Научная статья на тему 'Формирование гражданской идентичности в ходе музыкально-эстетического воспитания в условиях поликультурного образования'

Формирование гражданской идентичности в ходе музыкально-эстетического воспитания в условиях поликультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетова Галина Андреевна

Определены условия формирования гражданской идентичности, задачи и цели эстетического воспитания в аспекте проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской идентичности в ходе музыкально-эстетического воспитания в условиях поликультурного образования»

УДК 373.1.Q13

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВХОДЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2012 Кречетова Г.А.

Чеченский государственный педагогический институт

Определены условия формирования гражданской идентичности, задачи и цели эстетического воспитания в аспекте проблемы.

The author of the article defines the conditions of forming the civil identity, the aesthetic education goals and objectives in the aspect of the problem.

Ключевые слова: гражданская идентичность, поликулътурное образование,

эстетическое воспитание, этническая идентичность, цельная личность.

Keywords: civil identity, multicultural education, aesthetic education, ethnic identity, integrated personality.

Происходящие в обществе кардинальные изменения направлены на непрерывное развитие целостной личности. В связи с этим большое значение эстетического воспитания в развитии личности объясняется тем, что оно наделено способностью формировать творческую, гармонично развитую личность, адаптированную в

современном мире. Для современного человека чрезвычайно важно познать мир своей национальной и инонациональной, мировой музыкальной культуры в их взаимодействии. Только признав естественным процесс взаимообогащения духовного и культурного наследия различных народов и этносов, который служит источником их роста и

обновления, можно воспринять свою национальную культуру не

изолированно, а в органичном единстве с культурами других этносов, чьи

духовные ценности входят как составляющие в единую общемировую культуру.

Эстетическое воспитание формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых

невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной,

педагогической. Эстетическое

воспитание влияет на личность средствами искусства, которое является важным фактором целостного

воздействия на личность обучающегося.

Сегодня, в связи с ориентацией образования на воспитание человека

культуры, возникла потребность

возрождения культурных ценностей народа и приобщения обучающихся к национальной культуре в условиях общеобразовательной школы,

учреждений дополнительного

образования. Поликультурное

образование должно помочь

обучающемуся выбрать свой вариант культурных ценностей, «не

противоречащих общечеловеческой нравственности и идеалам национальной культуры», сформировать устойчивое понимание значимости человека в приумножении культурных и духовных ценностей, причастности личности к

материальному и духовному миру своего народа, к общечеловеческим ценностям.

При формировании эстетического отношения к искусству в образовательных учреждениях ведущее место должно занимать формирование гражданской идентичности. В связи с этим решаются следующие задачи в эстетическом воспитании

поликультурного образования:

воспитание и развитие эмоциональной, чувственной сферы личности

обучающегося, постижение гармонии и красоты на основе культурного наследия родного края, российской и мировой культуры.

Эстетическое воспитание создаёт личность средствами искусства, сохраняя связь времён, историческую память поколений, народное мировоззрение. Поэтому наметилась тенденция применения возможностей богатых историко-культур-ных традиций народов России в образовательных учреждениях всех типов.

Ориентация современной системы образования на формирование общечеловеческих ценностей - дружбы, сотрудничества, взаимоуважения,

взаимопонимания, взаимообогащения -побуждает к переосмыслению исторического опыта в области национальных отношений, к изучению реального состояния межнациональных взаимодействий на современном этапе в каждом конкретном регионе и к поиску на этой основе новых цивилизованных форм взаимоотношений между субъектами межнационального общения, отвечающих гуманистическим

потребностям общественного прогресса. Немалая роль при этом отводится формированию гражданской

идентичности обучающегося средствами музыкально-эстетического воспитания в поликультурном образовании.

В литературе [4, 7] обосновываются принципы полицентричного

мультикультурного образования, но продолжают оставаться открытыми вопросы технологии развития

идентичности в поликультурном обществе, формирования этнокультурной

компетентности как необходимой основы поликультурной личности. Из этого

следует достаточно сложная

педагогическая задача для

социокультурного и образовательного пространства постсоветских стран, переживших период культуры,

«национальной по форме,

социалистической по содержанию», во

время которой этнокультурные системы координат были заменены

идеологической, a personalia etnika

отступила перед personalia sovetika [6. С. 69]. Суть задачи: поликультурная

личность должна быть интеллектуально и эмоционально привязана к

основополагающему единству всех представителей современного

человечества, но при этом признавая, принимая и оценивая основные различия между людьми различных культур. И, что очень важно, поликультурная личность должна быть определённой в своей идентичности.

Процесс становления этнической

идентичности соотносится с этапами психического развития ребёнка;

особенности этнической системы

ценностей, идеалов и мотивационных установок обусловливают восприятие информации об окружающем мире и,

соответственно, поведение. Становится понятно, насколько важно не потерять для этих целей дошкольный период развития ребёнка.

Формирование гражданской

идентичности обусловлено

особенностями образовательной

социально-педагоги-ческой ситуации, характеризующейся пересмотром

образовательных стандартов в пользу поликультурного образования.

Поликультурное общество строится на основе коммуникационного

взаимодействия и толерантности членов социума, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Центральной задачей поликультурного образования является сохранение и обогащение национального своеобразия всех народов, населяющих Россию, на основе открытости и равноправного диалога культур, культурного

плюрализма, сохранения и развития всего многообразия культурных ценностей, норм и образцов, форм деятельности, существующих в обществе.

Формирование гражданской

идентичности предполагает

формирование представления о функциях, содержании и структуре, закономерностях выработки гражданской идентичности личности, условиях и факторах её развития; представления о роли учебных предметов в развитии гражданской идентичности учащихся на всех ступенях образования;

представления о роли гражданской активности и организации школьного самоуправления в общественной деятельности; готовности к внедрению соответствующих программ.

Гражданская идентичность выступает в форме осознания личностью принадлежности к сообществу граждан того или иного государства и является компонентом социальной идентичности, то есть знания о том, что человек принадлежит некоторой социальной группе.

Функциями гражданской

идентичности служат: интеграция в

единую общность; самореализация и самоактуализация личности в социально значимых и социально оцениваемых видах деятельности; удовлетворение потребности в принадлежности к группе; защитная функция. В ходе самореализации и самовыражения

посредством политической и

гражданской активности личность может оказывать влияние на гражданское

сообщество.

Одним из средств обеспечения

интеграции и переживания чувства принадлежности является система

символов. Символическое пространство гражданской общности складывается из официальной государственной

символики, фигур исторических (национальных) героев, наиболее

значимых исторических и современных знаменательных для страны событий, фиксирующих этапы развития общности, а также бытовых или природных

символов, отражающих особенности жизнедеятельности общности.

Гражданская идентичность

формируется под влиянием гражданского воспитания. Ее формирование призвано обеспечить единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учёта многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Основой разработки Программы формирования гражданской

идентичности личности служат документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации и др.

Внедрение указанной программы позволит обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе:

- формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России;

- достижение социальной

консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного

разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

- духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;

- формирование у обучающихся

правовой культуры и социальнополитической компетентности;

формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства;

- воспитание патриотизма;

- воспитание толерантного сознания.

Согласно А. А. Леонтьеву, нормальное

самосознание гражданина новой России -

это единство «чувства принадлежности к своему этносу, своему народу (будь это русские, мордва, татары или алеуты), любовь и уважение к своим национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть своим национальным языком и национальной культурой»; «чувства принадлежности к многонациональному российскому

обществу, российский патриотизм,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

непременно сопряженный с отказом от национального (этнического) тщеславия, от представления о своей этнической исключительности и о том, что другие народы, живущие рядом, в чем-то неполноценны по сравнению с «моим» народом»; «чувства принадлежности к мировому (и европейскому как его части) сообществу, чувство ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира» [9].

Ценностные характеристики личности как идеального представителя гражданского общества включают следующее:

- осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;

- гражданский патриотизм;

- установку на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;

- готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению,

Примечания

иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;

- осознание своей сопричастности к судьбам человечества;

- ориентацию на овладение универсальными способами познания мира.

В системе поликультурного образования особое место занимают уроки музыки, обладающие

значительными возможностями в формировании культуры

межнационального общения. Постигая музыку, личность не только воспринимает свою культурную идентичность и осознаёт органическое единство родной музыки с общим музыкальным процессом. Вместе с тем она прогрессирует до осознания своей этнокультурной особенности и общности. Поэтому диалог музыкальных культур, взаимодействие музыкальных культур может стать одним из основных принципов поликультурного образования средствами музыкально-эстетического воспитания.

Поликультурное образование,

нацеленное на развитие целостной личности, должно гармонично сочетать в содержании учебно-воспитательного

процесса этнокультурную и

интеркультурную составляющие, а также систематизированный поликультурный процесс становления гражданской идентичности в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся, начиная с раннего возраста, то есть с занятий в детском саду, а затем обеспечивая преемственность в школе.

1. Библер В. С. Понятие культуры. Культура как общение культур. Мир впервые // От наукоучения

- к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М. : Политиздат, 1991. С. 288-302. 2. Бондаревская Е. В. Введение в тексты и ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д, 1995. С. 3-27. 3. Валитова Р. Р. Толерантность как этическая проблема. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 1997. 4. Видт И.Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе. Автореф. дисс. ... д-ра пед наук. Тюмень, 2003. 5. Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии, 1997. № 4. С. 75-86. 6. Живков Т. И. Етничният синдром. София, 1994. С.69. 7. Иванов И. П. Актуални проблеми на интеркултурното образование // Стратегии на образователната и научната политика. София, 2002. 8. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М. : Гнозис, 2002. 9. Леонтьев А. А.

Россия: многокультурность и толерантность // Век толерантности. Вып. 1-2. // URL: http://www.tolerance.ru/vek-tol/1-0.html 10. Стоянова Т. П. Проблема полилингвизма и интеркулыурного воспитания в системе образования Молдовы // Единство народа Республики Молдова и проблемы идентификации этносов. Материалы конференции. Кишинев, 2000. С. 146155. 11. Сухачев В. Ю. Пределы идентичности // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. СПб. : Изд. СПбГУ, 1998. Вып. 4 (№ 21). 12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Статья поступила в редакцию 11.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.