Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы оценки лесов'

Теоретико-методологические основы оценки лесов Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
473
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Прешкин Герман Алексеевич

Изложены теоретические основы методологии комплексной оценки лесов. Каждый компонент лесных благ оценивается посредством обоснования натуральных показателей, что делает возможной оценку состояния лесных экосистем. Предлагается геосистемная организация природной среды на основе нормативов экономической оценки лесов для конкретных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Прешкин Герман Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы оценки лесов»

Герман Алексеевич Прешкин

Кандидат технических наук, доцент кафедры кадастра и географических информационных систем Уральского филиала Сибирской государственной геодезической академии (Екатеринбург)

Теоретико-методологические основы оценки лесов

На 1 января 2005 г. земли лесного фонда России занимали 825,6 млн га, т.е. около 67% территории страны. Леса на территории земель лесного фонда занимают 608,3 млн га (73,7%), болота - 78,3 млн га (9,5%).

Леса Урала распространены на площади около 42 млн га, занимая в отдельных областях и республиках от 30 до 60% территории. Общий запас древесины в Свердловской области - 2 001 млн м3; эксплуатационный лесной фонд - 516 млн. м3, содержание хвойных пород в котором составляет 57%. Флора Урала включает в себя около 1 000 видов высших растений. Лесная фауна представлена более чем 100 видами животных, почти 190 видами птиц.

В настоящее время - время сильнейшего антропогенного воздействия на природу - чрезвычайно важна средообразующая роль бореальных лесов Урала (как части пояса хвойных лесов Северного полушария) в стабилизации биосферы. Возрастает социальное значение лесов как одного из главных факторов, способных нормализовать условия жизни человека.

В данной работе нами произведена комплексная оценка леса - как природного явления, как элемента экономической сферы и его социальных функций. Общеизвестно, что понятие «оценка» означает действие по определению стоимости чего-либо или отношение к какому-либо явлению. Вот почему, цитируя античного философа, «...отправной точкой всякого последовательного изучения любого вопроса должно быть определение, дабы можно было понять, о чем рассуждают» [1].

В работах современных экономистов рассматриваются три основных аспекта оценки лесных благ: результативный, затратный и экологический [2; 3; 4]. Но степень их отражения в оценке отдельных видов лесных благ значительно различается. Так, при оценке лесных ресурсов экологический аспект явно имеет второстепенное значение; при оценке отдельных видов средоформирующих функций не в полной мере учитывается затратный аспект. В «Методике экономической оценки лесов» [5] среди объектов кадастровой оценки, перечисленных в п. 11, названы древостой (древесина на корню), запасы иных лесных ресурсов, но не указываются в качестве объектов оценки функции лесов. Поэтому дифференциация «природных функций лесов», данная в «Методике...», не предназначена для их действительной экономической оценки.

Таким образом, ни Лесной кодекс РФ [7], ни ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения» [6], ни «Методика экономической оценки лесов» [5] не дают строгой, однозначной классификации и дифференциации «полезных природных свойств» - функций лесов с позиции их экономической оценки. В перечиленных нормативно-правовых актах предпринята попытка осуществить экономическую оценку природного потенциала лесов, но дифференциация функций лесов при этом выполнена фактически произвольно, а не с позиции их экономической оценки. Более того, функции лесов в «Методике экономической оценки лесов» вообще отсутствуют в перечне оцениваемых объектов.

Сложность экономической оценки многих лесных благ по рыночному принципу состоит в том, что они не продаются на рынке (чистый воздух в лесу, лесные ландшафты, чистая вода речного стока и пр.). Большинство этих лесных благ не имеют явной рыночной стоимости (ценности) и являются общественными товарами и услугами. Это означает, что потребление общественных товаров и услуг одним лицом не уменьшает возможности потребления их другими людьми. Например, рекреационные услуги лесного ландшафта для одного человека не снижают их количество для других отдыхающих. Неисключимость означает, что одно лицо не может предотвратить или исключить другое из потребления данной лесной услуги.

С.Н. Бобылев [9] все названные принципы разделил на принципы, базирующиеся на рыночной оценке, ренте, затратах, альтернативной стоимости (упущенной выгоде) и общей экономической ценности.

В целом все перечисленные принципы основаны на оценке конкретного вида лесного ресурса или оценке лесных земель. Оценка леса как экосистемы обычно рассматривалась обобщенно (например, с помощью коэффициентов, прилагаемых к оценке лесной земли или к оценке древесины).

Я.Я. Яндыганов [4] и Ю.В. Лебедев [8] предлагают комплексно производить не только экономическую оценку природных ресурсов, но и социально-эколого-экономическую. При таком подходе объект рассматривается с трех позиций: 1) природоохранной, или экологической, учитывающей значение природных ресурсов в аспекте поддержания условий жизни человека; 2) экономической, учитывающей получение непосредственно экономического эффекта; 3) социальной, т.е. в аспекте удовлетворения общих потребностей общества. Такой подход к оценке лесных благ важен по сути, поскольку он реализует принцип равной важности экологической, социальной и экономической составляющих оценки через интегрированный показатель комплексной оценки. Но он не раскрывает характер конкретных подходов к количественной оценке лесных благ (ресурсов) с экономической точки зрения.

В настоящее время в связи с введением в практику хозяйствования элементов рыночной экономики подходы к оценке лесных благ базируются на рыночной оценке. Так, «Методика экономической оценки использования важнейших видов природных ресурсов» (1985) рекомендует средозащитную и рекреационную роль лесов первой группы принимать на уровне тройной оценки их лесоэксплуатационной ценности, но не ниже кадастровой оценки пашни в данном районе. В других случаях показатели, не имеющие

денежного выражения и не отражаемые в инвестиционных потоках, рекомендуется характеризовать в натуральном исчислении.

В настоящее время назрела необходимость разработки методических подходов к равнодостоверной оценке как лесных ресурсов, так и средоформирующих, а также социальных функций леса. Схема дифференциации природных благ представлена ниже (см. рисунок).

Схема дифференциации природных благ

Трудности при оценке многообразных средоформирующих и социальных функций леса зачастую преодолевают путем оценки сначала лесных ресурсов, а затем - средоформирующего и социального значения лесов в зависимости от оценки этих ресурсов [5].

Одно из главных прикладных значений оценки лесов - ее применение при формировании экономических отношений в лесопользовании. Поэтому экономическая оценка леса должна быть сопоставимой с показателями, используемыми для оценки эффективности всего народного хозяйства. Конкретно это может быть выражено, например, в идентичности принципов оценки лесных благ и действующих положений оценки других видов природных благ.

Средоформирующие функции лесов в экономическом плане отличаются от социальных тем, что создают благоприятные условия для материального производства лесной продукции. Особенность средоформирующих функций леса заключается в том, что они присущи практически любому участку леса и реализуются независимо от соответствующих общественных запросов на их проявление. Поэтому экономическая оценка средоформирующих функций обычно производится для всей территории лесов, хотя степень их выражения для отдельных участков леса различна. К средоформирующим функциям (см. рисунок) относятся: поддержание состава атмосферного воздуха, водоохранная и водорегулирующая, климатоформирующая, почвообразующая; группа средозащитных функций - водоочистительная, почвозащитная, воздухоочистительная, а также ресурсорезервационная и информационная.

Оценка роли леса в поддержании состава атмосферного воздуха производится по величине удельной способности лесной растительности поглощать из атмосферного воздуха углекислый газ и выделять кислород при образовании единицы фитомассы. Это первичный эффект данной функции леса, в то время как, например, масса депонированного углерода -промежуточный эффект, а экологические последствия от изменения содержания углекислого газа в атмосфере можно считать конечным эффектом. Оценка водоохранной роли леса производится по величине прироста речного стока, обусловленного влиянием увлажняющего и охлаждающего действия лесов; оценка водорегулирующей роли растительного покрова производится по величине прироста подземного стока, обусловленного биометрическими параметрами (многоярусность лесонасаждений, шероховатость поверхностей). Приросты стоков в обоих случаях являются первичными эффектами; в качестве промежуточного эффекта могут рассматриваться изменения уровня воды в реках, его годовой режим, а в качестве конечного эффекта - последствия этих изменений и их влияние на жизнь населения данной территории.

Почвообразующая роль леса заключается в формировании лесных почв, характеризующихся плодородием и способностью производить древесину определенного количества и качества. Особенно ярко эта роль проявляется на нарушенных землях (в карьерах, отвалах, на выработках).

Средозащитные функции лесов проявляются в зонах геодинамической либо антропогенной активности и выражаются в водоочистительной, почвозащитной и воздухоочистительной функциях. Водоочистительная роль древесно-кустарниковой растительности, живого напочвенного покрова и почвенного слоя является дополнительной к водорегулирующей роли и выражается в способности лесных экосистем существенно повышать качество воды, увеличивать щелочность, снижать жесткость, улучшать органолептические свойства (запах, цвет, мутность). Почвозащитная роль леса проявляется на крутых склонах, по берегам рек, на территориях с породами легкого механического состава. Воздухоочистительная роль лесов заключается в способности лесной растительности и лесных почв выводить из атмосферного воздуха различные газообразные и аэрозольные загрязнения и пыль.

Оценка ресурсорезервационной роли леса предполагает определение роли отдельных территорий в защите био- и гидроресурсов на относительно небольших участках, от локализованного сохранения которых зависит экологический потенциал всей территории.

Оценка информационной функции выполняется на особо охраняемых территориях и заключается в определении степени сохранения наиболее ценных видов лесных растений и лесной фауны.

Если лесные ресурсы и средоформирующие функции леса служат удовлетворению материальных потребностей людей (первые входят в состав материальной продукции, вторые обеспечивают материальное производство), обеспечивая жизнь человека как биологического существа, то социальные функции леса являются одним из условий удовлетворения духовных

потребностей людей, обеспечивая существование человека как биологического вида.

Особенность социальных функций лесов состоит в том, что они реализуются при конкретном социальном заказе. К таким функциям относятся рекреационная, оздоровительная, воспитательно-образовательная, эстетическая, сохранения традиционного природопользования малыми народами.

Рекреационная функция лесов заключается в удовлетворении потребностей населения в отдыхе с обеспечением сохранности экосистем путем введения понятия «допустимые рекреационные нагрузки».

Оценка оздоровительной функции леса заключается в определении степени ионизации кислорода воздуха лесной растительностью (концентрации легких отрицательных ионов в воздухе) и выделении химически активных летучих органических веществ, в первую очередь фитонцидов. Оздоровительный эффект фитонцидов выражается в их влиянии на микрофлору, находящуюся в воздухе, и в непосредственном влиянии на организм человека.

Воспитательно-образовательная роль леса в общем случае состоит в положительном воздействии определенных территорий и участков леса на формирование морально-нравственных основ как отдельных групп людей, так и целых этносов. Лес в значительной степени способствует экологическому воспитанию, воздействуя на сознание личности в процессе формирования ее, а в дальнейшем с целью выработки социальнопсихологических установок и активной гражданской позиции (бережного отношения к окружающей природной среде).

Эстетическое значение лесов выражается в красоте лесных ландшафтов, их привлекательности. Чистый воздух, разнообразие красок пейзажей оказывают благотворное психологическое воздействие на человека, способствуют пробуждению и накоплению творческих сил. Эстетическая функция лесов близка воспитательно-образовательной. В работе Н.А. Луганского и др. [10] к социальному значению лесов отнесены еще и психологическое, и мемориальное, близкие к эстетическому значению.

Роль лесов в этноприродных зонах заключается в сохранении традиционных способов природопользования, главным образом, у малочисленных народов Севера.

Кратко охарактеризовав средоформирующие и социальные функции лесов, отметим, что данная дифференциация не противоречит нормативноправовым актам и способствует отражению в комплексной оценке экономической значимости всех компонентов лесных природных комплексов (лесных экосистем).

Таким образом, основная особенность комплексной эколого-экономичес-кой оценки леса как природного явления заключается в максимально полном на данный момент учете всех его компонентов посредством обоснования натуральных показателей. При таком рассмотрении лесов существуют минимальные ограничения на формы и способы описания состояний оцениваемых объектов - лесных экосистем.

Понятие «состояние» широко используется в науке о лесе (в частности, устойчивость лесных экосистем оценивается через их состояние), хотя само это понятие в отечественной методологии не получило до настоящего времени однозначного толкования. Несформированность понятия часто приводит к неоднозначности оценки результатов экспериментов и различной их интерпретации.

Существуют самые общие методологические критерии оценки состояния, в том числе лесных объектов. Состояние объекта можно количественно оценить только в относительных (приведенных, нормированных) показателях, и причем не как численное значение, а как степень различия в ряду однородных объектов.

В нашей работе на основе комплексного экосистемного подхода к исследованию оценки леса его состояние рассматривается как природное явление с двух позиций:

1) в виде саморегулирующейся экологической системы, состоящей из совокупности древесных кустарниковых и травянистых растений, мохового и лишайникового покровов, опада, подстилки, почвы, животных и микроорганизмов, объединенных обменом веществ, потоками энергии и информации между собой и с другими явлениями природы - воздухом атмосферы, водой, горными породами, а также с обществом;

2) как источник различных видов природных благ, развивающихся по определенным закономерностям лесообразовательного процесса с учетом антропогенных факторов.

В экономическом смысле лесные ресурсы имеют двойственный характер: одни можно считать чисто природными, их возникновение не зависит от общественного производства; другие в той или иной степени связаны с общественным производством и как продукты труда приобретают черты материальных ресурсов. Экономическими свойствами материальных ресурсов,

по-видимому, обладают леса, выращенные человеком путем посева и посадки. Устойчивое управление многочисленными весомыми и невесомыми природными ресурсами возможно лишь при переходе к ландшафтноэкологическому планированию, под которым понимается функциональное зонирование территории лесных районов с целью обеспечения экологически эффективного, экономически и социально приемлемого варианта устойчивого лесоприродопользования.

Структура природопользования Уральского лесного региона традиционно характеризуется типичной сырьевой направленностью на эксплуатацию наиболее доступных и всегда имеющих востребованность природных ресурсов. В условиях полного отсутствия каких-либо форм стимулирования рационализации природопользования требуется изменить тип освоения ресурсов. В лесных районах неизбежен переход от освоения классического, «нормального» леса с группировкой по классам возраста к управлению природопользованием на основе ландшафтного зонирования лесных районов и закрепления функций выделенных зон с определением на перспективу территорий, где возможно интенсивное ресурсопользование, необходим щадящий режим и требуются дополнительная охрана и защита.

Особое значение следует придать лесным территориям, к которым относятся лесные земли интенсивного использования различных категорий, разделенные на подзоны - коммерческого лесо- и охотпользования, плантационного лесопользования. Это порождает потребность в разработке новой концепции регионального природопользования, отличительной чертой которой является переход от отраслевого к комплексному использованию территорий с целью решения проблемы экологической безопасности и неистощительности ресурсопользования. Логическую основу такого природопользования составляют геосистемная организация природной среды и понимание невозможности эксплуатации одного ресурса без ущерба другим, выявление региональных нормативов экономической оценки лесов для конкретной территории, анализ природно-ресурсного потенциала и представления о ведущем ресурсе и побочном пользовании, социальноэкономическом выборе стратегии ресурсопользования, что, соответственно, потребует пересмотра технологий эколого-ресурсной организации территории.

Методические основы анализа и оценки стоимости лесных ресурсов и функций лесов представляют собой отдельную тему для обсуждения.

Литература

1. Цицерон. Трактат «Об обязанностях» / Цицерон. М.: Наука, 1975.

2. Еханурова, Е. А. Оценка экологических выгод на территориях с особым режимом природопользования / Е. А. Еханурова // Экономика природопользования. 2005. Вып. 4.

3. Экологические индикаторы качества роста региональной экономики / под ред. И. П. Глазыриной, И. М. Потравного. М., 2006.

4. Яндыганов, Я. Я. Экологическое воспроизводство / Я. Я. Яндыганов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998.

5. Методика экономической оценки лесов. М.: Рослесхоз, 2000.

6. ОСТ 56-108-98. Лесоводство. Термины и определения.

7. Лесной кодекс Российской Федерации.

8. Лебедев, Ю. В. Эколого-экономическая оценка лесов Урала / Ю. В. Лебедев. Екатеринбург: УрО РАН, 1998.

9. Бобылев, С. Н. Экономика устойчивого развития: учеб. пособие / С. Н. Бобылев, Э. В. Гирусов, Р. А. Перелет, Н. С. Крецу. М.: Ступени, 2004.

10. Луганский, Н. А. Лесоводство: термины и определения / Н. А. Луганский, С. В. Залесов, В. А. Щавровский. Екатеринбург: Изд-во УГЛТА, 1992.

■к -к -к -к -к

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.