Научная статья на тему 'Особенности Я-концепции карьеры студентов вузов'

Особенности Я-концепции карьеры студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / Я-КОНЦЕПЦИЯ КАРЬЕРЫ / КАРЬЕРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксенова Елена Петровна, Доминяк Владислав Игоревич

Приведены данные о карьерных ожиданиях, профессиональных интересах и особенностях Я-концепции карьеры студентов разных вузов. Приводятся свидетельства в пользу надежности и валидности методик Центра карьеры Бирмингемского университета, а также авторской методики «Я-концепция карьеры» для их изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The data on career aspirations, vocational interests and characteristics of self-concept career university students. Provides evidence for the reliability and validity of the methods of the Career Centre, University of Birmingham and the author's technique «сагеег self-concept» for the study of career aspirations

Текст научной работы на тему «Особенности Я-концепции карьеры студентов вузов»

А

Вопросы психологии

УДК 159.9.072.59, 159.9.075

Е.П. Аксенова, В.И. Доминяк ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ КАРЬЕРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В настоящее время все более актуальной становится разработка технологий управления карьерой, в том числе технологии самоуправления. Повышение роли субъективного фактора в развитии карьеры привело к возрастанию роли карьерного консультирования, направленного на выявление и развитие карьерного потенциала, помощь в реализации карьеры.

Карьерное консультирование студентов, достаточно широко распространенное на Западе и делающее первые шаги в России, предполагает помощь прежде всего в самостоятельном планировании карьеры, что делает процесс обучения в вузе более эффективным и целенаправленным.

Известно, что для эффективного осуществления той или иной профессиональной деятельности необходимо сочетание трех основных факторов: наличия навыков и способностей, соответствующей мотивации исполнения, а также личностных и характерологических особенностей, соответствующих характеру этой деятельности. Следовательно, только при определенном сочетании личностных, мотивационных и исполнительских компетенций можно говорить об оптимальном направлении карьерного развития.

Говоря о студенте как субъекте принятия самостоятельных решений в отношении направления развития карьеры, можно предположить, что именно от того, насколько объективной является имеющаяся в его распоряжении информация о способностях, интересах и индивидуальных особенностях, во многом зависит правильность решений о направлении карьерного развития и эффективность самостоятельных действий по их реализации.

Как профессиональный выбор, так и последующее профессиональное продвижение субъекта обусловливаются содержанием его

профессиональной Я-концепции. Эта концепция как детерминанта карьерной стратегии рассматривалась в работах И.В. Афанасенко [1], С.Т. Джанерьян [2], А.А. Жданович [3] и др. Теоретически обосновано, что Я-концепция является детерминантой поведения человека, и в частности его карьерных стратегий. При этом конкретных исследований, направленных на изучение карьерных стратегий в связи с Я-концепцией, явно недостаточно.

Важность изучения индивидуальной концепции карьеры студентов определяется задачей повышения качества вузовского обучения за счет включения самого студента в процесс планирования профессиональной карьеры и соответственно более осознанного участия в процессе обучения.

В ходе исследования, проводившегося в апреле — мае 2010 года на базе трех вузов Санкт-Петербурга, была выдвинута следующая гипотеза: в карьерных ожиданиях, профессиональных интересах и Я-концепции карьеры у студентов вузов различного профиля существуют различия, которые определяются спецификой будущей профессии.

В исследовании приняли участие 76 студентов старших курсов вузов:

• СПбГПУ, Высшая школа управления и финансов — 30 человек в возрасте от 23 до 27 лет, 19 девушек и 11 юношей;

• СПбГПУ, 4-й курс факультета журналистики — 27 человек в возрасте от 15 до 21 года, 14 девушек и 13 юношей;

• СПбГИПиСР, 4-й курс факультета психологии — 20 человек в возрасте от 22 до 24 лет, 15 девушек и 5 юношей.

При проведении исследования использовались адаптированные и модифицированные методики Центра карьеры Бирмингемского

университета — «Опросник карьерных ожиданий», «Опросник профессиональных интересов» и оригинальная методика «Я-концепция карьеры» Е.П. Аксеновой. Последняя методика представляет собой многошкальный опросник, шкалы которого соответствуют шкалам «Опросника карьерных ожиданий», но состоят из утверждений, сформулированных от первого лица и выражающих представления испытуемых о себе как о субъекте карьерного развития.

Например, шкала «Направленность на достижения и социальный успех» содержит следующие утверждения:

• Я стремлюсь к карьерному росту;

• Я многое делаю для развития карьеры.

Шкала «Направленность на автономную

деятельность» содержит такие утверждения:

• Я предпочитаю работать так, чтобы отвечать только за свою работу;

• В работе я стараюсь опираться только на свои силы и ресурсы.

Оригинальные тексты «Опросника карьерных ожиданий» и «Опросника профессиональных интересов» представлены на официальном сайте Бирмингемского университета (Великобритания) [4]. Нами были осуществлены прямой и обратный перевод методик, их адаптация и стандартизация на выборке российских студентов. Проверка психометрических характеристик опросников была проведена на основании результатов пилотажного исследования, в котором участвовали студенты вузов Санкт-Петербурга. Проверка внутренней согласованности шкал проведена с помощью показателя альфа Кронбаха и коэффициента межпунктовой корреляции. Внутреннюю согласованность шкал «Опросника карьерных ожиданий» и «Опросника профессиональных интересов» можно оценить как высокую для большинства шкал или приемлемую (табл. 1).

В ходе пилотажного исследования проводилась также проверка психометрических свойств оригинальной методики «Я-концепция карьеры» (табл. 2). Результаты этого исследования выявили статистически значимые корреляционные связи показателей методики «Я-концепция карьеры» с соответствующими шкалами «Опросника карьерных ожиданий». Также можно констатировать приемлемый уровень внутренней согласованности предложенной

Таблица 1

Оценка внутренней согласованности шкал «Опросника карьерных ожиданий» и «Опросника профессиональных интересов» (п = 76)

Шкалы Коэффициент альфа Межпун- ктовая корреляция

«Опросник карьерных ожиданий»

Направленность на достижения 0,79 0,58

и социальный успех

Направленность на автономную 0,66 0,42

деятельность

Направленность на менед- 0,73 0,48

жмент и высокий уровень от-

ветственности

Направленность на баланс меж- 0,79 0,56

ду работой и отдыхом

Потребность быть организован- 0,80 0,58

ным исполнителем

Потребность быть экспертом в 0,79 0,58

своей области

Направленность на профессио- 0,75 0,50

нальное обучение

Направленность на предприни- 0,73 0,48

мательскую деятельность и воз-

можность рисковать

«Опросник профессиональных интересов»

Практичный 0,72 0,47

Предприимчивый 0,84 0,64

Социальный 0,69 0,44

Креативный 0,82 0,61

Исследовательский 0,72 0,48

Организационный 0,80 0,59

методики. Полученные результаты свидетельствуют в пользу надежности и валидности представленной методики.

Выявлено, что карьерные ожидания студентов различных вузов отличаются выраженностью тех или иных направлений развития карьеры (рис. 1).

Самый высокий уровень карьерных ожиданий для всех студенческих групп отличается по показателю «Экспертность», т. е. наиболее важным для студентов является подтверждение их профессионализма в процессе будущей работы. Это можно связать с недостаточной уверенностью студентов в своем профессионализме в настоящий момент, т. е. в период его становления.

Таблица 2 Оценка психометрических свойств методики «Я-концепция карьеры» (п = 76)

Шкалы Коэффициент альфа Меж-пунктовая корреляция Корреляции с «Опросником карьерных-ожиданий»

Направленность 0,67 0,41 0,63

на достижения и со-

циальный успех

Направленность 0,68 0,35 0,51

на автономную дея-

тельность

Направленность 0,76 0,46 0,66

на менеджмент

Направленность 0,62 0,32 0,43

на баланс между

работой и отдыхом

Потребность быть 0,61 0,33 0,74

организованным ис-

полнителем

Потребность быть 0,77 0,45 0,59

экспертом в своей

области

Направленность 0,77 0,48 0,49

на профессиональ-

ное обучение

Направленность 0,75 0,46 0,62

на предприниматель-

скую деятельность и

возможность риско-

вать

Со- Свобода Менедж- Баланс При- Экс- Обуче- Риск ревно- мент надлеж- перт- ние

ватель-ность

ность

ность

СПбГПУ

СПбГУ

СПбГИПиСР

Рис. 1. Карьерные ожидания студентов разных вузов

Для студентов Политехнического университета на 2-м и 3-м местах по приоритетности ожиданий оказались соревновательность

и менеджмент. Студенты этой группы хотели бы достигать в работе больших успехов, чем их коллеги (соревновательность), и иметь возможность руководить различными проектами и коллективами (менеджмент). Такая направленность вполне согласуется со специальностью принимавших участие в исследовании студентов (менеджмент организации).

Для студентов факультета журналистики СПбГУ на 2-м и 3-м местах по значимости находятся ожидание самостоятельности в организации своей работы (свобода) и достижение больших успехов, чем коллеги (соревновательность).

Для студентов-психологов наиболее важным после экспертности является ожидание гармоничного баланса между работой и отдыхом, а также возможность достигать больших успехов в работе, чем коллеги.

Необходимо отметить, что для всех студентов значимой направленностью оказалась соревновательность, т. е. значимость собственных достижений по сравнению с другими.

Наименее важной для студентов трех вузов является необходимость рисковать при организации нового бизнеса или нового направления работы, успех которой зависит только от них самих.

Выявлены статистически значимые различия в ожиданиях студентов Политехнического университета, СПбГУ и СПбГИПиСР. Для студентов-журналистов, по сравнению со студентами-менеджерами, большую значимость имеет возможность самостоятельно организовывать свою работу и сохранять баланс между работой и отдыхом. Для студентов-психологов важно как соблюдение баланса работы и отдыха, так и чувство причастности к организации (принадлежность).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования Я-концепции карьеры (рис. 2) показали, что для студента-менеджера наиболее характерны представления о себе как о человеке, развивающем свои профессиональные качества, обучающемся и осваивающем новые умения и знания (экспертность и обучение). Наименее выражено в Я-концепции этих студентов представление о себе как о рядовом сотруднике организации, разделяющем ее цели и ценности. Менее важным для них также является соблюдение баланса между работой и отдыхом.

Со- Свобода Менедж- Баланс При- Экс- Обуче- Риск

ревно- мент надлеж- перт- ние

ватель- ность ность ность

СПбГПУ

СПбГУ

СПбГИПиСР

Рис. 2. Особенности Я-концепции карьеры студентов разных вузов

Прак-

Пред-

приим-чивый

Соци-

Креа- Исследова- Органи-

альный тивный тельский зацион-ный

| СПбГПУ I СПбГУ ■ СПбГИПиСР

Рис. 3. Особенности профессиональных интересов студентов разных видов

Я-концепция карьеры студента факультета журналистики характеризуется сильной выраженностью представлений о себе как о профессиональном человеке, заинтересованном в дальнейшем обучении. Полученный для студентов-журналистов профиль практически совпадает с результатами, полученными для студентов-менеджеров. Статистически достоверные различия выявлены только в степени проявления ориентации на экспертность, которая выше у студентов-менеджеров.

Говоря об особенностях Я-концепции студентов-психологов, следует отметить, что их отличает стремление к сохранению жизненного баланса. Для этих учащихся очень важно, чтобы работа не вторгалась в их частную жизнь и соблюдался гармоничный баланс между работой и отдыхом.

Результаты исследования профессиональных интересов студентов вузов различных специальностей (рис. 3) показали, что у студентов-менеджеров выражены организационные, исследовательские и предпринимательские интересы. Им нравится работать над различными проектами, находить решения сложных задач, организовывать или влиять на других людей. Они могут обладать такими качествами, как амбициозность, независимость, энергичность, уверенность и энтузиазм.

Исследование выявило у студентов-психологов выраженность социальных и организационных интересов. Специалисты с такими

профессиональными интересами предпочитают работать с людьми, которые делятся своими проблемами; они могут быть дружелюбными, доброжелательными, готовы помогать, обучать и информировать других.

Профессиональные интересы студентов факультета журналистики характеризуются социальной и креативной направленностью. Выявлены статистически значимые различия в проявлении этих интересов по сравнению с интересами студентов-менеджеров. Студенты-журналисты предпочитают работать с людьми, любят работать в команде, стремятся развивать свои способности и предпочитают работать, обращаясь к своему уму и чувствам. Такие интересы характерны для творчески активных, оригинальных и экспрессивных людей, которые хотят найти применение своим креативным способностям.

Таким образом, в результате исследования были получены свидетельства в пользу надежности и валидности адаптированных на выборке российских студентов методик Центра карьеры Бирмингемского университета, а также оригинальной методики «Я-концепция карьеры», используемых для карьерного консультирования студентов вузов.

Исследование, проведенное с помощью этих методик, выявило специфические различия карьерных ожиданий, профессиональных интересов и Я-концепции карьеры у студентов вузов различного профиля, которые соответствуют специфике их будущей профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасенко, И.В. Я-концепция как детерминанта карьерной стратегии у представителей технономиче-ских профессий [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.В. Афанасенко. — Ростов н/Д, 2005.

2. Джанерьян, С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный подход [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / С.Т. Джанерьян. — Ростов н/Д, 2005.

3. Жданович, А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Жданович. — М.: Изд-во Гос. ун-та, Высш. шк. экономики, 2008.

4. Электронный ресурс: http: // www.as.bham. ac.uk / PSA — University of Birmingham.

УДК 81

З.Ш. Исаева

ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила Декларацию принципов толерантности, а в 1996 году Генеральная Ассамблея предложила ежегодно 16 ноября отмечать международный день толерантности. За прошедшие 14 лет понятие «толерантность» получило широкое распространение, ему посвящены многочисленные эссе и трактаты, оно рассматривается в альманахах и сборниках.

В настоящей статье мы попытаемся уточнить данное понятие, приведем различные точки зрения исследователей на толерантное поведение, проанализируем разновидности толерантного поведения как способа решения конфликта, а также определим правила и средства, использование которых характеризует коммуникативное поведение индивида как толерантное.

Слово толерантность (tolerance) пришло в английский язык в начале XV века из латинского языка (через французский) в значении «the action or practice of enduring or sustaining pain or hardship» [8, с. 112] и было схоже в нем со словом терпение (patience) — «the suffering or enduring (of pain, trouble, or evil) with calmness and composure» [7, с. 555]. О близости значений этих слов свидетельствует наличие общих сем (enduring,

suffering, pain). Различие же в значениях слов толерантность и терпение состоит, во-первых, в том, что толерантность определяется через слова «action or practice», т. е. характеризуется как некое действие, имеющее временные рамки, отсутствующие в значении слова терпение, а во-вторых, в том, что в значении слова терпение указывается способ перенесения трудностей: «with calmness and composure», о чем не упоминается в определении толерантности.

Разница в употреблении рассматриваемых двух слов закрепляется во второй половине XVIII века, когда слово толерантность приобретает другое значение — «the disposition to be patient with or indulgent to the opinions or practices of others» [8, с. 112]. Сегодня это значение является основным. Его ключевые параметры: состояние — готовность быть терпимым; объект терпимого отношения — мнения, верования, поведение других людей «the one dislikes or disagrees with» [9, с. 1855].

Последний комментарий: «которые не нравятся или с которыми не согласен» указывает на конфликтный характер ситуации, в которой индивиду следует вести себя толерантно. Из сказанного следует, что толерантность призвана противодействовать конфликту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.