Научная статья на тему 'Точки роста инновационных компаний в России'

Точки роста инновационных компаний в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варвус Светлана Анатольевна, Петюк Сергей Игоревич

В условиях импортозамещения химическая промышленность сегодня может стать одним из главных драйверов роста российской промышленности, поскольку вместе с ней развиваются и множество смежных отраслей. В кризисный период вложения в нефтехимию и химию способны создать «точки роста» для экономики, меняющие ситуацию на рынке в целом. Объектом исследования выступает ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК». В работе производится анализ конкурентных преимуществ компании на рынке, за счет которых компании удалось стать лидирующей в своем сегменте рынка и завоевать в глазах потребителей репутацию инновационного и технологического лидера отрасли в Российской Федерации и странах СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Точки роста инновационных компаний в России»

ТОЧКИ РОСТА ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ Варвус Светлана Анатольевна, к.э.н.,

доцент кафедры «Микроэкономика» Петюк Сергей Игоревич, студент 1 курса кредитно-экономического факультета Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В условиях импортозамещения химическая промышленность сегодня может стать одним из главных драйверов роста российской промышленности, поскольку вместе с ней развиваются и множество смежных отраслей. В кризисный период вложения в нефтехимию и химию способны создать «точки роста» для экономики, меняющие ситуацию на рынке в целом. Объектом исследования выступает ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК». В работе производится анализ конкурентных преимуществ компании на рынке, за счет которых компании удалось стать лидирующей в своем сегменте рынка и завоевать в глазах потребителей репутацию инновационного и технологического лидера отрасли в Российской Федерации и странах СНГ.

В условиях импортозамещения химическая промышленность сегодня может стать одним из главных драйверов роста российской промышленности, поскольку затрагивает смежные отрасли (переработку, первичное производство). В кризисный период вложения в нефтехимию и химию способны создать «точки роста» для экономики, меняющие ситуацию на рынке в целом. Поскольку при производстве большинства современных материалов используются достижения химической промышленности, это является основой для экономического роста и обеспечения национальной безопасности. В развитых странах мировыми лидерами признаны предприятия химического комплекса. Российский химический комплекс наполняет менее 4% отечественного ВВП, тогда как у ведущих экономик доля химического комплекса в ВВП составляет 10% и более.9 Россия, являясь мировым лидером в производстве исходного сырья, выпускает только 2% мирового валового химического продукта. Продукция химической промышленности является наукоёмкой, так как предъявляет для своего производствавысокие требования к уровню подготовки рабочей силы, развитию НИОКР, производству специального оборудования.

Объектом исследования выступает ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК». В работе предпринята попытка показать конкурентные преимущества компании на рынке - то, за счёт чего она стала национальным лидером в своём

9Например, в Германии доля химической промышленности в ВВП равна8%, а вКитае- 15%.И именно развитие химической промышленности стало одним из драйверов китайской экономики. Сегодня доля китайской химии составляет 25% мирового химического комплекса - при том, что Китай не обладает достаточной сырьевой базой.

сегменте. Данная компания занимается производством полимерных труб.10 Продукция Группы экспортируется более чем в 50 стран мира. Годовой оборот Группы - около 1 млрд. евро, численность предприятия - более 7 тысяч человек. Так, Forbes второй раз представляет негосударственную экономику России — рейтинг 200 компаний, в капитале которых государству или иностранным инвесторам принадлежит меньше 50%. Единственным профессиональным переработчиком пластмасс, пробившимся в топ-200 рейтинга, оказалась «Группа ПОЛИПЛАСТИК». Группа оказалась на 193 месте. Также, группа ПОЛИПЛАСТИК также вошла в рейтинг ведущих российских компаний «Эксперт-400» 2014 и занимает в нём 300 место.

Рынок полимерных труб в РФ показывает уверенные темпы роста даже в условиях кризиса. За десять лет (с 2003-го по 2013-й) потребление этой продукции увеличилось в 4,4 раза до 550 тыс. тонн. В 2012-м, когда большинство секторов экономики тормозили, рынок полимерных труб динамично рос. Показатель полиэтиленового (ПЭ) сегмента — 7,3% к 2011-му, полипропиленового (ПП) — 29,4%, поливинилхоридного (ПВХ) — 20,4%.11 В 2013-м, когда роста промпроизводства практически не было, потребление, например, ПЭ-труб (примерно 70% рынка) увеличилось на 16% до 385 тыс. тонн, а ПВХ — на 20,8%.

Теперь проведём анализ конкурентных преимуществ, которые удалось выявить в результате исследования. Во-первых, производство полимерных труб само по себе предполагает уникальность выпускаемой продукции,12 строгие требования к исполнению технологии производства, высокое качество используемого сырья, дорогостоящее оборудование и высокие требования к безопасности.

Во-вторых, строгий контроль качества осуществляется на всех стадиях -от входного контроля качества сырья до контроля качества продукции при

13

отправке потребителю. Вся выпускаемая продукция имеет все необходимые сертификаты. При производстве труб в качестве сырья используются марки полимеров от ведущих европейских производителей: Borealis,

10 Которые могут быть: полиэтиленовыми (70%) - 385 тыс. тонн, полипропиленовыми (10%) - 54 тыс. тонн, поливинилхлоридными (10%) - 54 тыс. тонн, другие виды (10%). Здесь приведены данные по объему потребленияполимерных труб в РФ за 2013 год.

11Отчёт «Рынок ПЭ, ПП и ПВХ-труб в России 2010-2012», аналитический отдел портала Plastinfo.ru

12

Жизненный цикл полимеров примерно в пять раз длиннее, чем у металла (50 лет против десяти). Во-вторых, у полимерной продукции теплопотери не превышают 2 — 3%, в металлических сетях — 35 — 45%. В-третьих, на прокладку 200 — 300 метров трубопровода из полимеров уходит всего несколько часов (для него достаточно траншеи глубиной 80 см, его можно прокладывать по сколь угодно сложным маршрутам, при этом не нужны ни бетонные каналы, ни неподвижные опоры, ни изоляция стыков, ни сварочные работы).

Каждая партия сырья проходит входной контроль на соответствие параметрам, заявляемым производителем: плотность, ПТР, термостабильность, и др. Система контроля качества готовой продукции предполагает проверку геометрических параметров трубы в процессе производства, а также регулярный контроль труб на соответствие требованиям: по относительному удлинению при разрыве, изменению длинны после прогрева, термостабильности, свариваемости, стойкости к растрескиванию при растяжении, стойкости к МРТ, стойкости к расслоению, и др.

ЬуопёеПВаБеП, 1пеоБ. Кроме того, в производстве используется качественное запатентованное сырьё собственной разработки.

Третье, и одно из главных конкурентных преимуществ - инновации в производство, обеспечивающие конкурентное преимущество продукции, у которой нет заменителей. В структуру компания входят два научно-исследовательских центра мирового уровня, которые занимаются разработкой новых видов композиционных материалов и новых видов трубной продукции. Немаловажно отметить, что существенная часть разработок внедряется в реальное производство (а не уходит «в стол») и приносит компании дополнительную прибыль.

Другим конкурентным преимуществом выступает организационно-правовая структура предприятия.14В группу входят научно-исследовательские центры, учебный центр, заводы-производители и торговые дома, которые есть при каждом заводе. Они обеспечивают эффективный сбыт готовой продукции, поддерживая постоянную загрузку предприятий. Таким образом, мы имеем эффективный самодостаточный механизм - от научной разработки до продажи продукта конечному потребителю, дающий компании неоспоримое конкурентное преимущество над остальными игроками рынка полимерных труб РФ.

Еще одним из конкурентных преимуществ можно считать эффективное расположение предприятий Группы, позволяющих произвести охват имеющегося рынка с максимальной эффективностью. Для трубной индустрии эффективный радиус сбыта завода обычно не превышает 500-600 км в европейской части России. В Европе, где плотность потребителей выше, составляет всего 200 км, а Сибири достигает 1200 км. Заводы рассредоточены по всей территории России (преимущественно в европейской части), и «вокруг» этих заводов, практически во всех крупных городах (города-миллионники, региональные центры) присутствуют Торговые дома Группы, что позволяет наладить эффективную сбытовую сеть и с максимальной эффективностью «связать» производителя с клиентом.

Резюмируя, можно сказать о том, что компания ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК» стала одним из лидеров химической отрасли РФ, а так же национальным лидером в сегменте полимерных труб отнюдь не случайно. Грамотное использование таких конкурентных преимуществ, как уникальность выпускаемой продукции и гарантии её высокого качества, грамотно выстроенная организационно-правовая структура предприятия, эффективное расположение предприятий и, конечно, активное внедрение инноваций в своё производство позволили компании занять значительную

14 В группу входят научно-исследовательские центры, учебный центр, заводы-производители и торговые дома, которые есть при каждом заводе. Они обеспечивают эффективный сбыт готовой продукции, поддерживая постоянную загрузку предприятий.

часть рынка и завоевать в глазах потребителей репутацию инновационного и технологического лидера отрасли в Российской Федерации.

ГРУППА ПОЛИПЛАСТИК

УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ГРУППА ПОЛИПЛАСТИК»

Рисунок 1. Структура компании

Список литературы

1. Варвус С.А., Клименкова А.М. Роль процессов слияний и поглощений в российской экономике /Журнал «Баепсе Т1ше»,2014, №7.

2. Щербина М.В. Инновации и положение фирмы в отрасли.// Новая экономика и российская экономика: кластеры, отрасли, инновации / под редакцией к.э.н., доц. Щербины М.В., М.: Издательство «ТрансЛит», 2014. - с.221-230.

3. www.polyplastic.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.