Научная статья на тему 'Актуальные проблемы совершенствования физической подготовленности детей младшего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья'

Актуальные проблемы совершенствования физической подготовленности детей младшего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1227
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ТЕСТ РУФФЬЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / HEALTH / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / MOTIVE MODE / TEST OF RUF''FE / RESEARCH / PHYSICAL EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ярлыкова О.В.

В статье рассмотрены вопросы состояния здоровья младших школьников; о необходимости проведения контроля уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы, физической подготовленности средствами физических упражнений с детьми разного уровня здоровья, физического развития. Для совершенствования уровня физической подготовленности школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья необходимо проведение физкультурно-оздоровительных занятий, учитывая индивидуализацию дозировок. Для определения уровня функционирования ведущих органов и систем к различным воздействиям и условиям, для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и организма применялся тест Руффье. Зная индивидуальные особенности, уровень развития, возможности организма обучающихся, можно способствовать реабилитации школьников с отклонениями в состоянии здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF THE DAY OF PERFECTION OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF CHILDREN OF MIDCHILDHOOD, HAVING REJECTIONS IN A STATE OF HEALTH

The questions of the state of health of junior schoolboys are considered in the article; about the necessity of leadthrough of control of level of the functional state cordially-vascular system, to physical preparedness by facilities of physical exercises with the children of different health level, physical development. For perfection of level of physical preparedness of schoolboys, having rejections in a state of health the leadthrough of athletic-health employments is needed, taking into account individualization of dosages. For determination of level of functioning of leading organs and systems to different influences and terms, for the estimation of the functional state cordially-vascular system and organism the test of Ruff'e was used. Knowing individual features, level of development, possibilities of organism student, it is possible to be instrumental in the rehabilitation of schoolboys with rejections in a state of health.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы совершенствования физической подготовленности детей младшего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья»

УДК: 37.037.1

Ярлыкова О. В.

доцент

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске E-mail: yarlykova.olga@inbox.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассмотрены вопросы состояния здоровья младших школьников; о необходимости проведения контроля уровня функционального состояния сердечнососудистой системы, физической подготовленности средствами физических упражнений с детьми разного уровня здоровья, физического развития. Для совершенствования уровня физической подготовленности школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья необходимо проведение физкультурно-оздоровительных занятий, учитывая индивидуализацию дозировок. Для определения уровня функционирования ведущих органов и систем к различным воздействиям и условиям, для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и организма применялся тест Руффье. Зная индивидуальные особенности, уровень развития, возможности организма обучающихся, можно способствовать реабилитации школьников с отклонениями в состоянии здоровья.

Ключевые слова: Здоровье, адаптивная физическая культура, двигательный режим, тест Руффье, исследование, физические упражнения.

Yarlykova O. V.

associate professor of Branch Stavropol state pedagogical institute in in Zheleznovodske E-mail: yarlykova.olga@inbox.ru

ISSUES OF THE DAY OF PERFECTION OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF CHILDREN OF MIDCHILDHOOD, HAVING REJECTIONS IN A STATE OF HEALTH

Annotation: The questions of the state of health of junior schoolboys are considered in the article; about the necessity of leadthrough of control of level of the functional state cordially-vascular system, to physical preparedness by facilities of physical exercises with the children of different health level, physical development. For perfection of level of physical preparedness of schoolboys, having rejections in a state of health the leadthrough of athletic-health employments is needed, taking into account individualization of dosages. For determination of level of functioning of leading organs and systems to different influences and terms, for the estimation of the functional state cordially-vascular system and organism the test of Ruffe was used. Knowing individual features, level of development, possibilities of organism student, it is possible to be instrumental in the rehabilitation of schoolboys with rejections in a state of health.

Keywords: Health, adaptive physical culture, motive mode, test of Ruffe, research, physical exercises.

Проблема развития адаптивной физической культуры имеет большое социальное значение. Зачастую дети, имеющие отклонения в здоровье, занимаются физической культурой вместе со здоровыми детьми. Включение детей с отклонениями в физическом развитии в группу здоровых детей, имеет свои сложности: трудность при осуществлении

индивидуального подхода, контроля за самочувствием и дозированием нагрузок. Учитель физической культуры должен проводить занятия для основной группы только при присутствии медицинского работника. Детям, перенесшим какие-либо заболевания, или часто болеющим, особенно необходима двигательная активность, адаптированная к функциональному состоянию организма.

Физическое развитие растущего организма является основным показателем состояния здоровья ребенка. Чем более значительны отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний. Очень важно вовремя выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность и задерживают развитие организма [4]. Физическая культура не только один из специфических видов деятельности, укрепляет здоровье, функциональные возможности, но и продуцирует креативность мышления, развивает творческое начало личности [8].

Группы этих обучающихся требуют особого внимания и контроля, наблюдение за уровнем физической подготовленности, осуществляя учет индивидуальных особенностей школьников. На основании совокупности таких приемов, как наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний, уровень функционального состояния основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, дети и подростки разделяются на 5 групп:

I группа — здоровые дети, редко болеющие, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим и психологическим развитием.

II группа — здоровые дети с отклонением в физическом развитии, не связанные с эндокринной патологией, с нарушением осанки, уплощением стопы, с близорукостью слабой степени, часто болеющие и т.д.

III группа — дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации. Данную группу составляют дети, редко болеют острыми заболеваниями, несмотря на наличие хронического заболевания, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность.

IV группа — дети, имеющие хронические заболевания в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной работоспособностью.

V группа — дети, имеющие хронические заболевания в стадии декомпенсации — нарушение деятельности организма, какой-либо его функциональной системы или органа вследствие срыва или истощения приспособительных механизмов; через некоторое время организм может приспособиться к новым условиям существования и наступает компенсация. Они довольно редко посещают образовательные учреждения, поскольку по состоянию здоровья вынуждены находиться в специальных лечебных или учебно-воспитательных учреждениях [1]. В связи с этим учитель физической культуры в начальной школе должен владеть специальными методиками и выявлять уровень физической подготовленности детей и воздействие физических упражнений на организм.

Изучение направлений совершенствования физической подготовленности детей с отклонениями в состоянии здоровья в Базовой общеобразовательной школе Филиала СГПИ в г. Железноводске на уроках физической культуры и внеурочной деятельности стало предметом нашего исследования. В исследовании принимали участие школьники 4-х классов в количестве 30 человек в возрасте 10-11 лет.

Для выполнения исследования были определены следующие задачи:

определить уровень здоровья обучающихся, применяя тест Руффье, пронаблюдать влияние физкультурно-оздоровительных занятий на здоровье, физическую подготовленность обучающихся.

В начале 2014 года и в конце 2015 учебного года нами были изучены медицинские карты респондентов 4«а» и 4«б» класса, провели беседу с родителями школьников этих классов.

Анализ медицинских карт респондентов 4«а» класса, контрольной группы, показал, что девять имеют хорошее состояние здоровья. Четверо имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, миопия, заболевание желудочно-кишечного тракта, у двух обучающихся наблюдается нарушение осанки. В течение учебного года шесть человек болели вирусными заболеваниями, и находились на лечении в течение 7-8 дней.

Анализ медицинских карт респондентов 4«б» класса, экспериментальной группы, показал, что десять обучающихся имеют хорошее состояние здоровья. Четверо — имеют заболевания желудочно-кишечного тракта и миопия, один обучающийся — с нарушением осанки. На амбулаторном лечении в течение 5-6 дней находились пять обучающихся.

Из беседы с родителями выяснили, что в семьях имеется необходимый инвентарь: скакалка, мяч, шашки, шахматы, диск здоровья, набор бадминтона, настольного тенниса, тренажеры для занятий физическими упражнениями в доступной форме, но, учащиеся занимаются физическими упражнениями эпизодически, больше времени провозят за компьютером. Проблема воспитания здорового поколения в настоящее время имеет большое значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы [5].

Сравнительный анализ состояния здоровья обучающихся 4«а» и 4«б» классов показал, что различия в состоянии здоровья не наблюдается.

Методика проведения и оценка результатов функционального теста Руффье [1]. В основе теста Руффье лежит количественная оценка реакции пульса на кратковременную нагрузку и скорости срочного восстановления.

После 5 мин. пребывания сидя, у испытуемого за 10 сек. измеряют пульс в положении сидя (Р 1), затем учащиеся выполняют 30 глубоких приседаний в течение 30сек. После этого подсчитывают пульс стоя (Р 2), затем — через 1мин. отдыха (Р 3). Оценка индекса производится по формуле:

I = (Р1+Р2+Р3)-200 /10.

Индекс оценивается: < 0 — отлично, 1-5 — хорошо, 6-10 — удовлетворительно,

11-15 — слабо, > 15 — неудовлетворительно.

Для определения уровня функционирования ведущих органов и систем к различным воздействиям и условиям, для оценки срочного и текущего функционального состояния сердечно-сосудистой системы и организма в целом провели тест Руффье со школьниками 4«а» и 4«б» классов. Результаты занесены в диаграмму 1, 2.

Диаграмма 1. Уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы респондентов 4«а» класса контрольной группы

Тест Руффье, проведенный в контрольной группе показал, что функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и организма в целом у 1 обучающегося — хорошее, это составило 6,7%, у 8 обучающихся удовлетворительное, что составило 53,3%, 6 обучающихся имеют слабое функциональное состояние, что составило 40%.

60

50

40

30

20

Диаграмма 2. Уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы респондентов 4«б» класса экспериментальной группы

Тест Руффье, проведенный в экспериментальной группе показал, что функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и организма в целом у 2 учащихся — хорошее, это составило 13,3%, у 10 обучающихся удовлетворительное, что составило 66,7%, 6 обучающихся имеют слабое функциональное состояние, что составило 20%.

Итоги эксперимента доказывают актуальный характер использования современных педагогических технологий в педагогической работе, которые могут заметно влиять на решение этой проблемы. Учет состояния здоровья важен. Для совершенствования уровня физической подготовленности школьников с отклонениями в состоянии здоровья учителем были проведены различные формы организации занятий. Решающее значение в реализации задач физического воспитания приобретает индивидуализация дозировок. Эффективность таких занятий будет тем выше, чем разнообразнее методики. Критерий оценки эффективности занятий — освоение образовательной программы детьми [3].

Школьникам с отклонениями в состоянии здоровья был особо полезен двигательный режим, включающий прогулки, кратковременные походы, физические упражнения, танцы, подвижные игры, закаливание, т.е. средства адаптивного физического воспитания (АФВ). Двигательный режим включал в себя ежедневные прогулки, продолжительность которых зависит от погоды, температуры воздуха, физического состояния обучаемых. Наиболее положительно повлияли походы, обеспечивающие дозированные физические нагрузки и богатые эмоциональные переживания. С их помощью повышалась общая физическая подготовленность.

Физические упражнения адаптивного физического воспитания включали весь спектр оздоровительных, общеукрепляющих, лечебных упражнений, направленных на максимальное восстановление утраченных функций, формирование компенсаций и развитие двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости. Применение упражнений в данной последовательности обеспечивало оздоровительно-развивающее воздействие на ослабленный организм.

Развитие двигательной активности в адаптивном физическом воспитании базировалось на методах общего физического воспитания.

После проведенной исследовательской работы в течение полугода, нами был проведен повторно тест Руффье.

Цель: пронаблюдать влияние физкультурно-оздоровительных форм на здоровье, физическую подготовку школьников. Были проанализированы медицинские карты школьников, проведены беседа и опрос учащихся и их родителей. Из анализа медицинских карт респондентов 4 «а» класса, контрольной группы, мы увидели, что девять имеют хорошее состояние здоровья. Четверо имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, миопия, заболевание желудочно-кишечного тракта, у двух обучающихся наблюдается нарушение осанки. В течение учебного года четыре человека болели вирусными заболеваниями, и находились на лечении в течение 5-6 дней.

Анализ медицинских карт респондентов 4«б» класса, экспериментальной группы, показал, что десять имеют хорошее состояние здоровья. Четверо обучающихся имеют заболевания желудочно-кишечного тракта и миопию, один обучающийся — с нарушением осанки. На амбулаторном лечении в течение 2-3 дней находились два обучающихся. Мы узнали, что обучающимся и родителям понравилась физкультурно-оздоровительная работа. Состояние здоровья обучающихся улучшилось. Они меньше болели, не наблюдалось иммунных реакций организма, принимали активное участие в соревнованиях, праздниках.

Результаты проведенного теста Руффье мы можем увидеть в диаграммах 3, 4.

Диаграмма 3. Уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы обучающихся 4«а» класса, контрольной группы

□ хорошее

□ удовлетворительное

□ слабое

Проведенный тест Руффье в контрольной группе показал, что функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и организма в целом у 6 обучающихся — хорошее, это составило 40%, у 5 обучающихся удовлетворительное, что составило 33,4%, 4 обучающихся имеют слабое функциональное состояние, что составило 26,6%.

Диаграмма 4. Уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы обучающихся 4«б» класса, экспериментальной группы

О удовлетворительное

Тест Руффье, проведенный в экспериментальной группе показал, что функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и организма в целом у 9 обучающихся — хорошее, это составило 60%, у 4 обучающихся — удовлетворительное, что составило 26, 7%, у 2 обучающихся имеют слабое функциональное состояние, что составило 13.3%.

Диаграмма 5. Динамика уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы обучающихся 4 «а» класса, контрольной группы

40

30

20

10

0

□ хорошее

□ удовлетворительное

Диаграмма 6. Динамика уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы обучающихся 4 «б» класса, экспериментальной группы

Из диаграмм мы можем увидеть, что состояние здоровья обучающихся значительно улучшилось. Школьники лучше переносили физическую нагрузку.

В повторном тестировании принимали участие эти же школьники, 4 «а» и 4 «б» классов. Результаты мы можем увидеть в диаграммах 5, 6.

Проведенный тест Руффье показал, что у респондентов экспериментальной группы, занимающихся активно разными физкультурно-оздоровительными формами занятий, быстрее происходит восстановление работы сердечно-сосудистой системы.

Актуальность функционального исследования была обусловлена тем, что обучающиеся с повышенным двигательным режимом, активно занимающиеся физической культурой в разных формах физкультурно-оздоровительных занятий, лучше своих сверстников выполняют физические упражнения. У обучающихся, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям, наблюдается хорошее состояние здоровья, хорошая переносимость физических нагрузок.

Основная роль физкультурно-оздоровительной работы заключается в содействии физическому развитию младших школьников, совершенствовании различных двигательных умений и навыков с целью укрепления здоровья, знаний в области физической культуры и массовому охвату школьников занятиями физической культуры.

Знание учителем индивидуальных особенностей, уровня развития, возможностей организма обучающихся, может способствовать реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Главное требование к учебным занятиям — это разнообразие методических приемов и интересное содержание занятий, с учетом особенностей заболеваний или хронических болезней. Оценка уровня физического состояния детей может выступать критерием оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями и критерием готовности обучающихся к выполнению нагрузок различного характера.

Игра — сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая игра — сильное средство воспитания детей младшего школьного возраста. Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через игры [6]. Повышение уровня здоровья детей путем воздействия на ведущие стороны физической подготовленности средствами физического воспитания открывает возможности управления здоровьем подрастающего поколения в процессе физического воспитания в рамках как урочных, так и внеурочных форм занятий. Возможности управления здоровьем подрастающего поколения средствами физического воспитания при условии врачебно-педагогического контроля — главное направление здоровьесбережения.

В процессе занятий физической культурой и спортом воспитывается патриотизм, развивается чувство любви к Родине, преданности своему народу, чувство долга перед своей страной [7].

Литература

1. Дубровский В. И. Спортивная медицина. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. — 480 с.

2. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М. : Издательский центр Академия, 2000. — 480 с.

3. Чернышенко Ю. К. Банникова Т. А. Физическое воспитание и здоровье детей и подростков. — Краснодар, 2000. — 180 с.

4. Ярлыкова О. В., Воропаева А. Физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья // Таврический научный обозреватель. — 2016. — №1-3 (6). — С. 80-83.

5. Ярлыкова О. В., Корягина Е. Формирование здорового образа жизни у младших школьников // Таврический научный обозреватель. — 2016. №1-3 (6). — С. 89-92.

6. Ярлыкова О. В., Чубукова В. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности // Таврический научный обозреватель. — 2016. — №1-3 (6). — С. 99-101.

7. Ярлыкова О. В. Патриотическое воспитание студентов на примере героизма советских спортсменов в битвах за родину // Таврический научный обозреватель. — 2016. — №1-3 (6). — С. 29-34.

8. Ярлыкова О. В. Воспитание толерантности на занятиях физической культурой в вузе // Социально-гуманитарные знания. — 2015. — №12. — С. 81-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.