Научная статья на тему 'Транспортная система в структуре прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области'

Транспортная система в структуре прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
361
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗ / РЕГИОН / СУБНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / СТРАТЕГИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / THE FORECAST / REGION / SUBNATIONAL FORMATION / NORTHERN TERRITORIES TRANSPORT SYSTEM / STRATEGY / THE COMPLEX PROGRAM OF SOCIALLY ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Самаруха Алексей Викторович

Рассматриваются принципы усовершенствования транспортной системы субнационального образования в соответствии с особенностями стратегического развития регионов России на долгосрочную перспективу. Предложена балльная оценка приоритетности развития различных видов транспорта Иркутской области в зависимости от направлений активного стратегического развития отдельных муниципальных образований региона. Отмечена специфика Иркутской области в связи с наличием северных территорий. Даны рекомендации ïî комплексному развитию региональной транспортной системы в рамках единой комплексной программы социально-экономического развития региона (субнационального образования), согласующейся с отдельными профильными региональными, муниципальными и корпоративными подпрограммами и документами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Самаруха Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport system in structure of forecasting of social and economic development of the Irkutsk region

In clause principles of development and improvement of transport system of subnational formation are considered, within the framework of strategic development of regions of Russia on long-term prospect. The ball estimation of domination of development of various types of transport of Irkutsk area is offered, depending on a direction of active strategic development of separate municipal formations of region. Specificity of Irkutsk area is determined in view of presence of northern territories. Recommendations on forecasting and complex development of regional transport system are given within the framework of the uniform complex program of social and economic development of region (subnational formation), agreed with separate profile regional both municipal and corporate subroutines and documents.

Текст научной работы на тему «Транспортная система в структуре прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области»

сырьевой базы (отдельные угольные города, лесные поселки Иркутской области, отработанные золотые прииски Восточной Сибири), расселение жителей поселков, попадающих в зону затопления Богучанской ГЭС (пос. Не-вон и Кеуль Иркутской области)6.

В нефтегазодобыче высока вероятность формирования новых сервисных центров, а также центров производства и технологического обеспечения в г. Иркутске (это связано с разработкой месторождений углеводородов в Восточной Сибири и на материковом шельфе Дальнего Востока). Также будут поддерживаться добыча и использование местных ресурсов, особенно топливных — углеводородного сырья, угля — с целью не

только сокращения «северного завоза», но и создания новых рабочих мест. Наиболее перспективны в этом отношении нефтегазо-конденсатные месторождения Усть-Кутского, Киренского и Катангского районов.

Примечания

1 http://www.kremlin.ru.

2 http://www.economy.gov.ru.

3 http://www.govirk.ru.

4 Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006—2010 годы / под ред. М.А. Винокурова, В.И. Самарухи. Иркутск,

2007. С. 237.

5 Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2008—2012 годы. Иркутск,

2008.

6 http://www.economy.gov.ru.

A.B. САМАРУХА

заместитель директора по региональной экономике НИИ саморегулирования и развития предпринимательства Байкальского государственного университета экономики и права,

кандидат экономических наук, г. Иркутск e-mail: samarukha_alex@mail.ru

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА В СТРУКТУРЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ*

УДК 338.47(571.53) ББК 65.9(2)37

Рассматриваются принципы усовершенствования транспортной системы субнационального образования в соответствии с особенностями стратегического развития регионов России на долгосрочную перспективу. Предложена балльная оценка приоритетности развития различных видов транспорта Иркутской области в зависимости от направлений активного стратегического развития отдельных муниципальных образований региона. Отмечена специфика Иркутской области в связи с наличием северных территорий. Даны рекомендации по комплексному развитию региональной транспортной системы в рамках единой комплексной программы социально-экономического развития региона (субнационального образования), согласующейся с отдельными профильными региональными, муниципальными и корпоративными подпрограммами и документами.

Ключевые слова: прогноз, регион, субнациональное образование, северные территории, транспортная система, стратегия, комплексная программа социально-экономического развития.

Процесс прогнозирования социально-экономического развития региона напрямую связан со всеми особенностями входящих в

его структуру территорий. Иркутская область в результате объединения с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

© А.В. Самаруха, 2008

стала субнациональным образованием, при этом более 60% его территории с населением свыше 25% населения региона причисляется к северным территориям (табл. 1), что существенно влияет на экономический и социальный уровень развития всего региона.

Таблица 1 Площадь территории и численность населения севера Иркутской области в 2006 г.

Источник: материалы Иркутскстата.

Территорию Иркутской области в зависимости от основных направлений экономической деятельности можно условно разделить на три сектора: западный, центральный и северный. Основное направление развития западного сектора — это сельское хозяйство и транспорт. Центральный сектор способен развиваться как инновационный и

рекреационный центр Восточной Сибири. В северном секторе, в который входят Крайний Север и приравненные к нему местности Иркутской области, предполагается преимущественное развитие промышленности и транспорта.

Процесс активной реализации инновационного сценария социально-экономического развития региона напрямую зависит от эффективности работы территориального транспорта и состояния транспортной инфраструктуры (железнодорожный транспорт, автомобильные дороги и автомобильный транспорт, авиатранспорт с усилением роли регионального грузового и пассажирского воздушного флота, водный транспорт, трубопроводы — газо- и нефтепроводы, водопроводы). Для каждого отдельного района и населенного пункта в структуре территориального устройства субнационального образования Иркутская область первостепенное значение имеет развитие тех видов транспорта, которые в настоящее время обеспечивают основной объем грузо-и пассажироперевозок. Прежде всего это железнодорожный и автомобильный транспорт, а также авиа- и речной транспорт в отдаленных труднодоступных районах.

Исходя из структуры условного территориального деления Иркутской области, в табл. 2 дана авторская балльная оценка приоритетности активного развития различных видов транспорта в целях реализации инновационного сценария регионального развития.

Представленная пятибалльная система оценки необходимого развития транспорта региона, на наш взгляд, достоверно отражает потребность в развитии отдельных видов транспорта и транспортной инфра-

Таблица 2

Приоритетность развития отдельных видов транспорта и его инфраструктуры в разных секторах Иркутской области, балл

Сектор Железнодорож- Автотранспорт Авиатранспорт Водный транспорт Трубо-

ный транспорт прово-

грузо- пасса- гру- пасса- гру- пасса- междуна- грузо- пасса- оз. Байкал ды

вой жирский зовой жирский зовой жирский родный вой жирский

Северный 5 4 5 3 3 3 0 3 2 2 5

Центральный 2 5 4 3 3 3 4 3 5 5 3

Западный 2 4 5 3 3 3 0 3 1 0 3

Административно-террито- Общая Численность

риальное образование площадь, населения,

тыс. га тыс. чел.

Область всего 77 484,6 2 513,80

Города и районы Севера 47 531,8 631,00

Города

Братск 26,3 253,20

Усть-Илимск 22,7 98,60

Районы

Бодайбинский 9 197,6 25,40

Братский 3 318,9 62,70

Казачинско-Ленский 3 327,6 20,63

Катангский 13 904,3 4,30

Киренский 4 386,5 22,65

Мамско-Чуйский 4 339,6 6,60

Нижнеилимский 1 887,9 60,28

Усть-Илимский 3 659,4 21,30

Усть-Кутский 3 454,3 55,70

Доля Севера в областных 61,3 25,10

показателях, %

структуры согласно условному территориальному делению Иркутской области на современной стадии ее социально-экономического развития. В ней принимаются во внимание доступность и эффективность применения разных видов транспорта, а также содержание необходимых мероприятий и уровень затрат на их активное развитие и формирование современной инфраструктуры в соответствии с региональными приоритетами и проектами промышленного (индустриального), сырьевого, миграционного, туристического и демографического развития Иркутской области и с учетом запланированного создания агломерации Иркутск-Шелехов-Ангарск.

Краткие универсальные характеристики балльной оценки представляются в следующих формулировках:

- 0 баллов — нет острой необходимости в активном развитии данного вида транспорта в связи с отсутствием роста объемов перевозок;

- 1 балл — требуется адекватное развитие данного вида транспорта с целью обеспечения необходимых объемов грузо-и пассажироперевозок с учетом динамики социально-экономических, демографических и миграционных процессов в муниципальных образованиях;

- 2 балла — требуются обновление транспортного парка, модернизация инфраструктурных конструкций и системы регулирования;

- 3 балла — необходимы увеличение объемов перевозок и планомерное развитие транспортной сети в соответствии с территориальным промышленным освоением и социально-экономическим развитием региона в ходе реализации стратегических мероприятий, предусмотренных активным инновационным сценарием его развития;

- 4 балла — требуются разработка отдельных стратегических и программных документов на среднесрочную перспективу и реализация утвержденных мероприятий по развитию транспортной сети, организации транспортных потоков и управлению ими с целью обеспечения роста эффективности и комфортности данного вида транспорта в соответствии со стратегией регионального развития;

- 5 баллов — необходимы подготовка стратегических и программных документов и активная реализация мероприятий по долгосрочному системному ускоренному развитию данного вида транспорта с созданием новых и укреплением существующих транспортных, логистических и туристических центров.

Одной из наименее развитых территорий Иркутской области и одновременно наиболее перспективной при индустриальном, сырьевом и инновационном развитии является северный сектор, или так называемые северные территории. Северные территории России характеризуются относительно суровыми природно-климатическими условиями и отсутствием развитой транспортной инфраструктуры. Кроме того, в ходе ведения хозяйственной деятельности здесь требуются повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. По степени комфортности условий жизнедеятельности людей эти территории в ряде случаев подразделяются на абсолютно дискомфортные, экстремально дискомфортные и дискомфортные. В Иркутской области Бодайбинский, Мамско-Чуйский и Катангский районы причисляют к экстремально дискомфортным территориям, остальные — Братский, Усть-Илимский, Нижнеилимский, Усть-Кутский, Киренский, Казачинско-Ленский районы и гг. Братск, Усть-Илимск — к дискомфортным.

Наличие в регионе (субнациональном образовании) северных территорий вызывает необходимость решения многих социальных, экономических, финансовых, технологических, экологических и других проблем с учетом суровых природно-климатических условий данных территорий, при которых даже незначительные для менее неблагоприятных условий недочеты в организации грузо- и пассажиропотоков и управлении ими могут привести к катастрофическим последствиям. Промышленное освоение северных территорий, а также развитие и совершенствование в этой зоне всех направлений жизнедеятельности требуют функционирования эффективной транспортной системы, что на первый план выдвигает развитие строительно-дорожной индустрии, железнодорожного транспорта

(БАМ), строительство нефтепроводов и газификацию. Кроме того, с целью эффективного комплексного выполнения стоящих перед регионом задач необходимо проведение серьезных восстановительных мероприятий на региональном воздушном и речном транспорте.

Центральный (прежде всего) и западный условные секторы Иркутской области характеризуются более благоприятными, чем северный сектор, природно-климатическими условиями и на данный момент имеют более высокий уровень социально-экономического развития. Однако потребность в развитии транспорта здесь не ниже, а в некоторых экономически активных районах, в первую очередь центрального сектора, и выше, при этом многие проблемы в данных условных секторах стоят более остро (экологические, медицинские и т.д.), что требует взвешенных решений при выборе путей активного развития транспортной инфраструктуры и транспорта.

В настоящее время во многих регионах разрабатываются отдельные стратегические документы по развитию того или иного вида транспорта и его инфраструктуры. При этом не всегда или не в полной мере учитываются стратегические приоритеты социально-экономического развития России, утвержденные президентом и правительством России, действующие или находящиеся в стадии подготовки программы и инвестиционные проекты (региональные, корпоративные, международные). Последовательность прогнозных и программных изысканий и разработок в регионах, особенно касающихся долгосрочного планирования, часто не соответствует общепринятым научным подходам. Однако длительные сроки реализации стратегий, программ, планов и т.д. региона позволяют ежегодно корректировать и согласовывать отдельные по направлениям, но связанные стратегически, территориально или экономически, напрямую или косвенно, виды деятельности через формирование одного комплексного стратегического документа по долгосрочному социально-экономическому развитию региона (субнационального образования). Таким документом для Иркутской

области должна стать программа комплексного социально-экономического развития на долгосрочный период.

В настоящее время администрацией области утверждена Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочную перспективу (до 2025 г.), в которой достаточно подробно рассматриваются приоритетные направления развития региона и его отдельных территорий, однако конкретных мероприятий, расчетов, обоснований затрат на поэтапную модернизацию и развитие транспортной сети отдельных муниципальных образований и населенных пунктов данный документ не предлагает. Комплексная программа социально-экономического развития Иркутской области также не сможет включить в себя все необходимые разработки, проектно-сметную и иную документацию по всем видам транспорта и всем территориальным подразделениям региона. Соответственно, необходима подготовка методических рекомендаций по разработке муниципальных программ развития транспортной системы с учетом стратегических приоритетов с целью формирования единообразного представления о значении данной системы для выполнения задач и достижения целей, которые поставлены в стратегии долгосрочного развития Иркутской области и должны быть закреплены в комплексной программе социально-экономического развития региона (субнационального образования). Воспользовавшись такими рекомендациями, администрация каждого отдельного населенного пункта и района сможет определить приоритетные направления развития транспортной сети исходя из поставленных в долгосрочной комплексной программе социально-экономического развития региона задач, что при последующей многократной ежегодной корректировке позволит получить технически и экономически грамотный стратегический документ развития транспортной системы Иркутской области, в котором будут учтены специфика территорий, возможность и степень их вовлечения в активное экономическое и социальное развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.