Научная статья на тему 'Толерантность и эмпатия как проявление духовности личности у принимающей стороны в поликультурном пространстве РУДН'

Толерантность и эмпатия как проявление духовности личности у принимающей стороны в поликультурном пространстве РУДН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
721
555
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / SPIRITUALITY / TOLERANCE / EMPATHY / ADAPTATION / MULTICULTURAL SPACE / GENDER PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чхиквадзе Тинатин Владимировна

В работе анализируются проявления духовности российских студентов: толерантность и эмпатия, которые являются основой создания благоприятной атмосферы для адаптации иностранных студентов. Так же анализируются их взаимосвязи, особенности проявления у девушек и юношей, у студентов естественнонаучного и гуманитарного направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance and empathy as displays of spirituality of the person at the receiving party in polycultural space

In the article are analyzed the manifestations of spirituality: tolerance and empathy, which are the basis for creating friendly atmosphere for adaptation of foreign students. Also are investigated their correlations, gender differences and differences between students of natural-science and humanitarian direction.

Текст научной работы на тему «Толерантность и эмпатия как проявление духовности личности у принимающей стороны в поликультурном пространстве РУДН»

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЭМПАТИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ У ПРИНИМАЮЩЕЙ СТОРОНЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУДН1

Т.В. Чхиквадзе

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В работе анализируются проявления духовности российских студентов: толерантность и эмпатия, которые являются основой создания благоприятной атмосферы для адаптации иностранных студентов. Так же анализируются их взаимосвязи, особенности проявления у девушек и юношей, у студентов естественнонаучного и гуманитарного направлений.

Ключевые слова: духовность личности, толерантность, эмпатия, адаптация, поликультур-ное пространство, гендерные особенности.

Российский университет дружбы народов является уникальным пространством пересечения множества культур, местом встречи представителей различных этносов и в то же время единой образовательной системой. В связи с этим представляется особенно важным и актуальным изучение эмпатии и толерантности как проявление духовности личности у студентов принимающей стороны.

Духовность — уровень развития личности, регулируемый высшими человеческими ценностями, свойство личности, средство самоизменения и оказания помощи себе и другим. Она характеризуется потребностью познания и альтруизма, а также осознанием общечеловеческой ценности другого [1; 4; 5]. Толерантность и эмпатия являются ведущими сферами проявления духовности в межличностном взаимодействии.

Эмпатия — это способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, положительно относиться к другому человеку, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Эмпатия является как чувством, так и познавательным актом, и, таким образом, относится как когнитивной, так и эмоциональной сфере человека. Это отражается в анализе механизмов реализации эмпатии (рациональный канал, эмоциональный канал, интуитивный канал, установка, проникающая способность, идентификация).

В нашей работе толерантность мы рассматриваем как способность человека принять отличный от него образ другого человека, его убеждения, верования, поведение, а также право на собственную жизненную стратегию. Толерантность выражается в уважительном отношении к другим людям и осознании ценности неоднородности и непохожести позиций людей. Мы анализировали в нашей работе

Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.

не только этническую толерантность, но и толерантность к иным взглядам, к нарушению общепринятых норм и толерантность к неопределенности окружающего мира. Это также вносит свой вклад в формирование благоприятных условий взаимодействия в поликультурном пространстве, поскольку представители принимающей стороны должны быть готовы не только к этническому многообразию, но и к отличиям на уровне мировоззрения, понимания норм в поведении и общении, а также иной организации пространства и времени иностранных студентов.

В ходе исследования было опрошено 63 российских студента (16 юношей, 47 девушек). Средний возраст испытуемых 19,5 лет. 29 человек являются студентами гуманитарного направления (психологи и социологи), 34 человека — студенты естественно-научного направления (инженеры и физики).

Статистический анализ данных проводился с помощью программы SPSS.16. Данные имеют нормальное распределение, все выделенные группы имеют равную дисперсию. Были применены коэффициент корреляции Спирмена и Т-критерий Стьюдента.

Проявления эмпатии исследовались с помощью методики «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, определяющей общий уровень развития эмпатических способностей, а также основные механизмы ее реализации (рациональный канал, эмоциональный канал, интуитивный канал, установка, проникающая способность, идентификация).

Оценки по каждому механизму могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на его значимость в структуре эмпатии. По предварительным данным В.В. Бойко, 30 баллов и выше можно считать очень высоким уровнем проявления эмпатии, 29—22 балла — средним, 21—15 — заниженным, менее 14 баллов — очень низким.

Толерантность исследовалась посредством «Вопросника для измерения толерантности» (В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура). В состав методики входят утверждения, направленные на выявление разных видов толерантности: 1) этнической толерантности; 2) толерантности к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; 3) толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; 4) толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.

Анализ результатов показал, что в целом преобладает средний уровень развития эмпатии. Так, высоким уровнем эмпатии не обладает ни один из опрошенных студентов, 49% обладают средним уровнем развития эмпатии (31 человек); заниженный уровень эмпатии наблюдается у 21% респондентов (26 человек), очень низкий — у 10% (6 человек).

Анализ данных по толерантности также показал, что в выборке преобладают средние значения. Высоким уровнем общей толерантности обладает 1% респондентов (1 человек), средним уровнем — 67% (42 человека); низким уровнем — 32% респондентов (20 человек). Детальный анализ шкал толерантности показал следующую картину распределения:

— этническая толерантность: 37% респондентов обладают высоким уровнем (23 человека), 49% — средним (31 человек), 13% — низким (8 человек);

— толерантность к иным взглядам: 3% респондентов обладают высоким уровнем (2 человека), 73% — средним (46 человек), 25% — низким (16 человек);

— толерантность к нарушению норм: 1% респондентов обладает высоким уровнем (1 человек), 37% — средним (23 человека), 62% — низким (39 человек);

— толерантность к неопределенности окружающего мира: 1% респондентов обладает высоким уровнем (1 человек), 19% — средним (12 человек), 79% — низким (50 человек).

Таким образом, в целом российские студенты характеризуются средним уровнем толерантности, при этом ведущую роль играет этническая толерантность и толерантность к иным взглядам. Менее всего российские студенты обладают толерантностью к неопределенности окружающего мира, что соответствует результатам исследований параметра избегания неопределенности по Г. Хофстеде [3].

Анализ гендерных различий показал, что у девушек по сравнению с юношами более выражен эмоциональный канал эмпатии (Т = -2,049 при р = 0,045), а также общий уровень эмпатии (Т = -2,297 при р = 0,025). Гендерных различий по толерантности выявлено не было. Полученные результаты соответствуют идее К.Г. Юнга о принадлежности эмпатии к «женской» психики — анима и, таким образом, более развитой у женщин [2].

Согласно статистическому анализу показатели студентов гуманитарного направления значимо выше студентов естественно-научного направления по следующим переменным: проникающая способность в эмпатии (Т = -2,383 при р = 0,02), идентификация (Т = -2,955 при р = 0,004), толерантность к нарушению норм (Т = -2,977 при р = 0,004), общий показатель толерантности (Т = -2,154 при р = 0,03).

В ходе корреляционного анализа была выявлена прямая связь проникающей способности в эмпатии и толерантности к нарушению норм (5 = 0,258 при р = 0,041). Иных связей коэффициент Спирмена не выявил.

Наличие положительной связи между проникающей способностью в эмпатии, т.е. способностью организовать доверительное общение с партнером, и толерантностью к нарушению общепринятых норм, правил и стереотипов представляется нам закономерной. Можно выдвинуть предположение, что именно толерантность к нарушению норм является одним из факторов создания теплой и доверительной атмосферы.

Таким образом, девушки более эмпатичны и в большей мере используют эмоциональный канал эмпатии; студенты гуманитарного направления в целом больше используют идентификацию и проникающую способность в эмпатии, показывают более высокую толерантность, в частности к нарушению норм и правил.

Существует частичная положительная связь между толерантностью и эмпатией. Это указывает на общность сфер их проявления, однако они не являются тождественными и взаимозаменяемыми.

В целом студенты РУДН как принимающая сторона характеризуются достаточным уровнем эмпатии и толерантности. Они готовы к общению в поликуль-турном пространстве, а также к тому, чтобы с пониманием отнестись к различиям

в мировоззрении. Однако возможны сложности в сфере норм поведения и общения, а также организации окружающего пространства и времени. В связи с этим представляется особенно важным проведение адаптационных тренингов не только в искусственно созданных моногруппах иностранных студентов, но и в самих учебных группах. Это позволит проводить диагностику и при необходимости психологическую коррекцию взаимоотношений российских и иностранных студентов РУДН.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. — Серия 14. — 1981. — № 2. — С. 46—56.

[2] Захарян И.С. Эмпатия // Журнал практического психолога. — 1998. — № 1 — С. 38—41.

[3] Латова Н.В., Латов Ю.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность. — 2001. — № 4.

[4] Психологическая энциклопедия / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд. — М.: Олма Пресс, 2003.

[5] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер, 2003.

TOLERANCE AND EMPATHY AS DISPLAYS OF SPIRITUALITY OF THE PERSON AT THE RECEIVING PARTY IN POLYCULTURAL SPACE

T.V. Chykvadze

Chair of Psychology and Pedagogic Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In the article are analyzed the manifestations of spirituality: tolerance and empathy, which are the basis for creating friendly atmosphere for adaptation of foreign students. Also are investigated their correlations, gender differences and differences between students of natural-science and humanitarian direction. Key words: spirituality, tolerance, empathy, adaptation, multicultural space, gender peculiarities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.