Научная статья на тему 'Тестирование как форма педагогического контроля за физической подготовленностью младших школьников'

Тестирование как форма педагогического контроля за физической подготовленностью младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1554
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕСТЫ / КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О.В., Казак В.В.

В статье рассматриваются вопросы контроля за уровнем физической подготовленности младших школьников. Определены задачи тестирования, сроки проведения, батареи тестов, определяющие уровень развития двигательных качеств. Описаны упражнения, развивающие физические качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярлыкова О.В., Казак В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тестирование как форма педагогического контроля за физической подготовленностью младших школьников»

УДК: 37.037.1

Ярлыкова О.В.

Доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

Казак В. В.

студентка гуманитарного факультета Филиала Ставропольского государственного педагогического

института в г. Железноводске, Россия

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы контроля за уровнем физической подготовленности младших школьников. Определены задачи тестирования, сроки проведения, батареи тестов, определяющие уровень развития двигательных качеств. Описаны упражнения, развивающие физические качества.

Ключевые слова: тестирование, тесты, контроль за физической подготовленностью, физические качества, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Тестирование двигательных возможностей человека является одной из наиболее важных областей деятельности преподавателей физической культуры. Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявляет уровни развития кондиционных и координационных способностей, позволяет оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно: сравнивать подготовленность отдельных учащихся, групп; проводить спортивный отбор для занятий спортом, для участия в соревнованиях; осуществлять объективный контроль за обучением школьников, выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения, форм организации занятий; обосновывать нормы физической подготовленности обучающихся.

Кроме этого задачи тестирования сводятся к следующему:

- научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые физические упражнения;

- стимулировать к дальнейшему повышению своего физического состояния;

- знать не столько исходный уровень развития двигательных способностей, но и их изменения за определённое время.

Тестирование должно способствовать повышению интереса у школьников к занятиям физическими упражнениями. Для исследования физических качеств разработана батарея тестов, в которой:

1. Результаты тестов не сравниваются с нормативами, оценка их выполнения основана на изменениях, происшедших за определённый период времени.

2. Используются облегчённые варианты упражнений. Упражнения, входящие в содержание теста, должны быть достаточно лёгкими, чтобы вероятность успешного выполнения была велика.

Сроки тестирования согласуются со школьной программой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности школьников. Первое целесообразно проводить во вторую — третью неделю сентября, после того как учебный процесс войдёт в нормальное русло, а второе — за две недели до окончания учебного года, в более поздние сроки могут иметь место организационные трудности вызванные приближающимися экзаменами и каникулами.

Знание годичных изменений в развитии двигательных способностей школьников позволяет вносить соответствующие корректировки в процессе физического воспитания на следующий учебный год.

При оценке общей физической подготовленности школьников, можно использовать самые разнообразные батареи тестов, выбор которых зависит от конкретных задач тестирования и наличия необходимых условий. Полученные результаты тестирования можно оценивать путём сравнения, поэтому целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания школьников. Можно применять тесты, которые рекомендованы «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-Х1 классов общеобразовательной школы» — бег 30м, челночный бег 3х10м, прыжки в длину с места, упражнение на гибкость — наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке, бег на выносливость в течение 6 мин.

Сущность контроля — своевременное получение объективной и полной информации о степени овладения техникой изучаемого двигательного действия и об уровне развития двигательных качеств.

Двигательные способности — это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей младших школьников. О способностях судят по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности. В основе неодинакового развития способностей лежит иерархия наследственных анатомо-физиологических задатков:

- анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости её отдельных областей);

- физиологические (особенности сердечно — сосудистой и дыхательной систем (максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения);

- биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения);

- телесные (длинна тела и конечностей, масса тела);

- хромосомные (гены) [3, с. 67].

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения одной или нескольких деятельностей, но это всегда результат совместного действия наследственных и средовых факторов.

Важное место в занятиях физической подготовки занимает игровой метод, который позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на занятиях, повысить их эмоциональность, внести в них разнообразие. Из множества подвижных игр предлагаются именно те игры, которые помогли в кратчайший срок повысить технику физических упражнений [4, с. 98]. Чем в более творческой деятельности участвует воспитуемый, тем активнее развивается его личность, для которой характерен высокий уровень процессов самопознания, самообразования, самовоспитания, самооценки [2].

Чтобы повысить уровень физического развития и физической подготовки, мы предложили физкультурно-оздоровительные формы занятий для младших школьников:

1. Бег по пересеченной местности. Полоса препятствий (2-3 раза в неделю, 30 мин.)

2.Общефизическая подготовка (3раза в неделю, 45мин.)

3.Самостоятельные занятия физическими упражнениями (ежедневно утром или вечером 15-20мин.).

4. «Веселые старты» (сентябрь, декабрь, апрель).

5. День здоровья (ежемесячно).

6.Соревнования по легкой атлетике (по графику — октябрь, май).

7.Походы выходного дня (воскресенье).

В течение учебного года школьники занимались предложенными формами занятий. Большое внимание уделялось развитию физических качеств во время обучения и контролю за физической подготовленностью.

Наша цель — определить воздействие физических упражнений на организм школьников и развитие двигательных качеств.

На занятиях различными формами физической культуры используются разнообразные упражнения, которые воздействуют на все группы мышц. Используются разнообразные методы организации, нестандартные формы. Это необходимо, т.к. от однообразной работы снижается активность. Организм младших школьников по-разному реагирует на нагрузки различного характера. Результаты работы оцениваются в практике физической культуры при помощи тестов, проб. С их помощью определяют уровень развития физических качеств. Тестирование двигательных качеств является одной из наиболее важных областей деятельности педагогов [3, с.76]. Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач. Система контроля служит для получения информации о текущем состоянии процесса физического воспитания. От информационного обеспечения зависит эффективность управления процесса физического воспитания.

На сегодняшний день остро стоит проблема укрепления здоровья, развития физических качеств. Младшие школьники в период обучения сталкиваются с отсутствием достаточной двигательной активности, связанные с перегрузками учебных программ; нарушение гигиенических требований к организации учебного процесса. Для этого необходимо организовывать и проводить различные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в общеобразовательных учреждениях.

Литература

1. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГУ. — 2001. — 224 с.

2. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011. — 172 с.

3. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 с.

4. Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза.//Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» — г. Варна, Болгария, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.