Научная статья на тему 'Толерантное поведение как способ решения конфликта'

Толерантное поведение как способ решения конфликта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3892
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОНФЛИКТ / АКТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПАССИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исаева Заира Шахбановна

Рассматриваются различные точки зрения исследователей на толерантное поведение, дан анализ разновидностей толерантного коммуникативного поведения как способа решения конфликта, определены правила и средства, характеризующие коммуникативное поведение субъекта как толерантное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies different views on the tolerance problem, tolerant behaviour is also analyzed and considered as conflict solving, rules and ways of communicative tolerant behaviour are enumerated the use of which characterizes a person as a tolerant one.

Текст научной работы на тему «Толерантное поведение как способ решения конфликта»

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 1' 2011

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасенко, И.В. Я-концепция как детерминанта карьерной стратегии у представителей технономиче-ских профессий [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.В. Афанасенко. — Ростов н/Д, 2005.

2. Джанерьян, С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный подход [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / С.Т. Джанерьян. — Ростов н/Д, 2005.

3. Жданович, А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Жданович. — М.: Изд-во Гос. ун-та, Высш. шк. экономики, 2008.

4. Электронный ресурс: http: // www.as.bham. ac.uk / PSA — University of Birmingham.

УДК 81

З.Ш. Исаева

ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила Декларацию принципов толерантности, а в 1996 году Генеральная Ассамблея предложила ежегодно 16 ноября отмечать международный день толерантности. За прошедшие 14 лет понятие «толерантность» получило широкое распространение, ему посвящены многочисленные эссе и трактаты, оно рассматривается в альманахах и сборниках.

В настоящей статье мы попытаемся уточнить данное понятие, приведем различные точки зрения исследователей на толерантное поведение, проанализируем разновидности толерантного поведения как способа решения конфликта, а также определим правила и средства, использование которых характеризует коммуникативное поведение индивида как толерантное.

Слово толерантность (tolerance) пришло в английский язык в начале XV века из латинского языка (через французский) в значении «the action or practice of enduring or sustaining pain or hardship» [8, с. 112] и было схоже в нем со словом терпение (patience) — «the suffering or enduring (of pain, trouble, or evil) with calmness and composure» [7, с. 555]. О близости значений этих слов свидетельствует наличие общих сем (enduring,

suffering, pain). Различие же в значениях слов толерантность и терпение состоит, во-первых, в том, что толерантность определяется через слова «action or practice», т. е. характеризуется как некое действие, имеющее временные рамки, отсутствующие в значении слова терпение, а во-вторых, в том, что в значении слова терпение указывается способ перенесения трудностей: «with calmness and composure», о чем не упоминается в определении толерантности.

Разница в употреблении рассматриваемых двух слов закрепляется во второй половине XVIII века, когда слово толерантность приобретает другое значение — «the disposition to be patient with or indulgent to the opinions or practices of others» [8, с. 112]. Сегодня это значение является основным. Его ключевые параметры: состояние — готовность быть терпимым; объект терпимого отношения — мнения, верования, поведение других людей «the one dislikes or disagrees with» [9, с. 1855].

Последний комментарий: «которые не нравятся или с которыми не согласен» указывает на конфликтный характер ситуации, в которой индивиду следует вести себя толерантно. Из сказанного следует, что толерантность призвана противодействовать конфликту.

Конфликт в конфликтологии рассматривается как «столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия» [1, с. 5]. По сути конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными. Первые приносят пользу делу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых — необходимо [6, с. 6].

Философское понимание толерантности часто ограничивается практикой ухода от конфликта, что соответствует этике ненасилия, основанной на непротивлении злу силой. А.А. Гусейнов [2, с. 77], исходя из этики ненасилия, предлагает правила, в соответствии с которыми ее сторонникам необходимо:

1) отказаться от монополии на истину, поскольку каждый человек может ошибаться;

2) критически анализировать свое поведение, пытаться выявить то, что провоцирует враждебную позицию оппонентов;

3) исходя из убеждения, что, как бы индивид ни заблуждался, он лучше того, что он делает, и в нем всегда сохраняется возможность преображения, искать такой выход, который позволил бы оппоненту сохранить достоинство и не унижал его;

4) не настаивать на своем мнении, не отвергать с ходу точку зрения оппонента, а искать приемлемые решения;

5) пытаться превращать врагов в друзей, бороться со злом, но любить людей, стоящих за ним.

Однако другие исследователи, например И.А. Ильин, считают, что полагать, чтобы «все всегда» сопротивлялись злу силой или чтобы «никто никогда» не сопротивлялся злу силой бессмысленно. Этот вопрос глубок, утончен и сложен, всякое упрощение здесь вредно и чревато ложными выводами и теориями [3, с. 7].

Опасность непротивления злу состоит в том, что отсутствие сопротивления означает приятие зла, поскольку несопротивляющийся злу рано или поздно приходит к необходимости уверить себя, что зло не совсем плохо, что в нем есть некоторые положительные черты, что их притом немало, что они, может быть, даже преобладают. Таков духовный закон:

несопротивляющиися злу поглощается им и становится одержимым [Там же. С. 11—13].

Толерантное поведение, понимаемое как избегание конфликта, непротивление злу, не является способом решения проблем, напротив, уход от конфликта накапливает агрессивные настроения и тем самым порождает еще больший конфликт. «Оставлять конфликт без внимания — это все равно что оставлять в пустом доме тлеющие угли: пожара, конечно, может и не случиться, но уж если случится... Вообще аналогия между конфликтом и пожаром весьма глубока: 1) и тот и другой легче предотвратить, чем потушить; 2) в обоих случаях фактор времени может стать решающим, а промедление недопустимым» [6, с. 15].

Толерантность как терпимое отношение к личности и ее особенностям не означает только уклонение от конфликтов или только их разрешение. Исходя из факта существования конструктивных и деструктивных конфликтов, бессмысленности требования, чтобы «все всегда» или «никто никогда» не сопротивлялся злу силой, можно выделить две разновидности толерантного поведения: активное и пассивное.

Активная толерантность соответствует практике решения конфликтов в том случае, когда это представляется целесообразным, т. е. когда конфликт вызван объективными причинами и его игнорирование может способствовать возникновению конфликта еще большей силы, с еще большими разрушительными последствиями. Для того чтобы решить конфликт, конфликтующим сторонам необходимо начать переговоры.

Исследователи выделяют несколько основных способов ведения переговоров: уступчивость, жесткость и метод принципиального ведения переговоров. Тот, кто выбирает путь уступок, стремится избежать личного столкновения и готов ради согласия поступиться своими выгодами. Участник переговоров, выбирающий жесткий путь, видит в любой ситуации лишь противоборство своей и чужой воли и уверен, что всегда выигрывает тот, кто занимает более твердую позицию и дольше ее удерживает. Метод принципиального ведения переговоров предполагает жесткость, когда дело касается существа вопроса, и уступчивость, когда речь идет о людях. Этот метод призван

^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 1' 2011

искать взаимные выгоды, а там, где интересы сторон вступают в противоречие, настаивать на решении, основанном на беспристрастных критериях, не зависящих от воли сторон [4, с. 174].

Пассивная толерантность соответствует практике уклонения от конфликта. В конфликтологии уклонение, избегание конфликтов соответствует таким методам управления конфликтом, как уход от конфликта и метод бездействия. Метод ухода от конфликта используется в ситуации непринципиальности и незначительности данного конфликта. Метод бездействия как разновидность метода ухода от конфликта оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий [5, с. 70-71].

Одной из проблем толерантности является определение ситуации как таковой, где необходимо использовать активное или пассивное толерантное поведение. Неверная оценка конфликтной ситуации как незначительной или, напротив, придание ей излишнего внимания могут привести соответственно к вседозволенности и лишней трате эмоциональных и физических сил.

Важно подчеркнуть, что понимание толерантности как попустительства, т. е. возможности процветания любых мнений, идей, поведений в обществе, некорректно. Такой подход характеризуется однобокостью: все можно (или ничего нельзя). Основой оценки какого-либо явления как хорошо/плохо должно быть нравственное чувство, основой которого выступают моральные ценности, созданные и закрепленные тем или иным обществом. Именно нравственное чувство должно быть мерилом того, с чем можно мириться, а чему необходимо противостоять, решая конфликт.

Достижению цели толерантного коммуникативного поведения, а именно решению конструктивного конфликта, могут способствовать правила активной толерантности, включающие следующие коммуникативные установки:

• совместное решение проблемы: не я против тебя, а мы вместе против этой проблемы

или же какой-то отдельной ее составляющей;

• использование приема психологического сближения: все люди могут ошибаться;

• демонстрация стремления к продолжению дискуссии;

• свертывание противоборства, переключение на факты, а не на эмоции.

Помимо коммуникативных установок, можно выделить и средства активного толерантного коммуникативного поведения, способствующие разрешению конструктивного конфликта:

• акцент антагониста на субъективном восприятии высказанного протагонистом;

• оценка отдельных положений обсуждаемой проблемы, а не проблемы в целом;

• некатегоричность отрицательной оценки;

• сопровождение оценки различными маркерами неуверенности и сомнения в ее достоверности;

• позитивная оценка отдельных компонентов или свойств мнения оппонента;

• выражение отрицательной оценки в форме рекомендаций и пожеланий;

• указание на объективные причины, обусловившие появление ошибок.

Таким образом, толерантность, понимаемая как терпимое отношение к индивиду, его мнениям, верованиям, поведению, способствует урегулированию конфликтных ситуаций. Выделенные в статье две разновидности толерантного поведения - активное и пассивное соответствуют двум основным способам решения конфликта. Активное толерантное коммуникативное поведение целесообразно при разрешении объективного конфликта, возникшего по немаловажным причинам, а пассивное - при решении деструктивного конфликта, не затрагивающего принципиальных проблем.

Важным вопросом толерантности является выбор активного или пассивного толерантного поведения, поскольку в случае ошибки последствия конфликта могут усугубиться. В зависимости от своего выбора индивид использует в качестве метода управления конфликтом уход от него или набор правил и средств активного толерантного коммуникативного поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вершинин, М.С. Конфликтология [Текст]: конспект лекций / М.С. Вершинин. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. - 64 с.

2. Гусейнов, А.А. Этика ненасилия [Текст] / А.А. Гусейнов // Вопр. филос. - 1992. - № 3. - С. 72-81.

3. Ильин, И.А. О сопротивлении злу силой [Текст] / И.А. Ильин. -М.: Даръ, 2005. - 464 с.

4. Фишер, Р. Путь к согласию (соглашение без ущерба для договаривающихся сторон) [Текст] / Р. Фишер, У. Юри // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М.: Прогресс, 1987. - С. 173-206.

5. Цыбульская, М.В. Конфликтология [Текст]: учеб. практ. пособие / М.В. Цыбульская, Е.С. Яхонтова. - М.:

Изд-во МЭСИ, 1999. - 114 с.

6. Шейнов, В.П. Управление конфликтными ситуациями [Текст] / В.П. Шейнов. — Мн.: Изд-во Белорус. науч.-исслед. ин-та науч.-техн. информации и техн.-экон. исследований Госплана БССР, 1990. — 28 с.

7. Oxford English Dictionary [Text]. — Vol. 1—12, reprinted. — Oxford University Press, Oxford, 1961. — Vol. 7. — 1216 p.

8. Ibid. — Vol. 11. — 1462 p.

9. Oxford Dictionary of English [Text]. — 2nd ed. — Ed. by Catherine Soares, Angus Stevenson. — Oxford University Press, Oxford, 2003. — 2088 p.

УДК 159.923.2

А.А. Маленов, А.Ю. Маленова

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ

ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ

Одной из главных задач учебно-профессиональной подготовки выступает формирование определенного внутриличностного содержания, потенциально обеспечивающего успешность будущей деятельности специалиста. При этом возможности психологии часто выходят за границы профессионального развития, охватывая изменение личности как на интраин-дивидном уровне, так и в разных сферах интериндивидного взаимодействия. Несмотря на то что единого эталона профессионально важных качеств психолога не существует, многоплановые решения данной задачи разными авторами позволяют утверждать, что есть достаточно устойчивый набор особенностей, относимых к разным компонентам личности, составляющих основу деятельности специалиста, с одной стороны, и оценки его самоэффективности как личности в целом — с другой. Так, многие авторы (В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева, Р. Кочюнас,

И.В. Дубровина и др.) выделяют стрессоустой-чивость, самообладание, эмоциональный самоконтроль как группу профессионально важных качеств компетентного психолога.

В данной работе мы попробуем рассмотреть эти характеристики с конативной стороны, т. е. нас интересует потенциал психологического образования в области поведения личности, направленного на преодоление стрессогенных ситуаций. Основная идея в данном контексте сводится к следующему: социально ориентированный специалист психологического профиля, способствующий оптимизации внутренних ресурсов других людей, прежде всего должен использовать свои знания для работы над собой. То есть, обучая других преодолевать трудные жизненные ситуации, квалифицированный психолог сам должен уметь эффективно справляться с ними. Поскольку мы полагаем, что указанная способность может быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.