Научная статья на тему 'Толерантность как духовно-нравственное качество личности'

Толерантность как духовно-нравственное качество личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1273
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность как духовно-нравственное качество личности»

Теоретическое обоснование (положения)

Комплексный Б.Г.Ананьев и др. Системный Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин и др. Компетентностный К.А.А бул ьханова, А.В.Вербицкий И.А.Зимняя, Б.Б.Коссов, А.И.Субетто и др. Личностно-центрированный (Субъектный) А.Маслоу К.Роджерс Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн

Методологическая основа системы подготовки (подходы)

4

Гуманистическая парадигма психолого-педагогической науки и образовательной практики (А.Г.Асмолов, К.Роджерс, А.Маслоу, Д.И.Фельдштейн

________________________________________и др.)_______________________________________

Ценностные ориентиры современного образования

____________________________________________+________________________________________

Развитие личности, стремящейся к постоянному саморазвитию, самореализации и самоактуализации, с высоким уровнем личностной и этнической субъектности, с высокой гражданской позицией Россиянина, готовой к поликультурному бесконфликтному взаимодействию на уровне интеграции и консолидации культур. Личность самостоятельная, активная, целостная, гармоничная,

______________творческая, свободная, ответственная. Полисубъектная личность._________

_________________________Цель современного образования_______________________________

С.А. Федорова

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

Братский государственный университет, 1уиЬШта.sweta@yandex. ги

В настоящее время, когда материальные ценности доминируют над духовными, происходит процесс разрушения личности. У людей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Толерантность как духовнонравственное качество личности становится все более необходимым современному человеку, а в межличностном взаимодействии она существенно отличается от других нравственных качеств, ценностей и установок личности. Несмотря на широкое распространение понятия толерантность, однозначного подхода к его дефиниции не существует. В общем понимании толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Рассматривая толерантность в аспекте личностного качества, мы видим, что оно имеет свои особенности в различных культурах. Если обратиться к языковым словарям русского языка толерантность соотносится с терпимостью, выносливостью, признанием существования различных мнений, взглядов, обычаев. В словарях иностранных слов толерантность в переводе с английского означает готовность быть снисходительным и терпимым, с французского -толерантность это отношения, в которых допускаются различные мнения и точки зрения отличные от твоих собственных. Если обратиться к восточным языкам, то понятие толерантности в них соотносится с эквивалентным в русском языке великодушия, душевности и открытости.

Нет единства и в научном сообществе. В социологической литературе толерантность чаще всего рассматривается как явление межкультурных коммуникаций, как одна из важнейших духовных ценностей. Толерантность в культурфилософском плане понимается как уважение, принятие и адекватное понимание богатого многообразия культур цивилизованного мира, как форма самовыражения и способ проявления человеческой индивидуальности, личностной культуры. В психолого-педагогической науке можно выделить, по крайней мере, четыре смысловые значения толерантности как личностного качества:

- способность переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [5. С. 32];

- отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [3];

- установка на либеральное принятие моделей поведения, убеждений и ценностей других [3];

- способность выносить стресс, напряжение, боль без особого вреда [4]. Социальная философия, например, исследует толерантность под углом зрения диалога культур и цивилизаций, выявления социальных и культурных оснований толерантности, оставляя вне исследовательского интереса следующие принципиальные философско-мировоззренческие вопросы: понимание человека как личности толерантной, выявление этнической и культурной идентичности человека, определение содержания толерантности как духовно-нравственного качества личности.

Фундаментом духовно-нравственного развития, по мнению Г.Н. Волкова, является усвоение элементарных норм человеческого общежития: неприкосновенность личности, неприкосновенность чужих и общественных вещей, трудовое обслуживание самого себя, этикет и товарищеское отношение к людям, бережное отношение к природе и продуктам человеческого труда, учение и общение с искусством [1, 334].

Духовное развитие совершается в процессе духовно-практической деятельности человека, через интеллектуальное усилие, эмоциональное напряжение, через реально-практические связи человека с миром, ценности которого и раскрываются для субъекта благодаря этим усилиям и за счет этих усилий. Но всего этого не происходит, пока личность не вступает с миром в индивидуальное взаимодействие, пока не приложены собственные психические усилия [2, 335]. Пока личность сама не осознает необходимость общения и приобретения нового опыта, необходимость познания и осознания нового для себя, не будет настоящих духовных и нравственных приобретений, не появиться настоящая ценность этих приобретений или же просто, не произойдет осознание ценности приобретенного и приобретаемого.

Таким образом, толерантность, с позиций приоритета духовно-нравственной составляющей качества человека как личности, выражается в принятии «другого» как личности, принятии его независимо от национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, социального, имущественного и должностного положения (социальные и культурные характеристики), а также возраста, состояния здоровья, пола, расы (антропологические характеристики), а так же уважительное и бережное отношение к природе, искусству, чужому имуществу и труду.

Толерантность и ее формирование в последнее время составляет предмет многочисленных психологических и психолого-педагогических исследований. Исследованы общие подходы к толерантности как психологическому явлению (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, Г.У. Солдатова, А.Б. Орлов, А.З. Шапиро и др.) и как социально-психологическому явлению (Г.Л. Бардиер, Г.У. Солдатова, Т.П. Скрипкина и др.). Множество исследований посвящены психологопедагогическому анализу толерантности (А.Г. Асмолов, М.С. Мириманова, А.А. Погодина, М.И. Рожков, О.А. Попова, Г.У. Солдатова, Д.В. Зиновьев, П.Ф. Комогоров, О.Б. Скрябина, К. Уэйн и др.). В социальной психологии первостепенное внимание уделяется изучению толерантности как терпимости к каким-либо отличиям (этническим, национальным, религиозным, расовым и др.) (Д. Бродский, А. Гербер, Л.М. Дробижева, Е.Г. Луковицкая, Н.В. Мольденгауэр, Г.У. Солдатова, Е.И. Шлягина, В.Ф. Петренко и др.). Толерантность анализируется в рамках проблемы общения (Г.С. Кожухарь, В.А. Лабунская, Л.И. Рюмшина и др.), как устойчивость к неблагоприятным воздействиям (Е.А. Милерян, В.И. Лебедев, Е.Г. Луковицкая, Р.В. Брислин, M. Комадена, E. Френкель-Брунсвик и др.). Проблема формирования толерантности в образовательном и воспитательном процессе (И.В. Крутова, О.В. Ладыкова, М.С. Мириманова, А.В. Никольский и др.) и вопросы формирования толерантности в процессе обучения в вузе (Т.А. Ерахтина, В.П. Комаров, Г.С. Кожухарь, Е.В.

153

Рыбак и др.). Само понятие толерантности при этом в зависимости от контекста наполняется специфическим смыслом, однако можно отметить и общие тенденции понимания толерантности. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Большая часть исследований толерантности проводится в русле исследования ее как качества личности, позволяющего успешно функционировать в обществе вообще, безотносительно конкретных сфер деятельности. Говоря об

исследованиях толерантности как профессионально значимого качества личности, можно отметить достаточно узкий охват профессий, привлекших к себе внимание исследователей: педагоги, психологи и государственные служащие. Между тем толерантность занимает значительное место в профессиональной деятельности и других специалистов. Специфика профессиональной деятельности и личностные особенности специалистов той или иной профессии накладывают существенный

отпечаток на формирование и проявление толерантности, Однако,

остались совершенно не учтенными профессии в сфере технических

специальностей. В частности отсутствуют исследования по студентам технических специальностей в процессе их профессионального становления в период обучения в вузе, и, прежде всего, особенностей взаимосвязи характеристик толерантности, порождаемых и проявляющихся в отношениях между людьми, с разными видами их статусных отношений в группах, в которых они взаимодействуют. С другой стороны в настоящее время в связи с изменением всей системы высшего образования и внедрением инновационных технологий обновляются и повышаются требования к процессу обучения в вузе. Изменяются требования к созданию условий для развития и формирования профессиональных компетенций и компетентностей студентов технических специальностей, в том числе, блоку их коммуникативных компетенций. Так, например, одной из общих компетенций по новому ФГОС ВПО является способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности, важной общепрофессиональной компетенцией выступает способность организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды.

Таким образом, существует противоречии между требованиями общества и системы образования к наличию у студентов технических специальностей толерантности и не подготовленностью системы Вуза к его формированию.

Для определения общего уровня толерантности среди студентов технических специальностей, было проведено диагностическое исследование экспресс-

154

опросником «Индекс толерантности» по методике Г.У. Солдатовой,

0.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой. Стимульный материал опросника состоит из утверждений, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции).

Результаты исследования у студентов технических специальностей показали что:

- высокий уровень толерантности у 6 % респондентов;

- средний уровень толерантности имеют 59%;

- низкий уровень выявлен у 35% респондентов.

Студенты гуманитарных специальностей по данному опроснику показали: -высокий уровень толерантности 9 %;

-средний уровень толерантности 91%;

-низкий уровень толерантности - 0%

Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод: специфика учебной деятельности и задач образования в высшей школе у студентов гуманитарных специальностей способствует формированию толерантности, тогда как обучение студентов технических специальностей более направленно на получение специальных знаний. Выводы имеют под собой основу для дальнейших исследований в данном направлении.

Литература

1. Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь. - М, 2000.

2. Волков Г.Н. Этнокультурная направленность ценностных ориентаций //

Гегярлт. № 2 2006. С.12-18.

3. Психология: Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М. ,1990.

4. Ребер А. Большой Толковый психологический словарь. Т. 2 М., 2000.

5. Харламов И. Ф. Педагогика: крат. курс. - Мн., 2005.. - С. 185.

6.Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности — М.: Смысл, - 2008. - 172 стр.

7. http://www.fgosvpo.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.