ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Нина Ильинична Пляскина
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Лаврентьева, 17, д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник Новосибирский исследовательский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2, профессор кафедры экономического управления, e-mail: pliaskina@,hotmail.com; pliaskina@ieie.nsc.ru
Виктория Никитична Харитонова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Лаврентьева, 17, к.э.н., ведущий научный сотрудник Новосибирский исследовательский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2, доцент, e-mail: kharit@ieie.nsc.ru
Ирина Александровна Вижина
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Лаврентьева, 17, с.н.с., vira@ieie.nsc.ru
В докладе предлагается подход к разработке механизмов государственной поддержки инвестиционных проектов нефтегазохимических кластеров Восточной Сибири и Республики Саха (Якутии) с использованием сетевой и имитационной модели оценки эффективности программы формирования ресурсного мегапроекта Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса. На основе ресурсно-календарного анализа согласованности инвестиционных планов добывающего и перерабатывающего секторов в различных сценариях мегапроекта разработаны варианты государственной поддержки реализации проектов нефтегазохимических кластеров в рамках Государственного плана развития газо-нефтехимии на Востоке России на период до 2030.
Ключевые слова: инвестиционный проект, кластер, мегапроект, нефтегазохимические комплексы, координация инвестиционных решений, государственная поддержка, налоговые преференции, индикаторы эффективности и сбалансированности, сетевая модель, ресурснокалендарный анализ, Государственный план развития газо-и нефтехимии России, ВосточноСибирский нефтегазовый комплекс.
FORMATION MECHANISM OF STATE SUPPORT OIL GAS CHEMICAL CLUSTERS IN EAST SIBERIA AND REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Nina I. Plyaskina
Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS, Lavrentiev, 17, Novosibirsk, Russia, 630090, PhD, Associate Professor, Senior Researcher, Research Novosibirsk State University, 630090, Russia, Novosibirsk, ul. Pirogova 2, professor of economic governance, e-mail: pliaskina@hotmail. com
Viktoriya N. Kharitonova
Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS, Lavrentiev, 17, Novosibirsk, Russia, 630090, Ph.D., Senior Research Fellow, Research Novosibirsk State University, ul. Pirogova 2, 630090, Russia, Novosibirsk, associate professor, e-mail: kharit@ieie.nsc.ru
Irina A. Vizhina
Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS, Lavrentiev, 17, Novosibirsk, Russia, 630090, Senior Researcher, e-mail: vira@ieie.nsc.ru
The paper proposes an approach to the development of mechanisms of state support of investment projects petrochemical clusters in Eastern Siberia and the Republic of Sakha (Yakutia), using a simulation model of the network and evaluate the effectiveness of programs for a resource megaproject East Siberian oil and gas complex. Resource and calendar analysis of investment plans of mining and processing sectors megaproject can agree to develop a version of state support projects petrochemical clusters under the State plan for the development of petrochemical gas in the East of Russia until 2030.
Key words: investment project, a cluster megaproject, petrochemical complex, coordination of investment decisions, government support, tax incentives, performance indicators and balanced, the network model, resource calendar Analysis, National Development Plan gas and petrochemicals in Russia, East-Siberian Oil and Gas Industry.
В настоящее время утвержден План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 гг., разработанный под руководством Минэнерго России. Стратегическими целями Плана являются выход России на уровень промышленно-развитых стран по потреблению нефтегазохимической продукции, повышение конкурентоспособности российских производств на внутреннем и внешних рынках. Впервые планируется крупномасштабный выход продукции глубоких переделов нефте-газохимии на рынки АТР в ближайшие 15-20 лет в условиях благоприятной конъюнктуры.
Основные задачи Плана - обеспечить эффективное использование углеводородного сырья посредством создания региональных нефтегазохимических кластеров. Планируется создать 6 газо- нефтехимических кластеров: ЗападноСибирский, Волжский, Каспийский, Северо-Западный, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. В мегапроекте ВСНГК предусматривается создание Якутского ГХК и Амурского ГХК как части Дальневосточного кластера и формирование Восточно-Сибирского нефтегазохимического кластера в Красноярском крае и Иркутской области. Основные проекты Восточно-Сибирского кластера [4]:
Ключевые моменты государственного плана:
^ сбалансированность развития сырьевой базы, перерабатывающих мощностей и экспорта, гарантии обеспечения сырьем предприятий глубокой переработки углеводородов;
^ государственная поддержка внутреннего рынка нефтехимии путем реализации государственных программ в потребляющих отраслях;
^ обеспечение доступности инвестиционных финансовых ресурсов для проектов газо-нефтехимии.
В условиях ограниченности инструментов прямого воздействия государства на инвестиционную политику компаний суть государственной координации
инвестиционных намерений компаний добывающих и перерабатывающих углеводородное сырье состоит в
^ оценке реализуемости стратегии развития нефтегазохимии при тех или иных внешних условиях;
^ коррекции направлений и форм государственного участия в формировании нефте- газохимических кластеров.
Оценка реализуемости стратегии развития нефтегазохимии мегапроекта ВСНГК представляет собой решение следующей совокупности задач:
^ оценка согласованности во времени стратегических интересов государства, сырьевых и перерабатывающих компаний;
проектов создания нефтегазохимических комплексов в региональных кластерах;
^ выбор возможных вариантов интеграции и консолидации финансовых ресурсов компаний для достижения целей государственного плана развития нефтегазохимии;
^ разработка предложений по предоставлению целевых государственных преференций компаниям - участникам мегапроекта;
^ определение направлений государственной координации планируемых действий компаний при формировании газо- и нефтехимических кластеров Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия).
Предлагаемый подход инструментарий представляет собой модельный комплекс, который состоит из сетевой модели инвестиционной программы мегапроекта и имитационной модели оценки эффективности вариантов программы при различных режимах государственного регулирования [5-6]. Сетевая модель предоставляет возможность отражения различных вариантов динамики потребления ресурсов и выпускаемой продукции в инвестиционных проектах участников, а также определения резервов времени, как особого управленческого ресурса для согласования во времени стратегических инвестиционных намерений добывающих и перерабатывающих компаний и государства.
Модель оценки эффективности вариантов программы предназначена для выбора инструментов государственного регулирования обеспечения условий инвестиционной привлекательности проектов газо-нефтехимии. Модель основана на системе расчетов оценки эффективности инвестиционных проектов при различных вариантах налогового и ценового регулирования, при. которых обеспечивается приемлемая экономическую эффективность их проектов при различных сценариях институциональных условий.
Формирование допустимого множества государственных управленческих решений состоит в разработке предложений - стратегических инициатив координирующего органа для федеральных и региональных уровней власти по изменению институциональных условий и экономических регуляторов управления мегапроектом.
Для решения задач координации инвестиционной деятельности компаний в мегапроекте предлагается использовать систему индикаторов качества управления:
^ индикаторы сбалансированности проектов (межотраслевые невязки) -для ресурсного управленияи
^ индикаторы эффективности режимов управления - для оценки мер косвенного регулирования принятия решений частными инвесторами как функции отклика участников мегапроекта на изменение регуляторов управления: налоговых ставок, таможенных пошлин, банковских процентов и др.
Процедура согласования стратегических интересов и инвестиционных намерений государства и компаний является многошаговой.
Разработка механизмов государственного регулирования мегапроекта основана на анализе денежных потоков участников мегапроекта при реализации календарных планов инвестиционной программы ВСНГК и оценке выгод государства и компаний при различных вариантах государственной поддержки инвестиционных проектов участников с позиций стратегических интересов государства и бизнеса в мегапроекте.
На первом этапе проводится анализ возможностей самофинансирования проектов нефтегазохимических компаний. Оцениваются различные варианты государственных преференций для проектов нефте-газохимических кластеров: налоговые каникулы, отмена экспортных пошлин, льготные налоговые и инвестиционные режимы для реализации проектов.
На втором этапе разрабатываются механизмы государственного стимулирования интеграции финансовых ресурсов участников для реализации инвестиционной программы мегапроекта в заданные сроки. Выявляются институциональные барьеры для перелива капитала из добывающего сектора в нефтегазохимический и разрабатываются варианты формирования благоприятных условий для реинвестирования относительно свободных финансовых ресурсов, прибылей добывающих компаний в другие отраслевые проекты.
В результате многошаговых процедур согласования управленческих решений государства, инвестиционных намерений и деятельности всех участников формируется эффективная стратегия мегапроекта и механизмы государственной поддержки нефте-газохимическим проектам.
Нами рассмотрены две возможные стратегии реализации Государственного плана развития нефте-газохимии на период до 2030 г. в рамках оптимистиче-*
ского сценария .
В первой стратегии нефтегазохимические компании самостоятельно выходят в Восточные регионы России, являясь инвесторами газохимических комплексов Амурского, Саянского, Богучанского и Якутского ГХК.
Альтернативная стратегия развития нефте-газохимии - интеграция инвестиционных ресурсов добывающих и нефтегазохимических компаний в мегапроекте ВСНГК. В этих стратегиях соблюдается баланс интересов регионов при
* Оптимистический сценарий основан на гипотезах реализации наиболее благоприятных факторов: устойчивый спрос на нефть и природный газ ВСНГК в Китае и Южной Корее после 2020 г., выход на рынки стран АТР с продукцией нефтегазохимии; высокий спрос на полимеры и моторные топлива на внутреннем рынке благодаря реализации региональных стратегий модернизации индустриального развития в восточных регионах страны.
размещении газохимических комплексов, с учетом экспортной политики государства и компаний.
Ресурсно-календарный анализ согласованности инвестиционных планов добывающего и перерабатывающего секторов проведен на детерминированной сетевой модели ВСНГК. На основе вариантных расчетов эшелонирования инвестиционных проектов нефтедобывающего и газодобывающего сектора в Красноярском крае, Иркутской области и Якутии оценены стратегии развертывания во времени инвестиционных проектов компаний, обеспечивающие в динамике балансы производства и потребления углеводородного сырья в течение всего прогнозного периода до 2030 гг.
Анализ реализуемости альтернативных стратегий мегапроекта ВСНГК позволил выявить периоды, масштабы и формы государственного участия в формирования нефтегазохимических кластеров, оценить выгоды компаний и государства. Мегапроект ВСНГК является эффективным как для государства, так и для компаний: общественная эффективность инвестиций составляет 6,7 долл. вновь созданной стоимости на долл. инвестиций. Даже в условиях жестких инвестиционных ограничений 2011-2015 гг. и геоэкономических рисков выхода на внешний рынок с продукцией газохимии в ВСНГК образуются объемы накопленной прибыли, достаточные для реализации нефте -газохимических кластеров в рамках мегапроекта ВСНГК посредством консолидации финансовых ресурсов добывающих отраслей.
При инвестиционном режиме самофинансирования реальна угроза отказа от формирования как газохимических кластеров в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), так и проектов нефтеперерабатывающих заводов. Эффективность капиталовложений проектов перерабатывающих отраслей в 2-3 раза ниже, чем в добывающих отраслях, что объясняет их низкую инвестиционную привлекательность. Затраты государства на поддержку инвестиционных проектов в размере 34 млрд. долл. сопоставимы с инвестициями в создание нефтегазохимических кластеров, однако в лучшем случае, они обеспечат финансовыми ресурсами эти проекты.
Проведенные исследования реализуемости проектов Государственного плана развития газо-и нефтехимических комплексов в Восточной Сибири и Дальнем Востоке в рамках мегапроекта ВСНГК доказали эффективность интеграции добывающего и газо-нефтехимического кластеров с учетом стратегических интересов участников мегапроекта. Система мер государственной поддержки стимулирования интеграции в объеме 24 млрд долл. обеспечивает рост индикаторов эффективности проектов перерабатывающих отраслей до уровня добывающих, а также прирост государственных доходов и чистой прибыли компаний ВСНГК.
Предложена система мер государственной поддержки в виде взаимосвязанных целевых государственных преференций сырьевым и газо-нефтехимическим и нефтеперерабатывающим компаниям:
♦♦♦ предоставление государственных гарантий для внешних займов инфраструктурным проектам нефтегазохимических кластеров и добывающим компаниям ВСНГК в период 2011-2020 гг.;
♦♦♦ отмена экспортных пошлин от продажи нефти и газа сырьевым компаниям в 2011-2015 гг. при условии участия добывающих компаний в финансировании проектов создания нефтегазохимических комплексов;
♦♦♦ создать благоприятный налоговый режим на период освоения проектных мощностей: снизить вдвое ставки налогов на доходы для нефтеперерабатывающих проектов в 2016-2020 гг. и в 4,5 раза для газохимических проектов в 2021-2025 гг.
Для управления инвестиционной программой мегапроекта целесообразно создать Координирующий орган на уровне Правительства РФ с функциями разработки стратегических инициатив по корректировке механизмов государственного регулирования реализации сложных проектов нефтегазохимических кластеров, соблюдения баланса интересов институциональных участников при интеграции финансовых ресурсов добывающего и газо -нефтехимического комплексов.
В целях реализации Государственного плана развития газо -и нефтехимии на Востоке России необходима государственная координация инвестиционных намерений нефтяных и газовых компаний в рамках ресурсных мегапроектов. Ресурсный мегапроект является эффективным объектом в структуре государственного стратегического управления для обеспечения динамических балансов добычи и переработки углеводородного сырья, согласования механизмов государственной поддержки формирования газо-нефтехимических кластеров по достижению стратегических целей в заданные сроки.
Предложенный инструментарий координации инвестиционных решений компаний в программе ресурсных мегапроектов может быть аналитическим аппаратом разработки и оценки системных управленческих решений правительственного органа - координатора реализации «Г осударственного плана развития газо-и нефтехимии России на период до 2030 г.».
© Н.И. Пляскина, В.Н. Харитонова, И.А. Вижина, 2013