Научная статья на тему '«Толерантное» правосознание: тюрьмы для народа и безответственность воробогачам?'

«Толерантное» правосознание: тюрьмы для народа и безответственность воробогачам? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРПИМОСТЬ / УЖЕСТОЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / КРИМИНОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестаков Дмитрий Анатольевич

Терпимость… Была ли она у постсоветского законодателя с первых же его шагов? Или на деле новое наказательное правосознание предстало как тюрьма для народа и безответственность для воробогачей ? Возрастание терпимости законодателя, очеловечивание ответственности не означало бы наступления безответственности. Как раз наоборот, к безответственности ведёт «двухвекторная модель» перестройки уголовного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Толерантное» правосознание: тюрьмы для народа и безответственность воробогачам?»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ

Материалы беседы «Крах толерантности и мультикультурализма как вызов российской

криминологии» от 5 июня 2015 года

УДК 343.9 ББК 67.51

Д.А. Шестаков

«ТОЛЕРАНТНОЕ» ПРАВОСОЗНАНИЕ: ТЮРЬМЫ ДЛЯ НАРОДА И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОРОБОГАЧАМ?

Аннотация: Терпимость... Была ли она у постсоветского законодателя с первых же его шагов? Или на деле новое наказательное правосознание предстало как тюрьма для народа и безответственность для воробогачей? Возрастание терпимости законодателя, очеловечивание ответственности не означало бы наступления безответственности. Как раз наоборот, к безответственности ведёт «двухвекторная модель» перестройки уголовного законодательства

Ключевые слова: терпимость; ужесточение ответственности; криминология национальных отношений; государственность.

D.A. Shestakov

«TOLERANT» LEGAL CONSCIOUSNESS: PRISONS FOR THE PEOPLE AND IRRESPONSIBILITY FOR OLIGARCHS?

Summary: Tolerance...Was a post-Soviet legislator tolerant from the very beginning? Or in fact the new punitive legal consciousness became a prison for the people and irresponsibility for oligarchs? Escalation of the legislator's tolerance, hominization of responsibility would not lead to irresponsibility. On the contrary, «duel-track» model of adjustment of criminal law leads to irresponsibility.

Key words: tolerance; tightening of liability; criminology of national relations; nationhood.

Постановка вопроса профессором Милюковым. Соучредитель клуба, его почётный профессор С.Ф. Милюков в своём юбилейном докладе провёл разбор преступной политики, осуществляемой в отношении России. Разбор представляется мне вполне убедительным. Недвусмысленно Сергей Фёдорович называет две группы лиц, осуществляющих эту уголовную деятельность: «наши внешние геополитические противники» и «внутренние паразиты-эксплуататоры». Со своей стороны, подчеркну определяющую роль внешних сил, нападающих на нас через подчинённых им внутренних посредников.

Особое единение с докладчиком ощущаю в части его суждений о нацеленности названных преступных сил на «перестройку мировоззренческого и национально-религиозного сознания... народов России». В задачи ненавистников нашей Родины, как известно, входит уменьшение её мощи и влияния до таких пределов, в которых она перестала бы играть роль одной из ведущих мировых держав. Помимо прочего, они добиваются коренных изменений в международной стратегии страны, настаивая на безоговорочном подчинении Западу. Профессор уместно об этом напоминает. Кстати, один из послесоветских наших

министров иностранных дел, а именно, Андрей Козырев, вполне соответствовал продиктованным Вашингтоном инструкциям.

Юбиляр связал «тоталитарное перепрограммирование личности ради установления Нового порядка на планете» с толерантностью и мультикультурализмом, которые, как утверждает Сергей Фёдорович, развязывают и оправдывают самые низменные человеческие страсти, а потому обладают мощным криминогенным потенциалом. Участники беседы в своих ответных выступлениях высветили из политики преступностиведческую составляющую доклада, сопоставив её с общей криминологической теорией, развиваемой в Клубе и в невско-волжской научной школе, а также с положениями семейной криминологии, криминологии закона и политической криминологии.

Терпимость и самоуважение. В Германии мне неоднократно доводилось наблюдать, как болезненно относятся немцы к засорению материнского языка (Muttersprache) английским. В коридоре одной из школ Фрайбурга мне показывали запрещающий знак наподобие дорожного, на котором - слово «okay», крест-накрест перечёркнутое. Знак призывает ученика: «Говори по-немецки!». В этой стране, в послевоенное время прошедшей жёсткую денационализацию, тем не менее, попробовал бы кто-нибудь предложить отказаться от умляутов! А у нас же повсеместно «ё» печатают без точек, что, в конечном счёте, ведёт к огрублению и обеднению речи. Полностью поддерживаю главного редактора журнала «Криминология: вчера, сегодня, завтра» А.П. Данилова в его бережно-уважительном отношении к русскому языку, умении выразить на нём без излишних латинизмов преступностиведческую мысль и выдвигаемых им соответствующих требований к помещаемым в журнале статьям.

Многозначность «терпимости» в пре-ступностиведении. На юбилейной беседе с профессором Милюковым А.П. Данилов сжато и, на мой взгляд, убедительно сформулировал преступностиведческую модель «терпимости-нетерпимости», которую отображает предложенная им схема «Шар терпимости». Он утверждает, что терпимость, ограниченная криминологической мерой, является противопреступным фактором. Неумеренные же как терпимость, так и нетерпимость мо-

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

гут способствовать преступлениям. Чтобы уберечь себя и общество от гибели, нужно руководствоваться умеренной терпимостью, помня, что иное - северный и южный полюса шара терпимости - ведёт (при неблагоприятном стечении обстоятельств - курсив Д.Ш.) к преступлению [1]. Таким образом, у Данилова мы видим основу криминологического учения о терпимости, потребность в котором явственно ощущается.

Терпимость в межличностных конфликтах. На нетерпимость - фактор внутрисемейных насильственных преступлений - обратил внимание высказавшийся по докладу В.С. Харламов. Данные его обширных исследований [7] показывают, что при общем снижении зарегистрированного насилия число этих преступлений в 2011-2014 годы возросло с 28 801 до 42 013, т.е. почти в полтора раза.

Мы с Валентином Станиславовичем не раз говорили о том, что для семейного пре-ступностиведения, да и вообще для учения о борьбе полов, весьма важно было бы применительно к убийствам и умышленному причинению тяжкого вреда здоровью сравнить нетерпимость мужей и жён. Как меняется соотношение жертв супружеского убийства в зависимости от пола? Статистика не столь тяжких преступлений по известным причинам непоказательна. Мужчины, в отличие от женщин, о преступлениях небольшой тяжести заявляют крайне редко.

Пределы терпимости в межэтнических и межконфессиональных отношениях. В русле беседы С.У. Дикаев говорил о необходимости выстраивать будущее единого российского народа, заботясь, собственно о населении в целом, а не только о его мизерной процветающей части, т.е. не так, как это происходило, по мнению Салмана Умаровича, на протяжении всей истории. И.Н. Лопушанский отметил, что советская историческая наука замалчивала преступноведчески значимое развитие на территории нашей страны этносов и их взаимоотношений. В моей «Преступности политики» поставлены вопросы об особенностях преступности того или иного народа и о грядущей криминологии межнациональных отношений.

Да, российская культура многонациональна. Возьмём зодчество. В нашем Санкт-Петербурге мы живём среди творений Ворони-хина, Растрелли, Росси, Стасова, Тона... Но

есть культурный стержень - это музыка и, безусловно, художественная литература. М. Глинка писал: «Музыку создаёт народ, а мы, композиторы, её аранжируем». По убеждению Р. Вагнера, музыка могучих народов прорастает из их тяжёлой многовековой жизни, в том числе в условиях подневольного труда. Он писал: «Истинный поэт, в какой бы отрасли искусства он ни творил, неизбежно находит художественные побуждения и мотивы творчества в безыскусственной жизни своего народа».

Выступивший на беседе в традициях русской литературы Г.В. Зазулин обратил внимание на непреодолимое расхождение мира русского «богочеловека» и западного «пра-вочеловека». Для русской идеологии характерен поиск Бога в отличие от западного поиска денег [3]. Да и деньги-то у нас играют иную роль. Как говорит один из героев Достоевского: «Мне деньги нужны для меня самого, а я не считаю всего себя чем-то необходимым и придаточным капиталу» [2, с. 29].

В наше нелёгкое время, когда великие народы с их великой культурой стоят перед угрозой их выживания, хорошо будет, если криминология межнациональных отношений обопрётся на посылку: сочувствие малым и спасение больших народов.

Терпимость к общественному разложению. Г.В. Зазулин обосновывает суждение о наркореальности как одной из криминогенно-криминальных подсистем общества и тем самым в своих работах закладывает теоретические основы новой отрасли науки о преступности - криминологии наркореальности. Это зло расползлось по миру, вплелось в экономику и стало для многих стран неотъемлемой частью их существования. Раскрытие наркореальности в свете семантического учения о преступности становится важной составляющей невско-волжской школы криминологии.

Георгий Васильевич пришёл к выводу: насаждаемая в России терпимость (пресловутая «толерантность») стала важнейшим условием возникновения наркореальности теперь уже и в нашем обществе. Терпимость он рассматривает как технологию, используемую заинтересованными силами, на пути наркокриминализации страны. Учёный требует антитолерантного, непримиримого отношения к наркореальности и её представителям. Либеральную политику в данном вопросе он

называет преступной [3]. Употребление наркотиков, казалось бы, никого не касается. На деле же, с учётом сопутствующих поступков наркомана, - это чрезвычайно злостное поведение по отношению к близким и обществу в целом.

Нетерпимость к сильной государственности. Толерантность толерантности рознь. Как правило, те же люди, которые выступают в поддержку наркоманов и неистовых гомосексуалистов, одновременно возбуждают нетерпимость к российской государственной власти, если только она начинает отстаивать самобытность, независимость страны или проявляет заботу о наших геополитических интересах. Тут «толерантщики» доходят у нас аж до призывов к революции.

Поэтому думающие соотечественники всё чаще обращаются к словам Пушкина из его повести «Капитанская дочка»: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Революционное зверство возвращает нашу память вновь и вновь к событиям 1917 года и последующих лет - к остервенелому уничтожению дворянства, значительной части духовенства, а за ними и трудового крестьянства. Вспомнил пушкинские слова и уважаемый докладчик. Не претендуя на оригинальность, скажу, что революции в России, прилегающих к ней странах - и не только - возникают на почве внутренних общественных противоречий, но всегда организовываются и перенаправляются извне. Особо разлагающая роль притом принадлежит игрокам, не являющимися представителями коренного народа терпящей бедствие страны.

Бессмысленность извне организованных революций сегодня доказала Украина. Февральский 2014 года бунт, разыгранный в ней ГОВ, последовавшие затем гражданская война и хаос - всё это вместе взятое служит убедительным предостережением для России. И у нас есть основания для ненависти к во-робогачам. Но свершись переворот - последствия окажутся совсем не те, к чему большей частью бунтовщики стремятся. Они лишь разрушили бы государство и при этом преумножили бы состояние тех, против кого выступали.

Терпимость уголовного права: отступление от естественного течения. Если расширить предмет обсуждения за счёт включения в него ранее исследованных Сергеем

Фёдоровичем вопросов уголовной политики, то опять же возникнет вопрос о терпимости, но вот в каком ключе. Терпимость. Была ли она у постсоветского законодателя с первых же его шагов? Или на деле новое наказатель-ное правосознание предстало как тюрьма для народа и безответственность для воро-богачей? Нельзя здесь не сослаться на ценные суждения патриарха отечественного пре-ступностиведения В.В. Лунеева [4]. Очень важно для нас и то, что пишет по этому поводу руководитель Калининградского филиала нашего клуба М.Г. Миненок [5]. Да и автор настоящих слов кое-что высказал об этом.

Возрастание терпимости законодателя, очеловечивание ответственности не означало бы наступления безответственности. Как раз наоборот, к безответственности ведёт «двух-векторная модель» перестройки уголовного законодательства. А немыслимое ужесточение уголовного наказания после разрушения Советского Союза (сравним, например, предельную длительность лишения свободы при и после советской власти), о чём мне не раз приходилось высказываться, противоречит всемирно-исторической тенденции к смягчению кары.

Наше маленькое исследование [6], сопровождавшее беседу с Милюковым, обнаружило разделение присутствующих - людей, достаточно продвинутых в правоведении (от студентов юридических вузов до профессоров) - ровно пополам (35,1 % «за» и столько же против) в зависимости от того, одобряют они или нет ожесточение постсоветского законодателя, увеличившего предельные сроки лишения свободы более чем вдвое. Доля сторонников терпимости уголовного права у нас оказалась значительно больше в сравнении с населением в целом. Для меня это отрадно. Подавляющее большинство (81,1 %) не одобрило смягчение ответственности за экономические преступления, осуществлённое в уголовном законодательстве РФ на фоне ужесточения общей репрессии. «За» привилегии для предпринимателей, по сравнению с остальным населением, высказались, тем не менее, 16,2 %. Зато отмену конфискации как вида наказания участники беседы порицают, можно сказать, единодушно (94,6 %). Терпи-

мость законодателя к тем, кто сколотил состояния на преступной приватизации, почти никому у нас не пришлась по нраву.

Интересно, что почти четверть опрошенных не поддерживает очень значительного ужесточения наказания за половые преступления в отношении несовершеннолетних (24,3 %). Это - люди, глаза которых не застилают эмоции, они способны воспринимать «лестницу наказаний» в сопоставлении её с иерархией караемого зла.

К сожалению, далеко не все пришедшие на беседу с Милюковым осведомлены в криминологии закона. На вопрос: «Известно ли Вам понятие «преступление в криминологическом смысле слова»?», - отрицательно ответили 27,0 %. Что такое «криминогенный закон», не знают 29,7 %. С категорией «преступный закон» не знакомы более трети (35,1 %) опрошенных. Воистину, клуб - это ещё не школа, но открывающийся путь к школе, не-вско-волжской школе преступных подсистем.

Устные выступления в общей беседе и при её продолжении в подвальчике на Мойке. Выступления были, причём содержательные: Л.В. Готчина, О.В. Лукичёв, М.В. Молчанова, Л.Б. Смирнов. Увы, эти наши коллеги до сих пор не представили текстов, в которые хотелось бы углубиться, чтобы затем на них откликнуться.

Итак, крах терпимости? От нас требуют терпимости к меньшинствам: воробогачам и гомосексуалистам - почему такой набор? Заслуживает внимания и другая заметная связь: гомосексуализм и отнюдь не толерантный феминизм. Оба течения исходят с закатной (западной) стороны.

Нет, доброе стремление к терпимости в России в наши дни не иссякло начисто, но зашло в тупик. А именно общее смягчение уголовной ответственности (подчёркиваю: смягчение, а не её устранение) подменяется у нас двунаправленной уголовной политикой. Одно - народу, совсем другое - «хозяевам жизни». Сочетается это с развёрнутым в обществе попустительством социальным недугам (наступательному гомосексуализму, потреблению наркотиков.) и с избирательной нетерпимостью, обращённой к российской государственности.

риминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилов А.П. Преступностиведческое положение о терпимости (криминологическая теория толерантности) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 4 (39). С. 27-30.

2. Достоевский Ф.М. Игрок. Петрозаводск: «Карелия».

3. Зазулин Г.В. Толерантность к наркореальности как проблема криминологии // «Криминология: вчера, сегодня, завтра». 2015. № 4 (39). С. 31-34.

4. Лунеев В.В. Проблемы российского уголовно-правового законотворчества (часть I) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 2 (29). С. 48-59.

5. Миненок М.Г. Глобальная олигархическая власть: криминологические и политические аспекты // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 3 (34). С. 26-37.

6. Сайт Санкт-Петербургского международного криминологического клуба. URL: http:// criminologyclub.ru/the-last-sessions/201-2015-06-08-11-03-06.html (дата обращения: 14.06.2015).

7. Харламов В.С. Отечественный и зарубежный опыт противодействия криминальному насилию в семье. СПб.: Филиал ФГКУ «ВНИИ МВД России» по Северо-Западному Федеральному округу, 2014.

REFERENCES

1. DanilovA.P. Prestupnostivedcheskoe polozhenie o terpimosti (kriminologicheskaya teoriya tolerantnosti). [Criminological theory of tolerance]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra- Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, 2015, no. 4 (39), pp. 27-30.

2. Dostoyevsky F.M. Igrok. [The Gambler]. Petrozavodsk: «Kareliya».

3. Zazulin G.V Tolerantnost k narkorealnosti kak problema kriminologii. [Tolerance to drug abuse as a criminological issue]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, 2015, no. 4 (39), pp. 31-34.

4. Luneev V.V. Problemy rossiyskogo ugolovno-pravovogo zakonotvorchestva (chast I). [Problems of the Russian law making (part I)]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, 2013, no. 2 (29), pp. 48-59.

5. MinenokM.G. Globalnaya oligarkhicheskaya vlast: kriminologicheskie i politicheskie aspekty. [Global oligarchy: criminological and political aspects]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, 2014, no. 3 (34), pp. 26-37.

6. Sayt Sankt-Peterburgskogo mezhdunarodnogo kriminologicheskogo kluba. URL: http://criminologyclub. ru/the-last-sessions/201-2015-06-08-11-03-06.html (date of submission: 14.06.2015).

7. Kharlamov VS. Otechestvenniy i zarubezhniy opyt protivodeystviya kriminalnomu nasiliyu v semye. [National and foreign experience in combating domestic violence]. SPb.: Filial FGKU «VNII MVD Rossii» po Severo-Zapadnomu Federalnomu okrugu, 2014.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Дмитрий Анатольевич Шестаков - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, соучредитель, президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, заведующий криминологической лабораторией Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: shestadi@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR Dmitriy Anatolievich Shestakov - doctor of Laws, professor; honoured scientist of the Russian Federation, co-founder, president of Saint-Petersburg International Criminology Club, head of the Laboratory of criminological at Herzen State Pedagogical University (Russia, Saint-Petersburg); e-mail: shestadi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.