Научная статья на тему 'Традиция в методике организации работы дизайнера среды'

Традиция в методике организации работы дизайнера среды Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
310
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИЗАЦИЯ / СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН / ENVIRONMENTAL DESIGN / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / VOLUME-SPATIAL THINKING / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / CONCEPTUAL DESIGN / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / CULTURAL CONTEXT / STYLISATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заева-Бурдонская Елена Анатольевна

В настоящее время совокупное влияние всех искусств на искусство дизайна очевидно, что проявилось в использовании метода стилизации, позволяющего совершенствовать проектирование в образовательном процессе, теснее объединить теорию и практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITION IN THE WORK OF AN ENIVRONMENTAL DESIGNER

The present state of affairs makes evident the influence of all branches of art on the sphere of design. First and foremost it manifested itself in the application of the stylisation method, which enables to improve the projection in the educational process and, thus, to combine the theory and the practice.

Текст научной работы на тему «Традиция в методике организации работы дизайнера среды»

Е. А. Заева-Бурдонская*

ТРАДИЦИЯ В МЕТОДИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДИЗАЙНЕРА СРЕДЫ

В настоящее время совокупное влияние всех искусств на искусство дизайна очевидно, что проявилось в использовании метода стилизации, позволяющего совершенствовать проектирование в образовательном процессе, теснее объединить теорию и практику.

Ключевые слова: стилизация, средовой дизайн, композиция, объемно-пространственное мышление, концептуальное проектирование, концепция, культурный контекст.

E. Zaeva-Burdonskaya. TRADITION IN THE WORK OF AN ENIVRONMENTAL DESIGNER

The present state of affairs makes evident the influence of all branches of art on the sphere of design. First and foremost it manifested itself in the application of the stylisation method, which enables to improve the projection in the educational process and, thus, to combine the theory and the practice.

Key words: stylisation, environmental design, composition, volume-spatial thinking, conceptual design, the concept, cultural context.

Проектирование современной среды — сложной многоком-панентной системы, существующей и функционирующей на пересечении многих культур, — под силу только разносторонне образованному специалисту высокой квалификации, свободно ориентирующемуся во всем многообразии современной художественной жизни. Дизайн-образование встречает и преодолевает те же проблемы, что и профессиональная практика дизайна. Поэтому имеет смысл рассматривать процесс обучения проектной деятельности в cрезе актуальных вопросов профессии.

Дизайн встроен в современную культуру и результатами, и методами своего творчества. Одной из сторон современной творческой модели проектирования становится все более активное освоение художественного наследия прошлого. Мы переживаем всплеск интереса дизайна к высокой эстетике искусства. В связи

* Заева-Бурдонская Елена Анатольевна — кандидат искусствоведения, профессор кафедры «Средовой дизайн» Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова. Тел.: 8-916-628-13-34.

с этим родилась идея познакомить будущих дизайнеров среды с приемами формообразования, в основе которых заложен самостоятельный анализ исторически сложившихся стилевых прообразов. В качестве метода работы с исторической формой был выбран метод стилизации. Стиль становится методологической основой описания процессов стилизации, поскольку «определяется не формами, а самим способом формообразования, связями отдельных элементов формы между собой. Отсюда и следует использование тех или иных форм в конкретном художественном стиле» [В. Власов. Стили в искусстве: Словарь: В 2 т. 1998, т. 1, с. 538—539]. Синтезирующее качество связности позволяет определенной совокупной формальной системе (ордер во времена античности, система простых геометрических форм в эпоху конструктивизма и т.д.) удерживаться в рамках того или иного художественного образования — исторического стиля. Это же качество связности позволяет и обратный процесс — аналитический, анализ и разложение системы на составляющие элементы, которые затем возможно встраивать в новую художественную систему согласно новой творческой концепции. Стиль уже не остается вопросом формы, беря на себя роль универсального «механизма», несущего сквозь время функцию целостного (основанного на связном характере) мировосприятия. Стиль приобретает оттенок скорее «художественного смысла формы» [там же, с. 21]. Он заключает в себе моделирующее концептуальное начало, открытое к бесконечному преобразованию прототипов, в то время как метод стилизации — это всегда система принципов и подходов к выражению идей в рамках данного проекта. Стиль и стилизация оказываются связанными друг с другом не только терминологически, но и методически, выступая в целостной неразрывной связи.

Методически в процессе стилизации решались сразу две задачи:

— во-первых, современный дизайнер, в особенности дизайнер среды, не может быть выключен из историко-культурного процесса, и в сегодняшней проектной практике метод стилизации имеет самое широкое применение;

— во-вторых, необходимо было научить студента самостоятельно превращать теоретическое знание, полученное на акаде-

мических кафедрах, в проектный метод. В данном случае виделось вполне обоснованным придать академическому курсу «Истории искусств» прикладной характер. Таким образом, появилась реальная возможность указать студентам на связность и взаимодействие всех предметов учебного процесса, а также их включенность в профилирующий курс «Проектирование».

Знакомство с проектными закономерностями стилевых эпох прошлого позволяет будущим дизайнерам свободнее оперировать с формой в построении сложных средовых систем, практически (а не только теоретически) приближает их к пониманию закономерностей современных стилевых направлений в дизайне: концептуализма, постмодернизма (или «новой эклектики»), регионального и этнодизайна и т.д. Повтор и анализ проектной логики прошлого — будь то готика или классика — равен сотворчеству в стилеобразовании формы.

Стилизация всегда строится на диалоге двух и более культур. По каким принципам в настоящее время строит свои отношения дизайнер среды с историей? Современность значительно расширила границы стилизации как метода формообразования по сравнению с традиционным историзмом прошлого. В стиле сегодня усматривается скорее культурная доминанта, чем характер жизни формы, поскольку стиль определяет структуру произведения и его принадлежность к определенному типу культуры. Вслед за Роберто Вентури, одним из основоположников постмодернизма, выступавшем «скорее за богатство значений, чем за ясность», в искусство вошли такие важные в нашем случае принципы формирования средового начала, как контекстуализм (подчинение факторам, исходящим от среды и контекста культуры, где форма не воспринимается изолированно) и аллюзио-низм, предполагающий всегда авторскую, индивидуальную игру с прототипом (в отличие от прямых «цитат» прототипов — свобода обращения к первоисточнику с иронией, гротеском...).

В работах студентов мы можем видеть различные формы диалога культур. В отдельных случаях композиционные закономерности стилевых систем прошлого становятся основой работы и стиль предстает базовым инструментом организации этого проектного пространства. Стилевая форма может выступить как «заимствование», «цитата», «парафраза» (заимствование темы

прототипа с заменой элементов и сохранением композиционных связей). Иногда наоборот, это осуществляется по замыслу — современное пространство включает в свою структуру лишь некоторые исторические отсылы. Стилевая форма выступает в форме «намека», «вариации» или «реминисценции» стилевой формы (этот тип взаимодействия предполагает наиболее сильную трансформацию и преображение стилевой формы современным проектным сознанием).

Все это говорит о проблеме стилизации не только как о проектном методе, но шире — как о пространстве современной проектной культуры, обладающем огромным потенциалом возможностей.

Задача включения образа «прошлого» в современное пространство, знание законов стилизации необходимо будущему дизайнеру, работающему со средовой тематикой, поскольку в программу кафедры «Средовой дизайн» входят задания, где необходимы знания проектных закономерностей исторических стилевых прототипов. Кафедра разработала свою форму организации проектных заданий, в решении которых метод стилизации оказался достаточно востребован. «Среда» как понятие дизайна родилось в антитезе догмату функционализма и его варианту — интернациональному стилю. Слишком долгое время «хороший дизайн» в проектах мыслился на уровне стерильной конструкции, еще лучше, если эта конструкция будет модульной. «Дизайн среды», прозвучав впервые в связи с тематикой городского пространства, наиболее зримо и наглядно испытывавшего потребность в разнообразии, насыщении деталями, нехватку содержательного и формального уровня, плавно присвоил и иные сферы дизайн-деятельности: от интерьера до рекламного костюма.

В современном пространстве культуры, насыщенном множеством смыслов, форм, знаков и т.д., средовой дизайн (где среда мыслится эстетической системой) взял на себя объединяющую роль, создав условия, при которых любое проявление эстетической деятельности (станковое и традиционное народное искусство, архитектура, музыка и т.д.), а также случайные, заранее не планируемые внехудожественные факторы (городские шумы, естественное освещение, объекты природы и т.д.) обретают свое место в «проекте» жизнеустройства. Проектная методология в

этом процессе становится уже проектной идеологией. Подобный «разговорный», «многоязыковый» жанр пластического воплощения образа нашел адекватное выражение в инсталляции, объединившей на своей художественно-эстетической основе разнородные фрагменты окружающей человека среды. Инсталляция, или «художественный объект», оказавшаяся столь востребованной дизайном, была изначально сформулирована языком концептуализма. Ассоциативное поле будущего образа, заключенное в подобной объемно-пространственной композиции или «дизайн-скульптуре», позволяет фантазии студента увидеть в знакомых бытовых предметах, подчас явленных в парадоксальном варианте, поэму со своим сценарием. В задании «Дизайн витрины и организация входной зоны специализированного магазина» (проектное задание, III курс) инсталляция стала важнейшим начальным этапом в поиске образа витринного пространства, а также основой серии фотоплакатов. Концепция «времени» (суток, времен года и т. д.) в часах была представлена как «историческое время» в последовательной смене исторических эпохальных событий и связанных с ними личностей. Зима ассоциирована с образом Наполеона и его зимним отступлением от Москвы; весна — с петровскими преобразованиями, увиденными в фрагментах исторического костюма — парик, треуголка, шпага...; лето — с образом Александра Македонского; а осень — с Октябрьской революцией в России.

В дизайне «Тематической открытки для профилирующих кафедр МГХПУ им. С. Г. Строганова» (проектное задание, II курс) студенты в поиске прообраза метафоры творческой деятельности обращаются к узнаваемым историческим примерам. Кафедра «Художественное стекло» ассоциируется с готическими витражами, кафедра «Художественная керамика» — с античной греческой амфорой, а кафедра истории искусства — с античным ордером. В состав проекта «Модульная игрушка и комплекс детского конструктора» (проектное задание, II курс) входит разработка среды функционирования игры, где элементы конструктора являются составной частью игровой ситуации. В данном примере — это метафорический образ средневековой крепости, состоящей из модульных объектов, созданных на основе исторических прототипов — инженерных проектов Леонардо да Винчи.

«Временные ограждения фасадов при реставрационных работах» (проектное задание, III курс) включают в решение декоративных защитных полотнищ архитектурные формы окружающей городской среды. «Мягкий фасад» реконструируемого здания в Тверском проезде в Москве приобретает формы, отдаленно напоминающие рядом стоящее сооружение в стиле псевдоготики, а дом в Третьяковском проезде скрывается за «ширмой» стилизованных кремлевских стен.

Адаптировав методы образного мышления современного искусства (инсталляции), средовой дизайн обогатил проектируемую среду историческими стилизациями, черпая материал в широчайшем поле культурных ассоциаций. В разработке «Дизайна входной группы и интерьера музыкального клуба» (проектное задание, IV курс) образное решение строится на концепции исторической, обязательно творческой личности (Мэрилин Монро, Коко Шанель, Мейерхольд, Дали, Малевич, Ле Корбюзье, Марсель Марсо и т.д.). Методически начальный этап в создании концепции начинается с поиска образной метафоры в объемной инсталляции, состоящей из элементов, вызывающих ассоциации с выбранной темой. Художественный текст каждой из предложенных проектных концепций укладывается в формулу «человек — личность — стиль», в которой сокрыта модель жизни «высокого» искусства. Условная стилизованная форма позволяет сделать произведение высокого искусства достоянием дизайна. Стилевые вариации авторского творчества работают как символы выбранной личности и, становясь формальным заместителем образа, задают основное колористическое и структурно-композиционное разнообразие среды. Вспомним афоризм П. Мондриана из его манифеста: «Человек — это стиль». Черты поп-арта работ Э. Уорхола, элементы функционализма 60-х годов, конструктивистские решения 20-х годов вносят разнообразие и интригу в сюжет клубного пространства, одновременно закладывая целостность сложного средового проекта. Стилизованные живописные супрематические композиции Малевича живут в среде музыкального клуба «Малевич», многоэтажные лестницы из графических листов Эшера организуют и структурируют пространство клубного и одновременно выставочного помещения «Дом лестниц», сюрреалистические темы картин Дали звучат в двух-

этажном пространстве клуба «Дали», отзвуки дизайна интерьеров, мебели и даже графический вариант авторской системы пропорционирования — знаменитый Модулор — присутствуют в среде клуба «Ле Корбюзье». Стилизация авторских произведений лежит в основе формообразования насыщающих среду элементов (мебели, лестниц, осветительных приборов...). В любом студенческом проекте, обращенном к содержательным и формальным элементам прошлого, есть глубоко индивидуальное и часто неповторимое решение. Дизайн обращается к высокому искусству за языком символов, знаков, сложных форм, а иногда и целых сценариев поведения. Подобный проектный подход гарантированно защищает от вторичности, поскольку опирается на личные ассоциации. Метод подобного «образного» проектирования по своей природе является креативным, моделирующим, создающим обилие средовых ситуаций, порождающим все новые конструкции на основе базовых форм.

Проектное начало дизайн-деятельности позволяет объединить несколько параллельно сосуществующих в современном искусстве и архитектуре направлений. В поиске образных, функциональных и формальных решений студенты обращаются не только к стилевому, но и к народному искусству. В разработке «Модуля жизнеобеспечения в условиях экстремальной среды» (проектное задание, IV курс) одежда исследователей Антарктиды восходит к крою традиционной одежды народов Крайнего Севера — унтам, паркам, а тектоническая структура жилого модуля исследователей — к форме традиционного жилья — чума.

Метод стилизации оказался востребован при создании современных полистилевых музейных сред. Именно на стыке художественных систем возникают наиболее неповторимые средовые решения. Средовому дизайну становятся подвластны сложные системные, промежуточные по типологии средовые объекты — «Организация репрезентативной среды городского музея скульптуры Дома Бурганова» (дипломный проект, 2005 год), — включающие элементы рекламных установок, репрезентативного костюма для шоу-презентаций, графическую рекламную продукцию. В качестве модели-прообраза в дизайне рекламного костюма метод стилизации задействует авторскую скульптуру. Станковое искусство входит в структуру дизайна, а дизайну с его

проектным мышлением отводится роль адаптации художественных произведений. Стилизация выступает в данном случае версией соединения устойчивой традиции и нового.

В проектных разработках сценографии стилизация с особой очевидностью предполагает ситуацию, когда время становится исторической категорией. Сюжетной основой «Дизайн-концепции театрального спектакля» (проектное задание, V курс) не случайно была выбрана классика: «12 стульев» (И. Ильф и Е. Петров), «Дон Кихот» (М. Сервантес), «Сон в летнюю ночь» и «Ромео и Джульетта» (У. Шекспир) и т.д. В проекте решалась двойная задача. Стилизация проявлялась не только на уровне трансформации исторических прототипов конструктивизма 20-х годов ХХ столетия, испанского барокко или античной архитектуры, но и в преобразовании реальной среды в карнавальную сферу, пространство лицедейства в поисках экзотики впечатлений средствами современных дизайн-технологий. Внутренняя логика развития стилизованной формы включала оба начала не только в концепции сценографии спектакля, но и в театральном костюме и рекламных материалах. Театральными дизайн-концепциями кафедра «Сре-довой дизайн» попыталась возродить надолго прерванную традицию проектов, посвященных театральной тематике. История обучения театральному проектированию в стенах «Строгановки» восходит еще к началу ХХ века, к 1909 году, когда была основана декоративно-театральная мастерская, развитие которой продолжилось на Декоративном отделении живописного факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, готовившего художников для работы в области оформления демонстраций, театре и кино.

Как метод стилизация оказалась открыта и для вариантов синестезии в современных средовых проектах: взаимодействии зрения (изображение), слуха (музыкальное сопровождение) и т.д. Пример — проектная анимация, являющаяся составной частью проектного задания. Надобыденность театрализованной среды в данной серии проектов стала результатом синтетичного пространства, где основой синтеза искусств выступил дизайн со всей совокупностью технико-технологических средств преобразования среды: мультимедийные разработки, свето-дизайн, трансформируемые конструкции «мобилей» и т. д. К объемно-пространственной структуре проектов добавилось четвертое измерение —

протяженность и развернутость во времени, что с максимальной наглядностью было продемонстрировано в видеоряде. Современный дизайн предоставляет немало примеров подобного синтетического «художественного продукта», когда среда интерьера решается как пространственная композиция формы, цвета, света и звука, соединенных в некую «средовую инсталляцию» (например, интерьеры ночных клубов, театрализованные уличные шоу...).

Процесс образования концентрирует и препарирует реальную практику дизайна, постоянно подпитывая его новациями идей и технологий. Современное творчество лишь приоткрыло неиссякаемые резервы проектного потенциала стилевого, традиционного и новейшего искусства (например, концептуализма с его сюжетно-образной основой или постмодернизма, где задействован полистилевой механизм). Как мы убедились, именно в рамках проектной культуры стало возможным охватить тот срез художественной действительности, где в синтезе, а не в умозрительной препарированной изоляции могут полноценно существовать наряду с новационными не исчезающие традиционные структуры. Стилевые традиции таят огромные возможности для средового дизайна, как в области современной проектной практики, так и в сфере педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.