Научная статья на тему 'Развитие института саморегулирования на рынке локальных благ'

Развитие института саморегулирования на рынке локальных благ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЕ БЛАГА / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ АГЕНТСТВА / ИНСТИТУТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ / ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / ОБЪЕДИНЕНИЯ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ / LOCAL GOODS / GOVERNMENTAL AGENCIES / SELF-REGULATION INSTITUTION / MANAGEMENT OF APARTMENT HOUSES / ASSOCIATIONS OF PROPRIETORS OF HABITATION / NONCOMMERCIAL ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменев H. A.

Статья посвящена анализу института саморегулирования на рынке локальных благ. Выявлена объективная основа для естественно-монопольного характера производства локальных благ. В процессе исследования использована методология теории общественного выбора, теории общего экономического равновесия, экономической теории благосостояния. Отражена противоречивость интересов субъектов рынка производителей и потребителей локальных благ. Обобщен опыт управления многоквартирными домами. В качестве института саморегулирования предлагается развитие товариществ собственников жилья. Становление института саморегулирования идет путем институционального проектирования, развития контрактных отношений, формирования отношений коллективной подчиненности, создания некоммерческих ассоциаций. Результаты исследования целесообразно использовать для оценки эффективности предоставления локальных благ на разных уровнях. Проведен анализ организационных, экономических, социальных и юридических проблем становления нового института института саморегулирования на рынке локальных благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-REGULATION INSTITUTION IN THE MARKET FOR LOCAL GOODS

The paper offers an analysis of self-regulation institution in the market for local goods. The objective basis for natural-monopoly character of local goods production is revealed. The methodologies of the theory of a public choice, the theory of the general economic balance, the theory of economic welfare are used for research. The discrepancy of interests of players in the market producers and consumers of the local goods is reflected. The author describes the experience of apartment houses management and offers to develop associations of proprietors of habitation as self-regulated institution. The establishment of self-regulation institution takes the form of institutional designing, development of contract relations, forming relations of collective subordination, creation of noncommercial associations. The results of the research can be used for assessing efficiency of granting of local goods at different levels. The analysis of organizational, economic, social and legal problems of formation of new institution self-regulation institution in the market for local goods is carried out.

Текст научной работы на тему «Развитие института саморегулирования на рынке локальных благ»

удк 330.12 Н.А. Каменев

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ ЛОКАЛЬНЫХ БЛАГ

Статья посвящена анализу института саморегулирования на рынке локальных благ: Выявлена объективная основа для естественно-монопольного характера производства локальных благ: В процессе исследования использована методология теории общественного выбора, теории общего экономического равновесия, экономической теории благосостояния. Отражена противоречивость интересов субъектов рынка - производителей и потребителей локальных благ Обобщен опыт управления многоквартирными домами. В качестве института саморегулирования предлагается развитие товариществ собственников жилья. Становление института саморегулирования идет путем институционального проектирования, развития контрактных отношений, формирования отношений коллективной подчиненности, создания некоммерческих ассоциаций. Результаты исследования целесообразно использовать для оценки эффективности предоставления локальных благ на разных уровнях. Проведен анализ организационных, экономических, социальных и юридических проблем становления нового института - института саморегулирования на рынке локальных бпаг

Ключевые слова: локальные блага, правительственные агентства, институт саморегулирования, управление многоквартирными домами, товарищества собственников жилья, объединения собственников жилья, некоммерческие ассоциации.

N.A. Kamenev

DEVELOPMENT OF SELF-REGULATION INSTITUTION IN THE MARKET FOR LOCAL GOODS

The paper offers an analysis of self-regulation institution in the market for local goods. The objective basis for natural-monopoly character of local goods production is revealed. The methodologies of the theory of a public choice, the theory of the general economic balance, the theory of economic welfare are used for research. The discrepancy of interests of players in the market - producers and consumers of the local goods - is reflected. The author describes the experience of apartment houses management and offers to develop associations of proprietors of habitation as self-regulated institution. The establishment of self-regulation institution takes the form of institutional designing, development of contract relations, forming relations of collective subordination, creation of noncommercial associations. The results of the research can be used for assessing efficiency of granting of local goods at different levels. The analysis of organizational, economic, social and legal problems of formation of new institution - self-regulation institution in the market for local goods is carried out.

Key words: local goods, governmental agencies, self-regulation institution, management of apartment houses, associations of proprietors of habitation, noncommercial associations.

На любом товарном рынке производители вынуждены под давлением конкуренции учитывать потребности и потребительский спрос, считать затраты, максимизировать результаты. Особенностью рынка локальных благ является то, что правительственные агентства вынуждены постоянно совмещать роли представителей потребителей (населения) и производителей (организаций общественного сектора) [2]. Между тем эти роли во многом противоречат друг другу Потребители заинтересованы получить от производителей как можно больше высококачественных услуг по минимальной цене. Непосредственный экономический интерес производителя противоположен: он состоит в том, чтобы, затратив поменьше ресурсов, получить максимальную плату. Агентству, представляющему и те, и другие интересы одновременно, приходится фактически выступать в роли арбитра. Наличие изъянов государства говорит о том, что на такого арбитра не всегда можно полностью положиться. Таким образом, идея развития институтов саморегулирования на рынке локальных бпаг состоит в том, чтобы, освободив правительственные агентства от представительства интересов производителей, побудить их сосредоточиться на

защите интересов потребителей, передав функции арбитра рыночным силам.

В результате возникает характерная для рынка система обратных связей спроса и предложения, усиливается воздействие спроса на производство, в общественной экономике традиционно выраженное весьма слабо или действующее через политические механизмы с большим опозданием.

Данный положительный эффект проявляется при соблюдении определенных условий: свобода выбора потребителями производителей услуг, максимально полная информация относительно рыночной конъюнктуры, наличие нескольких конкурирующих производителей и стимулов у потребителей к поиску нужных услуг В этом случае потребители, руководствуясь своими предпочтениями, самостоятельно и заинтересованно контролируют качество и другие параметры приобретаемых благ; а производители должным образом реагируют на рыночные сигналы. При условии предоставления производителям большей свободы в хозяйственных операциях, а потребителям - возможности выбора услуг в зависимости от их цен, качества и других параметров создается основа для развертывания конку-

ренции и установления обратных связей спроса и предложения.

Долгое время в России в сфере потребления локальных благ потребитель был лишен права выбора, однако в последние годы в соответствии со ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления им:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Информация о выборе способа управления многоквартирными домами в городах Российской Федерации представлена в таблице. Как видно, в целом по исследуемым городам Российской Федерации способ управления 32,26% от общего объема жилищного фонда (47,25% от общего количества многоквартирных домов, 216 517 домов) собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран. Управление многоквартирными домами и их эксплуатацию осуществляют преимущественно муниципальные унитарные предприятия, созданные органами местного самоуправления до введения в действие ЖК РФ Федеральным законом от 29.12.2004 №189-ФЗ, либо организации со 100%-ной долей органов местного самоуправления. Количество таких организаций в исследуемых городах Российской Федерации - 525, что составляет 29,78% от общего количества хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, при этом доля жилищного фонда, обслуживаемого указанными организациями, в общем объеме жилищного фонда в многоквартирных домах составляет 46,4%, а от жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями, - 61,15%.

Способ управления многоквартирными домами

На рассматриваемом рынке также активно появляются частные управляющие организации, их количество по состоянию на 31.12.2006 - 1 238, что составляет 70,22% от общего количества хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами. Однако доля жилищного фонда, управляемого указанными организациями, в общем объеме жилищного фонда в многоквартирных домах - всего 29,48%, а от жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями, - 38,85%.

Необходимо отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации - Республике Алтай (Горно-Алтайск),

Республике Калмыкия (Элиста), Республике Северная Осетия - Алания (Владикавказ), Курганской области (Курган) - услуги по управлению многоквартирными домами оказываются только муниципальными унитарными предприятиями либо организациями со 100%-ной долей органов местного самоуправления.

Вместе с тем имеются и примеры оказания услуг по управлению многоквартирными домами исключительно частными организациями: Республика Татарстан (Альметьевск), Кемеровская область (Новокузнецк), Белгородская область (Белгород), Саратовская область (Энгельс). При этом необходимо отметить, что доля жилищного фонда, находящегося в управлении таких организаций, невелика и составляет 14,92% от общего объема жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями.

В 36 городах (21,56% от общего количества исследуемых городов) действуют 1 - 2 хозяйствующих субъекта, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами и обслуживающих более 50% от общего объема жилищного фонда соответствующего города, причем это преимущественно муниципальные унитарные предприятия (86,11% от таких городов). В 50 городах (29,94% от общего количества исследуемых городов) действуют более 10 (и до 284) хозяйствующих субъектов, каждый из которых обслуживает менее 15% от общего объема жилищного фонда соответствующего города.

Таким образом, можно констатировать, что при достаточно большом количестве действующих на рынке частных управляющих организаций (1 238) доля жилищного фонда, управляемого этими организациями, невелика (29,48%). Большая часть жилищного фонда (46,4%) обслуживается по «историческому принципу» муниципальными унитарными предприятиями, созданными органами местного самоуправления до введения в действие ЖК РФ. Следует отметить, что сохраняется доля (19,68%) жилищного фонда, находящегося преимущественно в муниципальной собственности, что делает выбор управляющей организации для обслуживания такого жилищного фонда, за исключением многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (ст. 163 ЖК РФ), фактически предопределенным в пользу муниципальных управляющих организаций.

Обращает на себя внимание небольшая доля жилищного фонда (12,97%), собственниками которого выбран в качестве способа управления ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, что, в частности, может осложнить реализацию Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Между тем объединения собственников жилья - распространенная в западных странах форма некоммерческой потребительской организации, объединяющей собственников объектов недвижимого имущества или пайщиков, создаваемая с целью управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения имуществом. ОСЖ стало обобщающим понятием различных юридических форм жилищной кооперации, таких как синдикаты во Франции; квартирные акционерные

Способ управления Объем жилищного фо нда, находящегося в управлении, тыс. м2 Количество многоквартирных домов, шт. В процентах от общего объема жилищного фо нда, %

Н епосредствен ное управление 100 624,29 113 913 4,51

ТСЖ 212 369,03 39 229 9,52

Управляющая организация 1 176 591,01 293 340 52,74

Способ управления не выбран 741 268,59 530618 33,23

Всего 2 230 852,92 977 100 100

общества в Финляндии. В Финляндии 1,4 млн домов объединены в 70 000 акционерных обществ - владельцев жилой недвижимости. 50 000 из них пользуются услугами компаний по управлению недвижимостью (операторов), 20 000 управляются самостоятельно (рисунок).

900%

800%^

700%

600%

500%

400%

300%^

200%

100%

0%

Финляндия

Россия

Франция

Темпы роста количества ОСЖ (ТСЖ)

в России, Франции, Финляндии (2000 г. = 0%) [5, с. 17]

Количество объединений собственников жилья (ОСЖ) во Франции с 2000 по 2008 гг. увеличилось в 1,6 раз, в Финляндии - в 1,4 раза. Это свидетельствует о том, что эти объединения пользуются авторитетом у населения и являются востребованным институтом предоставления коммунальных услуг [3, с. 86].

ТСЖ создаются для управления общей собственностью владельцев жилья, проживающих в многоквартирном доме или на определенной компактной территории. Некоммерческая ассоциация является естественной и широко распространенной в современном мире формой реализации коллективного права собственности жильцов на инфраструктуру жилых домов и занимаемую ими территорию. Оператор (управляющая компания) прежде всего отвечает за ежедневное управление в соответствии с договором на управление, в котором оговариваются условия, перечень услуг и расценки. При всем этом тарифы на услуги не могут быть произвольно завышены - они утверждаются органами государственной власти, однако даже в стоящих рядом жилых домах могут отличаться друг от друга. При определении тарифа учитывается довольно широкий список критериев: конструкция здания, материал оконных и дверных проемов, крыша, возраст здания и многое другое.

ТСЖ на контрактной основе поручает эксплуатацию и развитие жилищной инфраструктуры (внутридомовые сети коммунальных услуг уход за подъездами, лифтами, уборку и благоустройство территории, ремонт и пр.) специализированным предприятиям или заключает единый контракт с управляющей компанией, которая привлекает такие предприятия в качестве субподрядчиков. Эксплуатирующая организация ежегодно отчитывается перед жильцами о доходах и расходах, а также балансе общества собственников жилья.

Основные функции и обязанности членов ТСЖ заключаются в уплате установленных членских взносов, из которых формируется бюджет товарищества, в обсуждении и планировании деятельности товарищества и его бюджета, контроле над правлением ТСЖ и управляющей компанией. Речь идет о типичной некоммерческой ассоциации, предоставляющей своим членам

клубное благо - жилищную инфраструктуру Создание ТСЖ должно радикально улучшить содержание жилищной инфраструктуры и способствовать ее модернизации (ранее эти задачи находились в сфере ведения муниципальных властей, работа которых вызывала многочисленные нарекания), поскольку собственники жилья, непосредственно заинтересованные в решении этой задачи, получают необходимые для этого полномочия. Оценки эффективности ТСЖ позволят выяснить, оправдывает ли данный институт возлагаемые на него ожидания.

Институт ТСЖ в России остается несовершенным, что отчасти объясняется его «молодостью» и отсутствием необходимого опыта. Вновь создаваемые товарищества сталкиваются в своей деятельности с многочисленными организационными, экономическими, социальными и юридическими проблемами [1]. В этой сфере идет активное институциональное экспериментирование, тем более что законодательство оставляет широкие возможности для местной инициативы. В России не является обязательным ни создание ТСЖ (допускаются иные механизмы управления общей собственностью), ни поголовное членство жильцов в уже созданных товариществах. Это означает, что институт ТСЖ формируется в России в условиях конкуренции с другими организационными формами, включая сохранение статус-кво. На исход этой конкуренции может повлиять опасность дискредитации ТСЖ «нецелевым применением» данного института для извлечения из него материальной выгоды за счет получения монопольного контроля над жилищной инфраструктурой [6]. Трудности усугубляются дефицитом гражданской активности жильцов и отсутствием у преобладающего большинства населения традиций и навыков управления частной собственностью в коммунальном секторе [7].

По перечисленным причинам анализ уже действующих ТСЖ приобретает особую актуальность, поскольку дает возможность выявить факторы успеха и причины неудач, связанных как с несовершенством законодательства и государственной политики, так и с внутри-организационными проблемами. Демонстрация возможностей организаций-лидеров, вероятно, раскроет потенциал данного института и позволит преодолеть недоверие к нему

Массовость ТСЖ, однотипность и четкость целей и задач благоприятствуют применению к оценке таких организаций схожей методики. Первичной информацией для оценки должны стать материалы анкетного опроса жильцов. В ходе опроса члены ТСЖ должны дать личную оценку качества услуг ТСЖ по основным составляющим жилищной инфраструктуры (водо-, элек-тро-, газо- и теплоснабжение, внутридомовое оборудование, благоустройство дома и территории, ремонт, уборка, охрана и пр.), оценить взносы в бюджет организации. Для оценки экономической эффективности ТСЖ необходимо выяснить отношение жильцов к возможности изменения членских взносов в ту или иную сторону с соответствующей корректировкой масштабов деятельности ТСЖ.

Респондентов следует опросить относительно механизмов и порядка работы ТСЖ, участия жильцов в обсуждении и принятии решений, прозрачности и подотчетности правления товарищества. Информация может оказаться полезной при объяснении колебаний

оценок эффективности, полученных по результатам обследования. Между членами ТСЖ, его правлением и управляющей компанией возникает особый вид отношений коллективной подчиненности (common agency), когда определенное лицо или организация (agency) действует в интересах и по поручению группы доверителей (principals), и между первым и вторыми возможен конфликт интересов [4, с. 44]. Для предотвращения такого конфликта особое значение имеет эффективный мониторинг деятельности правления и управляющей компании членами ТСЖ и активное участие жильцов в обсуждении и принятии решений о деятельности товарищества. Пассивность жильцов, которые ограничиваются уплатой членских взносов и в остальном отстраняются от работы в ТСЖ, приводит к бесконтрольности управляющих органов и субподрядных организаций, что чревато халатностью и злоупотреблением полномочиями. Имеющиеся данные о работе ТСЖ в России свидетельствуют о распространенности подобных явлений. Оценка эффективности ТСЖ позволит точнее диагностировать подобные институциональные патологии и установить их возможные причины.

Здесь, как и в случае других некоммерческих ассоциаций, многое зависит от наличия социального капитала, вследствие чего в анкетирование следует вклю-

чить вопросы об однородности состава жильцов, уровне доверия и общения, способности к достижению согласия и пр., позволяющие дать косвенную оценку социального капитала в коллективе. Представляет также интерес, какую часть функций по управлению общей собственностью следует делегировать сторонней организации, а какие сохранить за самими жильцами.

1. Доклад «Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах». иР1_: www.fac.gov.ru.

2. Ермакова Е.А. Бюджетный менеджмент и его эффективность в современной России // Вестник СГСЭУ. 2008. № 1 (20).

3. Иванченко Е.Н. Финляндия: муниципальный сектор // ЖКХ. 2009. № 7.

4. Каткова М.А. Устойчивость институциональной системы // Вестник СГСЭУ. 2010. № 1 (30).

5. Плеханов А.С. Опыт стран цВе по управлению коммунальным хозяйством // Вопросы экономики. 2009. № 7.

6. Полищук Л. Нецелевое применение институтов: причины и следствия // Вопросы экономики. 2008. № 4.

7. Практика реформы жилищно-коммунального комплекса. Фонд «Институт экономики города». М., 2004.

8. Шомина Е.С. Самоорганизация жителей на локальном уровне. Отчет о научно-исследовательской работе (Лаборатория исследования гражданского общества ГУ ВШЭ). М., 2007.

удк ззо. 117 М.А. Каткова

ГОСУДАРСТВО КАК ПРИНЦИПАЛ

Цель настоящей статьи - рассмотреть особенности влияния государства, выступающего в роли принципала, на развитие перспективных отраслей российской экономики. Агентами в данном случае считаются органы исполнительной власти, государственные академии наук, госкорпорации. В статье значительное внимание уделяется возможностям и проблемам развития наноиндустрии, этапам ее развития в РФ. Рассмотрены основные направления нивелирования последствий оппортунистического поведения агентов, в том числе решение задач, нацеленных на эффект мультипликатора, с учетом неоднозначности процессов становления и развития отечественной наноиндустрии. В этой связи автором предложена система мер, позволяющих поддержать развитие научнотехнических разработок и использовать их результаты.

Ключевые слова: государство, инновации, принципал, агенты, экономическая политика.

M.A. Katkova

STATE AS A PRINCIPAL

The purpose of the paper is to consider special features of influence of the state acting as a principal on the development of promising industries of the Russian economy. Agents in this case are considered to be executive authorities, State Academy of Science, state corporations. Considerable attention is paid to the opportunities and challenges of nanoindustry development, phases of its development in the Russian Federation. The author considers ways of leveling effects of opportunistic behavior of agents, including tasks aimed at multiplying effects given the ambiguity of the processes of formation and development of the Russian nano-industry. The author presents a system of measures to support scientific and technical developments and use their results.

Key words: state, innovation, principal, agents, economic policy.

В ближайшие несколько лет применение нанотехнологий в промышленных масштабах качественно изменит многие сферы человеческой деятельности, повседневную жизнь людей. С помощью достижений в области нанотехнологий могут быть в перспективе решены ключевые проблемы цивилизации: обеспечены энергетическая, экологическая и продовольственная безопасность, качество жизни, образования и обще-

ственного управления, осуществляться борьба с бедностью, болезнями и терроризмом. Происходит переосмысление сложившегося категориального поля, например понятия «капитал» [2, c. 32 - 35].

По прогнозам американской ассоциации National Siеnce Foundation, объем рынка товаров и услуг в мире с использованием нанотехнологий в ближайшие 10 -15 лет может вырасти до 1 трлн дол. Рассмотрим бо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.