Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основания формирования основ гражданской идентичности дошкольников в условиях поликультурного образовательного пространства'

Теоретико-методологические основания формирования основ гражданской идентичности дошкольников в условиях поликультурного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
722
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дзидзоева София Муратовна, Красношлык Зинаида Петровна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием гражданской идентичности детей дошкольного возраста, что является одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в условиях поликультурного образовательного пространства РСО-А, представленного совокупностью полиэтнических сред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дзидзоева София Муратовна, Красношлык Зинаида Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основания формирования основ гражданской идентичности дошкольников в условиях поликультурного образовательного пространства»

УДК 373.2

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА С.М. Дзидзоева*, З.П. Красношлык**

! X *

З.П. Красношлык

Существующая в России социально-политическая ситуация, которая, с одной стороны, проявляется в росте национального самосознания граждан, возрождении и развитии межкультурного, межконфессионального и межэтнического диалога между народами страны, а с другой стороны - в пока еще имеющей место нагнетаемой межнациональной неприязни и враждебности, приводит к неопределенности в детском сознании выбора взглядов на отношения с другими народами и проявления интереса и уважения к их истории и культуре. В результате это приводит к неустойчивой гражданской позиции формирующейся личности.

В этих условиях актуальной задачей образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения становится формирование дошкольника, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего системой представлений об окружающем мире, о ценностях социальных и межличностных отношений, обладающего элементарным мышлением, ощущающим себя не только представителем национальной культуры, но и гражданином мира, субъектом диалога культур. Именно поликультурность становится той основой, которая способствует формированию гражданской идентичности как основы интеграции самосознания личности дошкольников.

Становление многонационального поликультурного общества настоятельно требует раз-

Аннтотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием гражданской идентичности детей дошкольного возраста, что является одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в условиях поликультурного образовательного пространства РСО-А, представленного совокупностью полиэтнических сред.

Ключевые слова: поликультурный подход, гражданская идентичность, ценности, многонациональное и поликультурное образовательное пространство.

работки теоретических основ и практики поликультурного личностно-ориентированного образования, обеспечивающего приобщение дошкольников к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнационального общения и отношений, целенаправленного формирования гражданской идентичности [3].

Формирование основ гражданской идентичности личности дошкольника является ключевой задачей дошкольного образовательного учреждения в условиях поликультурной среды. Важнейшие составляющие процесса формирования гражданской идентичности дошкольников: формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине, стремление к миру, воспитание чувства собственного достоинства, гармоничного проявления патриотических чувств и толерантного отношения к представителям других национальностей [2].

Процесс формирования гражданской идентичности дошкольников становится эффективной стратегией образования в вопросе приобщения детей с ранних лет к ценностям этнокультуры и приобретает первостепенную ценность в развитии их адекватного мировоззрения и мировосприятия в условиях становления множественности миров культуры. Базой для формирования гражданской идентичности дошкольников явля-

* Дзидзоева София Муратовна - к. п. н., доцент кафедры дошкольного образования Северо-Осетинского государственного педагогического института (sofia62@mail.ru).

** Красношлык Зинаида Петровна - к. п. н.. доцент кафедры дошкольного образования Северо-Осетинского государственного педагогического института.

ТОМ к

ются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека [7]. Естественно развивающееся чувство привязанности к отеческим ценностям становится предметом осмысления в процессе целенаправленного формирования основ гражданской идентичности у дошкольников, в результате чего формируются убеждения и готовность маленького гражданина действовать в соответствии с ними [5].

Период дошкольного детства по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования гражданской идентичности, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Из вышесказанного следует, что формирование гражданской идентичности дошкольников является одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в условиях многонационального и поликультурного образовательного пространства РСО-А, представленного совокупностью полиэтнических образовательных сред.

Идеи по проблеме формирования гражданской идентичности подрастающего поколения, изложенные в философских, педагогических, социально-правовых, литературных трудах Аристотеля, Т. Джефферсона, Я.А. Коменского, Платона, Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклина, Р. Штайнера, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, А. Дистервега, И. Канта, Г. Песталоцци и др., представляют большую ценность и служат научной основой при исследовании различных аспектов становления гражданственности в процессе исторического развития человеческой культуры в целом и в современных условиях в частности.

Деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств (ответственность, дисциплинированность, организованность, организаторские умения) отражена в трудах Б.Т. Лихачева, А.В. Запорожца, В.Г. Нечаевой, В.И. Логиновой, А.Г. Рузской и других педагогов и психологов.

На основе вышеизложенного можно констатировать, что роль и значение этнической культуры в формировании гражданской идентичности личности значительно возрастает и определяет

специфику содержания дошкольного воспитания.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к формированию гражданской идентичности дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с детьми дошкольного возраста. Препятствием, затрудняющим процесс формирования гражданской идентичности детей дошкольного возраста, является отсутствие научно обоснованной теоретической базы, неизученность начальной ступени формирования ребенка как гражданина, неумение педагогов применять адекватные формы этой работы в современных условиях. Практика остро нуждается в технологических разработках данного вопроса. Налицо противоречие между необходимостью проведения специальной работы по воспитанию у дошкольников основ гражданственности и отсутствием педагогических технологий данного процесса.

Вопросы гражданского воспитания имеют в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же гражданское воспитание видел в свободном развитии личности, в создании условий для ее самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием самопожертвования.

Теоретические основы формирования гражданской идентичности были заложены Аристотелем, В.Г. Белинским, П.П. Блонским, А. Дистер-вегом, Н.А. Добролюбовым, Ж.-Ж. Руссо, Н.М. Карамзиным, Я.А. Коменским, М.В. Ломоносовым, А.С. Макаренко, А.Н. Радищевым, В.С. Соловьевым, В.А. Сухомлинским, Н.Г. Чернышевским, С.Т. Шацким и др.

Я.А. Коменский, исходя из посылки об общечеловеческом единстве потребностей и устремлений, обосновывал программу универсального воспитания всего человеческого рода, формирования у детей умения жить в мире и согласии с окружающими, уважать и любить всех людей.

Главными сторонами личности А.С. Макаренко считал наличие определенного уровня образованности, высокую общественно-политическую активность, коллективизм, умение активно участвовать в управлении общественными и государственными делами. Подлинное проявление

ТОМ 14 № 2

2 0 14

ДЗИДЗОЕВА СМ., КРАСНОШЛЫК З.П. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ...

55

сущности гражданина А.С. Макаренко видел в единстве сознания и поведения. Среди качеств личности особо выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность, которые, по мнению А.С. Макаренко, синтезируются у политически деятельного и ответственного человека. Истоки гражданского воспитания, по его убеждению, заключаются в организации единого детского трудового коллектива. Но при этом гражданин должен являться творческой индивидуальностью, чтобы в полной мере реализовать все свои возможности.

К.Д. Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость развития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота. Он считал, что чувство национального самосознания человека, его любовь к Родине составляют нравственную основу личности гражданина. П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию [6].

Попытку обобщения теоретического и практического опыта гражданского воспитания в советском обществе предпринял в 1960-70-х годах В.А. Сухомлинский, который рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом. Он считал непременным условием гражданского воспитания организацию эмоциональной, насыщенной и деятельной жизни коллектива, всемерно способствующей развитию гражданской активности каждой личности [6].

Гуманистические идеи В.А. Сухомлинского получили свое развитие в педагогической деятельности его последователей: Е.Н. Ильина, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова. Они считали, что основным звеном гражданского воспитания является воспитание нравственное, а важнейшей особенностью гражданственности - ее гуманистическая сущность.

В культурно-исторической теории Л.С. Выготского источники и детерминанты развития поведения и психики лежат в исторически развивающейся культуре, а всякая функция в культурном развитии индивида появляется в социальном, а потом в психологическом плане, то есть вначале возникает в сообществе как категория интерпсихическая, а затем во внутренней жизни индивида как категория интрапсихическая.

На современном этапе проблема гражданской идентичности разрабатывалась в теоретических трудах западных ученых Б. Андерсона, П. Бергера, И. Валерстайна, Э. Гидденса, Т. Лукма-на, С. Хантингтона, Э. Эриксона и других.

Проблема формирования гражданской идентичности личности выдвигается на первый план и становится наиболее значимой для современного общества и будущего страны. Важно не только, какие специалисты будут создавать богатство страны, но и каким будет их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.

Вопросы становления гражданской идентичности под воздействием процессов глобализации рассмотрены в исследованиях Р. Г. Абдула-типова, Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижева, Л.Д. Гудкова, А.В. Кузнецовой, Е.А. Кублицкой, В.В. Лапкина, Ю.А. Левады, В.И. Пантина, И.С. Семе-ненко, В.Г. Федотовой, В.А. Ядова и других.

В трудах этих ученых излагаются теоретические подходы к данной проблематике, анализируются результаты социологических исследований, а также рассматривается взаимодействие между гражданскими, этническими и религиозными идентичностями.

Современные тенденции в изучении гражданской идентичности характеризуются активизацией исследований, которые обусловлены актуализацией идентификационных процессов на уровне гражданской общности.

Для разработки теоретических основ гражданской идентичности дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды значимыми являются исследования современных ученых: А.Г. Асмолова, М.И. Богомоловой, Е.В. Бондаревской, М.А. Васильевой, Г.Н. Волкова, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, Д.И. Латыниной, Н.М. Лебедева, Г.Г. Кравцова, А.А. Обухова, В.И. Смирнова, Е.В. Соловьевой, М.А. Чистяковой, Р.М. Чумичевой и др.

Гражданственность предполагает наличие у человека системы социально-значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять моральную ответственность за его прошлое, настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны и общественной жизни - в формах, не противоречащих моральным и правовым нормам [1].

Являясь интегративным качеством личности, гражданственнсть включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину. Прежде всего, это такие качества, как: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм и т. д.

Основными элементами гражданственности

ТОМ 14

на современном этапе признаются активная гражданская позиция, нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к другим гражданам [7] .

Анализ научной литературы, посвященной явлению идентичности, показывает, что в психоаналитической концепции (А. Ватерман, Дж. Марсиа, 3. Фрейд, Э. Эриксон) основное внимание уделяется глубинным механизмам формирования идентичности как осознания автономности «Я» и связанным с этим переживаниям (страх утраты своего Я и др.); в учении символического интеракционизма (И. Гоффман, Дж. Мид, Г. Фо-гельсоп, Ю. Хабермас) идентичность трактуется как осознание своей социальной роли через призму восприятия ее другими; в когнитивной психологии (Г. Брейкуэлл, Г. Тэджфел, Дж. Тэр-нер) - как эмоционально окрашенный процесс осмысления сходства людей, принадлежащих к данной общности или группе.

Было признано, что идентичность есть результат процесса соотнесения индивида с другими: с внутренним миром другого, с ценностями другого, с гражданской общностью и т. д. Структура явления идентичности отражает как индивидуальность личности, так и ее ориентированность на социальное окружение (С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская, А.С. Гаязов, B.C. Малахов, Н.Г. Орлова, В.И. Павленко, Т.Г. Стефаненко и др.).

Формирование гражданской идентичности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России и призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью [9].

Гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности. Гражданская общность представляет собой большую группу, объединяющую население страны, которая,

как правило, обладает традициями, общностью исторической судьбы, языка и культурного контекста, своеобразными эмоциональными связями, при этом важнейшее значение имеет политическая основа объединения, закрепленная в факте существования государства [8].

Процесс самосознания гражданской общности регулируется двумя тенденциями. Первая - дифференциация и обособление гражданской общности как однородного сообщества от «других», не входящих в нее, проведение определенных границ. Вторая - интеграция, основанная на внутригрупповой общности по значимым признакам, таким как сходство в образе жизни, традициях, ценностях и мировоззрении, подкрепляемое совместным историческим прошлым, настоящим и предполагаемым будущим.

Среди факторов становления и поддержания коллективной субъективности гражданской общности наиболее значимы:

1) общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;

2) самоназвание гражданской общности;

3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.

Проектирование образовательных стандартов нового поколения нацелено на достижение гармонии этнической идентичности, гражданской идентичности и общечеловеческой идентичности в процессе становления человека. Основными составляющими процесса формирования гражданской идентичности выступают:

- формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине;

- формированию этнической идентичности и солидарности с «малой родиной - село, город, регион», направленной на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т. п .;

- формированию общечеловеческой идентичности, направленной на приобщение к про-

ТОМ 14 № 2

2 0 14

ДЗИДЗОЕВА СМ., КРАСНОШЛЫК З.П. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ...

57

дуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством [4].

Таким образом, анализ научной литературы показывает, что у ученых, пришедших к осознанию необходимости разработки понятия «гражданская идентичность», отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления. В зависимости от того, как проблема гражданской идентичности вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения. Осмысление исследований показывает, что проблема гражданской идентичности изучается, как правило, на социологическом уровне: изучаются тенденции поддержания межэтнической толерантности в контексте формирования национально-гражданских идентичностей у русских и титульных национальностей в республи-

ках (С.В. Рыжова); определяется содержание государственно-гражданской идентичности у студентов социально-гуманитарных направлений (Е.М. Арутюнова); выявляются особенности гражданской идентичности российской молодежи (Е.А. Гришина) и т. д.

На наш взгляд, среди многих проблем, возникающих при изучении гражданской идентичности дошкольников, необходимо исследовать такие, которые связаны с обоснованием структуры явления «гражданская идентичность дошкольника» и содержания ее компонентов, с определением функций компонентов гражданской идентичности дошкольника; с определением подходов к формированию и принципов формирования гражданской идентичности дошкольников; с разработкой программы и с определением методов формирования гражданской идентичности дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. 528 с.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 2005. № 2. С. 29-36.

3. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. - Ростов-н/Д., 2003. 290 с.

4. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П., Кучиева Л.А. Формирование основ гражданской идентичности в условиях поликультурного дошкольного образования. // Монография. Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. - Владикавказ : Издательство СОГПИ, 2013. 171 с.

5. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Поликультурный подход к формированию гражданской идентичности в теории и практике дошкольного образования. Стратегия дошкольного образования в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: мате-

риалы Международной научно-практической конференции. -Ростов-н/Д:ИПО ЮФУ, 2013. 436 с.

6. История педагогики: хрестоматия / сост. А.Н. Джурин-ский. - 2-е изд., перераб и доп. - Юрайт-Издат, 2011. 688 с.

7. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2007. 384 с.

8. Чистякова М.А. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников. - Н. Новгород: Издательство ННГАСУ, 2006. 338 с.

9. Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность: в поисках современной парадигмы [Текст]/Р.Ю. Шикова //Этнокультурные технологии формирования российской идентичности в полиэтничном регионе: сб. науч. ст. по матер. II междунар. науч-практ. конф. / ред. колл. В.Е. Науменко, Н.Г. Денисов, Т.В. Коваленко. - Краснодар: ООО «Альфа-Полиграф+», 2009. С. 162-168.

THEORETIC-METHODICAL BASIS OF FORMATION PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITION OF POLICULTURAL EDUCATIONAL SPACE Dzidzoeva S.M.*, Krasnoshlyk Z.P.**

*PhD, docent of preschool education cathedra of North Ossetion State Pedagogical Institute.

**PhD, docent of preschool education cathedra of North Ossetion State Pedagogical Institute.

Abstract. The article raises the problems connected with formation of civil identity of preschool children. The view is one of new approaches to the problem of developing children's creative attitude to the universal values in conditions of multinational and policultural educational space in the Republic of North Ossetia-Alania, presented by a set of poly-ethnic educational environment.

Keywords: policultural, approach, civil identity, values, multinational and policultural educational space.

ТОМ к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.