Научная статья на тему 'Территории опережающего социально-экономического развития: эффективность функционирования и роль в формировании оптимальной налоговой нагрузки'

Территории опережающего социально-экономического развития: эффективность функционирования и роль в формировании оптимальной налоговой нагрузки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1855
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / PRIORITY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AREA / МОНОГОРОД / MONO-CITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / РЕЗИДЕНТЫ / RESIDENTS / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX BENEFITS / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / PERSONAL INCOME TAX / OPERATION EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Какаулина Мария Олеговна

Актуальность исследования территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) служат своеобразными «точками роста» региональных экономик и позиционируются как территории с льготными условиями налогообложения. В этой связи крайне важным является проведение оценки оптимальности сложившегося уровня налоговой нагрузки в ТОСЭР по отношению к предприятиям-резидентам. Цель работы комплексное исследование функционирования ТОСЭР Амурской области посредством оценки эффективности функционирования ТОСЭР; построения эконометрической модели оценки влияния уровня налоговой нагрузки на прирост ВРП за счет создания ТОСЭР, а также сопоставления оптимального и фактического уровня налоговой нагрузки в ТОСЭР. В результате исследования сделаны выводы, что посредством достижения оптимальной налоговой нагрузки в ТОСЭР с помощью установления специальных льгот по НДФЛ можно добиться создания благоприятного налогового климата во всем регионе, содержащем территории опережающего развития. Это будет способствовать ускоренному экономическому развитию субъекта Российской Федерации и быстрой релаксации бюджетных доходов, недополученных в связи с введением льгот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority Socio-Economic Development Areas: Their Effectiveness and Role in the Formation of an Optimal Tax Burden

The relevance of the research is due to the fact that priority socio-economic development areas (PSEDA) can be viewed as «growth points» for regional economies and are positioned as areas enjoying preferential taxation treatment. In this regard, it is extremely important to assess the optimality of the current tax burden level in a PSEDA with respect to resident enterprises. The purpose of research was a comprehensive study of a PSEDA located in the Amur Region by evaluating the effectiveness of the PSEDA operation; construction of an econometric model for assessing the impact of the tax burden on GRP growth due to the PSEDA establishment; comparison of the optimal and actual tax burden levels in the PSEDA. Based on the research findings, it has been concluded that by establishing an optimal tax burden in a PSEDA through granting special personal income tax benefits, it is possible to create a favorable tax climate in the entire region containing priority development areas. This will contribute to the accelerated economic development of a Russian region and fast relaxation of budget revenues lost in connection with granted incentives.

Текст научной работы на тему «Территории опережающего социально-экономического развития: эффективность функционирования и роль в формировании оптимальной налоговой нагрузки»

DOI: 10.26794/1999-849Х-2018-11-4-78-89 УДК 332.122+332.146.2+336.221.264

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ОПТИМАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

Какаулина Мария Олеговна, канд. экон. наук, доцент кафедры финансов, Амурский государственный университет, Благовещенск, Россия beuty1@mail.ru

Актуальность исследования - территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) служат своеобразными «точками роста» региональных экономик и позиционируются как территории с льготными условиями налогообложения. В этой связи крайне важным является проведение оценки оптимальности сложившегося уровня налоговой нагрузки в ТОСЭР по отношению к предприятиям-резидентам.

Цель работы - комплексное исследование функционирования ТОСЭР Амурской области посредством оценки эффективности функционирования ТОСЭР; построения эконометрической модели оценки влияния уровня налоговой нагрузки на прирост ВРП за счет создания ТОСЭР, а также сопоставления оптимального и фактического уровня налоговой нагрузки в ТОСЭР

В результате исследования сделаны выводы, что посредством достижения оптимальной налоговой нагрузки в ТОСЭР с помощью установления специальных льгот по НДФЛ можно добиться создания благоприятного налогового климата во всем регионе, содержащем территории опережающего развития. Это будет способствовать ускоренному экономическому развитию субъекта Российской Федерации и быстрой релаксации бюджетных доходов, недополученных в связи с введением льгот.

Ключевые слова: налоговая нагрузка; территории опережающего социально-экономического развития; моногород; эффективность функционирования; региональное развитие; резиденты, налоговые льготы; налог на доходы физических лиц.

Priority Socio-Economic Development Areas: Their Effectiveness and Role in the Formation of an Optimal Tax Burden

Kakaulina Maria O., PhD (Economics), associate professor at the Finance Department, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia

beuty1@mail.ru

The relevance of the research is due to the fact that priority socio-economic development areas (PSEDA) can be viewed as «growth points» for regional economies and are positioned as areas enjoying preferential taxation treatment. In this regard, it is extremely important to assess the optimality of the current tax burden level in a PSEDA with respect to resident enterprises. The purpose of research was a comprehensive study of a PSEDA Located in the Amur Region by evaluating the effectiveness of the PSEDA operation; construction of an econometric model for assessing the impact of the tax burden on GRP growth due to the PSEDA establishment; comparison of the optimal and actual tax burden levels in the PSEDA. Based on the research findings, it has been concluded that by establishing an optimal tax burden in a PSEDA through granting special personal income tax benefits, it is possible to create a favorable tax climate in the entire region containing priority development areas. This will contribute to the accelerated economic development of a Russian region and fast relaxation of budget revenues lost in connection with granted incentives.

Keywords: tax burden; priority socio-economic development area; mono-city; operation efficiency; regional development; residents, tax benefits; personal income tax.

Ml

Предназначение территорий опережающего социально-экономического развития

Территории опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР), которыми являются части территорий субъектов Российской Федерации, где установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускорения социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения, служат своеобразными «точками роста» региональных экономик.

В России функционируют в настоящее время более 50 таких территорий во всех федеральных округах.

На территории Дальневосточного федерального округа созданы 18 ТОСЭР, включающих 251 предприятие1.

При этом количество ТОСЭР ежемесячно увеличивается. Так, в настоящее время активно идет процесс создания ТОСЭР на территориях моногородов в целях их государственной поддержки.

Как известно, ТОСЭР являются прототипом такого инструмента государственного регулирования территориального развития, как особой экономической зоны (далее — ОЭЗ).

В зарубежных источниках вопросы, связанные с зарождением и функционированием ОЭЗ, а также их влиянием на экономику, освещены достаточно полно и всесторонне [1-3].

В русскоязычной научной литературе имеется множество публикаций, посвященных особенностям развития ОЭЗ в Российской Федерации и оценке эффективности их деятельности [4-5].

Хотя ТОСЭР образуются только в России, в англоязычной экономической литературе уже появились отдельные публикации, раскрывающие особенности и методы управления этими территориями [6].

Основная масса научных трудов, касающихся ТОСЭР, написана российскими исследователями. Среди них имеются научные труды, в которых

1 Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. URL: https://minvr.ru/activity/territorii-operezhayushchego-razvitiya/ (дата обращения: 26.03.2018).

ТОСЭР рассматриваются в узком смысле — как инструмент привлечения инвестиций [7] или в более широком смысле — как инструмент достижения устойчивого сбалансированного развития территории [8].

Отметим однако, что ни одним из авторов не было предпринято попытки количественной оценки эффективности функционирования отдельных ТОСЭР на основе конкретных методик, хотя, по нашему мнению, несмотря на относительно недавнее создание ТОСЭР, можно в данный момент оценивать эффективность их деятельности.

Помимо этого, ТОСЭР позиционируются как территории с льготными условиями налогообложения. В этой связи крайне важным является проведение оценки оптимальности сложившегося уровня налоговой нагрузки в ТОСЭР по отношению к предприятиям-резидентам, для того чтобы установить, действительно ли налоговый климат той или иной ТОСЭР способствует привлечению резидентов и развитию их производственной деятельности.

В [9] нами была произведена оценка оптимальности налоговой нагрузки отдельных регионов Российской Федерации посредством различных моделей. В [10-11] приведена методика прогнозирования фактической и оптимальной налоговой нагрузки в регионе с учетом реализации крупнейших инвестиционных проектов.

В этой статье разработанный нами ранее инструментарий применен для исследования налоговой нагрузки ТОСЭР Амурской области.

Оценка эффективности функционирования ТОСЭР Амурской области

В соответствии с государственной программой «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.21014 № 308, в Дальневосточном федеральном округе формируются ТОСЭР в целях стимулирования роста как предприятий и промышленных узлов в отдельности, так и территориальной организации экономики регионов в целом. Для выполнения вышеуказанного постановления Правительством РФ утверждено распоряжение от 16.06.2018 №1194-р, согласно

которому в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» выделены средства в размере 53,7 млрд руб. (2018 г. — 21,2 млрд руб., 2019 г. — 16,7 млрд руб., 2020 г. — 15,8 млрд руб.), которые распределены между субъектами, входящими в Дальневосточный федеральный округ, в целях строительства, реконструкции инфраструктуры. В частности, выделено 6 085 330 тыс. руб. межбюджетных трансфертов на нужды Амурской области, где, например, создаются ТОСЭР «Белогорск», «Приамурская», «Свободный».

В составе ТОСЭР «Приамурская» предполагается возведение комплекса нефтеперерабатывающих производств, а также транспортно-логистического комплекса. В ТОСЭР «Белогорск» планируется строительство производств по переработке сельскохозяйственной продукции. В ТОСЭР «Свободный» создается газохимический комплекс.

В связи с тем, что ТОСЭР «Свободный» была официально открыта совсем недавно — в июне 2017 г., рассмотрим более детально ТОСЭР «Приамурская» и «Белогорск» на основе «Правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон», утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 643 «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон» (далее — Постановление № 643).

Методика, описанная в Постановлении № 643, имеет целью оценку деятельности именно ОЭЗ, однако, по-нашему мнению, ее целесообразнее адаптировать и применять для оценки деятельности ТОСЭР.

Оценка эффективности осуществляется ежегодно в отношении каждой ТОСЭР по итогам ее функционирования за календарный год, предшествующий текущему году. Результаты этой оценки обобщаются за период с начала функционирования ТОСЭР до текущего момента времени.

Результатами оценки эффективности являются итоги достижения значений показателей эффективности функционирования ТОСЭР, предусмотренных Соглашением о передаче полномочий по управлению ТОСЭР органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Сводный расчетный показатель эффективности (ЕТОСЭР) рассчитывается по формуле (1)2

ЕТОСЭР =

0,2 х Ерез + 0,65 х Rфб + 0,15 х Еоу, (1)

где Ерез — индикатор эффективности, отражающий деятельность резидентов ТОСЭР, согласно следующему расчету:

Qраб Л^-факт ^ Qраб план Qинв факт г инв план Q произ 1 ^факт произ план

3

)

-х100%, (2)

Е =

рез

где QZ6u и (2Рфаабкт — количество рабочих мест, созданных резидентами ТОСЭР в ее границах (плановое и фактическое значения);

Оинв глинв

-план и (факт — объем инвестиции, в том числе капитальных вложений, осуществленных резидентами ТОСЭР в ее границах (плановое и фактическое значения);

Опроиз глпроиз

-,план и Щакт — объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг резидентами в результате реализации соглашений об осуществлении деятельности в ТОСЭР (плановое и фактическое значения);

Яфб — показатель рентабельности государственных вложений, рассчитываемый по формуле (3):

Vp6

рб х100%, (3)

= '

Уф6 х k

где Ур6 — сводный показатель эффективности, рассчитываемый следующим образом:

V = (и

V рб - (ф

Qрб

факт *£факт ^факт ^факт

глрег. льготы

(4)

0инв

факт — объем инвестиций, в том числе капитальных вложений, осуществленных резидентами ТОСЭР в ее границах (фактическое значение);

Qфб6Kт — объем средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, направленных на финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной,

2 «О порядке оценки эффективности функционирования осо-

бых экономических зон»: постановление Правительства РФ от

07.07.2016 № 643.

инновационной и иной инфраструктуры ТОСЭР (фактическое значение);

0нал

факт — объем налогов, уплаченных резидентами ТОСЭР в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (фактическое значение);

0рег .льготы

ф>акт — объем используемых резидентами ТОСЭР налоговых льгот в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет (фактическое значение);

Vфб — сводный показатель эффективности, рассчитываемый следующим образом:

тг _ глфб , глфед.льготы фб ~ факт факт ,

(5)

где 0фбкт — объем средств федерального бюджета, направленных на финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ТОСЭР (фактическое значение);

0фед.льготы

факт — объем используемых резидентами ТОСЭР налоговых льгот в части, зачисляемой в федеральный бюджет (фактическое значение);

к — коэффициент, устанавливаемый для про-мышленно-производственных ТОСЭР в размере 3, для технико-внедренческих ТОСЭР — в размере 2, для портовых ТОСЭР — в размере 2, для туристско-рекреационных ТОСЭР — в размере 1.

В случае если значение показателя эффективности Vфб равно 0, применяется значение показателя эффективности Яфб, равное 100%;

Еоу — показатель эффективности, отражающий деятельность органов управления ТОСЭР, вычисляемый по формуле

Еоу =

QPез

0

факт

рез план

0инф

факт

0инф план

а 0

факт зем план

)

3

-х100%, (6)

где ар1н и ЩЦт — количество резидентов ТОСЭР (плановое и фактическое значения);

021 и ^т — количество объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ТОСЭР, построенных и введенных в эксплуатацию (плановое и фактическое значения), а также их проектная мощность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

°32н и 0феаМт — доля суммарной плоЩади земельных участков, предоставленных в аренду

и (или) находящихся в собственности резидентов ТОСЭР, в общей полезной площади ТОСЭР (плановое и фактическое значения).

Если значение какого-либо из трех показателей (Е , К,,или Е ) окажется более 100%, при-

4 рез' фб оу' ' Г

нимаем его равным 100%.

На основании полученного значения сводного расчетного показателя эффективности (ЕТОСЭР) производится оценка эффективности за отчетный период и за период с начала функционирования ТОСЭР с применением следующих критериев:

а) эффективное функционирование территории (при значении показателя ЕТОСЭР более 90%);

б) достаточно эффективное функционирование территории (при значении показателя ЕТОСЭР от 50 до 90%);

в) неэффективное функционирование территории (при значении показателя ЕТОСЭР менее 50%).

Исходные данные, применяемые для расчета эффективности функционирования ТОСЭР «Белогорск» и ТОСЭР «Приамурская» за период с момента создания территорий по 31 сентября 2017 г., приведены в табл. 1.

Результаты оценки эффективности функционирования ТОСЭР «Белогорск» и ТОСЭР «Приамурская» по состоянию на 01.10.2017 представлены в табл. 2.

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о высокой эффективности функционирования ТОСЭР «Белогорск».

Так, резидент данной ТОСЭР ООО «Белхлеб» произвел 630 т хлебной продукции за первый год работы вместо запланированных ранее 490 т. План-график создания объектов инфраструктуры ТОСЭР «Белогорск» за счет бюджетных средств Амурской области выполнен полностью, а именно, осуществлен ремонт автомобильных дорог.

Несущественное недовыполнение плановых показателей в целом по данной ТОСЭР наблюдается по объему инвестиций, количеству создаваемых рабочих мест, числу резидентов. Однако в настоящее время ведется активная кампания по привлечению резидентов и, как следствие, частного капитала в ТОСЭР.

Вывод об эффективности функционирования ТОСЭР «Приамурская» объективен, поскольку происходит отставание объема привлеченных инвестиций, количества созданных рабочих

ш

5

х

о 2

х

£

ш ь о

■о

ш а О

Таблица 1

Исходные данные для расчета эффективности функционирования ТОСЭР «Белогорск» и ТОСЭР «Приамурская» по состоянию на 01.10.2017

Количество рабочих мест, чел. Объем инвестиций, млн руб. Объем производства, т Объем средств федерального бюджета, млн руб. Объем средств бюджета Амурской области, млн руб. Сумма уплаченных налогов, млн руб. Объем использованных налоговых льгот, млн руб. Число резидентов, компаний Количество крупных объектов инфраструктуры, введенных в эксплуатацию, шт. Доля площади земельных участков, находящихся в собственности резидентов или предоставленных им в аренду в общей площади земельного участка ТОСЭР, %

план факт план факт план факт план факт план факт план факт план факт план факт план факт план факт план факт

фед. рег.

ТОСЭР «Белогорск»

ООО «Белхлеб» МАЗ «Амурский»

438 435 2738,3 2512,2 694,2 892,5 90000 60000 56,8 56,8 28,5 28,5 33,3 29,8 17,3 15,5 6 5 2 2 5 4,58

12,4 3,1

ТОСЭР «Приамурская»

ООО «с Технологии»

403 53 13966,1 3142,1 56000 14800 0 0 0 0 28,8 4,2 25 3,6 4 4 3 2 30 14,73

0,6 3

Ш 7ч О

О >

>

аз ь

Источник: рассчитано автором на основе отчетов Министерства экономического развития Амурской области.

Таблица 2

Результаты оценки эффективности функционирования ТОСЭР «Белогорск» и ТОСЭР «Приамурская»

по состоянию на 01.10.2017

Наименование ТОСЭР Показатель

Е рез Кф8 Е оу ЕТОСЭР Критерии оценки, в процентах Оценка эффективности

«Белогорск» 96,57 100,00 91,67 98,07 >90 Эффективное функционирование

«Приамурская» 20,69 100,00 71,92 79,93 50-90 Достаточно эффективное функционирование

Источник: рассчитано автором.

мест, объема производства и суммы уплаченных в бюджетную систему налогов. Это обусловлено в первую очередь отставанием от графика строительства «Амурского нефтеперерабатывающего завода» по причине финансовых трудностей китайских инвесторов.

Помимо этого, был осуществлен незначительный перенос сроков ввода в эксплуатацию логистического комплекса хранения пестицидов и агрохимикатов — с августа на декабрь 2017 г., что вызвано корректировками раздела проекта по экологии в ходе государственной экспертизы (данный раздел изменился практически на 60%).

Были также перенесены сроки ввода в эксплуатацию завода по производству микробиологических удобрений и фунгицидов с IV квартала 2017 г. на IV квартал 2018 г. в связи с тем, что ранее ООО «Бисолби-Благовещенск» намеревалось работать с концентратами микробиологических препаратов производства Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной микробиологии Российской академии сельскохозяйственных наук, которые предполагала разводить до необходимой консистенции и разливать в тару различного объема. Однако в проекте произошли изменения — было решено организовать производство на месте по существующей технологии, поскольку у препаратов есть особенности по хранению и транспортировке: их нельзя замораживать и переохлаждать, хранить на открытом солнце и т.д.

Оценка и оптимизация налоговой нагрузки в ТОСЭР Амурской области

При создании территорий опережающего развития были внесены поправки в Гражданский, Налоговый, Земельный и другие кодексы Российской Федерации.

Главным инструментом привлечения резидентов в ТОСЭР являются льготные условия налогообложения этих территорий.

Специально для резидентов Амурских ТОСЭР введен широкий спектр налоговых льгот. При этом льготный налоговый режим охватывает далеко не весь перечень установленных законодательством налогов. Например, не предусмотрены какие-либо льготы по НДФЛ, хотя введение льгот по данному налогу, несомненно, могло бы способствовать привлечению высококвалифицированных кадров. Поэтому важным является оценка приемлемости налогового климата для предприятий — резидентов указанных территорий, ведь, начиная деятельность «с нуля», им достаточно сложно выйти на стабильный уровень прибыли.

В связи с вышеизложенным возникает необходимость оценки сложившегося уровня налоговой нагрузки в ТОСЭР и поиска путей его оптимизации.

Для решения поставленной задачи модифицируем введенную нами ранее линейную экономе-трическую функцию, отражающую зависимость ВРП от уровня налоговой нагрузки в регионе [12, с. 348-349].

Y = (а + ЬТ + (с + dT )ТК + В, (7)

экономика и управление

Таблица 3

Параметры эконометрической модели (7) для тосЭР «Белогорск» и «Приамурская»

на интервале 2016-2025 гг.

ТОСЭР «Белогорск» Коэффициенты а Ь с d В

Значение -829,74 7095,30 -1538,99 56 348,59 22 649,26

Г-статистика -3,36 2,59 -3,22 2,75 4,64

статистические параметры Я 2 = 0,825; F = 5,91; N = 10

ТОСЭР «Приамурская» Коэффициенты а Ь с d В

Значение 2795,22 -28 241,10 -158,50 80,52 24 824,43

Г-статистика 4,42 -3,50 -2,68 0,06 2,52

Статистические параметры Я 2 = 0,901; F = 11,41; N = 10

Источник: рассчитано автором.

Q = (а + ЬТ)Т 2Ь + (с + dT)Т2К + ВТ ,

(8)

Т =-

aL + сК

2(ЬЬ+йК)

(10)

где I — выпуск (прирост ВРП региона за счет создания ТОСЭР);

Q — налоговые поступления (налоги, сборы и иные обязательные поступления в бюджетную систему Российской Федерации с ТОСЭР);

К — капитал (объем инвестиций, осуществленных резидентами ТОСЭР);

Ь — труд (количество рабочих мест, созданных резидентами ТОСЭР);

а, Ь, с, й , т, п, В — параметры, оцениваемые статистически на основе ретроспективных динамических рядов;

Т — налоговая нагрузка (уровень налоговой нагрузки, сложившийся в пределах ТОСЭР), определяемая как

Т = 0/У. (9)

Для нахождения оптимального уровня налоговой нагрузки необходимо рассчитать точку Лаффера3 1-го рода по формуле

3 Кривая Лаффера — графическое и устойчивое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками. Графически кривая Лаффера задается в координатах «налоговая ставка — налоговые поступления». Имеется зависимость налоговой базы (иначе говоря, ВВП У) от ставки q по аналогии с зависимостью от нее налоговых поступлений в бюджет, т.е. кривой Лаффера описывается как фискальный, так и производственный аспекты проявления изменения налоговой ставки q. Точка 1-го рода означает достижение максимального значения используемого предприятием или группой предприятий финан-

Указанная точка считается верхним предельным оптимальным значением уровня налоговой нагрузки по отношению к хозяйствующим субъектам (в нашем случае по отношению к предприятиям — резидентам ТОСЭР).

Поскольку Амурские ТОСЭРы созданы совсем недавно, фактические показатели их деятельности имеются только за два периода — 2016 и 2017 гг. Для получения достоверных результатов эконо-метрического анализа нам необходимо оперировать данными, как минимум, за десять периодов, поэтому для расчетов используем прогнозные показатели функционирования рассматриваемых ТОСЭР.

Результаты эконометрической оценки зависимости (7) для ТОСЭР «Белогорск» и ТОСЭР «Приамурская» даны в табл. 3.

Легко видеть, что зависимость (7), построенная как для ТОСЭР «Белогорск», так и для ТОСЭР «Приамурская», проходит все основные статистические тесты.

Динамика фактической и оптимальной налоговой нагрузки в исследуемых ТОСЭР отображена на рис. 1-2.

сового критерия экономической деятельности, т.е. точкой Лаффера 1-го рода называется ставка налоговой нагрузки, при которой производственная кривая достигает локального максимум; точка 2-го рода обозначает максимум налоговых поступлений в бюджет.

годы

_ Точка Лаффера 1 -го рода • Фактическая налоговая нагрузка

Рис. 1. Динамика фактической и оптимальной налоговой нагрузки в ТОСЭР «Белогорск» в 2016-2025 гг.

Источник: рассчитано автором.

годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Точка Лаффера 1 -го рода • Фактическая налоговая нагрузка

Рис. 2. Динамика фактической и оптимальной налоговой нагрузки в ТОСЭР «Приамурская» в 2016-2025 гг.

Источник: рассчитано автором.

Источник: рассчитано автором.

Таблица 5

Параметры эконометрической модели (7) для ТОСЭР «Приамурская» на интервале 2016-2025 гг.

с учетом снижения ставки НДФЛ

Таблица 4

Поступление НДФЛ в бюджетную систему с ТОСЭР «Приамурская» по обычной и по пониженной ставкам

Год Количество рабочих мест, чел. Фонд заработной платы, млн руб. Поступление НДФЛ по ставке 13%, млн руб. Поступление НДФЛ по ставке 5%, млн руб.

2016 186 107,7 14 5

2017 520 130,8 17 7

2018 681 284,6 37 14

2019 1041 638,5 83 32

2020 1221 792,3 103 40

2021 1341 838,5 109 42

2022 1381 884,6 115 44

2023 1381 930,8 121 47

2024 1381 976,9 127 49

2025 1381 976,9 127 49

ТОСЭР «Приамурская» Коэффициенты а Ь с с1 В

Значение 4251,53 -45 622,01 -207,86 -611,99 10 385,27

^атистика 4,05 -3,46 -1,69 -0,17 0,96

Статистические параметры I*2 = 0,895; F = 10,66; N = 10

Источник: рассчитано автором.

Из результатов, представленных на рис. 1, можно сделать вывод о том, что уровень налоговой нагрузки в ТОСЭР «Белогорск» достаточно благоприятен для предприятий-резидентов. Только в 2019 и 2025 гг. фактическая налоговая нагрузка превышала свое оптимальное значение.

При сложившейся системе налогообложения в ТОСЭР «Приамурская» все же имеются основания ставить под сомнение ее приемлемость по отношению к предприятиям-резидентам. Здесь фактический уровень налоговой нагрузки превышал свое оптимальное значение практически на протяжении всего исследуемого периода (см. рис. 2).

Рис. 3. Динамика фактической и оптимальной налоговой нагрузки в ТОСЭР «Приамурская» в 2016-2025 гг. при условии введения льгот по НДФЛ

годы

— Точка Лаффера 1-го рода • Фактическая налоговая нагрузка

Источник: рассчитано автором.

Одним из возможных вариантов оптимизации налоговой нагрузки в ТОСЭР может служить снижение ставки налогообложения заработной платы сотрудников предприятий-резидентов, непосредственно занятых на объектах ТОСЭР, с 13 до 5%. Ведь важнейшим фактором повышения привлекательности территории для проживания и труда является экономическая мотивация населения, в том числе увеличение денежных доходов, заработной платы.

Поэтому установление подобного рода льгот по НДФЛ, с одной стороны, для решения проблемы привлечения квалифицированных трудовых ресурсов в ТОСЭР, а с другой, для решения проблемы оптимизации налоговой нагрузки этих территорий, вполне обоснованно. Предложение именно 5% ставки связано с недавним внесением в Государственную Думу законопроекта, в котором предлагалось введение дифференцированных налоговых ставок: для лиц, имеющих доходы менее 100 тыс. руб. в год — 5%, для лиц с доходами свыше 3 млн руб. в год — от 15 до 25%.

В табл. 4 представлены размеры поступлений НДФЛ в бюджетную систему с ТОСЭР «Приамурская» по обычной и по пониженной ставкам.

Построим зависимость (7) по экономическим показателям ТОСЭР «Приамурская» с учетом уменьшения поступлений НДФЛ в бюджетную систему.

Результаты эконометрической оценки зависимости (7) для ТОСЭР «Приамурская» с учетом снижения ставки НДФЛ даны в табл. 5.

Зависимость (7), построенная для ТОСЭР «Приамурская», проходит все основные статистические тесты.

Динамика фактической и оптимальной налоговой нагрузки в ТОСЭР «Приамурская» при условии введения льгот по НДФЛ отображена на рис. 3.

Сравнивая рис. 2 и 3, можно сделать вывод о некотором улучшении налогового климата в ТОСЭР. Теперь «опасными» для предприятий-резидентов будут 2021 и 2024-2025 гг.

Выводы

ТОСЭР являются сравнительно новым действенным рычагом государственной политики, о чем свидетельствуют результаты оценки эффективности функционирования Амурских ТОСЭР.

На наш взгляд, подобную комплексную количественную оценку эффективности необходимо производить ежегодно по каждой ТОСЭР с по-

следующей публикацией отчетов в средствах массовой информации. Это повысит открытость и прозрачность особых экономико-правовых режимов регионального и местного развития, а также будет способствовать привлечению туда инвесторов.

Несмотря на существование преференциального налогового режима, налоговый климат, сформировавшийся в ТОСЭР «Приамурская», сложно назвать благоприятным, поскольку ее резиденты все же продолжают испытывать избыточное налоговое давление.

Посредством установления оптимальной налоговой нагрузки в ТОСЭР с помощью закрепления специальных льгот по НДФЛ можно

добиться создания благоприятного налогового климата во всем регионе, содержащем территорию опережающего развития, что будет способствовать ускоренному экономическому развитию субъекта Российской Федерации и быстрой релаксации бюджетных доходов, недополученных в связи с введением льгот.

Следует отметить, что введение подобного рода льгот необходимо подкрепить установлением ряда дополнительных преференций по другим видам налогов, что, с одной стороны, позволит привлечь новых резидентов в ТОСЭР, а с другой стороны, станет крепким фундаментом эффективной налоговой системы в регионе, а впоследствии и во всей стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Chandrachud S., Gajalakshmi Dr.N. A study on Special Economic Zones (SEZ) in Tamilnadu State. IOSR Journal Of Humanities And Social Science (IOSR-JHSS), 20141, No. 9 (3), pp. 35-41. DOI: 10.9790/083719333541

2. Mallikarjuna K. G. A Comparative Study On Indo-Chinese SEZs. International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature, 2014, No. 2 (2), рр. 51-58.

3. Cizkowicz P., Cizkowicz-P^kala M., P^kala P., Rzonca A. The effects of special economic zones on employment and investment: spatial panel modeling perspective. Working Paper, 2015, No. 208, Narodowy Bank Polski Education, Warsaw School of Economics, Warsaw.

4. Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт / Под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 287 с.

5. Платова В. В., Ростовский Н. С., Смирнов Д. С. Анализ методик оценки эффективности деятельности особых экономических зон России // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2016. № 6. С. 178-185.

6. Igolkina L. M. Territories of Advanced Socio-economic Development: Their Importance, Establishment Particularities and Governance Methods, Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, No. 6 (6), рр. 328-336. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n6s7p328

7. Кашина Н. В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний Восток России // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 2. С. 569-585. DOI: 10.17059/2016-2-21

8. Сериков С. Г. Территория опережающего социально-экономического развития как инструмент достижения устойчивого сбалансированного развития Амурской области // Сибирская финансовая школа. 2017. № 5 (124). С. 9-13.

9. Какаулина М. О. Влияние налоговой нагрузки на валовой региональный продукт: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Какаулина Мария Олеговна; Санкт-Петербургский гос. ун-т. СПб., 2015. 206 с.

10. Цепелев О. А., Какаулина М. О. Прогнозирование налоговой нагрузки региона с учетом инвестиционных проектов // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 2. С. 147-151.

11. Иванов В. В., Какаулина М. О., Цепелев О. А. Модель расчета предельно допустимой налоговой нагрузки региона с учетом реализации крупнейших инвестиционных проектов // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 1. С. 292-302. DOI: 10.17059/2018-1-23

12. Tsepelev O. A., Kakaulina M. O. Modeling the Impact of Taxes on Economic Growth with Regional Resource Potential. American Journal of Applied Sciences, 2015, No. 12 (5), рр. 348-349. DOI: 10.3844/ ajassp.2015.345.354

REFERENCES

1. Chandrachud S., Gajalakshmi Dr.N. A study on Special Economic Zones (SEZ) in Tamilnadu State. IOSR Journal Of Humanities And Social Science (IOSR-JHSS), 2014, No. 19 (3), pp. 35-41. DOI: 10.9790/0837-19333541

2. Mallikarjuna K. G. A Comparative Study On Indo-Chinese SEZs. International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature, 2014, No. 2 (2), pp. 51-58.

3. Cizkowicz P., Cizkowicz-P^kala M., P^kala P., Rzonca A. The effects of special economic zones on employment and investment: spatial panel modeling perspective. Working Paper, 2015, No. 208, Narodowy Bank Polski Education, Warsaw School of Economics, Warsaw.

4. Special Economic Zones. Foreign and domestic experience / Ed. I. A. Mayburova, Yu. B. Ivanova. Monograph with the stamp of the Research Institute of Education and Science [Osobye jekonomicheskie zony. Zarubezhnyj i otechestvennyj opyt / Pod red. I. A. Mayburova, Ju. B. Ivanova. Monografija]. Moscow, UNITY-DANA, 2017, p. 287.

5. Platova V. V., Rostovskij N. S., Smirnov D. S. Analysis of methods for assessing the performance of Special Economic Zones of Russia [Analiz metodik ocenki jeffektivnosti dejatel'nosti osobyh jekonomicheskih zon Rossii]. Nauchnye itogigoda: dostizhenija, proekty, gipotezy — Scientific results of the year: achievements, projects, hypotheses, 2016, No. 6, pp. 178-185.

6. Igolkina L. M. Territories of Advanced Socio-economic Development: Their Importance, Establishment Particularities and Governance Methods. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, No. 6 (6), pp. 328-336. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n6s7p328

7. Kashina N. V. Priority Development Areas: a New Tool for Attracting Investment in the Far East of Russia [Territorii operezhajushhego razvitija: novyj instrument privlechenija investicij na Dal'nij Vostok Rossii]. Jekonomika regiona — Economy of Region, 2016, Vol. 12, Iss. 2, pp. 569-585. DOI: 10.17059/2016-2-21

8. Serikov S. G. Territory of advanced socio-economic development as an instrument to achieve sustainable balanced development of Amur Region [Territorija operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija kak instrument dostizhenija ustojchivogo sbalansirovannogo razvitija Amurskoj oblasti]. Sibirskaja finansovaja shkola — Siberian Financial School, 2017, No. 5 (124), pp. 9-13.

9. Kakaulina M. O. Influence of tax burden on gross regional product: dis. ... cand. econ. sciences: 08.00.10 / Kakaulina Maria Olegovna; St. Petersburg State University [Vlijanie nalogovoj nagruzki na valovoj regional'nyj product: dis. ... kand. jekon. nauk: 08.00.10 / Kakaulina Marija Olegovna; Sankt-Peterburgskij gos. un-t]. St. Petersburg, 2015, p. 206.

10. Cepelev O. A., Kakaulina M. O. Predicting the taxation burden of a region with the account of investment projects [Prognozirovanie nalogovoj nagruzki regiona s uchetom investicionnyh proektov]. Aktual'nye problemy jekonomiki i prava — Actual problems of economics and law, 2012, No. 2, pp. 147-151.

11. Ivanov V. V., Kakaulina M. O., Cepelev O. A. Model for Calculating the Maximum Permissible Tax Burden in Amur Region in the Context of the Implementation of Largest Investment Projects [Model' rascheta predel'no dopustimoj nalogovoj nagruzki regiona s uchetom realizacii krupnejshih investicionnyh proektov]. Jekonomika regiona — Economy of Region, 2018, No. 14(1), pp. 292-302. DOI: 10.17059/2018-1-23

12. Tsepelev O. A., Kakaulina M. O. Modeling the Impact of Taxes on Economic Growth with Regional Resource Potential, American Journal of Applied Sciences, 2015, No. 12 (5), pp. 48-349. DOI: 10.3844/ajassp.2015.345.354

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.