Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты танцевальной терапии больных шизофренией'

Теоретико-методологические аспекты танцевальной терапии больных шизофренией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
989
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / БОЛЬНЫЕ ШИЗОФРЕНИЕЙ / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ МОТОРИКИ / PSYCHOTHERAPY / DANCE THERAPY / SCHIZOPHRENIC PATIENTS / METHODS OF MOTOR DYNAMICS EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Оганесян Наталия Юрьевна

В данной статье отражены факторы психотерапевтического воздействия танцевальной терапии и определены функции танцевального терапевта. описаны разработанные автором методики оценки динамики моторной активности больных шизофренией «анализ телесного компонента интеллекта» и «Телесный анализ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological aspects of dance therapy for schizophrenic patients

The article describes the factors of psychotherapy action of dance therapy and determines dance therapists functions. Methods of motor dynamics evaluation of schizophrenic patients activity Corporal component analysis of the intellect and Corporal analysis developed by the author are described.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты танцевальной терапии больных шизофренией»

Н. Ю. Оганесян

теоретико-методологические аспекты танцевальной терапии больных шизофренией

характеристика современного состояния проблемы

Шизофрению относят к числу наиболее серьезных заболеваний, вызывающих тяжелые изменения в психике, носящие характер упадка, деградации и в очень многих случаях приводящие к неизлечимым состояниям слабоумия и полной инвалидности.

При шизофрении наиболее значимыми являются своеобразные изменения сознания самого «я» и всей личности с нарушением нормальных установок к окружающему. Выраженность этих изменений отражает злокачественность болезненного процесса, которая касается всех психических свойств личности, наиболее часто — интеллектуальных, эмоциональных и волевых. В соответствии с концепцией Л. М. Веккера1, говоря об исследовании сквозных психических процессов от «периферии к центру», мы можем говорить об анализе движения (слежения за движением) в танцевальной терапии. А т. к. именно моторика (движение) относится к первой сигнальной системе, наиболее сохранной у больных шизофренией, то наши исследования и направлены на разработку соответствующих методик оценки психомоторики.

Главными задачами танцевальной терапии больных шизофренией являются восстановление коммуникативных функций, гармонизация ассоциаций с жизнью, невербальное обучение жить «здесь и сейчас», формирование активной жизненной позиции вне зависимости от болезни2. Танец — это, прежде всего, моторная активность. Вполне естественно, что исследования в области танцевальной терапии необходимо начинать, прежде всего, с оценки динамики моторики.

В последнее время психомоторика и ее показатели все более активно используются в психодиагностике в качестве объективных индикаторов психических свойств и состояний личности. Учитывая интегрирующий характер психомоторики, наиболее продуктивным является ее изучение с позиций системного подхода. Именно данная методологическая стратегия позволяет анализировать, раскрывать и описывать большинство феноменов психомоторики. Впервые исследованием движений и их оценкой начал заниматься Р. Лабан3. Он разработал систему анализа движений под названием Effort / Shape (система форм усилий) или LMA = Laban Movement Analysis (Анализ движений Лабана), продолжила эти разработки Kerstenberg (Kestenberg Movement Profile)4. В настоящее время в Англии проводятся исследования патологии телесной картины при шизофрении5.

В нашей стране, к сожалению, нет пока профессиональных телесных аналитиков. Да и телесным анализом профессионально занимаются только те, кто исследует динамику танцевально-психотерапевтического процесса, а их единицы... Тело человека, его походка, мимика, движения также являются объектом исследований, которые могут предоставить исследователю достаточно данных для психологической диагностики. По нашему мнению, нельзя проводить исследования только с позиций когнитивного подхода, применяя

© Н. Ю. Оганесян, 2009

психологические тесты с огромным количеством вопросов, при заполнении которых больные шизофренией, да и другими заболеваниями с когнитивными нарушениями, испытывают определенные трудности. Разработанные нами экспериментальные психологические методы исследования представляют собой продолжение и дополнение клинического анализа психического статуса больных шизофренией6. Это позволяет получать дополнительную, диагностически значимую информацию, лежащую вне рамок обычной психологической диагностики.

В настоящем исследовании представлены две методики для оценки динамики развития психомоторной активности больных шизофренией: «Анализ телесного компонента интеллекта»7 и «Телесный анализ»8. Эти методики входят в разработанную автором «Диагностически-инструментальную карту динамики состояния больных в процессе танцевальной терапии», которая включает 230 признаков. Информационная карта в комплексе помогает объективизировать результаты влияния танцевальной психотерапии на моторику, эмоции, невербальные коммуникации больных шизофренией9. Результаты использования этих методик в анализе динамики танцевальной терапии больных шизофренией были представлены в Амстердаме на международной конференции по психомоторике10.

цель исследования — описать принципы лечебного воздействия танцевальной терапии и функции танцевального терапевта, а также разработанные методики исследования моторики больных шизофренией в процессе танцевальной терапии.

Предмет исследования — влияние танцевальной терапии на психомоторику больных шизофренией.

В соответствии с целью исследования перейдем к описанию принципов лечебного воздействия танцевальной терапии и функциям танцевального терапевта. Танцевальная терапия — это, прежде всего, психотерапия, принципы лечебного воздействия в танцевальной терапии такие же, как в психотерапии11, в частности:

• универсальность — участие в танцевально-терапевтической группе позволяет клиентам включиться в групповое взаимодействие на невербальном уровне;

• акценптация (принятие) — эмоциональная поддержка группы в танцевальной терапии позволяет клиенту осознать особенности своего телесного поведения;

• альтруизм — клиент, находящийся в танцевально-терапевтической группе имеет возможность не только получить поддержку, но и поддержать других, хотя в процессе жизни он может этого и не делать;

• отреагирование собственных проблем и комплексов с помощью танца создает определенную основу для изменений;

• саморасткрытие (самоэксплорация): групповая и индивидуальная танцевальная терапия стимулирует откровенность, проявление скрытых желаний, эмоций, образов в танце, которые позволяют отреагировать проблемы и комплексы клиентов на невербальном уровне;

• обратная связь, или конфронтация, или интеракция — эти реакции позволяют клиенту в невербальном (с помощью кинестетической эмпатии) и вербальном закреплении (в словесном отреагировании) понять, как его воспринимают другие люди;

• инсайт (осознание) и катарсис — осознавание пациентом не осознаваемых прежде связей между особенностями своей личности и неадаптивными способами поведения, которые в танцевальной терапии можно получить гораздо быстрее, нежели в вербальной психотерапии, т. к. в процессе танца психологическая защита с помощью когнитивного отреагирования снимается легче;

• коррективный эмоциональный опыт — интенсивное переживание актуальных отношений или ситуаций (когда прошлые забытые проблемы выходят на поверхность с помощью танца), благодаря которому происходит коррекция неправильного обобщения, сделанного на основе прошлых тяжелых переживаний с помощью танца, как невербального способа эмоционального отреагирования;

• проверка нового поведения (проверка реальности) — обучение новым способам поведения: в соответствии с осознанием старых неадаптивных стереотипов поведения постепенно при помощи развития танцевальных движений, танцевальной импровизации и спонтанного танца осуществляется переход к приобретению новых способов взаимодействия, которые впоследствии корректируют поведение клиента в определенных ситуациях.

Танцевальный терапевт, «отзеркаливая» движения пациента, позволяет ему увидеть себя, свой танец. Танцуя с пациентом, танцевальный терапевт принимает, развивает его движения. Эта форма кинестетической эмпатии особенно влияет на коррекцию эмоционального состояния. В танцевальной терапии больных шизофренией могут применяться индивидуальная, групповая, семейная формы работы. Танцевально-терапевтические сессии строго структурированы и группы танцевальной терапии являются закрытыми.

Перечислим функции танцевального терапевта, с учетом эксклюзивных особенностей данного психотерапевтического направления (танцевальной терапии), и требования, предъявляемые к личности танцевального терапевта, его навыкам и умениям:

• Функция наблюдателя. Внимательно наблюдая за экспрессией самовыражения человека, его кинестетическими проявлениями в движении танцетерапевт обнаруживает в индивидууме неосознаваемые для него мотивы собственной жизненной позиции, характеризующие его установки.

• Функция исследователя. Деятельность танцевального терапевта как исследователя направлена на три области: соматическую, социальную, психическую. В данных направлениях деятельности выявляются особенности развития каждого отдельного индивидуума для того, чтобы осуществить выбор адекватных его развитию методов танцевальной терапии и методик анализа.

• Функция организатора коммуникативной деятельности. Главным условием здесь является терпение танцевального терапевта. А задача заключается в том, чтобы в доступной форме не только «станцевать с пациентом его проблему», но и проговорить вместе с ним мотивы его поведения, одновременно активизируя интерес человека к самому себе и, как следствие, к окружающим. Такая практика подлинного психотерапевтического отношения к человеку основана на личностной зрелости и профессионализме танцевального терапевта.

• Функция толкователя. Вследствие изменений формы, экспрессии движения меняется также его качество. Т. е., благодаря движению танцевальный терапевт управляет процессом формирования и развития социально-значимых установок и отношений. При этом танцевальному терапевту важно разбудить с помощью самого человека его позитивные силы, суметь вселить в него оптимизм, что несет, по своей сути, жизнеутверждающее начало.

• Функция наставника, проводящего своеобразный тренинг — планомерную активизацию духовного потенциала человека, когда в нужный момент проявляет настоящую жесткость по отношению к индивидууму, заставляя его работать над собой.

• Функция режиссера. Перед танцевальным терапевтом стоит задача планомерно создавать такие ситуации, когда человек с высокой степенью вероятности переживает успех. А именно такая позитивная установка, как показывает практика, постепенно меняет жизненный стиль человека12.

объектом нашего исследования являлась эффективность методик оценки динамики развития психомоторной активности больных шизофренией в процессе танцевальной терапии: «Анализ телесного компонента интеллекта» и «Телесный анализ».

описание выборки испытуемых

Полученные данные мы рассматриваем как объективный критерий субъективных ощущений 385 (п = 385) пациентов психиатрического стационара, с диагнозом параноидная шизофрения, галлюцинаторно-параноидный синдром Б,20.00 по МКВ 10. Среди них 135 женщин и 65 мужчин. Средний возраст — 36 лет, среднее количество госпитализаций — 7. Из них по методике «Анализ телесного компонента интеллекта» прошли исследование 185 (п = 185) испытуемых, по методике «Телесный анализ» 200 (п = 200) испытуемых.

Процедура исследования по методике № 1

Методика «Анализ телесного компонента интеллекта», предложенная автором статьи, представляет собой инструмент для объективации субъективных ощущений и телесных напряжений больных шизофренией. Методика позволяет развивать концентрацию внимания на своем теле и способствует осознаванию телесных границ, нарушенных у пациентов в результате заболевания, а также укреплению реалистического ощущения своего тела. С помощью представленной методики танцевальный терапевт может сопоставить результаты своего включенного наблюдения с оценкой телесных напряжений самими больными, выяснить, какие части тела пациента нуждаются в более длительной работе по снятию напряжений.

«Телесный интеллект» или правильнее сказать «Телесный компонент интеллекта» (термин, предложен В. А. Ананьевым13) включает в себя три параметра способностей: умение дифференцировать ощущения в теле, умение их понимать и называть, умение управлять телесными проявлениями.

Пациентам в начале и в конце каждой терапевтической сессии, предлагается задание сконцентрировать внимание на своих ощущениях и затем отметить на специальном бланке те части тела, в которых они ощущают напряжение.

При анализе телесного компонента интеллекта отмечается:

• количество пациентов, которые отметили напряжение в отдельных частях тела;

• то, на какой сессии напряжение появилось впервые;

• количество эффективных сессий, которые понадобились для снятия напряжения.

Бланк методики «Анализ телесного компонента интеллекта», предъявляется

до и после каждой танцевально-терапевтической сессии. Методика может быть модифицирована в соответствии с задачами исследования и особенностями испытуемых.

При заполнении бланка необходимо поставить + или — напротив перечисленных частей тела до и после танцевально-терапевтической сессии. В бланке методики перечислены следующие части тела: голова — глаза, точка в середине лба, точка между бровей, точка на затылке, виски; шея; седьмой позвонок; воротниковая зона (плечи за шеей);руки — от плеча до локтя, от локтя до кисти, кисть; грудь — центр груди, сердце, желудок; спина — лопатки, позвоночник, крестец, почки; талия; живот — центр живота, матка (для женщин); бедра;

ноги — от бедра до колен, от колен до стопы, стопы. Бланк методики опубликован в книге Гренлюнд Э., Оганесян Н. «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика».

При анализе результатов уделялось внимание парадигме А. Лоуэна, важным тезисом которой является то, что изменения в личности происходят при условии изменения телесных функций, возрастания подвижности и свободного самовыражения. Полученные нами данные косвенно подтверждают сделанные им наблюдения.

Согласно представлениям, распространенным в телесно-ориентированной психоте-

14 ”

рапии, которые разделяем и мы, ноги отвечают за ощущение корней, они служат опорой, средством связи с землей. Согласно этому, в соответствии с полученными данными, мы можем говорить о базовой неуверенности пациентов. Поскольку связь с землей и реальностью у наших пациентов нарушена, то и напряжения появились в этих частях тела только в среднем на 3,7 сессии. Больше всего сессий потребовалось для ощущения напряжения в стопах (« корнях», которые можно рассматривать и как семейные корни, связь с которыми нарушена). Количество эффективных сессий для снятия напряжения в этих зонах довольно велико.

Блокированная энергия в точках головы и глазах отражается во взгляде больных шизофренией, который часто характеризуется как «отсутствующий». Отток энергии от глаз, вызванный тревогой, страхом, может быть также вызван проявлением нейролептического синдрома или экстрапирамидными нарушениями, которые могут являться побочным эффектом медикаментозной терапии нейролептиками. С этими напряжениями можно справиться примерно за 2-3 сессии.

Напряжения в воротниковой зоне, лопатках, которые появились достаточно поздно, ответственны за эмоциональность. Количество эффективных сессий для этих зон составило — 2,8 и 2,6, что говорит о некоторых проблемах в выражении эмоций. Вместе с тем, как показала практика, некоторая свобода в эмоциональном выражении, в среднем, появляется спустя 3-4 сессии.

Зоны напряжения в области позвоночника отвечают за Эго. Как правило, слабая грудь, по наблюдениям А. Лоуэна, бывает у человека с сильным комплексом неполноценности. Напряжения в этих областях появились достаточно поздно и уменьшились в среднем, за 2-5 сессий.

Напряжения в области рук отвечают за способность «выходить в мир», контактировать с ним. Как правило, у больных шизофренией связь рук и тела отсутствует. Руки напряжены и согнуты в локтях; это подтверждают напряжения, которые отметили наши пациенты: от плеча до локтя — 86 % и от локтя до кисти — 71 %. Ощущения этих напряжений появились достаточно поздно. Вместе с тем эти напряжения, по оценке пациентов, довольно быстро ушли. Хотя, по нашим наблюдениям, для снятия этих напряжений необходимо несколько больше сессий.

Нижняя часть живота (матка у женщин), бедра, талия, крестец, почки, желудок и центр живота связаны с удалением из организма продуктов распада, а также с сексуальной разрядкой. Лишь некоторые из пациентов основной группы жаловались на запоры, проблемы с почками, и именно эти части тела отметили меньше всего пациентов — 20 %, но напряжения в этих областях появились довольно рано. Выраженность напряжения уменьшилась, по самоотчетам пациентов, за 1-3 сессии. Таким образом, работа с сексуальной энергией в танцевальной терапии, дает возможность пациентам довольно быстро, по их мнению, ее отреагировать. Если баланс сексуальной энергии не произведен физически и эмоционально, это может вызвать увеличение тревоги. Таким образом, можно отметить, что танцевальная терапия способствует отреагированию накапливаемой сексуальной энергии у пациентов.

Напряжение в височной области отметили 60 % пациентов. По нашему наблюдению, напряжение в височной области может носить органический характер и возникает преимущественно у пациентов с заболеваниями органического патогенеза.

Кроме того, мы можем отметить, что такой важный, наиболее чувствительный, орган тела, как сердце, оказался у пациентов, по их личной оценке, наиболее заблокированным (блок на уровне груди по В. Райху). Только 22 % пациентов отметили ощущение напряжения собственного сердца в ходе терапии. Ощущения собственного сердца появились у них только на 3-ей сессии. Однако для того чтобы снять это напряжение понадобилось всего 1,4 сессии. Такой довольно низкий процент отметивших напряжение в области сердца позволяет сделать предположение о сильных и множественных защитах, которыми ограждают свое сердце наши пациенты. Только пройдя слой Эго, мышечный и эмоциональный слои, можно достичь слоя сущности — сердца.

обсуждение результатов

Полученные данные говорят о наличии множественных напряжений у пациентов с диагнозом «шизофрения». На первых танцевально-терапевтических сессиях больные имели сложности в дифференциации своих телесных напряжений, что может быть отчасти вызвано нарушениями телесной репрезентации образа «Я». Заполнение бланков методики до и после каждой танцевально-терапевтической сессии, помогло пациентам не только развить концентрацию внимания на своих телесных напряжениях, но и сформировать достаточно реалистичную картину тела. Это, несомненно, позволило им успешно оценить динамику психомоторного и психоэмоционального состояния по следующей, представляемой нами методике.

Процедура исследования по методике № 2

Методика «Телесный анализ» представляет собой оценку динамики двигательной активности, пространственной ориентации и невербальных кинестетических коммуникаций в процессе танцевальной терапии. Для оценки перечисленных выше параметров используются видеоматериалы танцевально-терапевтических сессий. Видеосъемка проводится с согласия пациентов. Бланк методики предъявляется пациентам для оценки себя и других членов группы, а также заполняется танцевальным терапевтом и независимыми психологами, врачами после предварительной подготовки. Эти бланки могут предъявляться пациентам в середине курса танцевальной терапии, т. е. на 3-4-й сессиях; в конце курса танцевальной терапии, т. е. на 10-й сессии; непосредственно после курса танцевально-терапевтической сессии во время просмотра видеоматериалов. Если видеосъемка не проводится, то бланки заполняются в процессе танцевально-терапевтической сессии. Характеристики могут изменяться в зависимости от возможностей пациентов выполнять данное задание.

Бланки групповой и индивидуальной динамики психомоторного состояния больных шизофренией заполняются также танцевальным терапевтом в начале прохождения танцевальной терапии и в конце, а независимыми экспертами (психологами, врачами стационара) — при просмотре видеоматериала. То, что пациенты оценивают себя дважды на 3-й и 10-ой сессиях позволяет с помощью видеоматериала наглядно показать, какие успехи они сделали в процессе танцевальной терапии, что способствует более адекватной самооценке.

Характеристики методики

Анализ индивидуальной динамики психомоторного состояния в процессе танцевальной терапии осуществляется по 10 параметрам, состоящим из 41 признака (* означает, что эти признаки оценивают пациенты, баллы от 0-5 им можно не заполнять):

1) двигательные функции — активные движения, неактивные движения*;

2) телесный якорь — танцует на полупальцах, танцует на полной стопе, фронтальные движения, сагиттально-латеральные движения, трансференсные движения, вокруг себя, прыжки;

3) телесная литограция — объединение тела и движений, раздражение и «разорванность» тела и движений*;

4) сила и динамика движений — сильные, слабые, быстрые и резкие, медленные и плавные*;

5) двигательный репертуар — вариативность, стереотипии, собственное построение движений*;

6) части тела, участвующие в танце — руки, ноги, голова, корпус*;

7) отношение к пространству — занимает все пространство зала, только середину, половину зала, стоит на одном месте*;

8) направление движений — вперед, назад, из стороны в сторону, по кругу, по диагонали*;

9) уровни движений — верхний, средний, нижний, партер;

10) использование музыки и ритма — не может пойти за ритмом, двигается в собственном ритме, ритмичен, может строить сам ритм, отгораживается от музыки, креативное отношение к музыке.

Анализ групповой динамики в процессе танцевальной терапии включает 6 параметров, состоящих из 25 признаков (знак * в приведенном перечне означает, что эти признаки оценивают пациенты, баллы от 0-5 им можно не заполнять):

1) контактность в танце импровизации — контактная импровизация, бесконтактная импровизация*;

2) коммуникативность в группе — отгораживание себя, берет нормальный контакт, обоюдный контакт с группой, преувеличенный контакт, идет на нападение*;

3) оценка поведения пациента в группе — двигается также быстро, как все, двигается медленнее, чем остальные, свободно контактирует со всеми членами группы, менее контактен, чем другие в группе, ему было комфортно в группе, ему было одиноко в группе;

4) моторно-коммуникативное состояние группы («Как Вы оцениваете работу группы?») — в группе установились дружеские отношения, в группе не сформировались дружеские отношения, в группе устанавливался единый ритм движений, группа не устанавливала единый ритм движений, группа отражала эмоции отдельных участников, группа не отражала эмоции отдельных участников*;

5) отношение к танцу — совсем не может имитировать движения и совсем не может учить разные движения, имеет некоторые возможности повторять и может учить простые танцевальные движения, способен повторять, имитировать и учить разные танцевальные движения; пассивен и равнодушен к креативным движениям и танцевальным импровизациям, имеет собственный интерес и справляется с креативными движениями и танцевальными импровизациями, активно интересуется креативными движениями и импровизирует самостоятельно.

Все признаки имеют градацию от 0 до 5 баллов, что позволяет использовать математическую обработку материалов исследования.

Бланки телесного анализа включают дату, фамилию, имя, отчество и диагноз испытуемых, а также инструкцию: «Прочтите внимательно и поставьте баллы от 0 до 5 напротив заданных характеристик». Инструкция для пациентов: «Прочтите внимательно и поставьте галочку напротив заданных характеристик».

Результаты исследования

В настоящее время апробация методики проведена с п = 200 пациентами психиатрического стационара.

Исследования, полученные нами с помощью разработанной информационной карты, показали, что пациенты в начале терапии используют в танце главным образом руки и в меньшей степени — ноги, корпус практически неподвижен, чаще стоят на одном месте (84 %). Причем их движения носят хаотичный характер, они напоминают движения маленького ребенка, которого только что распеленали. В процессе танцевальной терапии движения становятся более сильными, совершаются в разных плоскостях: фронтальных — в 100 % случаев, сагиттально-латеральных — в 76 % случаев, трансференсных — в 64 % случаев. Если на первой танцевально-терапевтической сессии 23 % пациентов отгораживались от контактов, что выражалось в нежелании танцевать, стремлении только сидеть и смотреть, то к концу танцевальной терапии все 100 % пациентов могли составить импровизированный групповой танец. Диапазон и вариативность их движений настолько расширились, что пациенты начинали импровизировать в индивидуальном и групповом образном танце, а затем рассказывать, что они изображали.

Особенно следует отметить, что у 92 % пациентов оценка моторно-эмоциональной и коммуникативной выразительности в процессе танца была адекватной, несмотря на то, что в основном это были дефицитарные, инвалидизированные больные.

В 83 % случаях самооценка танцевальных импровизаций пациентов и их оценка врачами, психологами и танцевальным терапевтом совпала.

Обсуждение результатов

Резюмируя полученные результаты, мы можем отметить что, слежение за движениями в процессе танцевально-терапевтической сессии явилось терапевтической составляющей для больных шизофренией. С улучшением вариативности движений и пространственной их заполненности улучшаются невербальные коммуникации, что позволяет пациентам строить групповые импровизации. Несмотря на сложности в распознавании эмоций, малопродуктив-ности в вербальных контактах, гипомимичность, эмоциональную уплощенность, которые часто диагностируются медицинскими психологами психиатрического стационара, больные шизофренией в процессе танцевальной терапии показывают, помимо явного улучшения моторики, достаточно адекватную оценку невербальных коммуникаций в танце. Это можно объяснить, по нашему мнению, использованием наиболее понятных таким больным средств кинестетической коммуникации, т. к. стимульным материалом является сам танец и движения.

Выводы

1. Танцевальная терапия — это прежде всего психотерапия, направленная на работу с личностью и индивидуальностью человека вне зависимости от патологии.

2. Танцевальный терапевт, обладая психологической, психотерапевтической и совершенной танцевальной подготовкой, должен сочетать в себе личную и социальную зрелость, т. к. ему необходимо быть откровенным, терпимым и искренним не только по отношению к себе, но и к пациентам.

3. Танцевальный терапевт, работающий в психиатрическом стационаре, транслирует такую модель поведения, которая показывает с помощью танца, что больные шизофренией не настолько изолированы в общении, они могут совместно функционировать

и взаимодействовать друг с другом и именно от их поведения может зависеть настроение близких им людей.

4. Динамика влияния танцевальной терапии на коммуникации больных шизофренией и снятие телесных зажимов могут быть исследованы с помощью приведенных выше методик, которые позволяют математически обработать результаты исследования.

5. Валидность методик «Анализ телесного компонента интеллекта» и «Телесный анализ» подтверждается привлечением разных экспериментаторов (кроме автора в исследовании принимали участие независимые психологи и врачи).

6. Представленные методики можно модифицировать в соответствии с задачами исследований и особенностями испытуемых, а также применять для анализа динамики танцевальной терапии со здоровыми людьми.

7. Конструктивная валидность была задана основными положениями информационной теории психических процессов Л. М. Веккера.

8. Апробация методик и их интерпретации была проведена танцевальными терапевтами, прошедшими обучение на курсе «Танцевальная терапия» в ИДО РГПУ им. А. И. Герцена, которые подтвердили не только их эффективность, но и краткость и удобство проведения, а также корреляции с другими психологическими методиками, что отражено в дипломных работах студентов этого курса.

1 Веккер Л. М. Психические процессы. СПб., 1974. Т. 1. 332 с.

2 Oganesian N. Dance therapy as form of communication activating psychotherapy for schizophrenic patients — Body, Movement and Dance in Psychotherapy Routiedng. September 2008. Vol. 3, No. 2. S. 97-106; Риковская В.Б. Танцевально-двигательная терапия в реабилитации шизофрении // Материалы международной научно-практической конференции 25 марта 2008. Пенза, 2008. С. 76-79; Волкова В. В., Меркулов С. В., Оганесян Н. Ю. Изменение эмоционально-личностных особенностей больных шизофренией в процессе танцевальной терапии // Развитие научного наследия А. Р. Лурия в отечественной и мировой психологии. III Междунар. науч.-практ. конф., посвященная памяти А. Р. Лурия. 10-12 октября, 2007. М.; Белгород, С. 104-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Laban R., Lawrence F. C. Effort:economy of human movement. London, 1974. Р. 47.

4KestenbergJ. The role of movement pattems in development. New York, 1967. 354 p.; KestenbergJ. The mening of movement: developmental and clinical perspectives of the Kestenberg Movement Profile. Amsterdam, 1998. 250 p.

5 Priebe S., Röhricht F. Specific body image pathology in schizophrenia // Psychiatry Research. 2001. Р. 101, 289-301; Röhricht F., Priebe S. Do cenesthesias and body image aberration characterise a subgroup in schizophrenia // Acta Psychiatrica Scandinavica, 2002. Р. 105, 276-282.

6 Röhricht, F., Priebe, S. Do cenesthesias and body image aberration characterise a subgroup in schizophrenia // Acta Psychiatrica Scandinavica. Aalborg: Danmark, 2002. Р. 105, 276-282.

7 Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005. 18 с.

8 Oganesian N. Yu. «Dance therapy in rehabilitation of schizophrenics» — 15 th World congress of the World Association for Dynamic Psichiatry (WADP) What is New In Psychiatry And Psychoterapy? Creative Dimension In Modern Treatment Psychjnevrology In The Modern World materials / prof. N. G. Neznanov. FSI “SPb PRI n. a. Bechterev”. SPb, 2007. 320 p. Р. 41; Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия и оценка развития психомоторики больных шизофренией» // Развитие научного наследия А. Р. Лурия в отечественной и мировой психологии. Третья Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти А. Р. Лурия. М.; Белгород, 2007. С. 120.

9 Оганесян Н. Ю. Влияние танцевальной терапии на психомоторику больных шизофренией в процессе реабилитации // Материалы международной научно-практической конференции 25 марта 2008. Пенза. 2008. С. 149-154.

10 Oganesian N. Yu. Evaluation Of Psychomotoricity Development In Schizophrenic Patients In The Process Of Dance Therapy // IV European Congress Of Psychomotricity “Crossing Borders”. 21, 22 and 23 of may 2008. Amsterdam. S. 22.

11 Александров А. А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. СПб., 2000. 237 с.

12 Мавлявиева А. И. Функции танцевального терапевта в организации условий развития толерантных установок подрастающего поколения согласно теории личности Альфреда Адлера // Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: материалы Всероссийской науч.-практ. конф., посвященной 210-летию Герценовского университета и 10-летию психолого-педагогического факультета. СПб., 2008. С. 607-608.

13Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья: Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. СПб., 2007. 320 с.

14 Reich W Character Analysis. New York, 1972. 545 p.; Lowen A. Bioenergetics. New York, 1975. 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.