Научная статья на тему 'Традиционное обучение игре на музыкальных инструментах в Японии'

Традиционное обучение игре на музыкальных инструментах в Японии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
765
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА / JAPANESE TRADITIONAL MUSIC / ЯПОНСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ СИС ТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / TRADITIONAL SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION / МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / METHODS OF MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гвоздевская Г.А.

В статье раскрываются структура, принципы, методы обучения в традиционных японских школах, символика иероглифической записи древних партитур, специфические особенности исполнительских стилей различных школ игры на флейте shakuhachi, цитре koto; проводится параллель между иерархической системой организации социума и традиционных школ ryuuha в Японии; анализируются причины сохранения древних композиций, нотации, способов передачи исполнительского мастерства до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the structure, principles, methods of training in traditional Japanese schools, the symbolism of the ancient hieroglyphic writing scores, the specifics of performing styles of different schools of playing the flute shakuhachi, zither koto, draws a parallel between the hierarchical system of social organization and traditional schools ryuuha in Japan, analyzes the causes preservation of ancient compositions, notations, ways of transmission performance skills up to date.

Текст научной работы на тему «Традиционное обучение игре на музыкальных инструментах в Японии»

116

двадцать минут не сможет издать ни одного звука, а через двадцать пять минут его амбушюр будет безнадёжно переигран и занятия для него окончатся навсегда. Медицина здесь бессильна, переигранный амбушюр не излечивается, это увечье, результат ошибочного, силового преподавания. Даже если педагог, понимая, что указания администрации выполнять нельзя, не позволит школьнику напрягать амбушюр более необходимого времени и, чтобы занять учебное время, станет говорить о своём собственном видении того, как нужно строить образную систему изучаемого материала, это нанесёт ученику не меньший вред, ибо лишит его возможности САМОМУ искать эту образную систему. Получится не воспитание самостоятельно мыслящей музыкальной личности, а дрессировка.

И здесь результат предсказуем: по крайней мере, через десятилетие новая система школьного музыкального обучения самым пагубным образом скажется на уровне музыкальной культуры вообще и российских симфонических оркестров в частности. Мы, исполнители и педагоги, бессильны перед безудержной страстью администрации к экспериментам в области образования.

Единственно здоровый путь развития любого социального процесса -эволюционный, революции всегда разрушительны. Можно только надеяться, что в современном российском администрировании в области музыкального образования найдутся силы, способные удержать процесс изменений на разумном эволюционном уровне.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Anonymus. Complete Instruction for the Bassoon [Текст] / Anonymus. - Longman & Broderip, 1780. - 53 p.

2. Abraham. Methode du basson [Текст] / Abraham. - Paris : Frere, 1780. - 44 s.

3. Ozi, E. Меthode de basson aussi bien pour les maitre [Текст] / E. Ozi. - Paris : Boyer, 1788.

4. Almenräder, С. Die Kunst des fagottblasens oder Vollstaendige theoretisch-prak Fagottschule [Текст, ноты] / С. Almenräder. -Schott, 1842. - 144 s.

5. Satzenhofer, J. Neue prakticshe Fagottschule [Текст] / J. Satzenhofer. - Leipzig, Zimmr-mann, 1900/1950. - 78 s.

6. Weissenborn, J. Prakticshe Fagottschule [Текст, ноты] / J. Weissenborn. - Leipzig, 1929/1952.

7. Seltmann, W., Angerhöfer, G. Das Fagott [Текст, ноты] / W. Seltmann, G. Angerhöfer. -Leipzig, 1977. - 184 s.

8. Schleiffer, E. The Art of Bassoon Reed Making [Текст, рисунки] / E. Schleiffer. - N. Y., 1974. - 22 p.

9. Lotsh, H. Das grosse Rohrbuch [Текст, рисунки] / H. Lotsh. - Frankfurt am Mein, Verlag Das Musikinstrument, 1974. - 103 s.

10. Cooper, L. H. & Toplansky, H. Essentials of Bassoon Technique (German System) [Текст, рисунки] / L. H. Cooper, H. Toplansky. - New Jersey, 1968. - 375 p.

11. Penazzi, S. Il fagotto alter techniche [Текст, рисунки, ноты] / S. Penazzi. - Milano : Ri-cordi, 1982. - 137 p.

12. Bartolozzi, B. Neue Klaenge fuer Holzblasinstrument [Текст, рисунки, ноты] / B. Bar-tolozzi. - Mainz : B. Schott's Sohne, 1967. -83 s.

13. Терёхин, Р., Рудаков, Е. Вибрато на фаготе [Текст] / Р. Терёхин, Е. Рудаков // Методика обучения игре на духовых инструментах. - Вып. 1 / под ред. Е. Назайкин-ского. - М. : Музыка, 1964. - С. 144-203.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ЯПОНИИ*

Г. А. Гвоздевская,

Московский гуманитарный университет

Аннотация. В статье раскрываются структура,, принципы, методы обучения в традиционных японских школах, символика иероглифической записи древних партитур, специфические особенности исполнительских стилей различных школ игры на флейте ¡НакикасЫ, цитре коО; проводится параллель между иерархической системой организации социума и традиционных школ гуиика в Японии; анализируются причины сохранения древних композиций, нотации, способов передачи исполнительского мастерства до настоящего времени.

Ключевые слова: японская традиционная музыка, японская традиционная система музыкального обучения, методы музыкального обучения.

Summary. The article describes the structure, principles, methods of training in traditional Japanese schools, the symbolism of the ancwnt hieroglyphic writing scores, the specifics of performing styles of different schools of playing the flute shakuhachi, zither koto, draws a parallel between the hierarchical system of social organization and traditional schools ryuuha in Japan, analyzes the causes preservation of ancient compositions, notations, ways of transmission performance skills up to date.

Keywords: Japanese traditional music, traditional system of musical education, methods of musical education.

Wl

Среди систем музыкального образования, ныне существующих в Японии, традиционная система обучения игре на музыкальных инструментах является самой древней. Следует отметить, что её структура, принципы, основные методы передачи мастерства едины для всех видов традиционных искусств Японии (чайной церемонии, икебаны, танца, боевых искусств, каллиграфии). Это закономерно потому, что японская музыка -часть единого пространства япон-

ской культуры, бережно сохранённая с периода основания японского государства в VI веке до наших дней. Канон традиции формировался и развивался в разнообразных гуииЬа -школах, возглавляемых Учителем -мастером, передающим тайны интонационного стиля, исполнительские приёмы и тому подобное в русле системы, называемой kuchiden -«из уст в уста».

Японские ryuuha гармонич-

но вписываются в иерархическую

Статья выполнена по гранту РГНФ «Культура и власть» № 12-03-00095.

118

структуру социума, где царит закон подчинения - добровольного служения вышестоящим по положению, возрасту, непротивления воле коллектива. В этом кроется причина жизнеспособности традиции, сохранения практически в изначальном варианте основных произведений для традиционных инструментов и системы их записи с древних времён до настоящего времени.

Обучение игре на японском инструменте осуществляется в соответствии с одной из исполнительских традиций, которые бережно хранят различные школы. Каждая из таких школ донесла до наших дней систему их создателя, имя которого увековечено в её названии. К примеру, Mean-ryuu, Kinkoryuu, Tozanryuu представляют собой основные школы овладения мастерством игры на флейте shakuhachi, а школы Yamadaryuu, и Ikutaryuu - на струнном инструменте типа цитры - koto. В древности переход из одной школы в другую был запрещён. Вступающий на стезю обучения игре на музыкальном инструменте в выбранной им школе принадлежал к ней всю свою жизнь. Сейчас такой переход возможен, но используют эту возможность, как правило, только иностранцы, обучающиеся в Японии.

Осваиваемые в процессе обучения исполнительские приёмы, система нотной записи, интонационная трактовка различаются в зависимости от исполнительских традиций школы. К примеру, для древней школы Mean-ryuu характерно более аскетичное отношение к звуку, запрет на эффектную звукоизобразительность, разнообразие динамики и т. п., в силу изначальной дзенской монастырской установки на создание и исполнение компо-

зиций для медитативного служения. В отличие от неё в школе То2апгуии используются современные технические приёмы, благодаря которым стало возможно исполнение на зЬакиЬаеЫ даже джазовых композиций. Вместе с тем и в этой школе, безусловно, сохранён канон древней исполнительской традиции на данном инструменте. Япония в этом отношении уникальна в мировой музыкальной культуре по поддержанию на протяжении всей своей многовековой истории баланса динамики профессионального развития традиционной музыки и неукоснительного закона «жизни» канона, трепетного отношения к первоисточнику, подобного отношению к предкам в конфуцианском обществе.

Применяемая до сих пор в Японии знаковая иероглифическая запись традиционной музыки - лишь часть сокровенного знания о музыкальной композиции, которую постигает ученик. Это точка отсчёта, но полнота истины обретается им только при непосредственном общении с Учителем. Именно в древней системе обучения традиционным видам искусств, в частности музыке, утвердился высочайший статус сэнсэя - Учителя, который Япония сохранила до наших дней. Для этого были выработаны законы вербального и невербального этикета -система поклонов, приветствий, различных ситуативных клише. Этикет распространился на личностно-веж-ливые отношения членов одного коллектива и даже на обращение, к примеру, с музыкальным инструментом. Так, перед началом занятия, репетиций с низким поклоном Учителю и инструменту произносится фраза: "уого-зЫки onegai казЫшази" («будьте благосклонны ко мне»). Обучающемуся

запрещается переступать через музыкальный инструмент, передавать его одной рукой, так как это считается признаком неуважения по аналогии с тем, как нельзя брать одной рукой подарки, визитные карточки, передавать предметы в обществе.

Методы обучения в системе кисЫскп, такие как «Недеяние», «Подражание Учителю», медитативное сосредото-чение1 и др., основаны на абсолютном доверии и принятии истинности, как будто бы данности свыше, указаний сэнсэя. У ученика считается главным и первичным воспитание умения «слушать» и «слышать» Учителя, то есть собственно способности учиться.

Первоначально музыкальному искусству в Японии обучали в школах при буддийских монастырях, музыка передавалась как сакральное знание. Темп освоения партитуры не имел принципиального значения. Целое занятие могло быть посвящено освоению-проживанию одного мотива, передаваемого от мастера к ученику. Данный мотив пропевался, а затем проигрывался на музыкальном инструменте. Система пропевания партитур получила в Японии название Рр Ш shyouga, в иероглифическом прочтении - «совместное пение».

Современный этап развития японской традиционной музыки как профессионального искусства привнёс большую динамику в процесс обучения, большее разнообразие исполнительских приёмов и репертуара, но основные принципы традиционного обучения остались неизменны. Проблемы дисциплины, конфликтные си-

туации на занятии, имеющие место в европейской системе обучения, потенциально невозможны в японской.

Принцип Й wa-гармонии не только теоретический постулат японской эстетики, он - живая, действенная составляющая методики обучения в состоянии внутреннего покоя, благодарения, интуитивного проживания информации, усвоения её в индивидуальном темпе, фактически без поощрения и наказания, посредством естественного постоянного включения в процесс совместного музицирования.

Японские школы ryuuha одно-

временно сочетают в себе, с одной стороны, открытость для всех желающих, с другой - жёсткое следование канону традиции, которое осуществляется через глубокий профессиональный подход в воспитании мастеров традиционных искусств. Япония на протяжении многих веков демонстрирует всему миру феномен взращивания из любителей, не имеющих специального музыкального образования, профессионалов - исполнителей, педагогов, руководителей исполнительских коллективов. В этом смысле японские ryuuha - уникальное явление, которому трудно найти аналог в других странах.

В процессе теоретического исследования данного феномена и практического опыта освоения японских инструментов, таких как koto, shamis-en, shakuhachi, мы пришли к выводу, что, несмотря на очевидную на первый взгляд трудность понимания знаковых иероглифических партитур, в

119

1 Подробно см.: Гвоздевская Г. А. Музыкальное воспитание в странах Востока в контексте философско-мировоззренческих традиций периодов древности и Средневековья (на материале Индии, Китая и Японии). - М. : Изд-во МосГУ, 2013.

системе их передачи от Учителя к ученику выработан алгоритм обучения, позволяющий принимать в традиционные школы учеников без возрастных ограничений, каких бы то ни было тестов на проверку музыкальных способностей и максимально раскрывать их индивидуальный потенциал в процессе со-бытия с Учителем и коллективом, принадлежащим к определённой гуииЬа.

Остановимся подробнее на закономерностях японской системы записи музыки, её передачи и возможностях раскрытия потенциальных музыкальных способностей в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.

Для каждого японского инструмента принят свой способ записи

нот. В большинстве партитур звуки обозначаются слогами японской азбуки, поэтому партитура может быть пропета как вокальное произведение. Так, в приводимых ниже партитурах для флейты зЬакиЬасЫ звуки обозначены слоговой азбукой катаканой. Учитывая, что ладовую основу композиций составляет пентатоника, первоначально требуется запомнить пять знаков: □ го, ХУ 1зи, и ге, ^ сЫ, V п (при наиболее употребляемой длине флейте это соответствует звукам ре, фа, соль, ля, до), а также способы их трансформации, называемые теп и Ф^и сЬуитеп. Мегг используется для понижения звуков 1зи, п на тон в первой октаве, сЫ - во второй октаве на полутон. В японской

120

p~ Н? . It) -B-t РП Jl7 ( ^ * fi JL ! £1 Qct1

р 1 Л JC /V -t Jb

L U4 JH i_A h

И Л ' tn m

+ Л -Jp — t _г4 Э

>4 !_+ л. _jP — a _JL ' О -ft

_; \ _А г. у \ 1— _J \

Мг —P Lz- * О -- Vc

_fL _o ^э* _o

f —-г? ч > Л ~ Л

Ж Г— ф $ 4- _JL /V

u- _о М- щ > _0 J Л

Л -t p _¿_\ b X3D2 —3 -

-Л + Л —э ■oul _JL

yT + г А _i \ k: Л J? _> \

A 4- i JtL JS> 1 -

Пример 1. Традиционная японская нотация фрагмента композиции для koto "Rokudan"

партитуре данный исполнительский приём обозначается перечёркнутой линией внизу знака. Скуишвп служит для понижения ге на полтона и обозначается добавлением знака Ф рядом с обозначением звука).

Прочувствование сокровенной тайны полутона в тетрахорде японского лада - интонации эаЫ эа-ЫэЫ1 - грустный, печальный) - ключ к пониманию специфики семантического строя японской музыки и культуры в целом, в отличие от её китайского прототипа с главенствованием исключительно пентатоники.

Философский подтекст интонаций постигается на занятиях в японских школах интуитивно, передаётся от сэнсэя к ученику через пение, а за-

тем проигрывание на инструменте отдельных мотивов, через бесконечный процесс «вслушивания» и сона-строенности своего «я» с окружающим миром.

В партитурах для струнных инструментов принята иероглифическая запись номеров струн и символика для обозначения исполнительских приёмов. Для пропевания этих партитур установлена определённая последовательность слогов, имитирующих звучание струн. К примеру: "ten - ton -shan - sha-sha - karolin".

Интонирование партитур стало основным методом их освоения, составило основу системы Рр^ shyouga. Партитура читается вертикально, доли в композициях для koto обозначаются линией,

121

Пример 2. Традиционная японская нотация фрагмента композиции для koto и shakuhachi "Seishyun" («Ранняя весна»)

Пример 3. Традиционная японская нотация фрагмента композиции для зИакиИасЫ "ТакеосЫ" («Падающий водопад») жанра Иокуоки

122

делящей квадрат пополам, в ансамблевой музыке для флейты shakuhachi -точками, условно подразделяются на ^ migi - правую и hidari - левую. Освоение ритма на занятиях начинается сразу с практической деятельности: точка справа - удар (в положении сидя в позе seiza - на коленях или на стуле) правой рукой по правой ноге, точка слева - удар левой рукой по левой ноге, сопровождаемый прогова-риванием вслед за учителем, а затем пропеванием мотивов, фраз.

Приводим примеры традиционных партитур для японской цитры koto, бамбуковой флейты shakuhachi в двух вариантах - ансамблевом с koto и сольном. В последнем отсутствует чёткое обозначение метроритма посред-

ством точек, длина вертикальных линий передаёт относительную периодичность долготы звучания, подразумевает свободу трактовки исполнителя. Так записываются исключительно партитуры композиций жанра Ьоп-куоики, появление которого связано с аскетической практикой дзен-буддий-ских монахов.

Японская традиционная методика за много веков доказала свою эффективность с точки зрения развития интонационного слуха, чувства ритма, координации слуха и голоса у широких масс людей до профессионального уровня, что актуально сегодня. В результате анализа музыкальных занятий в японских традиционных школах становится очевидным, что Япо-

ния до настоящего времени сохраняет верность принципу невербального обучения. С европейской точки зрения это процесс не обучения, а сотворчества, совместного музицирования. В связи с этим доминирование практических методов над объяснением теории при освоении японской музыки - естественный, исходящий из её изначальной природы путь.

Обращение к японской традиции обретает особый смысл в силу того, что в ряде стран, и в частности в России, в музыкальной культуре стоит задача сохранения и развития своих национальных традиций. Япония сегодня является поучительным примером непрекращаемой жизни прошлого в настоящем, их со-бытия, вечного открытого диалога, обогащающего современность мудростью предков.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. / -ШЖШЖ^ЖЖ, 2008. - 318 р. Тапака КешЫ 7икатШопо^акшЫ (История японской музыки в диаграммах) / Тапака КешЫ. - Тоикуои : ТоикуоЛэшИуиррап, 2008. - 318 с.

2. - ШЖ: ШШ^ЖЙ,

2007. - 189 р. ШЪопо^акикЪопуо^о^еп : словарь основных терминов японской музыки. - Тоикуои : 0^аки1ото8Ьуа, 2007. -189 с.

3. -

ШЖ: нШ^ЖЙ 2007. - 151 р. Еикш Тега8Ы Yokuwakarunihonongakukisoukouza: базовый курс для понимания японской музыки / Еикш Terashi. - Тоикуои : О^а-kutomoshya, 2006. - 151 с.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.