Научная статья на тему 'Траектории интеграционных процессов в системе профессионального образования'

Траектории интеграционных процессов в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батанина И. А., Шумилова О. Е.

На основе анализа интеграционных образовательных процессов на микро-, мезои макроуровнях представлена оптимальная модель профессионального образования, учитывающая как национальную специфику так м международные стандарты образования, которая обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATHWAYS OF INTEGRATION PROCESSES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

An optimal model of professional education which considers both the nationalspecificity and international standards for education is introduced based on the analysis of educational integration process conducted on the micro-, mezzo-, and macro-levels. This model will enable to position Russia as one of the leaders in the field of educational services' providers.

Текст научной работы на тему «Траектории интеграционных процессов в системе профессионального образования»

педагогических работников по проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания;

• обеспечение участия в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащийся молодежи не только образовательных учреждений, но и организаций науки и культуры, общественных организаций г. Тулы и Тульской области.

IA. Batanina, А.А. Lavrikova

THE PROBLEM OF CIVIC COMPETENCE'S FORMATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Factors influenced the formation of the youth's civic competence are determined based on the analysis of the regional sociological research. The ways of optimizing the patriotic up-brining in the higher educational establishments are considered

Key-words: civil competence, patriotism, patriotic orientation, models of civic consciousness 'formation

Получено 30.10.2011

УДК 378

И.А. Батанина, д-р полит, наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 33-23-52, batanina@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ), О.Е. Шумилова, канд. полит, наук, доц., (4872) 33-23-52, helgash@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ТРАЕКТОРИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На основе анализа интеграционных образовательных процессов на микро-, мезо- и макроуровнях представлена оптимальная модель профессионального образования, учитывающая как национальную специфику так м международные стандарты образования, которая обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

Ключевые слова: система профессионального образования, интегрированное профессиональное образование, Болонский процесс, субъекты образовательного процесса.

Интенсивные взаимообусловленные изменения в политико-правовой, социально-экономической и культурной сферах современного российского общества определяют приоритеты развития института образования. Возникает необходимость формирования новой образовательной среды, способствующей личностно-профессиональному росту будущего специалиста.

Данная потребность находит отражение в ряде нормативно-правовых документов, определяющих основные направления политики государства в области профессионального образования. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года» [1], утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, установлены следующие целевые ориентиры развития института образования: формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы; развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности; становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ; формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований профессиональной мобильности граждан и др.

Обозначенные ориентиры актуализировали решение ряда проблем профессионального образования, наиболее важные из которых структурно-функциональный дисбаланс рынков труда и образовательных услуг; ограниченность партнёрских сетей «образование - наука - бизнес»; дефицит квалифицированных кадров в инновационных областях; несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений современным технологиям производства и т.д.

Решение указанных проблем предполагает инновационное развитие института профессионального образования посредством обеспечения сопряженного протекания образовательных, научно-исследовательских и производственных процессов, интеграции типов учебных заведений, Уровней профессионального образования, содержания образовательных программ, технологий обучения и воспитания, организационно-управленческих форм и производственных процессов с учетом мирового опыта модернизации системы профессионального образования.

Современные процессы модернизации российского образования происходят на фоне мировой интеграции в области образования. В результате совместных усилий по реформированию систем высшего образования различных государств должна сформироваться зона мирового профессионального образования, т. е. сотрудничество и взаимодействие

На

между национальными системами высшего образования должно перейти принципиально иной уровень. Сопоставимость образовательных структур разных стран на основе многоуровневой подготовки специалиста способствует увеличению академической мобильности субъектов образовательного пространства.

Присоединение России в сентябре 2003 г. к европейской инициативе по гармонизации систем образования, начатой Болонской

декларацией 1999 г., сделало основные аспекты данного процесса ключевыми не только в сфере сотрудничества между российскими и европейскими университетами, но и в сфере реформирования российской системы образования.

Вместе с тем, реформирование на основе Болонского процесса в современном российском обществе часто воспринимается как необоснованный уход от традиций отечественной школы, известной высоким уровнем подготовки квалифицированных кадров.

Следует отметить, что Болонская декларация повторяет хорошо известные положения советской образовательной системы. Это прежде всего прагматическая направленность образовательных программ, обеспечивающая выпускникам вузов возможность приступить к профессиональной деятельности без сколько-нибудь продолжительного адаптационного периода, благодаря узкой специализации на заключительном этапе освоения образовательной программы и длительной производственной практике.

Трансформация любых общественных институтов порождает полярные, но в то же время аргументированные оценки и суждения. Попытка реализации реформы российского образования в соответствии с Болонской декларацией вызывает у отечественных исследователей противоречивые мнения. Унификация российских образовательных стандартов в соответствии с европейскими, с одной стороны, должна стимулировать рост конкурентоспособности российских образовательных учреждений; с другой, советско-российская высшая школа обладает при должном финансировании рядом неоспоримых социально-культурных преимуществ.

Российскому образованию как участнику Болонского процесса предстоят преобразования, направленные на формирование открытой системы, что отвечает как международным тенденциям развития образования, так и современным социальным запросам российского общества. Подготовка специалистов-профессионалов нового поколения связана с дальнейшим развитием института образования, с построением интегрированной системы образования, адаптивной к существующим условиям и сохраняющей потенциал для дальнейшего развития. Характерной чертой данной модели является: подчиненность интеграции образования ценностной парадигме, которая опирается на гармоническое соединение традиций, ценностей настоящего и будущего; автономность и внутренняя дифференцированность системы; открытость; необходимость дальнейшего структурирования системы управления; постоянный поиск оптимального механизма регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг.

Интеграция системы образования предполагает достижение высокой степени взаимодействия и взаимосодействия всех ее подсистем. Прежде всего достижения высокого уровня ее ценностно-целевого

единства, связанного с разрешением противоречии ценностной подсистемы и нейтрализацией несистемных факторов.

Современное интегрированное профессиональное образование - это непрерывное профессиональное образование, являющееся составной частью европейской концепции «Образование через всю жизнь», реализующееся в высших учебных заведениях - универсальных комплексах непрерывного образования на основе вертикальной интеграции учреждений среднего и высшего профессионального образования с выделением вуза как базового центра интегрируемой группы образовательных учреждений (рисунок).

Механизм функционирования интегрированного профессионального

образования

Эффективная модель реализации интегрированного профессионального образования должна основываться на согласовании интересов всех представителей системы «образование - наука - бизнес». В частности, обеспечение социальной структуры, гарантирующей стабильность и устойчивость социально-экономического развития; процессов эффективного воспроизводства и повышения качества человеческого, интеллектуального и научного капиталов в национальной экономике на легитимной основе при существующих уровнях

финансирования системы образования; повышения конкурентоспособности учебных заведений на рынке профессионального образования; условий для творческой самореализации и интеллектуального развития личности.

Таким образом, интеграция в сфере профессионального образования является следствием ряда объективных процессов эпохи глобализации, тем не менее присутствует и стремление к сохранению национального суверенитета, традиций и устоев российской системы образования. Однако образовательному сообществу далеко не всегда удается наилучшим образом удовлетворить потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения соответствующего профессионального образования. Эту проблему, в определенной степени, можно решить при другой структурной организации обучения, усилении контроля качества образования со стороны работодателя (как на «входе», так и на «выходе»), сотрудничестве с заинтересованными сторонами в области обеспечения качества образования как на внутривузовском уровне (посредством участия в учебном процессе), так и на уровне внешней экспертизы (посредством организации ассоциаций, оценивающих готовность выпускников вуза к профессии).

Список литературы

1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www,businesspravo.ru/Docum/DocumShow DocumID 145082 DocumlsPrint Page_2.html. Загл. с экрана

I.A. Batanina, O.Y. Shumilova

PATHWAYS OF INTEGRATION PROCESSES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

An optimal model of professional education which considers both the national specificity and international standards for education is introduced based on the analysis of educational integration process conducted on the micro-, mezzo-, and macro-levels. This model will enable to position Russia as one of the leaders in the field of educational services' providers.

Key words: system of professional education, integration professional education, Bologna process, subjects of the educational process

Получено 30.10.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.