Научная статья на тему 'Толерантность как ценность гражданского общества'

Толерантность как ценность гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3911
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ДИСКРИМИНАЦИЯ / TOLERANCE / INTOLERANCE / CIVIL SOCIETY / VALUE / CULTURE / DISCRIMINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жигунова Галина Владимировна

В статье рассматривается толерантность как ценность и норма гражданского общества. Автор статьи обобщает представления о толерантности и утверждает, что принятие толерантности как ценности на личном, общественном и государственном уровне является важнейшим условием развития гражданского общества и правового государства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author considers the tolerance as a value and the norm of the civil society. The author generalize the conception of tolerance and states that the tolerance as a value on the personal, society and state level is the most important condition for the development of the civil society and the state governed by the rule of law.

Текст научной работы на тему «Толерантность как ценность гражданского общества»

Галина ЖИГУНОВА

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматривается толерантность как ценность и норма гражданского общества. Автор статьи обобщает представления о толерантности и утверждает, что принятие толерантности как ценности на личном, общественном и государственном уровне является важнейшим условием развития гражданского общества и правового государства. In the article the author considers the tolerance as a value and the norm of the civil society. The author generalize the conception of tolerance and states that the tolerance as a value on the personal, society and state level is the most important condition for the development of the civil society and the state governed by the rule of law.

Ключевые слова:

толерантность, интолерантность, гражданское общество, ценность, культура, дискриминация; tolerance, intolerance, civil society, value, culture, discrimination.

ЖИГУНОВА Галина

Владимировна —

к.филос.н., доцент

кафедры социальной

работы и теологии

Мурманского

государственного

технического

университета

gаlinа-zhigunovа@

yandex.ru

Толерантность — сложный и противоречивый социальный феномен. Его смысловые и содержательные компоненты формировались многие годы. Вбирая в себя ценности и социальные интересы, ментальные установки и стереотипы, являясь способом выживания в постоянно меняющемся мире, толерантность предстает как составная часть свободы и ответственности и требует уточнения границ на каждом временном отрезке развития социума.

Слово «толерантность» заимствовано из латинского и французского языков примерно в XVI в. и поначалу имело более ограниченный смысл, означая терпимость к религиозным верованиям. На протяжении XVI и XVII вв. религиозная толерантность становится понятием из области права. Правительства издают декреты о толерантности, предписывающие населению толерантное поведение в отношении религиозных меньшинств — лютеран, гугенотов, папистов (католиков), — Нантский эдикт Генриха IV (1598 г.), патент толерантности 1781 г. от Иосифа II1.

Современные представления о толерантности как факторе, укрепляющем гражданский мир и дающем защиту от несправедливости, были во многом подготовлены деятельностью философов Х^—ХУП вв., восставших против проявлений нетерпимости и жестоких религиозных конфликтов. Важнейшим результатом их деятельности явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира между религиями, народами и социальными группами.

Толерантность — не только теоретическое понятие, но и элемент определенной культуры. Под культурой при этом понимается совокупность знаний, ценностей и норм, определяющих жизнедеятельность членов того или иного общества. В фундамент так понимаемой культуры может быть вписана и толерантность, которую необходимо формировать в сознании граждан.

Для успешного формирования установок толерантного поведения индивидов необходимо понять, что собой представляет реальная российская культура. В российской культуре можно выделить несколько типов отношений к толерантности. Один из них провозглашает в качестве основы отношения человека к окружающему миру принцип органичности, целостности и взаимосвязанности всего сущего в этом мире; принцип признания суверенности мельчайших элемен-

1 Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социс, 2006, № 1, с. 45.

тов мироздания и уважения к правам этих элементов; принцип поступательного развития и неприятия революционных преобразований. Это — космоцентрическая культура. В рамках западной культуры эта ориентация наиболее отчетливое выражение получила в работах средневековых европейских мыслителей. Среди авторов новейшего времени можно назвать В. Вернадского, А. Швейцера, Э. Фромма, Ю. Лотмана. Понятно, что в рамках такой культуры толерантность естественна.

Второй тип отношений, который отчетливо проявляется в российской культуре, можно назвать социоцентрической культурой. Особенность этой системы отношений определяется идеей, согласно которой центром мироздания является некая человеческая общность, к которой причисляет себя данный индивид. Фундаментальной особенностью социо-центрической культуры является растворение личности в какой-либо общности, в «мы», и восприятие членов других социальных групп как «они», а значит, чужих и странных. Деление людей на «своих» и «чужих» может проходить по разным признакам, например по религиозному, классовому, национальному и другим критериям. Отсюда классовая, религиозная или социальная ненависть, ответственность за которую несут не отдельные индивиды, а общность как некая целостность.

Третий компонент российской культуры целесообразно обозначить понятием «эгоцентрическая культура». Эгоцентрическая культура характеризуется стремлением к самоутверждению личности, к радости потребления и созидания, к власти над другими. Этот тип культуры связан с представлением о том, что каждый человек — кузнец своего счастья, а счастье заключается в обладании. Все люди, занимающиеся тем же делом, что и данный индивид, рассматриваются им как конкуренты. Однако, будучи ориентированным на самого себя, стремясь к достижению своих личных целей, представитель эгоцентрической культуры должен постоянно помнить, что окружающие его люди точно так же думают только о себе. Потому, чтобы достигнуть желаемого, индивид должен учитывать интересы других, а не использовать людей только лишь в своих личных целях.

Следует подчеркнуть, что обозначенные выше типы культуры — это идеальные модели, практически не встречающиеся в

чистом виде. Названные выше три составляющие российской культуры находятся в постоянном конфликте, и это является одной из причин интолерантности многих наших сограждан.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным — значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском — толерантность это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском — «терпение, выносливость, готовность к примирению»1.

В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине, в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает терпимое отношение к чему-либо или кому-либо, в том числе к чуждому, иному. Это качество может быть присуще не только отдельной личности, но и социальной группе, и обществу в целом. Необходимо различать понятия «терпимость» и «терпение». «Терпение, — отмечает В.М. Соколов, — это уровень, психологический порог восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных для нее социальных, духовных и других воздей-ствий, выше которого она теряет свою психологическую и волевую стойкость и способна к непредсказуемым действиям»2.

Если проанализировать определения, которые уже существуют в литературе, то толерантность можно представить следующим образом: это модальный стоицизм,

1 Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков // http://www.toleгance. ги/та81ег-к1а8$/те!4-0.Ыт1

2 Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции // Социс, 2003, № 8, с. 54.

признание того, что другой человек «имеет право»; моральный идеал, выражающийся в гуманных отношениях; общественная значимость и права человека; баланс сил между конфликтующими группами; способы достижения мирного сосуществования; ценность и социальная норма гражданского общества1.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, уважать их взгляды и мнения и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь, толерантность предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.

На практике толерантность может осмысляться по-разному в зависимости от вида деятельности: исследователями — на уровне теоретического анализа и эмпирических фактов; государственными деятелями — на уровне диалога, конвенционального соглашения; в социальной политике конкретных государств толерантность связана с распространением и реализацией идей плюрализма, свободы слова и прав человека. На уровне обыденного сознания толерантность чаще всего понимают как терпимость по отношению к верованиям, чувствам, традициям других культур, разных социальных групп, способность воздерживаться от силового воздействия в ситуациях конфликта ментальностей и реализации конкретных интересов.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей особые ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантность соткана из разного рода отношений: морально-этических, ценностно-нормативных, правовых. Они соприкасаются в главном — установке на сотрудничество, гармоничное сосуществование, ненасилие.

На основании статуса основными ви-

1 См.: Хомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность // Журнал социологии, социальной антропологии, 2003, № 4, т. 4, с. 98—112.

дами толерантности являются: половая толерантность, расовая, возрастная, национально-этническая, языковая, социальная, имущественная, профессиональная, политическая, конфессиональная, региональная и др. Перечисленные виды толерантности проявляются в субъект-субъектных отношениях, где в качестве субъектов толерантных отношений могут выступать как отдельные люди, так и целые общности. Следует отметить, что выделение видов толерантности на основании статусных критериев не является достаточным. В этом случае из поля зрения выпадает фрус-трационная толерантность, понимаемая как способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации2.

В зависимости от масштаба взаимодействующих субъектов можно выделить следующие уровни толерантности: самотолерантность, индивидуально-личностный уровень, групповой или социальный уровень, подразумевающий признание неотъемлемых прав людей на создание добровольных организаций, обществ и союзов. Далее следуют этнический, национально-государственный и социокультурный уровни3. У конкретного человека толерантность также проявляется на разных уровнях — от открытой враждебности по отношению к окружающим до стремления к диалогу и признания своих ошибок.

Толерантность, как и любое социальное явление, противоречива по своей сути, и многие авторы указывают на ту или иную грань, которая позволяет существовать ей как благу и как прямо противоположному качеству в суждениях и деяниях. Дискурс толерантности в научной литературе свидетельствует о том, что содержательные смыслы понятия разнообразны и широки, а общий концептуальный подход к ее определению пока не найден4. Толерантность, таким образом, проявляется как подвижная форма социальности, она не может возникнуть сама из себя и является отражением условий и качества жизни, с одной стороны, а с другой — институциональных и самоорганиза-

2 Митина О.В. Психосемантический анализ этнических стереотипов: Лики толерантности и нетерпимости. — М. : Смысл, 2000, с. 17.

3 Степанова И.Н., Комогоров П.Ф. Феномен толерантности в теоретических измерениях // Наука и образование Зауралья, 2000, № 2, с. 263.

4 Победа Н.А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация // Социс, 2007, № 6, с. 14.

ционных форм взаимодействия. Несмотря на свою размытость, толерантность формируется в рамках устойчивых структур, таких как социальные институты, социальные общности, социальные организации, которые обеспечивают качество жизни, связь времен, опыт поколений и создаваемые ими системы ценностей.

Можно выделить следующие критерии толерантности, формирование которых является важнейшей задачей современного общества: равноправие; взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам; равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; свобода вероисповедания; сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами1.

Все эти критерии соответствуют модели либерального плюрализма, которую можно рассматривать как воплощение толерантности на уровне целого общества. Модель либерального плюрализма предполагает два полюса. На одном — разнообразные убеждения нравственного и религиозного характера, которых придерживаются различные группы внутри общества. На другом — беспристрастное государство, подтверждающее права каждого гражданина на справедливое отношение, включая и право вырабатывать и выражать свои убеждения. «Вопрос становится уже не просто о том, как жить вместе, — справедливо отмечает А.А. Галкин, — а о том, как жить вместе, не утрачивая идентичности различий»2.

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности — интолерантнос-

1 Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков // http://www.tolerance. ru/master-klass/met4-0.html

2 Галкин А.А., Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовом глобализации // Социс,

2003, № 8, с. 64.

ти, или нетерпимости. В современной научной литературе интолерантность все более рассматривается как серьезная угроза, так как с интолерантностью в демократическом обществе мир невозможен. Одно из объяснений причины данного явления следующее: «интолерантность проистекает из убежденности человека или социокультурной группы в том, что их система верований или образ жизни является высшим», а отсюда и предубежденность к «другим», оскорбления, дискриминация, преследования, запугивание, сегрегация и — как крайность — насилие3.

Причиной нетерпимости служат негативные стереотипы и предрассудки, ксенофобия, национализм, фашизм, империализм, дискриминация, эксплуатация, религиозное преследование, изгнание, сегрегация, включая апартеид, репрессии, уничтожение и геноцид. Особенно часто на себе испытывают нетерпимое отношение общества этнические и религиозные меньшинства, лица с инвалидностью, пожилые и престарелые граждане и др.

Другой гранью, тесно соприкасающейся с толерантностью, но не сводимой к ней, является мультикультурализм. Этим понятием обычно обозначают комплекс идей и действий различных социальных субъектов (государственных и общественных), направленных на равноправное развитие различных культур, преодоление дискриминации различных групп населения во всех сферах общественной жизни, обеспечение равных шансов при трудоустройстве и получении образования, в достижении желаемого социального статуса и т.д. Другими словами, мультикультурализм означает содействие сосуществованию различных культур и групп в одной стране.

Подводя итог, необходимо отметить, что в последние десятилетия понятие «толерантность» стало важнейшим международным термином, ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом и отражает взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех. Оно состоит в уважении прав другого и в праве быть иным. Однако в нашей стране идеи равных прав и возможностей для всех граждан стали осознаваться лишь недавно, и их еще предстоит сформировать в общественном сознании в полной мере.

3 Риэрдон Б.Р. Толерантность — дорога к миру. — М. : Бонфи, 2001, с. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.