Научная статья на тему 'Театральная образовательная среда как фактор формирования толерантности'

Театральная образовательная среда как фактор формирования толерантности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIL IDENTITY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROGRAMS OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукичев А.Н., Крынжина Е.И., Анисимова Т.В.

Рассматривается проблема формирования личностной, коммуникативной и межэтнической толерантности подростков на базе дополнительного образования сферы искусства. Сделан вывод, что патриотизм и межнациональная толерантность исторически являются составляющими гражданской идентичности гражданина России. Обсуждается воспитательный потенциал театральной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF TOLERANCE FORMATION

Is considered the problem of development of personal, interpersonal and interethnic tolerance of teenagers on the basis of additional education in the sphere of art (theatre school). Is concluded, that patriotism and ethnic tolerance historically represent the civil identity of the citizen of Russia. Discusses the potential of theatre educational environment.

Текст научной работы на тему «Театральная образовательная среда как фактор формирования толерантности»

УДК: 374.1

ТЕАТРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

ТОЛЕРАНТНОСТИ

(из опыта работы экспериментальной площадки)

Лукичев А.Н., к.ист.н., E-mail: lukichev.an@yandex.ru Институт управления образованием РАО, Москва, Россия Крынжина Е.И., заместитель директора, E-mail: ekrynzina@yandex.ru, Анисимова Т.В., методист, E-mail: tv999sanny@mail.ru, Детская театральная школа, Мурманск, Россия

Аннотация: Рассматривается проблема формирования личностной, коммуникативной и межэтнической толерантности подростков на базе дополнительного образования сферы искусства. Сделан вывод, что патриотизм и межнациональная толерантность исторически являются составляющими гражданской идентичности гражданина России. Обсуждается воспитательный потенциал театральной образовательной среды. Ключевые слова: толерантность, гражданская идентичность, социализация, программы дополнительного образования.

THEATRE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF TOLERANCE

FORMATION

(from the experience of the experimental activities)

Lukichev A, PhD, E-mail: lukichev.an@yandex.ru Institute of management in education of RAE, Moskow, Russia Krynzhena E.I., vice principal, E-mail: ekrynzina@yandex.ru, Anisimova T.V., methodist, E-mail: tv999sanny@mail.ru The children theatre school, Murmansk, Russia

Abstract: Is considered the problem of development of personal, interpersonal and interethnic tolerance of teenagers on the basis of additional education in the sphere of art (theatre school). Is concluded, that patriotism and ethnic tolerance historically represent the civil identity of the citizen of Russia. Discusses the potential of theatre educational environment.

Keywords: tolerance, civil identity, socialization, programs of supplementary education.

Одной из ключевых компетентностей личности в современном социуме является толерантность - готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Ее развитие становится для отечественного образования стратегически значимой целью и потому эта проблема в последние годы стала чрезвычайно популярна как в психологии, так и педагогике.

Повышенный интерес к проблеме толерантности отражается в появлении теоретических и прикладных научных исследований. Как многосторонний феномен толерантность рассматривается с философской (Бархота М.П., Гинзбург - Франц Л.Д., Ройтер В., Рухтаева Л.В. и др.), психологической (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Бойко В.

В., Вязовец Н. В., Кабрин В.И., Лаврова В.Л., Мельникова Н.Н., Шабанов Л.В. и др.)., педагогической (Асташова Н.А., Клепцова Е.Ю., Колесов Д.В. и др.), социальной (Абдулкаримов Г.Г., Буденкова В.Е., БуеваЛ.П., Иванченко Г.В., Швачко Е.В., Шихардина Т.Н., Шкуратова И.В., Ярская В.Н. и др.),, биологической и медицинской (Медавар П. и др.), политологической (Васильев В.А., Ведрова Н.А., Емельянов Б.В., Лукин В.Н., Мусиенко Т.В., Светенко Т.В. и др.), этнологической (Баширова В.Х., Выскочил А.А., Габдулхаков В. Ф., Гаюрова Ю.А., Лебедева Н.М., Мириманова М.С.,Палаткина Г.В., Татарко А.Н. и др.) точек зрения.

Однако, понятие "толерантность", имея глубокие исторические корни, с трудом «пробивает себе дорогу» в обществе, в политических кругах, в системе российского образования. В наше время, когда крайние проявления этнической непримиримости, приводящей к кровопролитию, совсем недавно казавшиеся невозможными, стали частью повседневной жизни, появляются противоречивые коннотации этого слова. Многие трактуют «толерантность» как качество, несвойственное человеку, апеллируя к медицинским истокам этого слова. Всё чаще толерантность противопоставляют патриотизму, ассоциируя её с отказом от собственного национального и человеческого достоинства, с преклонением перед "чужим" образом жизни и мышления.

Это выглядит едва ли не закономерным на фоне агрессивного насаждения идеи нивелирования культурных различий, проекции на весь мир «эталонных» ценностей под лозунгами защиты прав всяческих «меньшинств». По сути, мы стали очевидцами «вестернизации» национальных культур в ущерб их «ценностному самостоянию» (Н.Д.Никандров). Другой крайностью является распространение идей изоляционизма, национализма и культурной исключительности. Толерантность многими понимается как призыв к всепрощению, примирению с терроризмом, фашизмом, стиранию границ между добром и злом.

Таким образом, особый статус в исследовании толерантности приобретает проблема неоформленности понятийного аппарата, отсутствия единой системы анализа факторов и условий развития толерантности, к которым относятся «экономические, возрастные, гендерные и другие факторы, образующие генерализованную диспозицию - толерантность» (Д.А.Леонтьев).

Следует признать, что, несмотря на возросший интерес к изучению толерантных характеристик личности среди отечественных психологов (Асмолов А.Г., Бойко В.В., Гриншпун И.Б., Солдатова Г.У. и др.) и многообразие исследований толерантности, посвященных изучению религиозной толерантности (Гаврилова Ю.А., Шевченко А.Г.), этнической толерантности (Аджиева Е.М., Бондырева С.К., Шайгерова

Л.А., Шарова О.Д.), толерантности как «этической проблемы» (Валитова P.P. и др.), политической толерантности (Мчедлов М.П., Лекторский В.А. и др.), педагогической толерантности (Безюлева Г.В., Степанов П.В., Шеламова Г.М. и др.), толерантности как «принципа функционирования культуры» (Асмолов А.Г., Горбунов В.В., Золотухин В.М. и др.), педагогическая практика пока не имеет оформленной стратегии «выращивания» толерантной личности.

Встречное движение и конструктивное сотрудничество педагогической науки и реальной практики могут быть продуктивны в процессе рефлексии положительного педагогического опыта и его систематизации в рамках научных подходов. Одной из форм такого сотрудничества стали Федеральные экспериментальные площадки -полигон для апробации результатов педагогических поисков, обобщения и распространения инновационного опыта.

Настоящая статья представляет опыт деятельности педагогического коллектива детской театральной школы города Мурманска в рамках экспериментальной площадки Института управления образованием РАО по теме: «Разработка, апробация и внедрение экспериментальных развивающих программ, ориентированных на развитие толерантности обучающихся, как условие модернизации детской школы искусств» (научный руководитель А.Н.Лукичев).

В соответствии с приоритетами государственной политики в области культуры и искусства и стратегическими задачами социально-экономического развития России, гарантированного сохранения лучших отечественных содержательных и методических традиций массового системного художественного образования детей с его адаптацией к тенденциям развития сферы культуры в целом и отечественного профессионального образования в области культуры и искусства, в частности; инновационного системного развития всей системы отечественного художественного просвещения и образования, «миссия детских школ искусств заключается в обеспечении устойчивого гармоничного развития духовно-интеллектуальных и творческих способностей каждого ребенка в процессе всестороннего изучения и творческого постижения искусств разных стран и народов и раскрытии созидательного потенциала семьи и общества». (Проект «Концепции развития детских школ искусств в РФ»).

«Закон об образовании в РФ» предусматривает реализацию в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ. Общеразвивающие программы - это образовательные программы ДШИ, обеспечивающие развитие значимых для образования, социализации, самоопределения,

самореализации духовно-интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств ребенка, его способностей, возможностей, навыков, компетенций.

Разработка таких программ требует исследовательской, экспериментальной работы, направленной на поиск оптимальной формы и содержания общеразвивающего обучения, позволяющих обеспечить инновационный подход к деятельности детских школ искусств, сохранив при этом бесспорные достижения дополнительного образования в сфере искусств. В больших городах, каким является Мурманск, «школы искусств должны быть центрами не только предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, но и нравственно-эстетического и творческого образования детей, и, в немалой степени, способствовать сохранению и развитию лучших традиций национальной культуры, распространению культурной толерантности, выступать связующим звеном между культурными традициями народов, как населяющих Россию, так и приезжающих мигрантов, формировать мультикультурное мировоззрение у детей и подростков» (проект «Концепции развития детских школ искусств в РФ»). Именно общеразвивающие учебные программы (в отличие от предпрофессиональных) в этом процессе формирования современного культурного человека должны играть решающую роль.

Объект исследования: формирование и развитие толерантности обучающихся в процессе апробации и внедрения экспериментальных общеразвивающих программ.

Предмет исследования: организационно-педагогические, научно-методические и социально-психологические условия формирования и развития толерантности обучающихся в процессе обучения по общеразвивающим программам в театральной образовательной среде

Концепция исследования (основные теоретические идеи, составляющие основу исследования): Понятие «толерантность», благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия ставшее международным термином, чаще используется в связи с межэтническими отношениями. Однако оно может и должно рассматриваться в контексте более широком по отношению к пространству человеческих взаимоотношений. В сложной «анатомии» толерантности ее психологической основой и ключевым измерением являются личностное измерение толерантности - ценности, смыслы, личностные установки.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Однако она как элемент ценностного сознания или личностная черта не присуща человеку изначально.

Необходимо создание определенных условий, которые будут способствовать её становлению и развитию как стабильной личностной характеристики.

Подростковый возраст считается сензитивным для развития толерантности, так как в этот период происходит интенсивная этносоциализация (И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Мудрик, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, В.Э. Чудновский). Её формирование у подростков позволит им гармонизировать свои отношения с окружающим миром, сохранить внутреннее эмоциональное равновесие, психологическое здоровье.

Толерантность как психологический феномен имеет достаточно короткую историю изучения в зарубежных и отечественных исследованиях (И. Б. Абакумова, А. Г. Асмолов, С. К. Бондарева, И. Б. Гриншпун, П. Н. Ермаков, Д. В. Колесов, С. В. Кривцова, Е.Ю. Клепцова, В. А. Лабунская, Г. Оллпорт, Т. П.Скрипкина, В. С. Собкин, Г.У. Солдатова и др.). Неоднозначность её понимания делает сложной эту проблему для научного исследования и разработки методов, направленных на развитие толерантного сознания. Накоплен определенный теоретический и эмпирический опыт воспитания толерантного поведения в образовании (И. В. Абакумова, Е. М. Аджиева, Н. А. Асташова, Л. А. Гейденрих, Л. И. Рюмшина и др.) Активизация поиска эффективных механизмов развития личности в духе толерантности требует разработки новых подходов к их исследованию и использованию.

Толерантность рассматривается с точки зрения различных философских и психологических подходов - сегодня в литературе преобладают бихевиоральный (при котором толерантность рассматривается прежде всего как особое поведение человека) и когнитивный (когда толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы.

Согласно классификации С.Л.Братченко, существует несколько подходов к построению психологии толерантности. С экзистенциально-гуманистической точки зрения полноценная, зрелая толерантность - непременно осознанная, осмысленная и ответственная. Такая толерантность не сводится к автоматизмам, к простым стереотипным действиям - это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения.

Полноценная толерантность - и прежде всего в своей личностной основе - не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности - это создание условий для её развития (фасилитативный подход).

С экзистенциально-гуманистических позиций толерантность понимается не как незыблемое правило или готовый к употреблению рецепт, и тем более не как принудительное требование под угрозой наказания, а как свободный и ответственный выбор человеком «ценностного толерантного отношения к жизни» (Асмолов, 2000). В частности, для учителя это означает, что толерантность - это особое качество его "способа бытия", а не только требование профессиональной роли или коммуникативный навык.

В качестве отдельной составляющей эмоционального компонента может быть назван и особый вид эмоциональной устойчивости - «аффективная толерантность» (Кристалл, 2001), суть которой состоит в способности справляться с эмоциональным напряжением, терпимо относиться к болезненным переживаниям, тревоге - без того, чтобы подавлять или искажать. Другой аспект этого вида толерантности связан с терпимым отношением к различным (включая яркие, индивидуальные, непривычные формы) эмоциональным проявлениям других людей. Развитая аффективная толерантность позволяет человеку лучше осознавать как собственные эмоциональные процессы, так и переживания других людей, не раздражаясь и не приписывая им негативного смысла.

В ходе констатирующего эксперимента в феврале 2014 года, в соответствии с программой федеральной экспериментальной площадки, проведена диагностика среди обучающихся детской театральной школы Мурманска в возрасте от 10 до 18 лет. Всего 83 опрошенных (из них - 14 мальчиков).

Обучающимся актерского отделения был предложен опросник для измерения общих социальных установок у детей, позволяющий косвенным образом исследовать существующий уровень предубежденности у подростков. Автор методики Элзе Френкель-Брунсвик установила, что сильно предубежденные в отношении других этнических групп дети склонны разделять определенные взгляды, которые прямо не связаны с этническими установками.

Были получены следующие ответы на утверждения:

«Существует только один правильный путь сделать что-нибудь» - 100% респондентов ответили отрицательно;

«Если человек никого не опасается, он может попасть впросак» - 73% положительных ответов;

«Было бы лучше, если бы учителя были построже» - около 17% опрошенных ответили положительно;

«Только человек, похожий на меня, имеет право на счастье» - 93% отрицательных ответов;

Девочки должны изучать только то, что поможет им в домашних делах - 95% отрицательных ответов. Положительные ответы дали девочки и 1 мальчик;

Войны будут всегда - это часть человеческой природы - 21% опрошенных считают войны неизбежными;

Характер и личность даны человеку от природы - 39% детей уверены, что характер и личность даны человеку от природы.

Методика Э.Френкель-Брунсвик включает также анкету для учащихся:

1. Есть ли такие национальности, представители которых вызывают у Вас негативное отношение?»

70% отрицательных ответов. 3 человека ответили «иногда». Ответ 10-летней девочки: «Все, кто не уважает чужие законы». В число «неприятных» попали азербайджанцы - 2%, таджики-1%, негры-2%, цыгане-2%, вообще мусульмане -2 %, армяне -1%, китайцы-1 % и англичане -2%.

2. При общении с человеком другой национальности я испытываю:

Интерес? Уважение? Неприязнь? Ничего не испытываю - 64% испытывают интерес при общении с человеком другой национальности. О неприязни заявили 5% опрошенных. 17% ничего не испытывают, встречая представителя другой национальности.

3. Представьте себе, что в Вашем присутствии плохо отзываются о представителях других национальностей в этом случае Вы...»

■ попросили бы воздержаться

■ никак бы не прореагировали

■ «терпели, но испытывали при этом неприятное чувство»,

■ Другое

Более 50% опрошенных «попросили бы воздержаться» того, кто плохо будет отзываться о представителях другой национальности, в том числе - большинство мальчиков. Четверть опрошенных будет «терпеть, испытывая неприятное чувство».

Двое мальчиков и две девочки, испытывающие неприязнь к отдельным этносам (вопрос №1), при этом указывают, что «попросили бы воздержаться того, кто плохо отзывается о представителях др.национальностей».

*Другое: ответ: «Начала бы перечислять плюсы этих людей».

4. Подчеркните пять важных на ваш взгляд личных качеств «среднестатистического» представителя другой культуры качеств:

■ внешне привлекательный - безобразный

■ забавный - скучный

■ воспитанный - невоспитанный,..

■ интересный - неинтересный,

■ хороший - плохой,

■ вежливый - наглый,

■ умный - глупый,

■ добрый - злой,

■ обычный - необычный,

■ общительный - необщительный.

Для большинства респондентов значимыми качествами представителя другой культуры являются Воспитанность, Ум, Общительность, способность быть Забавным. Немногие дети придают первостепеное значение Внешности. Меньшинство прибегает к оценочным критериям «Хороший-плохой»

Проведена также Диагностика общей коммуникативной толерантности по методике В.В.Бойко.

По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале - 15, общее по всем шкалам - 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности. Получены результаты:

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

Чуть более 2% респондентов не принимают индивидуальность другого Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей

Высокие результаты показывают 4,8%

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей.

Показатель - в норме - 100%

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при

столкновении с коммуникабельными качествами партнеров Показатель - в норме -100%

Выявлена тенденция снижения показателей в зависимости от возраста респондентов

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров. Показатель - в норме - 100%.

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным» Показатель - в норме - 100%

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности - высокий показатель - 1,2% респондентов

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми. Высокий показатель - 1,2% респондентов

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других. Показатель, граничащий с высоким (14) - 1,2% респондентов.

Выводы: Высокий общий суммарный показатель наблюдается у 1,2% респондентов. Причем, это обучающиеся, недавно поступившие в детскую театральную школу, прежде не имевшие опыта обучения в сфере культуры и искусства. Даже беглый анализ результатов диагностики в сопоставлении с доступными результатами аналогичных исследований, проведенных в последние два-три года среди учащихся средних школ и колледжей, позволяет утверждать, что обучающиеся детской театральной школы Мурманска показывают более высокий, чем в среднем у учащихся общеобразовательных учреждений, уровень общей коммуникативной толерантности.

Поскольку как цель достижение оптимального уровня толерантности обучающихся детской театральной школы до 2013-2014 учебного года специально не формулировалось, этот «побочный эффект» образовательного процесса требует осмысления.

Мы предприняли попытку выстроить (отрефлексировать) модель комплекса психолого-педагогических условий формирования толерантности, действующую в детской театральной школе города Мурманска.

Сама театральная образовательная содержит огромный потенциал для личностного роста вообще и развития толерантности как черты зрелой личности, в частности. В основу образовательного подхода в системе образования сферы искусства положено эмоционально-чувственное, практическое (не интеллектуальное) постижение содержания образования. Очевидно, что интериоризация учебной информации в этом случае происходит гораздо эффективней (в сравнении с традиционным учебным процессом). Процессы освоения содержания образования и личностного роста развиваются в единстве и происходят непрерывно.

Сама природа театрального искусства такова, что требует от актера качеств, свойственных толерантной личности: необходимость «принятия» и оправдания персонажа актером положена в основу учебных программ актерской подготовки не только профильных театральных высших и средних учебных заведений, но является непременным условием проведения театральной игры как формы понятной детям и принятой детьми. Дети безоговорочно верят, играя в магазин, что один из них «продавец», а другой - «покупатель», кто-то - «дочка» , а кто-то - «мама» и т.д. Именно от педагога зависит создание игровой среды для усвоения этих понятий (принять условность, оправдать свой персонаж), именно педагог отвечает за социализацию ученика средствами театрального искусства.

Залог успеха любого учебного спектакля - в коллективном творчестве. Овладение законами и навыками сценического общения помогает не только снять психофизический зажим у актеров - учащихся, но дает опыт понимания ответственности не только за свою учебную работу, но и за работу всего разноуровнего коллектива. И, подчас .пристройка к партнёру на сцене помогает быстрее найти пристройку в личных отношениях между учащимися, учащимися и педагогами, потому что возникает сотворчество, а сотворчество - лучшая психологическая среда для раскрытия творческого потенциала ребёнка в комфортной атмосфере радости и взаимопонимания.

Пристройка как умение понять состояние партнера и действовать в предлагаемых обстоятельствах с учетом всех изменений психо-физического самочувствия исполнителей других ролей, как приглашение сотворять и творить вместе, где все равны и нет никого «главнее-умнее», а решение задачи, поставленной педагогом -зависит от всех, кто вышел на учебную сценическую площадку.

Эмпатия - условие продуктивной коммуникации. Научение эмпатийному слушанию, умению понять собеседника по невербальным признакам требует особого внимания (и квалификации) от преподавателя. Роль эмпатии в толерантных отношениях очевидна и с этим соглашаются почти все исследователи. Специфика организации образовательного процесса на основе интеграции обучения с творчеством позволяет уделить особое внимание и эмоциональному компоненту толерантности. Эмоциональная составляющая толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом измерении коммуникативной ситуации собеседники имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга. Более того, эмпатия позволяет компенсировать (или хотя бы

смягчить) возможные разногласия между собеседниками в когнитивной или поведенческой плоскостях, препятствуя их перерастанию в межличностное противостояние и нетерпимость. Полноценная эмпатия - безоценочна и в этом смысле по сути своей толерантна.

Нельзя не учитывать также, что театральная среда - это конкурентная среда. И в этом качестве она может дать обучающимся прививку против таких издержек профессии как «звездная болезнь», «зависть к чужому успеху». Умение радоваться общему (и чужому) успеху, чувствовать себя частью общего дела, получать удовольствие не только от результата, но и от репетиционного процесса - эти навыки, способствующие социализации в любой сфере деятельности, детская театральная школа формирует «по требованию профессии», с первых дней своего существования.

Театральному образованию свойственны характерные дидактические приемы и техники. Так, будучи инновационной для общего школьного образования, игровая педагогическая технология является органичной и занимает ведущее место в методических поисках преподавателей детской театральной школы. Имитационные игры, оргдеятельностные, ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, игры-драматизации используются не только на уроках актерской подготовки. Они позволяют моделировать различные коммуникативные ситуации, преодолевать личностные барьеры, персонифицировать персонажей (как вымышленных, так и исторических), «превращаться в другого» (понимая его чувства, поведение, мотивы поступков). В игре создаются психологически комфортные условия для личностного роста, включая воспитание черт, свойственных толерантной личности.

Лучше всего представление о ценностных ориентациях, оформленных в виде педагогических задач в программах детской театральной школы, дает система контроля качества образования. В детской театральной школе разработана и успешно применяется система диагностики образовательного результата с целью мониторинга успешности освоения экспериментальных общеразвивающих учебных программ, созданных педагогами школы. Система включает качественные показатели (полученные в результате детализации каждой педагогической задачи) и уровневые критерии оценки результата (таблица 1).

В профилирующей программе «Основы актерского мастерства» качество освоения умений и навыков оценивается по показателям: «действие в предлагаемых обстоятельствах», «сценическое общение», «темпо-ритм», «пристройка», «работа над ролью». Ученик, освоивший «сценическое общение» на высоком уровне «Умеет слушать и слышать партнера, владеет эмпатией».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1.

Параметры диагностики Вид продукции Формы и способы анализа

Специальные способности Выполнение заданий (упражнений, этюдов, работа над ролью и др.) Метод внешних экспертных оценок. Герменевтические методы (понимающие)

Образовательные результаты в сфере учебной и исполнительской практики Контрольные задания Поэлементный анализ, оценочная система

Творческий потенциал Творческие достижения на уроках, спектаклях, массовых мероприятиях, тренингах, творческие работы Выявление наличия и проявления креативных качеств, метод внешних экспертных оценок, контент-анализ, методики психодиагностики

Личностные качества учащихся Рефлексивные записи и самооценка учащихся, характеристики преподавателей Метод внешних экспертных оценок, наблюдение, оценивание сформированности и уровня развития личностных качеств ученика Герменевтические (понимающие) методы

Овладение навыком «пристройки» характеризуется «умением понять состояние партнера и действует в предлагаемых обстоятельствах с учетом всех изменений психофизического самочувствия исполнителей других ролей». Показатели «Личностного роста»: «сформированность .Я-концепции», «развитие творческой сферы». Высокий уровень сформированности «Я-концепции» проявляется в «Осознанном позиционировании себя как личности в социуме, как творца в данных предлагаемых обстоятельствах - на сценической площадке. Характерны адекватная самооценка, собственное мнение и готовность его отстаивать».

Экспериментальная программа «Основы сценической речи» предлагает оценивать социально-нравственные качества личности по показателям: «любовь к родному слову», «уверенность в своих силах», «личностная культура». Критерий высокого уровня личностной культуры включает «Готовность и способность к реальной самооценке, индивидуально-ответственному поведению. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты».

Экспериментальная программа «Ансамблевое пение» нацелена на формирование социально-нравственных качеств: «чувство коллективизма», «ответственность», «самодисциплина». Критерии включают «внимание к другим детям, готовность прийти на помощь» (чувство коллективизма); «готовность брать ответственность за других, за общее дело, за детский коллектив (выполнять поручения, связанные с коллективной ответственностью) (ответственность); «самоконтроль. Пунктуальность без напоминаний и контроля со стороны старших. Способность конструктивно

организовать собственную деятельность, правильно выбирая приоритеты (самодисциплина).

Экспериментальная программа «Сценический вокал» в качестве уровневых характеристик «инициативности», «самостоятельности», «уверенности в своих силах», «доброжелательности» вводит следующие: «Ставит перед собой цель, выстраивает алгоритм действий для ее достижения, выполняет эти действия этап за этапом. Способен увлечь других» (инициативность); «Не нуждается в руководстве при выполнении привычных обязанностей. Готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Способен принимать правильное решение в стандартных ситуациях. Стремится к независимости» (самостоятельность); «Знает границы своих возможностей. Ставит субъективно высокие, но достижимые цели. Преодолевает любые трудности на пути к результату. Готов открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и действия» (уверенность); «Умеет слушать и слышать другого, радоваться чужим успехам, прощать обиды. Не испытывает зависти. Не проявляет гнев. Не склонен к ответной агрессии» (доброжелательность).

Преподаватели (они же авторы-разработчики) экспериментальной программы «Хореография» большое значение придают воспитанию социально-нравственной сферы ребенка. Сформированность таких качеств как: «трудолюбие», «целеустремленность», «воля», «личностная идентичность», «гражданская идентичность» оценивается по следующим критериям: «Высокая мотивация. Получает удовольствие не только от результата, но и от процесса работы. Не жалеет себя», добиваясь совершенства» (трудолюбие); «Ставит перед собой цель, самостоятельно выстраивает алгоритм действий для ее достижения, выполняет эти действия этап за этапом, сверяя промежуточный (а затем - итоговый) результат с образом конечного продукта» (целеустремленность); «Способен к эффективным усилиям по преодолению своих недостатков» (воля); «Готовность и способность к адекватной самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, нравственному самосовершенствованию» (личностная идентичность); «Принимает судьбу Отечества как свою личную, осознаёт ответственность за настоящее и будущее страны, укоренен в духовных и культурных традициях народа России» (гражданская идентичность).

Общеразвивающая образовательная программа детской театральной школы включает и теоретические дисциплины, понимая их важную роль в формировании личности, готовой к успешной социализации. Отличительной чертой этих предметов в

отношении целеполагания являются задачи формирования универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных, а именно: «Владение в совершенстве общеучебными действиями, включая знаково-символические; логические, постановку и решение проблем» (познавательные учебные действия); «Сформированность навыков самоопределения, смыслообразования и мотивации, нравственно-этической ориентации и морального действия» (личностные УУД); «Владение навыками взаимодействия, кооперации/сотрудничества, интериоризации («присвоения» информации)» (коммуникативные УУД); «Сформированность навыков целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, волевой саморегуляции» (регулятивные УУД).

Государственный стандарт второго поколения для средней школы обязывает общеобразовательную школу решать задачу формирования универсальных учебных действий, но нельзя пока признать эту деятельность успешной (за исключением, иногда, познавательных УУД). Очевидно, что владение всем комплексом личностных, коммуникативных и регулятивных навыков будет способствовать проявлению толерантности выпускниками школ хотя бы на поведенческом уровне.

Вторая особенность экспериментальных общеразвивающих программ теоретических предметов в детской театральной школе особенно важна для темы экспериментальной площадки, так как речь идет о задаче формирования толерантности как социально-нравственного качества личности, закрепленной в этих программах.

Экспериментальные программы «История русского драматического театра» и «Мифология» оценивают личностный рост обучающихся по показателям: «личностная культура», «гражданская идентичность», «толерантность». Высокий уровень толерантности характеризуется «терпимостью человека к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, милосердием, уважением и правильным пониманием многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Способностью установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от него в каком-либо отношении».

Экспериментальная программа «Литературное краеведение», реализующая культурно-региональный компонент образовательной программы детской театральной школы, закрепляет задачи формирования социально-нравственных качеств: «патриотизм» и «толерантность», не только не противопоставляя их, но сознательно подчеркивая их единство. Подросток, проявляющий высокий уровень патриотизма (согласно программе «Литературное краеведение») «принимает судьбу Отечества как

свою личную, осознаёт ответственность за настоящее и будущее страны, укоренен в духовных и культурных традициях народа России. Осознает себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей. Испытывает и проявляет любовь к малой родине - Кольскому Северу, городу Мурманску. Заинтересованно и бережно относится ко всему, что связано с историей и культурой народов, населяющих Кольский полуостров. Готов заботиться о преуспевании единого многонационального российского народа, процветании родного края и города, поддержании национального мира и согласия».

Мониторинг эффективности реализации экспериментальных программ на основе представленной системы диагностики проводится с 2010 года. Организация деятельности на аналитико-прогностической основе стала нормой для детской театральной школы. Сегодня можно говорить о первых успехах не только в формировании специальных исполнительских навыков, но и самореализации, развитии личностной сферы подростков.

Анализ экспериментальных программ детской театральной школы города Мурманска с позиций целеполагания в области формирования личности показывает правильность выбранной стратегии: не формулируя, как правило, специально задач формирования этнической толерантности, разработчики учебных программ ориентированы на воспитание качеств личности, являющихся содержательными характеристиками этнической толерантности.

Согласно исследованиям Г.У. Солдатовой это: знание самого себя, своих достоинств, недостатков; умение брать ответственность на себя (толерантный человек не склонен в своих бедах обвинять окружающих); ощущение безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться; меньшая потребность в определенности (толерантный человек не делит мир на черное и белое, а признает его многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности); ориентация на себя и личностную независимость; меньшая приверженность к порядку (в том числе и социальному); способность к эмпатии; чувство юмора (способность посмеяться не только над другими, но и над собой, своими недостатками и ошибками); предпочтение не авторитаризма, а свободы и демократии (для толерантного человека общественная иерархия не имеет большого значения).

Обращаясь к современным отечественным исследованиям этнической толерантности, мы находим подтверждение правильности нашего подхода к развитию толерантности и в его содержательной части. «В основе этнической толерантности

лежит "толерантность к самому себе и к своему народу". Должен быть разрушен психологический стереотип: принятие "другого" есть отказ от самого себя - и осознано отношение к "общечеловеческим" ценностям как к конкретному - разнонациональному - воплощению нравственных и духовных идеалов всего человечества. Нельзя быть подлинно толерантным без любви "к отеческим гробам", будучи равнодушным к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая все остальное человечество (С.Л.Каганович).

«Основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность, а негативные компоненты этнической идентичности приводят к этнической нетерпимости» (Н.М. Лебедева).

Принятый недавно новый историко-культурный стандарт, изученный творческой группой экспериментальной площадки (обсуждение состоялось в рамках круглого стола с участием представителей науки - руководителей ФЭП, высшей школы, администрации области и города, СМИ), был признан концептуально близким подходу детской театральной школы не только к историческому, и не только к гуманитарному образованию, но к формированию личности гражданина России в целом. Его концептуальные основы совпадают с принципиальной позицией педагогического коллектива школы, положенной в основу методической базы образовательного процесса, формирующейся на протяжении семнадцати лет, со дня основания школы.

Культурно-антропологический подход в детской театральной школе осуществляется не только на уроках «Литературного краеведения» (что закономерно), но и при работе над учебными спектаклями, при подготовке сценических номеров в разных жанрах - именно через эмоционально-чувственное постижение перипетий «рядовых граждан», переданных в художественной форме, дети переживают исторические, социальные и политические процессы. Они воспринимают информацию о судьбоносных событиях родной истории, усваивая ее не как интеллектуальный продукт, но эмоционально участвуя в интерпретации событий через акт искусства.

Этнокультурный компонент (история страны через историю регионов) представляется очень важным для формирования нравственных основ личности. Тем более, что история Кольского полуострова дает безусловные основания для патриотической гордости великим трудом народа по освоению громадных пространств с суровой природой. Дети знают примеры взаимовыручки, толерантности и веротерпимости своих предков в процессе формирования российского социума здесь, на Крайнем Севере. Задолго до рекомендаций Минобрнауки нами сформирован

перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной историей Кольского Севера. При таком подходе изучение истории и культуры родного края может быть положено в основу воспитания патриотизма и толерантности как неразрывных (а не противопоставленных) составляющих зрелой личности.

Именно такова концепция программы регионально-культурного компонента в образовательной программе школы искусств. Следует отметить,что региональный компонент проходит через всю массовую работу школы. .Учащиеся постоянно встречаются при реализации своих творческих проектов со своими земляками, как главной целевой аудитории. Труппа МБОУ ДОД ДТШ Мурманска .является организацией, которая не только участник таких значимых в городе праздников, как « Последний звонок», « День города» ,но и других, многие из которых школа делает с «нулевого цикла»-сценария до реализации-воплощения «День знаний», « День сладкоежки», « Открытие ёлки» для школьников города Мурманска , Школа традиционный участник регионального Праздника рукописной книги, Праздника «День славянской письменности», труппа ДТШ ставит спектакли по мотивам саамских сказок («Волшебное превращение медведя Тала»),участвует в организации муниципальных фестивалей « Мир народной культуры» и т.д. Многонациональный коллектив учащихся и педагогов школы сообща решает все учебные и творческие задачи ,заражая зрителей своим радостным творчеством, что возможно лишь при эмоционально здоровой атмосфере .Учебный репертуар труппы ДТШ—это не просто «лицо коллектива», как говорили раньше при определении репертуарной политики.

Априори невозможно стать « манкуртами», если с детства получаешь истинные знания по истории., являешься духовным проводником памяти поколений на земле, оббожённой пламенем самой страшной из войн - Великой Отечественной. Наши учащиеся через стихи, песни, танцы, спектакли, инструментальные произведения- всё, что является достойным художественным (для наших учеников) отражением действительности и получают уроки гражданственности ,патриотизма .толерантности ,гуманизма и человечности.

Очевидно, что причиной многообразия трактовок понятия «толерантность» является недостаточная осведомленность части общества, прежде всего, в отношении родной истории. Педагоги школы, влияют через учебный и творческий процесс на личность ребёнка-учащегося театральной школы. Ведь как и в воспитании толерантности, ребёнку важно конструктивно считаться с мнением окружающих,

сохраняя своё, так и в театре -при занятии коллективным видом творчества важно сохранить свою творческую индивидуальность. В том, что исторические судьбы, образ жизни и менталитет народов нашей страны схожи, заложены мощные основы для мирного толерантного существования. Главное уметь донести это до наших учеников!

Особое место в образовательной программе школы занимает предмет «Психология»,

С одной стороны - искусство театра часто служит моделью для изучения закономерностей межличностных отношений и в этом смысле имеет большую эвристическую ценность, с другой - моделирование человеческой жизни на сцене требует знания психологии личности и установления координат, в системе которых протекает реальное взаимодействие людей. Кроме художнической интуиции, позволяющей режиссеру и актеру ощущать фальшь, искусственность происходящего на сцене, необходимы психологические знания, которые заменяют слепой метод «проб и ошибок».

Очевидно также, что навыки самонаблюдения и самокоррекции, знание законов коммуникации, умение преодолевать барьеры в общении помогают любому человеку гармонизировать жизнь, чувствовать себя увереннее в сложных жизненных ситуациях, способствуют социализации и самоактуализации личности.

Введение учащихся в психологию творчества: знакомство с закономерностями протекания творческих процессов и способами развития; освоение навыков самоконтроля и саморегуляции; коррекция нарушений ролевого развития: ролевой ригидности (неумение переходить из роли в роль), ролевой аморфности (неумение принимать любую роль), отсутствия ролевой креативности (неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей) - лишь некоторые из психолого-педагогических задач программы «Психология» для обучающихся отделения «Основы актерского мастерства и режиссуры».

Во введении к статье мы уже упоминали о проблемах, связанных с изучением феномена толерантности. Необходимо заострить вопрос о границах толерантности, размывание которых может быть связанно, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Как определить, где заканчивается осознанная толерантность и начинается «бесхребетность», бесхарактерность. В процессе диагностики важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности.

Нам представляется, что гарантия оптимального уровня толерантности - в полноценном проявлении всех содержательных характеристик этого качества личности. Попытка 10-летней ученицы (см. результаты анкеты) при ответе на вопрос: «Есть ли такие национальности, представители которых вызывают у Вас негативное отношение?» ввести собственный социально приемлемый критерий (ответ: ««Все, кто не уважает чужие законы») говорит об определенной степени личностной зрелости. Свидетельством активной принципиальной позиции толерантного человека считаем готовность ребенка в ситуации, когда в его присутствии оскорбляют представителей другого этноса, вступить в диалог с ксенофобом с целью переубедить его (ответ: «Начала бы перечислять плюсы этих людей»).

Сегодня мы живем в поликультурной среде. Наши дети учатся в многонациональных коллективах. Они имеют опыт взаимодействия в рамках парадигмы «мирного сосуществования». Но только осмысленная, целенаправленная, глубокая, требующая терпения системная работа педагогических коллективов (нельзя в этом случае рассчитывать на семью, тем более - возлагать эту задачу на получателей грантов НКО), направленная на создание особой среды, благоприятной для зарождения и развития качеств свободной, ответственной, обретшей личностную и гражданскую идентичность личности, создаст основу для формирования новой общероссийской общности. Мы уверены, в том, что потенциал дополнительного образования сферы искусства для создания такой «благоприятной среды» должен быть использован в полной мере. Детская театральная школа города Мурманска успешно работает для этого на протяжении многих лет, открывая новые перспективы и возможности.

Список литературы.

1. Абульханова — Славская. К.А. Личностный аспект проблемы общения Текст. / К.А. Абульханова Славская // Проблемы общения и психологии. Отв. Ред.Б.Ф. Ломов -М.: Наука, 1981

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев -М.: изд-во МГУ, 1980.-336 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология Текст. / Г.М. Андреева М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.- 240

4. Андрюхина, Л.М. Дополнительное образование: возможности развития личности Текст. / Л.М. Андрюхина // Дополнительное образование.-2000.-№9.- С. 1115.

5. Ануфриева, Д.Ю. Формирование толерантной позиции школьника Текст. / Д.Ю. Ануфриева//Научное обозрение.-2009.-№3.-С. 143-145.

6. Апресян, Р.Г. Проблемы «другого Я» и моральное сознание личности Текст. / Р.Г. Апресян // Философские науки. 1986. №6. - С. 35-42.

7. Аракелян, О. В. Поликультурное образование и этнопсихология Текст. / О.В. Аракелян, А.Н. Бабилаев.- М.: Грааль, 2002.- 187 с.

8. Асмолов, А.Г. Толерантность: от утопии к реальности Текст. / А.Г. Ас-молов. // На пути к толерантному сознанию. М., 2000. -С. 58.

9. Асмолов, А.Г. Мы обречены на толерантность Текст. / А.Г. Асмолов // Семья и школа.- 2001, -№11-12.-С. 7-14.

10. Асмолов, А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности Текст. / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. 2003.- № 4. С. 3-14.

11. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития Текст. / А.Г. Асмолов // Внешкольник. 1997.-№ 7.- С.6-8.

12. Баграмов, Э.А. О противоречиях в сфере межнациональных отношений и путях их разрешения Текст. / Э.А. Баграмов // Политическое образование.-1989.-№ 12.-с. 47-57.

13. Бахтин М.М. К философии поступка. В кн. Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: 1986.

14. Безюлева, Г.В.Толерантность в педагогике Текст. / Г.В.Безюлева, Г.М.Шеламова- М.: АПО, 2002.- 256 с.

15. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка Текст. / Е.П. Белинская, Т.Г.Стефаненко. М.: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000.- 208 с.

16. Бердяев Н. А. Судьба России. Самосознание. Ростов-на-Дону, 1997.

17. Бережная, М.С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусстваТекст. /М.С.Бережная// Философские науки.-2008.-№4.-С.58-68.

18. Библер, B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы Текст. / B.C. Библер // Психологическая наука и образование.-1996.-№4.- с. 16-24.

19. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляции поведения Текст. / М.И. Бобнева- М., 1972. 312 с.

20. Бодрилин А.П. Проблема толерантности в свете учения о ценностях // Вестник РУДН, Философия, 1999, N 1.

21. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л.И. Божович.- М., 1968. -342 с.

22. Бондарева, Г. Формирование толерантной личности школьника Текст. / Г. Бондарева // История: Приложение к газ. «Первое сентября»: 2002. -№ 20. -С. 13-14.

23. Бондарева, H.A. Технология этнокультурного воспитания Текст. / H.A. Бондарева //Школа.- 2001. -№ 5.- С.38-41.

24. Бондырева, С.К. Толерантность (Введение в проблему) Текст. / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов.- М.: Изд-во Московского психолого социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-240 с.

25. Братченко, C.JI. Толерантность как норма образовательной и гуманитарной экспертизы Текст. C.JI. Братченко // Век толерантности.- 2002.- С. 16-23.

26. Бромлей, Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность Текст. / Ю.В. Бромлей.- М.: Наука, 1987.- 333 с.

27. Валитова, P.P. Толерантность как этическая проблема Текст.: Дисс. канд. философ, наук / P.P. Валитова- М., 1997.- 176 с.

28. Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель Текст. / P.P. Вали-това // Вестник Московского ун-та. Сер.7. Философия. 1996. № 1.- С.33-50.

29. Васильев, В.А. К вопросу о толерантности в современной России Текст. /В.А. Васильев // Социально-гуманистические знания. 2000. - № 3. - С. 231 -262.

30. Воробьев, В.А. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся Текст. /В.А.Воробьев.- Волгоград: Изд-во «Панорама», 2006.-80 с.

31. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантной личности: сущность и средства // Текст. / Б.З. Вульфов // Внешкольник. 2002.-№ 6. - С. 12-16.

32. Вязовец, H.B. Проблема психологической толерантности в системе школьного образования Текст. / Н.В. Вязовец, В.А. Лаврова // Журнал прикладной психологии.-2003. № 2. - С. 57-62.

33. Галкин, A.A. Культура толерантности перед вызовами глобализации Текст. / A.A. Галкин, Ю.А. Красин // Социологические исследования. -2003.-№8.-С. 64-75.

34. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности Текст. / Е.О. Галицких. -М.: Академический проект, 2004

35. Гаранджа, В.И. Толерантность и религиозная нетерпимость Текст. / В.И. Гаранджа// Философские науки. -2004. № 3. - С. 18-31.

36. Гасанов, З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика Текст. / З.Т. Гасанов.- Махачкала, 1998,- 338 с.

37. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе целостно-целевых приоритетов образования Текст. / Б.С. Гершунский // Педагогика. — 2002. № 7. — С. 3 - 12.

38. Гиппенрейнер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии Текст. / Ю.Б. Гип-пенрейнер, Т.Д. Карягина, E.H. Козлова // Вопросы психологии, 1993. № 4.-с. 24-30.

39. Глебкин, В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут HOMO Intellegens Текст. / B.B. Глебкин // На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000.- 184 с.

40. Данилов, И.А. Культура мира и ненасилия в России. Текст. / И.А. Данилов- М.: Права человека, 1999. 11 с.

41. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно- публицистический вестник. М.: МГУ, 200126 с.

42. Демократия: конфликтность и толерантность Текст.: под ред. B.C. Рах-манина.- Воронеж: Воронежский гос. Университет, 2002. — 402 с.

43. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость // Вестник СпбГУ. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения, 1996.

44. Зинченко, В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мир как реализация сознания Текст. / В.П. Зинченко // Мир психологии.-1999.-№ 1.С. 97-104.

45. Золотухин, В.М. Две концепции толерантности Текст. /В.М. Золотухин. -Кемерово: Кузбасс. Гос. Техн. Ун-т, 1999.- 143 с.

46. Золотухин, В.М.Толерантность как элемент адаптации человека в культуре Текст. / В.М. Золотухин //Дефиниции культуры. Вып. 3. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998.- 129 с.

47. Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Глобальный конфликт XXI в. (Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий). Полис, 2001.

48. Иоффе, А.Н. Многообразие понимания толерантности Текст.: учеб-метод. Материалы по курсу «Права человека»; под ред. E.H. Рахмановой.-М.: ИД «Камерон», 2004.- 32 с.

49. Капто, А. Толерантность в контексте концепции «Культура мира» Текст. / А.Капто //Безопасность Евразии. 2001. № 1. - С. 175-181.

50. Кащенко, О.О. Формирование толерантности подростков в учреждении дополнительного образования Текст.: Дисс. .канд. пед. наук /О.О. Кащенко.-Магнитогорск, 2004.- 196 с.

51. Кеннет, Уэйн. Образование и толерантность Текст. / Уэйн Кеннет // Высшее образование в Европе XXI в.-1997.-№2.-с. 184-188

52. Кольцова Е.Ю. Измерение толерантности Текст. / Е.Ю. Кольцова, Е.Е. Таратута // Журнал социологии и специальной антропологии. 2003. - № 4. — С.113-129.

53. Кропоткин, П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции Текст. / П.А. Кропоткин.-М.: СПб, 1906.-453 с.

54. Леонтьева, Э.О. Толерантность и коммуникация Текст.: монография/ Э.О. Леонтьева// Мин-во образования РФ: ТГУ.-Томск: Дельтаплан, 2002.321 с.

55. Лихачев, Д. С. Декларация прав культуры Текст. / Д.С. Лихачев.- СПб, 1999.191 с.

56. Логинов, A.B. Толерантность: От понятия к проблеме Текст. / A.B. Логинов// Вестник УрМИОНа. 2002.-№1.-с. 12-16.

57. Мацковский, М.С. Права ребенка и толерантность Текст.: пособие для учителей средних школ / М.С. Мацковский- М.: 2002.-144 с.

58. Мендас, С. Толерантность Текст. / С. Мендас // Энциклопедия этики. -Лондон, 1992,- 1251с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59. Мириманова, М.С. Толерантность как проблема воспитания Текст. / М.С. Мириманова // Развитие личности. -2002. № 2. - С. 104-116.

60. Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости. (История и конфликты этических представлений). М.: 2001.

61. Овсянникова, O.A. Формирование толерантного отношения школьников к сверстникам средствами искусства Текст.: автор, канд.пед.наук / O.A. Овсянникова. -Екатеринбург, 2003.- 22 с.

62. Погодина, A.A. Толерантность: Термин. Позиция. Смысл Текст.: Программа. История: приложение к газете «Первое сентября» / A.A. Погодина,-2002.-№ 11.- С.4.

63. Риэрдон Б.Э. Толерантность путь к миру Текст. / Б.Э. Риэрдон - М.: Бонфи, 2001.- 176 с.

64. Скворцов, JI.B. Толерантность: иллюзия и средство спасения? Текст. / Л.В. Скворцов // Октябрь.- 1997. -№3.- С. 140-143.

65. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности Текст. / Г.У. Солдатова.- М., 1998.- 224 с.

66. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности подростков Текст. / Г.У. Солдатова, JI.A. Шайгерова, О.Д. Шарова. 2-е изд. -М.: Генезис, 2001.-112 с.

67. Солдатова, Г.У.Тренинг «Учимся толерантности» Текст. / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова // На пути к толерантному сознанию. -М.: Смысл, 2000.- с. 177-239.

68. Солдатова, Г.У. Толерантность и интолерантность — две грани межэтнического взаимодействия Тёкст./Г.У. Солдатова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. - с. 30-35.

69. Степанов, П.В. Воспитание детей в духе толерантности Текст. / П.В. Степанов // Классный руководитель. 2002.- № 2.- С. 18-20.

70. Форрат, Н. Толерантность современной молодежи: исследование томских студентов Текст./ Н. Форрат // Вестник Евразии.- 2002.- № 3.- С. 28-49.

71. Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст./ В. Франкл.- М., 1990. -367 с.

72. Шалин, В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость) Текст. / В.В. Шалин.- Краснодар: Периодика Кубани, 2000.- 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.