Научная статья на тему 'Типологический и уровневый подходы к мышлению как теоретико-методологические основания интегральной концепции творческого мышления'

Типологический и уровневый подходы к мышлению как теоретико-методологические основания интегральной концепции творческого мышления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
326
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД / THINKING / CREATIVE THINKING / INTEGRATIVE CONCEPTION OF CREATIVE THINKING / TYPOLOGICAL APPROACH / LEVEL APPROACH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чернецкая Надежда Игоревна

Статья посвящена обоснованию интегральной концепции творческого мышления через типологический и уровневый подходы к изучению мышления. Показано, что эти подходы позволяют трактовать творческое мышление не как вид мышления или способность, а как его высший уровень, как результат интеграции отдельных видов и форм мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL AND LEVEL APPROACH TO THINKING AS THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF THE INTEGRATIVE CONCEPTION OF CREATIVE THINKING

The paper refers to grounding of the integrative conception of creative thinking by means of typological and level approach to thinking. It is shown that these approaches permit to deal with creative thinking not as a kind of thinking or capability but as a highest level of thinking, as a result of integration of different types and forms of thinking.

Текст научной работы на тему «Типологический и уровневый подходы к мышлению как теоретико-методологические основания интегральной концепции творческого мышления»

НАУКА - ОБРАЗОВАНИЮ

ББК 88.8 УДК 159.9

Н.И. ЧЕРНЕЦКАЯ

N.I. CHERNETSKAYA

ТИПОЛОГИЧЕСКИМ И УРОВНЕВЫЙ ПОДХОДЫ К МЫШЛЕНИЮ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

TYPOLOGICAL AND LEVEL APPROACH TO THINKING AS THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF THE INTEGRATIVE CONCEPTION OF CREATIVE THINKING

Статья посвящена обоснованию интегральной концепции творческого мышления через типологический и уровневый подходы к изучению мышления. Показано, что эти подходы позволяют трактовать творческое мышление не как вид мышления или способность, а как его высший уровень, как результат интеграции отдельных видов и форм мышления.

The paper refers to grounding of the integrative conception of creative thinking by means of typological and level approach to thinking. It is shown that these approaches permit to deal with creative thinking not as a kind of thinking or capability but as a highest level of thinking, as a result of integration of different types and forms of thinking.

Ключевые слова: творчество, творческое мышление, интегральная концепция творческого мышления, типологический подход, уровневый подход.

Key words: thinking, creative thinking, integrative conception of creative thinking, typological approach, level approach.

На современном этапе развития психологической науки исторически закономерно трактовать творческое мышление не как вид мышления, а как его высшую форму, высший этап, уровень его развития. Творческое мышление -это одновременно и дивергентное, и версионное, и гипотетическое, и продуктивное мышление, поскольку творческое мышление - это результат интеграции отдельных видов и форм мышления. Такой подход получил название интегральной концепции творческого мышления [19, 20, 21, 22].

Дифференциально-типологический и уровневый подходы к организации познавательных процессов могут являться теоретической основой интегральной концепции творческого мышления: их положения позволяют считать трактовку творческого мышления в качестве результата интеграции отдельных видов и форм мышления методологически и теоретически оправданной.

Итак, обратимся к типологическому аспекту изучения мышления вообще и творческого мышления в частности. Говоря о видах мышления, можно использовать множество классификаций (теоретическое и практическое, логическое и интуитивное, реалистическое и импульсивное, аутистическое и реалистическое и т.д.), но практически все они так или иначе указывают на то, что для реализации творческой деятельности необходимы сочетания видов мышления, причем не просто их суммация, а именно интеграция, ведь виды мышления могут действовать один через другой, усиливать и «обострять» друг друга: например, теоретическое мышление, реализуемое через словесно-логическое, приобретает совершенно особые качества, а интуитивное, реализуемое совместно с импульсивным, дает специфические характеристики познавательной деятельности [1, 2, 3, 5].

На единство видов мышления в контексте познавательной деятельности неоднократно указывал С.Л. Рубинштейн, эту мысль подчеркивал Л.С. Выготский и развивали Л.М. Веккер, А.М. Матюшкин, В.В. Петухов, О.К. Тихомиров и др. [4, 6, 7, 12, 13, 15, 16].

Нам кажется правомерным предполагать, что творческое мышление как мышление, ведущее к созданию нового и обладающее характеристиками продуктивности и гибкости, опирается на все виды мышления в их взаимосвязях, так что реализация творческого мышления возможна лишь при условии гармоничной интеграции всех видов в его структуре. В результате творческое мышление уже нельзя понимать как вид мышления, прямолинейно противопоставляя его «нетворческому», «непродуктивному» или «репродуктивному», а необходимо понимать его как высшую форму мышления, вбирающую в себя все частные проявления, или виды, мышления.

То же касается и собственно видов самого творческого мышления. А. Ли-биэр предлагает выделять оническое и меоническое творческое мышление, а также экстериоризированное и интериоризированное творческое мышление [9]. Под первыми двумя он понимает ценностно-созидательное и ценностно-разрушительное творческое мышление, т.е. с одной стороны, творческое мышление, направленное на использование законов действительности для создания собственных творческих продуктов, а с другой стороны, попытку низвергнуть законы действительности, перечеркнуть их собственными творческими продуктами. В сущности, речь идет о ценностном статусе всякого творческого мышления, но автор также указывает на то, что именно единство оническо-го и меонического начал в творческом мышлении, их интеграция делают творческое мышление по-настоящему продуктивным, ведь творческое мышление не может лишь создавать или лишь разрушать, а именно интеграция созидательных и разрушительных процессов составляет его внутреннее содержание.

Говоря психоаналитическим языком, правомерно констатировать интеграцию в творческом мышлении конструктивных и деструктивных элементов, и об этом неоднократно говорили выдающиеся представителя глубинной психологии. По мнению представителей глубинной психологии, новизна невозможна без разрушения, но даже и само разрушение не может считаться лишь предварительным этапом новизны и может иметь самостоятельную творческую силу, и мы в этом с ними полностью солидарны: деструктивное начало в бессознательном человека делает его творческое мышление причудливым, разрушение может нести элементы эстетики, и потому человеческое искусство так неоднозначно, потому смерть и страдания могут казаться привлекательными, потому «черная» сторона жизни может быть объектом творческого вдохновения. Более того, конструктивное и деструктивное приобретают гораздо большую выразительность именно в интегрированных формах, недаром единство Эроса

и Танатоса до сих пор остается неоспоримым психологическим тезисом. Рост и распад всегда опосредуют друг друга, а деструктивные неврозы личности могут делать ее еще более успешным творцом.

То же касается экстериоризированного и интериоризированного творческого мышления. Экстериоризированное творческое мышление, по А. Ли-биэру, - это творческое мышление, реализованное на материале внешней по отношению к психике реальности, а интериоризированное - реализованное на материале собственной психики (самопознание, изменения в самосознании и т.п.) [9]. Второе может пониматься и как один из механизмов личностного саморазвития. Несмотря на небесспорность предложенной классификации, мы все же полагаем, что и она может говорить в пользу интегрального подхода к творческому мышлению: экстериоризированное творческое мышление не может реализовываться без интериоризированного, т.е. «внешнее» творческое мышление является экстраполяцией «внутреннего» творческого мышления в объективный мир, а «внутреннее» всегда нуждается в последующей экстериоризации. Так что правомерно говорить об интеграции в творческом мышлении экстериоризирующих и интериоризирующих механизмов, об их взаимном опосредовании.

Таким образом, видовой, или типологический, подход к творческому мышлению говорит в пользу понимания творческого мышления как интегрального феномена, как высшего уровня мышления и как интеграции его наиболее совершенных форм.

Обратимся теперь к уровневому подходу. Уровни мышления сами по себе являются серьезной теоретической проблемой современной психологии, поскольку они представлены в основном онтогенетически последовательными этапами его развития (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; допонятийное и понятийное; эгоцентрическое и децен-трированное и т.д.), однако,мышление в его «взрослых», развитых формах поддается уровневой градации намного сложнее. Нам же необходимо убедиться, что творческое мышление является именно высшим уровнем развития мышления, его наиболее совершенной онтогенетической формой. В фундамент обоснования этой мысли можно положить следующие тезисы современной общей и возрастной психологии:

1) интеллект человека и, следовательно, вся его когнитивная сфера в онтогенезе движутся по пути интеграции своих составляющих (М.А. Холодная и др.), а творческое мышление основано на гибком и продуктивном сочетании различных психических форм и при этом взаимосвязано с интеллектом (Я.А. Пономарев, А.Н. Лук), следовательно, в онтогенезе развитие творческого мышления закономерно связано с психической интеграцией, формируется и совершенствуется на ее основе [11, 14, 18];

2) одна из сторон онтогенеза личности - это становление ее регулирующей роли в отношении поведения и когнитивной сферы (Д.Н. Фельдштейн и др.), и если в детстве мы наблюдаем некоторую разобщенность личности и когнитивной сферы, то с возрастом они образуют неразрывное единство; поскольку творческое мышление базируется на довольно высоком уровне развития личности (креативность, познавательная направленность и др.) и когнитивной сферы (развитый интеллект и др.), то именно на высших уровнях развития мышления возможно творческое мышление, оно и являет собой высший уровень мышления [17];

3) одна из сторон онтогенеза мышления - это «накладывание» друг на друга различных его последовательных форм, например, последовательное развитие наглядных, действенных, образных, словесных, символических,

логических и иных; поскольку творческое мышление возможно лишь на основе всех названных форм и предполагает их сочетанное взаимодействие, оно являет собой высший уровень развития мышления, интегрирующий в себе частные виды и формы мышления [8];

4) психический онтогенез предполагает интеграцию когнитивной, аффективной, регулятивной и поведенческой сторон психики (Л.М. Веккер), и личность функционирует тем более эффективно, чем гармоничнее интегрированы названные стороны, чем более сбалансированную систему они образуют; поскольку творческое мышление по своей сути предполагает наличие сбалансированных и высоко развитых названных компонентов (Я.А. Пономарев, А.Н. Лук), оно представляет собой высший уровень развития мышления [4, 11, 14];

5) психическое отражение, высшим уровнем которого является концептуальный (Б.Ф. Ломов) или же интеллектуальный (Л.М. Веккер), предполагает последовательное усложнение познавательных процессов с их постепенным отрывом от «здесь и теперь», от непосредственной стимуляции, от наличия конкретно-практического опыта, и потому высшей формой отражения является мышление; поскольку в творческом мышлении максимально выражены отрыв от непосредственной стимуляции, наивысший уровень антиципации, наивысшая степень опережающего отражения, то оно может считаться высшим уровнем развития мышления [4, 10].

Итак, уровневый подход к мышлению также говорит в пользу интегрального характера творческого мышления и позволяет понимать его как высший уровень развития мышления.

Таким образом, интегральная концепция творческого мышления объединяет и структурирует имеющиеся психологические данные о творческом мышлении, опирается на типологический и уровневый подходы к мышлению и позволяет понимать творческое мышление в нескольких качествах:

1) как высший уровень развития мышления;

2) как максимальную форму развертывания всех мыслительных функций;

3) как механизм интеграции различных видов мышления в его структуре;

4) как совокупность наиболее совершенных механизмов мыслительной деятельности.

Понимание творческого мышления как высшего, интегрального уровня развития мышления позволяет раз и навсегда решить проблему поиска специфических механизмов творческого мышления: если при трактовке творческого мышления как вида мышления было необходимо найти специфику его механизмов (каких-то особых операций, стратегий, регуляторов - неудивительно, что они до сих пор не были найдены), то при трактовке творческого мышления как интегрального уровня развития мышления эта необходимость пропадает, поскольку специфика творческого мышления заключается не в его отдельных свойствах, а в его интегральной природе по отношению к частным видам и формам мышления.

Литература

1. Брунер, Дж. Исследование развития познавательной деятельности [Текст] / Дж. Бру-нер. - М.: Наука, 1971. - 260 с.

2. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А.В. Брушлин-ский. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 392 с.

3. Васильев, И.А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления [Текст] / И.А. Васильев // Вопросы психологии. - 1991. - № 3. - С. 103-104.

4. Веккер, Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. - М.: Смысл; Per Se, 2000. - 685 с.

5. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. - М.: Наука, 1988. -340 с.

6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М., 1991. - 93 с.

7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. - М., 1956. - С. 60-184.

8. Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления / П.Я. Гальперин, Н.Р Котик // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 80-84.

9. Либиэр, А. Философия творчества [Электронный ресурс] / А. Либиэр. - Режим доступа: http://newlit.ru/~libier/3445-7.htm

10. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 384 с.

11. Лук, А.Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. - М.: «Политиздат», 1976. - 239 с.

12. Матюшкин, A.M. Основные направления исследования мышления и творчества [Текст] / А.М. Матюшкин // Психологический журнал. - 1984. - № 1. - С. 9-17.

13. Петухов, В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления / В.В. Петухов // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 1984. - № 4. - С. 13-20.

14. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 366 с.

15. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1976. - 415 с.

16. Тихомиров, О.К. Структура мыслительной деятельности человека / О.К. Тихомиров. -М., 1969. - 231 с.

17. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. -М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «Модэк», 1996. -512 с.

18. Холодная, М.А. Психология интеллекта / М.А. Холодная. - М.: МГУ, 1997. - 153 с.

19. Чернецкая, Н.И. К проблеме интеграции психологических теорий творческого мышления [Текст] / Н.И. Чернецкая // Вестник РГУ им. И. Канта, 2009. - Вып. 5. - С. 45-51.

20. Чернецкая, Н.И. Психология творчества [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Чернецкая. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2010. - 203 с.

21. Чернецкая, Н.И. Творческое мышление как высшая форма мышления [Текст] / Н.И. Чернецкая // Вестник Адыгейского университета, 2009. - Вып. 2. - С. 257-263.

22. Чернецкая, Н.И. Творческое мышление: определение и психодиагностика [Текст] / Н.И. Чернецкая. - М.: Lambert Academic Publishing, 2011. - 111 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.