Научная статья на тему 'Типология локальных общественных благ'

Типология локальных общественных благ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2761
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА / ЛОКАЛЬНЫЕ БЛАГА / GOODS / PUBLIC GOODS / LOCAL GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменев Н. А.

В статье приводится классификация локальных благ в зависимости от степени проявления свойств общественных благ неисключаемости и неконкурентности. Выделяются такие типы локальных благ, как общественное, клубное и условно частное благо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPOLOGY OF LOCAL PUBLIC GOODS

The author classifies local public goods according to the extent of display of beneficial properties of public goods non-rivalry and non-excludability. Such types of local public goods as public, club and private goods are defined.

Текст научной работы на тему «Типология локальных общественных благ»

В результате масштабы невыплат заработной платы демонстрировали проциклическую динамику, увеличиваясь вместе с ухудшением экономической конъюнктуры и сокращаясь в период роста производства. ПС теоретической точки зрения их можно рассматривать как специфическую форму принудительного беспроцентного кредитования работниками своих предприятий, при которой сроки погашения определяются самими заемщиками. С практической □ как дополнительный инструмент гибкостиП □ [2, с. 56].

Дешевый труд, используемый на российских предприятиях, еще более теряет в цене после задержек выплат заработной платы, которые в период экономического кризиса носили массовый характер. При этом удешевление рабочей силы работодателями рассматривалось как конкурентное преимущество. До сих пор не достигнуто понимание того, что практика задержек выплат заработной платы снижает эффективность инвестиций в человеческий капитал, что противоречит задачам модернизации экономики России. Задолженность предприятий по заработной плате является одним из факторов, сдерживающих межотраслевую и межрегиональную мобильность рабочей силы, ограничивает возможности ее перемещения в более эффективные сегменты экономики, на что неоднократно обращали внимание исследователи [1, с. 18]. Кроме того, высокая задолженность работодателей по заработной плате перед наемными работниками выступает фактором роста социальной напряженности, так как пони -жает реальные доходы определенных групп населе-

ния, увеличивая имущественную дифференциацию населения. Несмотря на это в условиях нестабильности социально-экономической ситуации (2008 □ 2010 гг.) и высоких рисков на рынке труда, обусловленных влиянием глобального финансового кризиса, стратегия предприятий была ориентирована прежде всего на сокращение издержек. Задержки выплат заработной платы в составе инструментов, дающих наиболее быстрый эффект, в большинстве отраслей российской экономики оказались наиболее востребованными.

1. Блинова Т.В., Русановский В. А. Теоретические подходы к исследованию межрегиональных различий российского рынка труда // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5(29).

2. Заработная плата в России: эволюция и дифференциация. М., 2008.

3. Экономика труда. М., 2008.

4. Boeri T., Terrell K. Institutional determinants of labor reallocation in transition // Journal of Economic Perspectives. 2002. Vol. 16. №1.

5. Clarke S. Trade Union and non-payment of wages in Russia. N.Y, 1997.

6. Gimpelson V., Lippoldt D. Labor restructuring in Russian enterprises: a case study. Paris: OECD, 1996.

7. Earle J.S., Sabirianova K. Equilibrium wage arrears: institutional lock-in of contractual failure in Russia // Working paper. 2000. June.

8. Earle J.S., Sabirianova K. Understanding wage arrears in Russia // Working paper. 1998. December.

9. Layard R, Richter A. How much unemployment is needed for restructuring: the Russian experience // Economics of transition. 1995. Vol. 3 (March).

удк 330.12 H.A. Каменев

□□□□□□□□□ шалашан □шшипшсюн шла

В статье приводится классификация локальных благ в зависимости от степени проявления свойств общественных благ □ неисключаемости и неконкурентности. Выделяются такие типы локальных благ, как общественное, клубное и условно частное благо.

Ключевые слова: благо, общественные блага, локальные блага.

N.A. Kamenev

THE TYPOLOGY OF LOCAL PUBLIC GOODS

The author classifies local public goods according to the extent of display of beneficial properties of public goods non-rivalry and non-excludability. Such types of local public goods as public, club and private goods are defined. Key words: goods, public goods, local goods.

Разделение функции распределения ресурсов по уровням власти обусловлено географическими пределами распространения эффекта потребления общественных благ. Когда выгоды от каждой единицы общественного блага получает все население страны, то решения об их производстве, несомненно, должны быть результатами общенационального коллективного выбора. Например, стратегические вооружения предназначены для за щиты всех граждан от опас -ности агрессии. Общенациональные органы власти создаются как раз для того, чтобы решать вопросы, затрагивающие интересы граждан независимо от места их проживания.

Ключевыми характеристиками общественного блага независимо от уровня распространения эффекта потребления являются:

□ во -первых, неконкурентность (или в иной терминологии □ неделимость), которая предполагает, что отдельный индивид не может выбирать тот или иной объем потребления благ. Изменение количества потребителей блага не влияет на количество полезности, получаемой каждым из них;

□ во-вторых, это неприсвояемость (неисключае-мость) в потреблении, означающая отсутствие ограничений при доступе к потреблению блага, происходящее либо по причине физической невозможности осуще-

ствить ограничение доступа к благу, либо из-за слишком высоких издержек. Неисключаемость означает, что благо обладает всеобщностью в потреблении, когда каждый нуждающийся в его полезности может осуществить его присвоение [8, с. 3].

Неисключаемость и несоперничество в потреблении можно объединить в свойстве коммунальности. □Коммунальность означает такое свойство материально-технологической среды, которое предполагает ее использование как единой нерасчлененной системы, части которой не могут быть обособлены без угрозы распада всей системы... Коммунальная среда может функционировать только в форме общественного блага, которое не может быть разделено на единицы потребления и продано (потреблено) по частям» [4, с. 39].

Во многих случаях происходит локализация выгод, приносимых общественным благом, такие блага называют локальными (региональными). Под местными (региональными) общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк □ от региональных экологических программ до уличного освещения и уборки мусора.

Разграничение чисто общественных, смешанных и даже частных благ во многих случаях затруднено. Это объясняется не только тем, что в чистом виде редко выполняются условия, по которым общественные блага выделяются среди других, но и потому что определенные блага, являясь общественными для одной группы, для другой будут смешанными, а для третьей и вовсе частными. Степень централизации в производстве общественных благ зависит от распределения полномочий и финансирования между национальным (общегосударственным) и субнациональным (региональным, местным) уровнями государственной власти и уп -равления.

В зависимости от предназначения локальных ус -луг следует различать три типа коммунальной деятельности.

К первому следует отнести услуги, адресованные всем жителям города, а не отдельному конкретному человеку Они соответствуют общей потребности города и имеют общественный характер. К числу таких услуг относятся содержание и эксплуатация общегородских дорог, улиц, площадей, уличное освещение, озеленение, благоустройство, мосты, магистрали и другие инженерные сооружения и т.д. Для определения благ, производимых в рамках городского хозяйства, используется категория «муниципальные (или городские) кол -лективные блага» (ГКБ). Под ГКБ понимаются блага, производство которых обусловливается потребностями организации совместного проживания людей в рамках города как социально-экономического феномена, а потребление возможно при принадлежности к определенной группе (населению города) или в случае пребывания на его территории. Локальное общественное благо □ такое экономическое благо, заданный объем предоставления которого является одновременно фактором индивидуальной и общественной функции полезности жителей ограниченной территории [3, с. 5].

При прочих равных условиях один человек (горожанин или селянин) обладает большим реальным богатством, чем другой, если в районе проживания лучше климат, лучше дороги, лучшего качества вода, более здоровые санитарные условия, а также лучшая организация здравоохранения, спорта и жилищно-коммунального хозяйства. При этом людям, не живущим на данной территории, те же самые блага недоступны или обошлись бы слишком дорого.

Например, мегаполисы, города-миллионеры имеют ряд конкурентных преимуществ, поскольку именно в рамках высококонцентрированных социально-экономических систем возможна реализация дополнительного эффекта от интеграции самых разнообразных видов производственно-коммерческой деятельности. Только в мегаполисах возможна организация прибыль -ного функционирования гигантских стадионов, дворцов спорта, многозальных кинотеатров, выставочных комплексов, зоопарков, стационарных цирков, планетария и т.д. В отличие от малых и средних городов мегаполисы многофункциональны, являясь центром притяжения социально-экономической деятельности для населения обширной окружающей территории. Они выполняют роль центров образования, науки, культуры, медицины, поэтому их быстрый рост обусловлен в первую очередь не высокой рождаемостью, а активным процессом миграции из сельской местности и небольших городов.

Наряду с несомненными конкурентными преимуществами высокая концентрация производственно-коммерческой деятельности в мегаполисах имеет определенные негативные последствия: загрязнение окружающей среды, перегруженность наземных транспортных систем, увеличение затрат времени на внутригородские поездки, вызывающие так называемую транспортную усталость, которая существенно снижает производительность и качество труда. Современный процесс «бегства из города» составляет основу субурбанизации.

Под объектами жилищно-коммунального назначения следует понимать объекты внешнего благоустройства территории городов и населенных пунктов в виде зеленых насаждений, городские дороги и элементы их благоустройства, пешеходные и велосипедные дорожки , объекты инженерной защиты территории, уличное освещение, объекты санитарной уборки.

Второй и третий тип локальных услуг □ это жилищнокоммунальные услуги, т.е. доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.

Второй тип □ это жилищные услуги, связанные с обслуживанием жилых зданий и прилегающих к ним территорий. Предприятие (исполнитель) оказывает услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения. Внутри зданий это работы по обслуживанию мест общего пользования (лестничных клетоки, лифтов, мусоропроводов, общих телеантенн, чердаков и подвалов), вне зданий □ уборка территории, наружное освещение, уход за зелеными насаждениями, детскими площадками. Все эти виды услуг соответствуют общей потребности жителей создать внутри домов и вокруг них экологически и сани-

тарно чистую среду, обеспечить сохранность здания и отдельных его элементов. Следовательно, они представляют собой групповую или коллективную потребность людей, живущих в отдельном подъезде, доме, микрорайоне.

Второй тип коммунальной деятельности обладает ярко выраженными характеристиками клубного блага. Клубное благо является разновидностью общественного блага и характеризуется совместным потреблением с ограниченным доступом. Соединение потребителей в коллективные общности может носить как вынужденный (принуждение), так и добровольный характер. Под добровольными понимаются не только некоммерческие, клубного типа организации, но и официально зарегистрированные общности потребителей, вступление в которые связано с волеизъявлением индивида. Например, покупка квартиры в кооперативном доме влечет за собой вступление в кондоминимум и использование местных коллективных благ данного сообщества □ лифтов, подъездов, дворников и т.д.

Совместное потребление жилищных услуг самоочевидно, когда речь идет о тех видах работ, которые жилищные организации выполняют на территории домовладения. Услуги по обслуживанию мест общего пользования в подъездах и работ по дому также неделимы, за исключением тех, которые предоставляются потребителям в пределах их собственных квартир. Все остальные жилищные услуги оказываются общедоступными независимо от того, вносят за них плату или нет Невозможность исключения услуг, отрешения от них кого-либо порождает проблему «безбилетников», т. е. людей, пользующихся коммунальными услугами бесплатно, будучи обязанными платить за них. Желая избежать таких потерь, поставщики услуг прибегают к помощи института контролеров.

Объединение коллективных интересов потребителей воедино подразумевает существование эффективных механизмов организации взаимодействия и соединения пользователей в группы. О. Уильямсоном проведено изучение институциональной среды, анализ формирования «правил игры» внутри коллективов в общественном и частных секторах экономики [7, с. 50 □ 58]. Эффективные механизмы контроля над количеством потребленных услуг, составом и включением в группы новых потребителей могут активно противодействовать нежеланию индивида платить за пользование благом. В противном случае возникает ощущение, что потребитель платит не только за себя, но и за других.

Теория клубов дает ответ на вопрос, при каких условиях распределение выгод и издержек, связанных с общественными благами, является оптимальным. При этом участие государства в рациональном определении размера клуба не рассматривается. Клуб формируется на добровольной основе, и эти добровольные соглашения могут обеспечивать достижение оптимума. Каждый из посетителей клуба, приобретая клубную карту оплачивает, по сути, услуги, оказываемые ему лично. Эта услуга представляет уже частное благо. Таким образом, клубное благо выступает в роли «пучка» индивидуальных услуг, не вполне идентичных друг другу, причем каждая из этих услуг продается и покупается отдельно. Теория клубов как раз и демонстрирует, как на

добровольной основе может быть обеспечено оптимальное производство и использование смешанных общественных благ, не обладающих в высокой степени свойством неисключаемости (т.е. таких, для которых издержки исключения безбилетников не являю тся запретительно высокими).

Третий тип коммунальных услуг предназначен для удовлетворения индивидуальных потребностей. Это предоставление услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления. Данные виды услуг обеспечивают комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В настоящее время действующее законодательство не относит к коммунальным услугам вывоз мусора. Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома, которая подразумевает наличие в многоквартирном или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

□ холодное водоснабжение □ круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

□ горячее водоснабжение □ круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

□ водоотведение □ отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

□ электроснабжение □ круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

□ газоснабжение □ круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;

□ отопление □ поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, комфортных усл овий.

К их числу также относятся услуги телефонной связи, радиотрансляция. К третьему типу можно отнести и услуги общественного транспорта, поскольку их потребление имеет также индивидуальный характер.

Эти блага также могут быть названы квазиобще-ственными (или исключаемыми благами совместного потребления) [1, с. 120]. Они чаще всего создаются отраслями естественных монополий, особенность которых состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует значительного первоначального капитала для вступления в них новых конкурентов. Экономия от масштаба, особенно в сфере услуг, нередко служит главным аргументом в пользу сохранения естественной монополии.

Несмотря на индивидуальную форму потребления, услуги третьего типа, в сущности, также являются общественно значимым. Их общественный характер обусловливается организацией коммунального обслуживания в форме централизованных систем инженер-

ного оборудования городов. Однако нельзя согласиться с авторами, относящими все коммунальные услуги к категории общественных благ [5]. Например, Е .В. Захарова причисляет жилищно-коммунальные услуги к разряду общественных благ на основании их трех характеристик:

а) общественно полезного значения деятельности по их реализации;

б) обезличенного и коллективного характера потребления;

в) общедоступности, т.е. возможности потребления услуги в момент возникновения в ней потребности в объеме, достаточном для полного удовлетворения потребности, не ограниченном временем потребления [2, с. 10].

Однако, по нашему мнению, эти характеристики подчеркивают социально значимый характер данного блага, необходимость опеки государства их производства и предоставления, а не их характеристику как общественного блага. Услуги третьего типа обладают некоторой степенью делимости и исключаемости, благо -даря чему становится возможной индивидуализация оплаты услуг. Коммунальные услуги третьего типа можно назвать условно исключаемыми из потребления. На сегодняшний день технически сложно исключить из потребления обеспечение горячим и холодным водоснабжением, канализацией, отопление. При этом в контексте технологического развития уместно прогнозировать полное исчезновение технологически обусловленной коллективной формы потребления для многих видов товаров и услуг (услуги местной и межго-родской телефонной связи, автономные генераторы, автономные скважины на частных участках и солнечные батареи). Эти блага превращаются в пучок персональных и делимых услуг. Именно на подобный трансформационный процесс в эволюции благ обращал внимание А.Я. Рубинштейн [6, с. 115]. Приобретая и утрачивая свойство коммунальности, блага меняют в данных превращениях и свою принадлежаность к базовым группам .

Кроме того, следует обратить внимание еще на одну характеристику общественных благ □ потребление в равном количестве. Развитие технологий учета потребленных благ позволяет постепенно отказаться и от урав -ниловки в потреблении.

Возможность прямых расчетов с населением не означает того, что услуги при этом становятся чистым частным товаром. Проблема остается в том, что потребители лишены возможности осуществить индивидуальный выбор, а там, где нет индивидуального выбора, не может быть и рынка частных товаров (услуг). Поэтому существующую форму индивидуальной оплаты жилищных услуг следует рассматривать как форму коммунального сбора с потребителей и не более того.

Некоторые из видов коммунальных услуг второго и третьего типов (по классификации Ф.Г. Таги-Заде) могут быть подвергнуты еще одной группировке □ по признаку «кооперативности» (совместности). Имеется в виду характер потребления тех поставляемых благ, пользование которыми требует определенного согласования, единства правил потребительского поведения в силу единства места и времени (междомовые пространства,

места общего пользования и т.п.) или связности внутри-домовой инженерно-технической инфраструктуры (вода, электричество, газ, отопление), в результате чего жильцы одного подъезда, дома, группы домов вольно или невольно, как правило, не задумываясь о факте, сотрудничают друг с другом или обязаны сотрудничать в эксплуатации лифтов, мусоропроводов, тепло- и электросетей и т.д.

По содержанию и форме первый тип коммунальной деятельности требует придания статуса муниципальной собственности всем коммунальным объектам общегородского назначения, обеспечивая, таким образом, равный доступ к ним всех жителей города, включая временно пребывающих. Поэтому организация и финансирование служб по эксплуатации объектов общегородского назначения являются непосредственной обязанностью органов муниципальной власти. Для указанной цели городские органы управления могут либо создавать муниципальные коммунальные предприятия по соответствующим направлениям деятельности, либо привлекать к этому делу частные предприятия, выдавая им лицензии для выполнения соответствующих работ. В любом случае органы муниципальной власти будут выступать заказчиками соответствующих видов работ и распорядителями финансовых средств, а городской бюджет □ источником этих работ. Рынок услуг первого типа полностью монополизирован. Когда же для работы в данной сфере привлекаются частные предприятия, появляется возможность при помощи конкурсов частично разрушить эту монополию.

Конкурсное распределение заказов на работу по эксплуатации объектов коммунального хозяйства позволяет привлекать в коммунальную сферу организации различных форм собственности. К сожалению, это не делает данный рынок конкурентным, хотя и позволяет собственнику избежать ошибок в определении объема и стоимости работ по тому или другому объекту, сделав все это относительно открытым и доступным контролю.

Тем не менее возможность конкурсного распределения коммунальных заказов имеется не везде, а только в крупных и отчасти в средних городах, располагающих достаточным количеством разнопрофильных организаций с относительной свободой выбора объемов работы и перемены направлений деятельности. С другой стороны, объемы работ по коммунальным заказам должны быть достаточно привлекательными и перспективными, чтобы указанные организации включились в конкурсную борьбу. Однако конкурсы не являются тем механизмом, который нацеливает интересы исполнителей на повышение эффективности и качества коммунального обслуживания. Стимулировать эффективную работу могут лишь механизм ценообразования на коммунальные заказы и форма расчетов за выполненные работы.

Системы инженерного оборудования домов в принципе позволяют установить контроль за потреблением услуг отдельными жилыми ячейками, следовательно, существует возможность исключить доступ к системе тех, кто уклоняется от оплаты. Причем вещественный характер самих услуг позволяет оплату произвести в соответствии с использованным количеством услуг.

Однако своеобразие рынка коммунальных благ состоит в его особой социальной значимости. Главную роль в формировании общественного характера рынка коммунальных услуг играет всеобщий, насущный и безотлагательный (безусловный) характер потребления, и все это при том условии, что создать в современных жилищах достаточный на какое-то время запас услуг практически невозможно. Отсюда вытекает основное требование к снабжению коммунальными услугами □ обеспечение их доступности потребителю тогда, когда в них возникает потребность (доступность услуг □ один из показателей комфортности бытовой жизни). Другой важный принцип организации бытовой жизни состоит в рациональности. Реализация этих двух принципов в коммунальном обслуживании приводит к развитию, во-первых, систем инженерного оборудования как конструктивного элемента зданий, во-вторых, к созданию, централизованных систем инженерного обеспечения как формы территориального объединения потребителей с общей для всех системой коммунального обслуживания (СКО). Централизация коммунального обслуживания приводит к появлению разветвленных и многоступенчатых инженерных сетей, связывающих источники ресурсов и обслуживаемые объекты, а также транспортирующих и распределяющих коммунальные услуги на обслуживаемой территории. Так формируется единая инженерная система, в которую как стадии технологических процессов включаются производство и потребление услуг. Такая жесткая взаимосвязь между производством и потреблением услуг исключает возможность придания этим системам формы частного владения. В случае же их приватизации быт массы людей будет зависеть от интересов одного частного собственника.

Частные интересы будут проявлять себя при любой форме владения системами коммунального обслуживания в силу их монопольной структуры, поэтому понимание общественного характера этой деятельности является необходимым условием для создания механизмов, позволяющих свести к минимуму вредные последствия проявления частных интересов в этой сфере, и для того, чтобы местные и федеральные власти добровольно не слагали с себя обязанности за обеспечение бесперебойного функционирования систем коммунального обслуживания и своевременного обновления и развития инженерной инфраструктуры городов. Полное прекращение или ограничение подачи воды и энергии в жилые здания не только ущемляет интересы людей, но и является нарушением их конституционных прав на жилище, которое без названных источников жизнеобеспечения становятся непригодными.

В сфере коммунальной деятельности механизм спроса и предложения не действует. Три главных свойства коммунальных услуг исключают их рыночный характер. Первое □ это насущный и уникальный характер потребления услуг (свойство незаменимости), который не позволяет потребителям отказываться или сокращать потребление услуг при повышении их цены или поступить наоборот при снижении. Вероятно обратное, когда потребители скорее пойдут на сокращение своих расходов на пищу, одежду и т. д., для того чтобы им не

прекратили подачу воды, тепла, газа, электроэнергии. Иными словами, величина спроса на коммунальные услуги слабо реагирует на изменение их цены, ценовая эластичность низка.

Второе свойство коммунальные услуги как специфического товара □ доступность и потребление их в любое время, когда возникает потребность (свойство бесперебойности и надежности предоставления услуг), что, собственно, и делает наше жилище уютным и комфортным. Ограничение доступности при изменении цены превращает цены в инструмент социальной дискриминации населения.

Третье □ возможность удовлетворения потребностей в услугах в полном объеме (свойство насыщения потребностей), что является одним из важных показателей качества коммунального обслуживания. Системы инженерного оборудования изначально рассчитываются так, чтобы производимый в тот или иной период объем услуг в точности соответствовал фактической потребности, поэтому рынок коммунальных услуг всегда является равновесным, независимо от того, какое количество услуг реализуется в тот или иной момент.

По указанным причинам в коммунальной сфере цены теряют свой объективный характер и перестают быть измерителем полезности услуг, инструментом саморегулирования рынка.

Таким образом, специфику рынка коммунальных услуг можно охарактеризовать так: экономические интересы производителей и потребителей очевидны, налицо все формальные признаки рынка □ товар, цена, спрос и предложение, покупатели и продавцы, □ но рынка как такового нет, поскольку нет движения цен, направляемого интересами субъектов рынка. Цена, лишенная функции регулирования, становится инструментом борьбы интересов. Острота этой борьбы заключается в том, что здесь нет такого бесстрастного арбитра, определяющего, чьи интересы больше ущемляются, как свободный рынок. Закон спроса и предложения здесь уступает место экономическим интересам производителей, которые становятся довлеющими над интересами потребителей услуг.

1. Восколович H.A., Жильцов Е.Н., Еникеева С.Д. Экономика, организация и управление общественным сектором. М., 2008.

2. Захарова Е.В. Жилищно-коммунальные услуги как общественное благо: особенности реализации в российской экономике: автореф. □ канд. экон. наук. М., 2010.

3. Линева Н.К. Особенности локальных общественных благ в транзитивной экономике: автореф. □канд. экон. наук. Челябинск, 2004.

4. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000.

5. Раховская A.H., Таги-Заде Ф. Анализ механизмов ценовых отношений в коммунальной деятельности // Проблемы современной экономики. 2008. № 3(27).

6. Рубинштейн А.Я. Экономика общественных преференций. СПб., 2000.

7. Уильямсон О. Сравнение альтернативных подходов к анализу экономической организации // Вестник ЛГУ. Сер. 5. Экономика. 1991. Вып. 3.

8. Федорова Ю.В. Институциональная структура производства общественных благ. Саратов, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.