Научная статья на тему 'Особенности структуры духовности студентов'

Особенности структуры духовности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ДУХОВНОСТИ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМПАТИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / SPIRITUALITY STRUCTURE / A MORALITY COMPONENT / EMPATHY / CREATIVITY / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чхиквадзе Т. В.

В работе анализируются связи компонентов духовности у студентов, исследуются гендерные различия и различия по направлению обучения естественно-научному и гуманитарному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чхиквадзе Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of structure of spirituality of students

The correlation of the structure of the spirituality is analyzed in the article, gender differences and differences between students of natural-science and humanitarian direction are investigated.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры духовности студентов»

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ДУХОВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Т.В. Чхиквадзе

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В работе анализируются связи компонентов духовности у студентов, исследуются гендерные различия и различия по направлению обучения — естественно-научному и гуманитарному.

Ключевые слова: структура духовности, морально-нравственный компонент, эмпатия, творчество, толерантность.

Актуальность изучения данного вопроса определяется возросшим вниманием общества к духовности человека, ее роли как важного жизненного ресурса, обеспечивающего становление активной, свободной, творческой и просоциально направленной личности. Это обусловливает потребность психологической науки в выделении сущностных признаков духовности, особенностей ее проявления и структурных компонентов.

Современная наука обратилась к вопросу определения духовности и ее значения в жизни в надежде глубже понять человеческую сущность, найти стержень, определяющий жизненный путь человека. Несмотря на возросший интерес к вопросу духовности, на сегодняшний день нет единого подхода к определению данного понятия, к выделению сущностных признаков духовности и особенностей ее проявления. Открытым остается вопрос о структуре духовности и включении в нее тех или иных компонентов.

В нашем исследовании мы предположили, что выделенные на основе анализа литературы компоненты духовности, морально-нравственный компонент, творческий компонент, толерантность, эмпатия связаны друг с другом [2; 3].

Морально-нравственный компонент характеризует ценностную ориентацию человека на идеалы, усвоение им морально-нравственных норм общества, уровень их интериоризации.

Эмпатия — способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, положительно относиться к другому человеку, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние.

Толерантность рассматривается нами как способность человека принять образ другого человека, его убеждения и право на собственную жизненную стратегию. Толерантность выражается в уважительном отношении к другим людям и осознании ценности неоднородности и непохожести позиций людей.

Творческий компонент включает в себя реализацию творческого потенциала и развитие своих способностей. В целом творчество рассматривается нами как способность привносить нечто новое, порождать оригинальные идеи, осознавать пробелы и противоречия, формулировать гипотезы, отказываться от стереотипных способов мышления;

Из перечисленных компонентов центральным является морально-нравственный компонент как задающий ценностно-смысловой базис духовности [2; 3; 4]. Гармоничное развитие личности предполагает высокий уровень актуализации и активации всех компонентов духовности. Эта актуализация возможна лишь при включении сущностных признаков духовности в ценностную систему индивида, т.е. ориентации морально-нравственных принципов личности на духовные ценности.

Для эмпирического исследования указанных компонентов были использованы методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Профиль личности» Ш. Шварца, «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, «Использование предмета» Дж. Гилфорда (творческое мышление), «Вопросник для измерения толерантности» (В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура).

Эмпирическое исследование структуры духовности проводилось на базе Российского университета дружбы народов. Всего было опрошено 63 студента, из них 16 юношей, 47 девушек. Средний возраст испытуемых составляет 19,5 лет. 29 человек являются студентами гуманитарного направления (психологи и социологи), 34 человека — естественно-научного направления (инженеры и физики).

Статистический анализ данных проводился с помощью программы БР33.16. Были применены коэффициент ранговой корреляции Спирмена, Г-критерий Стью-дента, факторный анализ методом главных компонент с вращением Варимакс.

Анализ гендерных различий показал, что у девушек сильнее выражена эмпатия (Т = -2,297 при р = 0,025), особенно ее эмоциональный канал (Т = -2,049 при р = 0,045), а так же ориентация на конформность (Т = -2,363 при р = 0,021), доброту (Т = -3,299 при р = 0,002), универсализм (Т = -2,264 при р = 0,027), чем у юношей. Кроме того девушки придают большую значимость духовным ценностям, как терминальным (Т = -3,436 при р = 0,001), так и инструментальным духовным ценностям (Т = -2,121 при р = 0,038).

Анализ различий по направлению обучения показал, что студенты гуманитарного направления более толерантны (Т = -2,154 при р = 0,035), в частности к нарушению норм (Т = -2,977 при р = 0,004), ориентированы на универсализм (Т = -2,111 при р = 0,039), чем студенты естественно-научного направления. Они придают большую значимость духовным ценностям (Т = -3,707 при р = 0,000), в частности терминальным духовным ценностям (Т = -4,148 при р = 0,000). Кроме того у студентов гуманитарного направления более развит канал проникающей способности эмпатии (Т = -2,383 при р = 0,02) и эмпатия через идентификацию (Т = -2,955 при р = 0,004).

Статистический анализ связей структурных компонентов духовности студентов показывает следующие.

1. Когнитивный и поведенческий аспекты морально-нравственного компонента духовности личности согласованы между собой (общий показатель, показатель терминальных и инструментальных духовных ценностей имеют положительные значимые связи с тремя духовными типами ориентаций: доброта, универсальность и самостоятельность).

2. В целом морально-нравственный компонент связан со всеми другими изученными нами компонентами: творческим компонентом, эмпатией и толерантностью. Не была выявлена лишь связь между когнитивным аспектом моральнонравственного компонента и эмпатическим компонентом.

3. Творческий компонент духовности по тесту Дж. Гилфорда положительно связан с когнитивным (5 = 0,26, при р = 0,04) и поведенческим (доброта) аспектом (5 = 0,277, при р = 0,028) морально-нравственного компонента духовности личности. С другими исследованными нами компонентами (толерантность, эмпатия) связей выявлено не было. Отсутствие связи можно объяснить тем, что эти компоненты относятся к разным сферам взаимодействия. Так, эмпатия и толерантность отражают проявления духовности личности в сфере взаимодействия с другими людьми и обществом, в то время как творческий компонент относится к сфере взаимодействия человека с самим собой.

4. Эмпатический компонент и компонент толерантности частично связаны друг с другом (проникающая способность в эмпатии и толерантность к нарушению норм 5 = 0,258, при р = 0,041). Эта связь ожидаема, поскольку оба компонента относятся к сфере взаимодействия личности с другими людьми. Отсутствие полной корреляции по всем параметрам указывает на то, что они являются самостоятельными, хотя и близкими друг к другу компонентами духовности.

Таким образом, подтверждается предположение о том, что центральным, системообразующим ядром духовности является морально-нравственный компонент.

При дальнейшем анализе структуры и взаимосвязей компонентов духовности был применен факторный анализ (данные приемлемы для факторизации КМО = 0,717, критерий сферичности Барлетта Б = 95,014 при р = 0,000). В результате факторного анализа методом главных компонентов с вращением Вари-макс были выделены три фактора: самоопределение, социальный и творческий.

В первый фактор вошла одна из шкал поведенческого аспекта моральнонравственного компонента (самостоятельность = 0,804), когнитивный аспект морально-нравственного компонента (0,707) и компонент духовности толерантность (0,653). Этот фактор мы назвали фактором самоопределения, поскольку именно в процессе самоопределения личность не только формирует свое мировоззрение и структуру ценностей, но и учится воплощать их в своем поведении. Самоопределение отражает характерную для личности позицию, основанную на осознании индивидом необходимости действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и сложившимися отношениями. Таким образом, ориентация в поведении на ценность самостоятельности позволяет сформировать независимую точку зрения, последовательно воплощать свои взгляды и ценности в жизнедеятельности, а также признать право на собственную жизненную стратегию, взгляды и убеждения не только в отношении себя, но и других людей, т.е. относиться к окружающим людям толерантно.

Во второй фактор вошли две шкалы поведенческого аспекта морально-нравственного компонента (ориентация на доброту = 0,803, ориентация на универсализм = 0,711) и эмпатический компонент духовности (0,622). Этот фактор мож-

но назвать социальным, поскольку он отражает направленность личности по отношению к другим людям, как входящих в близкий круг общения, так и посторонних. В основе поведенческого типа ориентации на доброту лежит мотивация сохранения благополучия людей, с которыми человек находится в непосредственном контакте, в то время как ориентация на универсализм расширяет этот круг до понимания, терпимости и защиты благополучия всех людей. Эмпатия, являясь одновременно и внутренним чувством, и способом познания другого человека, направляет поведенческую реализацию ценностей доброты и универсализма в отношении конкретных людей, в определенных ситуациях.

В отдельный, третий фактор выделился творческий компонент, исследованный с помощью методики «Изучение творческого мышления: использование предмета» Дж. Гилфорда (0,897).

Сравнительный анализ гендерных различий выявил преобладание у девушек по сравнению с юношами духовных ориентаций, эмпатии и реализации в поведении духовных ценностей доброты, универсализма, а также большую конформность поведения.

Сравнение по направлению обучения показало, что студенты естественно-научных направлений менее толерантны к нарушению общепринятых норм. Большая выраженность эмпатии, ориентации на духовные ценности и проявления в поведении универсализма у студентов гуманитарного направления, вероятно, связана с выбором профессии системы «человек—человек», для них именно эти качества входят в группу профессионально значимых, а значит, и целенаправленно развиваются в ходе обучения.

Толерантность и эмпатия оказывают большое влияние на качество взаимоотношений между людьми, поэтому на естественно-научных факультетах необходимо уделять внимание вопросам важности эмпатии в общении и взаимодействии с окружающими и повышать уровень общей толерантности, в частности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов.

Благодаря корреляционному анализу были выявлены связи между компонентами духовности и определен центральный, системообразующий — моральнонравственный компонент духовности, имеющий связи со всеми исследуемыми компонентами.

Факторный анализ позволил выявить функциональные связи между компонентами, которые отражены в выделенных факторах: самоопределения, социальном и творческом. С учетом выделившейся факторной структуры можно предложить развивать духовность по трем основным линиям: гармонизации взаимодействия с другими людьми, обществом и окружающим миром; повышения критичности мышления, помощи в самоопределении, формирования мировоззрения и стимулирования творчества, преодоления субъективных барьеров креативности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. — М.: Академический проект, 2006.

[2] Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. — М.,1994.

[3] Коваль Н.А. Психология духовности личности. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 1996.

[4] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1 (3). — С. 63—73.

FEATURES OF STRUCTURE OF SPIRITUALITY OF STUDENTS

T.V. Chkhikvadze

Chair of Psychology and Pedagogic Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The correlation of the structure of the spirituality is analyzed in the article, gender differences and differences between students of natural-science and humanitarian direction are investigated.

Key words: spirituality structure, a morality component, empathy, creativity, tolerance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.