Научная статья на тему 'Региональное управление: опыт Иркутской области'

Региональное управление: опыт Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СХЕМА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Думова Ирина Ивановна, Федотов Дмитрий Юрьевич

Приводится описание программно-целевого метода стратегического управления социально-экономическими процессами в Иркутской области, который позволяет комплексно решать стоящие перед регионом проблемы. В статье анализируются реализация метода и его инструментарий Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года и Схема развития и размещения производительных сил Иркутской области до 2005 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональное управление: опыт Иркутской области»

Пространственная Экономика 2005. № 2. С. 93-105

УДК 353(571.53)

И. И. Думова, Л. Ю. Федотов

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОПЫТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Приводится описание программно-целевого метода стратегического управления социально-экономическими процессами в Иркутской области, который позволяет комплексно решать стоящие перед регионом проблемы. В статье анализируются реализация метода и его инструментарий — Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года и Схема развития и размещения производительных сил Иркутской области до 2005 года.

Программа развития Иркутской области, территориальные программы, экономическая и социальная политика, региональное управление, качество жизни, схема развития.

В последнее время в нашей стране все большее распространение получают стратегические методы управления социально-экономическими процессами. Действенным инструментом стратегической политики является программно-целевой метод, призванный комплексно решать стоящие перед регионом проблемы.

Программно-целевой метод реализуется посредством территориальных программ и основывается на том, что государственная политика в экономике и социальной сфере концентрируется на достижении конкретных целей во временной перспективе (как правило, несколько лет) через решение определенных первостепенных задач. Метод позволяет строить государственную политику не разрозненно: отказаться от ситуационного подхода к решению проблем отдельным звеном органов власти и перейти к системному подходу концентрации всех имеющихся ресурсов для координированного и поэтапного выполнения программных мероприятий, выводящих регион на качественно иной, более высокий уровень.

© Думова И. И., Федотов Д. Ю., 2005

Иркутская область давно использует программно-целевой метод для проведения государственной политики. С 1998 г. на территории выполнялась Программа финансовой стабилизации Иркутской области, успешная реализация которой позволила остановить системный экономический кризис 1990-х гг. Стабилизация экономического положения в Иркутской области в начале XXI в. позволила сконцентрироваться на дальнейшем развитии области, которое определяется Программой социально-экономического развития Иркутской области на период до 2005 года, разработанной администрацией Иркутской области в соответствии с унифицированными требованиями, установленными Правительством РФ.

Особенностью Программы является участие в ее разработке широких деловых и общественных кругов. С самого начала это был открытый документ, свой вклад в создание которого мог внести каждый житель Иркутской области. Дважды за период разработки Программы проводилось ее широкое общественное обсуждение: после первого обсуждения в 2001 г. она была значительно доработана, сокращена в объеме с тем, чтобы это был рабочий документ, на основании которого будут приниматься все важнейшие управленческие решения.

Программа социально-экономического развития Иркутской области закладывает основы формирования в регионе новой структуры экономики и социальной сферы, ориентированной на ускоренное внедрение инноваций, установление партнерских отношений между властью и бизнесом, повышение самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления, развитие имеющегося в области ресурсного потенциала. Программа представляет собой стратегию управления регионом и является выражением областной государственной социально-экономической политики. Основу составляет принцип реальности достижения поставленных целей, адекватности принимаемых решений полномочиям региональных властей.

Программа сформирована по отраслевому принципу. Структурные подразделения администрации области отвечают за свои конкретные разделы. Единство разделов Программы обеспечивается единством целей и задач и подкрепляется расчетами по степени влияния тех или иных отраслей на интегральный результат, выражающийся в повышении уровня и качества жизни населения области (главной цели документа).

Механизм реализации Программы состоит из двух основных этапов, повторяющихся в рамках каждого финансового года. На первом определяются приоритетные задачи, стоящие перед каждой отраслью, а также основные индикаторы, которые будут служить критерием решения поставленных задач. На основе задач и индикаторов формируется план действий администрации области по реализации основных положений на очередной финансовый год, в котором увязываются сроки, ресурсы и исполнители мероприятий Программы. На вто-

ром этапе осуществляется оценка эффективности реализации плана действий и уровня достижения поставленных задач. Индикаторы, или критерии эффективности, реализации Программы носят не директивный характер, а являются, скорее, ориентирами осуществления того или иного мероприятия. К каждому мероприятию предъявляются универсальные критерии эффективности, которые должны иметь количественную оценку, такую как срок окупаемости, экономический эффект реализации мероприятий, их бюджетная эффективность, социальная отдача, наличие четко сформулированных целей и этапов выполнения. Таким образом, срок окупаемости мероприятий рассчитывается как отношение затрат на реализацию мероприятий к совокупному эффекту (сумме социального эффекта, прибыли и поступлений в бюджет). При расчете социального эффекта учитываются такие факторы, как создание дополнительных рабочих мест (рассчитан как сумма фонда оплаты труда и отчислений единого социального налога) и сохранение существующих рабочих мест (рассчитан как сумма полученной экономии от невыплаченного пособия по безработице). Общий социальный эффект рассчитывается как агрегированный финансовый результат от вновь создаваемых и сохраняемых рабочих мест.

Общие ожидаемые результаты предполагают, кроме экономического и социального эффекта, улучшение показателей социально-экономического развития области (табл. 1).

Механизм реализации Программы основывается на принципах согласования интересов всех участников социальных и экономических процессов, складывающихся в регионе, органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, а также широких слоев населения области. Он призван обеспечить выполнение всех заложенных в Программе мероприятий в рамках социальной, экономической, финансовой, инвестиционной политик и в области охраны окружающей среды.

Мониторинг первых лет реализации Программы показал: по итогам 2003 г. из проанализированных 147 показателей 106 соответствуют или превосходят программные установки, а 41 уступает им.

По большинству показателей в 2003 г. сохранилась тенденция роста, заложенная в предыдущие годы. Так, рост реальных денежных доходов на 6,8% к уровню 2002 г. превысил программные установки на 1,7%, при этом реальная заработная плата выросла на 7,8%. По уровню заработной платы, который превышает среднероссийский, область занимает одно из ведущих мест среди регионов Сибирского федерального округа. Этого удалось достичь за счет проведения системной политики в сфере развития социального партнерства, заключения коллективных договоров, отраслевых тарифных соглашений. Важную роль в данной работе сыграли профсоюзы области, а также некоммерческое партнерство товаропроизводителей и предпринимателей.

Таблица 1

Показатели индикативного плана развития Иркутской области в 2004—2005 гг. в сопоставимых ценах*

Показатель 2004 2005

Экономическая политика

Темп роста валового регионального продукта, % 104,0 105,0

Индекс физического объема промышленной продукции, % 104,2 104,0

Индекс физического объема продукции агропромышленного комплекса, % 101,7 102,7

Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах к предыдущему году, % 105,5 105,6

Индекс физического объема работ, выполненных по договорам строительного подряда, % 103,0 105,0

Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах к предыдущему году, % 103,0 104,0

Социальная политика

Среднедушевой денежный доход, руб. 5 121,2 5 928,8

Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. 7 279,4 8 300,8

Величина прожиточного минимума, руб. 2 628,0 2 854,0

Реальные располагаемые денежные доходы, % 105,5 106,0

Покупательная способность денежных доходов, раз 1,95 2,1

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 33,0 31,0

Сводный индекс потребительских цен, % 110,8 108,6

Уровень официально регистрируемой безработицы, % 2,5 2,9

Темп роста заболеваемости населения к предыдущему году, % 104,9 105,0

* Утвержден Законом Иркутской области от 11.07.2002 г. с изменениями и дополнениями.

Первые годы реализации Программы выявили также определенные «узкие места» в механизме реализации, которые касаются в основном промышленной политики. Это связано с тем, что органы государственной власти имеют в своем распоряжении ограниченный набор рычагов воздействия на реальный сектор экономики. В свою очередь, политика собственников крупнейших предприятий, расположенных на территории региона, зачастую не отвечает интересам территории, т. к. эти предприятия входят в состав вертикально интегрированных корпораций, органы управления которых находятся в центральной части страны. Нормативные механизмы регулирования взаимоотношений власти и собственников в части реализации программ развития территории отсутствуют.

Вместе с тем экономика Иркутской области, как и многих регионов Сибири, в силу исторических особенностей ее освоения опирается на промышленный комплекс, и, естественно, администрация области выделяет промышленную политику в качестве приоритетного направления реализации Программы.

Основной задачей региональной промышленной политики была определена так называемая социализация отечественного производства, его переход на международные правила ведения социально ответственного бизнеса, отказ от «социальной безответственности». Социальной ответственностью бизнеса, в нашем понимании, является постоянная приверженность предприятия принципам ведения дел на основах этики: они должны вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни граждан.

В ходе разработки администрацией области региональной промышленной политики были рассмотрены и оценены следующие основные параметры, определяющие социальную отдачу предприятий:

• заработная плата работникам предприятий — главный источник доходов населения, что прежде всего определяет уровень и качество жизни граждан;

• налоговая отдача, определяющая качество предоставления населению общественных услуг и обеспечивающая доходы работников бюджетной сферы;

• содержание предприятиями объектов социальной сферы, которые предоставляют населению социальные услуги на бесплатной либо частично оплачиваемой основе, оплатить которые в полном объеме население не в состоянии;

• влияние предприятий на загрязнение окружающей среды, что создает вредные условия для жизни.

В формировании совокупного спроса основную роль играет заработная плата работников предприятий. Номинально в Иркутской области среднемесячная заработная плата выше средней по России как в целом по экономике, так и по промышленности (в Иркутской области за 2003 г. она составляет 6,1 тыс. руб., а по России — 6 тыс. руб.). Однако с учетом разницы в уровне цен среднемесячная заработная плата по стране в конце 2003 г. на 11,7% превысила этот показатель по Иркутской области.

При повышении средней заработной платы должна увеличиться трудоемкость продукции предприятий — такова одна из важнейших социальных задач отечественных предприятий. Высокая трудоемкость говорит о высокой доле заработной платы работников в себестоимости. В среднем по экономике области этот показатель выше, чем в среднем по России, достигая 20% в себестоимости производства, однако он существенно отстает от уровня развитых стран мира, где составляет 35—40% (табл. 2).

Очевидно, что рост заработной платы должен также сопровождаться адекватным ростом производительности труда за счет модернизации процессов производства и управления.

В последние годы отчетливо проявляется тенденция снижения налоговой базы и оттока финансовых ресурсов из региона. Принадлежность системообразующих предприятий Иркутской области к вертикально интегрированным структурам (ЮКОС, РусАл, СУАЛ, Илим Палп Энтерпрайз, Континенталь менедж-

7. Заказ 808

Таблица 2

Уровень оплаты труда работников предприятий Иркутской области в 2003 г.

Отрасль Среднемесячная численность работников, тыс. чел. Трудоемкость Средне-мес. з/п, тыс. руб. Среднемес. з/п по РФ, тыс. руб. Среднемесячная з/п по РФ, приведенная к уровню цен в Иркутской области Отклонение средней з/п от приведенной по РФ, %

Промышленность 232,6 0,20 7,7 7,3 8,4 -7,72

Транспорт 80,1 0,27 8,8 8,3 9,5 -8,00

Связь 14,9 0,33 6,4 7,8 8,9 -28,69

Строительство 48,8 0,33 6,0 6,9 7,9 -24,61

Всего 809,0 0,31 6,1 6,0 6,9 -11,69

Источник: данные Госкомстата России.

мент, СУЭК, ОАО РЖД) влияет на размер их налогооблагаемой базы. Необходимо отметить, что доля этих предприятий составляет 66% в общем объеме производства области.

Налогоплательщики имеют возможность законного снижения своих налоговый платежей (и активно ее используют). По расчетам, согласно методике Минфина РФ, фактическое поступление налоговый платежей значительно ниже нормативной налоговой нагрузки (то, что предприятия должны платить). Нормативная налоговая нагрузка рассчитывается в зависимости от сложившейся в области структуры затрат и реализационных цен на основную продукцию. По расчетам Минфина РФ, по области она должна быта составить в 2003 г. 14,2%, а фактически составила 10,3% (табл. 3).

Предприятия области несут социальную ответственность перед населением региона не только в денежной форме (непосредственно своим работникам через выплату заработной платы и всему населению — опосредованно, через налоговый механизм), но также и в безденежной форме через предоставление населению социальных услуг.

Таблица 3

Налоговая нагрузка по отраслям промышленности Иркутской области за 2003 г.

Отрасль Уплачено налогов в консолидированный бюджет области, млн руб. Фактическая налоговая отдача предприятий региона по отношению к величине добавленной стоимости, % Налоговая нагрузка по методике Минфина РФ, % Отклонение налоговой отдачи от нагрузки по методике Минфина РФ, % (3/4—1)*100

Промышленность 7 509,5 14,3 19,0 -25,0

Транспорт 1 868,6 8,0 14,2 -43,3

Связь 434,6 13,8 14,6 -5,3

Строительство 814,0 8,1 11,2 -27,4

Всего по экономике 20 066,6 11,5 14,3 -19,6

Источник: данные комитета экономического анализа и прогнозирования администрации Иркутской области.

Большинство крупных предприятий области почти все объекты социальной сферы передали муниципалитетам. На объекты социальной сферы приходится не более 1% от общей стоимости основных фондов крупных предприятий Иркутской области. В настоящее время ими оказывается только около 3% объема социальных услуг по области.

Своей хозяйственной деятельностью предприятия оказывают и определенное негативное влияние: они наносят ущерб экологии, а это — фактор ухудшения здоровья населения области. Для стимулирования предприятий области к снижению экологического вреда, кроме механизма нормирования и платы за загрязнение окружающей среды, в Иркутской области применяется механизм корректировки платежей.

Право по снижению размера платежей за загрязнение окружающей среды предоставляется только предприятиям, имеющим социальную отдачу для населения, соразмерную их экономическому потенциалу. Оценивая социальную отдачу предприятий Иркутской области в целом, можно сделать вывод, что она недостаточна, уступает другим развитым регионам РФ и существенно ниже социальной отдачи в ведущих странах мира. Это сдерживает рост уровня жизни и в результате снижает совокупный спрос населения. А значит, сужаются рынки сбыта предприятий, не позволяя развиваться таким отраслям, как торговля, легкая промышленность, туризм и т. п., дающим толчок к развитию других сфер экономики. Следовательно, низкая социальная отдача предприятий области тормозит их же развитие.

Администрацией Иркутской области в рамках региональной промышленной политики были сформулированы следующие критерии эффективной социально-экономической работы предприятий, согласно которым отрасль должна: обладать высоким экспортным потенциалом; не быть энергоемкой и материалоемкой; быть трудоемкой и по возможности наукоемкой; оказывать воздействие на широкий круг смежных отраслей через свои потребности или через свою продукцию; отличаться инвестиционной активностью, достаточной для обновления производственных фондов.

Администрация области проводит работу с крупнейшими предприятиями региона по повышению их социальной ответственности, результат: заключены соглашения с бизнес-структурами, в которых закрепляются социальные обязательства этих предприятий. Понятно, что не все корпорации пойдут на конструктивный диалог с органами государственной власти области. В этом случае отношения с хозяйствующими субъектами будут строиться на основе системы законодательно определенных мер регулирования.

Программа социально-экономического развития области до 2005 г. реализуется на территории всех 37 муниципальных образований. Разнородность муниципалитетов требует от областной администрации проведения дифференци-

рованной политики, которая максимально способствовала бы реализации потенциала территорий и в то же время обеспечивала единство экономической и социальной политики.

По нашему мнению, проведение сбалансированной территориальной экономической политики — важный фактор стабильного развития области. Для реализации данной задачи администрацией Иркутской области совместно с Институтом географии СО РАН в 2003 г. была разработана Схема развития и размещения производительных сил Иркутской области до 2005 года. Этот документ позволяет органам местного самоуправления определить проблемы и приоритеты развития, свое место во внутриобластном разделении труда и сконцентрировать усилия на повышении экономического потенциала территории.

Схема иллюстрирует возможности метода проведения кластеризации производственного комплекса области: сведение воедино тяготеющих друг к другу производственных отраслей. Наглядность географического распределения по территории области ее экономического потенциала, складывающегося из основных факторов производства (трудовых и природных ресурсов, производственных мощностей), позволяет определить перспективные точки экономического роста и привлечь к их реализации инвестиционные ресурсы. Система задач, решаемых Схемой, определяется главной целью Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года, она представлена следующим образом.

Первая задача — сглаживание различий между Центром и периферийными районами на основе развития межотраслевых связей. Вторая — диверсификация производственной структуры региона за счет углубления переработки производимых в области сырьевых товаров и вовлечения в оборот новых видов ресурсов. Третья задача — реализация особого режима природопользования в условиях стимулирования экономического роста.

Однако главная цель Схемы — объединить усилия органов местного самоуправления для сохранения и укрепления экономической базы, помочь им вписаться в общую стратегию развития области на основе собственного потенциала.

Схема как комплексный документ включает следующие элементы:

• исследование современного состояния территориальной структуры производительных сил области, выявляющее на основе кластерного анализа и проблемные, и наиболее развитые районы;

• перечень основных проблем территориальной организации производительных сил;

• анализ факторов, способствующих росту благосостояния местного сообщества, ресурсный потенциал области и ограничения, влияющие на эффективность его использования;

• стратегию развития различных типов производств и межотраслевых связей;

• комплексный анализ состояния природно-географических, социально-экономических особенностей административные районов области и возможные перспективы развития;

• зоны размещения производительные сил и развития новый производств на основе использования местного потенциала;

• основные направления воздействия на социально-экономическую ситуацию, формирующие механизм реализации региональной политики;

• перечень инвестиционные проектов, производственные площадок и земельные участков, пригодные для размещения новых производств.

В документе сделана оценка состояния территориальной структуры области: кластерный анализ показал высокую степень неоднородности экономического пространства, неравновесность ее территориальной структуры. По уровню социально-экономического развития муниципальные образования области можно разделить на 4 группы.

Первая группа (5 территорий) — муниципальные образования с высоким уровнем социально-экономического развития, характеризующиеся относительно сбалансированными показателями (города Иркутск, Ангарск, Саянск, Братск, Усть-Илимск).

Вторая группа (2 территории) — муниципальные образования с устойчивым уровнем развития — города Шелехов и Бодайбо. Данные территории выделены из-за специфики градообразующей отрасли (цветной металлургии) и ее влияния на экономические показатели развития территорий. Эти муниципальные образования по выручке от реализации на душу населения значительно превышают аналогичный показатель других территорий.

Третья группа (4 территории) — муниципальные образования со средним уровнем развития: г. Усть-Кут и районы Усть-Илимский, Нижнеилимский, Слюдянский.

Четвертая группа (26 территорий) — это депрессивные муниципальные образования: города Нижнеудинск, Тулун, Тайшет, Зима, Черемхово и районы Жигаловский, Мамско-Чуйский, Катангский, Иркутский, Киренский, Усольс-кий, Тайшетский, Братский, Нижнеудинский, Ольхонский, Куйтунский, Зала-ринский и др. Эти территории характеризуются низким уровнем жизни населения, спадом производства и малой степенью использования экономического потенциала.

В Схеме быии рассмотрены следующие факторы экономического развития территорий области, как стимулирующие, так и ограничивающие рост производства в определенные ареалах.

1. Область обладает достаточно богатыми минерально-сырьевыми ресурсами. Основной потенциал в топливно-энергетическом секторе — это, конечно, углеводороды, которые представлены и крупнейшим в Восточной Сибири

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ковыктинским газоконденсатным месторождением, и целым рядом мелких, но имеющих локальное и даже региональное значение. Они расположены на малоосвоенной территории, включая Север области, т. е. там, где остро стоит проблема энергетического обеспечения и населения, и производственной деятельности.

2. В примыкающих к освоенной полосе Транссиба отрогах Восточных Саян широкий спектр месторождений минералов освоен очень слабо, несмотря на дефицитность ряда ресурсов, их высокий товарный потенциал, а также благоприятное транспортное положение. Для вовлечения в оборот этих месторождений не хватает как инвестиций, так и квалифицированной маркетинговой политики, правового обеспечения контроля за рациональной эксплуатацией.

3. Область обладает значительным потенциалом лесных ресурсов. Основные резервы сосредоточиваются вдоль среднего течения Ангары и в зоне БАМа. Возможности развития этих запасов ограничиваются неразвитой инфраструктурой и дорожной сетью, а также другими факторами.

4. Большую роль в развитии муниципалитетов играют трудовые ресурсы. Их распределение по территории области в целом повторяет схему размещения производственного потенциала. Но для целей развития производственной деятельности в различных районах области важен показатель численности трудоспособного населения, не занятого в экономике. Наибольшее количество незанятого населения концентрирует Иркутско-Черемховская зона и г. Братск, далее следуют территория Среднего Приангарья и зона Транссибирской магистрали. Во всех этих ареалах возможно размещение достаточно крупных предприятий с высокими профессиональными требованиями к персоналу. В остальных районах области возможно размещение средних или небольших производств, потребность которых в квалифицированной рабочей силе незначительна.

Оценка инфраструктурной обеспеченности области показывает, что обширные по площади территории области, освоенные в ходе строительства территориально-производственных комплексов, имеют благоприятное транс-портно-географическое положение. Ряд территорий (особенно северные районы) имеют низкую инфраструктурную обеспеченность, что сдерживает их развитие.

Существенный фактор, ограничивающий развитие хозяйственной деятельности, — экология: основные ареалы загрязнения и сложной экологической ситуации приходятся на самые обжитые районы, поэтому возможности увеличивать промышленную нагрузку на эти территории, с развитой инфраструктурой, обученными трудовыми ресурсами, нет. Следовательно, размещение новых производств в этих ареалах и в будущем будет сдерживаться экологическими ограничениями. Поэтому очень важен вопрос: насколько устойчивы природная среда и проживающее здесь население?

На основе таких контрастных фактов сформирована общая картина пред-

почтений в дальнейшем развитии экономики области. Также для муниципальных образований сформулированы представления о том, какие направления освоения производственного потенциала существуют у соседей.

Основные направления возможного сдвига в сложившемся размещении производительных сил и развития внутриобластных экономических районов в Схеме представлены в виде 9 зон развития. Каждая зона отличается специфическими экономическими условиями и задает хозяйствующим субъектам ориентиры развития.

1. Зона интенсивного развития включает областной центр с большей частью прилегающего Иркутского района, Ангарское и Шелеховское муниципальные образования, города Усолье-Сибирское и Черемхово, Усольский и Че-ремховский районы. Размещение новых производств ограничено по экологическим показателям, наиболее оптимально — восстановление мощностей отрасли машиностроения и металлообработки.

2. Заларинско-Зиминский ареал и прилегающий к нему Балаганский район. Основа хозяйственной деятельности — эксплуатация природных ресурсов, в частности, месторождений соли Заларинского и Зиминского районов и лесных ресурсов. В этом ареале велик потенциал роста переработки древесины, поскольку здесь значительна лесосырьевая база при высокой инфраструктурной обеспеченности и относительной близости потребителей.

3. Зона, включающая Тулунский и Куйтунский районы, имеет более высокий сельскохозяйственный потенциал. Здесь целесообразно развивать производство высокотранспортабельных продуктов, значимым рынком сбыта которых должны стать северные районы области, получающие в настоящее время значительную долю сельскохозяйственного сырья из более западных областей. Перспективы Тулунского района, помимо агрокомплекса и лесной промышленности, связаны с горнодобычей (Мугунский угольный разрез, Большетаг-нинское месторождение апатито-ниобиевых руд).

4. Северо-западные районы области. В этой зоне, включающей Нижнеудин-ский и Тайшетский районы с городами областного подчинения, перспективы связаны с модернизацией и расширением деревообработки и горнодобычи. Близость западных областей Сибири предопределяет высокую конкуренцию со стороны этих регионов, однако дает и собственные преимущества по выходу на западные внутренние рынки с лесопродукцией.

5. Зона Среднего Приангаръя включает в себя Чунский, Братский, Усть-Илимский и Нижнеилимский районы с городами районного подчинения. Эта полоса вдоль северной железнодорожной магистрали представляет собой основную промышленную базу области, ориентированную на крупномасштабную разработку уникальных природных ресурсов — лесных, гидроэнергетических и минеральных, и в будущем эта роль не изменится. Реализация регио-

нальной политики по перестройке лесного комплекса должна опираться на эту территорию.

6. Зона БАМа охватывает Усть-Кутский, Киренский и Казачинско-Ленс-кий районы. Она значительно уступает Среднему Приангарью по инфраструктурной оборудованности, и здесь целесообразно строительство небольших предприятий по первичной переработке древесины в поселках вдоль железнодорожной магистрали. Второе перспективное направление — добыча газоконденсата на Усть-Кутском и Хандинском участках Ковыктинского месторождения. Здесь целесообразно создание производств по первичной обработке газокон-денсатного сырья, в частности, по газоразделению.

7. Северные районы — Катангский, Мамско-Чуйский и Бодайбанский — характеризуются промышленностью, ориентированной на выборочное использование ценных высокотранспортабельных природных ресурсов.

8. Зона повышенных экологических требований, которую следует выделить на юге области, в прибрежной зоне Байкала, включает Ольхонский, южную часть Иркутского и Слюдянский районы. Эта часть в соответствии с Законом о Байкале попадает в полосу ограниченных возможностей развития. Основным направлением в хозяйственной деятельности определяется развитие рекреации и оздоровительных услуг.

9. Зона пониженного потенциала развития представлена Качугским, Усть-Удинским и Жигаловским районами. Хозяйство этих муниципальных образований традиционно имеет сельскохозяйственное направление с высокой долей промыслов в Жигаловском и лесозаготовок в Усть-Удинском районах. Для этих районов основные перспективы развития связаны с разработкой Ковык-тинского газоконденсатного месторождения. Для Качугского района важно создание сбытовой инфраструктуры, позволяющей сельскохозяйственным производителям включиться в общерегиональный продовольственный рынок с минимальными издержками, в этом случае будет развиваться традиционная молочно-мясная и зерновая специализация района.

Таким образом, стратегия развития области предполагает дифференцированную политику по расширению производственного потенциала по отношению к разным территориям. С одной стороны, в ее основе лежит дальнейшее развитие юго-западной зоны области, концентрирующей основную долю производственного потенциала, с другой — продвижение производительных сил в глубинные районы за счет расширения межтерриториальных связей, вовлечения в производственный оборот ресурсов периферийных частей территории. Необходимо формировать и развивать экономические кластеры, т. е. формировать группы взаимосвязанных, географически локализованных компаний (с инфраструктурой), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества.

Необходимо отметить, что в Схеме, помимо концептуальной части, проведен анализ факторов роста по каждому административному району области. В ней сведены составные части экономического потенциала районов — природные, трудовые и производственные ресурсы и очерчены возможные перспективы развития в условиях необходимости совершенствования межрайонных связей. По основным направлениям развития экономического потенциала муниципальных образований в приложении к Схеме представлена информация, включающая перечень инвестиционных проектов, производственных площадок и земельных участков, пригодных для размещения новых производств. Таким образом, в документе выстроена логическая цепочка от потенциала (ресурса) до его практической реализации (конечного продукта).

В такой форме Схема является основой для формирования региональных инвестиционных программ и должна способствовать привлечению инвесторов в оптимальные, с позиций региональных интересов, ареалы и производства. Документ применяется при разработке краткосрочных и среднесрочных прогнозов, планов и программ социально-экономического развития, а также при определении перспектив отдельных отраслей экономики и принятии управленческих решений, касающихся развития существующих и размещения новых производств.

Таким образом, комплексная реализация Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года, которая опирается на отраслевую промышленную политику и Схему развития и размещения производительных сил Иркутской области, позволяет ощутимо усовершенствовать управление региональным развитием. Безусловно, предстоит еще сделать очень многое, в частности — отладить механизм взаимодействия администрации области с хозяйствующими субъектами. Однако полученные результаты уже свидетельствуют о правильности выбранного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.