Научная статья на тему 'Традиция благотворительности в сфере образования в Вятской губернии (на примере деятельности Г. Ф. Стахеевой)'

Традиция благотворительности в сфере образования в Вятской губернии (на примере деятельности Г. Ф. Стахеевой) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
276
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. Ф. СТАХЕЕВА / ТРАДИЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ / ЕЛАБУЖСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / G. F. STAKHEEVA / THE TRADITION OF CHARITY / THE ELABUGA CHURCH SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Помелов Владимир Борисович

В статье дается характеристика благотворительной деятельности в области образования жительницы Вятской губернии Глафиры Федоровны Стахе-евой. Показан ее вклад в дело открытия Елабужско-го епархиального училища. Содержание статьи раскрывается на соответствующем историческом фоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tradition of charity in the sphere of education in the Vyatka gubernia (on the example of activities of G. F. Stakheeva)

The article considers the characteristics of the charity activities in the sphere of education of the citizen of the Vyatka gubernia Glafira Fiodorovna Stakheeva. Her contribution into the opening of the Elabuga church school is shown. The contents of the article is shown on the concrete historical background.

Текст научной работы на тему «Традиция благотворительности в сфере образования в Вятской губернии (на примере деятельности Г. Ф. Стахеевой)»

ной свободой выбора (или «свободой воли»). Напротив, для всех иных видов деятельности характерна, в той или иной степени, «несвобода воли». (Следует припомнить, что принцип «несвободы воли» - одно из ведущих методологических оснований отечественной материалистической психологии, физиологии, рефлексологии рассматриваемого периода, тщательно разработанное И. М. Сеченовым [8].)

Таким образом, игра - это деятельность на основе субъектной позиции. Этим и отличается детство человека от «детства» животных -наличием, сначала в виде задатков, потенциально, а потом и в актуальном, постепенно развивающемся виде - способности быть субъектом. Педагогические психологи 20-х гг. прошли мимо этого положения, поскольку избранный ими естественнонаучный фундамент оказался слишком узким для строительства полноценного здания науки о детстве. В дальнейшем этот просчет был устранен в рамках «культурно-исторической школы» - принципиально нового направления в педагогической психологии, разработанного Л. С. Выготским и его последователями.

Как видим, существенной причиной отказа от рефлексологически ориентированной педагогической психологии стала ограниченность ее научно-методологического фундамента. В то же время, утрачивая связь с педагогической и возрастной психологией, советская педагогическая теория и практика окончательно избавляется от «аксиологической» стороны психологического влияния, связанной с признанием самостоятельной ценности ребенка и его индивидуальности в образовательном процессе. Педагогическая наука, лишенная связи с психологией, оказалась «бездетной».

Что касается школьной практики, то здесь известный лозунг 30-х гг. «восстановление в правах педагогов» был реализован не столько за счет увеличения степени свободы учителя, сколько, напротив, путем окончательного лишения статуса субъекта учащегося. Указанный процесс был в значительной степени подготовлен «естественнонаучной» стороной влияния педагогической психологии (точнее, ее рефлексологического крыла), связанной с отрицанием собственной субъектной активности ребенка. Двойственность понимания функциональной роли учащегося в образовательном процессе (ребенок - объект, но и чрезвычайно ценный и значимый объект, имеющий отдельные признаки субъекта), характерная для педагогики 20-х гг., опиравшейся на педагогическую психологию, сменилась однозначным отношением к ребенку как к объекту педагогического процесса.

Примечания

1. Пистрак М. М. Педагогика: учебник для высш. пед. учеб. заведений. М.: Учпедгиз, 1934. С. 21.

2. Шимбирев П. Н. Педагогика: учебник для пед. техникумов. М.: Учпедгиз, 1934. С. 28.

3. О педологических извращениях в системе Наркомпросов: Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июня 1936 г. // Народное образование в СССР: сб. документов 1917-1973 гг. М., 1974. С. 173175.

4. Блонский П. П. О некоторых встречающихся у педологов ошибках. М.: Изд. дом Шалвы Амо-нашвили, 2000. (Антология гуманной педагогики). С. 186-202.

5. Макаренко А. С. Цель воспитания // Известия. 1937. 28 авг.

6. О педологических извращениях в системе Наркомпросов: Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июня 1936 г. // Народное образование в СССР: сб. док. 1917-1973 гг. М., 1974. С. 173-175.

7. Зеньковский В. В. Психология детства // История отечественной психологии конца XIX -начала XX века: хрестоматия / под ред. Е. С. Минь-ковой. М.: Флинта: МПСИ, 2009. С. 131-132.

8. Сеченов И. М. Учение о несвободе воли с практической стороны. Избранные философские и психологические произведения / под ред. В. М. Ка-ганова. М.: Госполитиздат, 1947. С. 311-315.

УДК 37(09)(470.342)

В. Б. Помелов

ТРАДИЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. Ф. СТАХЕЕВОЙ)

В статье дается характеристика благотворительной деятельности в области образования жительницы Вятской губернии Глафиры Федоровны Стахе-евой. Показан ее вклад в дело открытия Елабужско-го епархиального училища. Содержание статьи раскрывается на соответствующем историческом фоне.

The article considers the characteristics of the charity activities in the sphere of education of the citizen of the Vyatka gubernia Glafira Fiodorovna Stakheeva. Her contribution into the opening of the Elabuga church school is shown. The contents of the article is shown on the concrete historical background.

Ключевые слова: Г. Ф. Стахеева, традиция благотворительности, Елабужское епархиальное училище.

Keywords: G. F. Stakheeva, the tradition of charity, the Elabuga church school.

© Помелов В. Б., 2012

Развитие капитализма в России в конце XIX в. со всей остротой поставило задачу школьного и профессионального образования для значительного большинства населения страны. В ряде мест процесс открытия учебных заведений проходил довольно активно. Так, в эти годы в городе Елабу-ге Вятской губернии насчитывалось 19 учебных заведений, что было сопоставимо с целым рядом губернских центров [1].

В большинстве своем общеобразовательные и профессиональные учебные заведения открывались и содержались за счет государственной казны, земств и церкви. Но было и немало примеров добровольных, причем весьма значительных, пожертвований со стороны купцов, интеллигенции, зажиточной части крестьянства.

Видными меценатами, жертвовавшими значительные суммы на развитие просвещения в своем крае, были елабужские купцы-миллионеры Стахе-евы, составившие свой капитал на торговле хлебом. В частности, они выделили шесть стипендий для учащихся 1-го выпуска Казанской художественной школы. На средства Ивана Ивановича Стахеева в 1879 г. был построен пристрой с церковью при Вятском детском приюте [2].

Однако наибольший по своей весомости благотворительный вклад в дело просвещения среди членов этого некогда известного в Вятской губернии рода внесла Глафира Федоровна Стахеева (1852-1926).

23 июня 1896 г. в Елабуге на 64-м году жизни умер один из известнейших благотворителей, потомственный почетный гражданин елабужский купец Василий Григорьевич Стахеев. В октябре 1897 г. его вдова Г. Ф. Стахеева в память о нем изъявила желание пожертвовать на благотворительные цели 200 тысяч рублей, о чем и заявила через городского голову г. Елабуги А. Д. Кусакина епископу Вятскому и Слободскому Алексию, кстати, ставшему в дальнейшем экзархом православной церкви в Грузии.

При этом вдова поставила единственное условие, состоявшее в том, чтобы указанная сумма была потрачена на строительство богоугодного учебного заведения в Елабуге - месте рождения, жительства и смерти ее мужа, - что могло бы, как справедливо считала она, содействовать развитию просвещения всего Прикамского края.

Далее в заявлении Г. Ф. Стахеевой обстоятельно раскрывались причины необходимости устройства в Елабуге духовной семинарии. «Мне известно, - писала Г. Ф. Стахеева, - довольно тяжелое положение местного духовенства, особенно в небогатых селах Елабужского уезда, поставленного в горькую необходимость отправлять за 500 верст своих детей, для обучения в Вятской духовной семинарии, переполненной воспитанниками, собирающимися с одиннадцати уездов одной из об-

ширных и самой многолюдной в империи Вятской епархии.

Следствием такого положения бывают случаи, что дети из духовного сословия, часто очень талантливые и очень способные, за дальностью расстояния и недостатком средств, остаются дома при родителях сначала на год, в ожидании лучшего будущего, потом еще на год, а потом и навсегда, и теряют, таким образом, надежду получить даже среднее образование. В таком же, насколько мне известно, безобразном положении находится духовенство и других, смежных с Елабужским уездов, как-то Сарапульского, Малмыжского, Мен-зелинского и Мамадышского, не имеющего иногда средств на отправку своих детей для обучения в семинариях за дальностью расстояний, или же из опасения, что их дети, способные и достойные, не попадут в число воспитанников за недостатком свободных в тех семинариях вакансий. Озабочиваясь нуждами православного духовенства Прикамского края, я пришла к мысли ходатайствовать об учреждении духовной семинарии в г. Елабуге, - центральном пункте для пяти уездов трех губерний: Вятской, Уфимской и Казанской, удаленных на значительном расстоянии от тех городов, где имеются духовные семинарии.

Если благоугодно будет Святейшему Синоду разрешить открытие в г. Елабуге духовной семинарии, то я, со своей стороны, в память покойного моего мужа, беру на себя обязательство возвести на собственные средства все необходимые строения по планам и чертежам, какие будут высланы из Святейшего Синода, для каковой цели я предназначаю капитал в двести тысяч рублей. При этом я высказываю свое единственное желание, чтобы при семинарии была домовая церковь с престолом в честь святого мученика Василия» [3].

Епископ препроводил это заявление обер-прокурору Святейшего Синода (отношение от 5 ноября 1897 г., № 707) с просьбой дать ему «дальнейшее движение» и «оказать благосклонное содействие к осуществлению этого дела». Святейший Синод указом от 30 декабря 1897 г. за № 7207 определил объявить госпоже Стахеевой признательность «за сочувствие ее к делу образования деятелей духовенства Прикамского края», а само заявление препроводил в учебный комитет на предмет окончательного решения вопроса об учреждении в г. Елабуге духовной семинарии [4].

Однако после обсуждения этого вопроса в учебном комитете, а затем снова в Святейшем Синоде последовал новый указ последнего от 21 февраля 1898 г. за № 1048, в котором отмечалось, что учреждение духовной семинарии в Елабуге является преждевременным и «неудобоисполнимым», поскольку пожертвование г-жи Стахеевой хотя и является весьма значительным, однако не может обеспечить в полном объеме строительство семи-

нарских зданий и вовсе не обеспечивает их содержания, а также служащих в семинарии лиц. На содержание же семинарии, в случае ее устроения в Елабуге, по сведениям из хозяйственного управления при Святейшем Синоде, потребуется отпускать ежегодно не менее 40 000 р. В то же время, отмечалось в указе, в таких губерниях, как Екатеринбургская, Забайкальская, Омская, Туркестанская, совсем нет семинарий, а в последней - и духовного училища. При этом Святейший Синод советовал направить средства Стахеевой на строительство домовой церкви и общежития для учащихся Елабужского духовного училища.

Своим письмом от 10 марта 1898 г. Преосвященный Алексий советовал Г. Ф. Стахеевой принять решение Святейшего Синода. Ответным письмом от 19 марта 1898 г. она отмечала, что такое решение не вполне отвечает ее желаниям, поскольку общежитие в училище только что расширено, а нужды в домовой церкви нет, потому что в десяти саженях от общежития находится Покровская приходская церковь.

Тогда Алексий предложил устроить в Елабуге или Сарапуле епархиальное женское училище. Он писал по этому поводу Стахеевой: «Существующее в г. Вятке епархиальное женское училище благодаря прекрасной постановке в нем учебно-воспитательного дела привлекает ежегодно такую массу желающих поступить в него девочек, дочерей нашего духовенства, что принять всех их в училище нет никакой возможности и ежегодно несколько десятков их возвращаются обратно домой, единственно за недостатком в училище мест... »

Между прочим, на это обстоятельство было обращено внимание и на состоявшемся в 1897 г. епархиальном съезде духовенства. Делегаты съезда признали крайнюю необходимость расширения существующего или построения в епархии другого женского училища и остановились на возможности соединения мужских духовных училищ - Ела-бужского и Сарапульского - в одно, Сарапуль-ское, и открытия в зданиях Елабужского училища второго в губернии (после Вятского) женского епархиального училища.

В то же время в «Вятских епархиальных ведомостях» [1898. № 2] приводились данные, представленные Преосвященным Никодимом, епископом Сарапульским, где указывалось на отсутствие средств для осуществления этого замысла. Следовательно, делал печальный вывод епископ Алексий в своем письме Ф. Г. Стахеевой, «в течение еще многих и многих лет десятки дочерей духовенства должны будут с горьким плачем возвращаться домой за недостатком в училище для них места». «Ваше сердце сжалось бы от боли, - продолжал епископ Алексий, - если бы Вы увидели, какие тяжелые сцены происходят в это время в училище».

Действительно, один из преподавателей Вятского епархиального училища писал в «Вятских епархиальных ведомостях»: «Вот уже несколько лет подряд Вятское епархиальное училище переживает ежегодно крайне тяжелые минуты. Это минуты, когда после окончания приемных экзаменов объявляется в зале училища список девочек, принятых и не принятых в училище. Давящие душу сцены приходится наблюдать тогда в зале училища. Рядом с десятками лиц радостных отцов и матерей и их детей - девочек, принятых в училище, рядом с горячими поздравительными поцелуями, здесь можно видеть также слезы и рыдания десятков милых девочек, которые, сдавши вполне удовлетворительно вступительные приемные экзамены, принуждены однако же ехать обратно, так как в училище тесно и им нет места.

Тяжело бывает видеть в это время родителей, обманутых в своих ожиданиях, но еще тяжелее бывает смотреть на бедных детей, дрожащих и старающихся скрыть свои личики в платье родителей, чтобы не разрыдаться на всю залу, - детей, которым отказано в удовлетворении самой законной потребности всякого человека, - потребности в образовании, и отказано не по недостатку способностей, не по недостатку прилежания, не вследствие плохой подготовки, а единственно потому, что в училище тесно.

Такие сцены повторяются в училище уже несколько лет подряд и с каждым годом они становятся тяжелее и тяжелее, так как число уезжающих обратно с каждым годом увеличивается» [5].

В письме к Ф. Г. Стахеевой епископ Алексий отмечал, что «особенно горько плачут отъезжающие обратно из южных уездов нашей епархии: Елабужского, Сарапульского и Малмыжского, так как один путь в Вятку и обратно для них стоит 40-50 рублей, а это для нашего небогатого духовенства сумма очень и очень большая. Для сирот же такой непроизводительный расход становится если не разорительным, то крайне обременительным. А сколько десятков девочек, дочерей духовенства Елабужского и смежных с ним уездов -часто способных, даровитых и даже талантливых -совсем не приезжают в епархиальное училище, так как не имеют средств ехать за 500 и более верст для сдачи приемных экзаменов, и принуждены бывают всю жизнь оставаться необразованными. И это в настоящее время, когда жизнь все труднее и труднее... » [6].

«Милостивая Государыня! - продолжал епископ Алексий, - откройте Ваше доброе сердце для этих девочек, ежегодно проливающих горькие слезы, отрите им эти слезы, явитесь утешительницей и их, и их родителей и заставьте духовенство Вятской епархии молить Бога за себя устроением в г. Елабуге второго епархиального женского училища. Тогда Ваш родной город обогатится прекрас-

ным женским духовно-учебным заведением, и я верую, что не без воли Божией случилось то, что Святейший Синод поставлен был в необходимость отклонить такую щедрую Вашу жертву, так как ей теперь может быть дано не менее святое назначение и даже для нашей епархии более производительное, чем прежнее» [7].

По-существу, все эти церковные деятели, что называется, «бились в открытую дверь». Г. Ф. Ста-хееву не надо было уговаривать сделать пожертвование; она как раз и стремилась приложить свое состояние к открытию училища в своем родном городе. Естественно, Г. Ф. Стахеева с радостью ответила согласием на это предложение.

Вскоре в Вятке был получен указ Императорского величества из Святейшего Правительствующего Синода от 9 июня 1898 г. за № 2845 по делу об открытии второго епархиального женского училища. В указе признавалось «пожертвование Ста-хеевой на устройство в г. Елабуге 2-го епархиального женского училища благовременным и желательным ввиду недостаточности одного Вятского женского училища для образования дочерей духовенства Вятской епархии».

В связи с этим Святейший Синод определял поручить епископу Алексию сделать распоряжение о составлении проекта и сметы на постройку в г. Елабуге здания для епархиального женского училища и представить их в Синод, а также войти с ходатайством об утверждении Г. Ф. Стахеевой в звании почетной попечительницы училища [8].

Уже 13 июня 1898 г. епархиальный съезд духовенства Вятской епархии в своем утреннем заседании во главе с председательствующим протоиереем Елабужского Спасского собора В. Н. Вечто-мовым слушал дело Вятской духовной консистории за № 364 об открытии епархиального женского училища в г. Елабуге и доклад «подготовительной» комиссии с заключением по этому вопросу. Съезд признал крайнюю необходимость открытия, на основании Высочайше утвержденного устава епархиальных женских училищ, второго епархиального женского училища в Вятской епархии «ввиду интересов существенной важности и не только прикамского духовенства, но и духовенства всей епархии», и постановил открыть такое училище в г. Елабуге в расчете не менее чем на 300 воспитанниц.

Руководствуясь накопленным опытом работы Вятского епархиального училища, съезд признал необходимым развивать работу Елабужского училища постепенно, то есть в первый учебный год открыть только 1-й класс, во второй учебный год - 1-й и 2-й классы и т. д., начав работу уже с 1899-1900 учебного года. Содержать училище съезд постановил на общеепархиальные средства, а отчасти на коммерческие взносы, для чего было принято решение о ежегодном отчислении по 10 тысяч рублей из при-

былей епархиального свечного завода. Фактически в 1899 г. эта сумма составила 8 тысяч рублей, а в 1903 г. - уже 15 775 рублей. Кроме того, расход на содержание училища покрывался начиная с 1900 г. двухпроцентным взносом с церквей епархии с суммы обложения, что давало 9200 рублей в год.

Епархиальный съезд постановил избрать Г. Ф. Стахееву пожизненной почетной попечительницей училища, направить ей почетный адрес, имя ее мужа записать в синодики всех церквей епархии на вечное поминовение, а Глафиру Федоровну и «чад ее - поминать о здравии».

15 июня 1898 г. на вечернем заседании отцов-депутатов епархиального съезда были избраны члены попечительского совета будущего училища, которыми стали протоиерей Елабужского Спасского собора Владимир Николаевич Вечтомов, священники Георгий Красноперов и Василий Лобовиков. 25 июня Епископ Алексий, В. Н. Вечтомов и губернский архитектор И. А. Чарушин выехали в Елабугу для практического решения вопросов, связанных с устройством училища. На «Святом Ключе» - летней даче Стахеевых Глафире Федоровне был преподнесен почетный адрес епархии.

25 июня 1898 г. епископ Алексий выехал в Елабугу для согласования всех вопросов, связанных с открытием училища. Вскоре он телеграфировал в Вятку: «Сообщаю для печатания при завтрашнем номере ведомостей радостное для духовенства епархии известие: Иван Григорьевич Ста-хеев уступает бесплатно для временного помещения епархиального училища в Елабуге благоустроенный дом, Глафира Федоровна Стахеева дает необходимую сумму на годовое содержание училища (дополнительно к 200 000 р. - В. П.), с тем чтобы оно было открыто с начала наступающего учебного года. Желающим определить детей в но-вооткрываемое училище предлагается немедленно подавать прошения елабужскому протоиерею Веч-томову...» 1 июля 1898 г. «Вятские епархиальные ведомости» напечатали это сообщение [9]. Вскоре И. Г. Стахеев предоставил бесплатно еще один свой дом для устройства в нем общежития.

Наконец в Вятке была получена телеграмма г. Товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода, Сенатора В. К. Саблера от 18 августа 1898 г. на имя епископа Алексия: «Святейший Синод разрешает открыть 1-й класс епархиального училища в Елабуге. Сенатор Саблер».

Спустя некоторое время был получен и указ Его Императорского Величества самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода епископу Алексию от 21 августа 1898 г. за № 4600 об открытии в г. Елабуге второго епархиального Вятской епархии женского училища и об укреплении за сим училищем уступаемого для устройства его Ела-бужской городской Думой участка городской земли в количестве 2 десятин 158 кв. сажен.

В указе отмечалось пожертвование Ф. Г. Ста-хеевой двухсот тысяч рублей и еще шести тысяч рублей на годовое содержание училища. Упоминался и ее брат, пожаловавший двухэтажный каменный дом и флигель во временное пользование для нужд училища [10].

Своим отношением от 18 августа 1898 г. за № 2674 епископ Алексий предложил Совету Вятского епархиального училища направить в Елабугу выпускницу Вятского епархиального училища 1876 г. Елизавету Николаевну Шубину для исполнения обязанностей начальницы. Она прибыла в Елабугу уже 26 августа и немедленно приступила к организации работы училища. Е. Н. Шубина оставалась начальницей все годы существования училища вплоть до его закрытия. Среди учителей этого учебного заведения были лица с академическим образованием. Так, Закон Божий преподавал смотритель Елабужского духовного училища Н. Ко-цинский, преподавателями русского и церковнославянского языков, а также математики были учителя того же училища Д. Цитович и А. Полиевк-тов. Учителем пения был псаломщик Елабужского Спасского собора Н. Дьяконов, воспитательницей -выпускница Вятского епархиального училища В. Попова, врачом - заведующий Елабужской городской земской больницей Яков Кощеев. Инспектором классов («завучем»), законоучителем и настоятелем домовой церкви был протоиерей Сергей Иванович Танаевский.

15-17 сентября 1898 г. состоялись испытательные экзамены. Всего было подано 47 прошений. Шесть человек на экзамены не явились. Были приняты 34 девочки, семерым отказали «за слабостью подготовки». 19 сентября состоялось торжественное открытие училища.

8 июня 1899 г. на участке земли «в количестве двух десятин 1584 кв. сажень, стоимостью 1276 р. 80 к.», пожертвованном для училища Елабужским городским обществом, была «совершена торжественная закладка училищного здания». Хозяйственно-экономическое наблюдение за его строительством осуществлял сын Г. Ф. Стахеевой Федор Васильевич, по образованию инженер-механик. На свои средства он устроил во всем училищном здании и даже в подвальных помещениях электрическое освещение. Пожертвовал на нужды училища лошадь с упряжью и экипажем, закупил большое количество оборудования, литературы и т. п. Место для строительства было выбрано в конце главной улицы Елабуги - Казанской, на пустыре между Малмыжской, Татарской и Малогласисной улицами.

Проект здания составил художник архитектуры I степени, губернский инженер-архитектор Иван Аполлонович Чарушин, состоявший ответственным по наблюдению за постройкой здания. Определяя место для будущей своей постройки, он произно-

сил фразу «...тут прямо просится величавое, художественное, парящее к небу сооружение».

Строитель здания архитектор-художник Артемий Иванович Горохов в 1903 г. отмечал: «Местоположение здания вполне отвечает назначению его как училища. Свободно развернувшись на открытой площади, оно получает массу света и воздуха. Из окон здания открывается чудная и разнообразная панорама природы: с восточной стороны — леса, с запада — панорама города, с юга — река Кама с бесконечной далью ее противоположного берега, с севера — поля. Лучших условий для местоположения училища пожелать трудно».

Специально для возведения здания училища был построен кирпичный завод. Кладку стен наряду с каменщиками Вятской губернии осуществляла и небольшая артель нижегородских каменщиков, которая специально была выписана на два строительных сезона. По отчетам за 1903 г. известно, что на постройку училища ушло красного кирпича 5 336 671 штук на сумму 68 400 рублей.

Выделив на постройку 200 тысяч рублей, Г. Ф. Стахеева не предполагала, что все строительство обойдется ей без малого в 500 тысяч рублей. И это не считая средств, направлявшихся ею на осуществление учебно-воспитательного процесса, который велся с осени 1898 г. в приспособленных помещениях, выделенных ее братом.

Устройство в училище храма во имя священ-номученика Василия, Пресвитера Анкирского обошлось благотворительнице еще почти в 50 тысяч рублей. Святейший Синод по инициативе и ходатайству Преосвященнейшего Никона нашел вполне справедливым присвоить новому училищу имя «Стахеевского».

Построенное здание было передано Епархиальному женскому училищу 15 августа 1903 г. и освящено 16 сентября 1903 г. 16 апреля 1905 г. газета «Вятские епархиальные ведомости» сообщила: «Государь Император повелел к 6-му числу декабря 1904 года пожаловать <...> за заслуги по духовному ведомству: медалью золотой для ношения на шее на Андреевской ленте почетную потомственную гражданку Глафиру Стахееву».

В Каталоге памятников истории и культуры Елабужского района здание по адресу ул. Казанская, 89 представлено как «Комплекс зданий епархиального женского училища» с указанием, что это памятник гражданской архитектуры, сочетающий в себе элементы различных стилистических направлений эклектики и модерна. Ядром комплекса выступает главный корпус, включающий в себя домовую Васильевскую церковь, купол которой доминирует в застройке квартала. Перед главным фасадом корпуса, поставленного со значительным отступом от красной линии застройки, устроен небольшой полукруглый курдонер за счет сада, разбитого перед боковыми крыльями корпуса и

окруженного ажурной металлической оградой на высоком кирпичном цоколе. Композиция комплекса имеет центрально-осевую симметрию. На основной поперечной оси расположен курдонер, служебный корпус, во дворе - флигель. Остальные флигели и крылья здания, сад расположены справа и слева от оси. Основной корпус имеет симметричный план сложной конфигурации: П-образный объем с выявленным центральным ядром и два (левых) отходящих от него крыла. Длина всего здания, главным фасадом обращенного на улицу, составляет 120 м. Сложная внутренняя планировочная структура построена на основе коридорной системы с односторонней ориентацией классных помещений. Основное помещение (церковь) представляет собой зал со сложными перекрытиями, несущими на себе помещение часовни под куполом здания. Этот объем выступает как центральный ризалит. В здании в хорошем состоянии находятся интерьеры начала XX в., в том числе и интерьер церкви с беломраморным алтарем в русско-византийском стиле. До настоящего времени его называют «самым грандиозным зданием современной Елабуги».

В 1903 г. училище перешло в новое, специально построенное для этой цели здание. Оно имело центральное водяное отопление и вентиляцию, электроосвещение и по праву считалось одним из лучших епархиально-училищных зданий в России.

Вскоре Елабужское женское епархиальное училище стало заметным центром женского, в том числе педагогического, образования. После 1917 г., когда был взят курс на закрытие подобных учебных заведений, в здании училища в 1920 г. был размещен педагогический техникум. Последний, в свою очередь, в 1931 г. был преобразован в педагогическое училище. В 1939 г. на его базе и в том же здании начал функционировать учительский институт, который в 1953 г. был преобразован в педагогический институт, ныне педагогический университет [11].

(Кстати, и в г. Кирове главным зданием педагогического института, ныне гуманитарного университета, до сих пор остается помещение бывшего женского епархиального училища, конечно, неоднократно расширявшееся в последующие годы).

Таким образом, доброе дело Г. Ф. Стахеевой, ее брата и сына, осуществленное более ста лет тому назад, не кануло в Лету, а продолжает и сейчас служить людям.

Сама же Г. Ф. Стахеева после Октября 1917 г. была лишена всего своего состояния, так же как и ее многочисленные родственники-купцы, и умерла в доме престарелых. Год ее смерти, не говоря уж о дате, остались неизвестны; предположительно она скончалась не ранее 1926 г., а может быть в 1927 или 1928 гг. Похоронена на кладбище Казан-

ско-Богородицкого женского монастыря, ныне снесенном. Так что могила Г. Ф. Стахеевой не сохранилась.

В настоящее время, когда российское общество социально расколото и его прежнее классическое деление на рабочий класс, крестьянство и интеллигенцию вполне может быть заменено делением на «старых» и «новых» русских, хотелось бы, хотя в это слабо верится, надеяться на то, что среди последних найдутся личности, подобные вятским купцам Стахеевым, которые уделят толику из своих, порой неправедно нажитых, капиталов на дело милосердия, образования, благотворительности.

Примечания

1. Берсон М. С. Просвещение в Елабуге: прошлое и настоящее // Вятская земля в прошлом и настоящем: в 2 т. / под ред. Е. И. Кирюхиной. Киров, 1992. Т. 1. С. 201.

2. Любимов В. А. Стахеевы // Энциклопедия Земли Вятской: в 10 т. / председ. ред. комиссии

B. А. Ситников. Киров, 1996. Т. 6. Знатные люди / Сост. С. П. Кокурина. С. 423.

3. Танаевский С. Историческая записка об открытии Елабужского епархиального женского училища. Вятка, 1905. С. 2.

4. Указ его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Алексию, Епископу Вятскому и Слободскому от 30 декабря 1897 г. за № 7207 по поводу заявления г-жи Ста-хеевой о желании ее пожертвовать 200 000 р. на устройство Духовной семинарии в г. Елабуге // Вятские епархиальные ведомости. 1898. № 2. С. 3536.

5. Н. А. Тяжелые минуты в жизни Вятского епархиального училища // Вятские епархиальные ведомости. 1897. № 5. С. 198-199.

6. Танаевский С. Историческая записка об открытии Елабужского епархиального женского училища. Вятка, 1905. С. 6.

7. Там же.

8. Там же. С. 267.

9. Телеграмма из г. Елабуги от Преосвященного Алексия, Епископа Вятского и Слободского // Вятские епархиальные ведомости. 1898. № 13.

C. 268.

10. Телеграмма г. Товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода, Сенатора В. К. Саблера от 18 августа 1898 г. на имя епископа Вятского и Слободского Алексия и указ его Императорского Величества от 21 августа 1898 г. за № 4600 об открытии в г. Елабуге второго епархиального Вятской епархии женского училища // Вятские Епархиальные Ведомости. 1898. № 17. С. 417.

11. Берсон М. С. Дорогие моей памяти люди. Елабуга, 1994. С. 13.

УДК 37(018)

Т. В. Ебсеенко

НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРСКОЙ ДИНАСТИИ РИМСКИХ-КОРСАКОВЫХ

В статье представлен историко-педагогический анализ военно-морского образования представителей рода Римских-Корсаковых. Офицеры династии Рим-ских-Корсаковых способствовали внедрению прогрессивных идей и развитию новых направлений педагогической деятельности в военно-морском образовании. Показана целеустремлённость в ситуации нравственного выбора, позволившая морскому офицеру и композитору Н. А. Римскому-Корсакову проявить себя талантливым педагогом в сфере музыкального искусства. Поиск направлений педагогической деятельности представителей офицерской династии Римских-Корсаковых опирался на анализ культурно-исторических периодов, в которых проходила их жизнедеятельность, и на выявлении особенностей развития образования и педагогической мысли в России в отмеченные периоды.

It is presented the historical and pedagogical an alysis of the Rimskiy-Corsakovs representatives naval education. Officers of the Rimskiy-Corsakovs dynasty promoted the introduction of progressive ideas and the development of new pedagogical activity directions in n aval education. It is shown the aspiration in moral choice permitting the naval officer and composer to display himself as a talented teacher in the field of music. The search of pedagogical activity directions of the Rimskiy-Corsakovs officer dynasty representatives was based on the cultural and historical periods analysis of their life activity and on the reveal of the development peculiarities of education and pedagogical thoughts in Russia during the periods mentioned above.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, офицерская династия, служение Отечеству, патриотическое воспитание, военно-морское образование.

Keywords: pedagogical activity, officer's dynasty, service to Motherland, patriotic behavior, naval education.

В России первым из созданных при Петре I учебных заведений была Школа математических и навигационных наук в Москве (1701 г.), где готовили моряков, инженеров, архитекторов, служилых людей. В 1715 г. старшие классы школы перевели в Санкт-Петербург. На их базе была организована Морская академия.

Крестник Петра I Воин Яковлевич Римский-Корсаков в 14-летнем возрасте был в числе первого выпуска слушателей Морской академии в Санкт-Петербурге и первым морским офицером в этом роду. В 1716 г. он был направлен на стажировку в г. Тулон (Франция), где получил чин лейтенанта французского флота. По возвращении на Родину он начал службу на Балтийском флоте, участвовал в дипломатических миссиях: в 1747 г. был про-

© Евсенко Т. В., 2012

изведён в контр-адмиралы, с 1751 г. он командовал Кронштадтской эскадрой. С 1752 г. и до конца жизни В. Я. Римский-Корсаков являлся присутствующим Адмиралтейской коллегии - высшего органа управления Российского флота. Вслед за ним много поколений славной династии на протяжении более двух веков воспитывались в стенах старейшего военно-морского учебного заведения.

Традиции патриотического воспитания и образцы поведения российских офицеров, впитанные основоположником морской династии Римских-Корсаковых, передавались впоследствии в педагогической деятельности представителей этого славного рода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первым, кто занимался педагогической деятельностью в офицерской династии Римских-Корсако-вых на посту директора Морского кадетского корпуса, был Николай Петрович Римский-Корсаков -внук Воина Яковлевича. Он родился 21 ноября 1793 г., в 1804 г. поступил в Морской кадетский корпус, откуда через три года выпущен гардемарином. 24 декабря 1809 г. был произведен в мичманы с назначением в Гвардейский Экипаж [1].

За свою карьеру Н. П. Римский-Корсаков командовал фрегатом «Елена», яхтой «Нева», кораблём «Царь Константин», 20-пушечным бригом «Орфей». В 1837-1842 гг. он состоял при Государе Императоре и ежегодно посылался по Высочайшему повелению с различными поручениями. В марте 1842 г. был назначен помощником директора Морского кадетского корпуса, а через год занял пост директора. В этой должности Н. П. Римский-Корсаков оставался до самой смерти 31 октября 1848 г.

В Морском кадетском корпусе царили устоявшиеся нравы. С приходом Н. П. Римского-Корса-кова на пост помощника директора важными воспитательными факторами в учебном заведении стали патриотизм, верность службе и Отечеству, образец достоинства и мужества офицера, принимавшего участие в боевых сражениях. К таким офицерам относился и сам Н. П. Римский-Корсаков, участник Отечественной войны 1812 г. Вопросы чести мундира занимали важное место в воспитательном процессе.

Директор требовал от преподавателей гуманного обращения с воспитанниками, однако не рискнул на радикальные перемены, не отказался полностью от телесных наказаний. Требования, не подкрепленные педагогическими стратегиями и разработками, не изменили существа воспитательной системы. Порядки и нравы в стенах Морского кадетского корпуса продолжали оставаться жестокими. Все так же дрались смертным боем кадеты. Сильный истязал слабого. Унтер-офицеры щедро раздавали подзатыльники и зуботычины. Процветали строевая муштра, насилие старших над младшими (Л. М. Демин).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.