Научная статья на тему 'Терминологическое поле проблемы формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников в условиях современного языкового образования'

Терминологическое поле проблемы формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников в условиях современного языкового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перфильева Л. П.

В статье описана актуальность и понятийное поле проблемы формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников. Проведенный нами анализ научно-методической литературы позволил дать определение коммуникативно-толерантным умениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Терминологическое поле проблемы формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников в условиях современного языкового образования»

Нужно вводить детей в мир прекрасного с первых же дней, когда душа ребенка непосредственна и восприимчива, когда все новое и светлое глубоко западает в душу.

Богатый дидактический материал детских работ, творческих сочинений учащихся начальных классов показывает, с какой любовью и душевной точностью относятся дети к природе, какое эстетическое наслаждение получают они от обучения с природой, во время экскурсий.

Чем богаче становится душевный мир ребенка, тем глубже он начинает понимать природу, учится выражать свои мысли и чувства, тем больший интерес вызывает у него искусство и литература, окружающие жизнь во всех ее проявлениях.

В то же время знакомство с произведениями живописи, музыки поднимает младших школьников на новую, более высокую ступень их духовного развития, помогает им увидеть прекрасное вокруг, видеть красоту природы.

Список литературы:

1. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. - М.: Просвещение, 1987.

2. Давидова Е.К. Эстетическое воспитание на уроках чтения. - Начальная школа, 2003.

3. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост. Г. С. Лаб-ковская. - М., 1983.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИОЛЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ТОЛЕРАНТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Перфильева Л.П.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье описана актуальность и понятийное поле проблемы формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников. Проведенный нами анализ научно-методической литературы позволил дать определение коммуникативно-толерантным умениям.

На протяжении многих лет одной из ведущих проблем образования является сложности в общении школьников разных культур и националь-

* Аспирант кафедры Русского языка, литературы и методики преподавания русского языка и литературы.

ностей. Через общение с окружающими людьми, человек совершенствует все свои высшие познавательно-деягельностные способности и коммуникативные умения. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, R.Y. Becvar). При акценте на обмене и сообщении информации общение превращается в коммуникацию, явление более узкое, но неразрывно с ним связанное.

Коммуникации - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями [5, с. 110].

Общение - связь ме>вду людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление контакта ме^ду людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством - различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида [2, с. 123].

В процессе коммуникации участвуют говорящий (коммуникатор) и слушающий (коммуникант), каналами связи, то есть основными средствами коммуникации, служат язык и речь, используемые участниками общения (A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия, S.W. Littlejohn, В. But-terwors и др.). Акт коммуникации - это речевое выражение мысли, для осуществления которого необходимо владеть языковыми средствами и знать правила их функционирования, обладать способностью формулировать, воспринимать, понимать, анализировать мысль. Ведение коммуникации определяется уровнем информации в акте коммуникации, запасом знаний общающихся, равнозначностью, проблемностью, актуальностью самой информации, способностью пользоваться речевыми и неречевыми средствами для ее передачи. При недостаточном общении темп формирования коммуникативных умений, психических процессов замедляется (Е.Д. Дмитриева, Л.Г. Соловьева). Это дает основание полагать, что существует и обратная зависимость - наличие задержки психического развития вызывает недоразвитие средств коммуникации, снижает уровень общения.

В жизни и деятельности общества огромная роль отводится речи, так как она обеспечивает развитие и социализацию всей человеческой личности. Вопросы природы слова, связи звука и значения, соотношения имен и вещей, изучение законов и форм мышления, семантический аспект речи, функционирование языковой системы издавна занимали умы ученых - философов, логиков, лингвистов, психологов, психолингвистов [5].

Огромное внимание уделялось практическому исследованию и использованию речи в античной риторике (М.Л. Гаспаров, Ф. Зелинский), которая не разрывала искусство правильно говорить и правильно мыслить, была направлена на общую образованность говорящего. Логика рассматривала обычные проявления речи, психологическую сложность человека (Н.Д. Арутюнова, Е.В. Падучева, Т. Meyers).

В лингвистической философии производился углубленный анализ фактов естественного речевого общения, что способствовало пониманию речи с психологической точки зрения (М. Блэк, М. Малкольм, Дж. Остин, Д. Райл, Дж. Уметом, 1940-50-е годы). В лингвистике язык понимался не как мертвый продукт, а как акт его постоянного ровдения (ф. Бопп, А.Х. Востоков, Я. Гримм, В. Гумбольдт, E.A. Schegloff, V.A. Fromkin и др.).

Психология доказала связь чувственных впечатлений и слова, необходимость общения для возникновения и усвоения языка, пути понимания людьми друг друга, взаимосвязь мышления и речи, общественный характер человеческого сознания (П.П. Блонский, 1935; Л.С. Выготский, A.A. По-тебня, 1982; С.Л. Рубинштейн, 1946, 1934; Г. Штейнталь, 1957; W. Kintsch, 1977 и др.). Психологические и лингвистические поиски соединила в себе психолингвистика, сформировавшая представление, согласно которому при слушании и порождении речи человек имеет некоторую скрытую структуру предложений, определенные этапы порождения речевого высказывания, совершает речевую деятельность (Л.С. Выготский, 1934; Н.И. Жинкин, 1954; A.A. Леонтьев, 1997; А.Р. Лурия, 1997; J.M. Leiman, M.S. Seidenberg, M.K. Tannen-naro,1979 и др.).

Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют коммуникативная культура, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктует средства, манеру общения. Содержательная сторона же общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения, в человеческом обществе, является язык.

Под языком Л.С. Выготский, Г.В. Колшанский, Б.А. Серебренников, A.A. Потебня, А.Р Лурия, Д.Б. Эльконин прежде всего имеют ввиду естественный человеческий язык, возникновение и существование которого неразрывно связано с возникновением и существованием человека - homo sapiens. По мнению О.В. Трошина язык представляет собой знаковую матрицу, которая функционально проявляет себя в речевой деятельности, и в свою очередь включается в общий коммуникативный процесс [8]. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека.

Мы будем понимать под языком знаковую систему, которая возникла на определенной стадии развития человеческого общества и является основной общественно значимой (опосредованной мышлением) формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, т.е. формой хранения знаний о действительности, а также средством получения но-

вого знания. Языковые единицы приспособлены как для номинации элементов действительности и, далее, для хранения знаний, так и для обеспечения потребностей мыслительного процесса. В то же время язык является основным средством человеческого общения, средством передачи информации от говорящего к слушающему. В силу этого свойства язык естественным образом согласован с потребностями и условиями протекания коммуникативной деятельности человека, составляющей важнейший аспект его социального поведения.

Солидаризируясь с мнением A.A. Кидрона, будем полагать, что процесс общения интегрирует язык и речь через общее структурно-функциональное взаимодействие ме^ду людьми или субъектами общения. Это третий процессуальный компонент коммуникативной системы - компонент взаимодействия ме^ду субъектами общения. Общение - это не просто проявленность языка в речевой деятельности, а реализация их через процесс социальной взаимодействия субъектов (или субличностей), их опосредованность через социально-психологическую или индивидуально-психологическую среду [3].

Процесс общения обеспечивает целостность взаимодействия ме^ду субъектами, интегрируя язык и речь. Общение характеризуется как межличностное и внутриличностное взаимодействие, направленное на обмен информацией (ме5кду субъектами или субличностями); при этом одним из средств общения является язык, а одной из форм общения - речь. В результате эта единая система приобретает свойства коммуникации, которая оценивается как контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом [8].

По мнению A.A. Леонтьева, для того, чтобы язык мог служить средством общения, за ним должно стоять единое или сходное понимание реальности. В свою очередь единство понимания реальности и единство, и согласованность действий в ней имеют своей предпосылкой возможность адекватного общения.

Язык - это душа народа. У современных российских школьников деформируется языковое чутье, языковой вкус определяется скорее модой, чем красотой, правильностью и уместностью речи. «Сегодня русский язык -важный фактор и объект национальной безопасности», - не без оснований пишет академик Российской академии естественных наук К. Колин [4]. В этой ситуации ответственность за состояние языка ложится не только и не столько на лингвистов, нормализаторов языка, но и на нас - учителей, методистов, авторов программ и учебников и, конечно же, родителей. На русском языке общаются школьники разных национальностей, вероисповеданий Российской Федерации, поэтому очень важно с его помощью формировать коммуникативно-толерантные умения.

В отечественной науке ряд исследований посвящен таким аспектам проблемы общения, как проблема коммуникативного взаимодействия, фор-

мирование коммуникативных умений обучаемых и обучающихся в образовательном процессе с позиций психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Ла-бутова, P.A. Максимова и др.) и с педагогических позиций (Л.А. Аухадее-ва, Е.Е. Боровкова, Т.Н. Волкова, Л.В. Грошева, Е.Г. Кашина, О.О. Киселева и др.). Данная проблема разрабатывалась в основном применительно к педагогике вуза и средней ступени школьного образования. В то же время обзор научных источников с очевидностью показывает слабую ее изученность в рамках педагогики начального обучения.

В зависимости от того, в какой предметной области рассматривается понятие коммуникативные умения (в психологии, педагогике, дидактике, философии) меняется его трактовка. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные умения - это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

Вузовские педагоги трактуют коммуникативные умения как «качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение на оптимально-высоком профессиональном уровне», считают их «составным структурным компонентом личности учителя, выражающим способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними». Имеют место определения умений как способов моделирования процессов общения и его регуляции, как способности управлять своей деятельностью в условиях решения коммуникативных задач общения [1].

Коммуникативные умения представляются нам в самом широком смысле как качества личности будущего специалиста, как готовность к осознанному успешному осуществлению коммуникативной деятельности в единстве трех ее сторон (коммуникативной, интерактивной и перцептивной) в изменяющихся условиях. Будем считать, что коммуникативные умения это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик. Отметим, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).

Расширение международных социокультурных контактов сопровождается, с одной стороны, стремлением к контакту с другими культурами и установлению равноправных отношений между индивидами, группами и государствами. С другой стороны, возрастает неприятие «чужих» социокультурных ценностей, утверждение «своего» как приоритетного, самого

лучшего и достойного подражания. Нередко происходит переоценка ценностей своей культуры, вплоть до ее отрицания и признания «чужих» социокультурных установок в качестве образцов. Основные концепты межкультурной коммуникации: «свой»-«чужой», «конфликт», «толерантность», «стереотип» получают новое содержание, обусловленное появлением феномена глобальной культуры как одного из важнейших результатов глобализации. С данным аспектом следует рассмотреть толерантную коммуникации.

В российской науке интерес к проблематике межкультурных коммуникаций возник в 90-е гг. XX в. Инициаторами изучения межкультурной коммуникации стали преподаватели иностранных языков, которые первыми осознали, что для адекватного взаимопонимания с представителями других народов недостаточно простого овладения иностранным языком. Реальное общение с иностранцами показывает, что даже высокое знание иностранного языка, не исключает непонимания и конфликта с носителями данного языка. Очевидно, что эффективное межнациональное общение невозможно без практических навыков и всесторонних знаний о культуре другого народа в межкультурной коммуникации. Во многих вузах нашей страны в учебный план введена новая дисциплина - «Межкультурная коммуникация».

Толерантное общение является показателем культуры личности в целом. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают (P.P. Валитова, В. Жанкелевич, В.М. Золотухин, Ж. Лессэ, Дж. Локк, А.П. Мчедлов, Э. Нарагхи, Н.К. Рерих, Ж.-Ж, Руссо, В.А. Тишков и др.), что формирование коммуникативной деятельности необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.

Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остра эта проблема в отношении младших школьников, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания.

Принципиальный подход к решению данной проблемы предоставлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных и толерантных умений детей является одной из приоритетных за-

дач общеобразовательных учреждений, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависят от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

Толерантность применительно к младшим школьникам рассматривается в трудах С.А. Ашиновой, В.А. Брянцевой, Т.П. Гавриловой, С.А. Герасимова, В.А. Сластенина и др.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Обновление содержания образования выступает как решающее условие формирования у младших школьников системы современных социально значимых ценностей и общественных установок.

С раскрепощением личной свободы и расширением кругозора преодолевается синдром нетерпимости к любому инакомыслию. В результате чувство терпимости становится существенным элементом духовного пространства нашего общества. Таким образом, толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления [6].

Солидаризируясь с мнением Г.А. Синятевой толерантные умения - это умения учащихся как совокупность коммуникативных норм, способов и форм в области организации общения и взаимодействия, осуществляемых на основе поликультурных знаний, позволяющих выстраивать на конструктивной основе отношения с представителями иной социальной, нравственной и культурной среды, которые имеют различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения [7].

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативно-толерантную направленность. Взаимодействие языкового образования и толерантного развития школьника выступает в качестве одного из важных методических условий реализации коммуникативно-толерантной направленности обучения родному языку.

Коммуникативно-толерантная направленность обучения предполагает привнесение коммуникативной мотивированности в процессе рассмотрения различных разделов и тем курса. В начальной школе внимание обучающихся предполагается привлекать к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Соответствие двум главным требованиям к речи - быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику - стержень работы над культурой речи и формированием речевого поведения, над правильностью и эстетикой письма.

Проведенный нами анализ научно-методической литературы позволяет дать определение коммуникативно-толерантным умениям - умения учащихся как комплекс коммуникативных норм, способов и форм в области организации общения и взаимодействия, позволяющий выстраивать на

конструктивной основе отношения с представителями иной социальной, нравственной и культурной среды, а также формирующие стиль коммуникативного поведения.

Список литературы:

1. Виговская М.Е. Формирование профессиональных коммуникативных умений у будущих учителей музыки в процессе обучения: дисс. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2005. - 234 с.

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. -СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

3. Кидрон A.A. Коммуникативная способность и её совершенствование: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - Л., 1981. - 18 с.

4. Колин К. К. Русский язык и национальная безопасность / К.К. Колин // Безопасность. - 1997. - № 1-2 (32). - С. 30-40.

5. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И.М. Михайлова - М.Псков: ПГПУ, 2005. - 188 с.

6. Пчелинцева И.Г. Толерантность и школьник / И.Г. Пчелинцева - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003. - С. 15.

7. Синтяева Г.А. Развитие толерантных умений учащихся: дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2008. - 225 с.

8. Трошин О.В. Основы психологии коммуникации / О.В. Трошин. -Н. Новгород: Из-во Нижегородского общества детских неврологов и психологов им. В.М. Бехтерева, 2002. - 55 с.

РОЛЬ ВОЕННО-ШЕФСКОЙ РАБОТЫ В РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

© Петров B.C.*

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

Становление государственной молодежной политики в России, фактически, началось с 1992 г. В декабре 2006 г. Правительство Российской Федерации своим распоряжением утвердило Стратегию государственной молодежной политики. Впервые в истории России был принят документ, определяющий принципы и приоритеты государства в одном из наиболее важных направлений социально-экономического развития общества.

Главной целью молодежной политики в стране становится создание правовых, организационных, экономических, социальных, политических усло-

* Соискатель кафедры Педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.