Научная статья на тему 'Обеспечение устойчивого развития как направление экологической функции государства'

Обеспечение устойчивого развития как направление экологической функции государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Александр Вячеславович, Попов Александр Геннадьевич

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью обеспечения устойчивого развития и совершенствования российской модели концепции устойчивого развития. Задачей, решаемой в ходе исследования, является анализ содержания одной из основных функций Российского государства (экологической) и определение места обеспечения устойчивого развития в содержании исследуемой функции. Над исследуемой задачей работали как российские авторы (А.С. Алихаджиева, Н.Д. Вершило, Г.В. Выпханова, Р.Х Гиззатуллин, А.Д. Урсул, Ф.М. Раянов и др.), так и зарубежные (Д. Медоуз, М. Месарович, А. Печчеи, Я. Тинберген, Д. Форрестер и т.д.). Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных и частнонаучных методов. На основе проведенного анализа авторами сделан вывод о различных подходах, сложившихся в отношении содержания экологической функции, а также о влиянии устойчивого развития на содержание экологической функции государства. Авторы рассматривают обеспечение устойчивого развития как самостоятельное направление экологической функции Российского государства. Обобщив различные подходы к направлениям экологической функции, авторы приходят к выводу, что обеспечение устойчивого развития выходит за рамки отдельной функции (экологической), поскольку влияет на содержание различных функций, в связи с чем поднимается научная дискуссия о возможности выделения новой функции, с возможным наименованием функция устойчивого развития. Изложенные в статье выводы и результаты, могут быть использованы в процессе подготовки юристов при преподавании таких учебных дисциплин, как теория государства и права, экологическое право и ряда других отраслевых юридических дисциплин. Представленные выводы могут быть использованы в работе законодательных и правоприменительных органов. Использование научных выводов и рекомендаций авторов позволит повысить эффективность экологической политики, будет способствовать обеспечению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Предлагаемые выводы обусловливают новизну исследуемой проблемы и рассчитаны на широкий круг лиц, интересующихся проблемами функционирования Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS DIRECTION OF ECOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE

The relevance of the studied problem is caused by need of ensuring sustainable development and improvement of the Russian model of the concept of sustainable development. The task solved during the research is the analysis of maintenance of one of the main functions of the Russian state (ecological) and definition of the place of ensuring sustainable development in the content of the studied function. Worked on the studied task as the Russian authors (A.S. Alikhadzhieva, N.D. Vershilo, G.V. Vypkhanova, R.H Gizzatullin, A.D. Ursule, F.M. Rayanov, etc.), and foreign (D. Meadows, M. Mesarovich, A. Pechchei, Ja. Tinbergen, D. Forrester, etc.). Implementation of the tasks was reached by means of general scientific and chastnonauchny methods. On the basis of the carried-out analysis authors drew a conclusion on various approaches which developed concerning the content of ecological function and also on influence of sustainable development on the content of ecological function of the state. Authors consider ensuring sustainable development as the independent direction of ecological function of the Russian state. Having generalized various approaches to the directions of ecological function, authors come to a conclusion that ensuring sustainable development is beyond separate function (ecological) as it influences the content of various functions in this connection the scientific discussion about a possibility of allocation of new function rises, with the possible name function of sustainable development. The conclusions and results stated in article, can be used in the course of training of lawyers when teaching such subject matters as the theory of the state and the right, the ecological right and some other branch legal disciplines. The presented conclusions can be used in work of legislative and law-enforcement bodies. Use of scientific conclusions and recommendations of authors will allow to increase efficiency of environmental policy, will promote ensuring constitutional right of citizens on the favorable environment. The offered conclusions cause novelty of the studied problem and are calculated on a wide range of the persons who are interested in problems of functioning of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Обеспечение устойчивого развития как направление экологической функции государства»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Захаров А.В. Попов А.Г.

1.7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Захаров Александр Вячеславович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Подразделение: Институт права и национальной безопасности, кафедра конституционного и международного права. E-mail: zawtmb@yandex.ru

Попов Александр Геннадьевич, аспирант. Место учебы: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Подразделение: Институт права и национальной безопасности, кафедра теории и истории государства и права. E-mail: apopov_92@mail.ru

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью обеспечения устойчивого развития и совершенствования российской модели концепции устойчивого развития.

Задачей, решаемой в ходе исследования, является анализ содержания одной из основных функций Российского государства (экологической) и определение места обеспечения устойчивого развития в содержании исследуемой функции. Над исследуемой задачей работали как российские авторы (А.С. Алихад-жиева, Н.Д. Вершило, Г.В. Выпханова, Р.Х Гиззатул-лин, А.Д. Урсул, Ф.М. Раянов и др.), так и зарубежные (Д. Медоуз, М. Месарович, А. Печчеи, Я. Тинберген, Д. Форрестер и т.д.).

Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных и частнонаучных методов.

На основе проведенного анализа авторами сделан вывод о различных подходах, сложившихся в отношении содержания экологической функции, а также о влиянии устойчивого развития на содержание экологической функции государства. Авторы рассматривают обеспечение устойчивого развития как самостоятельное направление экологической функции Российского государства. Обобщив различные подходы к направлениям экологической функции, авторы приходят к выводу, что обеспечение устойчивого развития выходит за рамки отдельной функции (экологической), поскольку влияет на содержание различных функций, в связи с чем поднимается научная дискуссия о возможности выделения новой функции, с возможным наименованием - функция устойчивого развития.

Изложенные в статье выводы и результаты, могут быть использованы в процессе подготовки юристов при преподавании таких учебных дисциплин, как теория государства и права, экологическое право и ряда других отраслевых юридических дисциплин. Представленные выводы могут быть использованы в работе законодательных и правоприменительных органов. Использование научных выводов и рекомендаций авторов позволит повысить эффективность экологической политики, будет способствовать обеспечению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Предлагаемые выводы обусловливают новизну исследуемой проблемы и рассчитаны на широкий круг лиц, интересующихся проблемами функционирования Российского государства.

Ключевые слова: функции государства, экологическая функция, устойчивое развитие, охрана окружающей среды, экологическая политика.

ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS DIRECTION OF ECOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE

Zakharov Alexander Vyacheslavovich, PhD at Law, associate professor. Position: Chair Head. Place of employment: Tambov State University named after G.R. Derzhavin. Department: Institute of Law and National Security, Constitutional and International Law chair. E-mail: zawtmb@yandex.ru Popov Alexander Gennadevich, postgraduate student. Place of study: Tambov state university named after G.R. Derzhavin. Department: Institute of the right and national security, theory and history of state and law chair. E-mail: apopov_92@mail.ru

Annotation

The relevance of the studied problem is caused by need of ensuring sustainable development and improvement of the Russian model of the concept of sustainable development.

The task solved during the research is the analysis of maintenance of one of the main functions of the Russian state (ecological) and definition of the place of ensuring sustainable development in the content of the studied function. Worked on the studied task as the Russian authors (A.S. Alikhadzhieva, N.D. Vershilo, G.V. Vypkhanova, R.H Gizzatullin, A.D. Ursule, F.M. Rayanov, etc.), and foreign (D. Meadows, M. Mesarovich, A. Pechchei, Ja. Tinbergen, D. Forrester, etc.).

Implementation of the tasks was reached by means of general scientific and chastnonauchny methods.

On the basis of the carried-out analysis authors drew a conclusion on various approaches which developed concerning the content of ecological function and also on influence of sustainable development on the content of ecological function of the state. Authors consider ensuring sustainable development as the independent direction of ecological function of the Russian state. Having generalized various approaches to the directions of ecological function, authors come to a conclusion that ensuring sustainable development is beyond separate function (ecological) as it influences the content of various functions in this connection the scientific discussion about a possibility of allocation of new function rises, with the possible name -function of sustainable development.

The conclusions and results stated in article, can be used in the course of training of lawyers when teaching such subject matters as the theory of the state and the right, the ecological right and some other branch legal disciplines. The presented conclusions can be used in work of legislative and law-enforcement bodies. Use of scientific conclusions and recommendations of authors will allow to increase efficiency of environmental policy, will promote ensuring constitutional right of citizens on the favorable environment.

The offered conclusions cause novelty of the studied problem and are calculated on a wide range of the persons who are interested in problems of functioning of the Russian state.

Keywords: functions of the state, ecological function, sustainable development, environmental protection, environmental policy.

Современное состояние окружающей среды, характеризующееся в научной литературе как кризисное, рост народонаселения на планете и усиление негативного антропогенного влияния на окружающую среду и угроза исчерпаемости природных ресурсов, необходимость обеспечения благоприятной для жизни человека окружающей среды и экологической безопасности обусловили особое значение экологической функции современного Российского государства. Несмотря на то, что природоресурсная и природоохранная деятельность всегда была присуща государству, экологическая функция в научной литературе характеризуется как одна из новых самостоятельных функций.

В юридической науке не сложилось единого подхода к понятию и содержанию экологической функции государства. В научной литературе обозначаются различные ее наименования: природоохранная, экологическая, функция, функция по охране окружающей среды и др.

Существующие терминологические расхождения отражаются на возникновении научных и правоприменительных проблем, что обусловило необходимость унификации термина, обозначающего новую самостоятельную функцию государства - экологическую. Справедлив тезис О.С. Колбасова, о том, что унификация термина обеспечит взаимопонимание различных ученых, позволит ученым и практикам объединить свои усилия в процессе развития экологического права [3, с. 27].

Термин «экологическая функция государства» в научный оборот был введен В.В. Петровым, предлагавшим понимать под ней «деятельность государства в области охраны природы, организации рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды, основанной на его экологической программе» [10, с. 104, 128].

Вместе с тем, несмотря на попытку введения в научный оборот термина «экологическая функция государства», ученые по-прежнему продолжают использовать различные наименования данной функции, что не соответствует содержанию исследуемой нами функции.

По нашему мнению, термин «экологическая функция государства», в сравнении с иными понятиями, используемыми в научной литературе и обозначающими рассматриваемую нами функцию, является универсальным, включает все направления деятельности государства в экологической сфере, сохраняя их равенство и паритетность, в связи с чем его использование является более оправданным.

Унификация терминологии для обозначения новой функции государства играет особую роль для теории государства и права, поскольку именно эта дисциплина, с одной стороны, формирует категориальный аппарат юридической науки, с другой, занимается исследованием функций государства.

Попытка введения единого термина не устранила научную дискуссию в отношении содержания экологической функции, имеющей комплексный характер и сложную структуру.

Анализ научных подходов к содержанию экологической функции позволил нам выделить два основных из них: в широком и узком понимании.

Экологическая функция государства в узком смысле включает в содержание лишь природоохранную деятельность (О.И. Крассов, О.С. Колбасов, Ф.М. Раянов и

др.).

Согласно широкому подходу в содержание экологической функции государства, кроме рационального природопользования и охраны окружающей среды, ученые включают различные элементы. Так, В.В. Петров, А.О. Миняев, Б.А. Мухамеджанов, И.С. Уханов дополнительно выделяли деятельность по обеспечению экологической безопасности [5, с. 92; 7, с. 8; 11, с. 4748; 14, с. 7], М.М. Бринчук - деятельность по распределению природных ресурсов, охране и защите прав и интересов физических и юридических лиц [1, с. 42-43], М.И. Байтин - управление и координацию государственными органами обеспечение экологической безопасности [9, с. 344], М.М. Меркулов - «воспроизводство и оздоровление окружающей природной среды внутри своей страны и вне ее территориальных границ» [4, с. 102-103].

В.С. Миронов и И.В. Шебалкин предлагают самое широкое определение экологической функции государства, включая в ее содержание деятельность по распоряжению природными ресурсами, охране, воспроизводству, оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, охраны и защиты экологических прав физических и юридических лиц [6, с. 7; 15, с. 169].

В контексте рассматриваемой нами проблемы, особый интерес представляет определение, предлагаемое В.Е. Сизовым, согласно которому экологическая функция государства понимается как «точно поставленная деятельность государства в одной из важнейших областей, которая состоит в охране окружающей природной среды, а также в рациональном природопользовании и обеспечении экологической безопасности страны, основанную на реализации его экологической стратегии по обеспечению устойчивого развития, выражающую интересы большей части населения» [12, с. 34].

Таким образом, существующие в научной литературе подходы к понятию и содержанию экологической функции государства, можно объединить в два основных: в широком и узком значениях. В рамках нашего исследования мы используем широкое значение. Примечательно, что в рамках широкого значения данной функции государства ряд авторов делают отсылку к осуществлению деятельности, основанной на стратегии устойчивого развития. По нашему мнению, устойчивое развитие необходимо рассматривать не просто как основу осуществления определенной деятельности, а как самостоятельное направление деятельности в рамках экологической функции государства.

Трактовка устойчивого развития была предложена впервые на международном уровне на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. -ЮНИСЕД в Рио-де-Жанейро и закреплялась в Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее»: «Развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [8, с. 50].

Данная концепция отвечает традициям и менталитету российского общества, что было отражено в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.1996 №440: «Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Захаров А.В. Попов А.Г.

государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований» [13].

Несмотря на это, международный характер концепции устойчивого развития обуславливает необходимость ее принятия конкретными государствами с учетом своих национальных особенностей.

Не является исключением и Российская Федерация, сформировавшая свою модель устойчивого развития, предполагающую «сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей» [13].

Правовую основу российской модели концепции устойчивого развития составляют:

- международные акты: Стокгольмская декларация по окружающей человека среде, Декларация по окружающей среде и развитию и др.;

- российские нормативные правовые акты: Конституция РФ, ФЗ РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Указ Президента РФ от 01.04.1996 №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», Постановление Правительства РФ от 08.05.1996 № 559 «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы», Распоряжение Правительства РФ от 24.02.1994 №217-р «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и др.

Проанализировав положения Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (далее - Концепция УР) мы приходим к выводу, что для ее реализации предполагаются скоординированные действия не только в экологической, но в иных сферах жизни общества.

Большое значение имеет положение Концепции УР о постепенном восстановление естественных экосистем до безопасного уровня, обеспечивающего стабильность окружающей среды, что обуславливает необходимость проведения ряда мероприятий и устанавливает приоритет экологической функции государства.

Переход Российской Федерации к устойчивому развитию в соответствии с утвержденной Концепцией предполагает последовательное решение задач на трех этапах. На начальном этапе необходимо было решение острых социальных и экономических проблем, разработка и реализация программ восстановления (оздоровления) окружающей среды, внедрение ограничений хозяйственной деятельности, осуществление комплекса мер по решению экологических проблем и нормализации экологической обстановки и т.д.

На следующем этапе предлагается осуществить экологизацию процесса социально-экономического развития, различного рода структурные преобразования в экономике и технологическое обновление.

На заключительном этапе необходимо достичь гармонизации взаимодействия общества и окружающей среды в глобальных масштабах.

Концепция УР устанавливает целевые ориентиры перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств, которые выражаются в показателях, характеризующих:

- уровень экологического благополучия (уровень потребления природных ресурсов, нарушенность экосистем, иные макрохарактеристики),

- экономического развития (уровни удельного потребления ресурсов и энергии, производства отходов, контроль производства и использования опасных веществ и др.);

- качество жизни человека (продолжительность и качество жизни, соответствие состояния окружающей среды установленным нормативам, состояние здоровья, доход, степень реализации и гарантированность прав человека и т.п.).

Согласно Концепции УР «в состав целевых параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе контролируемых параметров - показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения» [13].

Учитывая масштабность поставленных целей, путей их достижения, а также комплекс мероприятий необходимых для выполнения, мы приходим к выводу, что обеспечение устойчивого развития является самостоятельным направлением в рамках экологической функции государства.

Ряд ученых, основываясь на всеобъемлемости и глобальности мероприятий, а также влиянии Концепции устойчивого развития не только на экологическую, но и на иные функции (экономическую, культурную и другие), делают вывод о необходимости выделения новой самостоятельной функции - функции устойчивого развития. Так, например, Н.В. Бутусова, считает, что «устойчивое развитие постепенно приобретает черты главной функции государства, поскольку охватывает все направления деятельности и со временем обеспечить трансформацию содержания иных функций государства в русле новой цивилизационной парадигмы развития и преобразоваться из функции, обеспечивающей переход к устойчивому развитию, в функцию, призванную такое развитие постоянно поддерживать и совершенствовать (функцию устойчивого развития» [2, с. 80].

Конечно, проблема выделения такой функции как функция устойчивого развития, не является однозначным, вместе с тем, наличие предпосылок этого нельзя отрицать. На наш взгляд, выделение такой функции является пока преждевременным, поскольку достижение поставленных целей можно достичь за счет расширения содержания экологической функции государства.

В этой связи, с учетом расширения содержания экологической функции государства за счет включения такого направления, как обеспечение устойчивого развития, понятие экологической функцией можно было бы сформулировать как объективно обусловленную деятельность государства в области охраны окружающей среды, восстановления природных ресурсов,

рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития, создания сбалансированного соотношения экологических, экономических, социальных и иных интересов общества, а также гарантированности экологических прав граждан.

Список литературы:

1. Бринчук М.М. Экологическое право России. М.: Эксмо, 2010. 301 с.

2. Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений: вопросы теории. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2005. 197 с.

3. Колбасов О.С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. № 10. С. 25-30.

4. Меркулов М.М. Проблемы экологической функции современного российского государства. Теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2003. 232 с.

5. Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы. М.: Городец, 2004. 352 с.

6. Миронов В.С. Экологическая функция государства: понятие, содержание, формы и методы осуществления: сравнительный анализ на примере России и Германии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Ростов-на-Дону, 2007. 25 с.

7. Мухамеджанов Б.А. Экологическая функция советского государства: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Алма-Ата, 1990. 24 с.

8. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс, 1989. 376 с.

9. Общая теория государства и права: академический курс. В 3 т. / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т.1. М.: Зерцало-М, 2002. 528 с.

10. Петров В.В. Проблемы эколого-правовой терминологии / Правовые проблемы экологии. Сборник научно-аналитических обзоров советской и зарубежной литературы. М.: Изд-во ИНИОН АН СССР, 1980. С. 101-133.

11. Петров В.В. Экологическое право России. М.: БЕК, 1995. 557 с.

12. Сизов В.Е. Экологическая функция государства и механизм ее реализации: теоретико-правовой аспект: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. М., 2006. 367 с.

13. Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. Ст. 1572.

14. Уханов И.С. Экологическая функция современного Российского государства (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. 26 с.

15. Шебалкин И.В. Функции современных государств: особенности экологической функции государства //Вестник МНЭПУ. 2012. №1. С. 163-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.