of vocational competence are characterized.

Образование в настоящее время воспринимается личностью не как некая замкнутая система, существующая в институциональной среде и приводимая в действие определенным образом подготовленными специалистами, а как открытый процесс, протекающий повсюду и под воздействием всех лиц, обладающих опытом и стремящихся передать его другим.

Цель любого высшего образовательного учреждения на современном этапе развития общества — обеспечение высокого качества образования на основе целевых программ обучения, привлечения высококвалифицированных преподавателей, применения инновационных технологий обучения и современного оборудования в соответствии со стандартами образовательной деятельности с учетом индивидуальных потребностей студентов.

Качественное образование рассматривается с позиций целостности содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов, соответствия личностного развития жизненному самоопределению субъекта и требованиям общества в новых социально-экономических условиях. Оно выступает одной из важнейших характеристик, определяющих конкурентоспособность отдельных учебных заведений и национальных систем образования в целом.

Понятия «качество» и «конкурентоспособность» не синонимичны, но тем не менее взаимосвязаны: оба они служат для оценки результатов конкретного труда, его общественной полезности. Общим для них является и то, что они определяются через совокупность свойств товара. Оба показателя представляют собой динамические характе-

ристики, которые изменяются с развитием общественных потребностей и научнотехнического прогресса. Особенно четко это прослеживается при оценке качества и соответственно конкурентоспособности профессиональной подготовки специалистов.

В отечественной литературе существует несколько основных подходов к рассмотрению понятия «качество образования».

М. М. Поташником понятие «качество образования» трактуется как соответствие требованиям образовательных стандартов. В таком контексте качество образования выступает как «соотношение цели и результата, меры достижения целей, заданных операционно и спрогнозированных в зоне потенциального развития обучающихся» [6].

В. В. Майер определил понятие «качество высшего образования» как фундаментальную характеристику образования, включающую систему показателей, ориентированных на разные цели, разных пользователей, разные управляющие воздействия. Он отметил, что обеспечение качества высшего образования предполагает поддержание его качества (как результата, как процесса, как образовательной системы) на уровне не ниже установленных норм, требований, стандартов. К важнейшим факторам, условиям и ресурсам, позволяющим достичь целей качества, относятся учебно-методическая среда, материальная база, способности персонала, мотивация и подготовленность студентов, финансовое обеспечение, информационное обслуживание, т. е. совокупность всех базовых элементов образовательной деятельности вуза [4].

© Иваненко М. А., 2013

Как соответствие запросам потребителей качество образования рассматривают В. А. Качалов и В. Д. Шадриков. Соответствием образовательных услуг ожиданиям общества считает качество образования М. В. Рыжаков.

В Концепции модернизации образования особо подчеркивается, что результатом современного качественного образования являются не только знания, умения и навыки, но и сформированные образовательные компетентности и ключевые компетенции личности.

По мнению Н. А. Селезневой, качество образования — это сбалансированное соответствие профессионального образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) [5].

Можно выделить следующие педагогические принципы качественного образования в вузе:

• личностно ориентированный и развивающий характер образовательных программ и технологий обучения с учетом образовательных потребностей обучающихся, компетентностный подход и профилизация;

• системность, целостность и вариативность содержания образования и видов деятельности, множество точек зрения на проблему и множество граней ее решения;

• проблемность и диалогичность содержания, диалогичность характера взаимодействия субъектов образования в учебном процессе, переход на субъект-субъектные отношения педагога и обучающегося;

• активность и самостоятельность обучающихся как субъектов образования, творческая деятельность по саморазвитию, самоопределению, самореализации и становлению;

• рефлексивность как осознанность содержания, способов деятельности и собственных изменений;

• модульно-блочный принцип организации содержания образования и деятельности обучающихся;

• принципы опережения при обучении и развитии, поддерживающей мотивации, самообучения, самоконтроля и самокор-рекции;

• ориентация субъекта на будущее содержание жизни и деятельности, гуманистические ценности и идеалы, знания из будущего, в котором обучение не школа памяти, а школа мышления, созидание человеком образа мира в самом себе посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры.

Сегодня от системы высшего профессионального образования требуется созда-

ние новых механизмов, которые должны обеспечивать качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности, подготовки конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций. Поэтому в современных условиях качество образования является одним из главных условий конкурентоспособности учебного заведения и выпускников на рынке труда.

Проблема определения значения термина «конкурентоспособность» заключается в том, что само понятие «конкуренция» предполагает несколько вариантов толкований. По мнению ряда авторов, конкуренцией называют цивилизованную форму борьбы за существование или стимул экономического прогресса. Большинство толкований конкуренции базируется на стержневом понятии «состязательности», т. е. обязательном соревновательном процессе, борьбе, исходом которой и определяется победитель (конкурентоспособный товар, работник и т. д.) [2].

Конкурентоспособность специалиста представляет собой интегративную характеристику, обеспечивающую ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги (востребованность); она определяется качеством личности специалиста и качеством его профессиональной деятельности. Ее уровень зависит от степени соответствия личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков конкретного специалиста объективным требованиям профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям.

Необходимо отметить, что конкурентоспособность конкретного специалиста на рынке труда определяется более совершенной системой знаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств, более высокой квалификацией, способностью быстро адаптироваться к реальной действительности и более эффективно выполнять профессиональные функции и социальные роли.

Можно выделить пять критериев конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда: квалификация (профессиональная компетентность, уровень полученных знаний), мотивация, культура, поведенческие характеристики, жизненная ориентация.

Хотелось бы подробнее остановиться на профессиональной компетентности будущих специалистов.

Компетентность в толковых словарях определяют как осведомленность, эрудиро-

ванность, глубокое, доскональное знание сущности выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков, как совокупность знаний, позволяющих судить о чем-либо профессионально. Компетентность выражается в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать в связи с этим нужное решение, которое позволяет достигнуть практического или иного значимого результата [3].

В мировой образовательной практике понятие «компетентность» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, ибо, во-первых, компетентность объединяет в себе интеллектуальную и операционную составляющую образования; во-вторых, в понятии «компетентность» представлена идея интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»; в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и др.).

Все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки: 1) многофункциональность. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях; 2) надпредметность и междисциплинарность (они применимы в различных ситуациях); 3) требуемое значительное интеллектуальное развитие, развитость абстрактного мышления, самореф-лексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления; 4) многомерность, включение различных умственных процессов и интеллектуальных умений (аналитических, критических, коммуникативных и др.), а также здравого смысла.

Можно согласиться с мнением Л. Н. Боголюбова, что все ключевые компетентности в широком смысле слова социальны, так как являются качественным показателем успешности социализации человека в обществе, его умения осуществлять социальные технологии в главных сферах собственной деятельности.

Е. В. Бондаревская и Е. Н. Юрина выделяют следующие виды профессиональной компетентности:

• профессионально-педагогическая компетентность. В качестве основных пока-

зателей приняты знание педагогической культуры, умение ставить и развивать задачи, владение вариативной методикой работы, умение анализировать личностный опыт;

• коммуникативная компетентность — способность всесторонне и объективно воспринимать человека, вызывать у него доверие;

• социально-психологическая компетентность как важнейшее направление педагогической отрасли акмеологии;

• психолого-педагогическая компетентность является одним из системных проявлений профессионализма. Традиционно при анализе педагогической компетентности используют категории общей психологии: деятельность, общение, личностное развитие;

• аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности;

• научная компетентность — знание науки, представителем которой является специалист, так как в работе используется междисциплинарный подход и требуется знание различных научных сфер. Сюда же входят навыки и умения применять научные знания на практике в той области, которую наука исследует [1].

Н. В. Харитонова рассматривает подструктуры профессиональной компетентности с точки зрения сформированности у будущего специалиста определенного комплекса умений. В данном случае автор выделяет:

• проектировочную компетентность — умения для определения тактических и стратегических задач, через достижение которых реализуется профессиональный процесс;

• информационную и прогностическую компетентность — конструктивные умения композиционного упорядочения знаний;

• организаторскую компетентность — умения руководства деятельностью;

• коммуникативную компетентность — коммуникативные умения воздействия на субъектов профессионального процесса;

• аналитическую компетентность — умения адекватно оценивать уровень собственной деятельности [8].

А. В. Хуторской, напротив, определяет профессиональную компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним, а степень присвоения компетенции, т. е. владение, обладание человеком соот-

ветствующей компетенцией, в том числе его личностное отношение к ней и предмету деятельности, называет компетентностью.

Термин «компетентность» указывает на соответствие реального необходимому в личности специалиста, на степень присвоения личностью содержания компетенций, т. е. это прежде всего качественный показатель. При этом компетентность может характеризовать овладение личностью не одной, а несколькими компетенциями, в частности, профессиональная компетентность может определяться как овладение специалистом всеми профессиональными компетенциями [7].

Каждая специализированная деятельность включает в себя разные качества: коммуникативные, профессионально-предметные и интерактивные, — которые необходимы специалисту для работы в системах «человек — человек», «человек — природа», «человек — знак», «человек — образ», «человек — техника». Однако в деятельности каждого вида доминирует какая-то одна из названных выше схем, что предполагает учет большой совокупности психологических и социально-психологических факторов, связанных с самим характером взаимодействия.

В соответствии с этим организации учебного процесса в вузе, а именно качеству

учебных занятий, методической работе, организации самостоятельной работы студентов, научно-исследовательской деятельности студентов, должно уделяться первостепенное внимание.

В настоящее время возникает потребность в специалистах, которые владеют своей профессией, могут быстро действовать и реагировать, способны решать нестандартные профессиональные задачи, умеют адаптироваться к изменяющимся политическим, экономическим, социальным условиям, могут и умеют взаимодействовать с различными социальными системами и субъектами общества.

Вузовские программы учебных дисциплин должны способствовать формированию у студентов самостоятельности, правового самосознания, инициативности, способности к успешной социализации в обществе, профессиональной мобильности и других профессионально значимых личных качеств.

Компетентностный подход к образованию позволяет акцентировать внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

3-

4-

5-

6.

7-

ЛИТЕРАТУРА

БЕССОНОВА Л. А., ДОБРОСМЫСЛОВА С. Н. Профессионально-личностная компетентность как условия преодоления профессиональной деформации личности специалиста социальной работы / / Современные исследования социальных проблем : электронный науч. журн. 2012. № 1 (09). ДЕГТЕРЕВ В.А. Конкурентоспособность — категория педагогическая // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 65—69.

ЗЕЕР Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998. МАЙЕР В. В. Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Тюмень, 2007.

СЕЛЕЗНЕВА Н. А. Системы обеспечения качества и управления качеством профессионального образования по специальностям (направлениям подготовки) как главные объекты комплексного исследования и модернизации : доклад в слайдах. М., 2007.

УПРАВЛЕНИЕ качеством общего образования в условиях реализации комплексного проекта модернизации системы образования Кубани: гуманистический и компетентностный подходы : мо-ногр. / В. П. Бедерханова, П. Б. Бондарев, В. К. Игнатович, В. Е. Курочкина, Т. А. Хагуров; под науч. ред. П. Б. Бондарева. Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2010.

ХАЗОВА С. А. Конкурентоспособность специалистов по физической культуре и сорту. Краснодар ; Майкоп, 2002.

ХАРИТОНОВА Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Магнитогорск, 2002.

1.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. А. Ларионова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.