Научная статья на тему 'Транснациональные компании по производству сельскохозяйственной техники, их роль и развитие на российском рынке'

Транснациональные компании по производству сельскохозяйственной техники, их роль и развитие на российском рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / TRANSNATIONAL COMPANIES / AGRICULTURAL MACHINERY / GLOBALIZATION / AGRICULTURAL MACHINERY MARKET / PRODUCTION LOCALIZATION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Н. Е.

В статье представлен обзор транснациональных компаний по производству сельскохозяйственной техники. Проанализированы возможные пути развития данных компаний на российском рынке. Сделаны предложения по повышению уровня локализации производства иностранных компаний на территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSNATIONAL COMPANIES PRODUCING AGRICULTURAL MACHINERY, THEIR ROLE AND DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN MARKET

The overview of the transnational companies producing agricultural machinery is presented in the article. The possible ways of this company development on the Russian market are analyzed. The proposals to increase the production localization level of the foreign companies on the territory of Russia are made.

Текст научной работы на тему «Транснациональные компании по производству сельскохозяйственной техники, их роль и развитие на российском рынке»

4. Чан Вьет Хоанг. Государственное регулирование хозяйственного развития СРВ: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 1999.

5. ЛеДык Тань. Промышленная политика Вьетнама: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2009.

6. Дао Хонг Куен. Совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономических связей Вьетнама: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2011.

7. Нгуен Тхи Кам Тхо. Прямые иностранные инвестиции во Вьетнаме: автореф. дис. ... канд. экон. наук.

- СПб., 2010.

8. Леженина Т.В. Обновление азиатских моделей модернизации в сфере уроков глобального кризиса // Трансформация и модернизация. Теория и практика. - М., 2009.

9. Чан Чонг Хуэ. Моделирование функционирования аграрного сектора в условиях переходной экономики: дис. ... д-ра экон. наук. - М., 1998. - С. 228-230.

Н.Е. Зайцева

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ,

ИХ РОЛЬ И РАЗВИТИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

В статье представлен обзор транснациональных компаний по производству сельскохозяйственной техники. Проанализированы возможные пути развития данных компаний на российском рынке. Сделаны предложения по повышению уровня локализации производства иностранных компаний на территории России.

Ключевые слова: транснациональные компании, сельскохозяйственная техника, глобализация, рынок сельскохозяйственной техники, локализация производства, конкурентоспособность.

N.E. Zaitseva

TRANSNATIONAL COMPANIES PRODUCING AGRICULTURAL MACHINERY, THEIR ROLE AND DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN MARKET

The overview of the transnational companies producing agricultural machinery is presented in the article. The possible ways of this company development on the Russian market are analyzed. The proposals to increase the production localization level of the foreign companies on the territory of Russia are made.

Key words: transnational companies, agricultural machinery, globalization, agricultural machinery market, production localization, competitiveness.

За последние 20 лет на мировом рынке сельскохозяйственной техники в результате процессов глобализации и, как следствие, слияний или поглощений многие предприятия сельскохозяйственного машиностроения перестали существовать или значительно потеряли свои позиции. Новыми крупными участниками рынка стали такие фирмы, как AGCO и Case New Holland (CNH). Сегодня на мировом рынке можно выделить пять основных поставщиков сельскохозяйственной техники, на которые и приходится основной объем выпуска продукции. В 2011 году наибольшую долю рынка (16,8 %) занимали американские производители из John Deere (табл. 1), компания Case New Holland также была недалека от лидера рынка и занимала в общем объеме продукции 10,7 %. Компания AGCO с объемом продукции 5,7 % в 2011 году также является весомым игроком на рынке сельскохозяйственной техники. Доля компаний CLAAS и Kubota составила 3,3 и 3,2 % соответственно. Следует отметить, что компания Kubota вошла в пятерку лидеров значительно недавно, так как за последние годы из числа лидирующих мировых производителей сельскохозяйственной техники выбыли Argo и SDF. В большей степени это связано с тем, что компании являются более узкоспециализированными и получают выручку в основном от продажи сельскохозяйственной техники в отличие от других фирм, способных конкурировать в других отраслях промышленности [1].

Таблица 1

Изменение товарооборота сельскохозяйственной техники основных мировых производителей

в 2011-2012 гг., млн долл. США*

Предприятие Год Изменение,%

2011 2012

John Deere 24094 27123 12,6

CNH 14193 15657 10,3

AGCO 8773 9996 13,9

Claas 3995 4395 10,0

Kubota 7568 8080 6,8

*По данным [2].

Суммарная доля рынка первых четырех компаний (John Deere, CNH, AGCO и Claas) в среднем за 2005-2012 годы составляла 40 %, т.е. более одной трети сельхозмашин, реализованных во всем мире, можно отнести на счет этих четырех крупнейших производителей сельхозтехники. Более того, их доля продолжает расти с 35 % в 2006 году до 47 % в 2012 году [5]. Следует отметить возрастающую роль американской фирмы John Deere. Доля данного предприятия в совокупном объеме продукции, произведенной «большой четверкой», достигает 47 % [7]. Следует отметить сохранившийся, невзирая на глобализацию и широкое применение информационных технологий, олигопольный характер конкуренции на большинстве мировых отраслевых и страновых рынков при доминировании небольшого числа крупнейших фирм. При этом состав лидирующих транснациональных корпораций (ТНК) весьма быстро меняется под воздействием глобальной конкуренции. Таким образом, для ведущих концернов характерна жесткая конкурентная борьба и стремление захватить новые рынки сбыта.

В этой связи российский рынок представляется очень привлекательным. Высокая емкость российского рынка является основным фактором для работы зарубежных компаний в России. Конкуренция отечественному сельскохозяйственному машиностроению со стороны крупнейших иностранных производителей сельскохозяйственной техники является фактором, который стимулирует развитие производства и дистрибуции российской сельскохозяйственной техники в направлении разработки новых моделей и комплекса услуг по ее техническому и послепродажному обслуживанию. В то же время с вступлением России в ВТО иностранные компании, которые начали сборочные производства в России, из-за импортных пошлин могут переориентироваться на импорт техники, поскольку пошлина на ввоз готовой машины окажется ниже, чем на компоненты [6]. Во избежание данной ситуации вполне возможно мотивировать ТНК по производству сельскохозяйственной техники к локализации производства в России. В решении данной проблемы с учетом протекающих процессов глобализации значительно поможет создание специализированных предприятий агротехнического сервиса (СПАС) - модель перехода от внутрихозяйственного использования техники к межхо-зяйственной кооперации по использованию техники [3]. Так, автором предлагается проект по трансформации советских МТС, базой которого является ОАО «Росагролизинг». Таким образом, в данном случае машины будут принадлежать специализированному предприятию агротехнического сервиса (СПАС), не занимающемуся непосредственно производством сельскохозяйственной техники или продукции. Суть деятельности данного предприятия состоит в обслуживании сельскохозяйственных товаропроизводителей по их заявкам. Целью этого обслуживания является получение дохода. То есть в данном случае машина - непосредственный источник получения прибыли, а предоставление механизированных услуг - вид предпринимательства.

Идея состоит в образовании своего рода специализированных предприятий агротехнического сервиса (СПАС) по предоставлению услуг, связанных с обработкой почвы, севом, уборкой урожая, а также иными сельскохозяйственными работами. Кроме того, в качестве дополнительных услуг предусмотрено оказание сервисного обслуживания и ремонт техники на профессиональном уровне. В зимнее время возможно оказание коммунальных услуг, например, уборки снега (рис.). Ключевой функцией участия ТНК по производству сельскохозяйственной техники в СПАС будет являться обеспечение ресурсосберегающих машин на базе инновационных технологий земледелия. В свою очередь интенсивное земледелие, обеспечиваемое с помощью СПАС, будет способствовать увеличению объемов введения в оборот новых земель и повышению эффективности сельскохозяйственного производства.

—►- существующие связи

- - новообразованные связи, связанные с созданием СПАС Концептуальная модель работы специализированных предприятий агротехнического сервиса (СПАС)

Техника, поставляемая через ОАО «Росагролизинг» на льготных условиях, должна быть произведена в России (либо отечественного производства, или зарубежных производителей, но собрана на территории РФ). Для подтверждения российского происхождения сельхозтехники минимально допустимый уровень локализации производства, определяемый расчетным путем, должен составлять не менее 50 %, при этом должен соблюдаться набор технологических операций, совершаемых в Российской Федерации в процессе производства. Помимо достижения расчетного значения уровня локализации, производитель должен удовлетворять следующим требованиям:

• быть резидентом Российской Федерации;

• иметь конструкторско-технологическую документацию в объеме, достаточном для выполнения предусмотренных локализацией операций;

• иметь производственную базу, обеспечивающую производство, расположенную на территории Российской Федерации;

• обеспечивать гарантийное и послегарантийное обслуживание техники силами заявителя или привлеченных авторизованных представителей, а также иметь на территории России полнопрофильный склад запасных частей, позволяющих осуществлять такое техническое обслуживание;

• выполнять технологические операции производства техники, такие, как сборка, сварка, окраска; монтаж оборудования кабины, рабочих органов (при наличии); монтаж силового агрегата, переднего моста, ходовой части, элементов экстерьера; обязательное проведение сертификационных испытаний.

Выполнение данных условий зарубежными транснациональными корпорациями необходимо во избежание массового завоза в Россию техники в виде машинокомплектов или налаживания «отверточной» сборки, так как после вступления России в ВТО данный сценарий развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения очень высок. Следует понимать, что в данном случае локализация зарубежного производства рассматривается не просто как замена импортных комплектующих российским аналогами, а возможность вместе с зарубежными производителями создать новый трактор или комбайн, отвечающий российским условиям. Заинтересованность и выгодность участия в данном проекте производителей как российских, так и зарубежных, налицо. На сегодняшний день уровень локализации крупных мировых производителей в России пока в основном не превышает 20 %. Сегодня отдельные зарубежные производители выразили готовность довести уровень локализации до 45 % в течение восьми лет. Это можно считать неплохим показателем. Вместе с тем этот показатель требует дополнительной совместной проработки с участием Минпромторга России и зарубежных производителей с учетом процессов присоединения к ВТО и параметров одобренной Стратегии развития сельхозмашиностроения в Российской Федерации до 2020 года [3]. Так, Россия заинтересована в

развитии полноценного, а не "отверточного" производства машин в Российской Федерации. Это будет означать не только создание дополнительных рабочих мест и рост налоговых поступлений, но и вывод на внутренний рынок широкой линейки эффективной техники для сельского хозяйства, лесного комплекса и других отраслей.

Для реализации проекта по внедрению СПАС необходимо заручиться поддержкой ОАО «Росагролизинг» и правительства Российской Федерации с целью содействия в поставке сельскохозяйственной техники. Выбор такой оргазизации, как ОАО «Росагролизинг», был сделан неслучайно. Во-первых, ОАО «Росагролизинг» является государственной компанией, выполняющей задачи, поставленные Правительством Российской Федерации по обеспечению отечественных сельхозтоваропроизводителей современной сельскохозяйственной техникой, а во-вторых, клиентская база компании по различным направлениям деятельности насчитывает более 4 тысяч отечественных сельскохозяйственных производителей. Это позволит быстро заручится поддержкой сельхозтоваропроизводителей в различных регионах РФ.

Ожидаемые результы от создания СПАС позволяют решить различные проблемы российского АПК, которые уже многие годы находятся под особым вниманием государства и заслуживают неотлагательных действий по их устранению или, как минимум, улучшению данной ситуации (табл. 2).

Таблица 2

Основные предпосылки для создания СПАС и ожидаемые результаты от реализации проекта [4]

Основные проблемы развития АПК РФ Ожидаемые результаты от создания СПАС

1 2

Высокий моральный и физический износ машинно-тракторного парка Наличие в парке новых машин с высоким сроком эксплуатации Увеличение парка современной сельхозтехники Увеличение площадей, обрабатываемых современной техникой

Дефицит современной техники и дисбаланс в производственных мощностях Больший выбор различных сельскохозяйственных машин и орудий в одном МТП Расширение возможности использования и комбинирования машин различных производственных мощностей

Низкий уровень локализации зарубежных компаний по производству сельскохозяйственной техники Повышение уровня локализации производства зарубежной техники за счет выгодных условий по поставке техники через «Росагролизинг» при государственной поддержке*

Высокий уровень импорта сельхозтехники Снижение доли импортной сельхозтехники на рынке за счет повышения уровня локализации производства ТНК и поставки продукции, сделанной в России, через ОАО «Росагролизинг»

Низкий уровень спроса и низкая конкурентоспособность сельскохозяйственной техники отечественного производства Повышение уровня спроса за счет поставки отечественной техники, а также зарубежной техники, собранной в России

Нестабильное финансовое положение сельхозтоваропроизводителей и зачастую низкий платежеспособный спрос на машины сельскохозяйственного назначения Уменьшение финансовой нагрузки для сельхозтоваропроизводителей за счет оказания услуг, связанных с обработкой почвы, севом, уборкой урожай, а также иными сельскохозяйственными работами без последующей обязывающей покупки сельхозмашины

Низкий уровень сервиса и ремонтных услуг и слабая инженерная служба на местах Развитие сети сервисного обслуживания техники Быстрая поставка запасных частей и ремонтных услуг за счет квалифицированных рабочих на местах

Отставание по уровню развития технологий и сложность внедрения интенсивных технологий по причине морального старения машинно-тракторного парка Распространение ресурсосберегающей техники и современных аграрных технологий* Повышение доступности современной техники на основе ресурсосберегающих технологий для сельхозтоваропроизводителей*

Окончание табл. 2

1 2

Низкая рентабельность АПК Сокращение себестоимости сельскохозяйственного производства за счет снижения затрат на эксплуатацию техники, удобрений и средств защиты растений при использовании инновационных технологий* Повышение эффективности земледелия*

Низкая продуктивность сельского хозяйства и угроза продовольственной безопасности страны Значительное уменьшение потерь при уборке урожая, а также повышение продуктивности земледелия за счет использования новых технологий и современных машин*

Низкий возврат инвестиций в АПК Повышение отдачи на инвестиции в АПК (в том числе государственных) за счет повышения общей эффективности аграрного бизнеса в результате распространения современных аграрных технологий*

Низкий уровень занятости в сельской местности Образование новых рабочих мест с созданием СПАС и наймом механизированных отрядов и бригад

* Ожидаемый результат возможен в основном за счет участия в проекте ТНК по производству сельскохозяйственной техники с применением ресурсосберегающих технологий.

Распространение ресурсосберегающих технологий на базе СПАС будет способствовать решению приоритетных задач развития российского сельского хозяйства - технической и технологической модернизации, а также повышению финансовой устойчивости АПК. К сожалению, сельскохозяйственные машины российского производства не обладают достаточным уровнем оснащения технологиями точного земледелия. Таким образом, привлечение ТНК по производству сельскохозяйственной техники к проекту образования и внедрения СПАС сегодня представляется необходимым.

Выводы

• За счет использования на СПАС отечественной техники или сельхозтехники, собранной в России, будет обеспечен определенный уровень спроса на российском рынке сельскохозяйственных машин.

• Значительного изменения в числе закупаемой техники зарубежного производства не произойдет, очевидно лишь изменение структуры ее происхождения.

• Необходимо достичь степени локализации техники более 50 %. Так, для принятия условий работы с СПАС зарубежным ТНК при завоевании российского рынка сельскохозяйственной техники надо будет стремиться к локализации производства и поставке продукции, собранной на территории Российской Федерации, а также к глобализации производимой продукции в силу принятия во внимание особенностей российских потребителей.

• С созданием СПАС будут решены не только проблемы, связанные с развитием российского рынка сельскохозяйственной техники в условиях глобализации и низкой конкурентоспособностью российской техники, но и общего физического и морального состояния сельскохозяйственной техники в России в целом, что послужит развитию новых рабочих мест и инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве.

Литература

1. Industry Study #2892 World Agricultural Equipment June 2012 The Freedonia Group, Inc. [Электронный ресурс] // www.freedoniagroup.com.

2. Kutschenreiter W. Strategien und Strukturen. 2013. - № 3. - С. 2.

3. Баутин В.М., Аронов Э.Л. Формы совместного использования фермерами сельскохозяйственной тех-

ники в странах Западной Европы: обзорная информация. - М.: ВНИИТЭИагропром, 1992. - 64 с.

4. Виктор Зубков провел встречу с руководителями ведущих мировых компаний - производителей сельскохозяйственной техники [Электронный ресурс] // www.mashportal.ru/machinery_news-22246.aspx.

5. Информация о машинно-технологических компаниях. Российская государственная агропромышленная лизинговая компания "РОСАГРОЛИЗИНГ" [Электронный ресурс] // www.rosagroleasing.ru /upload/content_pages/about/informaciya_o_mashinno-tehnologicheskih_kompaniyah.pdf.

6. Обзор состояния сельхозмашиностроения за рубежом. - М.: Росагромаш, 2013. - Вып. 2.

7. Оболенский В.П. Российская экономика в глобальных мирохозяйственных связях: проблемы конкурентоспособности // Проблемы прогнозирования. - 2001. - № 4. - С. 43-67.

8. Пензина Е.В. Феномен глобализации: глобализация и вестернизация // Вестн. КрасГАУ. - 2012. -№ 8. - С. 228-233.

УДК 332.142.4 И.А. Колесняк

ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ РЕГИОНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОБЪЁМЫ,

СТРУКТУРУ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБНОСТЬ В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ

В статье дана оценка влияния особенностей природных условий на развитие сельского хозяйства и потребность населения в продуктах питания в регионе. Приведена классификация районов Красноярского края по зонам дискомфорта климата.

Ключевые слова: природные условия, климат, дискомфорт, продукты питания, пищевой рацион.

I.A. Kolesnyak

THE PECULIARITIES OF THE REGION NATURAL CONDITIONS DEFINING THE PRODUCTION VOLUMES,

STRUCTURE AND FOODSTUFF NEEDS

The assessment of the natural condition influence on the development of agriculture and the population need in foodstuffs in the region is given in the article. The classification of the Krasnoyarsk Territory districts on zones of the discomfort climate is given.

Key words: natural conditions, climate, discomfort, foodstuffs, alimentary ration.

Красноярский край занимает центральное положение в азиатской части России и граничит на западе с Республикой Алтай, Кемеровской, Томской и Тюменской областями, на востоке - с Республикой Саха (Якутия), Иркутской областью, на юге - с Республикой Тыва, на Севере - с водами морей Карское и Лаптевых.

Территория Красноярского края составляет 2366,8 тыс. км2 с численностью населения 2846475 тыс. чел. (плотность 1,2 чел. на 1 км2). В городах края проживают 1898,2 тыс. чел. (из них 1016,4 тыс. чел. в краевом центре), в сельской местности - 948,3 тыс. чел.

Красноярский край является многонациональным регионом, на территории которого живут представители более 33 национальностей и народностей. В основном это русские - 2490,3 тыс. чел. (91,3 %), украинцы - 38,0 (1,4 %), татары - 34,8 (1,3 %), немцы - 22,4 (0,8 %) и лица других национальностей -74,9 тыс. чел. (2,6 %). 100,6 тыс. чел. (3,6 %) составляют граждане, не указавшие свою национальность.

В составе края насчитывается 44 муниципальных района. Из них Северо-Енисейский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Туруханский и Эвенкийский районы относятся к районам Крайнего Севера, общая площадь которых составляет 1905931 км2, численность населения - 79674 тыс. чел. при плотности 0,04 чел. на 1 км2. Приравнены к районам Крайнего Севера Богучанский, Енисейский, Кежемский и Мотыгинский районы, территория которых занимает 212941 км2, где там проживают 188556 тыс. чел. при плотности населения 0,88 чел. на 1 км2.

Красноярский край, исходя из дифференциации регионов Российской Федерации [4, с. 69], входит в четвёртую почвенно-климатическую зону с экстремальными природными условиями, за исключением Севе-ро-Енисейского, Таймырского Долгано-Ненецкого, Туруханского, Эвенкийского, Богучанского, Енисейского, Кежемского и Мотыгинского муниципальных районов. Эти районы входят в пятую почвенно-климатическую зону с особо экстремальными природными условиями. Основной принцип, принятый автором при диффе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.