Научная статья на тему 'Тобольская печать 90-х годов XVIII века (часть III)'

Тобольская печать 90-х годов XVIII века (часть III) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies a publishing trade in Tobolsk in the 90’s of 18th century. The subjects of investigation are a literary life and a print press of Tobolsk. The attention is given to ideological influence of exile Alexandr Nikolaevich Radishev on local authors.

Текст научной работы на тему «Тобольская печать 90-х годов XVIII века (часть III)»

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Вестник Омского университета, 2003. №2. С. 73-76.

© Омский государственный университет УДК 655.116(571.1)[17]

ТОБОЛЬСКАЯ ПЕЧАТЬ 90-Х ГОДОВ XVIII ВЕКА

(ЧАСТЬ III)

Г.Н. Гринкевич

Омский государственный университет, кафедра библиотековедения и библиографии

644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 3 июня 2002 г.

The article studies a publishing trade in Tobolsk in the 90's of 18th century. The subjects of investigation are a literary life and a print press of Tobolsk. The attention is given to ideological influence of exile Alexandr Nikolaevich Radishev on local authors.

После четырехмесячного перерыва выходит журнал «Иртыш». Печатался ли Радищев в журнале? Существует версия, что он печатал «не очень резкое, бросающееся в глаза, скорее связанное с его краеведческими и экономическими интересами» [4, с.539], но это никем документально не доказано. Опальный писатель, едущий в десятилетнюю ссылку, не мог, естественно, сам печататься в «Иртыше». Радищев слишком хорошо понимал свое положение, чтобы подвергать себя и своих близких более тяжелому наказанию. В Тобольске ссыльный писатель был «в присмотре» тобольского городничего плац-майора И.П. Топоркова. «Уже одно то, что Радищев ни словом, ни намеком не обмолвился ни в дневниках, ни в письмах о тобольском городничем, с которым ему пришлось иметь дело в течение нескольких месяцев, свидетельствует о ничтожности этой личности в глазах писателя», - пишет А.Г. Татаринцев [2, с. 132].

А в том, что А.И. Радищев хорошо был знаком с типографией, журналом «Иртыш» и его авторами, сомневаться не приходится. Им оставлена конспективная (скорее законспирированная) запись, в которой есть термины: «Положение. Типография... Невольники. Сосланные... Пушкин оставит свечку. Ежемесячное сочинение» [6, с. 200].

Эта запись дает нам возможность предположить, что Радищев встречался и с невольником Николаем Смирновым - поэтом и переводчиком «Иртыша», чья судьба была небезразлична писателю.

Встреча Николая Смирнова с Александром Николаевичем Радищевым была возможна в Тобольске. Как показали документы, обнаруженные в Тобольском архиве, Н. Смирнов находился

в городе в течение всего семимесячного пребывания Радищева в Тобольске. Так, в « Списке имян-ном содержащимся в тюремном остроге по наличию равно находящимся для работ на поруках у разных людей, колодникам» за декабрь 1790 г. под номером семьдесят пятым значится Николай Смирнов. В подобном же списке за январь 1791 г. его имя стоит первым [7, с. 121].

Николай Смирнов, крепостной князей Голицыных, в феврале 1785 г. бежал за границу с намерением продолжить свое образование в одном из европейских университетов, однако был схвачен и приговорен к каторжным работам. Императрица, сочетая формальное «малосердие» с классовой беспощадностью, приказала отдать его в солдаты, отправить в воинскую команду в Тобольск и вести за ним наблюдение. Личное вмешательство императрицы должно было дать известность делу в придворных кругах. Знакомство Радищева с содержанием и обстоятельствами дела Смирнова весьма вероятно. Это дело могло послужить источником одного из важнейших и ярких эпизодов «Путешествия», вошедшего в главу «Городия». По поводу главы «Городия» Екатериной II были сделаны следующие заметки: «...повесть о рекрутском наборе о отягченных крестьян и тому подобное, служащее к проповедыванию вольности и к искоренению помещиков» [5, с.96].

Тобольский архив не сохранил каких-либо документальных данных об общении Радищева и Смирнова, об этом только можно догадываться. Ссыльный писатель не мог помочь Николаю Смирнову в облегчении участи. Но, по предположению исследователя Г.И. Сенникова [7], Радищев сделал то, что было в его силах, - способствовал дальнейшему развитию писательского таланта Смирнова, обретению возможности печататься

в столичных журналах. С 1794 г. в популярном журнале «Приятное и полезное препровождение времени» Сохацкого активно публикуется Николай Смирнов. Причем, если в «Иртыше» он помещает пять своих произведений, то в журнале Сохацкого - одиннадцать. Как могло случиться, что солидный столичный журнал предоставил свои страницы беглому крепостному, ссыльному преступнику и солдату? Конечно, только по протекции влиятельного человека. Именно такую протекцию и мог составить Смирнову Радищев, хорошо знавший Сохацкого и сам печатавшийся после возвращения из ссылки в другом его журнале «Иппокрена или утеха любославия».

Только ли Радищев влияет на творчество тобольских литераторов, на издание «Иртыша»? Существовала и обратная связь [8, с.449]. Ученые предполагают, что именно выход в свет «Иртыша» побудил революционера опубликовать в начале 1790 г. в своей вольной типографии «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». При помощи «Письма» Радищев стремился идейно воздействовать на близких ему по духу издателей журнала. Эта тоненькая книжка была выпущена анонимно, то есть были приняты те меры предосторожности, какие Радищев в дальнейшем принял в отношении «Путешествия». «Письмо к другу» датировано 8 августа 1782 г. и написано по поводу открытия памятника Петру I в Петербурге. «Письмо к другу» и «Путешествие из Петербурга в Москву» связывает общая идейная интимо-нархическая направленность. Письмо содержит - едва замаскированные - резкие выпады против самодержавия и крепостного гнета. Заканчивается письмо резкой формулировкой, подводящей к вопросу о неизбежности революционной борьбы с царизмом: «... Нет и до скончания мира примера может быть не будет, чтобы царь упустил добровольно, что ли/бо/ из своея власти седяй на Престоле» [9, с.175]. Резкие политические высказывания в «Письме» были бы невозможны, если бы Радищев не знал заранее политических взглядов своего корреспондента. Им был Сергей Николаевич Янов, директор экономии Казенной палаты Тобольского наместничества, товарищ по лейпцигскому университету.

Благодаря С.Н. Янову Радищев хорошо знал тобольский край еще в начале 80-х годов, эти познания он приобрел из их совместного труда о Тобольском наместничестве. В 1783 г. А.Н. Радищев перевел с французского письмо Янова, содержащее по просьбе Воронцова экономико-географическую и социальную характеристику Тобольского наместничества. Этот очерк впервые был опубликован как произведение Радищева в 1947 г. [10]. Заглавие очерка «Описание

Тобольского наместничества» было дано публикатором А.И. Андреевым. Затем очерк вошел в третий том полного собрания сочинений А.Н. Радищева [6, с.133-142]. Надо отметить, что написание очерка исследователи долгие годы относили к тобольскому периоду жизни Радищева, но по пометке на письме Старцев определил 1783 год [9, с.182].

Тобольский край покорил сердце русского писателя. В письмах к Воронцову он пишет о климате в Тобольске, занятиях местных жителей, о торговле, ценах. Его восхищают нравственные качества тобольских жителей, в частности, самая яркая черта их души - доброта. Свое восхищение он подтверждает примером, рассказывая о тобольском пожаре: «... Со всех сторон водою и сухим путем привозили печеные хлебы, которые сельские жители голодным и неимущим посылали горожанам безденежно. И целую неделю ближайшие селения кормили город...» [6, с.357].

В Тобольске А.Н. Радищев посещает театр, ищет в окрестностях города «дикий камень» для строительства домов, обнаруживает близ Иртыша целебный источник [11].

Замыслы целого ряда произведений возникли у Радищева именно в Тобольске: трактат «О человеке, о его смерти и бессмертии», стихотворение «Ты хочешь знать, кто я? что я? куда я еду?», «Записки путешественника».

В Тобольске писатель-революционер смог вновь приобщиться к литературе, близкой по духу - разоблачающей пороки крепостничества, социальную несправедливость. Цели и задачи первого сибирского журнала совпали с заветными устремлениями великого изгнанника. Пусть Радищев не печатался в «Иртыше» по известным причинам, но его идейное влияние на тобольских авторов неоспоримо.

Судьбе было угодно, чтобы А.Н. Радищев вернулся в Тобольск. По пути из Сибири писатель вновь останавливается в этом городе с 1 по 22 апреля 1797 г. Но второе пребывание Радищева в Тобольске было безрадостным, здесь он похоронил свою 38-летнюю жену Е.В. Рубановскую. Как он писал позже, этот год стал «одним из самых роковых в его жизни» [6, с.493].

И опять, то ли случайно, то ли преднамеренно, в январе-марте 1797 г. (то есть непосредственно перед приездом Радищева) Приказ общественного призрения вновь извещал управу благочиния о необходимости подписки на журнал [2, с.143]. Но в этот раз издание журнала не было возобновлено.

Одновременно с «Иртышом» в 1790 г. в Тобольске выходит своеобразное периодическое издание «Исторический журнал или Собрание из разных книг любопытных известий, увеселитель-

Тобольская печать 90-х годов XVIII века

75

ных повестей и анекдотов». Издателем и редактором журнала был сын Василия Корнильева -Дмитрий. Исследователи утверждают, что вышли две части журнала. Известна только одна часть [1, с.95]. Судьба этого редчайшего тобольского издания до сих пор является загадкой. Первое упоминание о нем было у B.C. Сопикова, затем у А.И. Дмитриева-Мамонова. В начале XX в. существование этого журнала вообще было взято под сомнение. Спустя полвека во втором томе «Свободного каталога русской книги XVIII века» (М., 1964) появились сведения, что по одному экземпляру «Исторического журнала» имеется в фондах Государственной библиотеки им. В.И. Ленина и Библиотеки АН СССР. Об экземплярах этого журнала, находящихся в Тобольском краеведческом музее и личной библиотеке Алексея Ивановича Маркушевича, стало известно из статей В. Уткова [12]. Но до сих пор в специальной литературе встречаются сведения, что «Исторического журнала» нет ни в одном хранилище [13, с.106].

Авторство и замысел «Исторического журнала» раскрывается в небольшом предисловии. Дмитрий Корнильев пишет: «Имея свободное время, будучи ничем иным кроме коммерции, не занят, за долг себе поставил выбрать из разных исторических и географических книг краткие, любопытство заслуживающие известия, как-то: о Сибири, Камчатке..., о разных родах зверей, рыб, птиц; о знатнейших городах, островах, берегах и о коммерции оных с приобщением увеселительных повестей и анекдотов...» [14, с.166]. Статьи на сибирские темы занимают приблизительно половину объема всего журнала. Здесь напечатаны статьи: «О бурятах и телеутах», «О якутах и тунгусах», «О самояди», «О вогуличах», «Об остяках», «Известия о старинных татарских князьях в Сибири». Журнал открывается статьями «О Сибири», «О качестве Сибири», в которых дается общий очерк края, его географических особенностей и природных богатств. По мнению книговеда А. Блюма [13], статья «О качестве Сибири» - одно из первых оригинальных сочинений, посвященных описанию природных богатств Сибири, и составлено оно человеком, влюбленным в свой суровый и богатый край. Исследователь Я.Р. Кошелев [15] отмечает превосходное знакомство автора статей с литературными источниками, который в ряде случаев высказывает несогласие с признанными авторитетами. Любопытной является мысль, выраженная Д. Корнильевым в статье «О якутах и тунгусах», основанная на древнем якутском предании, что предки якутов когда-то жили на юге. «Якуты были прежде сего монголам и бурятам соседи», - писал автор. И что интересно, современная этнография придер-

живается того же взгляда (например, труды А.П. Окладникова).

Журналист Корнильев стремился популяризовать свое издание, помещая вслед за статьей сибирского характера переводной нравоучительный рассказ, тем самым отдавая дань времени, требовавшему обязательного помещения в каждом журнале развлекательного чтения. Анализируя содержание журнала, А. Блюм [13] отмечает, что не эти развлекательные истории, выглядив-шие в «Историческом журнале» инородным телом, определяют его лицо и характер, ценность его в том, что он являет собой первую попытку издания сибиреведческого журнала еще в XVIII столетии.

В свое время аналога по содержанию и построению «Исторический журнал» Дмитрия Корнильева не имел. Но не во всех современных исследованиях дается объективная оценка уникальному периодическому изданию местной печати XVIII века [3, с.7]. Возможно, это объясняется библиографической редкостью издания.

Нам, очевидцам празднования 200-летия сибирской печати, «Исторический журнал» Дмитрия Корнильева дорог как первый печатный памятник местному периодическому изданию краеведческого содержания. «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» тоже не был оторван от местной жизни, о чем свидетельствуют ряд исследователей [16], но эта связь с краем была опосредованной.

[1] Утков В. Г. Сибирские первопечатники Василий и Дмитрий Корнильевы // Книга: Исслед. и материалы. М., 1979. Сб. 38.

[2] Татаринцев А.Г. Радищев в Сибири. М., 1977.

[3] Любимов Л. С. История сибирской печати: Уч. пос. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1982.

[4] Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. М.,1952.

[5] Старцев А. Радищев в годы «Путешествия». М.: Сов. писатель, 1960.

[6] Радищев А.Н. Иолн. собр. соч. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т.З.

[7] Сенников Г.И. А.Н. Радищев и Николай Смирнов // Рус. лит-ра. 1980. №4. С.120-122.

[8] История Сибири. С древнейших времен до наших дней: В 5 т. Т. 2. Сибирь в составе феодальной России. Л.: Наука, 1968.

[9] Старцев А. Университетские годы Радищева. М.: Сов. писатель, 1956.

[10] Андреев А.И. Неизвестный труд А.Н. Радищева в Сибири // Сов. этнография. 1947. Кн.6-7. С.224-233.

[11] Платонова И. Исторический визит // Тобол, правда. 1986. 24 окт.

[12] Утков В.Г. Сибирские первопечатники Василий и Дмитрий Корнильевы // Книга. Исслед. и материалы. М., 1979. Сб.38. С.75-97; Утков В.Г. Кни-гочий Дмитрий Корнильев и его журнал // Утков В. Книги и судьбы. М., 1984. С.44-64.

[13] Смирнов-Сокольский Н. Рассказы о книгах: 5-е изд. М., 1983.

[14] Блюм А. «Исторический журнал...» Дмитрия Корнильева // Сиб. огни. 1966. № 4. С.165-167.

[15] Кошелев Я.Р. Русская фольклористика Сибири (Х1Х-начала XX вв.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1962.

[16] Рак В.Д. Переводы в первом сибирском журнале // Очерки литературы и критики Сибири (XVII - XX вв.). Новосибирск, 1976. С. 57; Кунгуров Г. Ф. Сибирь и литература. Иркутск, 1975. С.134; Альтшуллер М.Г. Литературная жизнь Тобольска 90-х годов XVIII в. // Освоение Сибири в эпоху феодализма (XVII-XIX вв.). Новосибирск, 1968. С.196; Евстафьева Е. Первый сибирский журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» //Сибирские просторы. 1960. № 5. С.58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.