Научная статья на тему 'Форматы понимания толерантности: философский аспект'

Форматы понимания толерантности: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
386
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДРАССУДКИ И НЕТЕРПИМОСТЬ / СОГЛАСИЕ И ЕДИНСТВО / НАЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫЙ ОБЛИК И САМОПОЗНАНИЕ / СТОИЦИЗМ / PREJUDICE AND INTOLERANCE / CONSENT AND UNITY / NATIONAL-SPIRITUAL LOOK AND SELF-KNOWLEDGE / STOICISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горбунова Полина Геннадьевна

В статье толерантность рассматривается как всеобщая моральная ценность и качество человека, его устойчивый признак уверенности в делах, в себе, в осознании своих позиций, открытости и способности к инновационным изменениям, готовности к духовной конкуренции. Толерантность утверждается как общезначимый принцип человеческого общения и взаимодействия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article tolerance is considered as the general moral value and quality of the person, his firm sign to confidence in deal, in itself, in realization their own position, openness and abilities to innovative change, readiness to spiritual competition. Tolerance becomes firmly established as generally valid principle of the human contact and interactions, providing achievement in society fairness, farewells.

Текст научной работы на тему «Форматы понимания толерантности: философский аспект»

Теория и история культуры

51

ную целостность и исключающих насильствен- дение, но наиболее реально проявляющи-

ное изменение Конституции, этнической само- мися на сегодняшний день остаются именно

идентификации и др. потеря общности, эффект неопределенности,

Естественно, что и другие факторы спо- этническое капсулирование и стремление к

собны оказать влияние на этническое возрож- безопасности.

Примечания

1. Альтерматт, У. Этнонационализм в Европе / У. Альтерматт. - М., 2000.

2. Гумилев, Л. Н. Этносфера: История людей и история природы / Л.Н. Гумилев. - М., 1993.

3. Элиас, Н. Общество индивидов / Н. Элиас. - М., 2001.

ФОРМАТЫ ПОНИМАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

П. Г. Горбунова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье толерантность рассматривается как всеобщая моральная ценность и качество человека, его устойчивый признак уверенности в делах, в себе, в осознании своих позиций, открытости и способности к инновационным изменениям, готовности к духовной конкуренции. Толерантность утверждается как общезначимый принцип человеческого общения и взаимодействия.

Ключевые слова: предрассудки и нетерпимость, согласие и единство, национально-духовный облик и самопознание, стоицизм,

In article tolerance is considered as the general moral value and quality of the person, his firm sign to confidence in deal, in itself, in realization their own position, openness and abilities to innovative change, readiness to spiritual competition. Tolerance becomes firmly established as generally valid principle of the human contact and interactions, providing achievement in society fairness, farewells.

Keywords: prejudice and intolerance, consent and unity, national-spiritual look and self-knowledge, stoicism.

Идея толерантности начала зарождаться в доклассической философии и первоначально развивалась античными философами. Аристотель, Платон и Диоген в своих философских воззрениях поднимали проблемы добродетели, справедливости, миролюбия и прощения. Понимая неизбежность несогласий и войн, а вследствие этого - распространения зла и несправедливости, философы пытались

обосновать такие способы сосуществования человека, которые бы обеспечивали его гармоничное развитие и мирное существование

(3).

Аристотель обращал внимание на нравственную сторону во взаимоотношениях людей и утверждал, что только нравственный человек может много делать ради своих друзей и ради Отечества. Он высоко ценил это

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 51-54

03_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 51 1 07.02.2012, 17:51

52 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

качество человека и подчеркивал, что нравственный человек будет это делать, даже в случае, если бы ему пришлось потерять жизнь (5, с. 95).

Платон в беседах со своими учениками часто отмечал, что, заботясь о счастье других, человек находит свое собственное счастье. Философ был уверен, что угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях. Развивая идею толерантности, Диоген из всех гражданских и человеческих категорий бытия признавал наиболее существенной одну -аскетическую добродетель (5, с. 91).

В последующем, развивая философскую мысль в трудах «Опыт веротерпимости» и «Послание о веротерпимости», проблему толерантности поднимает Дж. Локк. Он приходит к выводу, что развитие человека, государства должно идти путем воспитания в большинстве единомыслия и поощрения добродетелей (4, с. 13).

Как последовательный критик фанатизма и защитник толерантности выступает философ эпохи Просвещения - Вольтер. В «Трактате о веротерпимости» (1763) он констатирует, что религии, будучи милосердными по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. Оставляя право за каждой религией на возможность выражения самых различных идей, он, между тем, отмечает, что «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах» (6, с. 72).

Важнейшим результатом осмысления толерантного мироустройства философами, и прежде всего Аристотелем, Платоном, Диогеном, Локком и Вольтером, стало признание толерантности всеобщей моральной ценностью и элементом системных представлений о мире и жизнедеятельности человека в нем.

Идея толерантности последовательно утверждается в русской гуманистической философии. Русский философ-идеалист В.С. Соловьев, развивая идею о единстве и целостности человечества и его всемирной истории, утверждал, что в рамках единства происходит движение к совершенному обществу, которое не

создается внешним и насильственным образом, поскольку в этом случае оно было бы несовершенным.

Как главное условие формирования совершенного общества им провозглашалось согласие на единство, а не важность и грандиозность идеи, на основе которой согласие на единство осуществляется. Другими словами, он утверждал, что добровольное признание идеи способствует согласию на единство, а поэтому нужно не только единение всех людей и всех их дел, а их человеческое единение (1, с. 294).

Русские философы в ХХ веке, исследуя феномен национального самосознания, концентрируют свое внимание на признании у каждого народа своего самобытного, национально-духовного облика, самопознание которого нацеливает человека на постижение как своей природной сущности, так и сущности других. Н.С. Трубецкой, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и др. приходят к выводу о том, что только через истинное и углубленное самопознание народ приходит к осознанию равноценности всех народов планеты. Не случайно В.С. Соловьев, предлагая конкретный путь достижения толерантности народов, утверждает, что для того, чтобы исключить «какофонию наций», необходимо полюбить все другие народы как свой собственный (1, с. 294, 590).

В русской философской мысли толерантность связывается с такими проявлениями национального самосознания русского народа, как терпимость к сложившемуся у другого народа образу жизни, проявлениям в нем тех или иных социально-культурных факторов. В «Новой философской энциклопедии» толерантность трактуется как «... качество, характеризующее отношение к другому человеку как равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение

Теория и история культуры 53

его прав на отличие» (6, с. 164).

Американский философ М. Уолцер один из первых осмысливает толерантность через характеристику поведенческих мотивов человека. Среди них он выделяет: отстраненность, связанную с нежеланием противостоять чему-либо; ощущение бессмысленности противостояния; безразличие; моральный стоицизм, позволяющий проявлять любопытство к чужим заблуждениям; восприятие различий как общественного блага; восторженное поддержание всякого многообразия (8, с. 34).

Легко заметить, что отдельные мотивы в понимании толерантности, сформулированные М. Уолцером, способствуют претворению генеральной цели человечества, которую французский философ и писатель А. Камю сформулировал как желание «найти и открыть дверь в мир, где нет насилия и войн, в мир толерантности, в котором каждый человек свободен» (6, с. 59).

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что толерантность рассматривается философами как понятие, отождествляемое с проявлениями терпимости между народами, государствами, социальными сообществами, группами, индивидами. При этом толерантное отношение не рассматривается как пассивное принятие мнений, взглядов и действий других, а как нравственное качество и позиция личности, заключающиеся в ее готовности к терпимости в процессе диалога и позитивного взаимодействия с представителями иной культурной, национальной, религиозной направленности во имя достижения взаимопонимания и сотрудничества.

Акцентируем наше внимание на том, что содержательное наполнение понятия стало включать в себя действенную (деятельност-ную) сторону жизнедеятельности человека и приобрело социально активную окраску. Толерантность стала рассматриваться как важное условие успешной социализации и самореализации человека через его интеграцию в систему общественных отношений и формирование навыков и умений жить в гармонии, как с самим собой, так и со своим микро -

и макроокружением.

Для того чтобы выявить наиболее полную картину понимания дефиниции «толерантность» в философском контексте, мы обратились к ее трактовке в ряде словарных источников. Так, например, в «Социологическом энциклопедическом словаре» представлено определение толерантности в следующем виде: «Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям» (7, с. 117). Однако обратим внимание на то, что в «Большом энциклопедическом словаре: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия» понятие «толерантность» начинает широко использоваться в научном дискурсе межгрупповых и межличностных отношений. Ученые стали конструировать и использовать понятие «толерантность» в медицинском, экономическом, социологическом, политологическом, экологическом и других исследовательских направлениях. Толерантность начинает рассматриваться в широком контексте, наиболее полно выраженном в Уставе ООН, через требование «... проявлять терпимость и жить вместе друг с другом, как добрые соседи» (2, с. 13).

Такое смысловое понимание толерантности характерно и для 80-х, а также 90-х годов двадцатого столетия. Понятие «толерантность» трактуется в таком ключе тогда, когда в основу его смыслового наполнения вкладывается латинское слово - юкгапйа, означающее «терпение», «терпимость», «снисхождение» и «снисходительность».

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что, в философском контексте толерантность рассматривается философами в достаточно широком диапазоне ее интерпретации. Границы понимания толерантности распространяются от ее истолкования как неограниченного общезначимого принципа в разного рода философских концепциях до ограничительного истолкования, принимающего во внимание социальное и индивидуальное состояние отношений человека, обеспечиваемых его нравственностью, моральностью, право-

03_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 53 07.02.2012, 17:51

54 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

уверенности своих позиций, открытости и способности к инновационным изменениям, готовности к духовной конкуренции. Толерантность - общезначимый принцип человеческого общения и взаимодействия, способствующий достижению обществом понимания необходимости добродетели, справедливости, прощения, а в целом - гармоничного развития человека, его мирного сосуществования с другими людьми и обществами.

мерностью и т.п.

Толерантность с философской точки зрения - всеобщая моральная ценность и качество человека, способствующее достижению человеком своего счастья и счастья других, единению и обретению целостности социума

- как факторов движения к совершенному социуму. Поэтому наличие качеств толерантности у человека - устойчивый признак его уверенности в делах, в себе, наконец, в осознании

Примечания

1. Антология мировой политической мысли: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция / Нац. обществ.-науч. фонд «Акад. полит. науки»; рук. проекта Г.Ю. Семигин и др. - М.: Мысль, 1997. - 883 с.

2. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / гл. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. - Минск: МФПЦ, 2002. - 1008 с.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосев; пер. с древнегреч. М.Л. Гаспаров. - М.: Мысль, 1998. - 572 с.

4. Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. / Дж. Локк; ред. и примеч. И.С. Нарский, А.Л. Субботин. - М.: Мысль, 1988.

- Т.3. - 669 с.

5. Мудрость тысячелетий: [энциклопедия]. - М.: ОЛМА-ПРЕММ, 2003. - 848 с.

6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, нац. обществ.-науч. фонд.

- М.: Мысль, 2001. - Т. 4. - 605 с.

7. Социологический энциклопедический словарь / [ред.-сост. З.Т. Голенкова и др.]; Ин-т полит. исслед. РАН.

- М.: Норма, 1988. - 560 с.

8. Уолцер, М. О. О терпимости / М.О. Уолцер. - М.: Идея-пресс, 2000. - 159 с.

ФЕНОМЕН КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА В СЕКУЛЯРНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ РИТУАЛАХ СЛАВЯН

Р. А. Прощенко

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассмотрены дуализм мировосприятия, оберегательные и религиозные функции колокольного звона в представлениях восточных славян. Изучены персонификация колокола, наделение его чертами живого существа, описаны виды и цели применения колокольного звона.

Ключевые слова: ритуал, церемония, традиционная культура славян, культурное значение колокольного звона.

Article takes on the duality in the worldview of Slavic people which they attribute to the sounds of bell. Religious and defending functions of the bell are examined as well. Special attention is given to the personification of bell in traditional culture and forms anf goals of bell's sounds.

Keywords: Ritual, ceremony, Slavic traditional culture, cultural significance of the sound of bell.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 54-58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.