Научная статья на тему 'Терапевтический подход к решению проблемы вторичной аутизации семей, имеющих ребенка с РДА'

Терапевтический подход к решению проблемы вторичной аутизации семей, имеющих ребенка с РДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ / ВТОРИЧНАЯ АУТИЗАЦИЯ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шултина Д. А., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б.

Аутизмом называют состояние психики, характеризующееся преобладанием «замкнутой внутренней жизни», активным отстранением от внешнего мира (Вейс Т.Е., 1992; Улумбеков Э.Г., 2002). Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей. Этиология и патогенез раннего детского аутизма неясны.В качестве этиопатогенетических механизмов выдвигаются «теория эмоциональной холодности родителей», наследственные нарушения и органические поражения ЦНС (Баенская Е.Р., 2001). Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, неспособностью к формированию общения, к опознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов, отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения с «симптомами тождества».В современном обществе все чаще встречаются семьи, где воспитываются «особые дети», из них около 40 % аутисты. Многие родители не желают обсуждать болезнь ребенка, боясь осуждения; лишь некоторые идут на контакт со специалистами, тем самым помогая не только себе в воспитании ребенка, но и адаптируя его к современной жизни. Члены семьи принимают на себя поведение ребенка, это проявляется в замкнутости самой семьи и не желании взаимодействовать с социумом. Часто в семьях, воспитывающих «особого» ребенка, у родителей появляется излишняя требовательность и нормативность по отношению к остальным членам семьи, в том числе и к самим себе (Лебединская К.С., Никольская О.С., 1991; Кузьмина М., 2000). Как известно, аутичные дети воспринимают человека как движущейся объект, имеющий положительные или отрицательные эмоции, в связи с этим фактом близкие аутичного ребенка должны нести только положительные эмоции, для лучшего восприятия и понимания ребенком внешней информации (Мнухин С.С. и соавт., 1967; Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2002). Такие условия необходимы для успешной терапии.Проблема терапии заключается в том, что многие из родителей испытывают потребность в персональном внимании при обсуждении своих проблем и проблем ребенка, тем самым реализуя свою потребность в исключительности (Мнухин С.С., Исаев Д.Н., 1969; Морозов С.А., Морозова Т.И., 1997). Между тем максимально эффективна именно групповая терапия. Бессознательное нежелание преодолеть аутизм у ребенка может быть связано и с нарушением доверия к миру у его матери. Аутичный же ребенок не доставит матери тревоги за его жизнь, которую она будет постоянно испытывать, если он будет отделен (Никольская О.С., 1995; Астапов В.М., Микадзе Ю.В., 2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Терапевтический подход к решению проблемы вторичной аутизации семей, имеющих ребенка с РДА»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2015. Том 5. № 5

Ю: 2015-05-1212-^4634 Тезис

Шултина Д.А., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б.

Терапевтический подход к решению проблемы вторичной аутизации семей, имеющих ребенка с РДА

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии

Аутизмом называют состояние психики, характеризующееся преобладанием «замкнутой внутренней жизни», активным отстранением от внешнего мира (Вейс Т.Е., 1992; Улумбеков Э.Г., 2002). Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей. Этиология и патогенез раннего детского аутизма неясны.

В качестве этиопатогенетических механизмов выдвигаются «теория эмоциональной холодности родителей», наследственные нарушения и органические поражения ЦНС (Баенская Е.Р., 2001). Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, неспособностью к формированию общения, к опознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов, отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения с «симптомами тождества».

В современном обществе все чаще встречаются семьи, где воспитываются «особые дети», из них около 40 % аутисты. Многие родители не желают обсуждать болезнь ребенка, боясь осуждения; лишь некоторые идут на контакт со специалистами, тем самым помогая не только себе в воспитании ребенка, но и адаптируя его к современной жизни. Члены семьи принимают на себя поведение ребенка, это проявляется в замкнутости самой семьи и не желании взаимодействовать с социумом. Часто в семьях, воспитывающих «особого» ребенка, у родителей появляется излишняя требовательность и нормативность по отношению к остальным членам семьи, в том числе и к самим себе (Лебединская К.С., Никольская О.С., 1991; Кузьмина М., 2000). Как известно, аутичные дети воспринимают человека как движущейся объект, имеющий положительные или отрицательные эмоции, в связи с этим фактом близкие аутичного ребенка должны нести только положительные эмоции, для лучшего восприятия и понимания ребенком внешней информации (Мнухин С.С. и соавт., 1967; Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2002). Такие условия необходимы для успешной терапии.

Проблема терапии заключается в том, что многие из родителей испытывают потребность в персональном внимании при обсуждении своих проблем и проблем ребенка, тем самым реализуя свою потребность в исключительности (Мнухин С.С., Исаев Д.Н., 1969; Морозов С.А., Морозова Т.И., 1997). Между тем максимально эффективна именно групповая терапия. Бессознательное нежелание преодолеть аутизм у ребенка может быть связано и с нарушением доверия к миру у его матери. Аутичный же ребенок не доставит матери тревоги за его жизнь, которую она будет постоянно испытывать, если он будет отделен (Никольская О.С., 1995; Астапов В.М., Микадзе Ю.В., 2008).

Ключевые слова: ранний детский аутизм, вторичная аутизация семьи

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2015

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.