Научная статья на тему 'Проблема формирования гражданской компентентности в высших учебных заведениях'

Проблема формирования гражданской компентентности в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батанина И. А., Лаврикова А. А.

На основе анализа данных регионального социологического исследования определены факторы формирования гражданской компетентности молодежи и предложены пути оптимизации патриотического воспитания в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CIVIC COMPETENCE'S FORMATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Factors influenced the formation of the youth's civic competence are determined based on the analysis of the regional sociological research. The ways of optimizing the patriotic up-brining in the higher educational establishments are considered

Текст научной работы на тему «Проблема формирования гражданской компентентности в высших учебных заведениях»

набора компетенций; определению соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценочных средств качества обучения; созданию системы оценки формируемых компетенций.

I.A. Batanina

IMPLEMENTATION OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS IN HUMANITARIAN SUBJECTS IN COMPLIANCE WITH FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE HIGHER PROFESSIONAL

Education: Problems and Perspectives

Problems and perspectives of the main educational programs' implementation in compliance with the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education are described based on the analysis of the experience of the Faculty of the Humanities (Tula State University).

Keywords; main educational program, Federal State Educational Standard of Higher Professional Education, humanitarian subjects.

Получено 30.10.2011 г.

УДК 378

И.А. Батанина, д-р полит, наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 33-23-52, batanina@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ), А.А. Лаврикова, канд. полит. наук, доц. (4872) 33-23-52, elav@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕНТЕНТНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

На основе анализа данных регионального социологического исследования определены факторы формирования гражданской компетентности молодежи и предложены пути оптимизации патриотического воспитания в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: гражданская компетентность, патриотизм, патриотические ориентации, модели формирования гражданственности

В условиях становления гражданского общества в России главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию, способной к творчеству и самоопределению в ситуации динамичных экономических, социально-политических и социокультурных процессов. В связи с этим в качестве базового направления подготовки студентов в системе высшей школы является формирование гражданственности. Полная реализация личности Возможна не только через профессиональную, семейную и т. п. роли, но и через активную гражданскую позицию, ощущение ответственности за происходящее вокруг.

Гражданственность - это интегральное качество личности, предполагающее единство нравственной, правовой и политической культуры. Гражданственность - это и собственно психологическая характеристика в единстве психического (когнитивно-аффективно-волевого), и личностного аспектов, и одна из ключевых социальных компетентностей личности, включающей определенный компонентный состав (знания, опыт, отношения, готовность, волевую регуляцию).

При рассмотрении гражданственности как компетентности оцениваются такие её составляющие как:

• когнитивная: знание личностью гражданских прав и обязанностей, знание социальных норм, традиций, ценностей, существующих в обществе, знание истории страны, овладение профессиональными знаниями и умениями для того, чтобы быть полезным обществу и государству;

• эмоциональная: система её отношений к себе как гражданину, гражданскому обществу и государству, гражданским правам и обязанностям;

• волевая: способность самомобилизации на предстоящее действие в интересах общества и государства, способность занять и отстаивать социально ориентированную позицию;

• поведенческая: гражданское поведение личности в связи с гражданским долгом и обязанностями гражданина, в связи с интересами гражданского общества и государства (участие в работе общественной организации, объединений граждан, участие в политических митингах, манифестациях в рамках конституционных прав, участие в выборах в органы государственной и общественной власти, активность в реализации государственно- и общественно-важных социальных и экономических программ и т.д.);

• регулятивная: самосознание и самооценка гражданской позиции осмысление и регуляция системы гражданских ценностей и убеждений личности, стремление достигать успеха в профессии и выполнении служебных обязанностей, направленных на реализацию интересов государства и гражданского общества.

Таким образом, гражданская компетентность не просто предполагает наличие определенной суммы знаний и умений, она характеризует готовность и опыт проявления активной гражданской позиции, гражданское самоопределение, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный выбор. Именно гражданская направленность способствует успешной социальной и профессиональной адаптации и самоактуализации молодых людей.

Об уровне сформированности гражданской компетентности у молодых людей свидетельствуют их патриотические ориентации.

Патриотизм выступает как общечеловеческая ценность, определяющая отношение общества и личности к реально существующей сфере их жизнедеятельности, которая может быть присвоена в процессе деятельности человека, сформирована в его внутренней системе ценностей. Следовательно, понятие «патриотизм» фиксирует систему субъект-объектных и субъект-субъектных отношений личности к Родине (ее природе, культуре, достижениям в различных сферах деятельности, ее прошлому, настоящему и будущему), а также к своим соотечественникам как творцам и создателям всего этого. Образуя морально-нравственные основы развития человечества, патриотизм предстает как аксиологическая форма становления личности.

С целью анализа когнитивной, аффективной и конативной составляющих патриотических ориентации молодежного сегмента Тульской области в 2011 г. на базе лаборатории социально-политических исследований Тульского государственного университета совместно с Департаментом Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике было организовано и проведено социологическое исследование «Патриотические ориентации молодежи Тульской области: региональная специфика».

Согласно данным массового опроса интерпретация молодежью категории «патриотизм» осуществляется через понятия «Родина», «страна», «Отечество», «сограждане / граждане». При этом в общественном мнении молодых людей проявляются все компоненты его структуры: когнитивный, аффективный, эмоционально-волевой, волевой. Преобладание последних двух свидетельствует о включении патриотических ориентации в систему мировосприятия молодежи и их высоком консолидационном Потенциале. Вместе с тем, среди молодых людей есть те, кто демонстрирует негативные оценки категории «патриотизм», не может сформулировать определение данного понятия или трактует его через этническую принадлежность. Большой сегмент респондентов ограничивает понятие Родины малым кругом, что свидетельствует о незавершенности формирования ценностной системы. Увеличение радиуса обусловлено половозрастными жизненными циклами. Кроме того, восприятие Родины зависит от характеристик общества, в котором живет респондент, и детерминировано его положением. Зачастую неопределенный статус молодых людей приводит к сужению радиуса в концентрическом круге (переход от позиции «моя страна» к позиции «мой Дом»).

Значительное число молодых людей считают себя патриотами. При этом превалирующее число респондентов объясняют свою позицию Посредством эмоциональной составляющей, через территориальную и этническую идентификацию. Следует отметить, что волевой компонент в

патриотической самоидентификации в большей степени значим при выборе причин, объясняющих антипатриотические установки.

Формирование оптимального типа патриотизма (этологического) предполагает развитие культуры толерантности в молодежной среде, однако, сегодня среди тульской молодежи преобладают интолерантные настроения. При этом толерантность в сознании молодых туляков не сопряжена с самооценкой себя в качестве патриота.

Таким образом, в молодежном региональном сообществе проявляются различные типы патриотизма: от патриотического нигилизма до этологического патриотизма. Однако наиболее распространенным типом является аффективный патриотизм, который ограничивается поверхностным, периферическим слоем индивидуального, группового и общественного сознания, имеющем аффективную природу. Учитывая, что аффективный патриотизм - важная составная часть множества авторитарно ориентированных политических идеологий, например расистских, националистическо-экстремистских, религиозно-фундаменталистских и т.д., необходимо проводить воспитательную работу с молодежью с целью формирования определенной жизненной позиции -не декларативного утверждения патриотических взглядов, а установленной структуры жизненного мира, способа организации жизнедеятельности, повседневного поведения. Как следствие, любовь к Родине как необходимая составная часть ценностного отношения к миру будет детерминировать жизнь человека (в том числе способ мышления), тем самым реализуется этологический патриотизм.

Анализ сложившейся практики свидетельствует, что каждая из составляющих патриотизма может быть реализована в рамках четырех существующих на данный момент в российской высшей школе моделях образования.

• Предметно-тематическая модель основана на системе приемов и методик формирования активной гражданской позиции в процессе преподавания дисциплин гуманитарного профиля.

• Межпредметная, ценностная модель предполагает создание ценностного граждановедческого контекста, трансляцию гражданских ценностей в процессе преподавания любых предметов, независимо от их содержания. Здесь система гражданских ценностей и установок прививается посредством использования универсальных педагогических подходов (развивающее обучение, проблемное обучение), а также инновационных методов обучения: диспуты, деловые игры, тренинги и т.д.

• Инновационная модель предполагает моделирование в вузе элементов взрослой гражданской жизни, а также приведение основных элементов вузовской жизни (стиля обучения, характера оценивания образовательных результатов, университетской политики) в соответствие с базовыми демократическими ценностями. В качестве яркого примера,

иллюстрирующего механизм работы данной модели, можно привести развитие студенческого самоуправления.

• Проектная модель предполагает вовлечение студентов в процесс реализации различных социальных проектов, связанных с тематикой гражданского образования.

Учитывая то, что гражданская компетентность выступает как своего рода синтезирующая компетентность, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей, и реализация отдельно взятой модели не приведет к каким-либо значимым результатам, необходимо использовать комплексный подход, объединяющий все четыре модели в целостную систему мероприятий.

Задача создания условий для становления гражданской компетентности решается на интегративной основе в рамках всех дисциплин преподаваемых в вузе, тесно взаимосвязано с внеаудиторной деятельностью учащихся и деятельностью по развитию уклада жизни учебного заведения. Гражданские качества личности формируются путем активного вовлечения молодого поколения в систему студенческого самоуправления. Развитию гражданской компетентности способствует участие в массовых мероприятиях. Постепенно приходит осознание своего отношения к государству, обществу, к себе как гражданину, осознание своей позиции в обществе, осознание своей жизненной траектории, ведь по большому счету гражданственность - это компетенция жизни.

Таким образом, содержательные характеристики патриотических ориентаций, включающие приверженность к национальным ценностям, выбор стратегий поведения, особенности повседневных практик, свидетельствуют о доминировании аффективного типа патриотизма в молодежной среде Тульского региона, что " обусловлено несформированностью социального капитала и незначительным опытом самоорганизации молодого поколения. Распространение согласительных практик, культуры толерантности повысит интегративный потенциал патриотизма, переведет его из идеологической в инструментальную плоскость, окажет влияние на выбор молодежью поведенческих стратегий, основанных на актуализации гражданской позиции. Для этого необходимо:

• совершенствование методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического и духовно-нравственного воспитания на основе интеграционной модели образования;

• проведение научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности среди молодёжи с акцентом на формирование когнитивной составляющей патриотических ориентации с целью дальнейшего развития этологического патриотизма как духовной составляющей России;

• оптимизация системы подготовки и повышения квалификации

педагогических работников по проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания;

• обеспечение участия в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащийся молодежи не только образовательных учреждений, но и организаций науки и культуры, общественных организаций г. Тулы и Тульской области.

IA. Batanina, А.А. Lavrikova

THE PROBLEM OF CIVIC COMPETENCE'S FORMATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Factors influenced the formation of the youth's civic competence are determined based on the analysis of the regional sociological research. The ways of optimizing the patriotic up-brining in the higher educational establishments are considered

Key-words: civil competence, patriotism, patriotic orientation, models of civic consciousness 'formation

Получено 30.10.2011

УДК 378

И.А. Батанина, д-р полит, наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 33-23-52, batanina@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ), О.Е. Шумилова, канд. полит, наук, доц., (4872) 33-23-52, helgash@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ТРАЕКТОРИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На основе анализа интеграционных образовательных процессов на микро-, мезо- и макроуровнях представлена оптимальная модель профессионального образования, учитывающая как национальную специфику так м международные стандарты образования, которая обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

Ключевые слова: система профессионального образования, интегрированное профессиональное образование, Болонский процесс, субъекты образовательного процесса.

Интенсивные взаимообусловленные изменения в политико-правовой, социально-экономической и культурной сферах современного российского общества определяют приоритеты развития института образования. Возникает необходимость формирования новой образовательной среды, способствующей личностно-профессиональному росту будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.