Научная статья на тему 'Теоретико-правовые аспекты понимания экологической функции государства'

Теоретико-правовые аспекты понимания экологической функции государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
819
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ECOLOGICAL FUNCTION / ECOLOGY / FUNCTIONS OF THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинина Н. В.

Проанализированы основные концептуальные подходы к пониманию экологической функции как жизненно важного направления в деятельности государства на современном этапе. Выявлено, что изучаемый предмет состоит из отдельных самостоятельных направлений (субфункций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and legal aspects of understanding the ecological function of the state

The author analyses the basic conceptual approaches to understanding the ecological function as vital course in the present day state activity. It is revealed that the studied subject consists of separate independent branches (subfunctions).

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые аспекты понимания экологической функции государства»

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

ББК Х625

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Н.В. Калинина, ассистент кафедры теории и истории государства и права ЮУрГУ

Проанализированы основные концептуальные подходы к пониманию экологической функции как жизненно важного направления в деятельности государства на современном этапе. Выявлено, что изучаемый предмет состоит из отдельных самостоятельных направлений (субфункций).

Ключевые слова: экологическая функция, экология, функции госу-

дарства.

Проблема взаимодействия человека и природы превратилась в одну из важнейших проблем человечества, от которой в конечном счете зависит существование цивилизации.

Интенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, вызывают негативные последствия в экологических системах, что изменяет условия жизни на Земле, ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создают на всей планете угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. Человечество стремительно катится в «экологическую пропасть».

В этих условиях проблема экологии выходит на первый план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, она превращается в проблему спасения Земли, природы, сохранения человечества.

Все это обусловило выделение в 80-е гг. XX века в системе основных направлений деятельности государства новой - экологической - функции государства1.

Экологическая функция государства долгое время не была предметом специального исследования и рассматривалась лишь как составная часть экономической2, социальной и иных функций государства.

Только сначала 70-х гг. экологическая функция государства подвергается специальному исследованию и начинает рассматриваться в общетеоретической и отраслевой юридической литературе как самостоятельная основная функция государства3.

Экологическая функция государства возникла именно потому, что появилась необходимость в государственном регулировании общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы.

Объектами такого рода отношений можно считать всю природу в виде природных объектов, взаимосвязей, компонентов, ресурсов, объектов и т.д., т.е. все то, что характеризует природную среду как единую систему, как место жизни и деятельности людей4.

Так, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. относит к природе в разделе, определяющем объекты охраны, землю, воду, атмосферный воздух, животный и растительный мир5.

В современных научных исследованиях по теории государства и права, посвященных проблеме функций государства, практически все исследователи единодушны в определении названия функции - экологической. Однако в учебной литературе встречаются иные трактовки, и она называется функцией по охране природы (охране окружающей среды, охране окружающей природной среды)6.

Важным представляется то, что у экологической функции выделяют две подструктуры - «природоохранную» и «природоресурсную». Это определяется сущностью и характером общественных отношений (в экологической сфере), которые предопределили выделение данной функции в качестве самостоятельного направления деятельности государства.

М.И. Байтин данную функцию называет «функцией охраны природы и рационального использования природных ресурсов»7.

6

Вестник ЮУрГУ, № б, 2009

С.С. Алексеев пишет, что «в современных условиях приобретает особую актуальность и остроту функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов». М.Н. Марченко, выделяя экологическую функцию государства, называет ее также функцией охраны природы и рационального использования природных ресурсов8.

Приведенные точки зрения характеризуют единство исследователей относительно соотношения трех категорий: «природоохрана», «природопользование», «экологическая функция».

В теории государства и права не уделяется достаточного внимания проблемам понятийного аппарата данной функции, в связи с чем существуют некоторые разночтения относительно содержания понятия экологической функции государства. Это часто приводит к тому, что данная функция определяется неверно.

В.М. Корельский, например, пишет: «Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последнее десятилетие в число основных»9. По мнению В.Н. Дмитрука, экологическая функция - это разновидность внутренней функции государства по обеспечению правового режима природопользования.

Если В.М. Корельский исключает из экологической функции «природоресурсный» блок и, следовательно, сводит деятельность государства в указанной сфере только к охране природы (окружающей среды), В.Н. Дмит-рук, наоборот, исключает «природоохранный», что является следствием отсутствия в теории государства и права единой позиции по данной проблеме10.

В.М. Сырых оказался более краток и лаконичен, обходя дискуссию о понятии «экологической функции». Он определил ее как «сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которой вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу»11.

Внутри каждой функции можно выделить ряд подфункций - отдельные самостоятельные направления, в которых идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках кон-

кретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения12.

Проецируя вышесказанное на экологическую функцию государства, можно сделать вывод, что изучаемый предмет состоит из отдельных субфункций, под которыми следует понимать индивидуально-определенные под-направления деятельности государства по охране, рациональному использованию, воспроизводству и оздоровлению конкретного природного объекта (экосистемы). В подфункциях раскрывается вся полнота практической деятельности государства в сфере воздействий на окружающую среду13.

Соответственно экологическую функцию образуют следующие компоненты: охрана, рациональное использование, воспроизводство и оздоровление. Данные компоненты служат основой не только субфункциям, но и направлению в целом14, что должно находить свое отражение и в понятии экологической функции государства и позволит более четко уяснить некоторые теоретические и практически значимые проблемы, подлежащие решению в процессе осуществления экологической функции и составляющих ее, более узких направлений деятельности государства.

Наиболее полному раскрытию понятия данной функции послужит характеристика перечисленных компонентов.

Охрана окружающей природной среды. Под ней понимается система национальных и международных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия между деятельностью человека и благоприятным состоянием окружающей природной среды15, на предотвращение истощения, уничтожения и загрязнения экосистем, на предупреждение дальнейшего ухудшения качества уже нарушенных экосистем.

Охрана природной среды осуществляется, в частности, и ради самого человека, его жизни, здоровья, благосостояния. Об этом свидетельствует положение Конституции РФ, закрепляющее право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Рациональное использование природных ресурсов - это деятельность государства по организации социально-экономических процессов, призванная посредством ограничений минимизировать потребление исчерпаемых

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

невозобновляемых природных ресурсов в интересах будущих поколений16.

Правовым критерием рационального использования соответствующих природных ресурсов должно служить обеспечение их неистощимости, экологической обоснованности эксплуатации богатств природы при одновременном обеспечении устойчивого развития экономики17.

Воспроизводство — это деятельность государства по поддержанию и улучшению существующего количества и качества компонентов природной среды18.

Существует несколько иная позиция

А.М. Архипова: содержание экологической функции государства составляют три взаимосвязанные подфункции - охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности. Экологическая безопасность изначально понималась как универсальная категория, обеспечение которой относится к императивной обязанности всего человечества на основе специальных международно-правовых принципов, хотя ни во внутригосударственном, ни в международном праве не содержится ее определения.

Под экологической безопасностью следует понимать защищенность социально значимых интересов граждан, общества, государства, а также природной среды, ресурсов, биосферы от любых экологически неблагоприятных воздействий, создающих угрозу здоровью людей, устойчивому развитию и функционированию экосистемы и выживанию человечества19.

Объективную основу выделившейся экологической функции государства составляют процесс взаимодействия общества и природы, использование природных ресурсов в качестве важнейших компонентов развития жизнедеятельности общества, все более широкое вовлечение природных систем и компонентов и в процесс производства, загрязнение природной среды и ряд других проблем.

Основным содержанием экологической функции современного государства является охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности общества20.

В рамках теории государства и права имело место несколько самостоятельных исследований, которыми предлагались следующие подходы к определению изучаемой категории.

Б.А. Мухамеджанов считает, что экологическая функция - «осуществляемое в экологической сфере объективно-необходимое, целенаправленное, законодательно-обусловленное направление (сторона) государственной деятельности по обеспечению экологической безопасности общества».

В.В. Королева под экологической функцией государства понимает объективно необходимое направление (сторону) его внутренней и международной деятельности с целью обеспечения благоприятных условий существования и устойчивого развития общества.

С данными точками зрения сложно согласиться, так как они не раскрывают смысл и значение базовых для подхода категорий «экологическая сфера», «экологическая безопасность», «устойчивое развитие», «благоприятные условия существования», которые сами в значительной мере нуждаются в конкретизации21.

В отечественной теории государства и права функции государства определяются как основные направления (стороны) его деятельности, в которых следует исходить из следующих позиций: учет философского понимания категории «функция»; установление сфер общественных отношений, в которые «устремлена» деятельность государства; выражение в функциях сущности государства и его социального назначения в обществе22.

С учетом указанных соображений экологическую функцию современного государства можно определить как объективно обусловленное направление (сторону) деятельности государства по охране, рациональному использованию, воспроизводству и оздоровлению окружающей природной среды вне территориальных границ, без осуществления которого продолжительное существование планетарной экосистемы, а, следовательно, и отдельно взятого современного государства невозможно.

Экологическая функция государства самым тесным образом взаимосвязана с рядом других функций - экономической, социальной, функцией обеспечения общественной безопасности, т.е. является комплексной функцией. Нельзя не отметить ее огромную важность в современных условиях в связи с необходимостью сохранения условий дальнейшего существования человечества, интересов не только нынешних, но и будущих поколений.

8

Вестник ЮУрГУ, № 6, 2009

С другой стороны, экологическая функция государства в качестве основного своего содержания представляет собой деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Ее задача сегодня заключается скорее в гармонизации взаимоотношений природы и общества, в экологизации всех сфер жизни общества, т.е. в утверждении абсолютно новой парадигмы общественного развития. Данная задача, естественно, может рассматриваться как идеал и выдвигаться в качестве цели только на перспективу23.

1 Теория государства и права: курс лекций. - М., 1999. -С. 68.

2 Правовые формы охраны природы в СССР / под ред. Г.Н. Полянской. - М., 1963. - С. 21.

3 Кадомцева А.Е. Развитие экологической функции современного Российского государства и правовые формы ее осуществления: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1999.-С. 3.

4 Экологическое право России / под ред. В.Д. Ермакова, Я.М. Сухарева. - М., 1997. - С. 92.

5 Российская газета. - 2002 - 12 дек.

6 Лившиц Р.З. Современная теория права: краткий очерк. - М., 1992. - С. 63; Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М., 1994. -

С. 24; Теория государства и права: учебник / под ред.

B.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 2000. -

C. 152.

7 Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов, 1979. - С. 278.

8 Общая теория государства и права: академический курс: в 2 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. - Т. 1. - М., 2000. -С. 203.

9 Теория государства и права: учебник / под ред.

B.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - С. 152.

10 Дмитрук В.Н. Теория государства и права. - Минск, 1999.-С. 24.

11 Сырых В.М. Теория государства и права - М., 1998. -

C. 33.

12 Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. -М., 2003.-С. 101.

13 Меркулов М.М. Проблемы экологической функции современного российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2003. - С. 119-120.

14 Там же. - С. 120.

15 Сизов В.Е. Экологическая функция государства и механизм ее реализации: теоретико-правовой аспект: дис.... канд. юрид. наук. - М., 2006. - С. 37.

16 Меркулов М.М. Указ. соч. - С. 120.

17 Сизов В.Е. Указ. соч. - С. 37.

18 Меркулов М.М. Указ. соч. - С. 122.

19 Сизов В.Е. Указ. соч. - С. 38.

20 Соболь И.А. Правовое воздействие на общественные отношения в сфере экологии и урбанизация: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2003. - С. 101.

21 Сизов В.Е. Указ. соч. - С. 101,102.

22 Там же. - С. 33, 34.

23 Там же. - С. 40.

Статья поступила в редакцию 20 ноября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.