УДК 330.15+338.27
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МЕГАПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ВОСТОЧНОЙ ЯКУТИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Виктория Никитична Харитонова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, тел. (383)330-13-67, e-mail: kharit@ieie.nsc.ru
Ирина Александровна Вижина
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, старший научный сотрудник, тел. (383) 330-13-67, e-mail: vira@ieie.nsc.ru
Предлагается проектный подход при разработке стратегии модернизации экономики арктической зоны Восточной Якутии. Необходимость учета территориального аспекта модернизации обусловливает целесообразность использования территориальных комплексных мегапроектов. Мегапроекты Восточной Якутии формируются для координации деятельности компаний, республиканских и федеральных органов власти, чтобы обеспечить государственными рычагами управления межотраслевую сбалансированность во времени и пространстве реализацию проектов социальной сферы, региональной транспортной и энергетической инфраструктуры с инвестиционными проектами горнорудных компаний.
Ключевые слова: территориальный комплексный мегапроект, арктическая зона Восточной Якутии, модернизация экономики, инновационные проекты энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры, государственная координация инвестиционной деятельности.
TERRITORIAL MEGAPROJECTS ECONOMY MODERNIZATION OF THE ARCTIC ZONEEASTERN YAKUTIA IN THE STRATEGIC PLANNING SYSTEM
Viktoriya N. Kharitonova
Leading Research Scientist, Assos. NGU, IEIE SB RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, Ph. D. in econ., tel. (383)330-13-67, e-mail: kharit@ieie.nsc. ru
Irina A. Vizhina
Leading Research Scientist, Assos. NGU, IEIE SB RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, Senior Researcher, tel. (383)330-13-67, e-mail: vira@ieie.nsc.ru
The proposed project approach when developing a strategy to modernize the economy of the Arctic zone of Eastern Yakutia. Need to take account of the territorial dimension of modernization makes the usefulness of territorial complex megaprojects. Megaprojects Eastern Yakutia formed to coordinate the activities of the companies, republican and federal authorities to ensure public control levers interbranch balance in time and space projects social, regional transport and energy infrastructure investment projects with mining companies.
Key words: territorial complex megaproject, Arctic zone of Eastern Yakutia, economic modernization, innovation projects of energy, transport and social infrastructure, state coordination of investment activities.
Актуальность. В условиях ужесточения международной конкуренции за ресурсы Арктики ядром новой политики России в Арктике становится инновационная модернизация экономики арктических регионов при неукоснительном сохранении уникальных экологических систем Арктики и жизнеспособности местных сообществ.
Необходимость возрождения экономической деятельности в арктическом секторе Республики Саха (Якутия) связана с решением задач развития северного морского пути (СМП) и преодолением глубокой депрессии социально-экономического развития улусов (муниципальных образований) арктической зоны, обусловленной реструктуризацией градообразующих горно-добывающих предприятий и неопределенностью перспектив вовлечения в хозяйственный оборот других минерально-сырьевых ресурсов. Низкая деловая активность крупных компаний не позволяет аккумулировать значимые финансовые ресурсы в муниципальных образованиях, на которые возложены функции организации и финансирования систем жизнеобеспечения поселений. В результате высокими темпами растет риск жизнедеятельности, особенно в Арктической зоне, национальных районах проживания коренных народов Севера.
В Республике Саха (Якутия) актуальной задачей является разработка стратегии модернизации экономики арктических улусов, наращивания инновационного производственного и инфраструктурного потенциала, развития инновационной социальной сферы в муниципальных образованиях Восточной Якутии.
Методический подход. При разработке стратегии модернизации экономики арктической зоны Восточной Якутии предлагается использовать проектный подход. Необходимость учета территориального аспекта модернизации обусловливает целесообразность использования территориальных комплексных мегапроектов. Территориальный мегапроект представляет собой свод стратегических намерений государства и проектов компаний относительно развития
и размещения новых производств, социальной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения на проблемной территории, который позволяет оценить перспективность современных поселений, взаимосвязи сроков реализации проектов социальной сферы, энергетической и транспортной инфраструктуры с ресурсными проектами освоения арктической зоны.
Приоритетной стратегической целью создания мегапроекта является достижение в заданные сроки высокой социально-экономической эффективности как для региона, так и для государства в целом и получение значительных импульсов развития экономики. Условием эффективности мегапроекта является консолидация усилий и ресурсов участников для достижения как государственных стратегических, так и корпоративных целей.
Многоцелевой характер мегапроекта определяет экономическую задачу выбора стратегии развития арктической зоны Восточной Якутиикак задачу
согласования стратегических интересов его институциональных участников при ресурсных ограничениях.
Методический подход к формированию мегапроекта как объекта стратегического планирования предусматривает следующие этапы [1]:
■ разработка сценариев мегапроекта;
■ формирование портфеля инвестиционных проектов;
■ выбор эффективной стратегии реализации мегапроекта.
В сценариях формирования мегапроекта отражается совокупность внешних условий и отраслевые стратегии освоения ресурсов с учетом проектов компаний. Сценарии описывают целевые установки, отраслевой состав мегапроекта, тенденции конъюнктуры на внешнем и российском рынках на минерально-сырьевые ресурсы. С учетом выбранного сценария формируется портфель инвестиционных проектов инновационной социальной сферы, региональной производственной инфраструктуры, горнорудных компаний, сбалансированных во времени и пространстве и оценивается реализуемость мегапроекта.
Выбор эффективной стратегии реализации мегапроекта предусматривает согласование интересов его институциональных участников путем создания благоприятного режима для достижения приемлемой коммерческой эффективности проектов компаний и государственную координацию инвестиционной деятельности компаний для достижения стратегических целей устойчивого социально-экономического развития арктического сектора Республики Саха (Якутия).
Мегапроект арктической зоны Восточной Якутии направлен на решение задач возрождения арктического сектора экономики Республики Саха (Якутия) как органической части государственной Программы Российской Федерации «Экономическое и социальное развитие арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы»; в нем предусматривается активизация морской деятельности в Якутском секторе северно-морского пути и освоение минерально-сырьевых ресурсов, конкурентоспособных на мировом рынке, коренная реконструкция систем жизнеобеспечения арктических и приарктических улусов Восточной Якутии. Созданные поселения рассматриваются как самостоятельная ценность обжитой территории Арктики [2].
Ключевые моменты мегапроекта:
^ сбалансированность развития минерально-сырьевого комплекса и инфраструктуры с социальной сферой и системами жизнеобеспечения в муниципальных образованиях;
^ государственное участие в реализации межрегиональных инфраструктурных проектов;
> привлечение инвестиционных финансовых ресурсов компаний на принципах ГЧП в развитие инновационной транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры арктической зоны [3].
Состав мегапроекта арктической зоны Восточной Якутии определен на основе систематизации и анализа программных документов Республики Саха
3
(Якутия): Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.; подпрограммы Республики Саха (Якутия) государственной арктической программы РФ и среднесрочных программ социально-экономического развития муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
В целом мегапроект арктической зоны Восточной Якутии предусматривает реализацию следующей совокупности проектов.
1. Восстановление фарватеров морских и речных участков побережья СМП на р. Лене, Яна, Индигирка, Колыма и обеспечение прохода судов «река-море»; ремонт гидротехнических сооружений в морском порте Зеленый мыс.
2. Развитие геолого-разведочных работ на шельфе Восточно-Сибирского моря и разработка оловорудных и сурьмяных месторождений в Верхоянском улусе и золоторудных месторождений Яно-Колымской золотоносной провинции.
3. Инновационная модернизация энергетики: плавучие атомные тепло-, электростанции, мини ТЭС и ветро-электроустановки.
4. Создание надежной современной транспортной сети круглогодичного действия, обеспечивающей поселения арктической зоны выходами к транспортно-логистическим центрам СМП и центральной части Якутии.
5. Развитие телекоммуникационных и интернет-технологий для обеспечения предоставления государственных стандартов общего образования, телемедицины, государственных и муниципальных услуг в рамках электронного правительства.
6. Обновление социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства улусов и национальных наслегов, строительство энергоэффективных жилых домов, объектов здравоохранения и образования.
7. Повышение конкурентоспособности предприятий традиционного природопользования (оленеводство, коневодство, охотничий промысел, рыболовство).
В целом мегапроект развития арктической зоны Восточной Якутии представляет собой крупную многоотраслевую инвестиционную программу. Ожидаемая потребность в инвестиционных ресурсах - 237,8 млрд руб. в период до 2025 г.
Особенность мегапроекта арктической зоны Восточной Якутии -высокая концентрация инвестиций в развитие инфраструктурных отраслей: свыше 88% инвестиционного спроса формируют инфраструктурные проекты. Около половины капитальных вложений - инвестиционный спрос проектов традиционного строительства магистральных автомобильных дорог с твердым покрытием круглогодичного действия, тогда как инновационные проекты модернизации энергетики лишь 10% совокупных инвестиций.
В силу обветшания, физического и морального износа социально инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства предстоит масштабная программа реконструкции и инновационного развития всей социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства поселений
4
арктических улусов, которая, по нашим оценкам, потребует 19% совокупных инвестиций мегапроекта или 45,6 млрд. руб в период до 2020 г.
Реализуемость мегапроекта в значительной мере будет зависеть от участия государства в финансировании межрегиональных инфраструктурных проектов и привлечения инвестиционных ресурсов компаний в инновационную транспортную, энергетическую и социальную инфраструктуру на принципах ГЧП.
Для координации инвестиционной деятельности участников мегапроекта предлагается создать Дирекцию мегапроекта как самостоятельный органы управления с полномочиями республиканского уровня власти. Дирекция разрабатывает координационный план управления мегапроектом с четкой системой мероприятий, разделением функций, полномочий и ответственности участников мегапроекта за его реализацию в прогнозный период.
Координационный план Дирекции мегапроекта предусматривает организационно-управленческие решения федеральных и региональных органов власти по следующим межотраслевым и межрегиональным проблемам.
1. Повышение эффективности и расширение региональных геологоразведочных работ и лицензирования недр на территории Восточной Якутии и шельфа Восточно-Сибирского моря Республики Саха (Якутия).
2 Обеспечение согласования сроков реализации и финансирования проектов автомобильных дорог федерального значения, гидрографического изучения морского побережья и. проектов обустройства береговой инфраструктуры СМП, логистических центров накопления грузов,
4. Согласование стратегических намерений горнопромышленных компаний в добывающем секторе с развитием энергетики и обновлением жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы улусов.
5. Согласование источников финансирования федерального, республиканского и муниципального уровней в проектах обновления инфраструктуры, возрождений полярной авиации Республики Саха (Якутия).
Государственные задачи федерального органа власти состоят в управлении реализацией мегапроекта арктической зоны Восточной Якутии состоят в организации и концентрации финансовых ресурсов в проектах инфраструктурного обустройства обширной территории; создании эффективных инструментов государственной поддержки обновления флота и полярной авиации, развития дистанционного образования и телемедицины. Считаем целесообразным создание инфраструктурных объектов, возрождения внутрирегиональной авиации
и поддержки аэропортов в арктических улусах за счет прямого государственного финансирования и целевых федеральных инвестиции Федерального Дорожного фонда.
Мегапроект арктической зоны Восточной Якутии целесообразно включить в программу как самостоятельный программный документ
«Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012-2020 годы» с указанием сроков реализации, объемов и источников финансирования и функций федеральных и республиканских
органов власти.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н.Стратегическое планирование межотраслевых ресурсных мегапроектов: методология и инструментарий // Проблемы прогнозирования. -2013. - № 2. - С. 15-27.
2. Разработка проекта "ТЭО развития Восточной Якутии" / ИЭОПП СО РАН ; рук. Коломак Е.А. ; исполн.: Бобылев Г.В., Вижина И.А., Есикова Т.Н., Малов В.Ю,, Маркова В.М., Самсонов Н.Ю., Суслов В.И., Суспицын С.А. Харитонова В.Н., Чурашёв В.Н., Ягольницер М.А. - Новосибирск, 2012. - 278 с. - Шифр Т 96. - Инв. № 5413.
3. Вижина И.А., Харитонова В.Н.Организационные риски государственно-частного партнерства в севергных мегапроектах // Механизмы государственно-частного партнерства при развитии социальной инфраструктуры : труды конф. 17-18 мая 2012 г. / [под ред. В.В. Глухова, А.В. Бабкина] ; С.-Петерб. гос. политех. ун-т [и др.]. - СПб. : Изд-во Политех. ун-та, 2012. - С. 242-248.
© В. Н. Харитонова, И. А. Вижина, 2014