Научная статья на тему 'Толерантность личности в современных социокультурных условиях'

Толерантность личности в современных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1213
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIAL AND CULTURAL SITUATION / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE TOLERANCE / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / ТОЛЕРАНТНАЯ УСТАНОВКА / TOLERANT SETTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кривцова Евгения Владимировна

В статье говорится о значимости толерантности для активизации эффективного межнационального и межкультурного взаимодействия. Указаны элементы толерантности: коммуникативная толерантность, эмпатия и толерантная установка. Представлены результаты эмпирического исследования толерантности у разных социально-демографических групп. Отмечается, что уровень толерантной установки студентов существенно не изменяется при переходе от начального этапа обучения к завершающему, но при этом достаточный уровень толерантности выявлен у большей части специалистов помогающих профессий и в группе девушек. Сравнительный анализ усредненных показателей коммуникативной толерантности показал, что юноши, студенты первого курса и специалисты помогающих профессий отличаются более высоким уровнем, чем представители других, анализируемых нами групп. В тоже время, у девушек уровень эмпатии выше, чем у юношей. Значимых различий в уровне эмпатии между испытуемыми первого и четвертого курсов обучения, студентами и специалистами помогающих профессий не выявлено. Таким образом, выраженность эмпатии, толерантной установки, коммуникативных навыков и умений зависит от пола, этапа профессионального обучения, от социального и профессионального статуса испытуемых. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о необходимости создания психологических условий для развития толерантности у студенческой молодежи. Для этого нами была разработана программа, включающая кинолекторий и тренинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кривцова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE OF THE INDIVIDUAL IN MODERN SOCIOCULTURAL CONDITIONS

The paper discusses the importance of tolerance for enhancing effective inter-ethnic and cross-cultural interaction. The author reveals the elements of tolerance: communicative tolerance, empathy and tolerant setting. The results of empirical studies of tolerance among different socio-demographic groups are presented. It is noted that the level of students’ tolerant setting does not change significantly during the transition from the initial to the final stage of training, but a sufficient level of tolerance was detected in most of the helping professions and experts in the group of girls. Comparative analysis of the averages of communicative tolerance showed that the young man, first-year students and specialists of helping professions have higher levels than other analyzed groups. At the same time, the level of empathy among girls is higher than in boys. No significant differences in the level of empathy between the subjects of the first and fourth years of study, students and specialists of helping professions was identified. Thus, the expression of empathy, tolerant setting, communication skills depends on the sex, stage of vocational training, the social and professional status of the subjects. The findings of the study indicate the need to create the psychological conditions for the development of tolerance among students. To do this, we developed a program that includes a film lecture hall and a training.

Текст научной работы на тему «Толерантность личности в современных социокультурных условиях»

УДК 316.613:159.923

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Е. В. Кривцова

TOLERANCE OF THE INDIVIDUAL IN MODERN SOCIOCULTURAL CONDITIONS

E. V. Krivtsova

В статье говорится о значимости толерантности для активизации эффективного межнационального и межкультурного взаимодействия. Указаны элементы толерантности: коммуникативная толерантность, эмпатия и толерантная установка. Представлены результаты эмпирического исследования толерантности у разных социально-демографических групп. Отмечается, что уровень толерантной установки студентов существенно не изменяется при переходе от начального этапа обучения к завершающему, но при этом достаточный уровень толерантности выявлен у большей части специалистов помогающих профессий и в группе девушек. Сравнительный анализ усредненных показателей коммуникативной толерантности показал, что юноши, студенты первого курса и специалисты помогающих профессий отличаются более высоким уровнем, чем представители других, анализируемых нами групп. В тоже время, у девушек уровень эмпатии выше, чем у юношей. Значимых различий в уровне эмпа-тии между испытуемыми первого и четвертого курсов обучения, студентами и специалистами помогающих профессий не выявлено. Таким образом, выраженность эмпатии, толерантной установки, коммуникативных навыков и умений зависит от пола, этапа профессионального обучения, от социального и профессионального статуса испытуемых. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о необходимости создания психологических условий для развития толерантности у студенческой молодежи. Для этого нами была разработана программа, включающая кинолекторий и тренинг.

The paper discusses the importance of tolerance for enhancing effective inter-ethnic and cross-cultural interaction. The author reveals the elements of tolerance: communicative tolerance, empathy and tolerant setting. The results of empirical studies of tolerance among different socio-demographic groups are presented. It is noted that the level of students' tolerant setting does not change significantly during the transition from the initial to the final stage of training, but a sufficient level of tolerance was detected in most of the helping professions and experts in the group of girls. Comparative analysis of the averages of communicative tolerance showed that the young man, first-year students and specialists of helping professions have higher levels than other analyzed groups. At the same time, the level of empathy among girls is higher than in boys. No significant differences in the level of empathy between the subjects of the first and fourth years of study, students and specialists of helping professions was identified. Thus, the expression of empathy, tolerant setting, communication skills depends on the sex, stage of vocational training, the social and professional status of the subjects. The findings of the study indicate the need to create the psychological conditions for the development of tolerance among students. To do this, we developed a program that includes a film lecture hall and a training.

Ключевые слова: социокультурная ситуация, коммуникативная толерантность, эмпатия, толерантная установка.

Keywords: social and cultural situation, communicative tolerance, empathy, tolerant setting.

Социокультурная ситуация в нашей стране, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Все это неизбежно приводит к появлению проблем разного спектра и, в частности, к интолерантному отношению индивидов или целых групп друг к другу.

Мир человеческих взаимоотношений включает в себя систему социального поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определенных национальных и культурных сообществ. Каждая группа в процессе жизнедеятельности опирается на свою систему правил и норм, живет с учетом своих обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. На основе этого, появились антитезы: «мы -они», «свои - чужие», «Я - другой», но, в то же время, существование человека невозможно без Другого.

Толерантность, прежде всего, ориентирована на взаимоуважительные отношения граждан, на сохранение этнического и культурного разнообразия. Она выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия на-

пряжённости и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех этносов. Кроме того, в процессе поиска путей примирения и согласия, толерантность предполагает готовность сторон идти на взаимные уступки и самоограничения в сферах, где затрагиваются интересы разных групп и сторон [6].

Толерантность рассматривается в психологической науке как многоаспектное понятие с позиции личности, ее установок, ценностей и с точки зрения развития. Толерантность - это, с одной стороны, формирование системы определенных социальных установок, а с другой - психологическая устойчивость, совокупность индивидуальных качеств, проявляющихся в поведении и поступках [3, с. 83 - 85].

Толерантность не может быть приобретена раз и навсегда, поскольку она является системой ценностей и норм индивида, которые изменяются вслед за социальной средой и зависят от уровня развития личности. Этот факт предполагает различение толерантности как преходящего состояния и как устойчивой личностной позиции.

Элементами толерантности, по нашему мнению, являются коммуникативная толерантность, эмпатия и толерантная установка.

Коммуникативная толерантность - одна из важнейших и информативных черт человека. Она собирательная, поскольку в ней отражаются факторы его судьбы, воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип поведения. Данная характеристика личности относится к стержневой, поскольку в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность - положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это систематизирующая характеристика, т. к. с ней согласуются многие другие качества индивида, прежде всего, нравственные, характерологические и интеллектуальные.

Чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. В. В. Бойко считает, что повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия [1].

Рассматривая толерантность, большинство исследователей полагает, что важной составляющей данной характеристики является эмпатия, которая понимается нами как внимание к эмоциональному состоянию другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Как мы полагаем, эмпатия связана с самооценкой личности и способствует доброжелательности, искренности и др.

Совершенно очевидно, что важнейшей характеристикой зрелой (толерантной) личности является адекватная самооценка личностью своих особенностей и возможностей, что обеспечивает гибкость в достижении поставленных целей, отношение к успеху и неудачам, одобрению и неодобрению.

Кроме того, толерантность представляет собой совокупность установок индивида, которые определяют его положительное отношение к объектам, процессам, явлениям окружающего мира. В связи с этим встает вопрос о необходимости такого понятия, как толерантная установка.

Толерантная установка - это «эмоционально-волевая готовность индивида к поиску объединяющих его с взаимодействующим субъектом («другим») характеристик путем анализа «образа Я» и претворенного в сознании индивида образа «другого» на основе интериоризованных этических принципов общения для преодоления конфронтации, индифферентности и достижения максимальной общности в ходе личностной идентификации» [2].

Изучение толерантных установок и отношений необходимо не столько ученым, сколько самому индивиду, в частности в профессиональной деятельности и в жизни вообще, для постоянной коррекции тактик и стратегий собственного поведения, а также к пониманию поведения других людей в социокультурных условиях.

Исследование проводилось на базе Кемеровского государственного университета. Общий объем выборки испытуемых составил 540 человек. В исследовании принимали участие студенты младших и старших курсов обучения (основная выборка). Помимо основной выборки к исследованию привлекались специалисты помогающих профессий (психологи, социальные работники - 74 человека).

В качестве психодиагностических методик использовались: тест на выявление уровня толерантной установки (П. Ф. Комогоров) [2]; «Исследование уровня эмпатийных тенденций» (И. М. Юсупов) [5] и «Диагностика коммуникативной толерантности» (В. В. Бойко) [4].

Толерантная установка изучалась с помощью методики «Уровень толерантной установки» (П. Ф. Ко-могоров). Использованная нами методика позволила определить уровень толерантной установки личности:

- высокий уровень толерантности (индивид открыт для всего многообразия мнений, обладает значительными ценностными представлениями, знаниями, умениями, навыками критического анализа, стремится к диалогу, готов к межэтническим контактам);

- достаточный уровень толерантности (личность стремится к анализу окружающих и обоснованности своих суждений о них, проявляет готовность к диалогу, но, в то же время, склонен общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтничных групп);

- низкий уровень толерантности (индивид признает возможность альтернативы, однако уверен в ее ошибочности, придерживается собственных представлений и отказывается критически оценить себя; межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку - языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);

- уровень индифферентности (личность проявляет пассивность, отстраненность от окружающих, не скрывает своего безразличия к ним, отказывается выразить свое мнение, избегает взаимодействий, межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии);

- уровень интолерантности (индивид открыто и враждебно настроен по отношению к окружающим, не желает учитывать мнения остальных, держится обособленно, отказывается идти на уступки, проявляет категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).

Результаты по методике П. Ф. Комогорова представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, высокий уровень толерантности характерен для незначительной части испытуемых всех анализируемых нами групп.

Достаточный уровень толерантности выявлен у большей части специалистов помогающих профессий - 53 %, в группе девушек - 48 %. В группе девушек, принявших участие в исследовании, уровень толерантной установки выше, чем у юношей (1 = 3,29, при р < 0,01). Поскольку толерантная установка это, прежде всего, эмоционально-волевая готовность, то вполне закономерно, что у девушек она выше. У студентов первого и четвертого курсов достаточный уровень толерантности представлен примерно в равном количестве. Высокий и достаточный уровень толе-

рантной установки свидетельствует о наличии навы- куссию, аргументировать и учитывать аргументы оп-ков критического мышления, об умении принимать понента, свои особенности и особенности другого не решения и нести за них ответственность, вести дис- зависимо от национальности и культуры.

Таблица 1

Проявление уровня толерантной установки в различных группах испытуемых (в %)

Группы Высокий уровень толе- Достаточный уровень Низкий уровень толерантности Уровень индифферентно- Уровень интоле-

рантности толерантности сти рантности

Юноши 4 28 59 9 0

Девушки 2 48 47 3 0

Первый курс 3 46 46 5 0

Четвертый курс 2 42 52 4 0

Студенты* 2 44 49 5 0

Специалисты

помогающих 4 53 43 0 0

профессий

Примечание: *Средние показатели по всей студенческой выборке.

Уровень толерантной установки студентов существенно не изменяется при переходе от начального этапа обучения к завершающему. По нашему мнению, это связано с тем, что период с первого по четвертый курсы является временем социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. В этот период оформляются в устойчивую структуру основные компоненты личности - характер, способности, формируется мировоззрение. Одна из особенностей данного периода -стремление к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей, осмыслению себя и своего места в социуме. На основе ценностей общества личность по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение, ценностные ориентации и выстраивает иерархию системы ценностных ориентации. В дальнейшем наблюдается процесс преобразования личности на основе ценностей, что приводит к формированию жизненных перспектив личности. Возникает потребность в признании сверстниками и взрослыми, формируется потребность в самоутверждении и самореализации. Полученные в процессе обучения знания закрепляются в ходе профессиональной практики. Появляются новые, становящиеся все более актуальными, ценности, связанные с материальным и семейным положением, трудоустройством. В то же время, ряд исследователей указывает на то, что к концу периода обучения завершается кризис профессиональной идентификации. Завершается данный кризис готовностью к принятию ответственности за результат, процесс и цели своей жизнедеятельности.

Нами не обнаружено достоверно значимых различий в уровне толерантной установки между студента-

ми и специалистами помогающих профессий. В то же время, полученные результаты позволяют нам утверждать, что у специалистов помогающих профессий уровень толерантной установки выше, чем у студентов (таблица 1). Это, вероятно, обусловлено тем, что для успешности профессиональной деятельности психологов, социальных работников необходимо умение анализировать отношения с окружающими и обосновывать свои суждения о них, чувствовать их внутренний мир и замечать поведенческие особенности человека, преодолевая свои стереотипы в восприятии и установке. Кроме того, важным фактором является интерес и уважение к другому человеку, терпимость, безоценочное отношение к людям, высокая степень личной ответственности. Специалисты помогающих профессий сталкиваются с негативными переживаниями и, в некоторой степени, оказываются вовлеченными в них. Высокий или достаточный уровень толерантной установки позволяет сохранить целостность своей личности, за счет доброжелательности, позитивной «Я-концепции», гибкого реагирования на меняющиеся жизненные ситуации.

Изучение коммуникативной толерантности, как важной составляющей толерантности личности, проводилось с использованием методики «Диагностика коммуникативной толерантности» (В. В. Бойко). Использование данной методики при проведении исследования позволило нам проанализировать коммуникативную составляющую толерантности испытуемых.

На основании анализа данных, полученных с помощью методики В. В. Бойко, нами было выделено три группы испытуемых с различным уровнем коммуникативной толерантности (таблица 2).

Таблица 2

Среднегрупповые показатели уровня коммуникативной толерантности в группах испытуемых

Уровень коммуникативной толерантности Группы испытуемых

юноши девушки 1 курс 4 курс студенты* специалисты

Высокий 46 29 41 25 33 54

Средний 48 48 48 49 48 46

Низкий 6 23 11 26 19 0

Примечание: *Средние показатели по всей студенческой выборке.

Сравнительный анализ усредненных показателей в группах юношей и девушек показал, что уровень коммуникативной толерантности у юношей выше, чем у девушек ^ = -4,03, при р < 0,01). В группе юношей отмечено примерно равное соотношение лиц с высоким (46 %) и средним (48 %) уровнем коммуникативной толерантности. В группе девушек высокий уровень имеет около трети испытуемых - 29 %, что в полтора раза меньше, чем в группе юношей. Средний уровень коммуникативной толерантности выявлен у 48 % девушек, что аналогично данным в группе юношей. Для 23 % девушек характерен низкий уровень коммуникативной толерантности, в то время, только 6 % юношей имеют такой уровень толерантности.

Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты-юноши в процессе общения в большей степени готовы воспринимать индивидуальность другого человека, менее категоричны в оценке людей. Девушки в большей мере чем юноши, при взаимодействии с партнером исходят из стереотипов восприятия, которые могут оказаться ложными и ведут к формированию ошибочной оценки людей и, тем самым, деформируя межличностное взаимодействие.

Большая часть студентов первого курса имеет примерно равное соотношение высокого и среднего уровня толерантности (таблица 2). Вместе с тем у студентов четвертого курса выявлено иное соотношение в уровнях коммуникативной толерантности. Около половины студентов этой группы имеют средний уровень толерантности (49 %), остальные - высокий (25 %) и низкий (26 %). Число студентов четвертого курса, имеющих низкий уровень коммуникативной толерантности, в два раза больше числа студентов первого курса с аналогичным уровнем.

Испытуемых с высоким уровнем коммуникативной толерантности характеризует то, что оценивая поведение, образ мыслей или характеристики другого человека, они с пониманием относятся к особенностям другой личности и не проявляют категоричность в оценке.

Средний уровень коммуникативной толерантности испытуемых является промежуточным и характеризуется проявлениями толерантности-интолерант-ности в зависимости от ситуации, партнера по общению и обстоятельств. В процессе взаимодействия Другой вызывает у личности противоречивые чувства. В общении могут присутствовать: оценочность, настаивание на своей позиции, обрывание речи собеседника, стремление к победе в споре и др.

Низкий уровень коммуникативной толерантности у испытуемых чаще проявляется в непонимании, неприятии индивидуальности других, в оценке их поведения, образа мыслей через эталон собственного «Я». Им свойственна категоричность в оценке людей, нетерпимость к физическому и психическому дискомфорту, стремление перевоспитать партнера по общению и не готовность прощать другим ошибки. При этом сами они рассчитывают на понимание и поддержку окружающих.

В целом, у студентов первого курса уровень коммуникативной толерантности выше, чем у студентов четвертого курса ^ = -4,71, при р < 0,01). Вероятно, более низкий уровень коммуникативной толерантности у студентов старших курсов обусловлен возникновением реальных проблем и трудностей, связанных

с проявлением кризиса профессиональной идентификации, который затрагивает и сферу общения. Перспектива будущей профессиональной деятельности может вызывать у студентов опасения, поскольку необходимо не только проявлять себя в качестве профессионала, но и вступать во взаимоотношения с людьми разных возрастных, социальных категорий. Кроме того, необходимо уметь адаптироваться к иной социокультурной среде и выбирать жизненную стратегию. На начальном этапе обучения студенты в больше мере взаимодействуют с однокурсниками, сверстниками, преподавателями, но в то же время, круг общения не настолько широк по сравнению со студентами четвертого курса.

Как показывают результаты, уровень коммуникативной толерантности у специалистов помогающих профессий выше, чем у студентов ^ = 4,7, при р < 0,01). В группе специалистов не выявлены лица, имеющие низкий уровень данного вида толерантности. Это можно объяснить тем, что к помогающим относятся все те профессии, практика которых сосредотачивается на помощи другим, выявлении и решении их проблем и расширении знания относительно дальнейших человеческих возможностей. Следовательно, на успешность профессиональной деятельности в этой сфере влияет наличие коммуникативных качеств: умение понимать других людей, общительность, тактичность, вежливость. Коммуникативная толерантность, в данном случае, выступает как систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются многие другие качества индивида (нравственные, характерологические и интеллектуальные). Более высокий уровень коммуникативной толерантности может свидетельствовать о внутренней гармонии, что является немаловажным для специалистов психологов и социальных работников.

Рассматривая толерантность личности, большинство исследователей полагает, что важной ее составляющей является эмпатия, которую мы изучали при помощи методики «Исследование уровня эмпатийных тенденций» (И. М. Юсупов). Эмпатия понимается нами как внимание к эмоциональному состоянию другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Эмпатия как отклик одной личности на переживание другой, является важным механизмом развития межличностных отношений и делает поведение человека социально обусловленным.

В ходе исследования было установлено, что у девушек уровень эмпатии выше, чем у юношей ^ = 2,95, при р < 0,01), что соотносится с данными других авторов. Более высокий уровень развития эмпатии у представительниц женского пола, по сравнению с мужчинами, может быть связан с особенностями семейной и внесемейной социализации личности, со способностью к осознанному и открытому выражению своих чувств.

Повышенный уровень общей эмпатии у студенток, вероятно, обусловлен социальными нормами и гендерными стереотипами, принятыми и существующими в современном обществе, что согласуется с научными данными. Мужчины не желают, чтобы видели их эмпатичными, потому что это не соответствует гендерной роли. Забота и ласка - это важные части женской гендерной роли.

Значимых различий в уровне эмпатии между испытуемыми первого и четвертого курсов обучения, студентами и специалистами помогающих профессий не выявлено. По нашему мнению, эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о необходимости создания психологических условий для развития толерантности у студенческой молодежи, поскольку толерантность имеет важное значение в индивидуально-личностном развитии, социализации, обучении, социальных отношениях и профессиональной деятельности, толерантность является залогом эффективности в любой сфере жизнедеятельности.

Для этого нами была разработана программа, включающая кинолекторий и тренинг. Целью программы является формирование у студентов толерантного сознания и установок толерантного отношения к различным субъектам реальности: себе, сокурсникам, общественности, к представителям других культур и т. д.

Формирование толерантности направлено на развитие способности признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий на основе уверенности своих позиций, в рамках универсальных прав и свобод личности, и при этом обеспечивать развитие независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В рамках кинолектория нами анализировались следующие фильмы:

1. «Рожденные равными» (2006 г., Великобритания, социальная драма Доминика Сэваджа). Рассматривается тема социального неравенства.

2. «Похороните меня за плинтусом» (2008 г., Россия, режиссер С. Снежин). Многогранная история с непростыми взаимоотношениями.

3. «Шоколад» (2000 г., Великобритания, США, режиссер Лассе Халльстрем). Фильм пример того, как нужно бороться с предубеждениями и нетерпимостью.

4. «Внук космонавта» (ранее «Внук Гагарина», 2007, Россия, режиссеры А. Панин, Т. Владимирцева). Фильм затрагивает очень актуальные и жизненно-важные темы - понимание, человечность, толерантность, предательство, дружба.

5. «Игра» (2011 г., Швеция, Франция, режиссер Рубен Эстлунд). Фильм о проблеме мультикультурализ-ма.

6. «Вот я какой» (2011 г., США, режиссер Майкл Павоне). Фильм о толерантности, о вере в себя и других, о человеческом достоинстве.

Социально-психологический тренинг является ведущим методом активного социально-психологического обучения. Обучение в группе при интенсивном взаимообмене чувствами, мыслями и действиями имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими методами, поскольку, люди начинают испытывать большую симпатию друг к другу, начинают легче принимать точку зрения своих партнеров и обнаруживают большую готовность к изменению собственных установок. Возрастает социальная активность и инициатива в поиске оригинальных решений.

Тренинг толерантности направлен на повышение уровня толерантных установок. Задачи тренинга: дать возможность студенту побывать в роли другого человека, усилить процессы идентификации, выработать толерантные формы общения друг с другом.

Упражнения, представленные нами, способствуют развитию эмпатии, адекватной самооценки, позитивной идентичности, расширению границ восприятия себя и окружающего мира, в результате чего повышается внутригрупповая сплоченность, формируется доброжелательное отношение к себе и представителям других культур.

В заключении хотелось бы отметить, что формирование толерантности должно осуществляться на разных уровнях и у разных возрастных групп, поскольку развитая толерантность способствует снижению этно-политических, идеологических и институциональных конфликтов, позволяя сохранить целостность в поли-этничном и многоконфессиональном пространстве.

Литература

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996. 472 с.

2. Комогоров П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов вуза: автореф. ... канд. пед. наук. Курган. 2000. 24 с.

3. Кривцова Е. В. Исследование уровня толерантности личности у разных возрастных групп II Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2014 г.: в 11 ч. Ч. 1. Тамбов, 2014. 164 с.

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты I ред. -сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2004. 672 с.

5. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.

6. Юраков А. В. Ресурсы межэтнической толерантности в Башкортостане. М., 2002. 28 с.

Информация об авторе:

Кривцова Евгения Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и менеджмента социальной сферы социально-психологического факультета КемГУ, evgeniya k@bk.ru.

Evgeniya V. Krivtsova - Candidate of Psychology, Assistant Professor at the Department of Social Work and Social Sphere Management, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.