Научная статья на тему 'Воспитание толерантности у детей средствами хореографии'

Воспитание толерантности у детей средствами хореографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
773
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Шастун Анастасия Сергеевна, Карпенко Ирина Анатольевна

В статье освещаются и обосновываются особенности формирования толерантности у детей в процессе хореографической деятельности. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной задачи современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Шастун Анастасия Сергеевна, Карпенко Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности у детей средствами хореографии»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

2. Отсутствие задатков от природы к этой деятельности и потребность обучения с раннего возраста.

3. Необходимость участия в разных, трудных, высокоорганизованных сферах деятельности людей.

4. Присутствие с рождения около детей воспитанных и творческих людей, которые имеют уже определенный опыт, необходимые для ребенка способности, могут передать им необходимые знания, умения и навыки, обладая при этом подходящими средствами и методами обучения и воспитания.

5. Отсутствия с рождения строгих запрограммированных правил поведения (природных инстинктов), неподготовленность соответствующих структур мозга, отвечающих за функционирование психики, вероятность их совершенствования посредствам обучения и воспитания.

Каждый из вышеназванных критериев является необходимым для формирования творческих способностей детей и применение их в разных видах деятельности.

Вывод. Таким образом, творческие способности заложены в каждом ребенке с самого рождения. Развитие этих способностей проходит ряд этапов, начиная с дошкольного возраста. Большая роль при этом отводится родителям, которые должны помочь ребенку раскрыть себя и свой творческий потенциал. Список использованной литературы:

1. Березина В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина. - М.: Айрис-пресс, 1994. - 60 с.

2. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.Н. Выготский. - М.: Союз, 1997. - 92 с.

3. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко. - М.: Знание, 1994. - 157 с.

4. Львов М.Р. Школа творческого мышления / М.Р. Львов. - М.: Дидакт, 1993. - 153 с.

5. Шмаков С.А. Учимся, играя / С.А. Шмаков. - М.: ЦГЛ, 2004. - 128 с.

© Карпенко В.Н., Тарасова Д.С., Карпенко И.А., 2016

УДК 373.31

Карпенко Виктор Николаевич

к.п.н., доцент, доцент кафедры теории и методики хореографического искусства Шастун Анастасия Сергеевна магистрант кафедры теории и методики хореографического искусства,

Карпенко Ирина Анатольевна доцент кафедры хореографического творчества Белгородский государственный институт искусств и культуры,

г. Белгород, Российская Федерация E-mail: nikita-61@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

Аннотация

В статье освещаются и обосновываются особенности формирования толерантности у детей в процессе хореографической деятельности. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной задачи современного российского общества.

Ключевые слова

Народная хореография, толерантность, нравственное воспитание, педагогическая деятельность, творчество.

Мы живем в третьем тысячелетии, в век экономической глобализации и прогрессирующей мобильности, формирования средств массовой коммуникации, которые ведут к интернационализации,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

интеграции и взаимозависимости всех сторон человеческого существования, в век масштабных миграций населения, сосредоточения и преобразования социальной структуры.

В связи с изменениями среды обитания людей возникла необходимость выведения мышления молодого поколения человечества на новый уровень. Такие качества как толерантность, способность понимания, доброжелательность по отношению ко всем людям в мире должны способствовать формированию каждой личности [1, с. 23].

Значительная роль в этом процессе принадлежит учреждениям дополнительного образования, в деятельности которых реализуются идеи гуманизации, гуманитаризации и жизнетворчества воспитанников. Особую категорию воспитанников таких учреждений составляют дошкольники, активно осваивающие популярные программы раннего эстетического развития, среди которых, пожалуй, наибольшую востребованность составляют программы освоения танцевального искусства [2, с. 30].

Танцевальное искусство закладывает то духовное зерно, которое возрождает интерес к жизни в каждом человеке, вот поэтому элементы народной хореографии, изучаемые в учреждениях дополнительного образования, воспитывают этническую толерантность в детях младшего школьного возраста.

Актуальность научных исследований, посвященных толерантности, понятие само по себе очевидное. Появилась на свет ненависть ко всему непохожему, злоба к людям, пользующимся незнакомым языком, имея необычный цвет кожи, придерживающихся другой системы ценностей. Нетерпимость - вот имя разрушительной силы, под действием которой происходят террористические акты, преследуются национальные меньшинства и образуются «толпы» беженцев. К большому сожалению именно она бушует во всем мире на сегодняшний день.

В наших интересах, интересах всего международного сотрудничества важно, чтобы не только отдельные люди, но и все нации стали относиться с уважением и признали культуру человеческого сообщества. Несмотря на процессы взаимодействия, происходящие в мире, культурные различия могут привести к непониманию и даже конфликтам, если учитывать, что, с одной стороны, мир все более становится единым на основе экономической, технологической, информационной интеграции. С другой стороны, усиление интеграции оказывает влияние на рост культурного самосознания, в результате чего складывается конгломерат различных по своей истории, языку, традициям, религии культурных пространств, которые развиваются и переплетаются друг с другом [4, с. 9]. Необходимым условием для мира и социально-экономического развития, является толерантность.

В целом человечество понимает необходимость во взаимопонимании, взаимоуважении и терпимости разных народов друг к другу. Поэтому 16 ноября отмечен в календаре как «Международный день толерантности», а 1995 год был объявлен ООН «Годом Толерантности».

«Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира» -гласит всеобщая декларация прав человека. Поэтому, педагогике отводится главная роль в распространении принципов толерантности.

Положение о разработке простых принципов толерантности распространяется в первую очередь на младший школьный возраст. Ведь именно в этом возрасте формируется первичное становление личности. В возрасте пяти-семи лет закладываются значимые для каждого человека основные нормы поведения, моральные ценности, формируется представление о собственном достоинстве, происходит понимание ценности себя и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, стремление к сотрудничеству, чувство солидарности, ребенок учится сам разрешать конфликтные ситуации.

Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, мало изученная. За последние десять лет исследованиям по проблемам толерантности уделяется повышенное внимание. В своих работах зарубежные и отечественные ученые сформировали и раскрыли представление о толерантности. Среди них: П. Кинг, Дж. Милль, К. Поп-пер, А. Тейлор, а также А.Г. Асмолов, Б.С.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Братусь, М. Поташник, Г.У. Солдатова. Ученые сошлись во мнении, что в понятии слова толерантность лежит в первую очередь уважение прав человека, показана забота о людях, принятие другого человека таким, каков он есть, отстаиваются его свобода, принципы и достоинства.

В ходе психолого-педагогических исследований было доказано, что формирование нравственности ребенка происходит в младшем школьном возрасте. Это время, когда дети учатся прислушиваться к себе, развивают способы отношения с другими людьми, с природой и культурой. JI.C. Выготский доказал, что психическое развитие ребенка связано с его социальными отношениями, которые образуются в ходе индивидуальной или совместной деятельности.

Отношения детей друг с другом и с миром в целом обусловливаются тем типом видения мира, который является ведущим на данном возрастном этапе. Благодаря своей общительности у учащихся младших классов появляется способность управлять своим поведением при взаимодействии не только со сверстниками, но и с окружающими людьми. В своих исследованиях И.Э. Куликовская утверждает, что в младшем школьном возрасте у детей преобладает мифопоэтическое мировидение, характеризующееся отношением к миру как партнеру по общению, взаимодействию. Причем мир воспринимается им как живой, чувствующий, думающий.

Воспитание толерантного отношения к окружающему миру у детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой, потому как именно в этом возрасте у ребенка формируется опыт выражения отношения к людям [3, с. 27].

Большая роль в зарождении этих качеств в ребенке отводится в первую очередь педагогам детских садов, школ, дополнительных учебных учреждений, кружков. Именно они вкладывают то зерно, которое отвечает за становление личности, формирует творческий этап в общественной жизни, привлекает к социокультурным ценностям. Наряду с вышеуказанными задачами перед педагогом стоит еще одна -воспитание терпимости, взаимоуважения, толерантности межличностных отношений.

Благодаря искусству и народному творчеству мы учимся познавать красоту культурных традиций разных народов. Именно через искусство протекает путь к культуре и истории, знание которого является важнейшей частью в воспитании толерантного понимания.

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство, для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному [5, с. 44].

Занимаясь танцами, дети не только развиваются физически, но и обогащаются духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает не только сверстников, а также окружающих его людей. Чтобы этого добиться ребенку приходится пройти длительный и требующий многих качеств путь. Качества, которые годами прививают педагоги-хореографы детям - это, несомненно, дисциплинированность, трудолюбие и терпение.

В хореографических кружках, либо танцевальных школах, студиях, педагоги знакомят детей с танцами народов мира, в которых отражается жизнь, быт и культура той или другой страны. Будь то восточный танец, аргентинское танго, чувственное фламенко либо зажигательная лезгинка, в каждом из них отображена жизнь народа, что делает танец индивидуальным и непохожим на другие. Впитывая в себя красоту народных танцев, дети начинают понимать и чувствовать танцевальную культуру других народов, что воспитывает толерантное отношение к обычаям и традициям народов мира, через народный танец можно многое понять о другом народе и принять его.

Вывод. Толерантность в учебно-воспитательном процессе содержит взаимосвязь духовного единства русской национальной культуры с культурой мира. Само понятие толерантности не врожденное, а осознанное и добровольное, накопленное в процессе воспитания и жизненного опыта каждого человека. И

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

хореографическое искусство, в частности народные танцы - это один из способов зарождения толерантного отношения к другим людям.

Список использованной литературы:

1. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности / А.Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию - М., 2000. . -230с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 272с.

3. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС». - 256с.

4. Карпенко В.Н. Основы межкультурного взаимодействия в хореографическом образовании: учебно-методическое пособие / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко. - Белгород, БГИИК, 2014. - 144с.

5. Сценическая хореография как феномен художественной культуры: Материалы открытой региональной научно-практической конференции. Региональный учебно-методический центр по художественному образованию Белгородского государственного института искусств и культуры - Белгород: ЛитКараВан, 2013. - 218с.

© Карпенко В.Н., Шастун А.С., Карпенко И.А., 2016

УДК 378.1; 371.3

Кирьянова Екатерина Андреевна,

студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна, к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы детерминации принципов летнего отдыха обучающихся, определяемые в конструктах и системах принципов воспитания обучающихся.

Ключевые слова

Самореализация, социализация, воспитание, педагогическое моделирование.

Возможность определения педагогического процесса в системе ограничений и приоритетов могут быть проиллюстрированы в системе принципов определяемого процесса и явления. Для качественного изучения специфики организации детского отдыха детей в летних оздоровительных лагерях определим принципы организации летнего отдыха обучающегося, заложив в основу педагогического поиска основы научно-педагогического исследования [2], методы педагогического моделирования и проектирования [1, 3, 4], технологию системно-педагогического моделирования [3, 6, 8], примеры продуктивного использования педагогического моделирования в работе педагога по физической культуре [5-9].

Принцип - основное положение теории и концепции, дисциплины или педагогического конструкта, определяющего целостное понимание рассматриваемого и реализуемого явления или процесса.

Принципы организации летнего отдыха обучающегося - основные положения, закладываемые в структуру педагогического взаимодействия в работе с обучающимися в структуре летнего отдыха, обеспечивающие качественное восстановление обучающегося от интеллектуальных нагрузок за учебных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.